В рамках материалистического понимания общества фундаментом всей общественной системы являются

Обновлено: 17.05.2024

1.Представление Платона о природе государства состоит в том, что оно:

результат общественного договора между людьми, гарантия их безопасности

осуществляет отеческую опеку над человеком и управляет им, человек починяет свои интересы государственным

«град божий», противостоящий «граду небесному»

2. Становление новых воззрений на роль государства в философии XVII в. связано с именами:

3. Философия эпохи Возрождения рассматривает человека как:

творца, художника

созданное Богом существо

4. Философы эпохи Просвещения трактуют социальные процессы с позиции:

5. С позиции материалистической модели общества основа общественного бытия – это:

материальные отношения

6. Суждение материалиста Л. Фейербаха «Природы человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии…» характерно для следующей модели общества:

идеалистической

7. Сущность геополитики как социально-философской доктрины состоит в том, что:

географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества

законы развития общества отличны от законов природы

политика государства определяется географическими факторами

природная среда – необходимое условие существования людей

8. Особенность натуралистического подхода к обществу состоит в том, что:

природная среда – необходимое условие существования людей

географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества

географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль

законы развития общества отличны от законов природы

9. Сущность волюнтаризма состоит в том, что:

народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами общества

ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа

история есть результат деятельности мирового разума

выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами

10. Для идеалистической модели общества характерно суждение, что выдающаяся личность:

не играет никакой роли в истории

играет определяющую роль в обществе

может оказать существенное влияние на исторический процесс при определенных условиях

11. Наиболее полно понятие «цивилизация» можно определить, как:

совокупность людей, объединенных единством религии

этап истории, следующий за периодом дикости и варварства

мировое сообщество государств и народов

меру развития материальной культуры общества

целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах

12. Признаки, характерные для антропогенной цивилизации:

общность человека и природы

личные интересы преобладают над общественными

доминируют информационные технологии

человек занимает центральное место

13. Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как:

общность человека и природы

человек не существует как индивидуум

личные интересы преобладают над общественными

14. Цивилизационный подход к анализу общества разработан:

Н. Данилевским

15. Сущность цивилизации состоит в том, что цивилизация – это:

ступень развития общества, следующая за периодом дикости и варварства

этап истории человечества, фундаментом которого является культура

стадия деградации, упадка культур

мера развития материальной культуры общества

16. Преобладание личных интересов над общественными, характерно для следующей цивилизации:

техногенной

17. Для материалистической модели общества характерны утверждения о том, что:

социальные законы имеют вероятностный характер

в природе действуют бессознательные, слепые силы

общественные законы реализуются через сознательную деятельность людей

законы природы имеют вероятностный характер

18. Важнейшие содержательные характеристики формационного подхода к обществу - это:

обоснование его системного характера

утверждение линейного характера социального развития

признание закономерности и единства истории

утверждение экономической детерминированности

признание вероятностного характера общественного развития

19. Цивилизационный подход к изучению исторического процесса раскрывают такие понятия, как:

социокультурная общность

20. Сущность фатализма раскрывает суждение о том, что:

исторический процесс совершается закономерно

общественная жизнь не имеет объективных законов

ход истории заранее предопределен и неизбежен

научное предвидение исторических событий невозможно

21. Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что:

история есть результат деятельности мирового разума

жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов

общество – продукт взаимодействия различных равновесных факторов

основой общества является развитие науки и техники

22. Для социально-материалистической модели характерно утверждение о том, что:

выдающаяся личность не играет никакой роли в истории

выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе

все социальные группы, слои, общности, индивиды являются движущими силами развития общества

23. Социальные законы с точки зрения материалистической модели являются:

статистическими

24. Под обществом в философии понимают:

совокупность биологических существ, организованных с целью выживания:

продукт взаимодействия людей

этап человеческой истории

конкретное общество как самостоятельный субъект истории (китайское, российское и т.д.)

25. Важнейшей составной частью материалистического понимания истории является:

идея исторического круговорота

теория общественно-экономических формаций

26. Сущность материалистического подхода к объяснению исторического прогресса раскрывает суждение:

общественное сознание определяет общественное бытие

основа всех социальных изменений – мировая воля

общественное бытие определяет общественное сознание

определяющий фактор общественных изменений – природная среда

27. Разработка формационного анализа общества принадлежит:

28. К общественному сознанию не относятся:

экономические отношения

географическая среда

29. Для идеалистической модели характерно:

признание законов развития общества

понимание сознания как конечной причины исторических событий

отрицание детерминирующего фактора развития общества

утверждение, что в обществе законы реализуются через сознательную деятельность людей

30. Сущность материалистического понимания общества выражает суждение:

природная среда определяет характер и психику людей, политический строй, культуру общества

общественное бытие определяет общественное сознание

движущие силы общества – духовное меньшинство, «элита» общества

общество – регулятор действия различных социальных явлений

31. «Объективная социальная реальность, реальный прогресс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благ – это определение:

общественного бытия

32. Абсолютизация роли природной среды в развитии общества характерна для модели:

натуралистической

33. «исторический тип общества, представляющий систему общественных отношений, функционирующую и развивающуюся на основе материального производства» - это определение:

общественно-экономической формации

34. Совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, настроений – это определение

общественного сознания

35. Возможности народа в социальной деятельности:

36. Понимание цивилизации как стадии деградации культуры, ее заката характерно для:

О Шпенглера

37. Рассмотрение цивилизации как синонима культуры общества характерно для:

38. Представители социально-материалистической модели:

39. Представители идеалистического взгляда на общество:

40. Представители натуралистической модели общества:

Ш. Монтескье

41. Представитель факторной (плюралистической) модели общества:

42. К факторной (плюралистической) модели общества НЕ относятся:

43. «Целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах» - это определение:

цивилизации

44. Сущность идеалистической модели общества раскрывает суждение

природная среда – необходимое условие существования людей

общественное сознание – определяющий фактор развития общества

законы развития общества отличны от законов природы

общество – продукт взаимодействия различных социальных факторов.

45. Общество является предметом исследования общественной науки:

социальной философии

46. Сторонники «географического детерминизма» особенности исторического процесса связывали с :

климатом страны

составом почвы и территорий

47. Учение Вернадского об обществе основано на идее:

48. Процесс развития общества в марксизме представлен в виде:

49. Концепцию «конца истории» в современной футурологии выдвинул:

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Крупнейшим социологом Х1Х в. является Карл Маркс (1818 – 1883). Вместе с Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) он разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Такое понимание истории исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне.

Марксистская теория общества признает воздействие на его развитие многих факторов. Производственные отношения – это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результаты – государственный строй и т.п., формы права, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения. При этом анализ производственных отношений позволил Марксу выявить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации.

Общественная формация – это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно – историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма.

На основе выработанного ими подхода К.Маркс и Ф.Энгельс исследовали историю становления и развития основных общественных формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической. Ими также были изучены классы и социальные группы современного им общества – пролетариат, буржуазия, крестьянство – и выявлены важнейшие особенности их социального положения и интересов.

Социология Г. Зиммеля

Особый интерес представляют взгляды немецкого социолога Георга Зиммеля (1858 – 1918). Социология, считал Зиммель, должна создаваться не традиционным путем – путем выбора не «занятого» другими социальными науками предмета, а как метод науки, не обладающей своим собственным содержанием. Согласно Зиммелю, в основе всех «формы» общественной жизни образуются в результате общения между людьми. Поэтому цель социологического метода – выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм «социации», или общения, за которым должны последовать их систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом развитии.

Французская социологическая школа

Классиком «социологической школы», завоевавшей прочные позиции во французском обществоведении, является Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917). Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых образует общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и существующий независимо от него. Так, при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Ее задача – не только исследование социальных фактов. Социология вооружает все другие общественные науки методом и теорией.

При разделении труда в современном обществе Дюркгейм подчеркивал и выделял аспект солидарности. Разделение труда, согласно Дюркгейму, - это тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, коллективного религиозного сознания, создает групповую солидарность, компенсирующую все недостатки, связанные с узкой специализацией.

«Идеальный тип» М. Вебера

Один из самых влиятельных теоретиков социологии – Макс Вебер (1864 – 1920). Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической смелости.




Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» представляет собой искусственное, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально – типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению, и т.п.). Идеальный тип создается индуктивным путем на основе обобщения реальных исторических фактов, а не формируется абстрактно. Он не должен иметь ни слишком общего (например, история религии в целом), ни слишком частного (индивидуальный религиозный опыт) характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен (в религии это отдельное направление: кальвинизм, методизм, баптизм). Это – преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феномену.

Основа социологической теории Вебера – это концепция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. По его мнению, действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.

В трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократизации («рационализации») общества. Важная категория, введенная Вебером в научную терминологию – «рациональность», которая понимается им как процесс подчинения всех сфер и проявлений общественной жизни требованиям разума.

Одной из наиболее влиятельных философских систем XX века был марксизм. В Советском Союзе, странах восточной Европы, Азии, Америки философия марксизма была официальной философской доктриной, определяя мировоззрение огромного количества людей. В социалистических странах она выполняла функцию государственной идеологии.

Анализ философии марксизма следует начать с того, что марксизм и философия марксизма не совпадают по объему. Марксизм как идеологическая доктрина состоит их трех составных частей: социально-политическая часть (научный социализм, коммунизм), экономическая часть (политэкономия) и собственно философия. Теоретики марксизма четко определяли теоретических предшественников каждой составляющей марксизма. Теоретическими предшественниками социально-политической доктрины определялись представителем французского утопического социализма в лице Сен-Симона (1760-1825 гг.) и Фурье (1772 – 1837гг.).

В заслугу им ставилась идея перехода от капиталистического общества к обществу без частной собственности. Теоретическими предшественниками экономической теории марксизма считались английские экономисты А. Смит и Д. Риккардо, создавшие трудовую теорию. И, наконец, теоретическими источниками философии марксизма была немецкая классическая философия в лице Г. Гегеля (диалектика) и Л. Фейербаха (материализм).

Основные идеи философии марксизма следующие:

1. Философия марксизма есть диалектический материализм, т.е. единение диалектики и материализма.

2. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию человеческого мозга.

3. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие как результат действующих в ней самой внутренних противоречий.

4. Сущностью революционного переворота, совершенного К. Марксом и Ф. Энгельсом в философии считается распространение материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики. Сторонники марксизма считают, что любой материализм до К. Маркса не мог дать материалистического объяснения общественной жизни, то есть был идеализмом в понимании общества;

5. Философы-марксисты считают, что как бы не были многообразны философские учения, все они явно или неявно, имеют в качестве своего основного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи (основной вопрос философии).

6. Материя – это основная категория философии. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы ее существования, как движение, пространство и время. Движение – это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

7. Практика – основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, критерий истинности результатов процесса познания. В противоположность агностицизму диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем, человеческое познание все более глубоко проникает в законы бытия.

8. В мире действуют всеобщие законы бытия, то есть законы диалектики. Таковыми считаются: а) Закон перехода количественных изменений в качественные; б) Закон единства и борьбы противоположностей; в) Закон отрицания отрицания.

9. Составной частью философии марксизма является исторический материализм как философская концепция исторического процесса. Исторический материализм является конкретизацией принципов диалектического материализма. Мировая история представляется как смена эпох под влиянием противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Определенная фаза единства производительных сил и производственных отношений получила название «способ производства». Прогресс общества понимается как переход от одного способа производства к другому, более совершенному и экономически более эффективному. Общество, взятое в своем единстве (способ производства плюс политическая надстройка) получило в марксизме название «Общественно-экономическая формация».




На базе выработанной философской методологии самодвижения общества была выработана политическая цель - уничтожение капиталистического общества и переход к следующей фазе общественного развития – коммунизму. Этот переход К. Маркс считал не насилием над историей, а наоборот – совершенно естественным процессом, что вполне укладывалось в его концепцию истории как естественно-исторического процесса. Капитализм погибнет, когда перестанет быть эффективной частная собственность, лежащая в основе капиталистического производства. При этом у К. Маркса речь не идет о дележе частной собственности, как это было у некоторых представителей утопического социализма. Речь идет об уничтожении частной собственности вообще как общественного явления. При этом справедливости ради следует заметить, что К. Маркс ни в одной из своих работ не говорит о сроках перехода общества от капитализма к коммунизму, а лишь показывает логику этого перехода.

Философия К. Маркса, как и все его социально-политическое учение, оценивается по-разному. Например, К. Поппер, автор работы «Открытое общество и его враги» дает следующий комментарий: «Чтобы справедливо судить о марксизме, следует признать его искренность. Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой и особенно морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных в мире борцов против лицемерия и фарисейства». Но далее продолжает: «Несмотря на все его несомненные достоинства, я считаю Маркса ложным пророком. Он был пророком, указывающим направление движения истории, и его пророчества не сбылись».

Первой самостоятельной философской работой можно считать «Экономическо-философские рукописи 1844 года», написанные К. Марксом в 26-летнем возрасте. Анализируя положение рабочего в системе капиталистического производства, он вводит понятие «отчужденный труд», как наиболее точную характеристику положения рабочего в условиях тогдашнего капитализма. К. Маркс пишет: «Конечно, труд производит чудесные вещи для богачей, но он же производит отрицание рабочего. Он создает дворцы, но также и трущобы для рабочих.

Он творит красоту, но также и уродует рабочего». И далее: «Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут как от чумы». И завершает анализ отчужденного труда следующим образом: «В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций - при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще, расположась у себя в жилище, украшать себя и т.д. – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным.

В теории К. Маркса рабочий класс (пролетариат) становится не только главной жертвой капиталистических общественных отношении, но и главным действующим субъектом при освобождении общества от капиталистического гнета. Его борьба должна завершиться установлением диктатуры пролетариата, которая уничтожит частную собственность и капиталистическую эксплуатацию.

Если отвлечься от таких сторон теоретической деятельности Маркса и Энгельса, как экономических, исторических, политических и пр. и вести речь только о философском наследии, то можно вполне обоснованно сказать, что центральной темой марксизма стала идея материалистического понимания истории. Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих." И еще ярче: "Люди - и авторы, и актеры собственной драмы". Концептуальное изложение своих взглядов Маркс дал в 1859 г. в предисловии к "Критике политической экономики", введя целый ряд философско-социологических понятий ("производительные силы", "производственные отношения", "базис", "надстройка", "социальная революция"), резюмируя сделанное им открытие так: "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Хотя общество и состоит из великого множества людей, у каждого из которых своя голова на плечах, свои цели, но действия миллиардов людей как бы уравновешивают друг друга. В целом развитие общества, по Марксу, - процесс естественно- исторический. "Общество не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отклонить последние декретами". Общественное производство есть как материальное производство, так и производство духовное (производство сознания). Первое из них является определяющим. Оно же обусловливает и образ жизни, и сущность людей той или иной исторической эпохи (общественно-экономической формации) как "совокупности всех общественных отношений".

Материализм Маркса отнюдь не подчиняет духовные ценности материальным (как это нередко приписывается). Духовная жизнь выше жизни материальной. Однако именно поэтому она требует для себя фундамента. На протяжении веков и тысячелетий на строительство такого фундамента уходило почти все время, все жизненные силы человечества. Духовное творчество было уделом немногих. Но когда сущностные производительные силы труда достигают гигантской мощи, материальное производство теряет свой самодовлеющий характер, оно как бы "спрятано" от глаз, чтобы освободить место, "на земле" для жизни подлинно человеческой. Гегель - Фейербах – Маркс - таков классический (рационалистический) вектор развития европейской философии XIX в.

В конце XIX – начале XX вв. марксизм проникает в Россию, где становится идеологией большевизма. Первым распространителем марксизма в России был Г.В. Плеханов, однако «монополией» на него в конечном итоге овладела партия большевиков во главе с В.И. Лениным (1870 – 1924 г.г.). Сами большевики определяли ленинизм как марксизм XX в., эпохи крушения империализма.

Философская составляющая советского марксизма представлена, прежде всего, главной философской работой В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», написанной в годы эмиграции после поражения первой русской революции 1905 – 1907 г.г. Внешней причиной написания работы стало развитие физики микромира. В.И. Ленин не был физиком, но в результате развития естествознания обострились мировоззренческие, философские проблемы. Выявленные в результате физических исследований новые свойства природы, повлекли, по мнению В.И. Ленина, неверные философские выводы. Так среди физиков появился лозунг «Материя исчезла», что вызвало негативную реакцию материалиста В.И. Ленина. Он настаивает на том, что не «материя исчезла», а исчез тот предел, до которого мы материю знали.

В этой же работе он дает свое определение материи, где связывает свойство «материальности» не с физическими свойствами объекта, а с объективностью его существования. Быть материальным – значит существовать независимо от нашего сознания. Главный предмет ленинской критики – не физические выводы, а выводы философские, которые делались сторонниками эмпириокритицизма. Из лозунга «материя исчезла» делался вывод о непознаваемости мира вообще и непознаваемости исторических закономерностей. А марксизм всегда настаивал на том, что исторические законы объективны и познаваемы. Идея коммунистической революции базируется на выявлении объективных законов мировой истории и их реализации на практике. Это не насилие над историей, а ее реализация.

Философское творчество В.И. Ленина завершается статьей «О значении воинствующего материализма», опубликованной в журнале «Под знаменем марксизма». Эта статья - его философское завещание. Одна из основных идей статьи – ведущая роль партии, пролетариата в борьбе против свергнутой, но удесятерившей свое сопротивлении. Применительно к области философии указанный принцип требует, по Ленину, союза марксистских философов с последовательными материалистами, не принадлежащими к партии коммунистов.

Ленин обращает внимание на те идеалистические выводы, которые делаются буржуазными учеными из новейших открытий в области естествознания. Для успешной борьбы с ними необходимо совместно с естествоиспытателями внимательно следить за вопросами, которые выдвигает новейшая революция в естествознании. Борьба В. Ленина против своих философских оппонентов завершилась в России в 1923 г. высылкой из страны ведущих ученых, которые не придерживались ленинских взглядов на философию на знаменитом «философском пароходе».

В социальной философии важнейшим был и остается вопрос о том, что лежит в основе существования и развития человеческого общества, что предопределяет все изменения в общественной жизни. Ответы па пего даются разные. Можно выделить два основных подхода материалистический н идеалистический. В свою очередь каждый из них имеет своп разновидности в зависимости оттого, какой фактор общественного развития называется определяющим.
Одно из направлений материалистического подхода к обществу географический 'детерминизм, согласно которому, как мы знаем, решающим фактором развития общества является природная среда (reo- н биосфера, флора и фауна, климат, плодородие почвы, природные ресурсы, полезные ископаемые п т, п.). По мнению сторонников этой теории (1.1.1. Монтескье, Г. Бокль, Л. И. Мечников и др.), природа полностью определяет не только характер хозяйственной деятельности люден, размещение производительных сил, но и сущность политического строя, культуру, психологию, быт, традиции, обычаи и т. п. Подчеркивая центральное значение географических условий как стимула общественного развития, развивавшие этот взгляд ученые, выступив в свое время против традиционных идеалистических объяснений истории предопределением (теология), сверхъестественным вмешательством (томизм) пли случайным стечением обстоятельств, отнюдь не отрицали активной роли самого человека в достижении экономического благосостояния. Особенно это подчеркивал английский историк, представитель географической школы в социологии Г. Т. Бокль (1821 — 1862), обосновавший эти идеи в двухтомной книге «История цивилизации в Англии» (1857, 1861).
Другой разновидностью материалистического понимания истории является исторический материализм (К. Маркс, Л. Морган, Ф. Энгельс). В качестве основного источника развития общества ои выдвигает совершенствование материального производства. Таким образом, главным фактором, обусловливающим все стороны общественной жизни, выступает способ производства материальной жизни, т. е. производство средств к жизни Ii воспроизводство самого человека. Наиболее простое объяснение идеи исторического материализма дал Ф. Энгельс в статье «Похороны Карла Маркса» (1883):
186 Глава 10. Общество: основы философского анализа
*. люди и первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д. . следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни п тем самым каждая данная ступень экономического развития народа плп эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, -? а не наоборот, как это делалось до сих пор» 12.
При этом исторический материализм не отрицает ни роли идейных побуждений, мотивов, страстей в деятельности людей, пи значения научных идей, распространения знаний. Он лишь указывает, что эти идейные побуждения и страсти люден - и именно масс людей, равно как и уровень развития науки, столкновения противоречивых идей п стремлений, целей и интересов сами определяются объективными условиями производства материальной жизни. Как отмечал Ф. Энгельс, «. конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи»13.

К материалистическому пониманию истории следует отнести также позицию, которую условно молено назвать технологическим детерминизмом (Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу). Эта концепция утверждает, что общественное развитие зависит от уровня техники н технологии производства, соответствующих изменений хозяйственной деятельности людей. Например, французский философ и социолог Р. Арон (1905 1983) считает базисом общественной жизни «экономику, в частности производительные силы, то есть техническое оснащение общества вместе с организацией труда (выделено нами. — И. С.)»14. Американский социолог, экономист и историк У. У. Ростоу (1916 г. р.), автор теории «стадий экономического роста», уровень развития техники, промышленности, хозяйства в целом, долю накопления капитала в национальном доходе в единстве с естественными науками, связанными с техникой, рассматривает не только в качестве определяющего фактора общественного развития, но п как основание выделения «стадий роста» в человеческой истории.

Сущность человека




Вопрос о том, что такое человек, какова его сущность, всегда был и остается важнейшим в философии. Еще родоначальник немецкой классической философии И. Кант в работе «Критика чистого разума» (1781) писал, что существуют всего три вопроса, на которые философия призвана дать ответы: «1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я имею право надеяться?». В них, утверждает он, объединяются «все интересы моего разума (как спекулятивные, так и практические)», так как они направлены на выяснение самого главного предмета в мире, вопроса о том, что такое человек, каково его «полное назначение»1.
Человек есть существо одновременно природное, социальное п духовное. Все эти три составляющие находятся в органическом единстве, и только в таком единстве, взаимодействии и взаимообусловленности они образуют и реализуют его родовую сущность.
Как природное существо человек — величайший итог и высший уровень длительной эволюции материи. Его генетическая программа обеспечивает рождение индивидов с универсальным неспециализированным мозгом, руками и гортанью, которые в комплексе создают готовность новорожденного к вхождению в систем)' общественных отношений н практической деятельности.
Человеческий мозг - самая сложная система во Вселенной. Он обладает замечательным свойством — устойчивой универсальностью, дающей возможность выработать способность к компенсаторной ликвидации влияния генетических вариаций в пределах нормы, способность, уравновешивающая эти влияния. Мозг включает огромное количество клеток. Только в его коре их 100 млрд. Он состоит из серого вещества коры и белого вещества самого мозга. В сером веществе имеется около 14 млрд нейронов, белое вещество образует примерно 90 млрд клеток.
1 Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993. С. 449, 465.
§ 1. Природа, сущность и предназначение человека 209
С) том, какую колоссальной сложности работу делает мозг, можно судить хотя бы по одной нервной клетке. Каждая из них содержит около 20 млн молекул РНК, которые несут «инструкции» от ДНК, вызывающей синтез белков. В пределах одной клетки синтезируется до 100 тыс. белков2.
Поразительной способностью деятельности мозга человека является то, что она построена на ассоциативных связях. В этом заключены и основы памяти: хранимая информация вовлекается в процесс сознания через данные связи, которые восстанавливают среду как целостную картину, что придает процессу мышления удивительную гибкость п быстроту и за счет чего мгновенно мобилизуются все нужные резервы памяти. Этим она существенно отличается от «памяти» современных кибернетических машин. В компьютерах каждая порция информации хранится в отдельной ячейке памяти и извлекается дискретно, отдельными частями.

Как живой организм человек в течение всей жизни подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) законам, благодаря которым сохраняется глубокое единство его со всем органическим миром. Это означает, что развитие и жизнедеятельность невозможны бездействия его генетической программы. Используя уникальные биологические особенности в качестве предпосылок, каждый индивид в своем онтогенезе в процессе социализации реализует себя как социальное существо.
При наличии глубокого единства с природой человек, отделившись, стал радикально, качественно отличаться от нее. Это своеобразие его как существа социального заключается в следующем:
. человек умеет производить и производит, животное не производит;
. животное строит только сообразно мерке своего вида, реализуя видовой опыт, человек же . по мерке любого вида, ибо он универсален. Он опирается также иа законы красоты;
?- деятельности человека свойственны целесообразность, целенаправленность. У пего ценностно-ориентированное поведение. У животных же нет целей, нет мотивов и интересов. Вследствие этого жизнедеятельность человека выступает как сознательная деятельность;
. трудовая деятельность человека носит общественный характер: опредмечивая в продукте свои социальные и интеллектуальные силы, он тем самым создает объективные условия обмена результатами труда. Распредмечивание этого продукта другим субъектом устанавливает связь между людьми. Человек может производить и
См.: Дубинин Н. II. Что такое человек. М., 1983. С. 66 — 67.
210 Глава 12. Философская антропология
заниматься трудовой деятельностью, лишь вступая прямо пли опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество.
Человек одновременно существо духовное, умное, сознательное. Он - Homo sapiens («человек разумный»). Каждое его действие, поведенческий акт совершается с участием сознания. Он живет в очеловеченном мире, ноосфере (от греч. nous разум, sphaira шар), где все предметы, процессы, явления наделены человеческим смыслом, значимостью, социальной функцией, целью. Продукты человеческой деятельности представляют собой культуру.
Овладевая в процессе социализации, общения, распредмечивания овеществленного в продуктах труда заложенными в них смыслом, содержанием, индивид осваивает очеловеченный мир, приобщается к бытию культуры, обретает способность разумно действовать с орудиями труда, различного рода символами, словами, языком информации, понятиями, со всей совокупностью социальных норм. У него вырабатывается широкий диапазон потребностей, интересов, целей и вместе с тем формируются механизмы самоконтроля, саморегуляции, выражающиеся в способности волевыми усилиями подавлять ИЛИ усиливать те пли иные виды деятельности. Появляется долг, ответственность. Иначе говоря, индивид становится «человеком разумным».
Итак, человек есть существо и природное (биологическое), и производящее, политическое (социальное), и разумное, культурное, нравственное (духовное). Он аккумулирует в себе весь комплекс общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Он — дитя человеческой истории, результат развития общественного исторического процесса.
Одновременно человек творец этого общества, объект и субъект общественных отношений. Связь между ним и обществом носит коррелятивный (от лат. correlatio - соотношение, взаимозависимость) характер. Это такая взаимосвязь, которая не «растворяет» их относительную самостоятельность. Общество производит человека как личность -- человек производит o?uiecTBo. Общество со своими экономическими, политическими отношениями, культурными формами не есть некое самодовлеющее целое, не зависящее от человека и его деятельности. Оно само выступает как человек в его общественных связях п отношениях, т. е. совокупность отношений и форм практической деятельности людей.
Слова К. Маркса о том, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»**, нельзя пони-
§ 1. Природа, сущность и предназначение человека 211
мать как отрицание имманентной логики саморазвития человека, «растворение» человека в обществе, отождествление общества и общественного индивида. Их органическая взаимосвязь заключается в том, что, с одной стороны, общество есть продукт, результат человеческих отношений и деятельности людей, продукт их совместного
творчества, а с другой . человек является по своем! сути продуктом
конкретно-исторического типа общественных отношений, продуктом социализации. Вне деятельности, социальных отношений и общения человек просто не может стать человеком. Поэтому можно говорить о социально-деятельной сущности человека.

Человек как личность

Философия обращает внимание на то, что человек как социальный субъект представляет собой единство общего, особенного п единичного. Общее обозначается понятием «индивид», которое указывает на принадлежность этого субъекта к роду Homo sapiens; особенное — понятием «личность», которое выражает социальное качество человека п его принадлежность к определенной социальной группе, определенному обществу; единичное понятием «индивидуальность», подчеркивающим наличие в человеке неповторимых, уникальных черт.
Личность есть единичное выражение ансамбля социальных отношений, той ограниченной их совокупности, через которые она непосредственно связана с другими индивидами. По речь идет не только о «внешних» общественных отношениях, но и отношении человека к самому себе как некоему «другому» — отношении «я» к себе как к некоторому «ие-я». Вглядываясь в себя как в другого, человек сравнивает себя с другими, определяя себя и свое место, роль в обществе. Не случайно психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в числителе кото рои стоит действительный успех, а в знаменателе наши притязания. При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать, т. е. удовлетворенность собой, самоуважение повышается по мере достижения успехов.
Всякий ли современный взрослый, психически нормальный человек является личностью? Разумеется, да. Человек, осознающий себя, свое «я», свое место в общественной системе (т. е. находящийся в здравом уме), способны!! действовать согласно правилам, нормам, установкам данного общества п нести ответственность (моральную, политическую, уголовную и т. д.) перед ним за свои поступки, действия, деятельность, это личность.
Когда индивид становится личностью? Исторически, сточки зрения филогенеза человеческого рода, он начинает формироваться как личность благодаря выделению индивидуального труда, отделению личных интересов от общинных. В первобытном обществе индивид полностью слит с социальной общностью (родом, племенем), не осознает себя самостоятельной личностью. Он еще, по словам К. Маркса, не оторвался от пуповины естественных связен, и его личное бытие «сливается» с бытием коллектива.
С момента рождения ребенок становится индивидом, но не является личностью. Ему предстоит пройти сложный процесс биологического, психического и социального развития, социализации, чтобы превратиться в нее, хотя уже в каждом новорожденном уникально, неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так п в фенотипе вся его предыстория и заложены основы его последующей истории, всей будущей жизнедеятельности.
Становление личности происходит при восприятии опыта, ценностных ориентации общества, культуры в целом, что называют социализацией.
Социализация ?- это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, ролен, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности она осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность, распредмечивание форм культуры и цивилизации.
Это процесс динамичный, постоянный, потому п развитие личности идет непрерывно. Личность, застывшая в развитии, в своих устремлениях, - уже деградирующая, ибо жизнь общества, социальная жизнь находится в постоянном изменении, движении. Чтобы, например, оставаться на ДОСТИГНУТОМ уровне профессиональной подготовки, человек должен ежедневно воспроизводить через деятельность опредмечивания и распредмечивания свои профессиональные павы
§ 2. Человек как личность 217
кп. Если же он вследствие хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний центральной нервной системы и других подобных причин перестает воспроизводить свою социальную сущность, личность может «умереть» в живом организме (индивиде).




Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Основной закон развития материального производства – закон …
первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию
социальных революций
соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил
прогрессивной смены общественно-экономических формаций

2. Соответствие:
Значимость материальных и духовных явлений — ценность
Социально одобряемая и санкционированная оценка — норма
Образ наилучшего из всех возможных состояний какого-либо явления, принимаемый как высшая ценность и цель деятельности – идеал

3. Менталитет …
по содержанию совпадает с общественной психологией
наиболее глубокий и устойчивый во времени слой общественной психологии
национальное сознание
массовое сознание традиционных обществ

4. Для социального познания характерно …
полное разделение субъекта и объекта познания
абсолютно произвольное субъективное конструирование социальных представлений
полное или частичное тождество субъекта и объекта познания социальной реальности
невозможность объективного познания общественных явлений вследствие влияния интересов и ценностей познающего субъекта на результат познания

5. Общественное сознание является отражением …
материальной и духовной жизни общества
материальной жизни общества
отдельных сторон общественной жизни в различные исторические периоды
всех сторон общественной жизни

6. Соответствие:
Гносеологический аспект общественного сознания — Выражает уровни, формы и способы отражения социальной действительности
Социологический аспект общественного сознания — Выражает преломление общественного сознания сквозь призму объективных условий жизни его носителей
Теоретическое сознание — Наука и идеология

7. Утверждение о том, что в социальной сфере действуют биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, характерно для…
фрейдизма
марксизма
социал-дарвинизма
позитивизма

8. Общие категории социальной философии:
бытие и мышление
общество и природа
общественное бытие и общественное сознание
социум и универсум

9. Общественная психология …
совокупность чувств, настроений, эмоций, характерных как для общества в целом, так и отдельных больших общественных групп
теоретическая форма массовой психологии
по содержанию совпадает с обыденным сознанием
синоним массового сознания

10. Духовные потребности …
полностью определяются материальными потребностями
обычно отстают в развитии от материальных потребностей
имеют тенденцию к опережающему росту по отношению к материальным потребностям
на определенном этапе развития становятся определяющими по отношению материальным потребностям

11. Изучение внутренней взаимосвязи элементов, из которых состоит социальная система, а также выполняемых ими задач, является отличительной чертой… метода социальной философии
структурно-функционального
исторического
морфологического
кросс-культурного

12. Материальная и идеальная стороны общественных отношений …
возникают одновременно с возникновением общества и не существуют в отрыве друг от друга
соотносятся таким образом, что идеальная сторона возникает лишь с возникновением государства и классов
в отдельные исторические периоды могут быть абсолютно независимы друг от друга

13. Впервые материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу разработали …
античные материалисты
представители французского Просвещения ХVIII века
представители английской классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо)
К. Маркс и Ф. Энгельс

14. Субстанцией материально-производственной сферы жизни является …
человек как биосоциальное существо
средства производства
человеческий труд как осознанная целесообразная деятельность
духовные потребности человека и общества

15. Высший уровень ценностного сознания
нормы
идеалы
духовные ценности
традиции

16. Влияние ограниченности ресурсов на рост народонаселения изучал …
А. Смит
К. Маркс
Н. Макиавелли
Т. Мальтус

17. Представители цивилизационного подхода в изучении исторического развития
А. Тойнби
К. Маркс
Ф. Ницше
Н. Я. Данилевский
У. Ростоу

18. Рассмотрение формаций как универсальных стадий развития любого общества, характерно для …
социал-дарвинизма
теории культурно-исторических типов
исторического материализма
теории стратификации

19. Сближение материальной и духовной жизни особенно проявляется в …
«онаучивании» материального производства в условиях современной научно-технической революции
современных концепциях постиндустриального и информационного общества
ускорении развития духовной жизни
интернационализации духовной жизни

20. Совокупность производственных отношений в определенном обществе образует …
производительные силы общества
общественное бытие
материальную сферу жизни общества
экономический базис

21. Предметные элементы общественного бытия
человек как производительная сила, материальные общественные отношения, средства производства
человек как биологическое существо и вся реальная практическая жизнь общества
человек и материально-техническая база общества

22. Духовная жизнь общества …
тождественна общественному сознанию
включает как идеальные феномены, так и отношения и институты, организующие духовную деятельность
включает только духовное производство и его результаты – как духовные, так и материальные
включает все идеальные феномены в обществе

23. Общественное бытие – это …
материально-техническая база общества
процесс жизнедеятельности больших социальных групп
материальные отношения людей к природе и друг к другу
совокупность материальных и духовных общественных отношений

24. Выявление и объяснение наиболее общих тенденций и закономерностей развития общества относится к … функции социальной философии
гносеологической
методологической
критической
мировоззренческой
аксиологической

25. Идеология …
теоретическая форма общественной психологии
массовая политическая психология
система идей, отражающих интересы больших социальных групп
совокупность чувств, настроений, эмоций, характерных как для общества в целом

26. К предмету изучения социальной философии относится
экономика
индивидуальная психология
право
природа

Читайте также: