В виде чего выстроена крыша сиднейской оперы

Обновлено: 28.03.2024

Пейзаж крупнейшего австралийского города — Сиднея — однозначно узнается среди тысяч других городов мира благодаря всего двум элементам: арочному мосту Харбор-Бридж и необыкновенному зданию многопрофильного театра, более известному под именем « Опера-хаус » ( Opera House ), одному из самых знаменитых зданий в мировой архитектуре.

Сиднейский оперный театр недавно с размахом отметил свое 40-летие, но его история начинается много раньше. Еще в 1954 г. Сиднейский симфонический оркестр и консерватория Нового Южного Уэлса выдвинули идею создания оперного театра Сиднея. Правительство штата выбрало место для будущего здания и объявило открытый международный конкурс на лучший проект для оперного театра.

В сиднейской гавани на Беннелонг-Пойнт когда-то располагался форт, позже здесь было трамвайное депо. Было решено на этом месте возвести эффектное здание, которое станет лицом города.

К декабрю 1956 г. было получено уже 233 заявки из 28 стран. По легенде жюри уже значительно сузило круг претендентов, отвергнув большинство проектов, когда к числу судей присоединился известнейший американский архитектор финского происхождения Ээро Сааринен . Он-то и разглядел среди отвергнутых вариантов «явного фаворита» — проект датчанина Йорна Утзона ( Jørn Utzon ), по сути настояв на его победе. 29 января 1957 г. был назван победитель — экспрессивная система то ли ракушек, то ли парусов, начерченная Утхоном.

В 1950-е гг. происходила смена мировых архитектурных предпочтений: на смену скучному консервативно-индустриальному «интернациональному стилю» с характерными железобетонными «коробками» приходило нечто совершенно иное, выражающееся в эффектных чистых линиях криволинейных форм явно природного, органического происхождения. Новый стиль назовут « структурный экспрессионизм » или « структурализм ». Одним из его приверженцев был тот самый член жюри Эро Сааринен , который и настоял на победе проекта, ныне считающегося «иконой» структурализма.

Крыши Сиднейского оперного театра архитектор решил выполнить из сегментов сферической формы, постоянной кривизны. Чуть позже Йорн Утзон расскажет, что источником вдохновения послужила корочка апельсина, снятая треугольными сегментами. Разница со зданием только в масштабе. Апельсин для Опера-хаус имел бы диаметр 150 м, а его корочка была бы бетонной, покрытой плиткой азулежу . Здание занимает площадь в 2,2 га. Его длина составляет 185, а максимальная ширина 120 м.

При реализации проекта возникли многочисленные сложности, что привело к затягиванию сроков, существенным переработкам изначального замысла и большим финансовым затратам. Вместо запланированных четырех лет и семи миллионов австралийских долларов опера строилась четырнадцать лет и обошлась в 102 миллиона долларов (т. е. перекрыла начальный бюджет более чем в 14,5 (!) раз).

Сиднейский оперный театр был открыт 20 октября 1973 г. королевой Елизаветой II .

Идеально ровные крыши Сиднейской оперы покрывают более миллиона плиток. При разном освещении плитки создают разную цветовую гамму, и на них красиво играют солнечные блики, отраженные от воды.

Два самых крупных свода образуют потолок Концертного зала ( Concert Hall ) и Оперного театра ( Opera Theater ). В других залах потолки образуют группы более маленьких сводов. В самой маленькой «раковине» в стороне от главного входа и парадной лестницы находится ресторан « Bennelong ».

Опера-хаус всегда привлекал к себе повышенное внимание профессионалов. В 2003 г. архитектор Йорн Утзон был удостоен Притцкеровской премии (негласного аналога Нобелевской премии по архитектуре).

В 2007 ЮНЕСКО назвал сиднейский Опера-хаус объектом Всемирного наследия. Впервые в мировой истории архитектор шедевра — Йорн Утзон — признан создателем рукотворного объекта Всемирного наследия прижизненно. К сожалению, в следующем, 2008 г. в возрасте 90 лет архитектор скончался, так ни разу не увидев здание в завершенном виде собственными глазами. Но его наследие продолжает радовать и удивлять австралийцев и гостей континента.

Сиднейская опера — довольно молодой театр. Открытие его произошло 20 октября 1973. Но идея создания появилась еще в 1954, когда Сиднейский симфонический оркестр и консерватория Нового Южного Уэлса выступило с предложением. Правительство выбрало место для будущего здания. Там раньше располагался форт, а чуть позже — простое трамвайное депо.

Экспрессионистский проект

За 2 года поступило более 200 заявок, и говорят, что жюри поначалу отвергло идею датчанина Йорна Утзона, ставшего впоследствии архитектором театра. Правда, датчанину повезло: к жюри присоединился финн Ээро Сааринен, который и разглядел огромный потенциал в проекте Утзона. В 1957 объявили победителя, и Сидней стал готовиться к появлению в гавани экспрессивного проекта из смеси ракушек и парусов.

Сам Уотзон рассказывал, что его вдохновил вид кожуры апельсина, снятой треугольниками. Проект театра ознаменовал переход от консервативно-индустриального стиля в архитектуре к структурному экспрессионизму или просто структурализму.

Сиднейская драма

Довести свой проект до конца Уотзону не удалось. Дэвид Хаджес, бывший в то время министром строительства, обвинил архитектора в превышении сметы, непрофессионализме, неспособности довести проект до конца и прочих смертных грехах.

Тогда Уотзона отстранили от дел, и датчанину пришлось покинуть Австралию. Театр достраивали местные архитекторы, а на торжественное открытие Уотзона даже не пригласили, имя его там не упоминалось, и он больше никогда не видел воочию своего детища. Зато Хаджеса через 2 года посвятили в рыцари. Чем не сюжет для настоящей мелодрамы?

Театр из «скорлупок»

Кривизна сегментов здания постоянна, именно поэтому «крылья» смотрятся так гармонично. «Скорлупки» покрыты почти миллионом плиток.

Эта своеобразная ступенчатая система крыши сыграла с архитектором злую шутку: полученная высота не могла обеспечить необходимую акустику в залах. Пришлось надстраивать в театре дополнительные потолки. В сумме внутри театра разместили почти 1000 комнат.

Немного цифр

Сиднейский театр занимает территорию площадью 2,2 га! В длину театр насчитывает 185 метров, а в ширину — 120. Самая высокая «скорлупка» достигает 67 метров. Весит все это сооружение 27 тонн.

Планировалось, что постройка завершится за 4 года и уложится в 7 млн австралийских долларов. Но конструкция была слишком сложной, так что дело затянулось на 14 лет, и за это время потратили почти 102 млн!

Королева Британии открывает театр в Австралии

На открытие театра в 1973 в Австралию прибыла Елизавета II. В те времена отношения между Великобританией и Австралией были весьма необычны.

Согласно статуту, у Австралии и Великобритании из общего остался только британский монарх. Именно поэтому королева Великобритании участвовала в знаковом событии в жизни Австралии — открытии Сиднейской оперы. А в 1986 австралийцы приняли акт, согласно которому британский парламент терял свое верховенство над парламентом Австралии.

Объект Всемирного наследия

В 2003 году архитектор театра Йорн Уотзон получил Притцкеровскую премию — своеобразный аналог Нобелевской премии для архитекторов. А в 2007 случилось и вовсе из ряда вон выходящее событие: Уотзон был признан создателем рукотворного объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО прижизненно! И сделано это было весьма своевременно: в 2008 году прославенный Йорн Уотзон умер в возрасте 90 лет.

Сиднейский оперный театр был построен не так давно в 1973 году. Авторы проекта даже представить не могли, что сооружение станет не просто символом страны, его будут узнавать во всем мире.

Самое интересное в том, что оперный театр в Сиднее узнают даже те люди, кто раньше его не видел и никогда не бывал в опере. Стоит отметить, что проект этого здания был создан еще в середине прошлого века одним малоизвестным архитектором Йорном Утзоном из Дании. Однако на тот момент бюджета города не хватало на строительство столь грандиозного сооружения.

Неординарное здание

Первые оперные театры начали появляться только в конце 19 века. Изначально это были строения стандартной компоновки – классические залы, обычная сцена. Однако во второй половине 20-го века начали появляться уникальные здания, которые были непохожи на классическую оперу, и самым ярким из них является Сиднейская опера.

Разработкой проекта начали заниматься после международного конкурса 1956 года. Всего в нем участвовало несколько сотен проектов, но первое место взял проект практически неизвестного архитектора из Дании. Он показал лишь несколько набросков на бумаге, но проявил оригинальность, которая понравилась жюри.

Архитектор не хотел строить здание оперы в классическом стиле, поэтому использовал органическую форму ракушек, которые своими изгибами напоминают волны. Однако на момент проведения конкурса такая конструкция считалась очень сложной для воплощения в реальность. Несмотря на то, что основание фундамента заложили еще в 1959 году, оперу построили только к 1973.

Три этапа строительства

Сиднейскую оперу строили в три этапа, но проблемы начались, как это часто бывает, уже на первом. Пришлось модернизировать подиум практически сразу после возведения. Расчеты показали, что фундамент не сможет выдержать большую массу основного здания, которое весило порядка 27 тонн.

Кровлю оперы создавали по уникальной технологии с применением бетонных сфер диаметром более 150 метров. Для создания более привлекательного дизайна на крыше разместили больше 1 миллиона специальной керамической плитки. Только укладка черепицы заняла по времени 11 лет. Изначально планировалось, что все строение закончат за рекордные 4 года, однако затянувшаяся стройка потянула за собой дополнительные расходы и вложения на 102 миллиона долларов США, вместо планируемых 7 миллионов. Архитектору даже пришлось выехать из Австралии после конфликта с властями в 1966 году.

Несмотря на все трудности, Сиднейский оперный театр удалось достроить и торжественно открыть. Архитектор Йорном Утзон не смог приехать на торжественное открытие, так как больше никогда не возвращался в Сидней.

Подписывайтесь на наш YouTube канал , там тоже много интересного.

Возможно вам будет интересно

Сегодня Сиднейский Оперный театр считается символом Австралии. У людей он вызывает разные мнения. Это и не удивительно, ведь необыкновенную форму крыши этого здания заметно издали. Кому-то она напоминает раковины огромных размеров, а кому-то – раздутые паруса Галеона. Есть еще много ассоциаций, но все они схожи в одном – крыша театра гениальна. Из чего она построена? Какой у нее вес? Какие материалы использовались для ее производства? Об этом речь пойдет в этой статье.

История гениального сооружения берет свое начало в 1956 году. Именно тогда был объявлен Международный Конкурс дизайнеров на проект нового Оперного театра в Сиднее. На суд было представлено множество проектов. Известный до этого только в родной Дании архитектор Йорн Утсон вошел в число финалистов, а в начале 1957 года его объявили победителем конкурса, за что он получил денежный приз – 5000 футов.

Схема крыши Сиднейской оперы

Схема крыши Сиднейской оперы

Дизайн проект был признан смелым, находящимся на грани технических возможностей того времени. Красоту будущего театра невозможно было переоценить, однако с математической точки зрения воплотить в жизнь такой сложный проект было практически нереально. Кстати говоря, до середины ХХ столетия подобные строительные проекты отвергались и не реализовывались из-за сложности строительных расчетов.

Вид с воды

Вид с воды

Спустя 2 года, проект Йорна Утсона начал воплощаться в жизнь. Первоначально в строительстве участвовало около 10 тысяч человек. Проектирование и строительство внешней оболочки длилось 8 лет. Для разработки специальной керамической плитки, которой покрыта крыша Сиднейского Оперного театра, понадобилось 2 года. Кровля была покрыта плиткой механическим способом. Именно это позволило создать идеально гладкую поверхность. Стоит отметить, что форма раковин придала театру особую артистичность. Паруса Оперного театра строились при помощи 3 подъемных кранов, которые были специально разработаны во Франции для этого строительства. Стоимость каждого из них была оценена в 100000 долларов.

Крыша просто огромна

Крыша просто огромна

Сиднейский Оперный театр – это первое здание, которое было построено при помощи подъемных кранов в Австралии.

Потолочные бетонные балки имеют 3 вида очертания – Т, Y и U-образной. В зависимости от нагрузки балки переходят из одной формы в другую. Эта конструкция удерживается расположенными в полости балок натянутыми тросами, они поддерживают вес сооружения, заменяя колонны. Здесь был задействован принцип марионетки. Наиболее высокая раковина достигает 67 м над уровнем моря, что равняется высоте 22-этажного здания. Две основные раковины расположены над большими залами театра, другие две – над помещениями меньшего размера, а под маленькими был сделан ресторан.

Общая поверхность крыши охватывает 1,62 га. Она выложена из более чем 1 млн штук кафельной плитки. Вес крыши – 27 тонн.

Восхитительная подсветка крыши

Восхитительная подсветка крыши

Хотя на первый взгляд кажется, что кровля белая, она изменяет оттенок в зависимости от освещения. Структура крыши Сиднейского Оперного театра выглядит как произведение искусства. Однако из-за неравномерной высоты кровли внутри театра возникли проблемы с акустикой. Для решения проблемы был сделан звукоотражающий потолок. Для этой цели были разработаны специальные желоба, которые выполняют звукоотражающую функцию и привлекают к себе внимание посетителей.

Звукоотражающие желоба

Звукоотражающие желоба

Сиднейский Оперный Театр (Sydney Opera House) находится в Сиднее, Австралия. Это одно из самых знаменитых зданий на свете. Оперный Театр стал символом не только Сиднея, но и всей Австралии.
Трудно представить себе Сидней без Оперы, однако до 1958 года на ее месте находилсось обычное трамвайное депо.
Архитектором Оперного Театра является датчанин Джорн Утзон (Jorn Utzon)
По всей видимости, конструкция была слишком сложна для строителей в то время. Планировалось что строительство Оперы займет 4 года и будет стоить 7 миллионов австралийских долларов. Вместо этого, опера строилась целых 14 лет и обошлась в 102 миллиона долларов!
Сиднейский Оперный Театр был открыт 20 Октября 1973 года королевой Англии Елизаветой II.

Крыша театра своей формой напоминает морские раковины, или же паруса корабля и выложена из миллионов кафельных плиток.
Сиднейский оперный театр



Форма крыши напоминает морские раковины


Крыша театра выполнена из миллиона кафельных плиток

Сиднейский оперный театр (Opera House) – символ не только Сиднея, но и всей Австралии. В современной архитектуре он занимает одно из первых мест. Построен по проекту датского архитектора Утсона, закончен в 1973 году командой австралийских архитекторов. Вмещает в себя 900 помещений, в том числе Концертный Зал, Оперный Театр, Драматический и Камерный Театры, четыре ресторана и Зал Приемов. Крышу здания, построенного в форме четырех ракушек, покрывает более миллиона плиток, которые при различном освещении создают разнообразную цветовую гамму.

Это так называемые пространственные конструкции. В данном случае в виде лодочек. Очень интересные и уникальные. Я преподаю в стр. ВУЗе строительную механику и могу много рассказать о таких конструкциях-все они уникальны. Например мост в Сан-Франциско- золотые ворота. Крымский мост в Москве и там же олимпийкий комплекс на пр-те Мира. И много других. Они очень сложны в возведении.

На нашей планете существует множество удивительных памятников архитектуры. Один из них — Сиднейский оперный театр. Некоторые люди считают его великолепным памятником застывшей мелодии. Форму театра можно сравнить с огромными раковинами, с раздутыми ветром паруса Галеона, кто-то ассоциирует его с ушами, прислушивающихся к пению ангелов, а ещё существует мнение, что театр Сиднея очень уж похож на выброшенного на сушу белого кита.

Читайте также: