В основании фундамента нашли камень с христианским крестом древние мавзолеи казахстана

Обновлено: 02.05.2024

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане

Среди исторических памятников Казахстана особый интерес представляют мавзолеи. Они хранят память о людях, которые сыграли важную роль в истории страны и развитии народа. Сегодня казахстанцы и гости страны приходят к местам памяти отдать дань уважения выдающимся предкам.

Какие самые известные мавзолеи Казахстана? Историческое наследие РК составляют усыпальницы Ходжи Ахмеда Ясави, Арыстанбаба, Айша-Биби и Бабаджи хатун, Карахана, Алаша-хана, Джучи-хана, Домалак Ана.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Главная достопримечательность города Туркестан (ранее — Ясы) — величественный мавзолей, возведенный на могиле тюркского поэта и философа XII века Ходжи Ахмеда Ясави. По данным ЮНЕСКО, мавзолей был построен в период между 1389 и 1405 годами по приказу правителя Средней Азии Тамерлана (Тимура). Новое грандиозное здание должно было стать заменой малому мавзолею, который был возведен на могиле после смерти философа.

Чем интересен мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави? Это одно из самых значительных и хорошо сохранившихся зданий эпохи Тимуридов. При его постройке применялись передовые технологии своего времени. Легенда рассказывает, что Тимур лично участвовал в строительстве. В период Казахского ханства мавзолей служил резиденцией казахских ханов.

До наших дней в мавзолее сохранились две оригинальные двери XIV века — в центральном зале и в усыпальнице. Парадная двустворчатая дверь украшена тиснеными узорами и надписями на персидском и арабском языках.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави: Wikipedia/Petar Milošević

Мавзолей Арыстанбаба

В 150 км от города Шымкент, недалеко от древнего города Отрар, расположен мавзолей наставника и учителя поэта Ходжи Ахмеда Ясави — проповедника Арыстанбаба. Это легендарная фигура в истории Казахстана: его называют святым и сподвижником пророка Мухаммеда.

Чем известен мавзолей Арыстанбаба? Оригинальное здание не сохранилось до наших времен. Его несколько раз перестраивали по разным причинам:

  • Предположительно, впервые мавзолей был возведен еще в XII веке, когда умер Арыстанбаба. В XIII веке монголы сравняли город Отрар с землей, его архитектура была утрачена.
  • По приказу Тимура было возведено новое сооружение, но и оно не уцелело.
  • В XIV–XV вв. здание было отстроено заново. От него сохранились деревянные колонны айвана.
  • В XVIII веке на месте древнего захоронения построили большой мавзолей с куполами. Он был разрушен и перестроен в 1909 году.
  • К 1970-м годам мечеть была в аварийном состоянии. Ее снесли и отстроили заново.

Несмотря на это, мавзолей Арыстанбаба для мусульман — священное место. Сюда стекаются паломники со всего мира. Мавзолей охраняется законом как памятник архитектуры.

Мавзолей Арыстанбаба

Мавзолей Арыстанбаба: Wikipedia/Салиха

Мавзолей Айша-Биби и Бабаджи хатун

Чем знаменит мавзолей Айша-Биби? Один из старейших мавзолеев Казахстана находится недалеко от города Тараз. Предположительно он был построен в XII веке и относится к эпохе Караханидов.

Мавзолей имеет практически кубическую форму с четырьмя колоннами по углам. Оригинальное сооружение было украшено терракотовой плиткой, нишами, арками. На стенах найдены традиционные узоры древних племен.

С возведением мавзолея связана красивая восточная легенда о любви. Айша-биби была возлюбленной местного правителя Карахана. Когда он пришел просить ее руки, воспитатель девушки отказал ему в этой чести. Айша сбежала и отправилась к возлюбленному вместе со своей служанкой, но в дороге погибла от укуса змеи. Узнав об этом, Карахан возвел в ее честь красивейший мавзолей.

Попутчица и служанка Айши стала хранительницей гробницы, а после смерти была похоронена рядом — в мавзолее Бабаджи хатун.

До наших дней от оригинального мавзолея Айша-Биби сохранилась часть западного фасада и незначительные фрагменты. В 2000-х гг. сооружение было восстановлено. Правительство охраняет мавзолей Айша-Биби и Бабаджи хатун как памятники архитектуры республиканского значения.

Мавзолеи Айша-Биби и Бабаджи хатун

Мавзолеи Айша-Биби и Бабаджи хатун: Wikipedia/Канаева Салиха

Мавзолей Карахана

Не менее впечатляющая достопримечательность Тараза — мавзолей Карахана. Его возвели в XI веке над могилой одного из представителей тюркской династии Караханидов. Согласно народным преданиям, здесь захоронен основатель династии шах Махмуд Карахан, который первым из тюрков принял ислам.

Чем примечателен мавзолей Карахана? Усыпальница симметричной формы была построена из китайского кирпича. К концу XIX века сооружение практически разрушилось и было восстановлено в 1906 году. Вследствие ремонтных работ мавзолей утратил свою декоративную облицовку. До сегодняшних дней сохранилось оригинальное каменное надгробие.

Археолог Таисия Сенигова в монографии «Средневековый Тараз» описала, каким могло быть оригинальное сооружение XI века. По предположениям археолога, мавзолей был квадратной формы, с куполом и входом в виде арки и с контуром из кирпича. Портал украшали орнаментальные плитки.

Мавзолей Карахана

Мавзолей Карахана: Wikipedia/Yakov Fedorov

Мавзолей Алаша-хана

Чем уникален мавзолей Алаша-хана? Историческое строение Х–ХI вв. отличается неповторимым архитектурно-художественным стилем. Его возвели в честь легендарного Алаша-хана, чье имя связывают с единением кочевых племен и зарождением трех казахских жузов.

Здание возвышается на 10 м в высоту. Оно имеет прямоугольную форму, построено из кирпича, который сделан по уникальной технологии. Оконные проемы и двери оформлены деревом.

Мавзолей Алаша-хана — нетипичное строение своего времени. Оно украшено двумя шестигранными колоннами, каждая опирается на три полушария. Еще одна особенность усыпальницы — винтовая лестница, которая ведет на крышу, с которой открывается потрясающий вид на бескрайнюю степь.

Мавзолей Алаша-хана

Мавзолей Алаша-хана: Wikimapia/loginovskikh

Мавзолей Джучи-хана

Строение XIII века расположено в Карагандинской области недалеко от города Жезказган. Предположительно здесь покоится сын Чингиз-хана Джучи и его супруга.

Какие особенности у мавзолея Джучи-хана? Памятник архитектуры заметен издалека: он расположен на холме у реки Кара-Кенгир и возвышается на высоту более семи метров:

  • Высота портала, оригинал которого сохранился до наших дней, — 7,85 м.
  • Двойной купол достигает высоты 7,1 м (внешний купол был перестроен, внутренний сохранился).

Пол и стены мавзолея сделаны из красного жженого кирпича без украшений. Внутри выстроена камера, в которой расположено надгробие. У основания купола есть два проема, которые расположены так, чтобы солнечный свет освещал камеру.

Мавзолей Джучи-хана

Мавзолей Джучи-хана: Wikipedia/Aeon32

Мавзолей Домалак Ана

Чем интересен мавзолей Домалак Ана? Согласно второму тому издания «Казахстан. Национальная энциклопедия», усыпальница возведена на могиле жены легендарного бия Байдибека Карашулы — Нурилы Али Сыланкызы, которую в народе называют Домалак ана. Ее считают прародительницей родов Семиречья и матерью казахского народа. В народных сказаниях Домалак ана предстает образцом мудрости, острого ума и учтивости. Эти качества помогали ей примирять враждующие племена.

Документальные упоминания XV века свидетельствуют, что оригинальная усыпальница была выполнена в форме четырехстенного сооружения с куполами. Позже мавзолей несколько раз реставрировали. Памятник архитектуры выполнен из белого камня и имеет круглую форму, увенчанную куполами.

Мавзолей Домалак Ана

Мавзолей Домалак Ана: Wikipedia/Saken Kenzhebayev

В мавзолеях Казахстана запечатлена память о великих правителях, мыслителях, борцах за свободу и мир на казахских землях. Это уникальные образцы древней и средневековой архитектуры, каждый из которых хранит собственную занимательную историю.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Древние памятники Казахстана

Древние памятники Казахстана — увековеченная история кочевых и оседлых народов, которые проживали в прошлом в Великой Степи. На сегодняшний день в Государственный список страны входит 229 объектов республиканского значения, пять из которых включены в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Виртуальное путешествие по Казахстану откроет немало исторических тайн, связанных с древними памятниками.

Мавзолей Алаша-хана

Мавзолеи Казахстана монументальны, величественны, каждый из них отличается уникальной архитектурой и историей. Один из самых удивительных объектов — мавзолей Алаш-хана.

Какова история этого великолепного памятника архитектуры? В X столетии возле горной гряды Улытау происходило расселение племен огузов и кыпчаков, создавших союз. Их лидером и правителем определенный период был Алаша-хан.

Его владения находились в центральной части Дешт-и-Кипчак. В истории он оставил особый след — объединил тюрков-кочевников и создал первое казахское (алашское) государство. Летописи хранят сведения о его потомках — Карахане и Огуз-хане. Имена этих воинов и биев зафиксированы в народном эпосе.

В память о великом правителе кочевников на правом берегу реки Кара-Кенгир (Карагандинская область, Улытауский район) воздвигнут уникальный мавзолей. Вот особенности этого памятника архитектуры:

  • высота прямоугольного сооружения — 10 м;
  • использована редкая для Средней Азии портально-купольная архитектура;
  • по обе стороны от строения установлены шестигранные колонны;
  • есть фасадная дверь, состоящая из двух створок, обходная галерея и обзорные площадки;
  • усыпальница выложена из красного обожженного кирпича.

Благодаря разнообразию размеров и фактуры фрагментов в кладке сформирован оригинальный геометрический узор.

Мавзолей Алаша-хана

Исторические достопримечательности Казахстана: YouTube/Дмитрий Оскирко

Архитектурные памятники Казахстана: Домбаул

Еще более древний исторический памятник — мавзолей Домбаул, строительство которого относят к докараханидским временам (VIII–IX вв.). До сих пор ученым не удалось достоверно установить, кто именно покоится в этом мавзолее.

У местного населения есть три версии, для кого Домбаул стал последним пристанищем:

  1. Тут похоронен отец великого Чингисхана.
  2. Покоится придворный музыкант или телохранитель Джучи-хана или Чингисхана.
  3. Похоронен Домбаул — джигит, уничтоживший табун куланов, которые во время охоты затоптали сына Алаша-хана Джерин-хана.

Как и все памятники Казахстана, мавзолей Домбаул обладает оригинальной архитектурой. Куполообразная форма сооружения напоминает юрту кочевников. В кладке использовались плитки песчаника розово-серого цвета.

Древние архитекторы тщательно продумали устройство монументальной постройки: мавзолей укрыт от ветров, а его вход, развернутый на юг, защищен от животных высокой ступенью.

Древний мавзолей в Казахстане

Исторические памятники РК: YouTube/Марфуға ШАПИЯН

Мавзолей Карахана

Культурное наследие Казахстана — это содержательный рассказ о выдающихся достижениях казахского народа.

Чтобы увидеть еще один уникальный памятник средневекового зодчества страны, отправляйтесь в древний город Тараз. Здесь расположена могила Шах-Махмуда Бугра Карахана — представителя династии Караханидов. Именно с ним связывают начало исламизации этих мест.

Усыпальница, которая воздвигнута на его могиле, перестроена в начале ХХ века. К этому времени памятник архитектуры настолько обветшал, что мог быть безвозвратно утрачен. Однако местные жители считали мавзолей местом захоронения святого человека, поэтому инициировали реконструкцию.

Внешне сохранено его своеобразие, а вот декоративные элементы не удалось отобразить в первозданном виде. Некоторые кирпичи аутентичной кладки, которые более-менее сохранились, реставраторы вмонтировали в новые стены. После реставрации мавзолей не потерял своей уникальной красоты и значимости.

Памятники архитектуры Казахстана: мавзолей Арыстанбаба

Мавзолеи Казахстана — это не только места упокоения великих воинов, но и святых людей. Одно из них — усыпальница Арыстынбаба — религиозного мистика, духовного наставника суфийского поэта Ходжи Ахмеда Ясави.

Мавзолей Арыстанбаба находится у исторического места — городища Отрара. У памятника средневекового зодчества долгая и драматическая история:

  1. Противостояние Чингисхана и Инальчихана привело к тому, что в XIII веке войска Джучи полностью разрушили Отрар. Это нашествие не пощадило могилу великого святого.
  2. Позднее, в XIV веке, Тамерлан велел построить мавзолей, который бы увековечил память духовного лидера.
  3. Памятник переживал перестройки четыре раза. Он разрушался от времени и землетрясений.
  4. Сегодня путешественник увидит сооружение, которое было построено в 1970-х гг. Из архитектурных деталей XV века сохранились деревянные колонны и айван.

На могилу Арыстанбаба приезжают паломники со всего мира. В мавзолее есть усыпальница и мечеть. Здесь паломники могут очиститься и произнести молитву. Один из главных артефактов этого места — созданный в Средние века уникальный рукописный Коран.

Древний мавзолей в Казахстане

Исторические памятники архитектуры РК: YouTube/Almaty Nomad

Мавзолей Бабаджи хатун

Древний город Тараз хранит множество тайн кочевников казахстанских степей X–XII вв., одна из них — мавзолей Бабаджи хатун. Исторический объект находится в 18 км от города.

Проведенные учеными исследования так и не разъяснили, кто был автор мавзолея, кто его строил. Историки не нашли документальных подтверждений ни одной из 28 версий того, как появилась эта постройка.

По самой распространенной легенде, мавзолей был воздвигнут Бабаджи хатун — попутчице дочери Сулеймана Бакыргани (поэт и ученый XI века) Айши-биби.

История гласит, что шейх Айкожы стал опекуном Айши-биби после смерти ее отца. Девушка понравилась Карахану Мухаммеду (правитель Тараза), который попросил ее руки. Но шейх отказал Карахану. Тогда Айша-биби сбежала и поехала в Тараз, но в пути умерла от укуса змеи.

Карахан в скорби о возлюбленной в месте ее гибели воздвиг мавзолей сказочной красоты. Бабаджи хатун стала хранительницей усыпальницы. Последний приют она обрела в 20 шагах от места упокоения Айши-биби.

Вот особенности этого объекта культуры:

  1. Простая архитектурная композиция имеет кубическую форму.
  2. Стены воздвигнуты из светлого обожженного кирпича.
  3. Стены фасада украшают ложные арочные ниши и окна, а вся поверхность стен украшена фигурной кладкой.
  4. Мавзолей венчает граненый барабан, который изначально был основанием канонического купала, который не сохранился. В 1981 году была проведена реконструкция купола.

Восточные фасады мавзолеев Бабаджи хатун и Айши-биби находятся на одной линии.

Мавзолей Бабаджи хатун

Памятники зодчества Казахстана: YouTube/Mauser C96

«Акыртас»

Культурное наследие Казахстана не исчерпывается исключительно погребальными памятниками. На территории нашей страны есть множество древних комплексов, городищ, которые могут многое поведать об истории и культуре народов, некогда населявших край.

О назначении «Акыртаса» ученые мужи спорят до сих пор. Это один из исторических долгостроев: установлено, что возводили его более 100 лет в VIII–IХ вв.

Впервые мир узнал об этом строении из записок Чан Чуня — путешественника и даосского монаха. В 1220-х гг. он шел из Китая в Самарканд. Его путь пролегал через ставку Чингисхана. По пути монах остановился в «Акыртасе» и описал его как удивительную постройку, очевидно, военного назначения.

Форт сделан из камня красного цвета. Вокруг него расположен могильник, где захоронения дублируют созвездие Большой Медведицы.

С учетом того, что вокруг «Акыртаса» безводная степь, вряд ли он был когда-то заселен. Однако археологи нашли глиняный трубопровод, который был протянут к комплексу. В связи с этим возникло предположение, что «Акыртас» — древний торговый город Касрибас.

По иной версии, это был несторианский или буддистский монастырь. В период постройки «Акыртаса» происходило активное распространение ислама, который несли арабские воины и правители. Несторианцы отступали. Возможно, один из правителей Тюргешского каганата решил увековечить свое имя, построив крепость-монастырь, но не успел завершить начатое.

Величественный комплекс сооружен из огромных глыб, которые сложно было бы передвигать без применения инженерных приспособлений. Многие приверженцы эзотерики убеждены, что постройка, как и египетские пирамиды, была создана атлантами. Территория считается местом с огромной энергетикой и почитается экстрасенсами во всем мире.

Город Жангира

Букеевская орда, или Букеевское ханство, сформировалась в начале века и занимала территорию между Уралом и Волгой. Букей Нуралимов — султан, правивший на этих землях, — был вассалом российского царя.

Расцвет Букеевского ханства (XIX век) приходится на период правления сына Букея Жангир-хана. Ему удалось положить начало оседлой жизни кочевых племен. Он заложил первый камень в строительство ханской ставки — города в западной части современного Казахстана. Начиналось поселение с ханского дворца, постепенно превратилось в столицу Букеевской орды.

Сейчас город Жангира — исторический музей под открытым небом. Все здания отреставрированы, поэтому дают возможность понять и увидеть, какой была аутентичная жизнь племен, селившихся в казахских степях в начале XIX века.

Что будет интересно путешественнику, так это:

  • пантеон из трех мавзолеев, построенных в разных архитектурных стилях, — усыпальницы Жангир-хана, его двоюродного брата Даулеткерея, ученика и этнографа Мухамедсалыка Бабаджанова;
  • ханская мечеть;
  • краеведческий музей, где представлены исторические документы, этнографические реликвии, археологические находки, фотографии, военные экспонаты (кольчуги, колчаны, седла, упряжи);
  • школа, построенная ханом;
  • ханский дворец из 23-х комнат;
  • казначейство.

Хан Жангир умело синтезировал национальные традиции и веяния европейской культуры, создав удивительный по своей архитектуре, планированию казахский город.

Древнее здание из красного кирпича с белой отделкой

Исторические древние памятники РК: YouTube/AIVAR

Город Сауран

В список памятников республиканского значения входит средневековое городище Сауран, которое расположено в южной части Казахстана. Впервые о Сауране упоминается в трудах арабского географа Макдиси (Х век).

В XIII веке Сауран стал эпицентром междоусобных войн найманов, каракитаев и хорезмшахов, был разрушен монголами, но вскоре возродился на новом месте — между рекой Сырдарьей и хребтом Каратау (караванный путь). Во времена его расцвета города численность населения достигла 15 тыс. человек.

В Сауране похоронены многие исторические личности, среди которых Сасы-Бука (правитель Белой Орды).

В XVIII веке город окончательно разрушили джунгары. Сегодня туристы могут увидеть:

  • овальную площадку, которая окружена стеной из пахсы и кирпича-сырца;
  • остатки башен, стен городища;
  • разрушенные древние постройки.

Ученые предполагают, что размеры города в момент его расцвета достигали 9‒10 км².

Древний город Сауран

Памятники истории РК: YouTube/МТРК МИР В Республике Казахстан

В Казахстане множество городищ и погребальных захоронений, которые открывают интересные страницы культурной жизни Великой Степи с эпохи каменного века и до XIX столетия. Отправляйтесь в путешествие по колоритному и удивительно прекрасной стране, чтобы увидеть исторические памятники Казахстана — величественные произведения архитектуры предков казахского народа.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Свидетель истории Улытау. Мавзолей Домбаула

Одно из крупнейших древних каменных сооружений расположено в Улытауском районе в 58 километрах к северо-востоку от Жезказгана на правом берегу реки Каракенгир. «Домбаул, Косуйтас, Карадын, Жанай — все они имеют однотипные архитерактурные признаки. Это помятники, воздвигнутые в Центральной Азии до распространения исламской религии в VI-ІХ веках», — напишет известный казахстанский археолог Алькей Маргулан.

2b13f066fc11b8173aad3bad9d9442a9.jpg

Внешний вид мавзолея

Мавзолей Домбаула относится ко времени правления гуннов. Согласно легендам, этот мавзолей построен в честь воина и композитора Домбаула, чей образ с течением сотен лет оброс мифами.

Если мы примем на веру легенду о Домбауле, то узнаем, что он был уважаемой личностью, надежным спутником и союзником хана Джучи. Подтверждается реалистичность данного предположения тем, что расстояние между расположением мавзолеев Джучи хана и Домбаула небольшое. Если учесть и тот факт, что казахский народ давал названия землям и мавзолеям очень избирательно, то не оставляет сомнений, что в мавзолее покоится главный батыр Джучи хана Домбаул.

Оба сына Домбаула прославили имя своего отца, став известными исполнителями кюев. Звали их Кет-Бука и Кел-Бука. Возможно даже, что Кет-Бука является автором кюя «Ақсақ құлан» («Хромой кулан»).

d8d664de29344b26e815efff654f8253.jpg

Камень перед мавзолеем. Высеченный на нем знак очень похож на букву «ү» казахского алфавита

Высота мавзолея превышает пять метров. Его верхняя часть конусообразная, острая, купол возведен над фундаментом четырехугольной формы.
Основание сооружения занимает площадь 8,9×7,9 м, толщина стен около двух метров, внутри сооружение представляет из себя квадрат 4×4 м, дверь овальная и установлена с юго-восточной стороны.

В мавзолей можно войти, поднявшись по четырем ступенькам, общая высота которых составляет 1,2 метра. Пол здания вымощен плоскими камнями.

f6e495d5363c8307b5237bcd52542373.jpg

Мавзолей построен наподобие юрты, перемешанные с глиной камни таким образом образуют крепкие стены, которые поднимаются вверх на три метра.

Поперек стены перекрыты бревнами. Все эти камни выложены в эпоху бронзы в соответствии с существовавшими тогда традициями.

Мавзолейный комплекс сохранился в хорошем состоянии, лишь небольшая часть строения подверглась разрушениям времени. К сожалению, ученые не располагают точными сведениями о дате постройки древнего памятника, но склоняются к версии, что мавзолей Домбаула был возведен в то время, когда ислам как религия еще не распространился на территории Казахстана. Это приблизительно VIII–IX века.

9065a2d15d200c3cf20bbaa3aba6653b.jpg

Куполообразный каменный мавзолей Домбаула и подобные ему похожи на казахские юрты, поэтому в народе их прозвали «үйтас», «дің». Распространены они были преимущественно в Центральном Казахстане и вдоль реки Торгай.

Мавзолеи служили местом ночевки для проезжавших путников. Казахский народ считал мавзолеи священными и оберегающими от потусторонних сил.
Мавзолей Домбаула очень похож на памятник Кара, который расположен вдоль реки Кара Жылан.
Первым исследователем мавзолея Домбаула является просветитель казахского народа, ученый Чокан Валиханов.

В 1947 году археологическую экспедицию в Центральный Казахстан КазССР возглавил Алькей Маргулан. Экспедиция проходила совместно с представителями управления архитектурного дела Совета Министров КазССР М. Б. Левинсоном и Г. Г. Герасимовым.
В 1973 году в экспедиции, организованной министерством культуры КазССР, участвовали М. А. Маманбаев, М. К. Сембин, М. С. Нуркабаева. Исследователи провели замеры мавзолея, фотофикацию и топосъемку.

В 1974 году под руководством М. А. Маманбаева была проведена реконструкция мавзолея: заделаны пробои и трещины в стенах древнего сооружения, заново был вымощен каменный пол и укреплен фундамент.


Любое использование фотографий запрещено без письменного разрешения редакции портала и их автора Максима Рожина.

Мавзолей Домбаула – легендарный памятник средневековой архитектуры

Мавзолей Домбаула - одно из крупнейших древних каменных сооружений, расположен в Улытауском районе в 58 километрах к северо-востоку от Жезказгана на правом берегу реки Каракенгир. «Домбаул, Косуйтас, Карадын, Жанай — все они имеют однотипные архитерактурные признаки. Это помятники, воздвигнутые в Центральной Азии до распространения исламской религии в VI-ІХ веках», — напишет известный казахстанский археолог Алькей Маргулан.

Внешний вид мавзолея Мавзолей Домбаула относится ко времени правления гуннов. Согласно легендам, этот мавзолей построен в честь воина и композитора Домбаула, чей образ с течением сотен лет оброс мифами.

655fa6ca7bd543019ecc1db3a84d5edc.jpg

Если мы примем на веру легенду о Домбауле, то узнаем, что он был уважаемой личностью, надежным спутником и союзником хана Джучи. Подтверждается реалистичность данного предположения тем, что расстояние между расположением мавзолеев Джучи хана и Домбаула небольшое. Если учесть и тот факт, что казахский народ давал названия землям и мавзолеям очень избирательно, то не оставляет сомнений, что в мавзолее покоится главный батыр Джучи хана Домбаул.

Оба сына Домбаула прославили имя своего отца, став известными исполнителями кюев. Звали их Кет-Бука и Кел-Бука. Возможно даже, что Кет-Бука является автором кюя «Ақсақ құлан» («Хромой кулан»). Камень перед мавзолеем. Высеченный на нем знак очень похож на букву «ү» казахского алфавита.

a7fe3fce2ad551d014ecf226883f48c5.jpg

Высота мавзолея превышает пять метров. Его верхняя часть конусообразная, острая, купол возведен над фундаментом четырехугольной формы.

Основание сооружения занимает площадь 8,9×7,9 м, толщина стен около двух метров, внутри сооружение представляет из себя квадрат 4×4 м, дверь овальная и установлена с юго-восточной стороны.

В мавзолей можно войти, поднявшись по четырем ступенькам, общая высота которых составляет 1,2 метра. Пол здания вымощен плоскими камнями. Мавзолей построен наподобие юрты, перемешанные с глиной камни таким образом образуют крепкие стены, которые поднимаются вверх на три метра.

Поперек стены перекрыты бревнами. Все эти камни выложены в эпоху бронзы в соответствии с существовавшими тогда традициями.

Мавзолейный комплекс сохранился в хорошем состоянии, лишь небольшая часть строения подверглась разрушениям времени. К сожалению, ученые не располагают точными сведениями о дате постройки древнего памятника, но склоняются к версии, что мавзолей Домбаула был возведен в то время, когда ислам как религия еще не распространился на территории Казахстана. Это приблизительно VIII–IX века.

Куполообразный каменный мавзолей Домбаула и подобные ему похожи на казахские юрты, поэтому в народе их прозвали «үйтас», «дің». Распространены они были преимущественно в Центральном Казахстане и вдоль реки Торгай.

0ae8dc534727ec64a574ada2a92e4bb1.jpg

Мавзолеи служили местом ночевки для проезжавших путников. Казахский народ считал мавзолеи священными и оберегающими от потусторонних сил.

Мавзолей Домбаула очень похож на памятник Кара, который расположен вдоль реки Кара Жылан.

Первым исследователем мавзолея Домбаула является просветитель казахского народа, ученый Чокан Валиханов.

В 1947 году археологическую экспедицию в Центральный Казахстан КазССР возглавил Алькей Маргулан. Экспедиция проходила совместно с представителями управления архитектурного дела Совета Министров КазССР М. Б. Левинсоном и Г. Г. Герасимовым.

В 1973 году в экспедиции, организованной министерством культуры КазССР, участвовали М. А. Маманбаев, М. К. Сембин, М. С. Нуркабаева. Исследователи провели замеры мавзолея, фотофикацию и топосъемку.

В 1974 году под руководством М. А. Маманбаева была проведена реконструкция мавзолея: заделаны пробои и трещины в стенах древнего сооружения, заново был вымощен каменный пол и укреплен фундамент.

Любое использование фотографий запрещено без письменного разрешения редакции портала и их автора Максима Рожина.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 60 13 (вн - 1163)

Старожилы. Мавзолей Айша-биби

Мавзолей относится к памятникам архитектуры XI-XII веков. Он расположен в селе Айша-биби Жамбылской области в 18 километрах от Тараза.

Мавзолей Айша-биби не имеет аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана. Фасад мавзолея оформлен керамическими плитками различной формы и разнообразным орнаментом. Поражает разнообразие кирпичей, из которых выложен мавзолей. Однако до наших дней только западная стена мавзолея сохранилась в своем первоначальном виде.

5031d0ba974edc82c329242a222cb69f.jpg

Мавзолей входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1897 году древнее сооружение было исследовано В. А. Каллауром, в 1938–1939 годы — экспедицией Института истории и культуры КазФАН СССР под руководством А. Н. Бернштама, в 1953 году для исследования мавзолея была направлена экспедиция Академии наук Казахстана.

Строительство

Отделка фасада мавзолея особенная и чем-то схожа с мавзолеем Исмаила Самани в Бухаре. Мавзолей Айша-биби облицован терракотовыми плитами, которые украшены орнаментами. Для декора древние зодчие использовали разнообразные геометрические фигуры. Мавзолей Айша-биби считается богатой сокровищницей орнаментов и узоров центральноазиатских народов.

В настоящее время самое большое количество орнаментов сохранилось на западной стене мавзолея, на других различимы лишь малочисленные рисунки. Эти плитки состоят из более чем 60 разных узоров. Мавзолей представляет собой квадратное сооружение размером 7,6 м х 7,6 м. Углы мавзолея укреплены колоннами-опорами. В центре сооружения расположено надгробие, имеющее размер 3 м х 1,4 м. Западная стена мавзолея и колонны украшены маленькими орнаментированными плитками.

dbc8aed478ae2d07428338ba815926c5.jpg

На одной из колонн на высоте 3,4 м от фундамента мавзолея имеется надпись на арабском языке. В переводе на казахский язык она значит: «күз, бұлттар, дөңгеленген дүние…» («осень, тучи, вращающийся мир…»). Стены мавзолея толщиной 80 сантиметров состоят из трех частей: внутренней, выложенной из жженого кирпича, наружной — из плит с резным узором, а также пространства в середине стены, забутованного глиной и обломками бракованных плиток.
Ясно прослеживается портальная традиция построения архитектурных сооружений, присущая железному веку.

b59c13c9e8dd67eb52787a424c5c567b.jpg

Мавзолей Айша-биби

9e73d381b066fdb5fda002721a1d540a.jpg

Рядом с мавзолеем Айша-биби воздвигнут еще один мавзолей - Бабаджа хатун. Она сопровождала Айшу на пути к своему возлюбленному Карахану. После смерти Бабаджа хатун была похоронена в 20 шагах от могилы Айши

Памятник притягивает паломников и туристов не только своей необычной архитектурой, но и красивыми легендами, повествующими о безграничной любви красавицы Айша-биби и батыра Караханом. Известно 28 различных версий этой легенды. По легенде Айша умирает на пути к своему возлюбленному Карахану от укуса змеи. Он и воздвиг на могиле своей любимой мавзолей и завещал похоронить себя в таком месте, откуда виден мавзолей Айши. Однако достоверных сведений о строительстве мавзолея, к сожалению, не сохранилось.

Мавзолей выглядит невероятно легким и изящным, более восьми веков стоит он наперекор ветрам и непогодам, как свидетель великой любви. К мавзолею Айша-биби приходят женщины просить о супружеском счастье и материнстве. Считается, что те, кто посетит в день свадьбы мавзолей Айша-биби, будут жить долго и счастливо.

С 2001 по 2004 гг. «Казреставрация» проводила реставрационные работы памятника. В течение трех лет в специальных печах вручную по старинной технологии мастерами-реставраторами изготовилась плитка с узорами более 72 видов. В ходе реставрационных работ был укреплен фундамент мавзолея, возведены паруса, внешние и внутренние купола. Территория мавзолея Айша-биби была огорожена, благоустроена и электрифицирована. Мавзолей Айша-биби включен в список исторических и культурных памятников республиканского значения и взят под охрану государства.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 14 08 (вн - 1163)

Читайте также: