В совокупности составляют научный фундамент социологии

Обновлено: 28.04.2024

1.Человеческой культуры; 2. Науки; 3. Эмпирического знания, 4. Культуры производства.

2.В своих трудах уделяли внимание вопросам государства и общества, занимаясь изучением социальных явлений и процессов, изменений, происходящих в обществе (два ответа):

1.Гиппократ; 2. Платон; 3. Фалес; 4. Аристотель.

3.По его мнению, социология должна объединять все знания людей об обществе как едином организме и давать им подлинно научную основу, построенную на строгом изучении и проверке фактов:

1.И.Кант; 2. О. Конт; 3.Л. Уайт; 4. Р. Робертсон.

4.Понятие социология имеет две грамматические основы: лат. socius (компаньон) греч. logos (изучение) и в буквальном переводе означает:

1.Изучение социальных явлений; 2. Изучение процессов общения; 3. Изучение социальных процессов; 4. Все ответы верны

5.Термин «социология» ввел в 30-е годы XIX века французский деятель и мыслитель:

1.И.Кант; 2. О. Конт; 3.Л. Уайт; 4.Р. Робертсон.

6.Новую науку об обществе, рассматривающей общественные явления и процессы, он назвал:

1. «Социальной статикой»; 2. «Социальной динамикой»; 3. «Социальной физикой»; 4. «Социальной культурой».

7.В качестве объекта социологии выступает:

1.Социальное поведение; 2. Самоидентификация; 3, Общество; 4. Инкультурация.

8.Эта наука должна заниматься - «застывшими социальными структурами»:

1. «Социальной статикой»; 2. «Социальной динамикой»; 3. «Социальной физикой»; 4. «Социальной культурой».

9.В качестве предмета социологии выступает:

1. Социальное поведение; 2. Самоидентификация; 3, Общество; 4. Инкультурация.

10. Система, характеризующая социальную организацию определенной страны, т. е. это совокупность взаимосвязанных между собой элементов-подсистем:

1.Общество; 2. Структура; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.

11. Это характеристика внутренней модели социальных отношений, присущих конкретному обществу:

1. Общество; 2. Структура; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.

12.Устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности:

1. Социальная стратификация; 2. Структура; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.

13.Обозначает позицию, положение человека или социальной группы в конкретном обществе:

1. Социальная стратификация; 2. Социальная организация; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.

14.Расслоение составляющих конкретное общество людей на группы, слои, классы:

1.Социальная стратификация; 2. Социальная организация; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.

15.Система отношений, объединяющих индивидов (групп) для достижения определенной цели:

1.Социальная стратификация; 2. Социальная организация; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.


«Социология и культурология». Тема 1, тест 2: Социология в аспекте культуры Ф.И.О. Басте Шамиль Казбекович

1.Эта наука должна заниматься - «социальными изменениями»:

1. «Социальной статикой»; 2. «Социальной динамикой»; 3. «Социальной физикой»; 4. «Социальной культурой».

2.Согласно Конту, личность, общество и человечество в своем развитии неизбежно и последовательно проходят 3 стадии (исключите лишнее):

1.Теологическую; 2. Метафизическую; 3. Позитивную; 4. Диалектическую.

3.Именно эта стадия, согласно Конту, оказывается завершающей для эволюции всех наук и общества, в рамках которой формируется истинная наука – социология:

1. Теологическая; 2. Метафизическая; 3. Позитивная; 4. Диалектическая.

4.Выделим несколько определений социологии: – американский социолог, один из создателей экономической социологии считает, что «социология – это научное изучение общества и социальных отношений»:

1.Влади́мирЯ́дов; 2. Роланд Робертсон; 3. Геннадий Осипов; 4. Нейл. Сме́лзер.

5.Выделим несколько определений социологии: –советский и российский социолог позиционирует социологию как науку о «становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов:

1. Владимир Я́дов; 2. Роланд Робертсон; 3. Геннадий Осипов; 4. Нейл. Сме́лзер.

6.Выделим несколько определений социологии: –советский и российский социолог, философ, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии наук), социология – это наука, которая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества»:

1. Владимир Я́дов; 2. Роланд Робертсон; 3. Геннадий Осипов; 4. Нейл. Сме́лзер.

7.Выделим несколько определений социологии: –социолог и теоретик глобализации Шотландии, Великобритания называет социологию наукой, изучающей человеческое общество и социальное поведение:

1. Владимир Я́дов; 2. Роланд Робертсон; 3. Геннадий Осипов; 4. Нейл. Сме́лзер.

8.Во всех приведенных определениях социологии как науки при всей их разности неизменными остаются как ее неотъемлемые составляющие (два ответа):

1. Социальная структура; 2. Социальное поведение; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.

9.Под ним понимается круг явлений, подлежащих изучению, все то, на что направлена деятельность исследователя:

1. Объект; 2. Предмет; 3, Факт; 4. Доказательство.

10. Отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством:

1. Объект; 2. Предмет; 3, Факт; 4. Доказательство.

11. Это воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с научной и практической точки зрения закономерных связей и отношений этой реальности:

1. Объект; 2. Предмет; 3, Факт; 4. Доказательство.

12.В качестве объекта социологии выступает:

1. Социальное поведение; 2. Самоидентификация; 3, Общество; 4. Инкультурация.

13.В качестве предмета социологии выступает:

1. Социальное поведение; 2. Самоидентификация; 3, Общество; 4. Инкультурация.

14.В центре внимания социологии оказываются:

1.Демографическая структура общества; 2. Экономическая структура общества; 3. Классовая или какая-либо другая структура общества; 4. Все утверждения верны.

15.В центре внимания социологии оказываются:

1.Социальная стратификация; 2. Взаимодействие между входящими в состав общества людьми; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.


«Социология и культурология». Тема 1, тест 3: Социология в аспекте культуры Ф.И.О. Борисов Максим Владимирович

1.В совокупности составляют научный фундамент социологии:

1. «Онтологические категории»; 2. «Социологические категории»; 3. «Социальная физика»; 4. «Социальная культура».

2.Система, характеризующая социальную организацию определенной страны, т. е. это совокупность взаимосвязанных между собой элементов-подсистем:

1.Общество; 2. Структура; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.

3.Включает в себя совокупность взаимосвязанных между собой элементов-подсистем: политической, экономической, культурной, социальной сфер:

1. Общество; 2. Структура; 3. Социальный институт; 4. Социальная стратификация.

4.Это характеристика внутренней модели социальных отношений, присущих конкретному обществу:

1. Общество; 2. Структура; 3. Социальный институт; 4. Социальная стратификация.

5.Под ним могут понимать и совокупность слоев населения, и систему определенных общественных функций:

1. Общество; 2. Структура; 3. Социальный институт; 4. Социальная роль.

6.Всегда та или иная конструкция ограничивается рамками конкретного общества:

1. Общество; 2. Структура; 3. Социальный порядок; 4. Социальная стратификация.

7.Устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности:

1. Социальная стратификация; 2. Структура; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.

8.Обозначает позицию, положение человека или социальной группы в конкретном обществе:

1. Социальная структура; 2. Социальное поведение; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.

9.Состатусом неразрывно связана – обусловленная статусом и реализующая поведение в обществе:

1. Социальная структура; 2. Социальная роль; 3. Социальная позиция; 4. Социальная квота.

10. Расслоение составляющих конкретное общество людей на группы, слои, классы:

1.Социальная стратификация; 2. Социальная организация; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.

11. Обычно расслоение производится по признаку имеющегося в распоряжении богатства, власти, социальному престижу и других характеристик:

1.Социальная стратификация; 2. Социальная организация; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.

12.Система отношений, объединяющих индивидов (групп) для достижения определенной цели:

1.Социальная стратификация; 2. Социальная организация; 3. Социальный институт; 4. Социальный статус.

13.Начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм:

1. Социальное поведение; 2. Самоидентификация; 3, Социализация; 4. Инкультурация.

14.Является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин:

1.Культурология; 2. Антропология; 3. Психология; 4. Социология.

15.Делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под особым социологическим углом:

1.Культурология; 2. Антропология; 3. Психология; 4. Социология.


«Социология и культурология». Тема 1, тест 4: Социология в аспекте культуры Ф.И.О. Буренко Анна Сергеевна

1.Фокусируется на современности, включает в себя социальное планирование и прогнозирование:

1. История; 2. Антропология; 3. Социология; 4. Психология.

2.Социология принципиально и изначально:

1.Личностна; 2. Индивидуальна; 3. Духовная; 4. Безличностна.

3.В рамках социологической науки для обозначения социальной единицы чаще используется:

1. «Индивид»; 2. «Член общества»; 3. «Респондент»; 4. Все имеет место.

4.Для социолога становится необходимость типологизации, в рамках которой человек интересен:

1. Как личность; 2. Как сам по себе; 3. Как представитель какого-то большинства, объединенного по тем или иным признакам; 4. Как биологический вид.

5.Факт, что в фокусе социологии оказывается взаимосвязь и взаимовлияние всех проявлений общественной жизни людей позволяет также рассматривать социологию как часть:

1.Человеческой культуры; 2. Науки; 3. Эмпирического знания, 4. Культуры производства.

6.Делает ставку на усредненный человеческий тип:

1. Культурология; 2. Антропология; 3. Социология; 4. Психология.

7.Основной категорией выступает уникальная и неповторимая личность в:

1. Культурологии; 2. Экономике; 3. Социологии; 4. Биологии.

8.Процесс подготовки граждан в древнегреческом городе-государстве:

1. Обучение; 2. Пайдейя; 3. Культура; 4. Взращивание.

9.Слово «культура» (cultura) было введено в оборот как противопоставление слову природа (natura):

1. Древними греками; 2. Древними римлянами; 3. Древними египтянами; 4. Древними ассирийцами.

10. Использовал слово «культура» в переносном смысле: обработка, улучшение, возделывание, упорядочение души и ума:

1.Аристотель; 2. Юлий Цезарь; 3. Марк Тулий Цицерон; 4. Птолемей.

11. Наука об обществе, в центре научного интереса которой социальное поведение и социальные структуры:

1. История; 2. Антропология; 3. Социология; 4. Экономика.

12.Игнорирует уникальность и неповторимость конкретной личности до тех пор, пока такая личность не осуществит смену социальной статики на социальную динамику:

1. Философия; 2. Антропология; 3. Социология; 4. Экономика.

13.Выступает неотъемлемой составляющей человеческой культуры, которая, по сути, есть не что иное, как связь всего со всем:

1. Антропология; 2. Синергетика; 3, Социология; 4. Экономика.

14.Наука, ставшая основой для появления социологии:

1.История; 2. Философия; 3. Политология; 4. Экономика.

15. Данное понятие возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь:

1.Человеческое; 2. Бытийное; 3. Социальное; 4. Деятельностное.


«Социология и культурология». Тема 1, тест 5: Социология в аспекте культуры Ф.И.О. Гавриленко Андрей Алексеевич

1.В центре внимания социологов находится как активный субъект любых социальных отношений, социальных структур и организаций:

1.Общество; 2. Человек; 3. Сознание; 4. Закон.

2.Это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии:

1.Социальные законы; 2. Социальные закономерности; 3. Социологические категории; 4. Законы социологии

3.Устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества это:

1.Социальная система; 2. Социальный институт; 3. Класс; 4. Политическая воля.

4. «Социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др. являются:

1.Законами социологии; 2. Социологическими категориями; 3. Социальными законами; 4. Закономерностями социологии.

Изучение любой науки начинается с определения ее объекта и предмета исследования. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не то­ждественны. Объект науки - это сфера реальности, на которую на­правлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки - это такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изу­чаются данной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь разные пред­меты познания (например, анатомия изучает строение организма че­ловека, физиология - функции его органов, медицина - его болезни и т.д.).

Определение объекта социологии, как правило, не вызывает особых затруднений. Принято считать, что объектом социологическо­го познания является общество. Сам термин «социология» в бук­вальном переводе означает «наука об обществе» (от латинского societas - общество и греческого logos- учение). Более сложным представ­ляется вопрос о предмете социологии, поскольку ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследо­вателя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению.

При определении предмета социологии ключевым является по­нятие социальное, которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и от­ношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реально­сти и определяет специфику предмета социологического познания. Современные социологи расходятся в понимании того, что конкретно считать предметом социологии. Одни ученые считают, что это соци­альные общности и социальные системы, другие - закономерности социальных действий и массового поведения, третьи - законы и фор­мы проявления социальной жизни и т.д. Каждое из этих определений отражает тот или иной аспект социологического познания, поэтому они не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предмета со­циологии, можно заключить, что в самом широком смысле предмет­ную область социологического познания составляет вся совокупность социальных явлений и процессов, их причин, закономерностей и взаимосвязей, социальных отношений и взаимодействий, социальных общностей и институтов, структурных элементов и факторов, опреде­ляющих функционирование общества как целостной системы. Социо­логия призвана раскрывать природу социальных связей и отношений, механизмы воспроизводства и изменения социальных взаимодейст­вий, законы развития социальных общностей и массового поведения людей. Социологи могут также изучать экономические, политиче­ские, трудовые, духовные, семейно-бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, с точки зрения потребностей и интересов людей, их мотивов и ожиданий.

Таким образом, социология не ограничивается изучением одной из сфер общественной жизни, в том числе узко социальной, ибо об­ласть ее интересов охватывает весь комплекс проблем бытия челове­ка, социальных групп, слоев и общностей. В центре внимания социо­логов находится человек как активный субъект любых социальных отношений, социальных структур и организаций. Анализ социального поведения людей, массового сознания, общественного мнения, цен­ностных ориентации, нравственных мотивов становится в современ­ных условиях интегральной частью характеристики всего процесса развития общества как целостной социокультурной реальности.

Предметом изучения социологии являются социальные систе­мы, элементы и условия их существования, закономерности социаль­ной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Данное определение, как, впрочем, и любое другое, не может быть исчерпывающим, поскольку в рамках одной дефиниции трудно пере­дать все особенности социологического знания. Следует также иметь в виду, что предмет социологии не является стабильным, зафиксиро­ванным раз и навсегда. Представления о нем постоянно меняются, что связано как с прогрессом самого научного знания, так и с потребно­стями развития современного общества.




Выделение объекта и предмета социологии позволяет опре­делить ее как науку о законах функционирования и развития общест­ва и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.

Современная социология представляет собой сложную раз­ветвленную систему научного знания, которая может быть структу­рирована по различным основаниям. В зависимости от объекта ис­следования социология подразделяется на общетеоретическую, отрас­левую и микросоциологию.

Общетеоретическая социология как макросоциологическое ис­следование ориентирована на выявление общих закономерностей функционирования и развития общества как целостной социальной системы. Отраслевая социология как социологическое исследование среднего уровня занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела: исследование социальных инсти­тутов (социология семьи, образования, науки, политики, права и т.д.); исследование социальных общностей (социология социально­профессиональных групп, толпы, публики, этнических общностей, территориально-региональных образований и др.); исследование со­циальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процес­сов массовой коммуникации и т.д.). Микросоциология изучает соци­альные явления и процессы сквозь призму конкретных взаимодейст­вий людей в их повседневной жизни.

В зависимости от уровня получаемого знания социология под­разделяется на теоретическую и эмпирическую. Для теоретического социологического исследования первостепенное значение имеют глу­бокое обобщение накопленного фактического материала и создание на этой основе теорий и концепций, объясняющих закономерности развития социальных явлений и процессов. Эмпирическая социология занимается сбором фактических данных и их первичной обработкой. Следует отметить, что в социологическом исследовании нельзя раз­рывать эмпирическое и теоретическое, поскольку это две стороны единого целостного процесса Познания социальной реальности.

В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Цель фундамен­тального исследования - получение нового научного знания, откры­тие новых социальных законов, обогащение методологических основ самой социологической науки. Задачи прикладного социологического исследования связаны с изучением конкретных вопросов социальной жизни, поисками решения актуальных общественных проблем. Как теоретические, так и эмпирические социологические исследования могут иметь и фундаментальную, и прикладную направленность.

В научной и учебной литературе можно встретить также другие трактовки структуры социологии. Одни исследователи при­держиваются традиционного трехуровневого варианта: общая социо­логическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Другие пытаются модернизировать этот подход, выделяя социальную инже­нерию как уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных систем и моделей общественного разви­тия. Третьи включают в структуру социологического знания такие элементы, как социальная философия, теоретическая социология, конкретно-социологические дисциплины (специальные теории), при­кладная социология, практическая социология. Все это свидетельст­вует о том, что представление о структуре социологии постоянно эво­люционирует, меняется и уточняется по мере развития самой социо­логической мысли.

Социология реализует все присущие общественной науке функ­ции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, про­гностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относит­ся также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Оче­видно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспе­чить эффективное социальное управление невозможно.

Критическая функция социологии заключается в изучении не­гативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой - то, что требует радикальных преобра­зований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

Описательная функция социологии заключается в системати­зации, описании полученного исследователями материала в в иде раз­личных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управ­ленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источ­ником сравнения для будущих поколений исследователей.

Прогностическая функция социологии - составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни об­щества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий харак­тер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

- определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

- представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

- рассчитать возможные потери по каждому из альтернативных вариантов.

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повы­шение эффективности механизмов социального управления. Эти ре­комендации могут быть использованы как для социального планиро­вания жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо усложнение совре­менного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что со­циологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интер­претация полученных результатов нередко определяются социально- политической позицией социолога и зависят от его ценностных ори­ентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социо­логов, социологическая наука должна быть идеологически нейтраль­на. Поэтому задача социолога — не подменять научный подход идео­логическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

Место социологии в системе наук

Социология занимает особое место в системе общественных на­ук. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы со­циального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельно­сти человека, которые используются другими общественными и гу­манитарными науками. В то же время социология не может разви­ваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими нау­ками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой.

Изначальной целостностью социальной мысли определяется общее между социологией и философией. Обе эти науки рассматри­вают общество в целом как интегральное образование, не сводимое к простой сумме составляющих его элементов. Однако социология изу­чает законы меньшей степени общности, нежели философия. Совер­шенно очевидно, что понятия и категории социологии более конкрет­ны но сравнению с понятийным аппаратом философии: если филосо­фия изучает такие понятия, как материя и сознание, то социология - социальную структуру, социальные институты, социальную органи­зацию общества. Целью философии выступает выработка ми­ровоззрения, а социологии - получение достоверных данных о жизни общества.

Диалектическое взаимодействие между философией и социоло­гией проявляется в том, что первая из них формулирует основопола­гающие принципы понимания общества, а вторая уточняет и конкре­тизирует эти положения на основе анализа социальной жизни людей во всем ее реальном многообразии.

Социология тесно связана с исторической наукой. Их взаимо­отношения определяются прежде всего тем, что социологические по­ложения и выводы опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Именно поэтому социологи широко использу­ют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь обогащает историческую науку, вооружая ее количест­венными методами анализа явлений. Обращение к методам социоло­гических исследований помогает историкам преодолевать описатель­ный подход к изучению исторических фактов. Углубление взаимосвя­зи социологии и истории проявилось в возникновении новой научной дисциплины - исторической социологии, призванной осуществить социологический анализ социального опыта прошлого.

Важным представляется вопрос о соотношении социологии и по­литологии: с одной стороны, закономерности политической жизни нельзя выявить без учета особенностей развития общества в целом, а с другой - общество нельзя понять и изменить, не учитывая того влияния, которое оказывают на него различные политические струк­туры, институты и организации. И социология, и политология обла­дают способностью быстро реагировать на любые события в общест­ве, при помощи пилотажных или зондажных исследований оператив­но изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от по­литической ситуации. Не случайно на стыке социологии и политоло­гии возникла новая научная дисциплина - политическая социология.

В то же время социология и политология - это разные науки;

одна исследует социальную реальность, другая - политическую сферу общества. Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания общих соци­альных законов, социология выступает в качестве общетеоретической основы по отношению к политологии. В свою очередь политологиче­ские исследования дают необходимый 1 материал для относительно бо­лее широких социологических обобщений.

Эффективное взаимодействие существует между социологией и экономической наукой. Социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходя­щие в сфере материального производства и экономической деятель­ности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Но и сами экономические процессы все больше оказываются в зави­симости от социальных условий и факторов, потребностей и интере­сов людей, их мотивации, отношения к труду, ценностных ориента­ции. Поэтому социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на рост произво­дительности труда, повышение качества продукции, решение техно­логических и управленческих проблем современного предприятия.

Органическим проявлением такого сотрудничества стало воз­никновение нового научного направления - экономической социоло­гии, предметом изучения которой выступают социальные закономер­ности функционирования и развития экономики, воздействие соци­альных факторов на сферу экономических отношений.

Существуют определенные связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия социологии с биологией нашел выражение системный подход в науке, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Особое значе­ние имеет взаимодействие социологии с математикой, поскольку раз­витие конкретных социологических исследований невозможно без широкого применения специальных математических методов.


Учебное пособие по общей социологии предназначено для самостоятельной подготовки к семинарам и экзаменам студентов очной и заочной форм обучения.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, объект и метод социологии
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Функции, задачи социологии, ее связь с другими науками
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Структура и уровни социологического знания
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие социального закона и его виды
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Зарождение и развитие социологии в XIX в

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая социология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, объект и метод социологии

1. Предмет, объект социологии

Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» — общество и греческого «logos» — «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот, данный термин ввел в середине ХГХ в. французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования, оставив миру богатейшее наследие и непревзойденные работы в этой области. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество — особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии — участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию.

Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии — это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной — социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая — вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т. к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования — это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).

2. Определение социологии как науки

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

1) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия — США);

4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

3. Понятие общества как основной категории социологии

Общество — это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество — целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты — группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж — индивидуальный мир человека.

Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи — этнические, национальные, культурные, религиозные отношения).

4. Понятие «социальное». Основные подходы к социологическому анализу

Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Основные подходы к социологическому анализу. При социологическом анализе общества наблюдаются две традиции, два подхода: макро — и микросоциологические. Макросоциологический или органистический подход (представители Платон и Аристотель) предполагает, что общество — единое целое, структурированное на части. Метод, которым пользуются ученые в рамках такого подхода, — философский анализ (индукция, дедукция, анализ, синтез).

Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) подразумевает, что главное — человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования — эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро — и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Объект и предмет социологии.

2. Социология и философия, социология в системе социальных наук.

3. Уровни социологического знания.

4. Функции социологии.

5. Краткая история развития социологической мысли.

Термин «социология» впервые был употреблен О.Контом в 40 гг. ХIХ века. В буквальном смысле «социология» (от фр. Sociologie) означает «наука об обществе, о социальной жизни».

Люди давно пытались понять механизмы социальных процессов, роль и место человека в жизни социума. Но только к ХIХ веку сложились условия для формирования науки об обществе, новому типу социального знания. Именно О. Конт и Г. Спенсер заложили основы социологии.

Как известно, в ХVIII-ХIХ вв. происходит разрушение феодального общества, для которого была характерна тотальная регламентация экономической, политической и духовной жизни общества. Старые механизмы регулирования, основанные на традициях и обычаях, разрушаются. Новое общество провозглашает свободы и права человека, его духовную и экономическую независимость, политическую автономность.

Для того, чтобы реализовать эти идеи, надо было знание социальных процессов жизнедеятельности социальных групп, общностей и организаций. И эти знания должны быть реальными, должны помочь сформировать новые механизмы социального управления.

Особо обострилась потребность в научных знаниях в связи с бурным развитием новых политических (классовая борьба и т.д.) и экономических процессов. Свободная конкуренция поставила в зависимость результаты деятельности от знания настроений и ожиданий людей. В результате появляется социология — наука, помогающая понять обществу основы социального взаимодействия людей.

Таким образом, с самого начала объектом социологии как науки является общество. Напоминаем, что под объектом познания имеются в виду те явления действительности, на которые направлена познавательная деятельность. Но, как известно, общество изучается многими науками (философией, историей, этнографией и т.п.), а это значит, что объект исследования у них один и тот же. Следовательно, чтобы отличить социологию от других социальных наук, надо вычленить ее предмет исследования. Именно он позволяет отделить одну науку от другой. Под предметом познания имеют в виду специфический фрагмент, срез, сторону объекта, который вызывает познавательный интерес со стороны той или иной науки.

Предмет социологии, в этом смысле, определяется социологами по — разному. Здесь нет единого мнения, поскольку изучаются многообразные социальные процессы. У нас длительное время определение социологии сводилось к следующему: социология — это наука о законах функционирования и развития общества как социальной системы.

Что касается зарубежных социологов, то они, как правило, не ставят целью строго и однозначно определить предмет социологии, что, вероятно, сделать и невозможно. Так, известный социолог П. Сорокин в своей работе «Человек, цивилизация, общество» (М., 1992. С.534) предмет социологии характеризует как «поведение людей, живущих в среде себе подобных». Многие социологи-эмпирики склоняются в последнее время к тому, что главное не определить предмет (он может меняться от одного этапа развития социологии к другому), а усвоить методологические и методические методы и техники социальных процессов. Однако, мы с вами выберем одно из двух предложенных определений.

Как наука социологическое знание формируется на основе философского, точнее, социально-философского знания. Известно, что основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт людей, на достижения культуры и науки. При этом философия стремится выявить сущность и конечные причины и духовные основания взаимодействия людей в социуме. То есть философию интересуют смысложизненные вопросы, всеобщность и целостность постижения социальной жизни.

Естественно, что социология не может не опираться на достижения философской мысли, поскольку социологу необходимо целостное видение проблемы, умение в единичном увидеть общее, существенное. Вместе с тем, социологу требуется знание реальных социальных процессов, а их невозможно постичь умозрительно, не опираясь на чувственный опыт и не используя эмпирические методы (например, наблюдение, эксперимент и т.д.). Социология должна уметь, в отличие от философии, давать ответы на конкретные вопросы. Для этого она вырабатывает свой понятийный аппарат, с помощью которого возможно изучать не общество «вообще», а реальное общество с реальными процессами. Для этого понятия социологии должны подчиняться однозначной интерпретации.

Таким образом, социология изучает реальное общество, общество как целостность, как систему, опираясь при этом на эмпирические методы.

Социология отличается и от других социальных наук (истории, этнографии, политэкономии и др.).

1. Во-первых, социология изучает общество, что мы уже отмечали, как единую целостную систему, как особый и единый организм. В то время как другие социальные науки обращаются к частным социальным явлениям (экономическим, политическим, демографическим и т.д.).

Социология тоже может познавать частные социальные явления, но в этом случае ее интересуют связи их с функционированием общества как целого.

2. Исследуя конкретные сферы жизни общества, социолог пытается постичь, какие конкретные механизмы позволяют общесоциальным свойствам реализоваться в разных сферах.

3. Социолог все анализирует с точки зрения интересов людей, их потребностей и ожиданий.

Анализируя социологию как систему научного знания, мы должны отметить, что она включает в себя теоретический и эмпирический элементы, теорию и эмпирию.

До начала ХХ в. теоретические и эмпирические исследования протекали как бы параллельно, практически не пересекаясь друг с другом. И лишь французский социолог Э. Дюркгейм попытался их соединить. Но до сих пор не утихают споры между эмпириками и теоретиками со взаимными обвинениями в абсолютизации роли одного из этих элементов социологического знания.

Как представляется роль теории и эмпирии в общей системе социологического знания.

1. Теория дает смысловое объяснение фактам. Факты — только статистика, их еще надо интерпретировать.

Эмпирия дает знание частностей (факты), а как частности связаны друг с другом — на это может ответить только теория.

2. Теория дает ориентиры для эмпирических исследований. Эмпирические знания (факты) для социологии не цель, а лишь средство.

3. Без фактов ни одно теоретическое построение не может считаться обоснованным, и не может быть построено научное понимание.

Итак, социология органично включает в себя теорию и эмпирию, теоретические и эмпирические методы. Но в зависимости от конкретных задач исследования пропорции теории и эмпирии могут быть различны.

Это является основанием для выделения различных уровней социологического знания. Принято выделять следующие уровни:

1. Уровень общесоциологических теорий. Здесь рассматривается общество как целостная система, состоящая из подсистем. Подобного рода теоретические конструкции определяют общий подход социолога к осмыслению социальных явлений, задают направленность научных поисков и интерпретацию эмпирических фактов. Общесоциологические теории позволяют создать теоретическую модель общественной жизни как некоторой целостности.

2. Теории среднего уровня. В социологический обиход этот уровень введен Р. Мертоном.

Социологические теории этого уровня изучают подсистемы общества, их внутренние связи и взаимодействия. Для всех их характерно: опора на эмпирическую базу, описание фактов и их обобщение на основе той или иной теории. Словом, здесь эффективно взаимодействуют теория и эмпирия.

Поскольку можно выделять многообразные подсистемы общества, то в соответствии с этим говорят о социологии труда, образования, семьи, права, физической культуры и спорта и т.д.

3. Уровень конкретно-социологических исследований (эмпирическая социология), или КСИ. Научная цель — получение конкретных знаний, которые называют социальными фактами.

Особенность социальных фактов — констатация тех или иных процессов. Социолог, получив факты, может их описывать, систематизировать и классифицировать. Теоретические идеи здесь появляются в постановке цели эмпирических исследований, их гипотез.

Чтобы объяснить факты, интерпретировать их, социолог-эмпирик вынужден обращаться к теоретическим уровням. Именно здесь он выбирает теорию, которая, по его мнению, может объяснить факты. А это свидетельствует о том, что эмпирия не может обойтись без теории, ценность их в единстве, и она наиболее очевидно проявляется в функциях.

По поводу того, сколько функций можно выделить, нет единого мнения. Каждый социолог проявляет здесь со всей смелостью свой уровень знаний и понимания.

Мы предлагаем выделять следующие функции:

1. Познавательная. Социология дает нам знание законов функционирования общества как системы и ее подсистем, знание методов и техники социального познания.

2. Прикладная, или практическая. Она свидетельствует о том, что социальное знание получает свой смысл только тогда, когда используется в социальной практике.

3. Методологическая. Понятие, категории и методы социологии используются частными социальными науками в качестве методов познания тех социальных явлений, на познание которых они нацелены.

4. Прогностическая функция. Она направлена на построение моделей общества, ее подсистем и выявления логики и направления их развития в будущем. Прогнозирование возможного будущего обеспечивает целевое развитие социальных систем.

Как мы уже отмечали, история социологической мысли насчитывает в своем развитом виде менее двух веков. Однако, даже эта короткая история показывает путь общества от незнания к знанию своей собственной природы. Причем этот путь вбирает в себя плюрализм развития социологической мысли.

Историю развития социологической науки в ее кратком изложении можно представить в виде двух этапов: 1 — социология ХIХ в. и 2 — социология ХХ в.

Не касаясь предистории, можно отметить, что в ХIХ веке социология развивается в трех направлениях: классическом, неклассическом и смешанном.

Не вдаваясь в подробный анализ их работ, отметим основные идеи классической социологии.

О. Конт и его последователи считали, что общество подчиняется тем же законам, что и природа, никаких особых закономерностей в обществе не существует.

Более того, общество развивается эволюционно и прогрессивно. Всякая революция есть аномалия. Задача социологии — установить солидарность и согласие в обществе.

Обобщая высказанные Контом и Спенсером идеи, Э. Дюркгейм сформулировал основные принципы социологии.

1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности.

2. Социология должна строиться по образу позитивных (естественных) наук.

3. Методы социального исследования должны быть такими же точными и строгими.

4. Важнейшим критерием научности является объективность знаний без каких-либо элементов субъективности, что достигается за счет опоры на факты. Всякое социальное явление, социальное действие может рассматриваться как объективное, а, следовательно, может быть исследовано с помощью объективных методов естественных наук.

Наблюдая за поведением людей, социолог должен объяснить его на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Из этого делается вывод, что есть различие между социальной теорией и самой действительностью. Поэтому научная теория не может претендовать на большее, чем выяснение причин совершившихся событий. И здесь большое значение имеет знание общечеловеческих ценностей, поскольку они задают направленность человеческому мышлению. Человеческие ценности, считает М. Вебер, объективны, поэтому социолог на их базе может создать некоторые социальные схемы объяснения бытия, с которыми можно сравнивать историческую реальность.

Их принципы сводятся к следующему:

1. Признание закономерности общественного развития.

2. Развитие общества связывается с принципом детерминизма.

3. Признание поступательного и прогрессивного развития общества.

4. Признание своеобразия законов развития общества, которые определяются диалектикой объективных законов и сознательной деятельности людей.

Стремление соединить объективность законов с сознательной деятельностью людей и делает эту социологию своеобразной. Поэтому некоторые социологи называют этот тип социологии смешанным.

Развитие социологии ХХ века во многом опирается на принципы, разработанные Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Здесь присутствует множество школ и направлений, причем многие теории рассматриваются как равноценные, имеющие право на существование.

Большинство социологических теорий можно разделить на два типа: макросоциологические и микросоциологические.

Макросоциологические теории исходят из того, что только поняв общество в целом, механизмы и факторы его функционирования, можно понять и личность. Среди ведущих макросоциологических доктрин можно отметить функционализм (Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) и теорию конфликтов (Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер).

Микросоциологические теории исходят из анализа межличностных взаимодействий и от них идут к объяснению жизни общества. Широкое распространение получили здесь теории обмена, символического интеракционизма и др. Они отстаивают положение о том, что основой социальной жизни является повседневная интеракция (взаимодействие) (Г. Мид и др.).

Основные идеи этих теорий мы будем рассматривать в последующих лекциях.

Пытаясь дать целостное описание социальной жизни, эти теории стремятся осмыслить роль различных факторов и получить эмпирические данные для обоснования своих идей. Так возникают теории малых групп, социальных ролей, социальной стратификации и социальной мобильности. И особенно широкое развитие получила индустриальная социология.

1. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. — Ростов-на-Дону. 1996.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1994.

3. Радугин А.А. Социология. — М., 1966.

4. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. — Екатеринбург. 1998.

5. Волков Ю.Г. и др. Социология. — Ростов-на-Дону. 1999.

1. Объект и предмет социологии.

2. Социально-экономические предпосылки возникновения социологии.

3. Научно-теоретические предпосылки появления социологии как науки.

4. Что общего между социологией и философией.

5. Отличие социологии от философии.

6. Отличие социологии от других социальных наук.

7. Назовите уровни социологического знания.

8. Какую роль играет теория в системе социологического знания.

9. Роль эмпирии в социологическом знании.

10. Какие функции выполняет уровень общесоциологических теорий.

11. Что познают теории среднего уровня.

12. Что собой представляет уровень конкретно-социологических исследований.

13. Можно ли утверждать, что социологические теории формируются на основе социальных фактов.

14. Что такое социальный факт. Кто ввел в социологию это понятие и с какой целью.

15. Назовите основные функции социологии.

16. Суть классической социологии.

17. Отличие классической социологии от неклассической.

18. Основные черты «смешанной» социологии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также


Основы социологии и политологии

Николай Михайлович Демидов, 2015


Социология и политология

О. И. Уланова, 2010


Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1

Группа авторов, 2005


П. С. Позубенков, 2013


Социология. Краткий курc

Коллектив авторов, 2014


Политология и социология

О. И. Уланова, 2013


Е. М. Бабосов, 2014


Г. Н. Соколова, 2013


Инновационные социальные технологии

Анна Кошелева, 2013


Особенности культуры радикальных трансформаций в эпоху социальных транзитивов

Читайте также: