В старину для защиты от врагов вокруг городов возводили стены

Обновлено: 19.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ методическая разработка мероприятия.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Внеклассное мероприятие по русскому языку

для 3 класса начального общего образования

Составитель: учитель начальных классов

Кривопутских Яна Владимировна

Цель: повышение интереса к изучению русского языка.

образовательные: создавать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку; познакомить детей с богатейшим пластом русской лексики – фразеологизмами;

развивающие: развивать коммуникативную сторону речи, способствовать социальной адаптации ребёнка; повышать уровень языкового развития школьников, развивать речь детей, внимание, мышление;

воспитательные: воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, авторская презентация, карточки с индивидуальными заданиями

Ход мероприятия:

Проблемная ситуация.

« Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног бросились в школу. На свежую голову слушаем новую тему, и все у нас идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлые у нас головы!»

- Вы заметили что – то необычное в сочинении?

(после беседы появляется слайд 3)

чуть свет со всех ног

на скорую руку от зубов отскакивают

все как по маслу на свежую голову

лицом к лицу, нос к носу светлые головы

- Как бы вы назвали такие сочетания слов? ( Ответы детей)

Рассказ о фразеологизмах.

- Это крылатые выражения, которые называются фразеологизмами. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Например: выражение “золотые руки”. Что оно означает? (Ответы детей)

- Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты еще дороже? Почему?

- Значит, фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов (или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

- Мы сейчас отправимся путешествовать в страну крылатых выражений - Фразеологию.(слайд 4 )

1.Замени одним словом (школа) (слайд 5)

- Сначала мы побываем в школе. Ученики этой школы приготовили для вас задания. Часто крылатые выражения можно заменить одним словом. Например: держать язык за зубами – молчать. Попробуйте и вы выполнить такое задание:

в час по чайной ложке (медленно)

рукой подать (близко)

повесить нос (грустить)

раз, два и обчелся (мало)

во весь дух – (быстро)

морочить голову – (обманывать)

сложить голову – (погибнуть)

быть на седьмом небе – (радоваться)

попасть в точку – (угадать)

2.Фразеологические прятки (В гостях у Учёной Совы)

- А теперь нас ждёт в гости Учёная Сова. Она хочет поиграть с вами в прятки, но не обычные, а фразеологические. Мы охотно употребляем фразеологизмы в речи, сами того не замечая. Послушайте небольшие стихотворения, в которых спрятаны крылатые выражения и найдите их.

Замолчи, Петрусь, Говорят! (слайд 6)

Он язык прикусил

И сильней заголосил.

Дружнее этих трех котят (слайд 7)

На свете не найдёшь

О них обычно говорят:

Водой не разольёшь.

Ежатки - детки хоть куда (слайд 8)

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах.

Оказался молодцом, (слайд 9)

Смог осилить ношу.

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

Не умеет дятел петь.(слайд 10)

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо.

3.Музей фразеологизмов

- Русский язык богат крылатыми выражениями. А откуда же они появились? Почему так стали говорить? Об этом мы узнаем, посетив музей фразеологизмов.

Бить баклуши – бездельничать. А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера – ложкаря. Работа эта считалась пустячной, поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.(слайд 11)

Спустя рукава - относиться к делу неохотно, работать кое-как, с ленцой.

Происхождение этого выражения связано с покроем русской боярской одежды 17 века. Она имела длинные свисающие рукава с разрезом для рук, что подчеркивало нежелание хозяев заниматься физическим трудом. Простые люди, наоборот, во время работы засучивали рукава. В последующее время выражение «спустя рукава» стало относиться не только к физической работе, но и ко всякому делу вообще, если оно делалось кое-как. (слайд 12)

Как за каменной стеной - быть под надежной защитой.

В старину для защиты от врагов вокруг городов возводили стены. Особенно надежны были стены из камня и кирпича.

Со временем выражение приобрело более широкий смысл: быть под защитой какого-либо влиятельного человека или важного документа. (слайд 13)

Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неприятности.

В басне И.А. Крылова «Пустынник и медведь» Пустынник устал, а Медведь предложил посторожить его сон. Прилетела муха, стала садиться на человека. Медведь взял булыжник и ударил человека прямо по лбу, так как там сидела муха. Муху он убил, но и человека тоже. (слайд 14)

Выражение от доски до доски связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки. (слайд 15)

- А почему книги нужно читать от начала до конца?

- Давайте проверим, читаете ли вы книги от доски до доски, от корки до корки. Для этого отправимся в библиотеку.

- Многие крылатые выражения были взяты из сказок.

Задание: закончите следующие выражения) (слайд 16)

Поди туда - не знаю куда, (принеси то – не знаю что)

Скоро сказка сказывается, (да не скоро дело делается)

Это все присказка, (сказка будет впереди)

Кому вершки, (а кому корешки)

5.Физкультминутка (стадион)(слайд 17)

- Давайте отдохнём, все весело танцуют и показывают ту часть тела, которую я буду загадывать.

Его задирают, зазнаваясь. (Нос)

Не цветы, а вянут (уши)

Ими машут, как мельница (руки)

Он длинный и без костей (язык)

Ими щелкают от голода (зубы)

Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)

С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)

6.Фразеологический зоопарк

- На нашем пути – фразеологический зоопарк. Давайте заглянем туда.

- Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Закончите предложения (слайд 18)

Голоден как … (волк)

Хитер как …. (лиса)

Труслив как…. (заяц)

Нем как … (рыба)

Грязный как … (свинья)

Болтлив как … (сорока)

Колючий как … (еж)

Неуклюжий как… (медведь)

7. Проверь себя

- Наше путешествие подходит к концу. Давайте проверим, как вы хорошо знаете фразеологизмы. Учёная Сова приготовила для вас задания.

1)Найди пару

Каждому раздаются листочки, на каждом написано начало или окончание фразеологического оборота, надо соединить стрелочками все половинки.

Ломать голову очень дружно

бить баклуши очень тесно

ни жив, ни мёртв бездельничать

шиворот- навыворот усиленно думать

яблоку негде упасть сильно перепуган

душа в душу сделать или сказать

что-нибудь не так, наоборот,

Проверка (слайд 19)

2)Найди фразеологизм

Каждому раздается текст, в котором надо найти фразеологизмы и подчеркнуть их.

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.

Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Утром мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

Проверка (слайд 21)

8.Подведение итогов

- Понравилось вам путешествие?

- Что для вас было самым интересным?

- А что было трудным?

- Вы справились со всеми трудностями, которые встретились вам на пути. Молодцы! (слайд 22)

Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1998.

Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995.

Белая К.Ю., Сотникова В.М.Разноцветные игры. - М.: Просвещение, 2007.

Волина В.В.Откуда пришли слова. - М.: Просвещение,1996.

Волина В.В.Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

Волина В.В. Тысяча игр с буквами и словами. – М.: АСТ – Пресс, 1996.

Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Просвещение, 2002.

Голуб И.Б., Ушаков Н.Н., Путешествия по Стране Слов: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.

Жиренко О.Е, Гайдина Л.И. Учим русский язык с увлечением. - М.: Просвещение, 2005.

irochkas

Ну, первые русские города имели типичную структуру бурга — детинец, где располагалась резиденция князя или городской верхушки и торгово-ремесленного предместья (посада). Эти особенности средневековых городов были общие как для Запада, так и для Востока; но древнерусские имели некоторые уникальные особенности.

Во-первых, широкое применение дерева в защитных конструкциях. Города были окружены земляным валом, частоколом. Башен древнерусские города НЕ ИМЕЛИ. Вместо них были оборудованы специальные площадки, где могли размещаться лучники.

Эта система исторически была приспособлена для защиты от кочевников (ранних тюрков) — печенегов и половцев, не обладавших навыками взятия укрепленных городских стен. Любое мало-мальски серьёзное укрепление их серьёзно озадачивало. Обычно эти противники пытались взять город измором или выманить дружину за городские стены. При минимальном здравомыслии эти планы терпели крушение и за первые века своего существования Русь была надежно защищена.

Ситуация резко изменилась с приходом монголо-татар, обладавших лучшей на тот момент осадной техникой в мире. Татары широко применяли пороки (иной вид мусульманских манчанагов, более известных на Западе, как требюше). Этот вид гравитационных боевых машин обладал чудовищной разрушающей силой и легко уничтожал укрепления русских городов. Кроме того, монголы практиковали отводы рек, подкопы, широко применяли тараны, даже примитивные огнеструйные машины. Одним из самых смертоносных приемов монгол был шабар (насильственное привлечение мирного населения к осаде города без различия пола и возраста). Кроме того, монголы превосходно владели тактикой вторжения и приурочивали свои побоища к определенному сезону года — первое вторжение произошло в зимний период, удобный для форсирования широких русских рек и оперативного передвижения по стране.

На тот момент русские города ничего не смогли противопоставить этой тактике и это оказалось одним из факторов поражения Киевской Руси в борьбе с захватчиками, уже разграбившими до этого большую часть Азии. Против монголов оказались бессильными сильнейшие крепости Востока, от Пекина до Дербента.

В дальнейшем, русские начинают широко практиковать систему засек. При этом на большом протяжении пути валился лес, затрудняя продвижение конных армий ордынцев и крымских татар. Постепенно совершенствуются городские стены: появляются башни, каменные фортификационные сооружения с перекрывающимися зонами обстрела, глубокие рвы. Все это позволило значительно затруднить взятие русских городов и обозначило грядущие пункты возрождения восточнославянской государственности на этих землях.

tatianagri2013

Слово «кремль» очень древнее. Кремлём или детинцем на Руси называли укреплённую часть в центре города, другими словами крепость. В старину времена бывали разные. Случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы. Вот тогда то жители города и собирались под защиту своего кремля. Старые и малые укрывались за его мощными стенами, а те, кто мог держать в руках оружие, со стен кремля от врагов оборонялись.

Первое поселение на месте кремля возникло примерно 4000 лет назад. Это установили археологи. Здесь были найдены осколки глиняных горшков, каменные топоры и кремневые наконечники стрел. Этими вещами когда-то пользовались древние поселенцы.

Место строительства кремля было выбрано не случайно. Кремль построен на высоком холме, с двух сторон окружённом реками: Москвой-рекой и Неглинной. Высокое расположение кремля позволяло заметить врагов с большего расстояния, а реки служили естественной преградой на их пути.

Первоначально кремль был деревянным. Вокруг его стен был насыпан земляной вал для большей надёжности. Остатки этих укреплений обнаружили во время строительных работ уже в наше время.

При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Со всей округи собрали в Москву мастеров каменного дела. И в 1367г. они принялись за работу. Люди работали без перерыва, и вскоре Боровицкий холм опоясала мощная каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Её построили из известняка, который добывали в каменоломнях недалеко от Москвы у села Мячково. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной.

Князь Дмитрий был очень смелый человек. Он всегда сражался в первых рядах и именно он возглавил борьбу против завоевателей из Золотой Орды. В 1380 г. его войско на голову разбило войско хана Мамая на Куликовом поле, что недалеко от реки Дон. Эту битву прозвали Куликовской, а князь с тех пор получил прозвище Донской.

Белокаменный кремль простоял более 100 лет. За это время многое изменилось. Русские земли объединились в одно сильное государство. Москва стала его столицей. Произошло это при московском князе Иване III. С той поры стал он зваться Великим князем Всея Руси, а историки называют его «собирателем земли русской».

Строили новый Кремль 10 лет. Крепость с двух сторон защищали реки, а в начале 16 в. с третьей стороны Кремля вырыли широкий ров. Он соединил две реки. Теперь Кремль со всех сторон был защищён водными преградами. Башни Кремля возводили одну за другой, оснащали их отводными стрельницами для пущей обороноспособности. Вместе с обновлением крепостных стен происходило строительство таких известных соборов Кремля как Успенский, Архангельский и Благовещенский.

После венчания на царство Романовых строительство Кремля пошло усиленными темпами. Была построена Филаретова звонница рядом с колокольней Ивана Великого, Теремной, Потешный дворцы, Патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов. При Петре I возводят здание Арсенала. Но после переноса столицы в Петербург новые постройки возводить перестали.

Во время правления Екатерины II на территории Кремля сносят ряд древних зданий и часть южной стены под строительство нового дворца. Но вскоре работы были отменены, по официальной версии из-за нехватки финансирования, по неофициальной – из-за негативного мнения общественности. В 1776-87гг. было построено здание Сената

Во время нашествия Наполеона Кремлю был нанесён огромный ущерб. Были осквернены, разграблены церкви, во время отступления взорвали часть стен, башен и зданий. В 1816-19гг. в Кремле проводились реставрационные работы. К 1917г. в Кремле был 31 храм.

Во время Октябрьской революции Кремль подвергается бомбардировке. В 1918 г. в здание Сената переезжает правительство РСФСР. При советской власти на территории Кремля строят Кремлёвский дворец съездов, установили звёзды на башнях, на пьедесталы поставили Царь-пушку и Царь-колокол, неоднократно реставрируют стены и сооружения Кремля.

1)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
2)В этих кузовах мог ехать и молодой, еще не успевших закинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин.
3)В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в маленьком доме на взморье.
4)Так-то и разбойное по прозванию Опта в четырнадцатом или пятнадцатом веке, намахавший кистенем, раскаялся в конце концов и решил спасаться.
5)В ней быстро ходили назад и вперед, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва.
6)Он без остатка отдал свое сердце России-ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.
7)И вдруг вижу пол изгородью выпавши оттуда гнездо и все начинаю понимать.
8)В прощания собак было что-то трогательное.
9)До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства-канцелярит.
10)В тумане двигаються толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньком.
11)Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.
12)Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастный выражением.
13)Над ветками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили.
14)Как сейчас вижу ее чуть особенную фигуру.
15)Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзы, и горели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка.


Сказуемые заглавными буквами, подлежащие – строчными.

1) СЛУЧИЛОСЬ это.
2) МОГ ЕХАТЬ Шаляпин.
3) Андерсен ВСТРЕТИЛСЯ и БЫЛ.
4) разбойник РАСКАЯЛСЯ и РЕШИЛ СПАСАТЬСЯ.
5) ХОДИЛИ три льва.
6) Он ОТДАЛ СЕРДЦЕ (фразеологизм).
7) ВИЖУ и НАЧИНАЮ ПОНИМАТЬ (подлежащего нет, односоставное определённо-личное предложение).
8) БЫЛО что-то.
9) Корней Иванович НЕ ДОЖИЛ, хотя и НАЗВАЛ.
10) ДВИГАЮТСЯ толпы, МЕЛЬКАЮТ.
11) болота НЕ ИМЕЛИ.
12) Месяц БЛИЗОК БЫЛ и СМОТРЕЛ.
13) ПОСМЕИВАЛИСЬ, РАССКАЗЫВАЛИ, но ЛЮБИЛИ (подлежащего нет, односоставное неопределённо-личное предложение).
14) ВИЖУ (подлежащего нет, односоставное определённо-личное предложение).
15) лучи СОБИРАЛИСЬ и ГРЕЛИ.
.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Подготовила Мухамадеева Л.Н.


Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста


Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


«Использование метода нейрографики в работе с детьми и взрослыми»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила Мухамадеева Л.Н.

Подготовила Мухамадеева Л.Н.

Города на Руси появились очень давно. Вот что писали о наших предках славянах.

Города на Руси появились очень давно. Вот что писали о наших предках славянах: «Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов»; «У них много городов и живут они привольно».

Не трудно догадаться, что городом становилось селение, которое огораживали за.

Не трудно догадаться, что городом становилось селение, которое огораживали защитной стеной. Для защиты от воинственных соседей общины селились на крутых берегах в месте слияния двух рек, чтобы иметь преграду с двух сторон. Ставили вокруг селения деревянные срубы, которые заполняли землёй или камнями. Возводили на них смотровые башни. Так возникали старинные городки-крепости.

Богатые города для защиты от врагов нанимали опытных воинов – дружинников. Ко.

Богатые города для защиты от врагов нанимали опытных воинов – дружинников. Командовал дружиной князь. Для содержания дружины со всех жителей собирали дань – продукты, меха или деньги. Сбором дани занимались сами дружинники и постепенно становились богатыми жителями городов.

Где и почему селились наши предки? Как использовали воду для своей защиты? Ка.

Где и почему селились наши предки? Как использовали воду для своей защиты? Какие укрепления сооружали для защиты городов? Башни Новгородского кремля и Соловецкой крепости

В наши дни часть города со старинными постройками называют историческим центр.

В наши дни часть города со старинными постройками называют историческим центром. Это настоящий городской музей и учебный центр под открытым небом. И повсюду, как старушки, Колокольни и церквушки Меж палатами стоят И звонят, звонят, звонят… Н.Кончаловская

Сюда можно приходить любоваться старинными церквями, дворцами. Изучать произв.

Сюда можно приходить любоваться старинными церквями, дворцами. Изучать произведения быта и культуры наших предков, узнавать секреты их мастерства.

Сохранившиеся старинные постройки помогли узнать, что большинство простых гор.

Сохранившиеся старинные постройки помогли узнать, что большинство простых горожан жили в полуземлянках или деревянных избах рядом с которыми находились мастерские и хозяйственные постройки .

князья, бояре, купцы - строили большие двухэтажные или трехэтажные дома с ра.

князья, бояре, купцы - строили большие двухэтажные или трехэтажные дома с разными пристройками - хоромы. Нижнее помещение использовалось для хозяйственных нужд. Жили в верхних этажах - в горницах (как бы на горе). Комнаты с большими окнами без ставен назывались светлицами. На самый верхний этаж - в терем - с улицы вела нарядная лестница.

Архитекторы стараются планировать новые постройки так, чтобы не разрушать ста.

Архитекторы стараются планировать новые постройки так, чтобы не разрушать старинные здания и облик древних улиц. Восхищённо смотрят туристы из разных стран на мастерство наших древних зодчих. Г.Санкт-Петербург

Какое место современного города называют историческим центром? Что можно изуч.

Какое место современного города называют историческим центром? Что можно изучать, посещая залы дворцов и музеи под открытым небом? Чем отличались постройки простых и богатых горожан? Где располагались светлицы и горницы? Что привлекает туристов в современных городах? Что архитекторы стараются сохранять в них?


Краткое описание документа:

"Выдержка из материала:

Города на Руси появились очень давно. Вот что писали о наших предках славянах: «Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов»;

«У них много городов и живут они привольно». охранившиеся старинные постройки помогли узнать, что большинство простых горожан жили в полуземлянках или деревянных избах рядом с которыми находились мастерские и хозяйственные постройки князья, бояре, купцы строили большие двухэтажные или трехэтажные дома с разными пристройками хоромы. Нижнее помещение использовалось для хозяйственных нужд.

Жили в верхних этажах в горницах (как бы на горе).

Комнаты с большими окнами без ставен назывались светлицами. На самый верхний этаж в терем с улицы вела нарядная лестница. Что можно изучать, посещая залы дворцов и музеи под открытым небом?

Чем отличались постройки простых и богатых горожан? Где располагались светлицы и горницы? Что привлекает туристов в современных городах? Что архитекторы стараются сохранять в них?

Читайте также: