Вид физической культуры обеспечивающий формирование основного фундамента жизненно важных умений

Обновлено: 28.03.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Компоненты физической культуры (физическое воспитание, физическое развитие, профессионально-прикладная физкультура, оздоровительная физкультура, фоновые виды и средства физкультуры)

Физическая культура является органической частью общечеловеческой культуры, ее особой областью, это процесс и результат деятельности человека, средство и способ и средство физического самосовершенствования человека.

Физическое воспитание является особым видом воспитания, содержательной частью которого является обучение двигательным действиям, развитие физических качеств, освоение специальных физкультурных знаний и формирование потребности к самостоятельным физкультурным занятиям.

Физическое воспитание − наука о законах управления процессом физического совершенствования человека. При обучении двигательным действиям, важным в жизни или спорте, занимающиеся приобретают умения полноценно и рационально реализовывать собственные физические качества, одновременно познавая закономерности движений тела.

Не менее важной частью физического воспитания является развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Все физические качества даются человеку как природные задатки, т.е. являются врожденными, их нужно развивать, совершенствовать в течение жизни. Кроме того, в процессе физического воспитания происходит освоение широкого круга физкультурных знаний гигиенического, медико-биологического, социологического, а также методического содержания. Данные знания способствуют осмыслению процесса занятий физическими упражнениями. Теория физического воспитания занимается определением задач физического воспитания, раскрытием их сущности, наиболее эффективных средств, методов, форм организации физического воспитания.

Физическое воспитание в единой системе с эстетическим, умственным, трудовым нравственным воспитанием способствует всестороннему развитию личности.

В ВУЗах процесс физического воспитания студентов реализуется через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

- укрепление здоровья и закаливание организма;

- гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;

- всестороннее развитие физических и психических качеств;

- обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Физическое развитие − один из показателей, характеризующий уровень здоровья человека. Под физическим развитием следует понимать происходящие непрерывно биологические процессы в организме. Данные процессы на каждом возрастном этапе характеризуется специфическим комплексом функциональных, морфологических, психических, биохимических и других свойств организма, а также запасом физических сил. Для хорошего уровня физического развития свойственны высокие показатели физической подготовленности, умственной и мышечной работоспособности.

Для оценки физического развития используются такие параметры как рост, масса тела, пропорции в развитии отдельных частей тела, степень развития функциональных способностей организма: сила мышц кистей рук жизненная емкость легких, и др.; мышечный тонус и развитие мускулатуры, осанка, состояние опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя. Часто о степени физического развития судят, прежде всего, по морфологическим характеристикам. Однако для создания полной картины физического развития их необходимо дополнить показателями функциональных параметров организма. Такими показателями, в первую очередь, является уровень развития физических качеств человека. Другим важным показателем является состав тела — соотношение мышечной, жировой и костной тканей тела. Данное соотношение, частично, показывает состояние физической подготовки и здоровья в зависимости от возраста и веса. Повышенное содержание жировой ткани приводит к повышению риска повышения артериального давления, болезней сердца, сахарного диабета, и т.д.

Пропорции тела и росто-весовые характеристики − параметры, характеризующие массу тела, размеры, телосложение. По данным параметрам можно определить эффективность конкретных двигательных действий.

Одними из важных показателей физического развития является осанка, которая является комплексной морфофункциональной характеристикой опорно-двигательной системы, а также здоровье, главным показателем которого являются положительные сдвиги в перечисленных выше показателях.

Профессионально-прикладная (производственная) физическая культура (ППФК) решает задачи повышения и развития профессиональных навыков и качеств, совершенствования подготовки человека к определенной деятельности. Она находится в прямой зависимости от специфики труда, и обусловлена его влиянием на человека.

ППФК может реализовываться как процесс физического воспитания в профессиональных учебных заведениях, так и проводиться на предприятии в режиме рабочего дня (производственная гимнастика, физкультпаузы, и т.п.), а также в свободное время (восстановительные мероприятия).

Исследователи установили, что высокий уровень профессионализма специалистов требует высокой общей и специальной физической подготовленности. Существует прямая зависимость производственных показателей от ее уровня. Регулярно занимающиеся физической культурой люди, реже болеют, к концу рабочего дня и недели меньше утомляются. Таким образом, производительность их труда значительно выше.

Оздоровительная физическая культура является специфической сферой применения средств физической культуры, направленной на восстановление сил, нормализацию физического состояния человека, организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды и производства.

Отличительной особенностью оздоровительной физической культуры является индивидуализация физических нагрузок людей с учетом пола, возраста, оптимизация двигательного режима, состояния здоровья, характера их производственной деятельности.

Фоновые виды физической культуры: гигиеническая физическая культура, включенная в повседневный быт (утренняя зарядка, прогулки, физические упражнения в режиме дня, которые не связаны с большими нагрузками); рекреативная физическая культура, средства которой применяются в форме активного отдыха (физкультурно-оздоровительные развлечения, туризм).

Средствами физической культуры являются:

1) физические упражнения;

2) естественные силы природы (солнце, вода, воздух);

3) гигиенические факторы (распорядок дня, личная гигиена, режим сна, питания и т.д.).

Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующие виды адаптивной физической культуры.

Адаптивное физическое воспитание (образование) – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребностям индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к здоровому образу жизни.

В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируется комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно-перцептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основные физические и психические качества; повышаются функциональные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.

Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

Если вспомнить терминологию, предлагаемую Л. П. Матвеевым, то следует учесть, что в содержание адаптивного физического воспитания (образования) включено также содержание адаптивной базовой (школьной) и адаптивной профессионально-прикладной физической культуры.

В процессе адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента рождения ребенка или с момента обнаружения у него той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактической работе.

Именно здесь огромное значение приобретают так называемые межпредметные связи, когда в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется освоение умственных, сенсорно-перцептивных, двигательных действий и понятий, происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и другие виды воспитания.

Очень важен этот вид адаптивной физической культуры и в случае приобретенной патологии или инвалидности, когда человеку приходится заново обучаться жизненно и профессионально важным умениям и навыкам (ходьбе на протезах, пространственной ориентации в случае потери зрения, профессиональным действиям и др.).

Адаптивный спорт – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и, вообще, социализации.

При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивный спорт является практически единственной возможностью удовлетворения одной из главнейших потребностей человека – потребности в самоактуализации, поскольку профессионально-трудовая, общественно-политическая и другие виды деятельности часто оказываются недоступными.

Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено прежде всего на формирование у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем.

Сущностную основу адаптивного спорта составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных адаптационно-компенсаторных возможностей на доступном биологическом уровне, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций. Подготовка к соревнованиям рассматривается как врачебно-педагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсмена-инвалида, удовлетворяющие эстетические, этические, духовные потребности, стремление к физическому совершенствованию (Б. В. Сермеев, В. Г. Григоренко).

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных движений: паралимпийского, специального олимпийского и сурдлимпийского.

Исходя из концепции И. М. Быховской (1993), рассмотревшей проблемы человеческой телесности в социокультурном измерении, именно адаптивный спорт с обязательным участием инвалидов в учебно-тренировочном процессе и системе различных (включая международные) соревнований создает наиболее подходящие условия именно для культурного бытия их телесности, важнейшим атрибутом которого является общение, участие в диалоге двух «Я» (Каган М. С., 1988).

Основная цель адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Адаптивный спорт, особенно спорт ЛИН, как социальное явление можно сравнить с лакмусовой бумажкой, позволяющей дать объективную оценку реализуемой в обществе аксиологической концепции отношений к инвалидам и, вообще, лицам с отклонениями в состоянии здоровья: действительно ли мы воспринимаем их как равных себе, имеющих право на самостоятельный выбор пути развития, самореализации, или только декларируем это?

Важнейшим инструментом реализации государственной политики по отношению к адаптивному спорту являются: ВРВС, Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК), Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта (ФССП) и др.

Адаптивная двигательная рекреация – вид адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, общении.

Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труда, учебы, спорта и др.); на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и, вообще, на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная цель адаптивной двигательной рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Характерными чертами являются свобода выбора средств и партнеров, переключение на другие виды деятельности, широта контактов, самоуправление, игровая деятельность, удовольствие от движения (Пономарев Н. И., 1996; Рыжкин Ю. Е., 1997).

Для инвалидов адаптивная двигательная рекреация – не только биологически оправданная саморегулируемая двигательная активность, поддерживающая эмоциональное состояние, здоровье и работоспособность, но и способ преодоления замкнутого пространства, психическая защита, возможность общения, удовлетворения личных интересов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий.

В случае приобретенной инвалидности или тяжелого заболевания адаптивная двигательная рекреация может и должна стать первым этапом, первым шагом в направлении снятия (преодоления) стресса и приобщении к адаптивной физической культуре (адаптивному физическому воспитанию, адаптивному спорту и др.)

Чтобы избежать чисто терминологических недоразумений, подчеркнем, что в учебном пособии для институтов физической культуры Л. П. Матвеев данный вид физической культуры называет фоновым, дополнительно включая в него гигиеническую (в рамках повседневного режима жизни) физическую культуру (Матвеев Л. П., 1983).

Адаптивная физическая реабилитация – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность инвалида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Отметим, что в медицине термин «физическая реабилитация» используется для обозначения работы как с инвалидами, так и с лицами, временно утратившими свои функции (в дальнейшем авторы пособия будут использовать термин «адаптивная физическая реабилитация»).

Основная цель адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства.

В отдельных нозологических группах инвалидов, приемущественно с ПОДА, лечение движением не заканчивается в медицинском стационаре, а продолжается всю жизнь на основе самореабилитации (Михайлова Ю. Г., 1998).

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Безусловно, творческий аспект присутствует во всех перечисленных видах адаптивной физической культуры, однако именно здесь он является главной, ведущей целью, самой сущностью данного вида адаптивной физической культуры. Именно в креативных телесно-ориентированных практиках единение духовного и телесного начал человека в процессе занятий физическими упражнениями является обязательным, непременным атрибутом деятельности, без которого она в принципе не может существовать.

Фрагменты, элементы, а иногда и хорошо научно-методически оформленные системы креативных телесно-ориентированных практик используются в сказко-, игротерапии (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Горбенко М., 2001), формокоррекционной ритмопластике (Чураевы Р. и Т., 2001), антистрессовой пластической гимнастике (Попков А. В., Литвинов Е. М. и др., 1996), двигательной пластике (Сляднева Л. Н., 2001), психиатрии и психоанализе (Лоуэн А., 1997), системе психосоматической саморегуляции, ментального тренинга, нейролингвистического программирования (Норбеков М. К., Фотеева Л. А., 1995; Бундзен П. Ф., Унесталь Л. Э., 1995; Волков И. П., 1998; Каган В. Е., 1998 и др.), системе целостного движения (Кудряшов Н., 1998), лечебной релаксационной пластике (Курис И. В., 1998), телесно-ориентированной психотехнике актера (Березкина-Орлова В. Б., Баскакова М. А., 1999), психогимнастике (Чистякова М. И., 1990) и др.

Практическая востребованность креативных телесно-ориентированных практик очевидна. По мнению автора, их невозможно выделить в рамках адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации и физической реабилитации.

Основной целью креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик необходимо считать приобщение инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творческое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических напряжений («зажимов») и в конечном счете вовлечение их в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе – профессионально-трудовую деятельность.

Экстремальные виды двигательной активности – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки. Показано, например, что механизмы потребности к получению нового опыта, связанного с риском, угрозой для жизни и т. п., обусловлены потребностью человека в активизации своей эндогенной опиатной системы, выполняющей функции профилактики состояний фрустрации, депрессии.

Дельтапланеризм, парашютный и горнолыжный спорт, скалолазание, альпинизм, серфинг, различные виды высотных прыжков и ныряния вызывают «острые» ощущения, связанные с состоянием свободного падения в воздухе, скоростным перемещением и вращением тела, резким ускорением и т. п., которые, в свою очередь, активизируют эндогенную опиатную систему, способствуют выработке так называемых эндорфинов – гормонов «счастья». При этом преодоление чувства страха приводит к значительному повышению у человека чувства самоуважения, личностной самореализации, ощущению принадлежности к элитарным группам социума.

Современные нейробиологические исследования показали, что существенной причиной формирования алкогольной и наркотической зависимости является гипофункция эндогенной опиатной системы.

Основными целями экстремальных видов двигательной активности являются преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и др.); формирование потребности в значительных напряжениях как необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования; профилактика состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полнокровной жизни.

Перечисленные виды адаптивной физической культуры, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый из них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания; с другой – они тесно взаимосвязаны (рис. 6). Так, в процессе адаптивного физического воспитания используются элементы лечебной физической культуры с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия – для развития, переключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; элементарные спортивные состязания. Многие спортсмены-инвалиды проходят последовательный путь от физической реабилитации в условиях стационара к рекреативно-оздоровительному спорту и спорту высших достижений (Жиленкова В. П., 1999; Орешкина Ю. А., 2000).

Рис. 6. Основные виды адаптивной физической культуры (см. сокращения в тексте к рис. 3)

Если для здорового человека двигательная активность является естественной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида – это способ существования, объективные условия жизнеспособности (Евсеев С. П., 1996). Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повышает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следовательно, открывает возможности позитивного изменения биологического и социального статуса.

Таким образом, адаптивная физическая культура в целом и все ее виды призваны с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и духовные силы, максимально реализовать возможности организма и личности для полноценной жизни, самопроявления и творчества, социальной активности и интеграции в общество здоровых людей, реализации соответствующего современным реалиям образа жизни.

Необходимо подчеркнуть, что дальнейшее изучение личных и социальных потребностей данной категории населения нашей страны – актуальнейшая задача теории адаптивной физической культуры, решение которой позволит разработать новые ее виды, способные значительно активизировать процессы комплексной реабилитации, социальной интеграции и приобщения к образу жизни нормально развивающихся людей и тех, у кого имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос о поиске и обосновании видов адаптивной физической культуры, способных противостоять уходу детей и молодежи в виртуальную реальность, отказу от естественного общения, что порождает большое количество проблем психологического порядка, решить которые традиционными медицинскими средствами не представляется возможным.

? Контрольные вопросы и задания

1. Назовите классификационный признак, в соответствии с которым выделены виды адаптивной физической культуры.

2. Перечислите шесть видов адаптивной физической культуры.

3. Раскройте основные черты адаптивного физического воспитания.

4. В чем суть адаптивного спорта?

5. Дайте характеристику адаптивной двигательной рекреации.

6. В каких учреждениях и организациях используется физическая реабилитация?

7. Какие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья удовлетворяют креативные телесно-ориентированные практики двигательной активности?

8. Расскажите об особенностях экстремальных видов двигательной активности, используемых в адаптивной физической культуре.

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы.

Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура – мера и способ всестороннего физического развития человека.

Таким образом, физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют всей потребности общества и личности в физической подготовке.

Физическое образование – педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.

Спорт – игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.

Физическая рекреация (отдых) – использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

Двигательная реабилитация (восстановление) – целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.

Физическая подготовка – вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных физических упражнений. Физическое развитие – это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма).

Физические упражнения – движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.

Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развитием общества.

Физическая и функциональная подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечнососудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др.

Психофизическая подготовленность – осуществляется в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиям окружающей природы и социальной среды. В прямой зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу.

Двигательная активность – является одним из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.

Профессиональная направленность физического воспитания – это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.

Система физического воспитания является частью здорового образа жизни. Без умеренных нагрузок невозможно обрести духовную и телесную крепость. Физкультура - это комплекс упражнений, направленный на оздоровление организма человека, укрепление его эмоционального состояния. Используется она в качестве профилактики заболеваний, а также их устранения.

Что это?

Физическая культура относится к сфере социальной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья человека. С ее помощью можно развивать психофические возможности. Физкультура - это не просто конкретные упражнения, а совокупность знаний и ценностей, создающихся в обществе. Физкультура совершенствует навыки, двигательную активность, формирует здоровый образ жизни, благоприятствует социальной адаптации, подготавливает и разносторонне развивает. Одним словом, сплошные плюсы.

виды физической культуры

Разные виды физической культуры выполняют свои функции. И все они очень важны. Несмотря на такое деление, физкультура направлена на укрепление здоровья человека, его психоэмоционального состояния. Результативность - цель, которую она преследует. Каждый компонент самостоятелен, имеет целевую установку, материальное и техническое оснащение, разный уровень развития и личностные ценности. Такие понятия, как "физкультура" и "спорт", зачастую бывают неразрывными, поскольку они выполняют одинаковые функции, а также преследуют похожие цели. Под "физкультурой" принято подразумевать массовые и лечебные мероприятия.

Особенности

Система физического воспитания включает в себя основные средства, которыми она достигается. Это природный и естественный фактор, упражнения, личная гигиена и массаж. Все это в комплексе составляет основу здорового образа жизни, а следовательно, и гармоничного сосуществования духа и тела. Полноценное физическое воспитание - это комплексное применение всех средств. Каждое из них оказывает влияние на организм человека.

лечебная физическая культура

Виды физической культуры

Следующий момент. Какие разновидности физкультуры существуют?

  • Фоновая. Физическая культура, которая осуществляется человеком неосознанно. Оказывается, любые движения, сделанные в течение дня, относятся к данному виду. Особенность фоновой физкультуры заключается в том, что она не требует от человека большой нагрузки. К ней можно отнести езду на велосипеде, ходьбу, утреннюю гимнастику, подъем по лестнице и другие легкие упражнения.
  • Массовая. Нацелена на воспитание физической культуры и самовоспитание. Способствует развитию тела, оздоровлению, совершенствованию возможностей, улучшению телосложения.
  • Адаптивная. Физкультура, которая носит индивидуальный характер. Она направлена на интеграцию человека в социум, коррекцию психических и физических нарушений. Данный вид физической культуры не только лечит, укрепляет организм, реабилитирует, но и оказывает множество других положительных эффектов.
  • Лечебная. ЛФК используется для реабилитации пациентов, у которых наступила положительная динамика в лечении заболевания медикаментами. Лечебную физкультуру также называют двигательной реабилитацией. Для курса ЛФК подбирается определенный комплекс упражнений. Они направлены на восстановления функций организма в результате травм, болезней, стрессов.

система физического воспитания

Задачи

Все виды физической культуры преследуют определенные оздоровительные цели. К ним относят: закаливание организма и укрепление здоровья; гармоничное развитие тела, его функций; всестороннее формирование психических качеств; тренировка выносливости, работоспособности; совершенствование деятельности ЦНС. Физкультура помогает не только сохранить молодость организма, но и ясность ума даже в преклонном возрасте.

массовая физическая культура

Показания

Виды физической культуры имеют свои показания. Например, лечебная направлена на устранение последствий какого-либо заболевания или же входит в терапевтическое лечение. Массовая физкультура призвана укреплять организм, поэтому показана всем без исключения. Но с учетом индивидуальных особенностей. К основным показаниям лечебной физкультуры относят: ослабление организма после продолжительной болезни, осложнения из-за заболевания, положительную динамику в состоянии пациента, улучшение самочувствия в ходе медикаментозного лечения, хорошие показатели клинико-лабораторных исследований.

Беременность - это особое состояние женщины, при котором важно следить за своим самочувствием и здоровьем. Для поддержания организма в тонусе необходимы физические упражнения и занятия спортом. Беременным женщинам рекомендовано делать определенные упражнения в течение получаса пять раз в неделю. Перед их выполнением необходимо проконсультироваться с врачом. Нельзя нагружать организм, если у женщины есть такие заболевания, как астма, сахарный диабет, порок сердца. Стоит воздержаться от нагрузок при угрозе выкидыша и прочих опасных состояниях. Оздоровительная физическая культура и спорт всегда принесут пользу человеку, если следовать рекомендациям специалистов и всегда соблюдать умеренность.

фоновая физическая культура

Противопоказания

Все виды физической культуры направлены на укрепление здоровья человека, его тела и духа. Большую пользу она приносит здоровым людям, не имеющим хронических заболеваний. Тем, у кого были диагностированы соматические болезни, занятия физкультурой следует ограничить, а иногда и вовсе исключить. У ЛФК есть противопоказания. Это может быть актуально и для других видов физической культуры:

  1. Повышенная температура тела.
  2. Эмболии, тромбозы и склонность к ним.
  3. Внутренние кровотечения, угроза к их возникновению.
  4. Интоксикация организма.
  5. Боль.
  6. Инфекционные и воспалительные болезни.
  7. Прогрессирующие болезни.
  8. Метастазы.
  9. Гипертония.
  10. Злокачественные опухоли.
  11. Психические нарушения.
  12. Инородное тело в организме.

методы адаптивной физической культуры

При назначении лечебной физической культуры важно учитывать индивидуальные особенности пациента, показатели (лимитирующие, сдерживающие, ограничивающие) и факторы риска. К последним относят отклонения в физическом и психическом состоянии больного, заболевания и осложнения, которые оказывают непосредственное влияние на выбор упражнений. К факторам риска причисляют также аневризму аорты, сердца, остеопороз, костные мозоли, другие патологии.

Физическое воспитание

Далее. Массовая физическая культура широко распространена. К ней приучают еще со школьного возраста. Физическое воспитание является частью учебного процесса, направленного на освоение личностых ценностей. Его главной целью является формирование культуры личности, с реализацией в дальнейшем потенциала духовного и биологического. Воспитание должно осуществляться совместно с нравственным, трудовым, физическим, умственным. Только так личность всесторонне развивается.

оздоровительная физическая культура и спорт

Воздействие на организм

И напоследок. Лечебная физическая культура оказывает благотворное влияние на организм человека. Комплекс упражнений для пациентов с различными заболеваниями подбирается лечащим врачом на основании самочувствия больного и лабораторных исследований. Физкультура закаливает организм, укрепляет, действует как профилактическое средство. Оказывает помощь в формировании правильного изгиба позвоночника, укрепляет связочный аппарат, мышцы, развивает стопу, совершенствует центральную нервную систему. В общем, то, что человеку необходимо.

Методы адаптивной физической культуры состоят из целой системы мероприятий, направленных на коррекцию различных нарушений у человека. Такая гимнастика воздействует прежде всего на эмоциональное состояние через тело. Она помогает обрести желание улучшать личностные качества, повышает стремления, формирует работоспособность, помогает осознать необходимость внесения личного вклада в развитие общества. Важно отметить, что адаптивная физкультура намного эффективнее медикаментозной. Так же действует любая физическая активность. Она улучшает настроение, укрепляет организм, восстанавливает силы.

Но что на самом деле оно обозначает, знают далеко не все.

Физическая культура

Если интересно, как и когда появилась физкультура, её цели, виды и чем она отличается от спорта, обязательно прочитайте эту статью.

Физическая культура — это.

В Федеральном законе РФ «О физической культуре и спорте», указано, что:

физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём определённого воспитания и подготовки.

В Большом энциклопедическом словаре дано следующее определение понятия.

Физическая культура – это область социальной деятельности, призванная сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека в процессе осознанной двигательной активности.

Определение

Говоря проще, физкультура – это выполнение различных упражнений и комплекса других мероприятий, цель которых – укрепить мышечный корсет тела и улучшить общее состояние здоровья.

Основные средства достижения целей – упражнения на различные группы мышц и спортивные игры. Также используются:

  1. силы природы (вода, солнечные лучи, воздух и другая окружающая среда);
  2. пищевой режим (регулярное и правильное питание); (чистота тела, воздуха и одежды, в которой проводятся занятия);
  3. отдых и восстановление организма после тяжёлых нагрузок (рекреация).

Спорт

В физической культуре отражены достижения общества в совершенствовании психофизических и нравственных качеств каждого конкретного человека. Уровень их развития определяет личностные ценности физкультуры.

История возникновения

Элементы физической культуры появились ещё в древности. Условия жизни первобытных людей во многом определялись способностью защитить себя и свою семью от диких животных, умением преодолевать естественные препятствия и большие расстояния в поисках добычи.

Такие качества человека как сила, ловкость и выносливость становились жизненно важными.

Основы физкультуры были заложены в Древней Греции, в гимнастике, объединившей ритуальные танцы, военное обучение (бег, плавание, метание копья, борьба) и традиционные обряды в систему физического воспитания.

Возникновение

Само понятие «физическая культура» впервые появилось в конце XIX века в Великобритании. В западных странах оно не получило распространения, вскоре его заменило слово «спорт».

В России, войдя в употребление после Первой мировой войны, термин получил признание в советском обществе и прочно вошёл в лексикон. Появились государственные учреждения, журналы и газеты с этим названием:

  1. Институт физической культуры (основан в 1918 году);
  2. Высший совет физической культуры (образован в 1920 г. при Главном управлении Всевобуча (всеобщее воинское обучение));
  3. журнал «Физическая культура и спорт (ФИС)» выходит с 1922 года;
  4. научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры» (первый номер вышел в печать в 1925 году).

Журнал

В это же время в советских школах и профессиональных учебных заведениях появился урок физкультура, который у многих детей и подростков является самым любимым школьным предметом.

Виды физической культуры

Физическая культура подразделяется на несколько видов, которые соответствуют различным сферам её применения в обществе:

  1. Базовая. Направлена на получение основных двигательных умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Приобретается в дошкольных учреждениях и в школе.
  2. Оздоровительно-реабилитационная. Направлена на укрепление и улучшение состояния всех функций организма. Делится на гигиеническую (к ней относятся прогулки, утренняя гимнастика) и лечебную (ЛФК), которая применяется при различных заболеваниях или после травм.

Урок

Тренировка

Хотя спорт является составной частью физической культуры, он выходит за её рамки. Например, авиамодельный спорт, шашки, шахматы или радиоспорт нельзя отнести к физкультуре, потому что в них отсутствует двигательная деятельность, а результат зависит не столько от физических способностей человека, сколько от умственных.

Занятия спортом и физической культурой различаются по целям. Если физкультурой занимаются ради укрепления здоровья, совершенствования тела, приобретения жизненно важных двигательных умений, то в спорте главное – победить в состязаниях и достигнуть максимально возможных результатов (установить личные или мировые рекорды) в данном виде спорта.

Польза от занятий физкультурой

Физкультура развивает тело и положительно влияет на все системы организма человека. Умеренные физические нагрузки способствуют:

  1. предупреждению дегенеративных изменений двигательной функции (остеохондроза, артроза, артрита);
  2. улучшению функционирования сердца;
  3. стимуляции выработки гормонов и повышению скорости обменных процессов;
  4. увеличению объёма лёгких;
  5. нормализации деятельности нервной системы, нейрорегуляторной функции мозга;
  6. повышению работоспособности.

Гиппократ

Физкультура не только повышает физические возможности человека, но и развивает социальные функции в области морали, воспитания, этики (что это такое?) и эстетики (что это такое?).

Заключение

Теперь мы знаем, что такое физическая культура, её виды, цели и влияние на организм. Хочется верить, что занятия физкультурой станут и для вас полезной привычкой.

Начинайте каждое утро с зарядки, правильно питайтесь, больше гуляйте и закаляйтесь. Совсем скоро вы заметите, что стали здоровее, выносливее и сильнее.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (8)

Это все прекрасно, только физкультура вообще исчезла как класс. Раньше в СССР утром была зарядка и делали ее миллионы. Даже на улицу народ выходил ее сделать. Сейчас дети сидят перед планшетами, компьютерами и телефонами. Как итог — сколиоз и куча сопутствующих болячек. Они даже на улицу почти не выходят.

Если и есть какие-то занятия — это только секции, но и те платные и многие просто не могут себе их позволить.

Судя по тому, что большинство людей в нашей стране страдают от избыточного веса, тема физической культуры стоит явно не на первом месте.

В школе и институте мы занимались физкультурой, но ведь по настоящему она становится важной именно в зрелом возрасте, когда в организме начинаются дегенеративные изменения. Считаю, что государство недостаточно много уделяет времени этой проблеме.

Что хорошего в том, что у детей и подростков физкультура на первом месте среди любимых предметов? Это же ужасно, значит мы имеем дело с полной умственной деградацией.

Физическая культура сейчас, к сожалению, переживает упадок. Многие предпочитают телевизор и вредную еду заботе о своем теле.

А у нас какие-то скучные были уроки физкультуры, через козла прыгали, на канате подтягивались, кросс бегали, самое весёлое что было — это пионербол.

Не слишком ли много уроков физкультуры в школе? Конечно дело это полезное, но всё хорошо в меру, дети голову развивать должны в первую очередь, а не мышцы.

А я физру в школе не любила страшно! Прыжки в высоту или через козла вообще приравнивались к концу света!)) Так ни разу я его не перепрыгнула.

Читайте также: