В фундаменте открытий чудных лежит здоровья дух

Обновлено: 05.05.2024

"О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…".

«Просвещение есть необходимая историческая эпоха развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Просвещение – это выход человека из состояния своей незрелости, в котором он находится по собственной вине. Незрелость – это неспособность обходиться собственным разумом без руководства со стороны других» Иммануил Кант

Издавна у просвещенных людей появилась уверенность в огромных созидательных возможностях человеческого разума. Они верят в науку, верят в то, что силой разума можно достигнуть социального прогресса и переустроить общество по добру и справедливости. На пороге двадцать первого века все эти понятия не только не устарели, но и приобрели новое содержание.

Научные знания стали источником, как великих свершений, так и инструментом разрушения. Грань между ними определяется лишь внутренним миром, убеждениями, моральными принципами того, кто вооружен этими знаниями. И, к сожалению, мы часто видим примеры того, как люди применяют свои «плоды просвещения» во зло. Мирный атом соседствует с самым страшным оружием современности. Интернет открывает двери не только в сокровищницы мировой культуры, но и в самые темные закоулки человеческих пороков. Обогащенный достижениями человеческой мысли человек может стать как креативным программистом, так и лишенным совести хакером, как успешным менеджером, несущим людям процветание, так и беспринципным дельцом.

К чему я это говорю? Это, казалось бы, очень далеко от школьной жизни. Но именно от учителя начальных классов часто зависит, как будет применять свои фантастические плоды просвещения этот пока еще маленький человек в своей далекой взрослой жизни.

В первые годы школьной жизни ребенок особенно готов к восприятию добра и мудрости. Учитель, наполняющий каждый день ребенка маленькими открытиями, закладывает фундамент для великих открытий и свершений завтра. И добрые глаза учителя, его умение поддержать в минуты сомнений, не допустят разочарования ребенка на первых шагах этого пути. Умение подвести к «открытию», привить вкус нового первооткрывателя, дать почувствовать уважение к себе - все это должно стать путеводной звездой, которая не даст потом уже взрослому состоявшемуся человеку свернуть с правильного пути. Каждый день, каждый миг общения с ребенком учителю нужно быть примером «доброго волшебства знаний». Гете говорил: «Всюду учатся лишь у того, кого любят». Особенность этого возраста в том, что заставить ребенка полюбить кого-то «по плану» или «по статусу» нельзя. Любовь можно заслужить лишь, если искренность и доброта в общении с ребенком для педагога так же естественны, как дыхание. Я выбрала для себя ту профессию, где можно и нужно доказывать детям, на что способны педагоги, помогать им, направлять их, думать о них. Я выбрала то место, где можно и нужно отдавать всю себя и большому, и маленькому человеку нашей страны.

Основополагающий принцип моей работы – «Творить, пробовать, искать, развиваться». Я в полной мере осознаю свою ответственность за судьбы детей, которых учу и воспитываю. Следовательно, и в какой-то мере за судьбу нашей страны, которая когда-то получит в свои руки воспитанных мною учеников. Мне кажется, что это самая гуманная в мире профессия. Учитель несет людям не только знание, он несет еще доброту и духовность. Каждый образованный человек должен быть высококультурным, строгим к себе и милосердным к людям.

Я хочу верить, что мой повседневный труд тоже способствует сохранению истинного духа Просвещения – неразделимого единства знаний и самых высоких человеческих принципов, науки и гуманизма.

Екатерина Кузнецова

Екатерина Кузнецова

Екатерина Кузнецова запись закреплена

"О сколько нам открытий чудных
Готовит просвященья Дух
И опыт - Сын ошибок трудных
И гений - парадоксов Друг!
И случай - Бог изобретатель. "

Блажен, кто крепко словом правит
И держит мысль на привязи свою.

Александр Сергеевич Пушкин

○ Все мы с детства обязаны хвалить Пушкина. . Пушкин самый трудный поэт для понимания; в то же время он внешне доступен. Легко скользить на поверхности его поэзии и думать, что понимаешь Пушкина. Легко скользить и пролететь в пустоту.

Андрей Белый. Из статьи «Брюсов», 1908 г.

○ Ничто не имело более великих последствий для русской литературы и русского языка, чем эта продолжавшаяся тридцать семь лет жизнь. Пушкин дал русской нации её литературный язык и, следовательно, её мировосприятие. С ним русская поэзия впервые заговорила действительно родной речью, то есть на разговорном языке. Как поэт он развивался с необычайной скоростью, словно природа знала, что его время ограничено. <. >Его стихи имеют волнующее, поистине непостижимое свойство соединять лёгкость с захватывающей дух глубиной; перечитывая их в разном возрасте, никогда не перестаёшь открывать новые и новые глубины; его рифмы и размеры раскрывают стереоскопическую природу каждого слова.

Вечное и Человечное

АЛЕКСАНДР ПУШКИН (1799-1837)

Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света он малодушно погружен;
Молчит его святая лира; душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется, как пробудившийся орёл.

Тоскует он в забавах мира, людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый, и звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн, в широкошумные дубровы…

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель..


О сколько нам ещё открытий,
Чтоб просветить сей бренный дух.
Ошибок трудных и событий,
Воображений дерзких мук..

И опыт сын твоих признаний -
Посланник к нам других миров
Блаженный гений тех стараний,
Чьей жизни путь здесь был таков.

Суть тех неведомых прозрений,
Что нам даются может раз,
И мимолетных просветлений,
Сокрытых в блеске его глаз..

И как наш гений парадоксов
Понять способен жизни смысл,
Из тех немыслимых вопросов
В стихах поэт рождает мысль.

Душа поэта улетела,
Оставив нам бессмертный стих.
Как будто так она хотела
Продлить души волшебный миг..

В том постиженьи мирозданий
Мысль обретает дух времён.
Как суть неведомых желаний,
В них разум жизни потаён..

Вновь чередой открытий чудных
Пройдём свой путь мы вековой-
Души путь дерзкий многолюдный
Что жизнь сулит нам жребий свой..

Та блажь времён - суть не известна
Как неизбежности стезя,
Ведь мир как есть - сознаний бездна
Что осознать порой нельзя..

Но мы способны видеть дальше,
Чтоб тех миров найти исток-
Лишь осознав - что было раньше
Дать сможем разума росток..

Открытий новых много нам
Дух просвещения готовит,
Как суть пытливого ума
К нам озарение приходит..

Ошибок трудных путь лихой,
В нём гений вечных парадоксов.
Пребудет бог всегда с тобой,
В миг постиженья всех вопросов.

Познаний свет вперёд ведёт
К вершинам, мысль что покоряет.
Чтоб ощутить души полёт,
Поэт пусть мира суть познает.

Творец миров - небес посланник,
Провидец истины даров.
Откроет путь своих скитаний -
Суть вечной мудрости богов.

Талант свершит его прозренья
И в жизнь тот случай воплотит,
Когда в строке стихотворенья
Вновь гений чудо сотворит..


И что с того - нам время мало-
То бог отвёл не просто так,
Благословенный блеск металла
Когда есть друг - слабеет враг..

Так неподкупность мир меняет,
Задует ветер душ песок.
И вдруг душа твоя познает
Чего никто познать не мог..

Там на ступенях мирозданий
Найдем и мы свои следы-
Где в отраженьи жизней ранних
Увидит разум жизни сны..


Рожденный верою пророчеств
Неси же в мир свою молву,
Как божий дар средь одиночеств
Находит яркую звезду..

Всё может трепетно, однако
Душа не ведает преград
Лишь постигая - что ей надо
Боготворит и рай, и ад..

И всё ж неверие соблазна
Способно миром управлять,
Но тот кто верит в мир наш страстно
Тот должен - жить, творить, мечтать..


О, сколько нам открытий чудных
Несёт познаний вечный дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
И случай, бог изобретатель..
Что знаний вечных всех искатель
В жизнь воплотив как созидатель
Открыл вселенной вечный круг..


При жизни, следующие строки А.С.Пушкина
не были опубликованы:


И случай, бог изобретатель
И беззаботный созидатель –
Блаженный гений и талант –
Один – алмаз, другой – бриллиант,

Воображенье – дерзкий странник,
И восхищение творцом,
Чей неизвестный нам посланник
С неузнаваемым лицом

И в величайших откровеньях,
И в мимолётнейших прозреньях
Явленью всякому дал суд –
Всё достигается чрез труд.

В год смерти Пушкина в 1837 году впервые измерил расстояние до звезды Веги русский астроном Василий Струве. Он на Пулковской обсерватории близ Санкт-Петербурга определил годичный параллакс звезды Вега, который составил 0,125 угловой секунды, (реально = 0,129"), что соотвествует расстоянию 8,3 парсека или 27 световых лет. Человек сделал важный шаг на пути познания шкалы космических расстояний.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Смысл стихотворения Пушкина

Смысл книги

Это стихотворение хотя бы раз в жизни слышали все культурные жители нашей страны. Оно состоит всего из пяти строк. Первые четыре составляют целую рифмованную строфу, а вот о пятой мало кто слышал. Стихотворение «О, сколько нам открытий…» в советское время было эпиграфом к популярной телепередаче «Очевидное-невероятное», которую вел академик Капица.

Каждая строчка стихотворения наполнена смыслом. О, сколько на открытий чудных…Начало стихотворения настраивает читателя на то, что ему предстоит узнать что-то новое. Строка наполнена оптимизмом – ведь открытия бывают разные, в том числе, и не самые приятные. Чудо…чудный – старые русские слова, в которых есть какая-то неразгаданная тайна.

Готовит просвещения дух…Вторая строка стихотворения. Становится ясно, что без просвещения открытий не видать, как своих ушей. Пушкин делает акцент на важности просвещения для развития науки и культуры. Просвещение по Александру Сергеевичу – это цель, к которой должен стремиться человек разумный, если он хочет чем-то отличаться от животного. И слово «просвещение» в устах поэта не имеет никакого бюрократического подтекста, тогда как в сегодняшней России этот термин присвоила себе чиновничья номенклатура.

…И опыт, сын ошибок трудных. Эта строка почти не требует пояснений. Человек набирается опыта, используя метод проб и ошибок. Ошибка – это отрицательный результат, но он не менее важен, чем положительный. Умный человек учится на чужих ошибках…и далее по тексту пословицы. Просвещенный человек больше знает, поэтому он не допустит таких ошибок, как человек невежественный. Как мы видим, логика поэта безупречна.

Четвертая строчка — …и гений, парадоксов друг. Действительно, если внимательно изучить биографии людей, которые признаны гениями, то окажется, что стать такими им помог парадоксальный способ мышления. В их головы приходят такие мысли, какие никогда не возникнут в мозгу здравомыслящего человека. Известно, что многие гении страдали психическими расстройствами и имели определенный тип личности, отличающий их от простых смертных. Часто гении приходят к решению какой-либо невероятно сложной задачи во сне, в простой бытовой ситуации, когда их мысли заняты совсем другим, либо в случае возникновения сильного стресса. Это звучит, как парадокс, но такое нередко случается.

Стихотворение можно считать незаконченным. Почему Пушкин не дописал его – неизвестно. Завершает стихотворение строчка, о которой большинство людей даже не подозревает. Она звучит так: …и случай, Бог изобретатель. Просто не паханное поле для различных интерпретаций. Трактовать эти слова можно по-разному. Всё в жизни человека решает случай, а его изобретателем является Бог. В смысле случая. Или согласно еще одной пословице – человек предполагает, а Бог…далее по тексту.

Прочитав несколько раз данное стихотворение, можно прийти к выводу, что Александр Сергеевич был еще тем выдумщиком. Скорее всего, он специально его не закончил, чтобы дать работу неисчислимому множеству исследователей его творчества. Любил поэт пошутить, ничего не скажешь.

24 февраля 1973 года в эфир впервые вышла телепередача «Очевидное-невероятное». Prosodia отмечает этот памятный день стихотворением, ставшим эпиграфом к этой передаче. Считается, что его написал Пушкин, однако это, мягко говоря, не совсем так.

Александр Пушкин: очевидное – невероятное

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]

(октябрь – ноябрь 1829)

Чем это интересно

В телепередаче были использованы первые четыре строки, что дало повод правдолюбам во времена перестройки упрекать власти (или телевизионное начальство) в сокрытии от населения «божественной» части. Мол, скрывали от народа самое главное в стихотворении.

Однако и сам Пушкин не спешил познакомить россиян с этой строкой. Как и со всеми прочими. При жизни Пушкина это замечательное стихотворение опубликовано не было. Спрашивается, почему? Ответ невероятный: такого стихотворения Александр Сергеевич не писал.

Вот что пишет известный пушкинист Натан Эйдельман (1930–1989) о «первой арзрумской» тетради Пушкина:

Сначала Пушкин написал:

О сколько ждут открытий чудных
Ум и труд…

Мысль сразу не дается, Поэт, видимо, находит, что Ум и Труд – слишком простые, маловыразительные образы. Постепенно они вытесняются другими – "смелый дух", "ошибки трудные".

И вдруг появляется "случай":

Позже – новый образ: "случай - слепец":

И случай
отец
Изобретательный слепец.

И ты слепой изобретатель.

И случай, бог изобретатель.

Стихи не закончены. Пушкин перебелил только две с половиной строки и почему-то оставил работу.

Этот текст для Полного академического собрания сочинений Пушкина готовила Татьяна Григорьевна Цявловская [1897–1978, специалист по творчеству Александра Сергеевича Пушкина. – С.М.] Она рассказывала, что ей жалко было отправлять чудесные строки в ту, финальную часть третьего тома, которая предназначалась для неосновных, черновых вариантов: ведь там стихи станут менее заметны и оттого – менее известны. В конце концов, редакция решила поместить среди основных текстов Пушкина две с половиной беловые строки, опубликованные В.Е. Якушкиным, и еще две с половиной строки, которые Пушкин окончательными не считал, но которые все же сделались "последней его волей"».

То есть Пушкин взял себе на заметку только первые две с половиной строки, остальное – фантазии (гениальные) Цявловской. Она взяла из черновика лучшие слова и расставила их в лучшем порядке.

Вот этот черновик. Попробуйте составить собственное стихотворение:


o_skolko_nam_otkritiy_chudnih.jpg


Надо сказать, что строки «О сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух / И Опыт» разбудили поэта не только в Цявловской. Известны еще несколько продолжений. Вот примеры. После слов «и Случай, бог изобретатель» идут такие строки:

Внушил поэту сделать стих
Для тех, кто знание постиг,
И передав его прилежно,
Взирает на птенцов своих.
Мы славим вас учителя:
Тех, кто почил и поимённо.
Сей гимн звучит воодушевлённо.
В мир птицей фениксом летит.
Мы сердцем вас благодарим
За это молодое племя,
За то что вы, познаний семя,
Так щедро подарили им.

(«Гимн учителям, Щеваев Владимир Николаевич, 2018)

И еще один вариант:

И беззаботный созидатель –
Блаженный гений и талант –
Один – алмаз, другой – бриллиант,
Воображенье – дерзкий странник,
И восхищение творцом,
Чей неизвестный нам посланник
С неузнаваемым лицом
И в величайших откровеньях,
И в мимолётнейших прозреньях
Явленью всякому дал суд –
Всё достигается чрез труд.

Справка об авторе

Татьяна Григорьевна Цявловская (1897–1978) была пятым ребёнком в семье известного русского филолога Григория Эдуардовича Зенгера, профессора и ректора Варшавского университета. По окончании гимназии в 1914 году Татьяна поступила в петербургский Институт истории искусств, но с началом Первой мировой войны оставила учёбу. Вплоть до 1920 года работала медсестрой в госпиталях.

С 1928 года начала заниматься пушкиноведением, много работала с рукописями Пушкина как текстолог, комментировала различные издания его произведений.

При публикации статьи «Новые автографы Пушкина на русском издании "Айвенго" Вальтера Скотта» оказалась жертвой мистификации Раменского (пенсионер и бывший партийный работник Антонин Раменских успешно изготавливал «автографы» и «рисунки» Александра Пушкина; разоблачен после смерти).

В 1970 году опубликовала фундаментальный труд «Рисунки Пушкина», в котором мистифицированные работы не упоминаются (хотя они и не были дезавуированы публично).

Читайте также: