В соседнем доме окна желты разбор

Обновлено: 24.04.2024

Сын Родины. Глашатай революции. Февраль. Радость и волнение. Город. Люди. «Фабрика». Александр Блок. Великая сила существительных. Александр Александрович Блок – яркий поэт Серебряного века, известный каждому особенной, авторской любовью к Родине. Гражданская лирика была, есть и будет отдельным особняком в творчестве любого скульптора слова, а если речь идет о бунте, переменах, предчувствии чего-то нового и долгожданном прозрении народа, мастер Ренессанса своего времени чувствует себя как никогда нужным и вдохновленным.

История создания

«Распутья» — последний цикл первого тома лирики А. Блока. Его основные темы: нежелание мира понять поэта и маленького человека и истинный смысл бытия в целом. С помощью «Распутий» автор показывает читателю спектр остросоциальных проблем со всеми его мрачными оттенками.

Стихотворение «Фабрика» (точная дата написания – 24 ноября 1903 года, опубликовано в 1904) стало олицетворением общественной правды под царской властью. В России – первые революционные ветры, на душе у Александра – «радостное волнение» пред грядущими событиями. «Фабрика» — творческий катарсис поэта, переход от романтики к злобе дня.

Жанр, направление и размер

Общепризнанным является определение произведения как образец философской лирики. Нет весомых причин приписывать его к гражданской: взгляды Блока не сформированы окончательно, до революции 1905 года еще целых 24 месяца. Однако, на мой взгляд, эти два жанра не могут существовать отдельно друг от друга, ведь судьба народа и государства всегда зависит от философов. Серебряный век знаменит культурными деятелями, параллельно интересующимися общественной жизнью.

Будто утомленные рабочие идут на ненавистную работу, ритмом марша читаются строки стихотворения. Такое настроение создает размер – четырехстопный ямб.

Образы и символы

Абстрактность – основа «Фабрики». Автор не использует конкретные образы. На мой взгляд, иронично показана забавная традиция вешать на стену портрет политических лидеров. Власть — причина беспорядка. Черный – цвет тайны, тьмы.

А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то.

  • Тот, кто следит за жертвами рабочего класса. Тот, чье имя нам не известно. Тот, кто не один в своем роде. Тот, кто вызывает у лирического героя ненависть и разочарование. Это представитель действующей власти, который, купаясь в роскоши, следит за нищетой и угнетением своих рабов, на которых держится его благополучие.
  • Лирический герой абстрагируется от происходящего. Есть капиталисты, есть рабочие, а есть он. Отдельная фигура, смотрящая на всех со «своей вершины».
  • Образ желтых окон. Цвет тепла и уюта в контексте стихотворения превращается в меланхоличное бюрократическое пятно. Желтые окна – символ тогдашних офисов. Очевидно, там сидят тучные бухгалтеры, начальники, бесхребетные и недалекие секретари – все те, кто по сей день нагло обманывают простых людей, «смеются, провожая нищих».
  • Образ рабочих — самый мрачный в стихотворении. Народ гнет «измученные спины», идет на работу как скот на бойню. Настроение этой изможденной толпы — предначертание неминуемого социального взрыва.

Темы и проблемы

Социальная стратификация и губительное влияние власти, народная «слепота» и апатия, желание что-то изменить и одновременная неизбежность. Эти темы и проблемы поднимает А. А. Блок в произведении.

  1. Жизнь рабочего класса — основная тема стихотворения. Поэт в присущей ему символистской манере описывает тяжелую службу рабочих, которые наваливают на измученные спины кули и разбредаются по территории фабрики. Они обречены на нездоровье и раннюю смерть, их условия жизни и труда не идут ни в какое сравнение с тем, как живут те, за желтыми окнами. Начальство никогда не унизится до подобной работы, никогда не спустится из своей башни из слоновой кости. Оно наблюдает свысока.
  2. Социальная несправедливость — основная проблема стихотворения. Автор сталкивает два мира: люди перед глухо запертыми воротами и господа за желтыми окнами. Им не суждено смешаться при существующем укладе, они идут параллельно и не пересекаются. Одни вверху, другие внизу, и так с рождения до самой смерти. Каждый человек является заложником своей касты и не может покинуть ее, как бы ни старался. Даже тяжелый труд не является условием карьерного роста. Только происхождение поможет занять место за желтым окном.

Основная идея

«Фабрика» — пролог новой главы в истории России. Проникновенными строками автор боролся за справедливость, равенство, торжество гуманизма. Страшно осознавать, но хочется верить, что это одновременно и эпилог, ведь описываемые события, образы существуют сегодня. Они продолжат иметь место в государстве, пока народ спит духом и довольствуется тем, что ему дают. Это и есть главная мысль стихотворения «Фабрика».

Борьба! Борьба за свободу, права и человечество. Вот к чему призывает читателя автор строками в готическом стиле. Описывая четкое разделение между холопами и господами, трудом и праздностью, свободой и рабством, он с горькой усмешкой показывает, что сильные мира сего плевать хотели на нищих. Тогда какой же смысл проливать пот и кровь, надрывать спину ради их выгоды?

Средства художественной выразительности

Когда описываешь жизнь простого народа, не нужно эпитетов в стиле Барокко и нарочито торжественных метафор. Прямолинейные высказывания не отвлекают от истины и не создают ложных представлений.

Метафора «черный кто-то» олицетворяет надзирателя. Несколько эпитетов (задумчивые болты, медный голос, измученные спины) помогают художнику нарисовать происходящее и передать атмосферу в нужных оттенках.

Также автор для концентрации читательского внимания использует лексические повторы: «по вечерам — по вечерам»; «а на стене — а на стене».

Автор: Екатерина Вострикова

Анализ рассказа «Теплый хлеб» (К. Г. Паустовский)

Автор: Самый Зелёный · Published 10.06.2020

Анализ стихотворения «Ночь» (Б. Л. Пастернак)

Автор: Самый Зелёный · Published 15.08.2020

Анализ стихотворения «Россия» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Published 26.06.2020

комментария 2

Все очень поверхностно, много «ляпов». И общее для молодого поколения отсутствие знаний по истории: в 1903 году, пишет автор, осталось 2 ГОДА ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Но ведь она произошла в 1917 году.

Спасибо, опечатка исправлена! Но мы были бы еще больше благодарны Вам, если бы Вы пояснили, о каком «множестве ляпов» идет речь? А то как-то странно получается: Вы говорите обо всем, а пример приводите только один. Как будто утрирование определяет не только «общее для молодого поколения отсутствие знаний по истории» (Вы проводили Всероссийский опрос и просто так перечеркнули работу всех учителей по истории в стране?), но и оценку всего содержимого анализа в целом. Мы сотрудничаем со многими педагогами, но такую резкую оценку слышим нечасто)

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Анализ стихотворения «Фабрика» Блока

В стихотворении “Фабрика” отражены страдания простого народа во время перехода к капитализму. Произведение, хоть и написанное в ранний период, наполнено важными уже для позднего периода творчества Блока мотивами. Понять их поможет краткий анализ “Фабрика” по плану, который может использоваться для подготовки к уроку литературы в 11 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фабрика.

История создания – стихотворение написано в 1903 году, известен даже точный день – 24 ноября. Позже оно вошло в цикл “Распутья”.

Тема стихотворения – город и жизнь в нём простых людей.

Композиция – одночастная.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты – “задумчивые болты”, “измученные спины”, “медный голос”.

История создания

Блок написал “Фабрику” в 1903 году, 24 ноября. Для понимания её смысла очень важно осознавать, что тот период был переломным для России: очень многие люди, в том числе интеллигенция, осознавали несостоятельность существующего строя. Тогда ещё не было до конца понятно, какие перемены ждут общество, но большинство уже осознавало их необходимость.

Эти проблемы волновали и Александра Александровича, который обратился к ним ещё в раннем творчестве. “Фабрика” считается первым его произведением, которое наполнено предчувствием революции. Впоследствии оно вошло в сборник под названием “Распутья”. Молодой поэт был пленён революционными идеями и быстро стал одним из тех, кто выступает за социальную справедливость.

Своё стихотворение автор посвящает простой на первый взгляд теме, рассказывая о жизни обычных рабочих в городских условиях. Но в данном случае важна не столько тема, сколько идея: Блок показывает расслоение общества, которое в конечном итоге приведёт к бунту, показывает жизнь низших слоев, которые своей работой обеспечивают хорошую жизнь высшему классу.

Именно с “Фабрики” начинается переход поэта от романтических произведений к бытовым, революционным. В ней уже видно, как именно он относится к классовому неравенству. В произведении ощущаются первые ростки восторга, с которым он примет революционные идеи.

Композиция

Композиционно это стихотворение достаточно несложно. Автор показывает отдельные картины быта рабочих, которые появляются перед взором читателя.

Он показывает жизнь, которую ведут простые люди: они ещё затемно бредут к воротам фабрики, которая призывает их звуком колокола, их пересчитывает некая безликая фигура и всё, что происходит вокруг, не способствует выражению свободной воли, оно буквально сгибает и без того измученные спины рабочих.

Лирический герой наблюдает эту картину, но не отстраненно, а с глубоким сочувствием к тем нищим, над которыми смеются довольные богачи.

Написано стихотворение чётким четырёхстопным ямбом.

Жанр этого произведения определяется как лирическое стихотворение: в нём отражены мысли, чувства и переживания лирического героя. Оно является предвестником столь характерного для Александра Александровича переживания революции.

Средства выразительности

Чтобы не отвлекать читателя от богатства символики, Блок использует всего несколько тропов, это – эпитеты: “в жёлтых окнах” , “ измученные спины”, “медный голос” , метафоры: “скрипят задумчивые болты” , “ глухо заперты ворота”, “навалят на спины кули” .

Этих средств выразительности достаточно для того, чтобы показать печальное и негативное отношение лирического героя к созерцаемой им картине. Лексические повторы (“по вечерам – по вечерам”, “а на стене – а на стене”) помогают передать трагизм ситуации.


В соседнем доме окна жолты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Полезные ссылки

А вы хорошо знаете это стихотворение?

В каком году А. А. Блок написал стихотворение «Фабрика»?

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.




Читать стих «Фабрика» Блока Александра Александровича стоит детям в классе на уроке литературы для того, чтобы они поняли, как тяжело жили в XX веке простые люди. В произведение наглядно видно, что высшие слои населения издевались над рабочими. Они заставляли их делать большую и трудную работу, но при этом платили за нее сущие копейки. Они унижали народ, они смеялись над их безграмотностью и необразованностью. Они радовались, что их легко и просто можно было провести. Александр Александрович обо всем этом пишет со стороны наблюдателя. Ему было жалко крестьян и простых рабочих, но на тот момент он не мог ничего сделать. Он понимал, что народные массы еще не готовы к восстанию, но что все же оно произойдет. В то время поэт был еще совсем юным, ему было всего 23 года. Он слепо верил, что революция принесет несомненную пользу для России, что после смены политического режима жизнь в России изменится в лучшую сторону. Только после революции он поймет, как сильно он ошибался. И вместо радости по поводу свершившегося переворота, он начнет испытывать грусть и отвращение.

Текст стихотворения Блока «Фабрика» был написан в 1903 году. Он вошел в поэтический цикл «Распутье». В нем он повествует о том, как рабочие каждый день подходят к воротам фабрики для того, чтобы получить задание. Они вынуждены выполнять непосильную работу, чтобы прокормить свою семью. Работодатели дают им задания, а затем радуются, что им в очередной раз удалось рабочих обмануть. В стихе автор часто использует два цвета: желтый и черный. Он противопоставляет их друг другу. Так, первый обозначает довольство богатых людей, а второй – мрачность жизни простых.

На нашем сайте стих можно прочитать полностью в режиме «онлайн». Если же было задано учить его на дом, то можно будет скачать его на компьютер или телефон.

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Прочти, может поможет!

В стихотворении Блока «Фабрика» нет описания каких-либо особенных событий. Перед нами обычная, Повседневная картина: рабочие идут на фабрику. Ученикам нетрудно будет сказать, что ожидает рабочих, и чему призывает их гудок. У рабочих измученные спины, они названы нищими, их провели, обманули. Кто же обманывает рабочих, что мы можем узнать из стихотворения об их угнетателях? «В желтых окнах кто-то смеется» . Кто засмеется-не сказано, здесь неопределенно-личное предложение. «Недвижный кто-то, КТО-ТО людей считает в тишине» - опять неопределенное местоимение. Блок и не старается показывать виновников людского горя. Из стихотворения ясно лишь то, что существует какая-то сила, приносящая людям страдания.

Почему сказано «черный кто-то людей считает в тишине» ? Дело не только в том, что действие происходит «по вечерам» , в темноте, и черной кажется, фигура того, кто пропускает, «считает» входящих на фабрику людей. Вместе с этим эпитет «черный» вызывает представление о мрачной, темной, зловещей силе. В рукописном варианте стихотворения «Фабрика» написано: «скрипят чернеющие болты» , а в окончательном тексте - «задумчивые болты» . Чем вызвана такая замена? В темноте не очень заметно, что болты чернеющие. Вероятно, Блок посчитал это определение неудачным и поэтому убрал его. Появившийся вместо этого эпитет «задумчивые» (болты) создает у читателя какое-то неопределенное настроение, вызывает ощущение смутных, таинственных предчувствий. Все это характерно для символистской поэзии, признаки которой налицо в ранней лирике Блока. Мрачному настроению соответствует также эпитет «глухо» («И глухо заперты ворота») . В контексте стихотворения «глухо» обозначает плотно, крепко, без просветов. Однако слово «глухо» имеет несколько значений и поэтому вызывает у читателей дополнительные ассоциации. Ученики могут сказать, что «глухо» , «глухой» употребляется также в значении безлюдный, пустынный, неотзывчивый, затаенный, застойный, безмолвный (ср. : «глухая тишина») . У читаи чей стихотворения «Фабрика» эпитет «глухо» вызывает МЫСЛИ о беспросветной, застойной, безмолвной жизни рабочих. В безмолвной, глухой тишине ясно слышно, «скрипят задумчивые болты» . Так сознание читателя подготавливается к восприятию той зловещей тишины.

Хотя поэт и не разглядел лиц рабочих, их внутреннего мира, очень важно то, что он обратил внимание на страдания трудового народа. Мысль об этом не давала ему покоя. Это было одной из существенных причин расхождения Блока с мистиками и символистами. «Мистики и символисты… - замечал Блок в записной Книжке, - плюют на «проклятые вопросы» , к сожалению. Им нипочем, что столько нищих, что земля кругла. Они под крылышком собственного «я» . В одной из своих статей Блок утверждал, что писателя должен Учить вопрос: «как быть с рабочим и мужиком».

"Нищим народом" называет А. Блок рабочих. Если рабочий в царской России имел хоть-какие-то права, то нищий человек их не имел вовсе, поэтому обмануть и унизить его можно было, как угодно.

Полный анализ стихотворения

Полный анализ стихотворения «Фабрика», которое написал А.А. Блок, показывает, что это произведение отличается от его раннего творчества. В нём явно прослеживаются мотивы, которые характерны для его позднего творчества.

История создания

Написано стихотворение 24 ноября 1903 года, оно вошло в заключительный цикл лирики. Основными темами данного цикла были социальные проблемы, которые были очень важны для автора. Блок отличался от многих своей безумной любовью к Родине. Это хорошо прослеживается во всей гражданской лирике поэта. Острое непонимание поэта обществом граничит с философским размышлением на тему бытия.

«Фабрика» стала достаточно памятным стихотворением. Александр испытывал достаточно приподнятые и радостные чувства, в предвкушении грядущих перемен. Данное стихотворение послужило переходом поэта от романтических веяний к суровым реальностям.

Александр Блок был патриотом. Данное время для России стало переломным и далеко не самым простым, поэтому и его творчество подверглось переменам. Люди ещё не могли точно знать, что именно ждет Россию и ждут ли их перемены к лучшему. Но практически все осознавали, что менять существующий строй остро необходимо.

Приступая к написанию «Фабрики», Блок предчувствовал революцию. В дальнейшем Александр Блок будет всеми путями добиваться социальной справедливости и полностью разделять идеи революции.

Тема

Тема в стихотворении поднимается очень актуальная на то время. Здесь показано неравенство слоёв населения, из-за которого в дальнейшем и произошел бунт. На примере жизни самых низов населения, благодаря которым вышестоящий класс живет очень хорошо, Блок показывает свое отношение к такому вот классовому разделению.

Так же поднимается не менее актуальная тема – это человеческая апатия. Когда люди жаждут перемен, но ничего для этого не готовы делать.

Основная проблема, поднятая в данном стихотворении, это жизнь обычных рабочих.

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

В этих строках явно прослеживается то, что обычный рабочий народ обречен на тяжелый ежедневный труд. Постоянное чувство усталости и изнеможения, ранняя смерть от элементарной выработки – это далеко не весь список всех «прелестей» рабочего народа. Так же автор показывает параллельно жизнь людей «за желтыми окнами», которые никогда не опустятся до того, чтобы наваливать куль на свои плечи.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Именно на сравнении этих двух классов людей и прослеживается жесткое деление. Так же автор пытается показать, что тяжелый труд не дает на самом деле никаких гарантий карьерного роста. Это две абсолютно разные касты людей, которые существуют в «разных мирах».

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам — по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

Как две параллельные линии, которые никогда не пересекаются. Человек за желтым окном никогда не окажется за забором в толпе рабочих. Точно так же и рабочий человек, который работает всю жизнь не покладая рук, никогда не окажется за желтым окном.

Композиция

Композиция данного произведения достаточно проста. Здесь автор показывает нам два мира, которые существуют параллельно.

Мир рабочего класса, которые трудится без отдыха на благо богачам. И мир тех самых богачей, живущих за желтыми окнами. Они со смехом и глумлением наблюдают за рабочим классом. Ни капли сочувствия или уважения нет в них.

Лирический герой сопереживает рабочему классу, тем бедным людям, которые вынуждены выполнять тяжелый труд на благо довольных богачей.

Это произведение можно отнести по жанру к философской лирике. Хотя в стихотворении встречаются элементы гражданской лирики, но взгляды автора еще к тому моменту были не до конца сформированы.

Для написания автор воспользовался четырехстопным ямбом, который сам по себе задает ритм марша. Этим Блок еще раз доносит до нас настроение нищих.

Серебряный век вообще отличается тем, что его авторы – творческие люди, деятели культуры, параллельно были активными общественными деятелями. Мимо них не проходили государственные проблемы. Они всегда принимали очень активное участие в жизни и проблемах государства.

Средства выразительности

В этом стихотворении Блок практически не прибегает к использованию средств выразительности. Несколько эпитетов были им взяты для того, чтобы подчеркнуть тяжесть того бремени, которое несут на себе нищие. Так же с помощью них он передает отношение лирического героя ко всему происходящему, поскольку в этом произведении он выступает в роли обычного наблюдателя.

Практически отсутствуют в тексте и метафоры, в них нет необходимости. Автор не хочет отвлекать читателя от созерцаемой картины красивыми словарными оборотами.

Основная мысль произведения

Основная мысль данного произведения актуальна и по сей день. Борьба за справедливость и равенство – это то, чего автор хочет добиться от народа. Но пока «нищие» будут покорно гнуть спину перед богатым классом, и зарабатывать им на сытую жизнь, до тех пор наш мир и будет делиться на бедных и богатых.

Автор пытается донести до читателя ту несправедливость и несовершенность нашего мира, что богатым стать нельзя. Им можно только родиться. А бедному рабочему человеку так и суждено умереть ни с чем. Богатая каста передается по наследству, поэтому обычному человеку попасть в мир «желтых окон» не представляется возможным. Это и является главной мыслью стихотворения «Фабрика».

Автор призывает бороться с теми, кто плевать хотел на проблемы низшего класса. Полное безразличие и насмешки – вот что видит рабочий народ от богачей. Так может быть хватит гнуть спины и обеспечивать комфортную жизнь господам? Чем они больше заслуживают такую жизнь? Может, стоит и им взвалить мешки на спины и поработать?

Александр Блок полон революционных идей, к которым он призывает людей. Он хочет, чтобы люди начали себя ценить и уважать. Перестали обеспечивать кому-то комфортное существование ценой своей жизни и здоровья.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Читайте также: