Вид несущей части крыши гис жкх

Обновлено: 15.05.2024

ГИС ЖКХ регулируется 25 законами, приказами, другими нормативными документами. Главный из них — №209 ФЗ «О государственной информационной системе ЖКХ». В нем рассказано о системе, стандартах пользования ей, ответственности за неисполнение закона. В приказах публикуют уточнения — например, перечень сведений, которые должен публиковать каждый участник системы.

ФЗ №209 «О ГИС ЖКХ»: что есть в главном законе

Федеральный закон №209-ФЗ от 27.07.2014 вступил в силу в день публикации. Последнее внесение изменений в него было 31.12.2017 года. Последняя редакция закона о ГИС ЖКХ была опубликована по №485-ФЗ.

Закон рассказывает о системе, ее целях, порядке работы с ней. В нем содержатся основные положения. Всего документ состоит из 13 статей:

  • Ст. 1 определяет сферу действия Федерального закона. Рассказывает, что основная цель — обеспечение граждан, органов государственной власти, организаций и органов местного самоуправления данными о ЖКХ.
  • Ст. 2 объясняет основные понятия, которые используются далее в законодательстве.
  • Ст. 3 указывает правовую основу создания, эксплуатации, модернизации системы.
  • Ст. 4 перечисляет принципы модернизации, создания, эксплуатации ГИС ЖКХ. В частности указывает на то, что информация должна быть открыта, прозрачна, общедоступна.
  • Ст. 5 перечисляет требования к системе. Например, она должна обеспечивать возможность модернизации, доступа к информации, ее сбора, хранения, обработки.
  • Ст. 6 закона о ГИС ЖКХ рассказывает о 42 видах информации, которая должна размещаться. Среди них — сведения о поступивших обращениях, проведении ремонта, подготовке к сезонной эксплуатации разных объектов ЖКХ.
  • Ст. 7 объясняет права, обязанности всех участников информационного взаимодействия. Например, предписывает органам самоуправления размещать определенные виды данных.
  • Ст. 8 объясняет, как следует вносить изменения и размещать новые сведения в сервисе.
  • Ст. 9 объясняет правовой режим данных, которая размещена в ГИС ЖКХ.
  • Ст. 10 рассказывает о взаимодействии ГИС ЖКХ и других информационных систем, сервисов.
  • Ст. 11 предусматривает ответственность за нарушение закона.
  • Ст. 12 перечисляет заключительные положения.
  • Ст. 13 определяет дату вступления закона в силу.

Если говорить кратко, закон объясняет, что такое государственная информационная система и зачем нужен такой сервис. Предписывает управляющим компаниям, ТСЖ и другим организациям вносить сведения в ГИС ЖКХ, а также позволяет собственникам жилья легче взаимодействовать с ними.

К действующей редакции выпускают разные дополнения в виде других ФЗ, комментариев, приказов. Их совместно выпускают Минстрой России и Минкомсвязь России.

Приказ № 550/1434/пр — изменения, затронувшие поставщиков

Регулирует жилищно-коммунальное хозяйство, в частности — предписывает действия поставщиков информации. При размещении сведений в системе они должны учитывать данные, размещенные органами исполнительной власти, местного самоуправления, государственной власти субъектов РФ. Если поставщик видит, что цифры неверные, он имеет право разместить сведения, на основании которых производит расчет начислений.

Приказ № 319/906/пр — о сроках и документах

Приказ о размещении информации в ГИС ЖКХ устанавливает, в каком виде должны загружаться документы. Поставщики обязаны загружать их в электронном формате, указывая в структурированном виде их основные параметры: дату, номер, наименование. Также прописаны сроки — в большинстве случаев поставщики обязаны загрузить электронный формат документов не позднее 7 дней с момента официального опубликования акта. Есть документы, которые нужно загружать с определенной периодичностью. Например:

  • годовые отчеты в Минстрой о субсидиях — не позднее 20 января каждого года;
  • информацию о проектах благоустройства, участвовавших в конкурсах Минстрой РФ — ежегодно до 1 декабря;
  • отчеты о реализации мероприятий по благоустройству в рамках государственных программ — ежеквартально до 15 числа.

ФЗ № 437 — о штрафах

Федеральный закон предусматривает административную ответственность для разных участников системы, нарушающих требования других ФЗ. Например, в нем прописана ответственность для операторов ГИС ЖКХ. Если они не будут принимать мер по восстановлению работоспособности сервиса, это повлечет штраф от 150 000 до 200 000 ₽.

ФЗ № 485 — снова об ответственности

ФЗ № 485 во многом совпадает с предыдущим федеральным законом. Он также предусматривает ответственность участников системы за неисполнение обязательств. Например, в нем указано, что неразмещение информации в указанные сроки или размещение заведомо недостоверных сведений влечет за собой предупреждение или карается штрафом:

  • для физических лиц — 3000–5000 ₽;
  • для должностных лиц — 5000–10000 ₽.

ФЗ № 263 — об изменениях из-за ГИС ЖКХ

Этот федеральный закон внес ряд изменений в законодательные акты в связи с выходом ФЗ № 209. В частности, изменениям подверглись:

  • статьи Кодекса Российской Федерации об административных
  • правонарушениях — ФЗ № 263 установил ответственность за нарушения законодательства для участников системы;
  • статьи ЖК РФ — в него добавились новые пункты, которая обязывает УК и другие формы управления размещать объявления о собраниях, голосованиях, других мероприятиях;
  • ФЗ № 210 — новый закон позволил заявителям получать информацию из государственных информационных систем;
  • ФЗ № 97 — в нем заменили формулировку «13.18, статьями» на «13.18, статьей»;
  • ФЗ № 403 — пункт 2 утратил силу.

Приказ № 504/934/пр — об официальном сайте

Приказ № 88/203/пр — об электронных документах

Утверждает форматы электронных документов, которые можно размещать в ГИС ЖКХ. В частности, их вес не должен превышать 50 мегабайт. Документы должны быть открыты для поиска и копирования информации, а любая информация в них не должна быть зашифрована.

Согласно приказу, в ГИС ЖКХ можно публиковать:

  • правовые нормативные акты в виде PDF или PDF/A;
  • текстовые документы в виде PDF, .doc, .docx, RTF;
  • таблицы .xlsx, .xls;
  • изображения в форматах е JPEG или TIF.

Приказ № 87/202/пр — о требованиях к ГИС ЖКХ

Этот приказ Минстроя и Минкомсвязи о ГИС ЖКХ утверждает требования к системе. Вот некоторые из них:

  • пользователи должны получать доступ к общедоступной информации без установки дополнительного ПО;
  • она должна быть адаптивной, масштабируемой, модульной, открытой, с интуитивно понятным интерфейсом;
  • все сведения в системе должны быть на русском языке.

Приказ № 86/201/пр — об информации

Документ устанавливает правила хранения, обработки и

предоставления информации, которая содержится в системе. В частности, указывает, что сведения предоставляются в электронной форме и являются официальными, а вся информация и журналы учета должны каждый день копироваться на резервный материальный носитель.

Приказ №89/204/пр — о взаимодействии с другими сервисами

В документе установили форму сетевых протоколов, по которым должна передаваться информация, и порядок, по которому ГИС ЖКХ взаимодействует с другими государственными и информационными системами. Например, указано, что организация взаимодействия осуществляется «на принципах соблюдения полноты, достоверности предоставляемой информации, получаемой, обрабатываемой и размещаемой в рамках межсистемного взаимодействия».

Приказ № 311/612/пр — об обязанностях Росреестра

Этот приказ обязывает Росреестр размещать в единой системе следующую информацию:

  • вид объекта недвижимости: например, МКД — многоквартирный дом;
  • кадастровый номер;
  • площадь;
  • кадастровые номера всех помещений, расположенных в здании;
  • точный адрес недвижимости;
  • сведения о правообладателе;
  • другие сведения.

Приказ № 368/691/пр — о сведениях о МКД

Перечисляет сведения о многоквартирных домах, которые должны быть размещены в системе управляющей организацией или другими формами управления многоквартирным домам. К таким сведениям относятся:

  • адрес здания;
  • дата, номер договора об управлении;
  • даты начала и окончания осуществления обязанностей по управлению, предусмотренные договором;
  • дата расторжения договора;
  • основные заключения договора.

Также в ГИС ЖКХ должны быть размещены электронные образы протокола конкурса по выбору УК, самого договора управления многоквартирным домом.

Приказ № 589/944/пр — о данных, регистрации, размещении

Этот приказ регулирует сразу несколько направлений:

  • порядок и способы размещения информации в ГИС ЖКХ;
  • порядок ведения реестров в системе;
  • порядок доступа к системе;
  • порядок доступа к информации в системе.

Например, в приказе прописано, что физические лица могут получить доступ к личным кабинетам только после идентификации, аутентификации в ЕСИА, при этом в системе не нужно регистрироваться. Управляющие компании при работе с информацией в системе должны использовать электронную подпись, полученную в ЕСИА.

Приказ № 18/34/пр — об информации о прописанных

электронного взаимодействия сервиса, который позволяет поставщику вносить сведения в систему.

Приказ № 53/82/пр — об электронном паспорте

Утверждает форму электронного паспорта МКД, жилого дома, а также форму электронного документа о состоянии инженерной, коммунальной инфраструктур. Согласно документу, в электронном паспорте должны обязательно содержаться следующие сведения:

  • дата формирования документа;
  • общие сведения о доме;
  • адрес и код ОКТМО;
  • кадастровый номер;
  • год постройки;
  • год ввода в эксплуатацию;
  • стадия жизненного цикла;
  • год проведения реконструкции;
  • серия, тип проекта здания;
  • общее имущество;
  • многая другая информация.

Приказ № 77/120/пр — об информации финансовой поддержке

Документ предусматривает порядок размещения информации о предоставлении финансовой поддержки на капитальный ремонт, расселение жильцов аварийных домов, модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также сведения о выполнения условий предоставления такой поддержки. Например, в приказе сказано, что поставщик информации обязан размещать информацию в ГИС ЖКХ в срок не позднее 10 дней со дня принятия соответствующих решений.

Приказ № 74/114/пр — о размещении информации

Приказ Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 тоже устанавливает сроки и порядок публикации информации в единой системе. В нем ссылаются на другие нормативные документы и описывают общий порядок публикации сведений. В отличие от других приказов, этот регулирует размещение сведений о гражданах, которые могут получать субсидии, об органах исполнительной власти субъектов РФ, о нормативах потребления коммунальных услуг и других сведениях.

ФЗ №469 — об изменениях в ЖК РФ

Федеральный закон вносит в ЖК РФ изменения, связанные с ГИС ЖКХ, в части оплаты, потребления, размещения информации о коммунальных услугах. Также предусматривает ответственность за неисполнение законодательства.

Приказ № 85/200/пр — о функциональных требованиях

Документ перечисляет функциональные требования к ГИС ЖКХ. Например, определяет, что система должна обеспечить возможность:

  • внесения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги;
  • размещения информации в электронной форме с использованием электронной подписи;
  • ведения реестров, размещения классификаторов, справочников;
  • получения, использования достоверной информации;
  • проведения общих собраний собственников жилья;
  • другие возможности.

ФЗ №255 — о лицензировании управляющих компаний

Федеральный закон от 21 июля 2014 года вносит еще один ряд изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты. Основное его положение — деятельность по управлению многоквартирными домами должна обязательно лицензироваться, а сведения об управленцах и их лицензиях нужно размещать в ГИС ЖКХ.

Приказ № 393/731/пр — о классификаторах и справочниках

Объясняет, какие классификаторы и справочники должны быть в системе. Устанавливает общедоступность справочников, классификаторов, а также возможность их загрузки, использования. Согласно документу, в ГИС ЖКХ должны быть размещены:

  • общероссийский классификатор единиц измерения;
  • общероссийский классификатор организационно-правовых форм;
  • квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
  • и других служащих;
  • общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.

Приказ № 455/825/пр — о сведениях о тарифах

Утверждает порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации в области государственного регулирования тарифов. Например, в документе указано, что федеральный орган исполнительной власти должен публиковать данные не позднее 1 дня с момента их получения, а также то, что все тарифы должны иметь подробное описание.

Приказы местных органов управления

Помимо закона о ГИС ЖКХ, других ФЗ, ЖК и приказов, работу с ГИС ЖКХ регламентируют местные законодательные акты. Например, в каждом городе есть приказ о назначении ответственного за заполнение ГИС ЖКХ. В нем назначают конкретных лиц, которые берут на себя ответственность за внесение актуальных сведений в единую систему.

Уже сейчас деятельность государственной информационной системы в области ЖКХ регулируют 25 законов, приказов, других нормативных документов. Постоянно появляются новые изменения в законе о ГИС ЖКХ. Мы делаем так, чтобы они были понятны, и управляющие компании могли автоматизировать все процессы. АСУ «Жилищный стандарт» предлагает:

  • интеграцию с ГИС ЖКХ, Реформа ЖКХ, сайтом УК;
  • двусторонний обмен информацией со сторонними сервисами, в том числе с ГИС ЖКХ;
  • автоматизацию бизнес-процессов, работы с Жилищной инспекцией.

Работать с нами удобнее, чем напрямую в ГИС ЖКХ. Наш сервис доступен круглосуточно, без сбоев, авторизация в нем проще. Он не требует целостности данных, позволяет вносить сведения в электронный паспорт любого дома, предоставляет актуальную форму паспорта. Если у вас есть вопросы, служба поддержки ответит на них в любое время: позвоните или закажите обратный звонок.


625007 Тюмень , ул. 30 лет Победы, д. 38 стр. 10, оф. 510


8 (800) 550-07-35

Теперь необходимо разместить информацию о конструктивных элементах дома и его инженерных сетях.

Для этого в реестре объектов жилищного фонда с помощью формы поиска нужно найти необходимый адрес.

Затем необходимо зайти во вкладку «Информация об объекте жилищного фонда» и выбрать раздел «Описание объекта жилищного фонда».

Откроется форма для размещения сведений о конструктивных элементах, инженерных сетях и лифтах.

Конструктивные элементы

  • материал несущих и ненесущих стен
  • двери
  • фасады
  • другие конструктивные элементы дома
  • внутренние стены
  • фундамент
  • внутренние стены
  • окна
  • балконы, лоджии, козырьки, эркеры
  • отделочные покрытие помещений общего пользования
  • перекрытия
  • крыша

Рядом с каждым элементом расположен выпадающий список.

В разделе «Двери» нужно выбрать материал дверей.

Для этого нужно нажать на пиктограмму с зелёным крестом выбрать необходимый материал из предложенной формы поиска.

Чтобы удалить уже введённый параметр, нужно нажать на пиктограмму с красным крестом.

При размещении информации о фасаде здания нужно указать информацию о типе наружных стен, годе проведения последнего капитального ремонта, материале отделки фасада, тип наружного утепления фасада, физическом износе в процентах.

Информация о других конструктивных элементах дома включает в себя информацию о материале внутренних стен чердачных помещений.

Затем указывается тип внутренних стен.

О фундаменте дома нужно указать год проведения последнего капитального ремонта, площадь отмостки, материал фундамента и тип фундамента.

Таким же образом заполняется информация об остальных указанных конструктивных элементах.

Вкладка построена так, что позволяет вводить информацию как вручную, вводя конкретные значения, так и выбирать варианты из выпадающих списков.

Не всегда варианты, которые прописаны в технической документации, совпадают с теми, что подходят для размещения в системе. В этом случае необходимо выбрать тот вариант, который максимально похож на то, что указано в технической документации.

Когда информация размещена, её нужно сохранить и разместить.

Внутридомовые сети

В систему необходимо внести подробную характеристику внутридомовых инженерных сетей.

Для этого нужно войти во вкладку «Информация об объекте жилищного фонда» и выбрать раздел «Описание объекта жилищного фонда». Затем выбрать вкладку «Внутридомовые сети».

Откроется форма для размещения информации об инженерных сетях.

Эта вкладка устроена по тому же принципу, что и вкладка о конструктивных элементах: часть сведений вносится вручную, часть – из вариантов, предложенных системой.

  • внутридомовой системе отопления
  • внутридомовой инженерной системе газоснабжения
  • внутридомовой инженерной системе водоотведения
  • внутридомовой инженерной системе электроснабжения
  • внутридомовой инженерной системе холодного водоснабжения
  • внутридомовой инженерной системе горячего водоснабжения
  • о количестве вводов внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в МКД (количестве точек поставки)
  • о количестве вводов внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения в МКД (количестве точек поставки)

Рядом с наименованием каждой инженерной системы есть пиктограмма выпадающего списка.

Для размещения информации о конструктивных элементах дома и его инженерных сетях в реестре объектов жилищного фонда необходимо в реестре объектах жилищного фонда найти необходимый адрес с помощью формы поиска.

Затем необходимо зайти во вкладку «Информация об объекте жилищного фонда» и выбрать раздел «Описание объекта жилищного фонда».

В этой вкладке размещается подробная информация о доме:

    материал несущих и ненесущих стен;


Рядом с каждым элементом расположен выпадающий список.


В разделе «Двери» нужно выбрать материал дверей.


Для этого нужно нажать на пиктограмму с зелёным крестом выбрать необходимый материал из предложенной формы поиска.



При размещении информации о фасаде здания нужно указать информацию о типе наружных стен, годе проведения последнего капитального ремонта, материале отделки фасада, тип наружного утепления, физическом износе в процентах.

Информация о других конструктивных элементах дома включает в себя информацию о материале внутренних стен чердачных помещений.

Затем указывается тип внутренних стен.

О фундаменте дома нужно указать год проведения последнего капитального ремонта, площадь отмостки, материал фундамента и тип фундамента.

Таким же образом заполняется информация об остальных указанных конструктивных элементах.

Вкладка построена так, что позволяет вводить информацию как вручную, вводя конкретные значения, так и выбирать варианты из выпадающих списков.

Не всегда варианты, которые прописаны в технической документации, совпадают с теми, что подходят для размещения в системе. В этом случае необходимо выбрать тот вариант, который максимально похож на то, что указано в технической документации.

Когда информация размещена, её нужно сохранить и разместить.

В систему необходимо внести подробную характеристику внутридомовых инженерных сетей.

Для этого нужно войти во вкладку «Информация об объекте жилищного фонда» и выбрать раздел «Описание объекта жилищного фонда». Затем выбрать вкладку «Внутридомовые сети».

Добавить информацию о помещении можно через вкладку «Информация о подъездах», либо с помощью кнопки «Добавить помещение», либо нажать на пиктограмму выпадающего списка рядом с номером нужного подъезда и выбрать в нём «Добавить помещение».

Откроется форма для размещения информации о новом помещении.

Теперь нужно выбрать тип помещения – жилое или нежилое. Сведения, которые размещаются о жилых и нежилых помещениях, отличаются.

В открывшейся форме укажите номер помещения и из выпадающего списка «Номер подъезда» выберите необходимый. В случае, если подъезд ещё не добавлен, есть возможность сразу же, нажав кнопку «Добавить подъезд», добавить новый подъезд.

Укажите кадастровый номер помещения, если он есть, или поставьте отметку о его отсутствии.

Укажите характеристику помещения: отдельная квартира, квартира коммунального заселения или общежитие. Укажите общую площадь жилого и нежилого помещения в квадратных метрах. Если информации о жилой площади нет, сделайте соответствующую отметку.

В разделе «Общие данные» в «Информация о квартирах в многоквартирном доме» о жилом помещении укажите количество лиц, проживающих в квартире и количество комнат.

Перейдите в раздел «Другие конструктивные элементы дома». Выберите необходимый вариант и перейдите на другие конструктивные элементы дома.

В строчке «Группа домохозяйств, относительно состава семьи» выбираем необходимый вариант, если нужного варианта нет, не указывайте ничего.

Помещение появится в реестре помещений. Теперь можно перейти к заполнению сведений о лицевых счетах соответствующего помещения.


Укажите номер помещения при его наличии. Укажите в выпадающем списке, входит ли помещение в состав общего имущества в многоквартирном доме. Укажите общую площадь нежилого помещения.

В разделе «Общие данные» заполните «Назначение помещения, относящегося к общему долевому имуществу собственников помещений». Для этого нажмите на пиктограмму «зелёный плюс», чтобы перейти в окно с выпадающим списком значений. Укажите необходимое значение и нажмите кнопку «Добавить».

После этого разместите информацию, чтобы её сохранить.

Нежилое помещение будет добавлено в реестр помещений. Теперь можно перейти к заполнению сведений о лицевых счетах соответствующего помещения.


Аббревиатура ГИС ЖКХ прочно вошла в обиход, в том числе, на обывательском уровне. Сайт ГИС ЖКХ стал рабочим инструментом и в ежедневном режиме используется физическими и юридическими лицами, а также надзорными органами для получения информации, внесения необходимых сведений и проведения проверок.

Восприятие ГИС ЖКХ на конец 2021 года

Если считать от даты принятия Федерального закона от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», то 21.07.2021 г. ГИС ЖКХ исполнилось 7 лет.

Первоначально участников рынка услуг ЖКХ заставляли регистрироваться на данном сайте под угрозой серьезных штрафов (доходивших до 300 000 рублей), однако все это носило характер манипуляции и было попыткой психологического давления на бизнес.

На применение статьи13.19.2 КоАП РФ («Неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ») вводился мораторий, а суммы штрафов постепенно уменьшались.

В настоящее время ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ влечет всего лишь предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей. Безусловно, смягчение наказания за неразмещение чего-либо – хорошая практика, снижающая нагрузку на бизнес. Однако с точки зрения исполнения требования о размещении информации в ГИС ЖКХ можно говорить в большей степени о формальном исполнении обязательных требований игроками рынка ЖКХ-услуг.

Можно сказать, что у управляющих организаций и ТСЖ выработался иммунитет на ГИС ЖКХ, ушли в прошлый какие-либо опасения от грозных штрафов или претензий со стороны надзорных органов по причине ненадлежащего ведения ГИС ЖКХ. Данная система ведется по большей части формально и все чаще с использованием принципов автоматизации. Они позволяют одномоментно генерировать контент в ГИС ЖКХ при его поступлении.

Обязанности управляющей организации по ГИС ЖКХ

С 1 июля 2016 года состав информации, подлежащий раскрытию в ГИС ЖКХ приведен в Составе, сроках и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, утвержденном Приказом Минкомсвязи РФ, Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр (далее – Порядок № 74/114/пр). Это очень емкий документ, которые раскрывает требования по раскрытию информации не только для управляющей организации, но для всех участников сферы ЖКХ (властей, поставщиков ресурса и т.д.).

Для управляющей организации значение имеет раздел 10 Порядка № 74/114/пр, который называется «Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами». Этот раздел содержит 21 группу сведений, которые также делятся на подразделы. Если перенести эти 21 группу сведений в текстовый формат, то число страниц в таблице раздела 10 составит цифру 80, то есть, состав сведений, подлежащих раскрытию – огромный.

Сведения, подлежащие размещению в ГИС ЖКХ для управляющей организации, включают:

1.Информацию об управляющей организации, ТСЖ или ЖСК (носит довольно общий характер, включает адрес, телефон, ИНН и иные подобные сведения).

2.Информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние (размещает тот, кто управляем домом; на основании нее в ГИС ЖКХ можно построить электронный паспорт дома).

3.Информацию о перечне предоставляемых работ и услуг, их стоимости.

4.Информацию об объеме, о качестве коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений (в случае ст. 157.2 ЖК РФ, т.е. когда управляющая организация не является исполнителем, она не раскрывает данную информацию, т.к. обязанным лицом является поставщик ресурса; впрочем, для РСО что-либо раскрывать по этому пункту – тоже большая редкость).

  1. Информацию о приборах учета, используемых для определения объема коммунальных услуг (даже в случае прямых договоров с РСО, эти сведения раскрывает управляющая организация).
  2. Информацию о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, перерывах в предоставлении (в случае ст. 157.2 ЖК РФ – это обязанность поставщика ресурса).
  3. Информацию о размере платы за жилое помещение (обычно эта информация раскрывается путем размещения протокола общего собрания или тарифного решения органа местного самоуправления (п. 4 ст. 158 ЖК РФ), однако на практике это происходит не всегда).
  4. Информацию о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с ресурсоснабжающими организациями, информацию о состоянии расчетов управляющей организации с потребителями коммунальных услуг.
  5. Информацию о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
  6. Информацию о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (эта информация раскрывается только в случае отсутствия прямых договоров по ст. 157.2 ЖК РФ).
  7. Информацию, подлежащую размещению управляющими организациями (ТСЖ/ЖСК) если они являются владельцами специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта.
  8. Сведения о выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых за счет дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (сам факт таких взносов – очень большая редкость).
  9. Информацию о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах.
  10. Информацию о договоре управления многоквартирным домом
  11. Информацию об отчете о выполнении договора управления многоквартирным домом и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая информация размещается ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным (п. 11 ст. 162 ЖК РФ).
  12. Информацию об отчетности ТСЖ/ЖСК.
  13. Информацию о договорах о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры (размещаются крайне редко по причине отсутствия принятых решений на общем собрании).
  14. Информацию об энергосервисных договорах (контрактах) (встречаются довольно редко).
  15. Информацию о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в виде протоколов и принятых решений; чаще всего размещаются реквизиты протоколов, вместо полного текста скан образа).
  16. Информацию об ответах на обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в управляющую организацию, ТСЖ/ЖСК.
  17. Сведения о наличии или отсутствии у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

Как было отмечено, каждая группа сведений содержит подпункты, где раскрывается детализация информации, подлежащей размещению. Можно сказать так, что состав сведений – просто колоссальный, а потому практически не выполнимый по размещению на 100%. Поэтому, при желании, можно практически любой управляющей компании выписывать штраф по п. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ, например, за то, что не указано количество балконов, лоджий, козырьков и эркеров (п. 2.9) или площадь земельного участка (п. 2.11.2).

Специфика работы с информацией в ГИС ЖКХ

Значительная часть сведений по ГИС ЖКХ носит статичный характер. Это означает, что достаточно заполнить эти сведения 1 раз, они навсегда выгрузятся в систему и эти проблемы не будут беспокоить руководство управляющей организации в дальнейшем. А та информация, которая является динамичной, т.к. требует систематического обновления, может размещаться на основании установленных алгоритмов (например, загрузки в систему показаний приборов учета или ежемесячно начисляемых сумм к оплате).

Особенности контроля надзорных органов по ГИС ЖКХ (теперь, уже после того как всех туда «загнали») в основном сводится к выдаче предупреждений о недопустимости обязательных требований по размещению информации. Другой вариант – показательные (точечные) процессы над теми, кто грубо пренебрегает обязательными требованиями.

Несмотря на то, что соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в ГИС ЖКХ является лицензионным требованием (п. 6.1) ст. 193 ЖК РФ), создание проблем с работой по лицензии из-за ГИС ЖКХ – невероятная редкость. Кроме того, надзорным органам также не просто контролировать такой огромный объем сведений из раздела 10 Порядка № 74/114/прпо каждому дому, поэтому проверки носят или формальный или избирательный характер.

На взгляд автора, работать с ГИС ЖКХ необходимо, но без фанатизма и на основании принципа автоматизации данных процессов. Хорошей практикой является аутсорсинг подобных вопросов, т.е. передача ведения ГИС ЖКХ тем IT-компаниям, которые наработали хорошие алгоритмы по отработке раздела 10 Порядка № 74/114/пр.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Читайте также: