В лифте провалился пол

Обновлено: 28.03.2024

Высотные корпуса на берегу Москвы-реки и собственной набережной - одна из визитных карточек российской столицы. Квартира в "Алых Парусах" мечта многих людей. Для большинства - несбыточная. Сегодня выяснилось - элитные фасады скрывают серьёзные технические проблемы. В одном из домов с высоты седьмого этажа сорвалась кабина скоростного лифта. При падении в шахту погибла Ирина Володина. Это - дочь нашего коллеги.

"Лифты, о которых она без конца говорила тем. Кто этим занимается, что лифты находятся в аварийном состоянии? Она ценой своей жизни заплатила за то, чтобы они, эти сволочи, которые не выполняли свои функции. Они оставили меня и мою жену без единственного ребенка. Двоих малолетних детей — одной 8, другой 2 года — без матери, а мужа без жены", - говорит Евгений Кочергин.

Так совпало, что Ирина входила в инициативную группу жильцов подъезда, которые требовали от управляющей компании обратить внимание на плохое состояние лифтов. Ее тело обнаружили на дне шахты, на минус первом этаже - там, где расположены выходы на подземный паркинг. По одной из версий, у лифта, в котором спускалась женщина, от резкого торможения оторвало дно. Правда, специалисты по подъемным механизмам высказывают сомнения в том, что такое возможно.

"Движение кабины при превышении на 30% вызывает срабатывание системы безопасности, систему уловителя, она расклинивается в направляющих и не может дальше двинуться. При этом, по расчетам, скорость кабины в этот момент не такая большая, чтобы произвести разрушение пола кабины. Поэтому надо все-таки дождаться результатов следствия и технического расследования, чтобы говорить о возможных причинах данной аварии", - считает вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.

В высотном жилом комплексе используются скоростные лифты. Четыре метра в секунду пролетает кабина, чтобы быстро и с комфортом доставить пассажира на его этаж. На официальном сайте продаж так и написано: "Просторный вестибюль и современные лифты с прямым доступом к подземному паркингу спланированы так, чтобы никто не ощутил дискомфорт".

Проблемы с лифтами в комплексе уже были, на сайте жителей, который называется "Наши паруса" эта тема — чуть ли не одна из самых обсуждаемых.

Следственный комитет возбудил уголовное дело об оказании работ, не отвечающих требованиям безопасности. Обвинение, по всей видимости, будет предъявлено представителям управляющей компании. Неисправный лифт, однозначно - их ответственность.

На сайте "Русской службы новостей" появилась информация о том, что лифт-убийца не был введен в эксплуатацию. РСН приводит фрагмент интервью с неназвавшимся сотрудником компании "Лифт-гарант", которая обслуживает жилой комплекс "Алые Паруса": "Это был новый лифт. Он был на стадии монтажа и не был введён в эксплуатацию. Каким образом там оказался посторонний человек – непонятно".

По неподтвержденной пока информации, вместе с Ириной могли погибнуть дочь с няней. Их спасло то, что они сели в другую кабину. Но заранее знать, какая кабина сломается, невозможно. Жильцы дома не хотят больше играть в рулетку.

Информационные агентства со ссылкой на правоохранительные органы передают: в шахте обнаружено еще одно тело - мужчины. Ранее стало известно о гибели 37-летней Ирины Володиной. Это дочь нашего коллеги - диктора программы "Время" Евгения Кочергина. Без матери остались двое детей. Следственный комитет возбудил дело по статье о выполнении работ, не отвечающих требованиям безопасности. Обвинение, по всей видимости, будет предъявлено представителям управляющей компании.

Первый канал выражает Евгению Александровичу Кочергину и его семье глубокие соболезнования.


18 апреля в Москве начнется судебное разбирательство по громкому делу о гибели дочери телеведущего Евгения Кочергина, 36-летней Ирины Володиной в результате крушения лифта в московском ЖК «Алые паруса». По версии обвинения, в трагедии, случившейся 14 января 2016 года, целиком и полностью виноват обслуживавший этот лифт электромеханик Алексей Белоусов. Однако в деле есть немало моментов, указывающих на то, что произошедшее — не трагическая случайность, а закономерная ошибка, к которой привела халатность многих лиц, ответственных за безопасную работу лифтов в одном из самых престижных жилых комплексов Москвы. «Лента.ру» расследовала эту историю.

Смерть в «Алых Парусах»

Авария в лифте ЖК «Алые Паруса» (дом №79 по Авиационной улице в районе Щукино) произошла 14 января 2016 года в 11:20. По исходной информации, у кабины отвалилось дно из-за резкой остановки. Пассажирка Ирина Володина упала в шахту с седьмого этажа и разбилась насмерть. Сообщали еще об одном погибшем — мужчине, однако позже эта информация не подтвердилась.

Почему в Москве падают лифты О двух погибших в «Алых парусах» и причинах трагедии

«Дочь ценой своей жизни показала проблему лифтов в ЖК "Алые паруса"», — говорил вскоре после аварии отец погибшей, Евгений Кочергин. По его словам, Ирина Володина входила в инициативную группу, выступавшую за замену лифтов в жилом комплексе. У нее остались двое несовершеннолетних детей. Один из них вместе с няней в момент падения лифта, в котором была его мать, находился в соседней кабине.

После аварии супруг Ирины Володиной, Алексей, дал показания следователям (они есть в обвинительном заключении, которое имеется в распоряжении «Ленты.ру»).

«Примерно с 2012 года появилась проблема с закрыванием дверей лифта при сильном ветре, который двигался со стороны гаража и подъезда. (. ) Более того, при движении лифтов, в том числе лифта, потерпевшего крушение 14.01.2016, примерно на 6-8 этажах лифт начинало болтать, издавая громкие звуки скрежета и соударения, что вызывало серьезные опасения жителей. По данным фактам жители комплекса писали многочисленные жалобы, на которые управляющая компания — ООО "ДС Эксплуатация" реагировала формально и в недостаточном объеме. По сути, они абстрагировались от решения данной проблемы, перекладывая ответственность на фирму, обслуживавшую лифты», — отмечалось в показаниях Алексея Володина.

По предварительным данным Следственного комитета России (СКР), катастрофа случилась из-за «технической неисправности и разлома кабины» подъемника. Было возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

В поисках виновных

Утром 15 января 2016 года в столичном управлении Следственного комитета России (СКР) сообщили о задержании электромеханика Алексея Белоусова — сотрудника компании ООО «Лифтгарант», отвечающей за техническое обслуживание лифтов в ЖК «Алые паруса».

Как следует из обвинительного заключения, 13 января 2016 года, в день накануне аварии, Белоусов произвел осмотр рокового лифта по заявке диспетчера, который сообщил о неполадках в работе подъемника. Однако электромеханик «не установил причины неисправности лифта и возвратил его в режим «нормальная работа» — основной эксплуатационный режим для перевозки грузов и пассажиров».

В день задержания суд заключил Белоусова под стражу до 14 марта, а 22 января в СКР проинформировали о предъявлении ему обвинения по части 2 статьи 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни потребителей, повлекшее по неосторожности смерть человека»).


Фото: архив семьи Алексея Белоусова

20 февраля 2016 года были возбуждены уголовные дела по все той же статье 238 УК РФ в отношении руководства двух компаний, отвечающих за эксплуатацию лифтов в элитном жилом комплексе. В СКР отметили, что инцидент произошел в «результате недобросовестного отношения к своим обязанностям руководителей и работников компаний "ДС Эксплуатация" и "Лифт-гарант"».

«Застройщик "Алых парусов" — компания АО «Дон-Строй Инвест». У нее собственная обслуживающая компания — "Донстрой (ДС) Эксплуатация". Идея проста: человек покупает квартиру в одном из престижных ЖК от застройщика — и вообще не заморачивается с содержанием домового хозяйства, оно как бы идет в комплекте. Именно "ДС Эксплуатация" заключала напрямую договор с собственниками жилья в ЖК "Алые паруса" об оказании услуг по содержанию и обслуживанию объектов общего пользования, в том числе лифтов. Однако вместо того, чтобы обслуживать их самостоятельно, ее сотрудники заключили контракт с подрядчиком, компанией "Лифтгарант", где якобы работал Алексей Белоусов. После трагедии АО «Дон-Строй Инвест» сменил обслуживающую компанию для своих объектов: теперь это не "ДС Эксплуатация", а Smart Service. Впрочем, на сайте легко можно увидеть, что сменилось лишь название», — рассказал «Ленте.ру» источник, знакомый с ситуацией.

На сайте застройщика можно найти подтверждение этой информации. «Управляющая компания "СМАРТ СЕРВИС" (прежнее наименование — "ДС Эксплуатация") специализируется на обслуживании жилых комплексов классов Business, Premium, De Luxe в Москве», — отмечается там.

Системная ошибка

То, что проблемы с лифтами в «Алых парусах» куда глобальнее, чем роковая неисправность одного подъемника, установила проверка Ростехнадзора от 3 февраля 2016 года (соответствующий акт имеется в распоряжении «Ленты.ру»). Согласно отчету надзорного ведомства многие лифты в ЖК были сильно изношены или находились в аварийном состоянии.

В документе отмечалось, что в некоторых подъемниках «выведены из действия электрические устройства безопасности, контролирующие обрыв или относительное перемещение (ослабление) тяговых элементов», оборудование ряда лифтов, находящееся в машинных помещениях, не защищено от воздействия внешних факторов, и там не соблюдается температурный режим.

«На канатоведущем шкиве (КВШ) и электродвигателях главных приводов лифтов №№ (. ) демонтированы металлические ограждения, предусмотренные изготовителем. На лифтах №№ (. ) имеется консистентная смазка и грязь на КВШ. Не исключено спадание тяговых канатов, с направляющих элементов, (отводных блоков лебедок) лифтов №№ (. )», — отмечали в Ростехнадзоре.


Также специалисты Ростехнадзора выявили, что некоторые пассажирские лифты использовались не по назначению («На лифтах перевозят строительный материал и мусор»). Словом, все указывало на то, что авария, в которой погибла Ирина Володина, — системная ошибка. Однако единственным обвиняемым в уголовном деле до сих пор остается Алексей Белоусов. 9 декабря 2016 года в СКР сообщили о том, что расследование завершено.

По версии следствия, к смертельной аварии привело некачественное аварийно-техническое обслуживание Белоусовым лифтов в одном из домов ЖК «Алые паруса».

«В ходе расследования были назначены шесть комплексных судебных криминалистических экспертиз и судебно-медицинская экспертиза, выводы которых позволили установить причинно-следственную связь между действиями обвиняемого и произошедшей аварией», — отметили в СКР.

15 марта в ведомстве заявили, что дело Белоусова передается в суд. Начало рассмотрения намечено на 18 апреля.

Загадки следствия

«В расследовании гибели Ирины Володиной в "Алых парусах", несмотря на весь общественный резонанс, много темных пятен. К примеру, камеры, установленные в лифте, почему-то отключились в 11:00 14 января 2016 года — всего за 20 минут до аварии. Кроме того, в лифте марки OTIS, где произошла трагедия, есть специальная плата: на ней даже при полном отключении электричества записываются коды десяти последних ошибок, сбоев в оборудовании. Но следствие не приняло ее во внимание», — говорит источник «Ленты.ру».

По его словам, машинное отделение рухнувшего лифта по непонятным причинам было опечатано лишь через десять дней после катастрофы, 24 января. При этом в материалах уголовного дела нет его фотографий: работавшие там следователи не смогли их сделать из-за внезапной поломки фотоаппарата. Но после того как осмотр машинного отделения все-таки состоялся, детали рухнувшего лифта — фактически вещественные доказательства — по странному стечению обстоятельств были оставлены до проведения экспертиз на ответственном хранении у компании «ДС Эксплуатация». А в отношении ее руководства 20 февраля 2016 года возбудили уголовное дело в связи с гибелью Ирины Володиной.



Фото: архив семьи Алексея Белоусова

«Чтобы найти виновных в гибели Володиной, следствию нужно было понять причину крушения лифта. Вначале речь шла о комплексной экспертизе аварии. Но потом следствие избрало другой путь: были проведены шесть экспертиз отдельных деталей. Эти исследования так и не дали ответа на главный вопрос: что все-таки случилось с лифтом?» — отмечает источник «Ленты.ру».

По его словам, в материалах дела есть лишь мнения экспертов о причинах аварии.

Как следует из комментариев экспертов (имеются в распоряжении «Ленты.ру»), около 11:20 14 января 2016 года Ирина Володина вошла в лифт OTIS в одном из корпусов ЖК «Алые паруса». Кабина спускалась вниз с восьмого этажа, однако по неизвестным причинам (возможно, из-за износа или дефектов) сработали ловители — устройства, намертво фиксирующие кабину в шахте в случае нештатной ситуации. Одновременно с ловителями должны были сработать два элемента системы безопасности лифта: один — на крыше кабины, и еще один — устройство контроля слабины подъемных канатов (СПК). Если бы они сработали, лебедка бы остановилась, но этого не произошло, и противовес массой около тонны стал подтягиваться вверх внутри шахты при стоячей кабине.

«Через некоторое время произошло проскальзывание канатов на канатоведущем шкиве лебедки, и противовес под действием собственного веса двинулся вниз с ускорением», — отмечает один из специалистов Ростехнадзора.

В какой-то момент несущийся вниз к кабине противовес израсходовал всю длину канатов: произошел резкий рывок, его рама разрушилась, и вниз полетели тяжелые чугунные чушки (основа противовеса). Они буквально бомбардировали намертво закрепленную в шахте кабину лифта, из-за чего та разрушилась, и Ирина Володина упала вниз. По словам источника, женщина за считаные секунды до своей гибели пыталась связаться с диспетчерами: связь была установлена, но сказать что-то Володина не успела.

Молодой да крайний

Как следует из материалов дела Алексея Белоусова, он не получал образования в профессиональном техническом училище по какой-либо специальности. При этом следствие установило, что Белоусов все же обладает специальным образованием для обслуживания лифтов, поскольку закончил курсы в учебном центре «УККОМ» и проходил стажировку с начальниками участков. При этом специальные курсы, необходимые непосредственно для работы на лифтах OTIS модели «Европа 2000» (именно в таком и произошла авария 14 января 2016 года) Белоусов не проходил и не изучал инструкцию таких подъемников.


Фото: архив семьи Алексея Белоусова

По словам невесты подсудимого Анастасии Красеньковой, в ходе следствия выяснилось немало странного в работе ее жениха в качестве электромеханика «Алых парусов». Так, профессиональное удостоверение было выдано Алексею Белоусову 24 июня 2014 года. Однако на момент аварии оно было недействительно, поскольку Белоусов в установленном законом порядке не был направлен на переаттестацию. Кроме того, для работы с современными лифтами каждый электромеханик обязан получать как минимум третью квалификационную группу по электробезопасности, которой у Алексея не было. Он не имел права работать с напичканными электроникой лифтами OTIS. Не проходил обвиняемый и обучение в сфере охраны труда, необходимое для всех работающих с лифтами и подъемниками.

«График работы с лифтами строится на плановых технических обслуживаниях (ТО). С даты выпуска лифт должен проходить ежемесячное, ежеквартальное, полугодичное и ежегодное ТО. В каждое из них для поддержания безопасной эксплуатации специалисты должны менять определенные расходники и детали, которые постепенно изнашиваются. Насколько мне известно, для лифта, где погибла Ирина Володина, вообще отсутствовал не только график ТО, но и журнал, подтверждающий его проведение. Как он обслуживался — толком никто не знает. При этом Алексей в соответствии со своей неподтвержденной квалификацией по закону мог проводить лишь технический осмотр, но никак не обслуживание, а тем более ремонт подъемника», — объясняет Анастасия Красенькова.

Кроме того, адвокатами Алексея Белоусова установлено, что обвиняемый вообще не работал в компании ООО «Лифтгарант», обслуживавшей лифты в «Алых парусах». Трудовой договор с Алексеем был заключен другим ООО, возглавляемым другим руководителем. Как выяснилось, объединяет их лишь общий учредитель. Поэтому с юридической точки зрения Белоусов не мог быть ответственным за техническое обслуживание лифтов в «Алых парусах».

«Это, безусловно, вопиющие факты — но важно то, что в "Алых парусах" почему-то допустили Алексея к обслуживанию своих лифтов. Неужели в "ДС Эксплуатация" никто не поинтересовался, каких работников предоставляет подрядчик? Более того, техническое освидетельствование подъемников жилого комплекса проводил инженерный центр «НЕТЭЭЛ», который также не обратил внимания на квалификацию Алексея. Как же работали "ревизоры", если у них не возникло претензий к Белоусову? Вдобавок, по информации Ростехнадзора, сотрудники «НЕТЭЭЛ» не проводили испытания лифта, где произошла смертельная авария, при выдаче разрешения на его дальнейшую эксплуатацию», — возмущается Анастасия Красенькова.

По ее словам, Алексея задержали на основании показаний свидетелей и потерпевших, ни допросов, ни имен которых в материалах дела нет. Более того — авария произошла не в его смену: он сдал смену напарнику в 7 утра, а Ирина Володина погибла около 11:20. Однако, отмечает Красенькова, к напарнику Алексея у следствия вопросов не было.

Параллельно с СКР свое собственное, техническое следствие вел Ростехнадзор. Вместо одного месяца, положенного по закону, оно длилось год. Но причину аварии эксперты так и не установили.


На прошлой неделе, 9 декабря, завершилось следствие по делу о падении лифта в столичном жилом комплексе «Алые паруса». В результате ЧП 14 января этого года погибла 36-летняя Ирина Володина, дочь телеведущего Евгения Кочергина. А в начале декабря, ноги лишилась в поликлинике пожилая москвичка. Лифты в России регулярно калечат и убивают людей. В причинах пугающей тенденции разбиралась «Лента.ру».

Систематическое гильотинирование

Для начала немного статистики. По данным Ростехнадзора, в период с 1997 по 2015 год (итоги нынешнего года ведомству еще предстоит подвести) в России при авариях в лифтах погибло 220 человек. Пик несчастных случаев (25) пришелся на 1999 год, меньше всего (1) их было зафиксировано в 2012 году. Вроде бы тенденция к снижению налицо.

Почему в Москве падают лифты О двух погибших в «Алых парусах» и причинах трагедии

Однако есть важный нюанс. Вот выдержка из официального информационного бюллетеня Ростехнадзора (имеется в распоряжении «Ленты.ру»), касающаяся технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» — документа, которым руководствуются в своей деятельности соответствующие надзорные органы.

«. Очевидно, что ТР ТС 011/2011 не устанавливает требования, выполнение которых обеспечивало бы безопасное использование и содержание лифтов, а также обслуживание лифтов персоналом, обладающим необходимой для этого квалификацией».

То есть фактически чиновники сами расписываются в том, что нормативная база, которой они пользуются для контроля за работой лифтов в стране, как минимум оставляет желать лучшего. И стоит ли после этого удивляться несчастным случаям?

Новые жертвы

14 января 2016 года в элитном жилом комплексе «Алые паруса» (район Щукино на западе Москвы, застройщик — «Донстрой») 36-летняя Ирина Володина, дочь телеведущего Евгения Кочергина, провалилась в шахту лифта с седьмого этажа и погибла. По данным Следственного комитета России (СКР), причиной происшествия «стала техническая неисправность и разлом кабины» подъемника.

Источник в сфере ЖКХ сообщил «Ленте.ру», что за размытой формулировкой следователей может скрываться. развалившийся противовес.

«Когда лифт поднимается, противовес (специальный груз) спускается. И наоборот. Насколько я знаю, в «Алых парусах» из-за неисправности противовес развалился прямо над кабиной лифта. Его куски упали на кабину, и она разрушилась, в результате чего погибла женщина», — говорит источник.

Высотный жилой комплекс «Алые паруса» на Авиационной улице

Высотный жилой комплекс «Алые паруса» на Авиационной улице

Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Как сообщал ТАСС, после трагедии жители комплекса в коллективном письме российскому президенту просили лишить лицензии управляющую компанию «Донстрой-Эксплуатация» и провести комплексную проверку технического состояния всех зданий объекта.

30 марта 35-летняя уборщица Динара сорвалась в шахту, когда убиралась на последнем этаже офисного здания на Дмитровского шоссе в столице. Пролетев полтора этажа, она зацепилась ногами за сетку и повисла между этажами. Спасатели ее вытащили. Она травмировала колени.

23 сентября в строящемся жилом комплексе «Сердце столицы» на улице Шеногина (северо-запад Москвы, застройщик — тот же «Донстрой») рухнул грузопассажирский подъемник. Погибли пятеро рабочих.

А совсем недавно, 7 декабря, в поликлинике №220 (Пресненский район Москвы) 71-летнюю москвичку зажало дверьми лифта, после чего он двинулся вверх. Пенсионерка была госпитализирована в тяжелом состоянии. По одним данным, она получила перелом обеих ног. По другим — лифт серьезно повредил женщине одну ногу, а вторую оторвал.

Страховка для пассажиров

Собеседник «Ленты.ру» — электромеханик по лифтам (лифтером себя просит не называть — звучит непрофессионально) с многолетним стажем, знающий все об этой технике. На условиях анонимности он согласился рассказать о тонкостях работы лифтов и о том, почему они то и дело дают сбои.

— Каждый лифт оборудован сразу несколькими уровнями защиты пассажиров, — говорит собеседник. — Прежде всего это сам каркас кабины и тросы, на которых она подвешена. Их как минимум три. У каждого 12-кратный запас прочности по грузоподъемности лифта. Грубо говоря, если лифт может перевозить 400 килограммов веса, то каждый его канат порвется лишь при весе груза в 4,8 тонны, а все три каната вместе — при грузе весом больше 14 тонн. Поэтому скажу сразу: все разговоры о том, что где-то оторвалась кабина лифта и упала вниз — это сказки, так не бывает. Разве что канаты кто-то специально болгаркой пилил.

Производство лифтового оборудования на Щербинском лифтостроительном заводе

Производство лифтового оборудования на Щербинском лифтостроительном заводе

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Но даже если кабина все-таки оторвалась, в дело вступает следующий уровень защиты — так называемая система ловителей. Кабина лифта связана со специальным ограничителем скорости, который точно знает, как быстро должен двигаться лифт. Это очень чуткий прибор: он реагирует, если скорость превышается на 40 процентов. Если лифт, скажем, имеет номинальную скорость в 1 метр в секунду, то уже при скорости в 1,4 метра в секунду ограничитель приводит в движение ловители, специальные механические узлы, установленные на кабине. Они буквально вцепляются в стенки шахты, замедляя падение. Если лифт исправен, ловители срабатывают быстро и точно.

— Когда СМИ кричат о том, что лифт якобы сорвался в шахту, речь чаще всего идет именно о посадке на ловители из-за превышения допустимой скорости движения, — объясняет эксперт. — Чем старше лифт, тем менее приятно для пассажиров подобное торможение: им страшно, что-то грохочет, какой-то скрежет по металлу… Ну и конечно — толчок. Если в этот момент в руках у пассажиров были тяжелые или острые предметы, риск травм весьма велик. Кстати, ловители в старых лифтах, за которыми не следят, порой срабатывают просто так, вызывая заслуженное возмущение пассажиров.

На тот случай, если каким-то невероятным образом у подъемника оборвались все тросы и не сработали ловители, в самом низу шахты кабину встретит не бетонный пол, а специальные буферные пружины. Эти устройства теоретически должны не только удержать кабину с полной загрузкой в случае ее жесткой посадки, но и не позволить ей разрушится. А ведь есть еще и система контроля дверей, не позволяющая им зажимать пассажиров… Так что в целом, входя в лифт, за свою жизнь можно не волноваться — правда, с одним «но»: если устройство правильно обслуживают.

Лифты-беспризорники

— Любой лифт, если его правильно обслуживать, безопасен, — говорит собеседник «Ленты.ру». — Раз в две недели должны приезжать специалисты, обследовать шахту, осмотреть трос… А у нас это часто происходит раз в год, а то и в два. И уж поверьте, виноваты в этом не электромеханики. Мы — люди подневольные. Просто с организациями, которые обслуживают лифты, сегодня в России дело обстоит плохо. Начальство стремится всеми силами сэкономить — нанимает абы кого, проводит минимум проверок и ставит дешевые запчасти. А потом мы удивляемся, почему с лифтами столько проблем!

По словам эксперта, на техническое обслуживание одного лифта подрядчикам зачастую выделяют смешные деньги — 4,5-5 тысяч рублей в месяц. Во времена СССР на одного электромеханика в среднем приходилось 18 лифтов. Сегодня — 70-80, иногда 100. И когда это изменится, совершенно непонятно. Наш собеседник утверждает, что в России распространена практика, когда крупные компании, занимающиеся обслуживанием лифтов, не устраняют проблемы на аварийных объектах, а попросту спихивают их обслуживание на маленькие организации, чтобы не портить статистику.


— Из экономии закупаются плохие компоненты. Есть, к примеру, системы пожарной безопасности: в случае ЧП с огнем они автоматически заставляют лифт приехать на первый этаж и открыть двери. Но это стоит денег и есть далеко не везде. Другой пример: у нас львиная доля ЧП с лифтами — это не пресловутые «упавшие» кабины, а инциденты с дверьми, когда кого-то защемило. У лифтовых дверей есть целая цепь блокировок, которая, с одной стороны, не позволяет кабине ехать открытой, а с другой — не дает им закрыться при наличии помехи в проеме. Из-за экономии эта цепь вполне может находиться в аварийном состоянии. А людям-то это не объяснишь — они уверены, что если засунуть руку между дверьми, двери не закроются и лифт не поедет… Отсюда и травмы.

Бардак с обслуживанием делает эти в целом надежные устройства совершенно непредсказуемыми — и заходя в очередной лифт, стоит быть начеку. И нелишне перечитать правила пользования устройством: если исправный лифт не причинит вреда в любом случае, то дефектное устройство может запросто покалечить или убить пренебрегшего инструкцией пассажира.

Коляски в зоне риска

— У лифтов в России сегодня две проблемы: алчность чиновников и наплевательское отношение пассажиров, — рассказывает наш гость. — Любая техника безопасности, в том числе и лифтовая, что называется, написана кровью. Я знаю много трагичных случаев. Сам видел: стоит хозяин с собакой, болтает с соседом на этаже. Приезжает лифт, животное забегает в кабину — а владелец не спешит. Веса собаки недостаточно, чтобы кабина стояла на месте, и двери закрываются. В свою очередь, поводок слишком тонкий, чтобы лифт почувствовал преграду в проеме. В итоге кабина поехала, а растерянный хозяин отпустил поводок. К счастью, шнурок в шахте не зацепился, и пса из лифта благополучно вытащили. А вот если бы зацепился — крови было бы много.

.

Упавший в шахту лифта в подмосковном торговом центре «Колесо», 11 декабря 2016

Другой яркий пример нарушителей в лифтах — это мамы с колясками. То, что в лифте ребенка надо брать на руки, — аксиома. Однако некоторые мамаши все равно упорно запихивают в лифты коляски с младенцами. Ширина хорошей зимней коляски (такие еще называют «тракторами») — около 660 миллиметров. Ширина дверного проема обычного советского лифта 80-х годов — 650 миллиметров. Впрочем, то, что коляска не проходит по габаритам, останавливает далеко не всех родителей: они всячески пытаются затолкнуть коляску в лифт, даже ногами пинают. Двери начинают закрываться, зажимая коляску. Реверс, который отводит их обратно, если в проеме препятствие, срабатывает лишь на ширине 600 миллиметров: коляска же из-за своих габаритов просто не дает ему включиться. Незадачливым родителям приходится вызывать механиков.

А пожалуй, самая удивительная история, рассказанная экспертом, связана с одним из домов в подмосковном Подольске. Его консьерж приноровилась… отключать лифт в тот момент, когда в него заходили люди, пришедшиеся ей не по душе. Все это наглядно показывает, в каких «надежных» руках находятся отечественные лифты.

Алексей Белоусов

Хорошевский суд Москвы огласил приговор электромеханику жилого комплекса «Алые паруса» Алексею Белоусову по делу о гибели 36-летней Ирины Володиной — дочери телеведущего Евгения Кочергина. На кабину лифта, в которой спускалась женщина, рухнул оторвавшийся противовес. От полученных травм Володина скончалась на месте. Белоусов признан виновным и осужден на 3,5 года колонии общего режима. Ранее прокурор потребовал для Белоусова четыре года лишения свободы.


Выплату компенсации потерпевшим рассмотрят отдельно

В ходе судебных прений были заявлены гражданские иски Алексею Белоусову со стороны потерпевших на общую сумму три миллиона рублей: два из них — Алексею Володину (мужу погибшей Ирины), еще один миллион — отцу погибшей Евгению Кочергину.

«Прошу удовлетворить частично — по 500 тысяч рублей по каждому заявленному иску», — резюмировала прокурор, сославшись на материальное положение обвиняемого.

Как пояснили «Ленте.ру» в пресс-службе Хорошевского суда Москвы, в рамках рассмотрения уголовного дела Алексея Белоусова эти иски не рассматривались; их предложено рассмотреть в порядке гражданского судопроизводства.

Авария произошла за считаные секунды

Как ранее сообщала «Лента.ру», из комментариев экспертов по уголовному делу следует, что 14 января 2016 года около 11:20 Ирина Володина вошла в лифт OTIS в одном из корпусов ЖК «Алые паруса». Кабина спускалась вниз с восьмого этажа, однако по неизвестным причинам (возможно, из-за износа или дефектов) сработали ловители — устройства, намертво фиксирующие кабину в шахте в случае нештатной ситуации. Одновременно с ловителями должны были сработать два элемента системы безопасности лифта: один — на крыше кабины, и еще один — устройство контроля слабины подъемных канатов (СПК). Если бы они сработали, лебедка бы остановилась, но этого не произошло, и противовес массой около тонны стал подтягиваться вверх внутри шахты при стоячей кабине.

Капсула смерти Расследование: что привело к крушению лифта в «Алых парусах»

«Через некоторое время произошло проскальзывание канатов на канатоведущем шкиве лебедки, и противовес под действием собственного веса двинулся вниз с ускорением», — отмечал один из специалистов Ростехнадзора.

В какой-то момент несущийся вниз к кабине противовес израсходовал всю длину канатов: произошел резкий рывок, его рама разрушилась, и вниз полетели тяжелые чугунные чушки (основа противовеса). Они буквально бомбардировали намертво закрепленную в шахте кабину лифта, из-за чего та разрушилась, и Ирина Володина упала вниз. По словам источника, женщина за считаные секунды до своей гибели пыталась связаться с диспетчерами: связь была установлена, но сказать что-то Володина не успела.

В Ростехнадзоре заявляли об аварийном состоянии лифтов элитного ЖК

15 марта 2016 года Ростехнадзор опубликовал данные об изношенности лифтов в «Алых парусах». В акте надзорного ведомства, на который ссылались в ТАСС, отмечалось, что в лифтах «выведены из строя электрические устройства безопасности, контролирующие обрыв тяговых элементов», некоторые подъемники не защищены от воздействия внешних факторов, в них не соблюдаются температурный и осветительный режимы.

Почему в Москве падают лифты О двух погибших в «Алых парусах» и причинах трагедии

«На канатоведущем шкиве и электродвигателях главных приводных лифтов демонтированы металлические ограждения, имеется грязь, не исключено спадание тяговых канатов с направляющих элементов, износ несущих канатов», — говорилось в документе.

Некачественные услуги

Механик признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека»). По версии следствия, в результате действий Белоусова в ЖК «Алые паруса» 14 января 2016 года произошло обрушение конструкций одного из лифтов.


Осужденный не признал свою вину

Адвокат потерпевшей стороны Сергей Булаев сообщал ТАСС, что Белоусов, выступая 13 сентября в суде с последним словом, не признал вину и просил вынести оправдательный приговор, «так как считает себя непричастным к трагедии». «Выступая сегодня с последним словом, Белоусов формально выразил родственникам соболезнования о случившемся, а своей вины не признал», — отмечал Булаев.

Механик — не единственный фигурант резонансного дела

В том же декабре 2016 года сообщалось, что следствие планирует привлечь к уголовной ответственности не только работника, чьи действия прямо привели к трагедии, но и лиц из числа его руководства, дело в отношении которых выделено в отдельное производство.

«Насколько мне известно, для лифта, где погибла Ирина Володина, вообще отсутствовал не только график технического обслуживания (ТО), но и журнал, подтверждающий его проведение. Как он обслуживался — толком никто не знает. При этом Алексей Белоусов в соответствии со своей неподтвержденной квалификацией по закону мог проводить лишь технический осмотр, но никак не обслуживание, а тем более ремонт подъемника», — объясняла «Ленте.ру» ситуацию в «Алых Парусах» невеста осужденного Анастасия Красенькова.

Московские происшествия

Денис, практически во всех современных лифта поручни есть, но пол отрывается обычно мгновенно - и наврятле вы сможете схватиться за них.

Алексей Максименко

Vladislav Tarasov

DELETED

Регина Юрьева

Денис Филиппов

[18+ Московские происшествия], да написал а потом подумал что даже если успею схватиться то врят ли даже полчаса смогу провисеть так.

Никита Викторович


Никита Викторович ответил Денису

Алексей Максименко

Vladislav, начинаю по-немногу радоваться жизни на 2)
Сам из Минска, тоже был инцидент, у бабушки в доме у лифта почти пол отвалился, громадная щель была по левому боку, так, что вся шахта просматривалась. Никто не на какие просьбы о замене особо не шевелится. Потом жильцам надоело, взяли бетонный блок весом 120 кг и тупо кинули туда - провалился пол. Вот тогда уже зашеевелились все.

Лариса Семёнова

Алексей Максименко

Vladislav Tarasov

Алексей, да, в такие моменты лучше сразу опасность спровоцировать до конца, чтобы можно было прямо фиксировать поломку.

Кирилл Черников

Виктор, у них по ходу элитная новая технология пол под каркас и выложить плиткой с верху и снизу. Чтоб если упал то уже готовое место для цветов. И место не надо покупать на кладбище.

Алексей Максименко

Vladislav, реально страшно ездить было, бабушка на 9 из 12 этажей жила, так что при спуске что при подъеме дух захватывало, бабка одна соседка молилась все время
ну это ладно
но на все обращения в ответственные структуры год получали ответ "щель безопасная, никаких проблем" или "лифт соответствует всем нормам безопасности, проведена проверка"
И вот когда этот бетонный блок кинули и пол провалился, притом запросто, без особого шума, будто он и сам это планировал сделать в этот день, у всех волосы дыбом встали, когда один из мужиков озвучил вес сего блока, равняющийся весу двух среднестатистических мужчин

Читайте также: