Вентиляция деревянного пола в гараже

Обновлено: 19.04.2024


Первым делом, что было сделано в гараже это вентиляция. Было отверстие сверху в стене с воротами и труба выходящая из погреба в гараж. То есть вентиляции по сути не было. Было пробурено отверстие и установлена труба под вытяжку в дальнем углу.


Изначально это было так:


Изнутри вот так:


Здесь пока не хватает трубки для слива и емкости для сбора конденсата. В межсезонье он наверно бывает у многих. Не хотелось конечно создавать лишние потери тяги, но такой способ, надеюсь не сильно ее ухудшит. Для притока сделано отверстие внизу возле ворот. Стоит анемостат — это видно на любом фото. Вытяжка погреба, как говорилось, выходила в гараж.


Свою трубу вывел опять же через пробуренное отверстие на крышу.


Погреб небольшой и не граничит со стенами гаража, отсюда неудачное расположение трубы. Подводить ее к стене через колени не стал, опасаясь потерь. Пока нет никаких полов можно делать все что угодно, а теперь внимание: приточка погреба и ямы…


Соседи по гаражам казалось были готовы крутить пальцем у виска (а может крутили). Но я могу сказать только одно — приточка работает. Единственное о чем жалею, что сэкономил на трубах, надо было коричневые делать.


В общем от вентиляции в гараже не восторге. Дефлектор ЦАГИ стоит, вентилятор правда работает не всегда. Лучшая вентиляция это распахнутые ворота, надо чаще бывать в гараже.


Следующий этап — полы. Пока временные, лес сырой, время года начало зимы. Доски на лагах лежали с щелями, периодически перемещались и переворачивались. Окончательно дерево было обработано, а доски прикручены спустя почти год. Спор о том, что лучше дерево или бетон мне кажется бесполезен. Каждый выбирает то, что ему нужно.


Выкинул все доски, которые лежали просто на земле и естественно прогнили. Копнул грунта сантиметров 20-30, чтоб засыпать хоть какую-то подушку из песка и щебня.


Оголился погреб, как-то здесь он не глубоко сделан. Пришлось утеплять.


Рельсы белые — это жидкая теплоизоляция Броня. По мне так очередной развод. Чуда не произошло, конденсат как был в погребе на рельсах, так и есть.


Здравствуйте.
Весь процесс изготовление вентиляции своими руками с теоретическими расчетами вы можете посмотреть в видео, которое находиться в самом низу данной статьи, а сейчас более подробно опишу все:
Несколько лет назад я приобрел гараж, в котором отсутствовала НОРМАЛЬНАЯ вентиляция — были пару "отверстий" рядом в воротами гаража и это называлась вентиляция.


Из подвала тянула одна труба "вытяжка" и больше никакой вентиляции в гараже не было и соответственно в гараже было очень душно и машину хранить, как и какие либо вещи не представлялось возможным — все быстро покрылось бы плесенью, ржавчиной, а потом начало бы гнить …
По этому было решено сделать нормальную вытяжку: приточку внизу гаража, через которую заходил свежий воздух и по диагонали гаража выходил в вытяжную трубу с дефлектором.
И тут возник вопрос — какой делать диаметр вытяжной трубы?
Для этого нужно знать среднюю скорость ветра в своем регионе, а это узнать можно из простой карты-схемы:


После чего можно примерно прикинуть какой необходим диаметр трубы в гараже, если учитывая, что рекомендовано согласно СНИП расход воздух в час в гараже под 200 м3:


Из представленной таблицы я выбрал минимальную скорость 2 м/с и трубу 200 мм диаметром длиной 3 метра:


Данная труба используется для наружных канализационных работ, легкая в отличии от асбестоцементных или металлических, а наружная — значит лучше устойчива к ультрафиолету — солнечному свету.
Для усиления тяти и для защиты от атмосферных осадков на конце трубы использовал дефлектор:


Дефлектор по вверх трубы — как написано в теории: усиливает тягу до 2 раз, по сравнению с разного рода грибками, которые защищают только от атмосферных осадков.
Так же был приобретен кирпич — для того, что бы на крыше гаража усилить трубу и придать ей жесткость и в будущем это не позволить ей раскачаться и куда либо деться (забегая вперед скажу, что уже три года стоит и никаких нареканий нет по этому поводу).
Так же был приобретен мешок цемента и банка битумного прайма, что бы замазать щели на крыше и она не протекала после установки вытяжки, а все остальное по мелочи уже было в наличии: песок, лопата для размешивания раствора, мастерок, ведра для воды и подачи готовой смеси и т.п.
Для изготовления приточки мною был приобретен уголок 40х40х3 или 45х45х3 — точно не помню, но это не столь важно — из любого из этих уголков можно было сделать решетку, а сварочный аппарат и электроды у меня были и еще купил банку краски для наружных работ по металлу, а остальные мелочи уже были приобретены ранее — цемент, кисточки, растворитель и т.д.
Из инструментов для облегчения работы использовал перфоратор с длинным сверлом(длинной 750 мм) и вторым буром для долбления, а также лом с кувалдой — это был самый тяжелый процесс "изготовления" отверстия в стене и потолке.
Первым делом я решил сделать вытяжную трубу на крыше гаража:


И настал тот субботний день, когда мы начали долбить крышу гаража, что бы туда установить вытяжку — спасибо другу, он мне в этом хорошо помогал!
Фотографий изготовления вытяжки к сожалению не сохранилось, а только видео — которое можно посмотреть в конце данной статьи, зато сохранилось много фотографий изготовление "ПРИТОЧКИ:


Доброго дня всем, да эта штука была сделана уже давно но сех пор работает отлично. После приобретения гаража начал его реконструировать заменил крышу, настелил деревянные полы в процессе эксплуатации а точнее по весне заметил много влаги на внутренних поверхностях полов, решил что надо что то делать а то с такой влажностью полы долго не проживут, был у меня старый моторчик от печки авто решил из него сделать вытяжку из под полов, выдувает отлично с обратной стороны гаража под полы сделал две приточных трубы из канализационной. Вся эта конструкция смонтирована из подручных средств и запитывается от транса на 14 в.
Всем удачи, добрых вам дел кулибины.


















Комментарии 83





нихерасе. деревяный в гараже полл ооочуметь… я летом в жару любитель помыть машину в гараже влага. а в слякоть из под машины. всегда западает и залегают скрытие комки болота на машине которые в гараже суки обязательно отпадут…


Нихерасе. Машину можно помыть и возле ворот, хотя тоже пару раз мыл в гароже правда асобо не мочил, ну в принцепе моя вентиляция и преднозначена вытягивать влагу от туда, не знаю как у вас но у нас многие утверждают деревянные полы лучьше всего от корозии авто))


деревянный пропитывал антисептиком огне-био, , Сенеж, ,




Ямы нет из за погреба


лучше бетонной плиты на полу а на ней красная совецкая плитка типа как в подъездах на полу (она не скользкая )
еще ничего не встречал 20 лет гараду и все ок)))


Рад за вас у нас дерево завидуйте)))


лучше бетонной плиты на полу а на ней красная совецкая плитка типа как в подъездах на полу (она не скользкая )
еще ничего не встречал 20 лет гараду и все ок)))

лучше деревянного пола нет! а бетон…эта отдельная история



лучше бетонной плиты на полу а на ней красная совецкая плитка типа как в подъездах на полу (она не скользкая )
еще ничего не встречал 20 лет гараду и все ок)))

и лучше из бруса сам гараж)



и че? выдержит машину? Лаги редко стоят. я дома пол стелил чаще лаги ставил


Держит 2400кг проблем нет вообще в этом плане


впервые вижу чтобы в гараже делали деревянный пол. грязь. вода, снег. рассохнется и поведет же


Не знаю где вы живете но у нас полы из дерева считаются хорошой штукой, меня вполне устраивоет.


впервые вижу чтобы в гараже делали деревянный пол. грязь. вода, снег. рассохнется и поведет же

Может мало видели

У меня 40 лет стоят точно такие же полы и без всякой вентиляции.



Зачем деревянные полы в гараже? У меня на смотровой яме доски винтом корёжит, ГСМ обязательно прольется, загрязняются, гниют, пожароопасно…


Уже пять лет не чего не корежит, да пажароопасно надо поакуратнее


Мужик.у меня тоже деревянные полы. Просто купи рулон рубероида, и застели поверхность земли, и твои доски будут жить долго.у меня уже лет 10 точно все гуд)))


Полы скопаны см на 40 уложено два слоя рубероида засыпано песком 10 см.


Хм, в песке думаеш влаги не бывает?


мне сказали так будет лучше


обычно изнутри половые доски в гаражах пропитывают отработанным маслом


все намазано отработкой и пропитано


А как без смотровой ямы?Зачем вообще гараж без неё?


А стены обязательно нужно по штукатурить. И покрасить белой водоэмульсионкой. И красиво и светло. Вот как например у меня.




ты еще на включение моторчика приблуду купи у китайцев — таймер.
В течении 24 часов можно 17 раз установить раб/откл. И всю неделю так.
У меня на вытяжку стоит — шикарная вещь.



Сразу Бетонный заливал… И проще и быстрей…


У меня бетонный пол в гараже. Двадцать лет стоит. Так бетон потрескался. Лучше на песок положить тротуарную пятисантиметровую плитку. И быстрей и красивей. И заменить всегда можно.


И у меня кой-где треснул)хоть и арматуру вязал)).Ну и хрен с ним. Убирать лопатой изредка--и все!


У меня деревянные полы в гараже с момента его покупки (т.е. лет 6 уже). Так вот летом оно ещё ничего, а зимой (когда стал новую машину постоянно ставить в гараж) замучался с досок снег собирать (всё не отряхнёшь на улице… всё равно откуда-то сыпется это дерьмо, оттаявшее в тепле) а доски от влаги местами "горбатятся" и совок в углублениях "не цепляет" грязь при уборке. К тому же прежние хозяева постелили неструганые доски… ни отмыть, ни почистить…
Теперь вот думаю что надо бетонировать… а сверху линолеум постелить. Хотя… если вентиляция под полом сделана принудительная — может быть и на доски (пока они ровные) можно стелить линолеум.

P.S. У меня, кстати, люк в погреб в том же месте :-) только "заглубление" намного больше… 1,5м от пола гаража до потолка погреба.


И по зиме на замерзших колесах и в противоположную стену на линолеуме докатиться можно))



Ну я как-то не имею привычки влетать в гараж "с налёта, с разворота"… :-))
К тому же у меня на полу бруски закреплены — чтобы машина без лишних усилий "вставала" всегда в определённом месте, на необходимом расстоянии от батареи на задней стенке гаража до бампера.


И по зиме на замерзших колесах и в противоположную стену на линолеуме докатиться можно))

Лежит линолеум на бетонном полу, и не скользко даже. Зато + уйма — легко убирается снег и лед, не примерзает ничего. В межсезонье если жижа оттает с авто, кинул горсть свежего снега и смёл также метлой. И чисто и сухо


OBN-RacerMan

У меня деревянные полы в гараже с момента его покупки (т.е. лет 6 уже). Так вот летом оно ещё ничего, а зимой (когда стал новую машину постоянно ставить в гараж) замучался с досок снег собирать (всё не отряхнёшь на улице… всё равно откуда-то сыпется это дерьмо, оттаявшее в тепле) а доски от влаги местами "горбатятся" и совок в углублениях "не цепляет" грязь при уборке. К тому же прежние хозяева постелили неструганые доски… ни отмыть, ни почистить…
Теперь вот думаю что надо бетонировать… а сверху линолеум постелить. Хотя… если вентиляция под полом сделана принудительная — может быть и на доски (пока они ровные) можно стелить линолеум.

P.S. У меня, кстати, люк в погреб в том же месте :-) только "заглубление" намного больше… 1,5м от пола гаража до потолка погреба.

не чего стелить на доски не надо сгниют доски!


Если будет достаточная вентиляция подпольного пространства — не сгниют. Тем более, что там уже не будет столько влаги от растаявшего снега, просочившегося через щели. А только конденсат, с которым и должна справляться "подпольная" вентиляция.
У меня дома паркетные полы (они не "дышат") — по углам во всех комнатах врезаны (более 50-ти лет назад, ещё строителями) маленькие вент. решётки для пассивной вентиляции межэтажного пространства (там стальные балки, и деревянные брусья и доски).


OBN-RacerMan

У меня деревянные полы в гараже с момента его покупки (т.е. лет 6 уже). Так вот летом оно ещё ничего, а зимой (когда стал новую машину постоянно ставить в гараж) замучался с досок снег собирать (всё не отряхнёшь на улице… всё равно откуда-то сыпется это дерьмо, оттаявшее в тепле) а доски от влаги местами "горбатятся" и совок в углублениях "не цепляет" грязь при уборке. К тому же прежние хозяева постелили неструганые доски… ни отмыть, ни почистить…
Теперь вот думаю что надо бетонировать… а сверху линолеум постелить. Хотя… если вентиляция под полом сделана принудительная — может быть и на доски (пока они ровные) можно стелить линолеум.

P.S. У меня, кстати, люк в погреб в том же месте :-) только "заглубление" намного больше… 1,5м от пола гаража до потолка погреба.

знакомый зимой по линолеуму уехал, да скользко дубеет он.


OBN-RacerMan

У меня деревянные полы в гараже с момента его покупки (т.е. лет 6 уже). Так вот летом оно ещё ничего, а зимой (когда стал новую машину постоянно ставить в гараж) замучался с досок снег собирать (всё не отряхнёшь на улице… всё равно откуда-то сыпется это дерьмо, оттаявшее в тепле) а доски от влаги местами "горбатятся" и совок в углублениях "не цепляет" грязь при уборке. К тому же прежние хозяева постелили неструганые доски… ни отмыть, ни почистить…
Теперь вот думаю что надо бетонировать… а сверху линолеум постелить. Хотя… если вентиляция под полом сделана принудительная — может быть и на доски (пока они ровные) можно стелить линолеум.

P.S. У меня, кстати, люк в погреб в том же месте :-) только "заглубление" намного больше… 1,5м от пола гаража до потолка погреба.

Не стоит линолеум стелить. Сырость под ним постоянная будет и скользко по зиме.Лучше не толстую транспортёрную ленту под колёса. При необходимости всегда можно её поднять и просушить.

Преимущества и недостатки деревянного пола в гараже, правила сборки

Пол в гараже подвергается серьезным нагрузкам, поэтому для него используют прочные материалы с высокой износостойкостью. Чаще это бетонная стяжка, реже плитка из керамогранита, совсем редко из дерева. Но деревянный пол в гараже – конструкция на самом деле прочная с длительным сроком эксплуатации, но с условием, что напольное основание будет грамотно собрано из пиломатериалов определенного качества. Поэтому в статье будем рассказывать о деревянных полах, о материалах, из которых они сооружаются, и о способах возведения напольной конструкции.

Древесина для пола в гараже

Начнем именно с выбора пиломатериала, потому что это основа всей конструкции. Итак, для пола в гараже необходимы доски толщиною не менее 50 мм и брусы для лаг сечением не менее 100х100 мм. Материал должен быт сухим (не более 20% влажности), без видимых дефектов и изъянов. Оптимально – пиломатериал первого класса.

Что касается пород дерева, то здесь нет необходимости выбирать дорогие модели типа доски из дуба или ореха. Подойдут и традиционные из хвойных пород. Конечно, лучше выбрать прочную древесину, но обойдется сооружение пола в гараже из нее дорого.

Преимущества и недостатки деревянного пола

Начнем с положительных характеристик:

  • Если правильно подобрать пиломатериалы, если грамотно их обработать и уложить, то пол в металлическом гараже (кирпичном или блочном) прослужит не один десяток лет.
  • Сам монтажный процесс несложен. Да и стоит услуга по его сборке недорого.
  • Высокая прочность конструкции. Собранный из досок толщиною 50 мм пол легко выдержит нагрузку до 175 кг/м².
  • Дощатое напольное покрытие легко поддается ремонту. Заменить одну половицу не составит большого труда. И обойдется это недорого.
  • Древесина хорошо впитывает в себя излишнюю влагу, поэтому даже в металлическом гараже, где постелен деревянный пол, влажность будет всегда в норме. А это очень важный показатель для хранения автомобиля.
  • Дерево не пылит, как бетонное основание.
  • Упавший на его поверхность металлический предмет не создаст искр. А это уже критерий пожарной безопасности строения.

Теперь о недостатках:

  • Древесина – материал огнеопасный. Этот фактор нередко становится решением представителей пожарных служб закрыть гараж. Особенно, если в нем система отопления основана на дровяной печке.
  • Доски хорошо впитывают в себя всю жидкость. И неважно, была пролита вода или техническое масло, бензин или краска. Поэтому деревянные полы быстро загрязняются. Добавим, что доски быстро впитывают в себя запахи.
  • Древесина начинает быстро гнить, если под напольным основанием не предусмотрена вентиляция, если половые доски периодически не обрабатываются защитными составами.
  • Дерево – рассадник насекомых. Даже крысы и мыши пытаются в нем организовать свои гнезда.
  • Не во всех регионах пиломатериал является доступным удовольствием.

Технологии формирования деревянного пола в гараже

Сразу оговоримся, что деревянный пол в металлическом гараже, и не только, это лаговая конструкция. То есть сначала укладывают лаги, а уже на них монтируют доски. При этом существует две позиции, касающиеся основания внутри гаражной постройки. Это может быть основание бетонное или обычный грунт. Соответственно и установка лаг будет производиться по-разному. Давайте рассмотрим эти два варианта по отдельности.

Деревянные полы в гараже по бетонному основанию

В качестве бетонного пола под брус в гараже могут выступать уложенные железобетонные плиты перекрытия или залитая по грунту стяжка. В любом случае основание это прочное. Итак, как проводят монтаж лаг:

  • У дальней от входа в гараж стены укладывают один лаговый брус поперек гаража. Расстояние от стены постройки – 5 см. Его выравнивают по горизонту, используя уровень. Для выравнивания применяют деревянные подкладки. Брус пока не крепят к бетонному основанию.


  • Точно такую же лагу укладывают около входа на том же расстоянии от стены. И точно также выравнивают по горизонтали.
  • Затем между ними натягивают нить или на них укладывают ровную рейку, которая покажет, какая из лаг расположена выше, а какая ниже. После чего выбирается одна из них, как точка отсчета в процессе монтажа. Обычно берут за основу элемент, расположенный выше.
  • После чего нижнюю лагу приподнимают до уровня верхней. То есть двумя элементами лаговой конструкции создается ровная горизонтальная плоскость.
  • После чего оба бруска крепятся к бетонному основанию. Здесь можно использовать металлические дюбели, для чего в лагах и в полу высверливаются отверстия, куда дюбели загоняются. Можно использовать металлические уголки, которые одной полкой крепятся к брускам, другой к бетонному основанию. На фото ниже как раз такой способ крепления показан.

Следующий этап – формирование горизонтальной плоскости. Для этого между уложенными брусами натягивают три-четыре прочные нити, которые будут формировать плоскость деревянного пола. После чего переходят к монтажу промежуточных лаг, которые выравнивают по натянутым нитям. Шаг установки брусов – 40-60 см. Все зависит от толщины используемых досок. Чем толще доска, тем больше шаг монтажа лаг.

Как собрать дощатый пол

Следующий этап в формировании деревянного пола – укладка и крепления досок. Для этого лучше всего использовать шпунтованные изделия, хотя подойдут и обрезные. Просто с первыми работать проще, да и в процессе сборки поверхность будет без видимых стыков.

Итак, первая доска укладывается около стены, выравнивается перпендикулярно уложенным лагам и крепится к ним саморезами. Вкручивать крепежи надо в паз шпунта, чтобы шляпки саморезов не были видны. Если используются обрезные доски, то крепление проводят через торец изделия. Обратите внимание, что первая доска укладывается не впритык к стеновой поверхности, а на небольшом расстоянии, равном 1 мм. Это так называемый компенсационный зазор, который не даст доскам упираться в стену при их влажностном расширении.


Теперь около первой уложенной панели укладывают параллельную рейку сечением 50х50 мм, которую крепят саморезами к лагам. Расстояние между двумя пиломатериалами – ширина доски, плюс 5-10 см.

Теперь между первой уложенной доской и рейкой укладывают вторую половицу, вставляя паз в шип, подбивая киянкой по торцу. После чего между второй доской и рейкой забивают три или четыре деревянных клина, с помощью которых прижимают второй элемент дощатого пола к первому. Далее просто крепят вторую доску к лагам саморезами. После чего демонтируют рейку и переносят на то же расстояние, что и в первом случае. И таким способом процесс ведется до противоположной стены гаража.

Последнюю половицу укладывают с зазором от стены. Если она полностью не помещается, то панель просто подрезают под требуемый размер.

Не всегда длина досок закрывает напольное основание полностью. Поэтому укладку ведут с удлинением. При этом две уложенный вдоль доски обязательно стыкуют на одной из лаг.

Видео описание

В видео показана технология сборки дощатого пола:

Деревянные полы по грунту

Это значит, что никакого прочного основания внутри гаража нет. Просто сооружение построено по ленточному фундаменту, между элементами которого осталась земля из выкопанных траншей.

Сначала грунт выравнивают. Затем всю плоскость засыпают песком слоем 5 см, который выравнивают и утрамбовывают. После чего засыпают щебеночный слой толщиною 10 см, который также выравнивают и трамбуют.

В принципе, этого делать необязательно, ведь не будет же заливаться стяжка по подготовленной песчано-щебеночной подушке. Просто таким образом формируется фильтрующий слой, который быстро будет впитывать в себя жидкости, пролитые на полы и прошедшие сквозь него.


Проще можно сделать так:

  • Через каждый метр на выровненном грунте укладывают кирпичи или бетонные блоки. Можно под них сделать небольшие углубления, в которые рекомендуется уложить гидроизоляционный материал, к примеру, сложенный вдвое рубероид.
  • Подставки под лаги выставляют в одной горизонтальной плоскости. В принципе, технология выравнивания точно такая же, как и в случае с лагами.
  • То есть у противоположной стены от входа сначала выравнивают по горизонтали две крайние подставки.
  • Далее то же самое делают с кирпичами (блоками) около входа.
  • Потом выставляют все четыре подставки в одной горизонтальной плоскости.
  • После чего по уложенным рейкам или натянутым нитям выставляют подставки и в поперечных рядах, и в продольных. То есть получается, что все блоки своими верхними торцами формируют одну плоскость.

Подставки можно формировать из разных материалов. К примеру, это может быть брус, тротуарная плитка, каменная плитка, брусчатка и прочие прочные материалы. Нередко подкладки изготавливают из армированного монолитного бетона. То есть в выкопанную ямку укладывают гидроизоляционный материал, затем металлическую сетку, а потом заливают бетонный раствор.

Когда подставки под лаги готовы, начинают собирать лаговую конструкцию. Здесь все то же самое, что и при формировании деревянного пола по бетону. И точно такая же технология сборки половиц.

Видео описание

В видео показано, как собрали лаги по грунту внутри гаражной постройки:

Полезные советы

Не многие хотят возиться с деревом, считая, что этот материал – не самый удачный вариант для гаража. А зря. Примеры деревянных полов внутри гаражных строений доказывают обратное. Просто необходимо грамотно провести монтаж конструкции и точно соблюдать рекомендации специалистов. Вот некоторые из них:

  1. Доски надо укладывать вдоль движения автомобиля.
  2. Все деревянные материалы и изделия необходимо обрабатывать защитными составами. И тут потребуется решить, чем обрабатывать деревянный пол в гараже. В принципе, состава два: антисептик и антипирен. Первый отвечает за борьбу с вредоносными микроорганизмами (плесень, грибки), второй повышает огнестойкость древесины. Наносят обе жидкость именно в таком порядке: сначала антисептический раствор, после высыхания антипиренный.
  3. При сооружении лаговой системы по грунту рекомендуется нижние торцы лаг, которые соприкасаются с почвой или песчаной подушкой, обработать гидроизоляционным материалом, к примеру, битумной мастикой.
  4. Обязательно верхнюю плоскость дощатого пола обрабатывают краской или лаком, но тут встает другой опрос, чем покрыть деревянный пол в гараже, какую для этого применяют краску.

Оптимальный вариант – полиуретановые краски. Они обладают высокой износостойкостью. Неплохо себя показали лаки. Можно использовать морилку, которая является отличным средством и от влажности, и от насекомых. На рынке можно найти специальные пропитки для древесины, они продаются разного цвета, так что можно пофантазировать с дизайном. Но в любом случае даже самые износостойкие покрытия прослужат в гараже недолго. Поэтому полы придется периодически подновлять в плане защитного покрытия.


Заключение по теме

Деревянные полы, обустраиваемые в гаражах, неплохой вариант. Зря многие от него отказываются. Они по эксплуатационным характеристикам не уступят бетонным или каменным, тем более по сроку службы. Конечно, при условии, что конструкция собиралась профессионалами, то есть качественно.

Как сделать вентиляцию в гараже: популярные варианты и их нюансы

Система воздухообмена в гараже является важной частью комфортных условий и для автомобиля, и для автовладельца. Ее обустройство не требует особых строительных навыков и специальных инженерных знаний, но важно понимать, как сделать вентиляцию в гараже, чтобы циркуляция воздуха была эффективной. Разбираемся, по каким правилам обустраивается вентиляция, и как сделать ее работу устойчивой и надежной.

Схемы обустройства вентиляции

Существуют три способа наладить циркуляцию воздуха в гаражном помещении, причем нет принципиальной разницы, оборудован гаражный бокс подвалом, или нет. Схемы выглядят следующим образом:

  • Естественная вентиляция. Работает благодаря тому, что температура внутри и снаружи гаража различна. Несмотря на простоту реализации, требует некоторых (несложных) расчетов.
  • Принудительная (механическая). Делится на три вида: приточная, когда принудительно поступает наружный воздух, вытяжная, когда воздух удаляется из помещения, и приточно-вытяжная. В последнем случае и для притока, и для вывода воздуха используется оборудование (вентиляторы). Самая эффективная, но и самая дорогая схема.
  • Смешанная (комбинированная). Сочетает две предыдущие схемы: естественная вентиляция дополняется вытяжным канальным вентилятором. Комбинирование обеспечивает хороший результат в просторных помещениях.

Задачи, решаемые вентиляционной системой

Необходимость обустройства вентиляции прописана в СНиП, где указаны нормы воздухообмена и связанные параметры. Налаженная по правилам воздушная циркуляция позволяет решить следующие задачи:

  • Избавляет воздух от повышенной влажности. Если влаге некуда деваться, она начнет оседать на машине. Постоянно образующийся конденсат неизбежно приведет к коррозии металла.
  • Конденсат вреден не только для авто, но и для строительной конструкции, инструментов и вещей, хранящихся в гаражном боксе (например, велосипеда). Снижение влажности продлевает срок их службы.
  • Вентсистема удаляет не только избыток влаги, но и пары бензина, а также химические соединения, производные работающего двигателя. Чем меньше вдыхать этот букет, тем безопаснее для здоровья.
  • Воздухообмен поддерживает комфортную температуру, что создает подходящие условия для длительного хранения продуктов питания.

СНиП о размерах и вентиляции

Правила СНиП предусматривают вентиляцию в гаражах без подвала (как в нежилых помещениях) со следующими особенностями:

  • Организуется постоянная циркуляция воздуха, причем ее параметры не зависят от материала, из которого построен гараж, буде он кирпичным, бетонным или металлическим.
  • Нормами предусмотрен воздухообмен 180 кубометров в час на одну легковую машину. Условия можно обеспечить при помощи естественной, принудительной или смешанной вентсистемы.
  • Действуют дополнительные (увеличенные кратно) нормы воздухообмена для помещений, в которых проводится обслуживание автомобиля (ремонт, сборка, покраска). В этом случае перемножают объем бокса и коэффициент (кратность) воздухообмена (нормы указаны для разных видов работ). Например, коэффициент для СТО составляет 6-8.
  • Правилами предусматривается возможность отапливать или не отапливать гаражное помещение. Зимняя температура +5°C считается наиболее рациональной для хранения автомобиля. Владельцу было бы комфортнее при +10-15°C, но в таких условиях наледь и снег на автомобиле создают влажную среду.

Чтобы определить то количество воздуха, которое надо заменить в гараже за час, выполняют следующие расчеты:

  • Вычисляется объем гаража перемножением его длины, ширины и высоты. Например, для постройки с габаритами 6х4х2,5 м объем составит 60 кубов.
  • Если хозяин занимается ремонтом и мелкой реставрацией, используется коэффициент для СТО, равный 6-8.
  • Перемножение единичного объема и кратности дает 360-480 кубов час. Это тот объем воздуха, который должен меняться каждый час. Такую циркуляцию можно организовать, используя только механическую вентсистему с установкой круглых канальных вентиляторов.

Особенности разных типов вентиляции

Естественная схема подразумевает движение воздуха по какому-либо воздуховоду (например, часто сооружают вентиляцию в гараже из канализационных труб). Благодаря разнице температур более теплый (и легкий) воздушный поток перемещается снизу вверх, уступая место более холодной воздушной массе.

Естественная циркуляция обладает массой достоинств, чтобы стать достаточно распространенной. Она надежная и бюджетная, работает бесшумно, рассчитана на долгую эксплуатацию и не нуждается в источниках энергии.


Время от времени проявляется недостаток системы: эффективность заметно снижается летом, когда разница температур стает минимальной. Работоспособность определяется следующими характеристиками:

  • Разницей температур. Лучше всего система работает, когда в гаражном боксе значительно теплее, чем на улице. В этом случае теплый воздух активно вытесняется холодным, более плотным наружным воздухом.
  • Атмосферным давлением. Из курса физики известно, что с увеличением высоты над уровнем моря давление падает. Чтобы устроить циркуляцию воздуха в гараже, достаточно совсем небольшой разницы давлений. Это можно организовать, если расположить приточное и выходное отверстия с разницей по высоте в 3,5-4 м.
  • Ветром. Ветер создает зону повышенного (с наветренной стороны) и пониженного (с подветренной) давления. Это можно использовать с выгодой, если установить приточное отверстие по розе ветров (со стороны преобладающего ветра).

Механическая система создает принудительный воздухообмен при помощи элетромеханических устройств. В нее включают один или нескольких вентиляторов, датчики, заслонки с ручным или автоматическим управлением.

Система собирается по одной из трех схем приточной, вытяжной или приточно-вытяжной, и обладает следующими плюсами:

  • На ее эффективность не влияют погодные условия и время года.
  • Позволяет регулировать (при наличии контроллера) параметры воздухообмена. Вы можете менять производительность и температуру, чтобы получить комфортные условия.
  • Можно организовать теплый приток, то есть, фактически, альтернативное отопление.
  • Принудительную схему удобно применять в гараже, расположенном в цоколе (ниже уровня земли).

Недостатком автоматической схемы является ее полная энергозависимость. Также она требует средств на закупку и установку оборудования. В процессе эксплуатации ей нужно повышенное внимание, а периодически – квалифицированное обслуживание.

Комбинированная вентиляция реализуется как естественная, дополненная вентилятором. Если вы используете гаражный бокс только для хранения авто, на вытяжку можно приспособить бытовой вентилятор; вентиляция подвала гаража требует дополнительного обустройства.

Основным преимуществом комбинированной схемы является ее экономичность: в основном она работает в естественном режиме, вентилятор подключается, когда естественный отток не справляется. Минус: необходимость монтажа дополнительных элементов.

Устройство естественной вентиляции

Вопросы, как правильно сделать вентиляцию в гараже, часто имеют отношение к организации естественной циркуляции, что неудивительно: в простой, на первый взгляд, схеме имеется несколько тонких моментов.

Перед началом работ необходимо рассчитать, трубы какого диаметра вам потребуются. Правила СНиП предусматривают, что квадратному метру площади гаража соответствует 1,5 см 2 диаметра воздуховода. Например, для бокса площадью 20 квадратов (5х4 м) необходима труба с внутренним диаметром 20х1,5=30 см 2 . Если вы хотите установить не одну, а две вытяжки (и, соответственно, два приточных канала), их диаметры будут вдвое меньше (два по 15 см).

Система привлекает простотой установки, строительство состоит из следующих этапов:

  • Вытяжное отверстие делают на 10-15 см ниже потолочного перекрытия. Трубу выводят над крышей на высоту полуметра, защищают сеткой и колпаком.


  • Место для приточного канала выбирают на высоте минимум 10 см от пола, отверстие проделывают перфоратором. Вставляют трубу, внешний конец закрывают сеткой и, если отверстие направлено вверх, то еще и колпаком.
  • Чтобы воздухообмен был оптимальным, вытяжку устанавливают на противоположной стене и лучше по диагонали от приточного канала.

В естественной вентиляции воздух, как правило, движется с небольшой скоростью, которая имеет тенденцию снижаться из-за аэродинамического сопротивления труб. Систему можно заставить работать лучше, если снизить сопротивление следующими способами:

  • Вытяжка с круглым сечением обеспечивает лучший ток воздуха, чем прямоугольная.
  • Разница высот каналов должна составлять не менее 3 м. Чем выше перепад, тем лучше будет работать вытяжка, поэтому разницу можно довести до 3,5-4 м.
  • Предпочтительно, чтобы вытяжная труба не меняла диаметр на всем протяжении, не имела изгибов или поворотов. Ее необходимо утеплить, чтобы избежать образования конденсата.
  • По материалу желательны пластиковые или металлические трубы с гладкой внутренней поверхностью.

Видео описание

Об устранении конденсата и правильной вентиляции в следующем видео:

Схемы вентиляции со смотровой ямой и подвалом

Очень часто возникает потребность в обустройстве вентиляции гаража с погребом и смотровой ямой. Циркуляция воздуха нужна как для комфортной работы в яме, так и для удаления влаги от хранящихся продуктов.

Как правило, для проветривания ямы хватает мощности организованной в гараже вентсистемы. Если яму закрывают досками или щитами, отдельную конструкцию устанавливать не надо; проблему вентиляции решают двумя способами:

  • С ямы периодически снимают доски.
  • В яму продлевают трубу от приточного канала. Для монтажа можно использовать пластиковые трубы для канализации.

В гараже с подвалом также может реализовываться схема естественной, механической или комбинированной вентиляции; с работой вполне справляется первый вариант. Однако, если нужно обеспечить проветривание овощного погреба, работа несколько усложняется. Для вентиляции гаража с подвалом необходимо организовать:

  • Приточный воздуховод. Как и в случае со смотровой ямой, приточной канал продлевается вниз, в погреб. Он заканчивается на расстоянии 20-50 см от подвального пола.
  • Дополнительный вытяжной воздуховод. Он начинается под потолком погреба, соединяется с вытяжным каналом, отводящим воздух на улицу. Вытяжную трубу оснащают краном для слива конденсата.
  • Трубы внутри помещения утепляют, чтобы снизить образование конденсата (он будет неизбежно появляться из-за разницы температур).

Видео описание

О вентиляции гаража своими руками в следующем видео:

Оборудование принудительной (механической) системы

Простая схема, обеспечивающая механическую циркуляцию воздуха, имеет некоторые особенности:

  • Обустройство каналов притока и вытяжки ведется по правилам предыдущей схемы.
  • В отверстиях устанавливается приточный и вытяжной канальный вентилятор круглого сечения; в теплом боксе для подогрева притока используют калорифер. Параметры вентилятора (мощность, производительность) подбирают с учетом необходимой производительности; дополнительно можно вмонтировать таймер и датчик влажности.


При правильно подобранных параметрах вентиляторов воздух будет успевать обновляться как в гаражном помещении, так и в смотровой яме или погребе. Иногда хозяева отказываются от расчетов, предпочитая установить двигатель с вентилятором помощнее. Такое решение не выглядит целесообразным, поскольку электроэнергия расходуется бесполезно, возникает переплата.

Видео описание

Об устройстве притока и вытяжки в следующем видео:

Комбинированная вытяжка

В такой системе взаимное расположение каналов не играет такой роли, как в предыдущих вариантах. Приточное и вытяжное отверстие можно сделать, соответственно, у пола и у потолка, можно – на одной высоте или на одной стене. Единственное ограничение – каналы не делают друг напротив друга; при таком расположении воздух течет между этими точками, не затрагивая остальное пространство.

Особенность комбинированной системы состоит в том, что приточный канал функционирует в естественном режиме, а выводной канал – в принудительном. В него встраивается вентилятор; для гаража это означает, что запускается процесс, в котором воздух принудительно удаляется из гаражного бокса, а на его место поступает свежий воздух с улицы.

Комбинированная схема обладает приятным соотношением экономичности и практичности. Она рассчитана на круглогодичное функционирование, при этом затраты остаются минимальными. Предпочтение лучше отдавать устройствам с корпусом из пластика и специальной конструкцией крыльчатки.

Такие модели не боятся коррозии и работают в режиме постоянной вентиляции. Подходящую модель выбирают, исходя из габаритов, рекомендуемой площади обслуживания, других параметров (например, бесшумной работы). Перед тем, как монтировать вентилятор, воздуховод желательно утеплить.


Коротко о главном

Устройство естественной вентиляции считается наиболее простым вариантом, не требующим финансовых вливаний и особых навыков. Начинать следует с расчетов минимально допустимого диаметра труб, способного качественно вентилировать помещение заданного размера. Если в гараже есть смотровая яма или подвал, система несколько видоизменяется.

Читайте также: