Васнецов строительство первых стен кремля

Обновлено: 17.05.2024

Могучая фигура Аристотеля Фиораванти незримо царит над Кремлем, но она не смогла затмить имена других итальянских зодчих, приложивших силы к созданию этого чуда. И сразу за мэтром возникает силуэт Пьетро Антонио Солари — создателя первого каменного дворца русских царей, именуемого ныне Грановитой палатой.

Могучая фигура Аристотеля Фиораванти незримо царит над Кремлем, но она не смогла затмить имена других итальянских зодчих, приложивших силы к созданию этого чуда. И сразу за мэтром возникает силуэт Пьетро Антонио Солари — создателя первого каменного дворца русских царей, именуемого ныне Грановитой палатой.

Пьетро Антонио Солари не встречался с Аристотелем в Москве — он приехал несколькими годами позже смерти или отъезда мэтра. И не исключено, что эти события имеют прямую связь: Солари мог быть приглашен на Русь именно как преемник Фиораванти на посту главного строителя Кремля.

Эта версия не имеет прямых документальных подтверждений, но на нее наводят некоторые косвенные данные. Например, то, что письма на родину (а некоторые из них сохранились) Солари подписывает «главный архитектор города Москвы». И наши летописи именуют его не привычным тогда на Руси термином «муроль», или «палатных дел мастер», а гордым заморским званием «архитектрон». Размах и важность работ Солари тоже говорит о его незаурядном положении среди коллег, как и тот факт, что прибыл он в Москву не один, а с учеником. Какой-никакой, а показатель статуса.

В «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро

Кстати, то, что Фиораванти и Солари не встретились в Москве, не говорит о том, что они не были знакомы. В начале 60-х годов XV столетия великий Аристотель по приглашению герцога Сфорца трудился в Милане, где прошла юность Солари. Отец и дядя Пьетро Антонио были выдающимися архитекторами и трудились над созданием самых знаменитых памятников эпохи Сфорца — Миланского собора, Оспидале Маджоре и замка Чертоза ди Павия. Братья Гуинифорте и Франческо Солари почти наверняка встречались с Аристотелем и, возможно, при этом присутствовал сын и ученик Гуинифорте — Пьетро, который был тогда уже вполне сознательным подростком…

Сохранившиеся документы разрознены, посему есть два варианта даты рождения будущего мастера — 1445 или 1450 годы. Но достоверно известно, что появился на свет он на севере Италии в Тичино (сейчас это итальянский кантон Швейцарии) в семье потомственных зодчих. Его прадед Марко когда-то начинал работу над миланским Дуомо (собор строился около 100 лет). Дед Джованни продолжил его дело: он руководил работой в Чертозе и много строил в Милане и окрестностях. Его по праву называют одним из столпов итальянского Возрождения. Его сыновья Франческо и Гуинифорте (или Бонифорте) тоже продолжили семейную традицию, а младший Гуинифорте руководил строительством Дуомо. Естественно, его старший сын Пьетро Антонио тоже стал архитектором (куда ж ему было деваться!), а другой сын — Андреа вырос в выдающегося художника.

Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо (внизу). Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода (1568—1576 гг)

Пьетро Антонио помогал отцу на строительстве миланского Дуомо и одновременно учился у него и других мастеров. Художественных учебных заведений тогда не было, и большие стройки превращались в учебные мастерские. Между прочим, в «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро.

С 80-х годов Солари начал работать самостоятельно, причем и как архитектор, и как скульптор. В эпоху Возрождения четкой специализации еще не было: понятие «зодчий» тогда было всеобъемлющим и каждый мастер хотел проявить все грани своего таланта.

По слухам, Пьетро Антонио болезненно воспринял то, что после смерти отца ему не перешла должность руководителя работ на Дуомо. Понятно, что спустя 500 лет ни подтвердить, ни опровергнуть это уже невозможно, но, так или иначе, на предложение русских послов поехать в Москву и возглавить строительство Кремля он ответил согласием. С 1490-го года Пьетро Антонио Солари трудится в Москве в качестве главного архитектора города. Во всяком случае, так он сам себя звал.

До наших дней дошло два значительных объекта, связанных с именем Солари — Грановитая палата и восточная часть кремлевских крепостных укреплений и башен — та, что смотрит на Красную площадь. Немало, если учесть, что судьба отпустила Пьетро Антонио лишь три года работы в Москве …

В любом справочнике или путеводителе рядом с фамилией Солари любознательный гражданин встретит имя Марко Фрязина, или Марко Руффо. Вроде бы все означенные объекты начинал Марко, а завершал Пьетро Антонио, или, как его окрестили на Руси, Петр Антонин. Но здесь не все ясно, а точнее — почти ничего не ясно.

О том Марко не упоминает ни один итальянский источник, только наши, отечественные. В летописях его именуют Марко Фрязин, то есть просто итальянец. Фрязами или фрязинами тогда на Руси звали всех выходцев с Апеннин, а заодно и из генуэзских крымских колоний — Кафы (Феодосии), Сугдейи (Судака) и Чембало (Балаклавы). Предположение о том, что этот Марко имеет фамилию Руффо, сделал великий русский историк Николай Карамзин, хотя никаких веских аргументов он не привел. Но вслед за маститым Николаем Михайловичем эту версию, причем уже без сомнений, подхватили все последующие поколения историков и искусствоведов. Хотя, скажем, видный итальянский искусствовед Джузеппе Мерцарио (в книге I Maestri Comacini: Storia Artistica Di Mille Duecento Anni (600-1800) считает нашего Марко потомком Марко деи Фризони или да Коропа. Но это тоже не абсолютно достоверно.

Так или иначе, после того, как Солари приехал в Москву (1490 год), он руководит всеми работами в Кремле как новыми, так и начатыми до него. Можно предположить, что Марко Фрязин, как и Антонин Фрязин (он же Антонио Джиларди из Виченцы), входил в группу учеников-подмастерий Аристотеля Фиораванти и после смерти (или отъезда) мастера продолжал работы по его чертежам. Они строили башни вдоль Москвы-реки, а Марко возвел еще два небольших строения внутри Кремля, до нас не дошедших. Про все остальные башни и иные сооружения говорится, что они их «заложили», а достраивал их уже Солари. Что входит в понятие «заложили» и до какого уровня они были возведены к приезду нового руководителя работ, в летописях не уточняется.

В «творческую бригаду» Солари-старшего на площадке Дуомо входил сам Леонардо Да Винчи, который был сверстником Пьетро Антонио, а также знаменитый Джованни Антонио Амадео, женатый на дочери мастера Гуинифорте, соответственно, сестре Пьетро

Итак, Пьетро Антонио взялся сразу за два дела: возведение стен на главном и самом опасном направлении и строительство нового дворца для царской семьи. Почему восточная сторона была самой опасной? Да потому, что это было единственное направление, не прикрытое водными преградами. С одной стороны — Москва-река, с другой — Неглинка. А со стороны китайгородского посада — ничего. Соединяющий реки ров был задуман, но руки до него дойдут только на несколько десятилетий позже.

Аполлинарий Васнецов. В Московском Кремле

Стена вдоль Красной площади — самая высокая и мощная, а башни, пожалуй, самые изысканные. Это Константино-Еленинская башня с закопанными после строительства храма Покрова на Рву воротами. Знаменитая своими курантами Спасская (она же Фроловская) башня. Самая изящная Никольская и, конечно, могучая Угловая Арсенальная башня, получившая в народе прозвище «граненый стакан».

Конечно, сейчас эти башни выглядят не совсем так, как они были задуманы автором. В XVII веке, когда боевое предназначение крепости было уже не столь актуальным, верхние части башни были перестроены. Боевые площадки и мерлоны (зубцы) были убраны, зато появились надстройки в виде шатров с декоративными деталями и двуглавыми орлами на шпилях.

Для того чтобы представить башни в изначальном виде, нужно мысленно убрать эти надстройки и добавить мощные зубцы в виде ласточкиного хвоста, как на стенах. Кроме того, на всех воротах были подъемные мосты, от них остались проемы для цепей. Когда мосты поднимали, они служили дополнительным прикрытием ворот от орудийного огня. Кремль того времени признавался выдающимся и безусловно передовым фортификационным сооружением, которое впитало все технические новшества и было идеально вписано в ландшафтные условия.

Если башни несколько изменили свой облик, то Грановитая палата и сейчас стоит во всей красе, оставаясь удивительным памятником итальянского Возрождения в сердце древнего Кремля. Чтобы осознать ее красоту и уникальность, нужно понимать, как все задумывалось изначально.

Дело в том, что у великого князя Ивана III, как и у его предшественников, не было каменного дворца или палат. На Руси традиционно отдавали предпочтение деревянным домам — в них теплее да и дышится легче. В Европе же это было не принято. Великому князю (или царю) как руководителю правительства нужно было принимать иноземных посланников. Отказываться же от своих обычаев не хотелось. То есть стояла задача увязать все в одно целое: желательно деревянные палаты со спальнями, кладовыми, кухнями и помещениями для многочисленной челяди; европейского уровня дворец с просторными палатами для приемов и боярской думы; да еще чтобы молиться великокняжеская семья могла не выходя на улицу. При этом внешний облик представительской каменной части должен был внушать уважение иностранцам, а внутреннее убранство соответствовать представлениям московитов об удобстве.

История Москвы в картинах Аполлинария Васнецова

Основание Москвы. Васнецов

Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы». Вторая половина 12 века, по приказу Юрия Долгорукого на Боровицком холме в слиянии рек Неглинная и Москва строится деревянная крепость

Аполлинарий Васнецов, изумительный художник, мастер исторической реконструкции, всегда будто находился в тени своего старшего брата Виктора Васнецова, автора знаменитых русских полотен «Богатыри», Аленушка» и прочих.

После себя Аполлинарий Васнецов оставил множество живописных и графических работ с дотошной реконструкцией Москвы в разные эпохи. В этой публикации мы посмотрим самые яркие из них с комментариями.

Смотреть изумительную старую Москву Аполлинария Васнецова —>

Васнецов. Строительство новых стен


Строительство новых стен. 12 век

Васнецов. Двор Удельного князя


Двор удельного князя.

Автор не уточняет, какого точно князя, но давая усредненную картинку времен феодальной раздробленности до возвышения Москвы в начале 14 века при Иване Калите.

Кремль при Иване Калите. Васнецов


Кремль при Иване Калите.

В первой половине 14 века Москва становится важнейшим городом северо-восточной Руси. При Иване Калите строится новый деревянный Кремль. Митрополит Петр перенес свою резиденцию в Москву, в результате в Кремле появляются первые каменные соборы

Кремль при Дмитрии Донском. Васнецов


Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г.

Скорее всего, Васнецов немного преувеличивает, поскольку согласно данным раскопок из камня были сложены только башни и самые уязвимые участки крепости, в основном же укрепления оставались деревянными.

Московский Кремль при Иване 3. Васнецов


Кремль при Иване III

В конце 15 века итальянскими зодчими возводится нынешний краснокирпичный Кремль, еще без шатровых завершений и шпилей с деревянными крышами на типично итальянских башнях. Внутри крепости уже стоят каменные палаты, построен Успенский собор, строится Благовещенский. По Васильевскому спуску вверх уже начали рыть Алевизов ров. Через реку в Замоскворечье уже проложен наплавной мост.

Москва конца 14 века. Васнецов


Кремль в конце 14 века

В 1382 г. к Москве подошли войска Тохтамыша. Два дня москвичи и литовцы отчаянно отбивали атаки, мощные крепостные стены невозможно было взять приступом, тогда Тохтамыш пошел на хитрость и прислал нижегородских князей Василия Кирдяпу и Семёна Дмитриевича. Князья убедили обороняющихся сдаться при условии, что Тохтамыш не сделает ничего дурного. Ворота города были открыты, но обещания хан не сдержал, город был разграблен, а множество населения перебито.

f54e89ad3c4c6752f960813060557276


Кремль при Иване Грозном. 1550-е

Стены Кремля побелены (спорная гипотеза для того времени). Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в процессе строительства

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Васнецов


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века.

Смутное время закончилось. У власти первый из династии Романовых — Михаил. Кремль масштабно реконструировали.

Площадб Ивана Великого. Васнецов


Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.

p.txt


Троицкий мост и Кутафья башня

Ныне официальный туристический вход в Кремль и Александровский сад вместо реки.

Книжные лавки на Спасском мосту


Книжные лавки на Спасском мосту, 17 век

Мост через Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади

Расцвет Кремля. Васнецов


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века.

Вид на Кремль с нынешней Берсеневской набережной. К 1692 г. был построен Всехсвятский мост, прозванный Большим Каменным, действительно большой и каменный с торговыми лавками и проездными воротами. О стоимости строительства моста в народе ходили легенды, до наших дней дожила поговорка «дорогой как каменный мост». Мост дожил в перестроенном виде аж до 1853 года, после чего был разобран и заменен металлическим, но народное название за полтора века прижилось и используется до сих пор.

Всехсвятский мости


Всехсвятский мост

Всехсвятский мост


Всехсвятский мост зимой и скоморохи на переднем плане.

Замоскворечье тогда было районом стрельцов, защищавших город с юга от набегов крымских татар на оборонительных укреплениях Крымского вала.

Красная площадь во второй половине 17 века


Красная площадь во второй половине 17 века

Такой Москву принял Петр I

К Кремлю еще примыкает стена Белого города, сквозь дыру в которой протекает Неглинная.

Воскресенский мост. Васнецов


Воскресенский мост через Неглинную перед входом на Красную площадь у одноименных ворот, 17 век

du5w4vgn4l


Спасские водяные ворота Китай-города. Васильевский спуск китайгородская стена

Отъезд с кулачного боя. Васнецов


Отъезд с кулачного боя. То же самое место зимой

В 17 веке город сильно растет, и в своих работах, посвященных этому периоду и позже Васнецов уже отходит от Кремля.


Семиверхая угловая башня Белого города.

Башня стояла примерно на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Её пушки были направлены на Крымский брод. В Смутное время у этой башни был большой бой.

Пушечно-литейный двор


Пушечно-литейный двор на реке Неглинной

В 17 веке здесь работало около 500 мастеров, в работе использовались водяные колеса на реке. Именно отливали пушки для стрельцов и в 16 веке отлили Царь-пушку. Напоминанием об этом дворе до сих пор служит Пушечная улица за Центральным детским миром.

Мясницкие ворота. Васнецов


У Мясницких ворот.

На месте храма Фрола и Лавра сейчас пустырь у театра Et Cetera, справа от несохранившихся ворот сейчас стоит вестибюль м.»Чистые пруды»

Трубная площадь, названная по дыре в стене Белого города (дыре) для реки Неглинной. Здесь торговали лубом и готовыми срубами для строительства домов.

Выход боярыни,. Старая Москва. Васнецов


Выход боярыни

Медведчики. Старая Москва. Васнецов


Медведчики

Скоморохи


Скоморохи

На крестце. Китай-город. Васнецов.


На крестце (на перекрестке) в Китай-городе.

Густонаселенный квартал Зарядья. Ныне на этом месте пустырь вдоль Варварки

Улица в Китай-городе


Улица в Китай-городе.

И снова Зарядье. Васнецов все больше дает волю фантазии. На этих картинах грань между историей и сказаниями начинает размываться. Закончим подборку совсем фантастической картиной:

Двор князя Жемчужного


Двор князя Жемчужного

Вымышленная архитектура, вымышленные персонажи, а вот Кремль за рекой настоящий

Аполлинарий Васнецов


Аполлинарий Васнецов

800px-Vasnetsov_am_plaque


Мемориальная доска на доме 6 в Фурманном переулке, где жил и работал Аполлинарий Васнецов

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Четверг, февраля 4, 2016 в 11:22 в теме: ГОРОД, Картины, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

Кто впервые назвал столицу «Белокаменной» и когда ее начали так величать, неизвестно до сих пор. Зато специалисты Музея Москвы с удовольствием рассказали МОСЛЕНТЕ, почему Москву иногда именуют городом из белого камня, что осталось от седой столичной «белокаменности» сегодня и какая часть белого города уже утрачена.

Кто впервые назвал столицу «Белокаменной» и когда ее начали так величать, неизвестно до сих пор. Зато на один из главных вопросов истории столичной топонимики — почему Москву иногда именуют городом из белого камня — эксперты отвечают с удовольствием. МОСЛЕНТА вместе со специалистами Музея Москвы изучила, что осталось от седой столичной «белокаменности» сегодня и какая часть белого города уже утрачена.

Белохрамовая

Белый камень — известняк, добывавшийся на территории Московского княжества — еще несколько веков назад стал популярным строительным материалом для некоторых зданий и укреплений, находившихся на территории современного центра столицы.

Первые белокаменные строения Москвы — храмы. В 1326-1327 годах в столице выстроили первый каменный храм, расположенный на территории нынешнего Московского Кремля, — одноглавый Успенский собор.

С этим событием был связан переезд в Москву митрополита — главы Русской православной церкви, резиденция которого до ордынского нашествия находилась в Киеве, а затем была переведена во Владимир.

«В начале XIV века Тверское княжество соперничало с Московским. Тверь вполне могла бы стать столицей Русского государства, поэтому князь Иван Данилович Калита был заинтересован в переносе митрополии в Москву. По легенде, русский митрополит Петр хотел, чтобы в Москве был такой же прекрасный архиерейский собор, как и во Владимире. И Иван Калита пообещал ему построить такой же прекрасный храм, какие издавна строили во Владимиро-Суздальской Руси. После того, как это произошло, митрополия была перенесена, что повысило политический статус Московского княжества», — рассказывает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая.

В 1330-м году по приказу Ивана Калиты в камне был отстроен и собор Спаса на Бору, в 1333-м возвели Архангельский собор, ставший усыпальницей московских великих князей. Это были еще небольшие одноглавые соборы.

Джильбертсон «Колокольня Ивана Великого и Архангельский собор Московского Кремля»

Белостенная

Начиная с XIV века белый камень использовался для строительства московских крепостных сооружений — стен, башен, мостов. Он шел и в основание стен, и в забутовку. Но полностью белокаменными были только стены Кремля второй половины XIV века.

В 1360-х годах территория старейшего района города была обнесена белокаменными укреплениями: был возведен Кремль — детище эпохи правления князя Дмитрия Донского. Белокаменные стены сменили прежние дубовые.

«Строительство белокаменного Кремля, начавшееся в 1367 году, вряд ли было личной инициативой семнадцатилетнего князя Дмитрия Ивановича, а было предпринято по совету его мудрых наставников. Тем не менее, мы говорим: «кремль князя Дмитрия Донского». Известняк для белокаменного строительства добывали в каменоломнях на Москве-реке, у села Мячково. Были выходы известняка и в других местах, например, в районе современного Дорогомилова, но, по мнению специалистов, там он был не лучшего качества», — объясняет Екатерина Святицкая.

Белокаменные стены Кремля простояли чуть больше ста лет. Их сменили привычные нам стены из красного кирпича.

Аполлинарий Васнецов «Московский Кремль при князе Дмитрии Донском».

Изображение: public domain

Сегодня первые каменные кремлевские стены можно увидеть в Музее Москвы на картине Аполлинария Васнецова, младшего брата известного живописца Виктора. Художник написал Кремль князя Дмитрия Донского в 1920-х: мощные крепостные стены, за которыми спряталась деревянная застройка княжеской резиденции. Здесь же, в музее, представлена их объемная реконструкция на небольшом макете.

В конце XV — начале XVI веков в Москве активно строили из кирпича. Но основания новых московских крепостных стен (например, китайгородской) по-прежнему делали из белого камня. Известняковыми плитами часто облицовывали внешнюю часть стен.

Новые страницы в белокаменную летопись столицы вписывают итальянские архитекторы: в это время они строят многоглавые храмы на Соборной площади Кремля.

Так, итальянец Петрок Малый, строивший китайгородскую стену, по замечаниям некоторых исследователей, был и автором архитектурного решения белокаменной церкви Вознесения Господня в Коломенском (20-30-е годы XVI века).

В конце XVI века в Русском государстве появляется специальный Приказ каменных дел — государственный орган, который руководил строительными работами. Каменный приказ контролировал крупное строительство по всему городу, получал от казны финансирование на его проведение, нанимал мастеров — каменщиков.

File:Vasnetsov Stroitelstvo derevyznnyh sten Kremlya 1903.jpg

This is a faithful photographic reproduction of a two-dimensional, public domain work of art. The work of art itself is in the public domain for the following reason:

This work is in the public domain in Russia according to article 1281 of Book IV of the Civil Code of the Russian Federation No. 230-FZ of December 18, 2006, articles 5 and 6 of Law No. 231-FZ of the Russian Federation of December 18, 2006 (the Implementation Act for Book IV of the Civil Code of the Russian Federation).

  1. The author of this work died before January 1, 1948.
  2. The author of this work died between January 1, 1948 and January 1, 1952, did not work during the Great Patriotic War (Eastern Front of World War II) and did not participate in it.
  3. This work was originally published anonymously or under a pseudonym before January 1, 1943 and the name of the author did not become known during 50 years after publication.
  4. This work was originally published anonymously or under a pseudonym between January 1, 1943 and January 1, 1952, and the name of the author did not become known during 70 years after publication.
  5. This work is non-amateur cinema or television film (or shot, or fragment from it), which was created between January 1, 1929 [2] and January 1, 1952, and also which was first shown in the stated period or was not shown until August 3, 1993.
  6. This work is information report (including photo report), which was created by employee of TASS, ROSTA, or KarelfinTAG as part of that person’s official duties between July 10, 1925 [3] and January 1, 1952, and also which was first released in the stated period or was not released until August 3, 1993.

[1] If the author of this work was subjected to repression and rehabilitated posthumously, countdown of copyright protection began not from the death date, but from the rehabilitation date. If the work was first published posthumously, the copyright term is counted from the date of that first publication, unless the author was later rehabilitated, in which case it runs again from that later rehabilitation date.
[2] Cinema films created before January 1, 1929 are subjects of points 1-2 of this template.

[3] ROSTA reports created before July 10, 1925 are subjects of points 1-4 of this template.

The official position taken by the Wikimedia Foundation is that "faithful reproductions of two-dimensional public domain works of art are public domain".
This photographic reproduction is therefore also considered to be in the public domain in the United States. In other jurisdictions, re-use of this content may be restricted; see Reuse of PD-Art photographs for details.

File history

Click on a date/time to view the file as it appeared at that time.

Date/TimeThumbnailDimensionsUserComment
current04:53, 13 August 2018 1,200 × 827 (301 KB) Владислав Резвый (talk | contribs) higher resolution
18:40, 22 February 2012 1,000 × 689 (194 KB) Bogomolov.PL (talk | contribs) better resolution
05:42, 2 February 2009 700 × 482 (99 KB) Sfrandzi (talk | contribs) > <> |Technique= |Dimensions= |Location= |Count

You cannot overwrite this file.

File usage on Commons

The following 3 pages use this file:

File usage on other wikis

The following other wikis use this file:

Metadata

This file contains additional information such as Exif metadata which may have been added by the digital camera, scanner, or software program used to create or digitize it. If the file has been modified from its original state, some details such as the timestamp may not fully reflect those of the original file. The timestamp is only as accurate as the clock in the camera, and it may be completely wrong.

Буквально «пролететь» над Первопрестольной XII, XIV или XVII века можно, рассмотрев картины русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова. Вместе со специалистами Музея Москвы МОСЛЕНТА отправилась «парить» над первыми укреплениями Боровицкого холма и средневековой столицей.

Буквально «пролететь» над Первовпестольной XII, XIV или XVII века можно, рассмотрев картины русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова. На его полотнах и самая первая деревянная крепость, и каменный град, и ландшафты девятивековой давности. Многие из них хранятся в Музее Москвы. Вместе с его специалистами МОСЛЕНТА отправилась «парить» над первыми укреплениями Боровицкого холма и средневековой столицей.

Найти протогород

Зеленые поля XII века с первыми укреплениями на вершине Боровицкого холма — самый ранний из нарисованных Аполлинарием Михайловичем видов московских земель. «Москва-городок» на его картине — это небольшие поселения, разбросанные по семи холмам. Их рельеф изрезан небольшими реками, которые появились на рисунке после изучения Аполлинарием Васнецовым локальной гидрографии.

«Чтобы создать эту работу, художник исследовал летописные свидетельства, первые упоминания о Москве XII века. Основной задачей Васнецова было показать зрителю, что Москва XII века это небольшая крепость. Ему было важно знать, почему на этом месте появился город, определить «характер пейзажа», как говорил сам художник. Историческая реконструкция вида здесь сочетается с художественным осмыслением. Васнецов тратил достаточно много времени на написание своих картин. Дело было в подготовительном этапе. Сначала художник делал выписки из исторических документов, изучал труды историков и археологов, исследовал город. Такая работа могла длиться месяцами», — рассказывает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая.

Аполлинарий Васнецов «Москва-городок и окрестности во второй половине 12 века»

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

Работая над очередной картиной, художник прорисовывал красно-черный план-карту изображаемой территории, получался вид сверху. Красной тушью он отмечал строения, сохранившиеся до его времени, черной — здания, фасады и формы, которые приходилось реконструировать по информации в источниках. Большая часть таких карт получалась темной. К каждой работе делались не только эскизы, но и графический план с пояснительной запиской.

Для художественной реконструкции Аполлинарий Васнецов использовал сведения из летописей, записок иностранцев, этнографические материалы, изучал средневековые планы и карты, труды историков, например, Николая Карамзина, Сергея Соловьева, Василия Ключевского, Ивана Забелина. Художнику, известному среди археологов и историков, были доступны исторические материалы из московских архивов, а также из Исторического музея, Оружейной палаты Московского Кремля.

Помогало в работе и то, что Аполлинарий Васнецов был членом Московского Археологического общества и председателем Комиссии по изучению старой Москвы. С докладами о своих картинах-реконструкциях Васнецов выступал на заседаниях общества «Старая Москва». Его учителем был русский историк и археолог Иван Забелин, работавший в Кремле и Императорском Историческом музее (ГИМ).

Аполлинарий Васнецов «Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век»

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

«В работе художник пользовался сведениями многовековой давности, но, конечно, нельзя утверждать, что они стопроцентно точны. Расположение некоторых построек он мог определять, например, по сохранившемуся фундаменту. Есть и пласт исторических письменных источников, которые помогают найти косвенную информацию. Например, если мы не знаем точной даты строительства храма, то иногда можно найти в документах, когда начали выделять деньги на его причт (штат священников), в каком году, например, подарили, святой образ. Это поможет определить дату появления строения», — комментирует Екатерина Святицкая.

Полюбить столичное сердце

«Прибытие мое в Москву было решительным поворотом… в искусстве», — написал Аполлинарий Васнецов сразу после приезда в город. Тогда художнику было 22 года.

В Москве он сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка Саввы Мамонтова.

«Здесь он общается с друзьями старшего брата — Иваном Шишкиным, Архипом Куинджи, Иваном Репиным. В этот период общество все больше интересуется историей допетровской Руси. Например, архитектура Государственного исторического музея — это псевдорусский стиль конца XIX века, который гармонично сочетает здание Исторического Музея с его шатровыми навершиями с архитектурой кремлевских башен, надстроенных в конце XVII века. Тогда же художники, архитекторы стали больше обращаться к тематике древнерусских сказок, славянской мифологии. Даже для дома выбирали тяжелую дубовую мебель в старорусском стиле. В Первопрестольной увлечение этими народными элементами, пожалуй, было выражено сильнее, чем в более европейском Петербурге, хотя и там мы встретим архитектурные шедевры этого стиля», — отмечает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы.

Аполлинарий Васнецов «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века»

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

Следуя наметившемуся культурному тренду и собственному интересу Аполлинарий Васнецов разрабатывал эскизы к картинам с Китайгородской стеной XVI века, Семиверхой башней Белого города XVII века, старым устьем реки Неглинной начала XVIII века, Пушечно-литейным двором на Неглинной.

Но чаще всего историческое внимание и любопытство художника обращались к Московскому Кремлю. Он писал его в разные эпохи: и когда стены были еще деревянными в XII-XIV столетиях, и когда городская крепость буквально расцветала красками новых каменных построек — в XVII веке. На выставке «История Москвы для детей и взрослых» в Музее Москвы представлены такие работы, как «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III».

«Строительство и крепостных стен и зданий внутри Кремля, традиционных для русского зодчества — вот, что изображает художник. Понятно, что расположение строений внутри деревянного Кремля иногда неточное. Но Аполлинарий Васнецов обозначает важные точки. Например, первый храм, который появился в Кремле, а он упомянут в летописи — Спас на Бору. Мы не знаем достоверно, как выглядело его здание, ведь от него ничего не осталось, но форма, которую рисует художник, скорее всего, была именно такой. Аполлинарий Васнецов анализировал традиционную для того времени застройку и не только на территории современной Москвы. Например, он мог присмотреться к сохранившимся храмам Владимиро-Суздальской Руси и сделать аналогичное изображение», — рассказывает Екатерина Святицкая.

Башни уже каменного Кремля XIV века художник рисует, заранее изучая формы их белых предшественниц.

Аполлинарий Васнецов «Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке»

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

«Сохранились белокаменные крепости Северной Руси — в Старой Ладоге, Пскове, Новгороде, Изборске. По тому же фортификационному принципу, что и там, строились кремлевские стены. Поэтому Васнецов, который много путешествовал по России, хорошо был с этим знаком. Как правило, угловые башни крепостей делались круглыми, башни по фронтам — квадратными», — объясняет Екатерина Святицкая.

В XV веке, во время правления Ивана III, возводится краснокирпичный Кремль — те стены, которые мы видим и сейчас. Поэтому его художник мог просто срисовать.

«Картину «Московский Кремль при Иване III» легко использовать как историческую иллюстрацию возведения кремлевских строений во время правления князя. На ней можно увидеть, что Успенский собор уже построен, а на Архангельском не хватает только куполов. Виден и Благовещенский собор», — рассказывает Екатерина Святицкая.

Написать энциклопедию московской жизни

В главной роли на исторических картинах Аполлинария Васнецова почти всегда оказывается архитектура, а бытовые сцены только подчеркивают особенности эпохи. Но «Красная площадь во второй половине XVII века» стала практически энциклопедией, по которой можно изучить один день из городской жизни того времени и бытовые детали прошлого.

Художник легко воссоздал ансамбль Красной площади — Собор Василия Блаженного, Лобное место и, конечно, Спасскую башню с кремлевской стеной. Все это он мог рисовать, стоя у Государственного исторического музея.

Аполлинарий Васнецов «Красная площадь во второй половине XVII века»

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

«В конце XVII века эти строения приобрели тот вид, к которому мы привыкли и сейчас. А на Спасской башне тогда действительно были однострелочные часы, показывавшие только дневное время, — объясняет Екатерина Святицкая. — Идею управления государством художник передал через образ дьяка, который зачитывает приказ. Интересная группа на картине — иноземцы, с которыми еще и толмач-переводчик. Кто-то знатный выезжает из Кремля на запряженной шестерке — тоже важная деталь. А у кремлевских стен кресты — это часовни „на костях и на крови“. В XV-XVII веке на Красной площади часто казнили, такая казнь „на Пожаре“, как тогда называли Красную площадь, считалась особенно позорной».

Стоит вспомнить, что систематического художественного образования Аполлинарий Васнецов не получил. У художника не было даже диплома о среднем образовании, поэтому он не мог поступить в Академию художеств. В Москву он переехал, получив диплом только народного училища. Но это не помешало автору, искренне полюбившему город и свое дело, впервые реконструировать некоторые виды столицы, используя инструментарий художника.

Читайте также: