Верно ли утверждение что интегральный алгоритм чтения является смысловым фундаментом быстрого чтения

Обновлено: 12.05.2024

Интегральный алгоритм чтения — это последовательные блоки, помогающие выстроить процесс чтения с максимальной эффективностью. Следование этому алгоритму активизирует мышление и способствует восприятию текста после первого прочтения, повышая скорость освоения текста в несколько раз. Дифференциальный же алгоритм применяется к значительно меньшему объему текста, но позволяет достичь полного понимания прочитанного.


Чтение может быть представлено как следующие друг за другом действия мозга по обработке частей материала, содержащего информацию. Любое начинание требует определенного планирования, а следовательно, имеет алгоритмичную структуру. В процессе своей деятельности человек соблюдает правила, без которых эта деятельность будет неразумной. Последовательность этих правил представляет собой алгоритм. Поэтому перед тем как приступить к знакомству с текстом, необходимо определить вариант чтения. В результате исследований выделены пять способов чтения:

  1. Углубленное чтение.
  2. Собственно быстрое чтение.
  3. Выборочное чтение.
  4. Чтение-просмотр.
  5. Чтение-сканирование.

Углубленное чтение — это такой процесс, когда читатель изучает все тонкости, содержащиеся в тексте, и анализирует их. Углубленное чтение наиболее подходит для изучения какого-либо предмета. Читатель, опираясь на ранее полученную информацию и собственный опыт, перерабатывает текст критически, что дает возможность лучшего понимания замысла автора. Такой вид чтения способствует также более глубокому запоминанию текста, так как у читателя формируются определения более близкими ему языковыми средствами.

Быстрое чтение характеризуется тем, что при достаточном уровне владения этим методом, оно обладает всеми достоинствами углубленного чтения при большой скорости обработки информации.

Выборочное чтение является вариантом быстрого чтения. Оно подразумевает чтение фрагментов текста, которые представляют непосредственную ценность для читателя. Он видит весь текст, но пропускает те места, которые либо были изучены ранее, либо не несут полезной на данный момент информации. Такое чтение по скорости превосходит быстрое, так как углубленно изучаются только отдельные части текста. Выборочное чтение уместно при повторном изучении материала.

Чтение-просмотр полезно при определении ценности текста. Читатель должен получить представление о содержании в сжатые сроки.

Сканирование представляет собой вид чтения-просмотра. Объем информации, извлекаемой при таком чтении, крайне невелик. Это может быть отдельное слово, дата или цифра.

Таким образом, эффективным и быстрым чтение становится в том случае, когда все его виды используются читателем в рациональном сочетании. Поэтому нельзя отождествлять быстрое чтение с выборочным, что часто ошибочно делается неопытными читателями.

1. Интегральный алгоритм чтения

Интегральным этот алгоритм назван потому, что он применяется ко всему тексту. Текст является продуктом мыслительной деятельности человека. Чтение означает процесс общения автора и читателя. При этом действуют законы языка, на котором создан текст, и у читателя начинают действовать психические процессы по распознаванию языковой системы.

Такие действия требуют определенной организации. Интегральный алгоритм помогает решить эту задачу. Он является единым способом усвоения информации.

Блок-схема интегрального алгоритма чтения выглядит так:

  1. Наименование (книги, статьи).
  2. Автор.
  3. Источник и его данные (год, №).
  4. Основное содержание, тема.
  5. Фактографические данные.
  6. Особенности излагаемого материала, которые кажутся спорными, критика.
  7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.

Интегральный алгоритм чтения — это последовательные блоки, помогающие выстроить процесс чтения с максимальной эффективностью.

Сведения, содержащиеся в первых четырех блоках, не требуют комментариев. Пятый блок состоит из фактографических данных в письменном виде, фактов, распознавание их в тексте и понимание.

Таким образом, по мере усложнения обрабатываемых по рекомендациям блоков информации включаются дополнительные возможности головного мозга по ее осмыслению, и в этом состоит творческий процесс чтения.

Блоки интегрального алгоритма помогают организовать память в виде специальных отделов, в которые поступает на хранение информация после ее анализа на соответствие тому или иному блоку. Творчески подходя к освоению навыков быстрого чтения, читатель и сам может создать модель интегрального алгоритма в виде изображения.

Чтобы применять эту модель на практике, необходимо соблюдать некоторые правила. Перед тем как погрузиться в изучение текста, нужно вызвать в памяти блоки алгоритма. Этим действием программируется автоматическая способность использования алгоритма в процессе чтения.

Первые три блока схемы алгоритма воспроизводятся памятью без особых усилий, поскольку они наименее информативны. Дальнейшее знакомство с текстом может принести информацию, которая по результатам осмысления отправится в четвертый блок. Такие данные могут содержаться, например, в предисловии книги. Конкретные сведения (имена, даты, результаты статистических исследований) составят фактографический материал пятого блока.

При чтении большое значение имеет способность критически воспринимать изложенные автором соображения. Такая информация является содержанием шестого блока. Неизвестные ранее читателю сведения, которые воспринимаются им как необходимые для своей деятельности, отправляются в седьмой блок.

После прочтения всего текста вновь нужно обратиться к мысленному воспроизведению рисунка схемы интегрального алгоритма. Это прием своеобразного повторения пройденного материала. Происходит более глубокое понимание смысла текста и более стойкое отражение в памяти.

При традиционном чтении несистемная обработка текста приводит к неполному его пониманию: читатель вновь вынужден обращаться к ранее прочитанным фрагментам. Следование алгоритму активизирует мышление и способствует восприятию текста после первого прочтения. Применение метода интегрального алгоритма чтения способствует, таким образом, повышению скорости освоения текста в несколько раз.

2. Дифференциальный алгоритм чтения

Быстрый метод чтения подразумевает не только скорость изучения текста, но и полное понимание прочитанного. Необходимые в этом навыки приобретаются упражнениями, разработанными с помощью дифференциального алгоритма чтения.

Интегральный алгоритм применяется ко всему тексту. Но для каждого фрагмента текста такой метод слишком громоздок, и потребуется слишком много времени, чтобы разработать свой алгоритм для каждой части.

Дифференциальный алгоритм решает эту задачу. Он представляет собой следующую парадигму:

выделение ключевых слов — выявление смысловых рядов — выявление цепи значений.


То есть его функция — разделение (дифференциация) текста на элементы.

Дифференциальный алгоритм имеет структуру, подобную структуре интегрального, но применяемую к значительно меньшему объему текста.

Применять его на практике можно следующим образом. Вначале внимание концентрируется на той части текста, которая представляется законченной по смыслу. В этом случае отмеченная часть может содержать в себе несколько абзацев. Затем происходит заполнение первого блока дифференциального алгоритма путем определения ключевых слов.

Выделенная лексическая единица описывает какой-либо предмет или явление, его характерные признаки. Служебные части речи не могут быть ключевыми словами. Также и местоимения употребляются только для обозначения уже выделенных в предыдущем тексте ключевых слов.

Выявленные ключевые слова помогают составить содержание второго блока, определяя смысловые ряды. Это такие ряды, которые образуются связанными друг с другом ключевыми словами и некоторыми второстепенными. Эти ряды являются золотым ядром печатного материала. В свою очередь, они делятся на именные, предикативные и фактографические.

Именные ряды несут номинативную функцию, то есть называют явление или объект. Вообще, смысловой ряд представляет собой сочетание двух слов. Примером именного ряда может служить сочетание «современный компьютер». Это сочетание может быть выделено из более сложной синтаксической единицы — «компьютер, обладающий в данное время наивысшими возможностями в скорости обработки информации и выдачи результата». Название описанному объекту дает вышеприведенный именной ряд.

Весь лексический материал текста преобразуется в смысловое ядро, занимающее гораздо меньший объем и, соответственно, требующий меньше времени для понимания.

Перед читателем стоит задача уяснить разницу между двумя вариантами сжатия текста. В одном случае в памяти фиксируются смысловые ряды в неизменной форме, в другом те же ряды представляют собой сочетания слов в нескольких синонимичных вариантах.

Таким образом, подготавливается основа не только для сжатия текста путем сокращения количества слов, но и для понимания прочитанного на качественно новом уровне. На этой стадии происходит заполнение третьего блока дифференциального алгоритма. Мыслительный процесс направлен на то, чтобы преобразовать полученную информацию в авторском изложении в свою привычную систему выделения значений слов.

Освоение метода дифференциального алгоритма подобно упражнениям с интегральным алгоритмом. Вначале в памяти должно быть закреплено содержание блоков и порядок их расположения друг за другом.

Затем нужно подобрать две страницы текста научно-популярного жанра и приступить к неторопливому чтению, отмечая части по алгоритму. Выделенные связанные значения образуют фрагменты текста, которые несут основной смысл, заложенный в него автором. Это то, что называется доминантой. Доминанта перекодируется читателем в привычную ему систему языковых единиц.

Таким образом, достигается конечная цель изучения текста в полном масштабе.

Иpинa Oлeгoвнa Tюpинa — кандидат социологических наук, вeдущий научный сотpyдник Института социoлoгии Российской академии наук, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

Интегральный алгоритм чтения — это последовательные блоки, помогающие выстроить процесс чтения с максимальной эффективностью. Следование этому алгоритму активизирует мышление и способствует восприятию текста после первого прочтения, повышая скорость освоения текста в несколько раз. Дифференциальный же алгоритм применяется к значительно меньшему объему текста, но позволяет достичь полного понимания прочитанного.

Чтение может быть представлено как следующие друг за другом действия мозга по обработке частей материала, содержащего информацию. Любое начинание требует определенного планирования, а следовательно, имеет алгоритмичную структуру. В процессе своей деятельности человек соблюдает правила, без которых эта деятельность будет неразумной. Последовательность этих правил представляет собой алгоритм. Поэтому перед тем как приступить к знакомству с текстом, необходимо определить вариант чтения. В результате исследований выделены пять способов чтения:

  1. Углубленное чтение.
  2. Собственно быстрое чтение.
  3. Выборочное чтение.
  4. Чтение-просмотр.
  5. Чтение-сканирование.

Быстрое чтение характеризуется тем, что при достаточном уровне владения этим методом, оно обладает всеми достоинствами углубленного чтения при большой скорости обработки информации.

Выборочное чтение является вариантом быстрого чтения. Оно подразумевает чтение фрагментов текста, которые представляют непосредственную ценность для читателя. Он видит весь текст, но пропускает те места, которые либо были изучены ранее, либо не несут полезной на данный момент информации. Такое чтение по скорости превосходит быстрое, так как углубленно изучаются только отдельные части текста. Выборочное чтение уместно при повторном изучении материала.

Чтение-просмотр полезно при определении ценности текста. Читатель должен получить представление о содержании в сжатые сроки.

Сканирование представляет собой вид чтения-просмотра. Объем информации, извлекаемой при таком чтении, крайне невелик. Это может быть отдельное слово, дата или цифра.

Таким образом, эффективным и быстрым чтение становится в том случае, когда все его виды используются читателем в рациональном сочетании. Поэтому нельзя отождествлять быстрое чтение с выборочным, что часто ошибочно делается неопытными читателями.

1. Интегральный алгоритм чтения

Интегральным этот алгоритм назван потому, что он применяется ко всему тексту. Текст является продуктом мыслительной деятельности человека. Чтение означает процесс общения автора и читателя. При этом действуют законы языка, на котором создан текст, и у читателя начинают действовать психические процессы по распознаванию языковой системы.

Такие действия требуют определенной организации. Интегральный алгоритм помогает решить эту задачу. Он является единым способом усвоения информации.

Блок-схема интегрального алгоритма чтения выглядит так:

  1. Наименование (книги, статьи).
  2. Автор.
  3. Источник и его данные (год, №).
  4. Основное содержание, тема.
  5. Фактографические данные.
  6. Особенности излагаемого материала, которые кажутся спорными, критика.
  7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.

Сведения, содержащиеся в первых четырех блоках, не требуют комментариев. Пятый блок состоит из фактографических данных в письменном виде, фактов, распознавание их в тексте и понимание.

Таким образом, по мере усложнения обрабатываемых по рекомендациям блоков информации включаются дополнительные возможности головного мозга по ее осмыслению, и в этом состоит творческий процесс чтения.

Блоки интегрального алгоритма помогают организовать память в виде специальных отделов, в которые поступает на хранение информация после ее анализа на соответствие тому или иному блоку. Творчески подходя к освоению навыков быстрого чтения, читатель и сам может создать модель интегрального алгоритма в виде изображения.

Чтобы применять эту модель на практике, необходимо соблюдать некоторые правила. Перед тем как погрузиться в изучение текста, нужно вызвать в памяти блоки алгоритма. Этим действием программируется автоматическая способность использования алгоритма в процессе чтения.

Первые три блока схемы алгоритма воспроизводятся памятью без особых усилий, поскольку они наименее информативны. Дальнейшее знакомство с текстом может принести информацию, которая по результатам осмысления отправится в четвертый блок. Такие данные могут содержаться, например, в предисловии книги. Конкретные сведения (имена, даты, результаты статистических исследований) составят фактографический материал пятого блока.

При чтении большое значение имеет способность критически воспринимать изложенные автором соображения. Такая информация является содержанием шестого блока. Неизвестные ранее читателю сведения, которые воспринимаются им как необходимые для своей деятельности, отправляются в седьмой блок.

После прочтения всего текста вновь нужно обратиться к мысленному воспроизведению рисунка схемы интегрального алгоритма. Это прием своеобразного повторения пройденного материала. Происходит более глубокое понимание смысла текста и более стойкое отражение в памяти.

При традиционном чтении несистемная обработка текста приводит к неполному его пониманию: читатель вновь вынужден обращаться к ранее прочитанным фрагментам. Следование алгоритму активизирует мышление и способствует восприятию текста после первого прочтения. Применение метода интегрального алгоритма чтения способствует, таким образом, повышению скорости освоения текста в несколько раз.

2. Дифференциальный алгоритм чтения

Быстрый метод чтения подразумевает не только скорость изучения текста, но и полное понимание прочитанного. Необходимые в этом навыки приобретаются упражнениями, разработанными с помощью дифференциального алгоритма чтения.

Интегральный алгоритм применяется ко всему тексту. Но для каждого фрагмента текста такой метод слишком громоздок, и потребуется слишком много времени, чтобы разработать свой алгоритм для каждой части.

Дифференциальный алгоритм решает эту задачу. Он представляет собой следующую парадигму:

выделение ключевых слов — выявление смысловых рядов — выявление цепи значений.

То есть его функция — разделение (дифференциация) текста на элементы.

Дифференциальный алгоритм имеет структуру, подобную структуре интегрального, но применяемую к значительно меньшему объему текста.

Применять его на практике можно следующим образом. Вначале внимание концентрируется на той части текста, которая представляется законченной по смыслу. В этом случае отмеченная часть может содержать в себе несколько абзацев. Затем происходит заполнение первого блока дифференциального алгоритма путем определения ключевых слов.

Выделенная лексическая единица описывает какой-либо предмет или явление, его характерные признаки. Служебные части речи не могут быть ключевыми словами. Также и местоимения употребляются только для обозначения уже выделенных в предыдущем тексте ключевых слов.

Выявленные ключевые слова помогают составить содержание второго блока,определяя смысловые ряды. Это такие ряды, которые образуются связанными друг с другом ключевыми словами и некоторыми второстепенными. Эти ряды являются золотым ядром печатного материала. В свою очередь, они делятся на именные, предикативные и фактографические.

Именные ряды несут номинативную функцию, то есть называют явление или объект. Вообще, смысловой ряд представляет собой сочетание двух слов. Примером именного ряда может служить сочетание «современный компьютер». Это сочетание может быть выделено из более сложной синтаксической единицы — «компьютер, обладающий в данное время наивысшими возможностями в скорости обработки информации и выдачи результата». Название описанному объекту дает вышеприведенный именной ряд.

Весь лексический материал текста преобразуется в смысловое ядро, занимающее гораздо меньший объем и, соответственно, требующий меньше времени для понимания.

Перед читателем стоит задача уяснить разницу между двумя вариантами сжатия текста. В одном случае в памяти фиксируются смысловые ряды в неизменной форме, в другом те же ряды представляют собой сочетания слов в нескольких синонимичных вариантах.

Таким образом, подготавливается основа не только для сжатия текста путем сокращения количества слов, но и для понимания прочитанного на качественно новом уровне. На этой стадии происходит заполнение третьего блокадифференциального алгоритма. Мыслительный процесс направлен на то, чтобы преобразовать полученную информацию в авторском изложении в свою привычную систему выделения значений слов.

Освоение метода дифференциального алгоритма подобно упражнениям с интегральным алгоритмом. Вначале в памяти должно быть закреплено содержание блоков и порядок их расположения друг за другом.

Затем нужно подобрать две страницы текста научно-популярного жанра и приступить к неторопливому чтению, отмечая части по алгоритму. Выделенные связанные значения образуют фрагменты текста, которые несут основной смысл, заложенный в него автором. Это то, что называется доминантой. Доминанта перекодируется читателем в привычную ему систему языковых единиц.

Таким образом, достигается конечная цель изучения текста в полном масштабе.

УЧИТЕСЬ БЫСТРО ЧИТАТЬ

Как читать? Вопрос не праздный, хотя, на первый взгляд, может показаться наивным.

Велика, мол, мудрость — бери и читай!

Но каждый ли грамотный человек действительно умеет «культурно» читать? Каждый ли читающий уверенно скажет, что понимает и запоминает все прочитанное? Что такое читательский талант — природный дар или результат упорного труда? Благо или блажь быстрое чтение? А медленное — недостаток или необходимость? Вопросы, вопросы… Мы не всегда задаем их себе — так естественны для многих потребность и привычка раскрывать книгу или газету. А если задать?

Книга О. А. Андреева и Л. Н. Хромова, наверное, поможет на них ответить. Более того, объяснит сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.

Конечно, методика, предлагаемая авторами, — это не волшебный ключик, который откроет все потайные двери подлинного искусства чтения. Здесь, как говорится, каждый сам себе мастер. И, конечно же, система быстрого чтения и интеллектуального развития человека, которую разработали авторы вместе с единомышленниками, не единственная и не абсолютная. Но она дает эффект, пользуется популярностью, о ней говорят (правда, не всегда точно — так что лучше обо всем узнать из первых уст.

Предлагая эту книгу вам, дорогие друзья, мы, издатели, надеемся, что она подтолкнет вас прежде всего к раздумьям, к собственным поискам. Для кого-то, возможно, книга станет практическим пособием, кто-то использует лишь некоторые рекомендации авторов, а кому-то они покажутся спорными или просто неприемлемыми. Не беда. Главное понять, что чтению надо учиться. Тогда оно — и радость, и труд души, и польза. Успеха вам!

Введение к беседам о технике быстрого чтения

Дорогой друг! Мы предлагаем открыть эту книгу для того, чтобы познать, изучить и освоить новый способ чтения, который мы называем быстрое чтение. Настоящая книга — итог двадцатилетней научной и практической деятельности ее авторов по разработке и внедрению техники быстрого чтения. Читают все, но быстро читать умеют немногие. Многолетний опыт исследований доказал справедливость этого тезиса. Наша методика обучения получила название «Доминанта 2000 года». Термин доминанта (главенствующая идея, основной признак) означает использование достижений современной науки, а число 2000 означает, что мы готовимся сегодня к деятельности в 2000 г.

Вам жить и работать в XXI в. Готовиться к этому нужно сегодня. Мы считаем, одно из непременных условий продуктивной деятельности в XXI в. — освоение техники быстрого чтения.

Предлагаемая в книге методика освоения техники быстрого чтения является первой ступенью комплексной программы интеллектуального развития человека, разработанной нашей научной группой.

Как справедливо отмечают ученые, исследующие процессы умственной деятельности, в школах и институтах всего мира учат знаниям, а не грамматике творческого процесса. Мы предлагаем вам частично восполнить этот пробел. Вторая ступень обучения получила название «Сатори», что означает озарение. Ее задача — тренировка памяти и дальнейшая активизация интеллектуальной деятельности.

Третья ступень обучения — программа «Ультра-рапид» — сверхбыстрое чтение — ставит своей целью развитие и тренировку внимания. По каждой из этих программ предполагается создание отдельных книг.

Подробнее о них вы узнаете в десятой беседе.

Цель нашей работы помочь вам научиться читать так хорошо, как вы того желаете. Независимо от вида занятий или материала, который читаете, вы можете научиться читать гораздо быстрее и с лучшим пониманием, чем делали это раньше.

Новый способ чтения — быстрое чтение — возник в соответствии с лежащей в глубине у каждого читателя потребностью читать быстрее и лучше. В этой книге вы найдете объяснение основных приемов для освоения метода быстрого и эффективного чтения, а также тесты для практических занятий.

Разумеется, одно прочтение книги еще не обеспечит повышения скорости чтения. Для этого нужны упорные тренировки. Но, прочитав ее, вы поймете, что чтение — это работа. Быстрое чтение — не напряженный труд, а работа более производительная и эффективная.

Быстрое чтение — это подарок, который вы можете сделать себе сами. После начального прочтения книги мы предлагаем приступить к тренировкам в соответствии с рекомендациями.

Если вы будете аккуратно следовать наставлениям и добросовестно выполнять указания, то сможете со временем достичь успехов и таком эффективном чтении, о котором можете только мечтать.

Навыки быстрого чтения обеспечат вам следующее:

— гарантируют максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных вами в чтение;

— покажут различие между полезным смыслом и бесполезным объемом текста;

— помогут вам обрести принципиально новые качества в организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учебы, активизации познавательной деятельности.

Позвольте пожелать вам успехов в освоении метода быстрого чтения. Авторы книги верят, что со временем — за пять — шесть месяцев — вы достигнете поставленной перед собой цели — стать опытным читателем. Мы будем признательны всем пожелавшим прислать свои замечания и предложения по анкете, помещенной в конце книги.

Методика самостоятельных занятий

Освоение техники быстрого чтения в предлагаемой книге построено в виде бесед. Каждая беседа содержит небольшой теоретический раздел, описание упражнений и порядок их выполнения, а также тесты и контрольные тексты для измерения скорости чтения. К книге прилагается вкладыш, содержащий 8 таблиц Шульте для тренировки поля зрения. Они понадобятся вам для выполнения упражнений, изложенных в шестой беседе.

В книге имеются шесть приложений, в которых вы найдете контрольные вопросы к текстам для измерения скорости чтения, формулы внушения для занятий аутогенной тренировкой, а также ответы по некоторым тестам, которые вы будете выполнять в процессе занятий.

Методы обучения, положенные в основу упражнений, предложенных в книге, отличаются тем, что при кажущейся своей простоте они обеспечивают глубинное воздействие на тонкие механизмы мозга. Именно в этом принципиальное отличие нашей методики от других, разработанных в Советском Союзе и за рубежом. Обязательным компонентом обучения является проведение в рамках занятий методов психофизического саморегулирования — аутогенной тренировки. Как известно, аутогенная тренировка представляет собой научно-психологическую дисциплину, а именно методику самовнушения, которая позволяет посредством психологических процессов, прежде всего воображения, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой. В процессе обучения быстрому чтению роль воображения, внимания и эмоционального состояния исключительно велика.

Сравнительные исследования показали, что сеансы аутогенной тренировки на 40 % повышают эффективность обучения. Чем же объяснить это? Чтение в значительной степени процесс подсознательный. Большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Означает ли это, что мы не можем воздействовать на него? Формировать новые программы и коды на уровне бессознательного? Достижения психологии свидетельствуют о том, что управлять этими процессами — задача вполне реальная. Более того, разработан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознательном уровне. В ряду таких упражнений важная роль принадлежит аутогенной тренировке (АТ). Рекомендуемые формулы внушения для занятий АТ даны в приложении 2. Как уже указывалось, освоение метода быстрого чтения — процесс приобретения нового навыка умственной деятельности. Психологической основой для формирования такого навыка и является состояние аутогенного погружения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

«Интегральный алгоритм как прием формирования смыслового чтения» учитель МАОУ.


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе


«Как общаться с ребенком, чтобы он дал вам поработать из дома?»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Интегральный алгоритм как прием формирования смыслового чтения» учитель МАОУ.

«Интегральный алгоритм как прием формирования смыслового чтения» учитель МАОУ «СОШ №7» Чистякова Т.С.

Получение и поиск Читает вслух (не менее 80 слов в минуту) и про себя тексты.

Получение и поиск Читает вслух (не менее 80 слов в минуту) и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг. Отбирает необходимые источники информации (учебник, словарь, энциклопедия, Интернет, справочник) для ответа на вопросы и выполнения заданий самостоятельно. Находит заданную информацию в учебнике (тексты разных жанров), энциклопедии, Интернете, словаре самостоятельно. При ответе и выполнении заданий использует материалы из 2-х источников. Понимание и преобразование Подробноили сжатопересказывает содержание прочитанного или прослушанного текста в разных стилей и жанров. Определяет основную мысль. Делит на заданное количество частей. Составляет сложный план. Определяет понятное (непонятное). Объясняет непонятные слова с помощью словаря. Формулирует вопрос по поводу непонятного Применение и представление Использует информацию, представленную в виде таблицы, рисунка, плана, схемы, модели, чертежа, экспоната, иллюстрации, репродукции для составления связного высказывания из 7-8 предложений. Представляет информацию в указанных видах. Участвует в диалоге при обсуждении прочитанного, как ответы на вопрос и высказывание своего мнения, опыта. Создает рассказ в устной и письменной форме по серии сюжетных картинок к тексту, иллюстраций или о прочитанном тексте из 5-6 повествовательных предложений. Оценка информации Различает виды текстов (художественный, справочный, деловой). Предполагает самостоятельно, какая дополнительная информация будет нужна для решения учебной задачи. Определяет основной и второстепенный источник информации. Находит недостающие данные, пробелы в разных источниках информации для решения учебной задачи

Группы умений Проверяемое умение Результаты выполнения Группа 1 Общее понима.

Группы умений Проверяемое умение Результаты выполнения Группа 1 Общее понимание текста, ориентация в тексте Определяетосновную мысль в тексте 60% Выделяетосновную информацию и соотносить ее со временем 72% Определяетинформацию о которой говорится в тексте 67% Делаетвывод на основе фактов, изложенных в тексте 52% Выделяетинформацию, заданную в тексте в явном виде 78% Группа 2 Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Определяетфакты, на основе которых сделан вывод 64% Определяетцель, с которой написан текст 52% Находитутверждения, которые помогают объяснить смысл слова, выражения 58% Делаетвывод на основе анализа и интерпретации текста 48% Выделяетне явно заданную информацию в тексте 48% Объясняетописанное в тексте событие, подкрепив объяснение двумя примерами из текста 50% Выявляетособенности рисунка, соответствующего содержанию текста 78% Группа 3 Использование информации из текста для различных целей Используетинформацию из текста, для объяснения предложенной ситуации 54% Используетинформацию из текста, для решения учебно-познавательной задачи 62% Используетинформацию из текста для обоснования предложенной ситуации (записать два аргумента) 48%

Гипотеза: Если мы овладеем приемами организации работы с текстом, то произой.

Гипотеза: Если мы овладеем приемами организации работы с текстом, то произойдет индивидуальная динамика сформированности умения работы с текстом

Интегральный алгоритм распространяется на весь текст в целом и позволяет упор.

Интегральный алгоритм распространяется на весь текст в целом и позволяет упорядочить и организовать процесс чтения через выполнение конкретных шагов с целью извлечения из текста всей полезной информации. (работает на общее понимание и ориентацию в тексте).

Цель: Ученик демонстрирует умения: -определяет тему текста. -выделяет факты и.

Цель: Ученик демонстрирует умения: -определяет тему текста. -выделяет факты из текста - запоминает факты из текста -высказывает свое мнение по отношению к тексту -задает вопросы по тексту - дополняет текст информацией из жизни, собственного опыта.

6 блоков интегрального алгоритма 1. Выходные данные (название, автор, источни.

6 блоков интегрального алгоритма 1. Выходные данные (название, автор, источник) 2. Основное содержание (тема, идея): Тема: Идея: 3. Факты (имена, цифры, данные): 4. Оценка: Информация новая : Информация интересная : 5. Практическая польза: 6.Вопросы по тексту:

Рефлексия Формирование каких результатов в части смысловое чтение и работа с.

Рефлексия Формирование каких результатов в части смысловое чтение и работа с информацией обеспечивает данный прием? Как и на каких предметах я могу это использовать?

Выбранный для просмотра документ прилож 1.docx

1. Выходные данные (название, автор, источник):
___________________________________________

_____________
2. Основное содержание (тема, идея):
Тема: ______________________________________________

__
3. Факты (имена, цифры, данные):
_______________________________________________________

_____________________________________________________
4. Оценка:
Информация новая ______________________________________

_______________________________________________________________________
Информация интересная _________________________________

________________________________________________________________________
5. Практическая польза:

6. Вопросы по тексту

1. Выходные данные (название, автор, источник):
___________________________________________

_____________
2. Основное содержание (тема, идея):
Тема: ______________________________________________

__
3. Факты (имена, цифры, данные):
_______________________________________________________

_____________________________________________________
4. Оценка:
Информация новая ______________________________________

_______________________________________________________________________
Информация интересная _________________________________

________________________________________________________________________
5. Практическая польза:

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого


Курс повышения квалификации

Специальная оценка условий труда


Курс повышения квалификации

Основы издания детских книг в рамках проектной деятельности в школе


Курс повышения квалификации

Методика и технологии работы с современными автоматизированными системами библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС

«Как помочь подростку сделать правильный профессиональный выбор? Типичные ошибки выбора профессии»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ

Цель урока – обеспечить внедрение в сознание и подсознание эффективной программы чтения с целью быстрого извлечения значимой информации.

Чтение и мозг
Как известно, алгоритм – это совокупность каких-либо действий и ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца.
Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии текста.
Интегральным он называется потому, что его действие распространяется на весь текст в целом.

Современная нейропсихология выделяет три основных функциональных блока, три основных аппарата мозга, участие которых необходимо для любого вида психической деятельности человека, в том числе и чтения

Первый – биоэнергетический блок тонуса обеспечивает бодрствование коры и расположен в глубинных, ранее других сформировавшихся отделах мозга.
Второй функциональный блок мозга обеспечивает прием, переработку и хранение информации.
Третий функциональный блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля протекающей деятельности.

Чтение представляет собой процесс, основанный на использовании определенных программ умственной деятельности, определенных способов кодирования поступающей информации при ее обработке в человеческом мозге. Мы ставим задачу повысить эффективность чтения, его продуктивность, производительность.
Очевидно, что реальный путь ee решения – создание новых, более эффективных программ умственной деятельности, обучение новым, рациональным способам кодирования поступающей информации. Здесь можно выделить два этапа: количественный и качественный.

Содержание интегрального алгоритма чтения
Патент России № 2113730

Любой текст – это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми, и люди эти тексты читают. Значит, основные языковые закономерности, общие между автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке.

Теория установки
Ее основатель – известный советский психолог Д. Узнадзе.
Психологическая установка – это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.
В установке заключены общий прошлый опыт, построенный на его основе образ ситуации и цели, план действий.

Существует большое число тестов, которые подтверждают эту особенность человеческого восприятия – видеть не то, что показывают, а по привычке что-то другое. Проведем эксперимент. Вспомним произведение А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Наблюдения показали, что при использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего.

1. Наименование (книги, статьи)

3. Источник и его данные

5. Фактографические данные

6. Особенности излагаемого материала, критика

7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе

Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют.
Пятый блок – фактографические данные – означает извлечение из текста фактов и их смысловое усвоение.
Шестой и седьмой блоки предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения.

Интегральный алгоритм чтения является смысловым фундаментом техники быстрого чтения. Как было показано в предыдущих разделах книги, основная идея быстрого чтения —реализация более эффективных программ умственных действий. На рисунке показаны условно в сопоставлении программы умственных действий двух читателей: слева – читающего медленно, справа – читающего быстро.

Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.
Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75 %. Практически только 25 % объема текста несут основной смысл для конкретного читателя.

Задание.Определите избыточность в стихотворных примерах
I
…Нет, у него не лживый взгляд,
Его глаза не лгут…
Они правдиво говорят,
Что их владелец – плут…

II
Гол бес шел в лес,
Вдруг – стоп: жук в лоб!
Бес рад: влез в ад.

Формула для определения избыточности H в процентах:
H=(Q-M)*100 %/Q

Q — общее число слов в тексте,
М — число слов в значимом для вас лаконичном выражении после сжатии текста.

Зрительный образ интегрального алгоритма чтения

1. Название.Так как название чаще всего отражает суть статьи или книги, я особенно внимательно его читаю. Если оно на первый взгляд ничего не значит, то пытаюсь делать какие-нибудь сравнения, пытаюсь зрительно запомнить число слов в заголовке, их расположение, представить название в виде электронного табло с горящими буквами (но это делается с трудом).
2. Автор. Фамилии авторов чаще всего пытаюсь запомнить, сравнивая их со знакомыми. Или пытаюсь их запомнить зрительно.
3. Выходные данные. Название газеты, год, число, месяц запоминаю, скольз1гув по строчке, с фиксацией только на какой-то момент. Числа запоминаю попыткой яркого зрительного представления в момент фиксации.
4. Проблема. Кратко формулирую се в самом начале чтения. Иногда уточняю после окончания чтения всей статьи или книги.
5. Фактографические данные. В отличие от выходных данных, пытаюсь запомнить, увязав со смыслом текста, а не зрительно.
6. Особенности, критика. Эти элементы чаще фиксирую интуитивно. Что-то бросается в глаза, согласен ли я с предлагаемой идеей или отношусь к ней критически. Бывает и так, что все это тормозит чтение, утомляет или, наоборот, захватывает, и тут иногда возникает поразительная скорость чтения, вес запоминается быстро и хорошо.
7. Новизна и практическое использование. Это уже иногда видно по названию, по автору текста или после прочтения введения.

Итак, вы изучили алгоритм, нарисовали и запомнили его зрительный образ. Что же дает интегральный алгоритм чтения:
Главное – он формирует новую программу чтения, программа последовательности мыслительных операций. Найти в тексте ответы на все вопросы, поставленные в блоках алгоритма, от первого до седьмого, – вот задача чтения. Многократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные данные, факты, названия, фамилии как бы сами по себе четко всплывают перед глазами.

Читайте также: