Ваш дом самый приметный на селе крыша железом

Обновлено: 27.03.2024

Скачайте демонстрационные варианты ГИА и ЕГЭ по всем предметам:

Демонстрационные варианты ОГЭ 2018:

Расписание ОГЭ и ЕГЭ в 2018 году:

Вариант ЕГЭ по русскому языку номер два

1) сИроты 3) взялА

2) красИвейший 4) освЕдомишься
А2 I В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Наши поля УСВОИЛИ только три процента использованных удобрений.

2) Ваш дом самый ПРИМЕТНЫЙ на селе: крыша железом крыта.

3) Серые глазки выглядывали из-под нависшей ЛОБОВОЙ кости.

4) Это ВЕЛИКОЕ счастье, когда у человека есть родной дом.
АЗ | Укажите пример с ошибкой в образовании формы множественного числа.

1) доктора 3)слесаря

2) шофёры 4) мастера
А4 | Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Отогнав акул далеко в море,

1) спасателей уже ничто не волновало.

2) дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.

3) на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.

4) жителей посёлка ожидала другая напасть.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Вопреки обещанию не портить отношений с соседями брат продолжал браниться с бабой Клавой.

2) Обращайте внимание на слова, употреблённые в переносном значении.

3) Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов.

4) Учащиеся нашей школы приняли участие и стали призёрами областного смотра фольклорных коллективов.

А6 I В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нель-- зя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В лесу и на поле стояла тишина, которую нарушает только однообразное жужжание комаров.

2) Хребет, по которому мы теперь шли, состоял из ряда голых вершин.

3) Енотовидная собака — животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами.

4) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в городе.
А5
Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.
(1). (2)Электрический угорь, который водится в водах Южной Америки и в действительности вовсе не угорь, вырабатывает ток напряжением до 500 В. (З)Такой энергии достаточно, чтобы свалить мула или зажечь небольшую электрическую вывеску. ^Строение его электрических органов такое же, как и у аналогичных органов электрического ската, однако сила удара много больше. (5)Как и у скатов, эти удары отпугивают врагов и оглушают добычу. (6). электрические рыбы вырабатывают и слабые токи, которые они используют так же, как мы используем сигналы радарной установки.

А7 | Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Рыбы способны ощущать незначительные изменения напряжённости создаваемого ими электрического поля.

2) Сравнительно недавно установлено, что около 500 видов рыб способны вырабатывать значительное количество электричества.

3) Известны факты, когда люди наступали на электрического угря, а потом долго чувствовали боль в коленях и почти во всех суставах.

4) Некоторые рыбы способны испускать слаботочные импульсы, идущие по всем направлениям.
А8 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропус-

- ка в шестом предложении?

1) Несмотря на это, 2) Если 3) Потому что 4) Однако

А9 I Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) угорь водится (предложение 2)

2) достаточно (предложение 3)

3) строение органов такое (предложение 4)

4) которые используют (предложение 6)
Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

4) простое осложнённое

В каком предложении есть возвратный глагол?

1) 5 2) 2 3) 3 4) 6

Укажите значение слова УСТАНОВКА в предложении 6.

1) директива, руководящее указание

2) ракетное оружие

3) приспособление организма, обусловленное предыдущим опытом

4) устройство, механизм, размещённый в надлежащем месте

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?

Крыльцо дома освеще(1)о око(2)ым светом и фонарём, выглядывающим из-под лакирова(3)ого козырька.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) раск..лоть, гениальнее, пор..вну

2) оп..здать, постановка, вым..кший

3) пок..яние, проп..лоть, ут..шение

4) укротитель, заниматься, м..тодичен

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) приклоняться (перед кем-либо), пр..тендент, пресытиться

2) бе..чувственный, расправленный, чрезмерный

3) объективный, грузоподъёмник, пред..экзаменационное

4) предънфарктный, сверх..зысканный, дезинформация

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?

1) розы кол..тся, кле..щаяся поверхность

2) студенты мо..т (пол), плав..щийся металл

3) друзья не ссор..тся, ка..щийся враг

4) солдаты дремл..т, стелющийся туман

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

1) А 2) Б 3) А, Г 4) А, В, Г

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Вечно (не)досыпая, он каждое утро ворчал на домочадцев.

2) Мальчонка ещё мал — терпения (не)достаёт.

3) В гараже ржавела до сих пор (не)отремонтированная машина.

4) Ещё нельзя ездить по (не)замёрзшему речному руслу.

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)ТЕЧЕНИЕ всей ночи Гуров не мог заснуть, а ЗА(ТЕМ) весь день провёл с головной болью.

2) Мать грустила (ОТ)ТОГО, что понимала: (В)ПОСЛЕДСТВИИ дети будут приезжать только в отпуск.

3) Присутствовали (ПРИ)ТОМ многие, ЗА(ТО) понимали суть происходящего не все.

4) О, ЧТО(БЫ) я только ни отдал взамен за то, ЧТО(БЫ) вернуть свою любовь.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Часто нападки главного героя на людей неуместны ( ) и в чрезмерной требовательности к людям он выглядит комично.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Прибывшие морским путём в аляскинский порт (1) золотоискатели выходили в долину реки Юкон (2) преодолев тяжелейший и опаснейший Чилкутский перевал (3) и (4) спустившись по узкому каньону (5) сплавлялись в лодках до Доусона.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Многие химические элементы содержатся в организме в микроскопических количествах. Поэтому (1) их называют микроэлементами. Но их роль (2) отнюдь (3) не «микро». Наоборот (4) без них расстроились бы все стройные химические связи нашего организма.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Автор всегда остаётся в своём произведении и как участник и как свидетель и как гражданин.

2) В эвакуации холод неудержимо проникал сквозь замороженные окна через все на свете щели через одежду и драные ботинки.

3) Солнце не то садилось не то ещё пыталось удержаться на белёсом июльском небе.

4) Густая и тяжёлая листва тополя шумела и дрожала от сильного ветра.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Шум сосен не проникал в окопы: его заглушали взрывы, свист бомб, визг мин и хватающий за сердце рёв бомбардировщиков.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того,

о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Жители города (1) на счастливых лицах (2) которых (3) не было и намёка на пережитые невзгоды (4) притоптывали ногами и пели.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 1,4

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сотни снежных хлопьев падали сверху (1) и (2) если задевали за ветки деревьев (3) рассыпались в длинные полосы белой пыли (4) как будто шёл сухой дождь.

1) 1,3 2)2, 3,4 3) 1,4 4) 1,2, 3,4

Прочитайте текст.
В пушкинской «Сказке о царе Салтане» буква «ф» встречается всего три раза, и все три раза в одном и том же слове «флот». Но ведь это слово — нерусское; оно международного хождения: по-испански флот будет «flota» (флота), по-английски — «fleet» (флит), по-немецки — «Flotte» (флотэ), по-французски — «flotte» (флот). Обнаруживается вещь неожиданная: каждое слово русского языка, в котором — в начале, на конце или в середине — пишется буква «ф», на поверку оказывается словом не исконно русским, а пришедшим к нам из других языков, имеющим международное хождение.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информа-ция, содержащаяся в тексте?

1) В «Сказке о царе Салтане» буква «ф» встречается три раза в слове флот.

2) Слова русского языка, в которых есть буква «ф», заимствованы из других языков.

3) По-испански флот будет «flota» (флота), по-английски — «fleet» (флит), по-немецки — «Flotte» (флотэ), по-французски — «flotte» (флот).

4) Слово «флот», использованное в «Сказке о царе Салтане» три раза, международного хождения.

(1)Сижу и думаю: надо же, а ведь Пушкин жил и ничего о постимпрессионистах не знал. (2)А я знаю. (З)Вот я какой умный. (4)Только вот почему-то Пушкин — он, а не я.

(4)Необычайно вредны знания, если являются самоцелью. (5)То есть стремление знать как можно больше — ошибочно и губительно. (б)Вот я, например, знаю, как звали коня Александра Македонского. (7)Буцефал. (8)Или не знаю, как звали коня Александра Македонского. (9)И что? (10)Я стал хуже, глупее? (11)Нет, я просто не знаю того, без чего я могу прожить.

(12)Вся система демократии, даже и социализма, не говоря уже о капитализме, выработала тип отношения к человеку, много знающему, как к образцу для подражания. (13)Но заметим, что много знающие, так называемые ходячие энциклопедии, никогда не были умными. (14)Это как знающий множество анекдотов и хохмочек, такой человек обычно пустой.

(15)Прогресс в науке, технике, свершения в культуре двигают люди целеустремлённые. (16)Постороннего, мешающего знать им не надо, даже вредно. (17)Лев Толстой был поражён, когда выяснилось, что талантливый скульптор, приехавший делать бюст писателя, ничего не читал из его произведений. (18)Более того, просто забыл в Ясной Поляне подаренные ему книги. (19)А зачем? (20)Быть пропагандистом идей Толстого в задачи скульптора не входило — ему были более интересны надбровные дуги великого старца.

(21)А вот, например, мобильный телефон, сотовая связь — это, конечно, гениальное изобретение. (22)Я стою на палубе судна среди Средиземного моря и говорю с женой, которая едет из Москвы во Владимир. (23)Но вот я иду по улице и слышу, как милая курящая дама матом кого-то поливает по этому самому мобильнику. (24) Или того смешнее: идёт седой мужчина среди толпы и кричит собеседнику в сотовый: «Этот Борис Львович такой мерзавец, такой подлец, свет такого не видывал. (25)Но это между нами, понял? (26)Строго между нами. ».

(27)Ни обилие знаний, ни открытия науки, ни свершения техники не делают человека лучше. (28)Печать, радио, особенно стеклянное бельмо телевизора круглосуточно поощряют погоню за знаниями. (29)Все игры на слова, на события, даты, на что угодно оплачиваются, подстёгивая гонку за лошадью по кличке Буцефал. (30) Знаешь — и ты в чести.

*Владимир Николаевич Крупин (род. в 1941 г.) — писатель, сценарист и публицист.

Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Много знающие люди, обладающие энциклопедическими знаниями, умны.

2) Только целеустремлённые люди, не отвлекающиеся на постороннее, двигают науку, развивают технику, создают произведения искусства.

3) Интеллектуальные игры на телевидении, в которых участники могут заработать деньги, помогают развитию человека.

4) Изобретение сотовой связи, использование мобильных телефонов вредят человеческому общению.

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 4—5 представлено рассуждение.

2) Предложение 24 содержит элемент описания.

3) В 28—29 предложениях указаны происходящие друг за другом события.

4) В предложениях 22—23 представлено повествование.

В каком предложении употребляются синонимы?

1) 11 2) 14 3) 17 4)20

'—ным способом.
В2 Из предложений 15—20 выпишите прилагательное в сравнительной степени.
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НЕОБЫЧАЙНО ВРЕДНЫ (предложение 4).
Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В4 I Среди предложений 10—16 найдите сложное предложение, в состав которого входит -' односоставное определённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5 I Среди предложений 14—20 найдите предложение, в котором есть необособлённое -1 распространённое согласованное определение. Напишите номер этого предложения.
В6 I Среди предложений 21—30 найдите сложное предложение, в состав которого вхо-- дит придаточное изъяснительное. Напишите номер этого сложного предложения.
B7J Среди предложений 15—20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28—АЗО, В1—В8.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности речи.

ВложениеРазмер
urok_v_10_klasse_moy.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 10 классе

Тема: Лексические нормы русского литературного языка

Данный урок разработан по учебнику А.И.Власенкова «Русский язык. 10-11 классы»

Обучающие : рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие : развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Оборудование : презентация, ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

- Что такое языковая норма? (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- - нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

- Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)

На слайде портрет Л.Н.Толстого

Учитель: Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».

- Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

Учитель : Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела.

III. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.

IV. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в языке

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.

- Что такое паронимы?

Паронимы (от греч. para—возле, onyma — имя)— это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением.
Например:
адресант (отправитель)— адресат (получатель)

Наследие (явления культуры, быта, полученные от предыдущих эпох) - Наследство (имущество, переходящее после смерти его владельца другому лицу)

V. Повторение и обобщение изученного материала.

Учитель : Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках.

Концертный (абонемент , абонент).

(Зрительные, зрительские ) аплодисменты.

( Искусно , искусственно) рисовать.

( Крокодилий , крокодиловый) чемодан.

( Памятный , памятливый) разговор.

( Сытно , сыто) пообедать.

(Экономика, экономия ) времени.

(Одеть, надеть ) пальто.

Учитель: Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.

Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки.

  1. Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).
  2. Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).
  3. Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан )
  4. Спасателя предоставили (представили) к награде.
  5. Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.

1.Лексическое значение какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

б) избирательский - относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?

А) Образцовый; б) абсолютный;

в) идеальный; г) безупречный.

3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ ?

а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки и площади.

г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.

Ответы: 1 – г; 2 - б; 3 - а; 4 -г.

VI. Практическая работа

Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.

Комментарий: Учащиеся получают карточки с напечатанным текстом без пометок.

Русский язык это национальный язык великого русского народа.

В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая зовётся языком литературным.

Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками. »

Задание. Напишите сочинение миниатюру «Лексические нормы: оковы или помощники?»

VIII. Домашнее задание.

Пользуясь словарём паронимов, составить 5 пар предложений с паронимами. Устно объяснить их значения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Культура речи. Нормы русского литературного языка"

Программа направлена на формирование и совершенствование речевой деятельности обучающихся в процессе изучения русского языка. Имеет практическую направленность, учитывает реальные жизненные ситуации.


Разработка урока русского языка в 7 классе с казахским языком обучения по теме "Антонимические пары"

Разработка урока по ПТТМСО. Тема: "Антонимические пары" Класс 7.


Орфоэпические нормы русского литературного языка.

Данный материал представляет учебное пособие по теме "Орфоэпические нормы русского литературного языка". Может быть использован для проведения учебных занятиий в средне-специальных учебных заведениях.


Методическая разработка "Ударение. Отработка основных орфоэпических норм русского литературного языка (подготовка к ЕГЭ)"

При выполнении заданий материала проверяются и отрабатываются умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.В данном .


Урок-проект на тему "Лексические нормы русского литературного языка"

Урок-проект на тему "Лексические нормы русского литературного языка".

Язык и культура речи.Нормы русского литературного языка

Материал к уроку.

Лексические нормы русского литературного языка, урок в 10 классе

Тема урока: «Лексические нормы русского литературного языка».Цели: повторить, углубить и обобщить знания о средствах художественной выразительности ; воспитывать у учащихся любовь к родном.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Урок в 10 классе

Тема: Лексические нормы русского литературного языка

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Оборудование: презентация, ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

- Что такое языковая норма? (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- - нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

- Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)

На слайде портрет Л.Н.Толстого

Учитель: Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».

- Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела.

III. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.

IV. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в языке

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.

- Что такое паронимы?

Паронимы (от греч. para—возле, onyma — имя)— это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением.
Например:
адресант (отправитель)— адресат (получатель)

Наследие (явления культуры, быта, полученные от предыдущих эпох) - Наследство (имущество, переходящее после смерти его владельца другому лицу)

V. Повторение и обобщение изученного материала.

Работа в группах

Учитель: Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках.

Концертный (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

Учитель: Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.

Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки.

Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).

Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).

Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)

Спасателя предоставили (представили) к награде.

Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.

1.Лексическое значение какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

б) избирательский - относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?

А) Образцовый; б) абсолютный;

в) идеальный; г) безупречный.

3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ?

а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки и площади.

г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.

Ответы: 1 – г; 2 - б; 3 - а; 4 -г.

VI. Практическая работа

Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.

Комментарий: Учащиеся получают карточки с напечатанным текстом без пометок.

Русский язык это национальный язык великого русского народа.

В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая зовётся языком литературным.

Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками. »

VII. Рефлексия Творческая работа

Задание. Напишите сочинение миниатюру «Лексические нормы: оковы или помощники?»

VIII. Домашнее задание Пользуясь словарём паронимов, составить 5 пар предложений с паронимами. Устно объяснить их значения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Урок в 10 классе

Тема: Лексические нормы русского литературного языка

Данный урок разработан по учебнику А.И.Власенкова «Русский язык. 10-11 классы»

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие : развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Оборудование : презентация, ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов.

I . Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II . Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

- Что такое языковая норма? (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- - нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

- Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)

На слайде портрет Л.Н.Толстого

Учитель: Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».

- Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

Учитель : Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела.

III . Постановка цели и задач урока.

Учитель: Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.

IV. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в языке

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.

- Что такое паронимы?

Паронимы (от греч. para—возле, onyma — имя)— это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением.
Например:
адресант (отправитель)— адресат (получатель)

Наследие (явления культуры, быта, полученные от предыдущих эпох) - Наследство (имущество, переходящее после смерти его владельца другому лицу)

V. Повторение и обобщение изученного материала.

Учитель : Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках.

Концертный (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

Учитель: Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.

Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки.

1. Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).

2. Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).

3. Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)

4. Спасателя предоставили (представили) к награде.

5. Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.

3.Тестирование

1.Лексическое значение какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

б) избирательский - относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?

А) Образцовый; б) абсолютный;

в) идеальный; г) безупречный.

3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ ?

а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки и площади.

г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.

Ответы: 1 – г; 2 - б; 3 - а; 4 -г.

VI. Практическая работа

Литературное редактирование.

Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.

Комментарий: Учащиеся получают карточки с напечатанным текстом без пометок.

Русский язык это национальный язык великого русского народа.

В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая зовётся языком литературным.

Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками. »

VII. Рефлексия

Творческая работа

Задание. Напишите сочинение миниатюру «Лексические нормы: оковы или помощники?»

VIII. Домашнее задание.

Пользуясь словарём паронимов, составить 5 пар предложений с паронимами. Устно объяснить их значения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Тема: Лексические нормы русского литературного языка

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие : развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование

I . Организационный момент

II . Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

- Что такое языковая норма? (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- - нибудь) . Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

- Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)

Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».

- Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

III . Постановка цели и задач урока.

Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию (синонимы)

2. Словарный состав языка (лексика)

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению (омонимы)

4. Основная единица языка (слово)

5. Слова, противоположные по лексическому значению (антонимы)

6. Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение

(фразеологизмы)

7.Слова, имеющие одно или несколько значений (однозначные и многозначные)

8.Слова, образованные в связи с появлением новых понятий, явлений (неологизмы)

9.Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы)

10. Что такое лексические нормы? (правила употребления слов в соответствии с их значением)

Лексические ошибки

1. ​ Плеоназм – это повтор смысла . Например: «На фирме имеется свободная вакансия менеджера». Какая ошибка допущена в подчёркнутом словосочетании? Вакансия – свободная, незанятая должность. Совпадают значения слов: свободная и вакансия . В отредактированном виде предложение будет выглядеть следующим образом: На фирме имеется вакансия.менеджера.

2. ​ Тавтология – повтор слов, основ слов в рамках одного микротекста . Например: « Выступающи й Иванов выступает первым». Отредактированные предложения: «Докладчик Иванов выступает первым», «Иванов выступает первым».

Тавтология и плеоназм – ошибки, основанные на многословии. Многословие – употребление в речи большого количества лишних слов.

Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. (на доске)

Своя автобиография; в марте месяце; объединить воедино; закономерно вытекает закономерность; главная суть; ценные сокровища; можно спросить вопрос; упал вниз; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; народный фольклор, жестикулируя руками.

3. Смешение паронимов – это неправильное употребление паронимов.

Паронимы — это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением

Выделяют три группы паронимов:

1) ​ слова, различающиеся приставками; например, одеть ребёнка (полностью) – надеть пальто (что-то конкретное);

2) ​ слова, различающиеся суффиксами; например, командированный сотрудник (одушевлённое существительное) – командировочное удостоверение (неодушевлённое существительное);

3) ​ созвучные слова; например: адресат (получатель) – адресант (отправитель), обаяние (привлекательность) – обоняние (нюх).

Концертный (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).(на доске)

1. Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).

2. Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)

3. Спасателя предоставили (представили) к награде.

4. Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.

5. .Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

6. .Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

7. Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое

количество нового материала.

8. .Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

9. .Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.

10. . ​ Необходимо подписаться в акте приёма-передачи строительных материалов.

11. . ​ Заведующим кафедрами представить заведующей библиотекой списки учебной литературы.

12. . ​ Петя одел куртку.

13. . ​ Акт составлен комиссией в составе: председатель – зам. главного бухгалтера М.Д. Пурин, членов комиссии – старший бухгалтер М.К. Дуров, бухгалтер – А.О. Лукина.

14. . ​ В этом документе надо поставить свою роспись.

15. . ​ Иван очень экономичный человек.

16. . ​ Катерина заранее предчувствовала свою гибель.

17. . ​ Павел Власов целеустремлённо стремится к своей цели.

18. . ​ Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

19. . ​ Вышел сборник народного фольклора.

20. . ​ На уроке дали задание написать свою автобиографию.

21. . ​ Дружба дружбой, а служба службой.

22. . ​ В июне месяце начинается сессия.

23. . ​ Зимой необходимо одевать шубу.

. ​24 Капитан корабля стоит за штурвалом руля.

25 В прошедшие дни прошли снегопады.

26. ​ Внезапный крик филина разрушил тишину ночи.

27. ​ Всем гостям подарили памятные сувениры.

3.Тестирование

1.Лексическое значение какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

б) избирательский - относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?

А) Образцовый; б) абсолютный;

в) идеальный; г) безупречный.

3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ ?

а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки и площади.

г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.

VI. Практическая работа

Литературное редактирование.

Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.

Русский язык это национальный язык великого русского народа.

В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая зовётся языком литературным.

Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками. »

Самостоятельная работа

1 группа (ошибка – неразличение паронимов)

  1. Письмо отправили адресанту по почте. (адресату)
  2. Человек ведет праздничную жизнь. (праздную)
  3. Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора. (главный)
  4. Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. (невежда)
  5. Как только предоставится возможность, я поеду на юг. (представится)

2 группа (ошибка – лексическая несочетаемость)

  1. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.(показывать пример)
  2. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
  3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. (роль)
  4. Подавляющее количество заданий было выполнено. (большинство)
  5. В голове у него метнулась мысль о побеге. (возникла)

3 группа (ошибка – ошибочное употребление иноязычных слов)

  1. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует).
  2. Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу. (духи).
  3. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован. (продлен)
  4. Нас попросили репрезентовать некоторые материалы. (представить)
  5. Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов. (недостатки)

4 группа (ошибка – плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов)

  1. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
  2. Все гости получили памятные сувениры.
  3. Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
  4. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
  5. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

5 группа (ошибка – тавтология – повторение однокоренных слов или одинаковых морфем)

  1. Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
  2. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.
  3. Но ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей.
  4. Активисты активно участвуют в работе с молодежью.
  5. В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.

6 группа (ошибки, связанные с неполнотой высказывания)

  1. Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.
  2. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении.
  3. На уроках ребята хорошо ведут.
  4. Необходимо повысить эффективность.
  5. Я уже чувствую после болезни хорошо.

7 группа (ошибка – неуместное употребление стилистически сниженной лексики)

  1. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.
  2. Куприн – потрясающий писатель своего времени.
  3. Есть большое желание заполучить очередное издание детектива.
  4. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.
  5. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.

8 группа (ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении)

  1. Костер все больше и больше распалялся, пылал. (разгорался)
  2. Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других пропорциях. (компоненты)
  3. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. (в результате)
  4. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п. (пользуются)
  5. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова. (снова)

II. Воссоздание текста. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Примечание. Нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.

Читайте также: