Уважение как фундамент системы взаимоотношений педагог родители

Обновлено: 03.05.2024

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство. В прочной надежной семье нуждается каждый человек. Но в дошкольном возрасте мир ребенка уже ограничивается не только семьей. Это период, в течении которого ребенок находится в полной зависимости и от других окружающих его взрослых – педагогов в образовательной организации. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательной деятельности. Главным, в работе любой дошкольной образовательной организации, являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Ведущие цели взаимодействия воспитателей с родителями – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Но в настоящее время остро ощущается самодостаточность воспитателей в решении собственных задач и их нежелание, а, в большинстве случаев, неумение устанавливать контакты и продуктивно взаимодействовать с родителями.

Причины, которые препятствуют продуктивному взаимодействию воспитателей и семьи следующие :

- низкий уровень социально – психологической культуры участников взаимодействия : родителей и воспитателей;

- непонимание родителями значения периода дошкольного детства для формирования личности ребенка;

- недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОО;

- недостаточная информированность воспитателей об условиях и особенностях воспитания ребенка в семье;

- неумение родителей анализировать собственные педагогические ошибки;

- конфликты между родителями из – за детей;

- взаимное предвзятое отношение родителей и воспитателей друг к другу по тем или иным вопросам воспитания;

- жалобы воспитателей на пассивность родителей.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Воспитатели отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям совершенно не хватает времени на воспитание своих детей, они всегда заняты своими проблемами и недостаточно компетентны в вопросах психологии и педагогики.

Организация взаимодействия воспитателей и родителей, основанная на сотрудничестве, позволит каждому ребенку чувствовать себя участником образовательной деятельности, а у педагогов появится возможность для каждого ребенка создать зону успеха, что является важным для личностного развития дошкольника, поддержания его познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательной деятельности.

Взаимодействие воспитателя и семьи строится на следующих принципах и подходах :

1. Доброжелательность в общении педагога с родителями. Позитивный настрой воспитателя является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями, т. к. в общении с родителями не приемлемы категоричность и требовательный тон.

2. Доверительности. Родители должны видеть в воспитателе профессиональную компетентность, тактичность, коммуникативность.

3. Индивидуальный подход. Воспитатели должны чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы.

4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители сейчас люди грамотные, осведомленные, и, конечно, знающие как правильно нужно воспитывать детей, поэтому ваше наставничество не принесет желаемого результата. Гораздо важнее создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи.

5. Утверждение самооценки родителей. Только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Отказ от судейской позиции по отношению к родителям, оказание им всяческой поддержки.

6. Динамичность. Образовательная организация должна постоянно находиться в режиме развития, а не функционирования, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы воспитателей с семьей.

Работа по взаимодействию воспитателя и родителей отличается разнообразием и не имеет определенного стандарта: жизненные задачи и требования диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача обеих сторон в этом взаимодействии – уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентными в решении современных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Подводя итоги всего вышесказанного, хочется подчеркнуть, что родители должны являться активными участниками образовательной деятельности. И это очень важно не только для установления доверительных и партнерских отношений, но и для успешного развития и воспитания детей. Обе стороны взаимодействия должны признавать различия во мнениях и после дискуссий по возникающим вопросам и предложениям, приходить к взаимовыгодному варианту решения проблем, чтобы они удовлетворяли обе стороны. Тем более, что в данное время возрастает заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. При этом и педагог, и родители подчеркивают значимость решаемой проблемы, готовность выслушать друг друга, демонстрируя умение конструктивно вести переговоры.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ «Патриотическое воспитание в ДОУ». Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ «Любовь к родному краю, родной культуре,.

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители,.

Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников «Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОУ» Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных.

Интеллектуально-развивающая игра «Что? Где? Когда?» по проекту «Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи» Предварительная работа: подготовка к семинару, разучивание частушек, песен, оформление родительских работ на тему: «Презентация семьи»,.

Педагогический совет в ДОУ «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Педагогический совет в ДОУ «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС» Создание обстановки эмоционального комфорта. Педагогам, для того чтобы они почувствовали себя свободно, раскованно, поняли, какой по стилю.

Презентация для педагогов «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО» Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО Некрасова Елена Юрьевна Воспитатель МДОБУ «Детский.

Педагогический совет «Современные подходы в воспитании детей» Педсовет "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ" Форма проведения: деловая игра Цель: Повышение профессиональной.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Общеизвестно, ценности личности формируются в семье, дошкольных организациях, школе, в сфере массовой информации и т. д. Но наиболее системно,.

Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОО Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОО К играм современных детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Этика взаимоотношений с родителями строится на двух основаниях: а) уважение педагогом родителей, понимание их забот и тревог о своих детях, основанных на родительской любви; б) уважение родителями педагога как человека, выполняющего важнейшую социальную функцию.

Школа и семья – два крыла, на которых «взлетает» ребенок. У педагогов и родителей одна цель – благополучие и развитие ребенка. Единство подходов к ребенку в школе и дома – важное условие его успешной учебы и воспитания.

Педагог и родители:

- нуждаются во взаимной поддержке, помощи, совете, внимательно относятся к просьбам и советам друг друга и стараются их выполнять;

- глубоко уважают личность и достоинство, трудовую деятельность друг друга.

Учитель не поучает, не упрекает родителей, не навязывает своего мнения, соблюдает педагогический такт.

Любое мнение родителей (даже неправильное с педагогической точки

зрения) педагог выслушивает доброжелательно, рассматривает это как доверие родителей педагогу.

То, о чем поведали родители педагогу, не должно стать достоянием других педагогов, родителей, учащихся. При профессиональной необходимости, поделиться этой информацией можно только с разрешения родителей.

Каждая встреча педагога с родителями должна завершаться конструктивными рекомендациями для родителей, самого ученика.

Педагог может предупредить родителей, что не вся информация, которую представляет педагог, должна стать достоянием их детей.

Педагог не сравнивает детей и семьи между собой, а лишь оценивает успехи детей относительно их же самих «вчерашних», искренне радуется успехам каждого ученика.

Предельная корректность и тактичность педагога в общении с родителями основана на уважении безусловной любви родителей к детям, интимного мира семьи, ее ценностей.

Не переделывать, не воспитывать родителей, а создавать условия совершенствования семейного воспитания.

Педагог одинаково уважительно и ровно относится ко всем детям и родителям, не выделяя кого-либо в положительную или отрицательную сторону.

Педагог общается с родителями на понятном, доступном языке, избегая излишнего теоретизирования, официальности, старается быть искренним и человечным.

Если педагог допустил ошибку, нетактичное поведение, он должен признать свою ошибку и извиниться, это лишь поднимет его авторитет у родителей.

Родители ответственны за воспитание своих детей, они должны помнить, что основа воспитания закладывается в семье, а в школе оно лишь корректируется.

Как недопустимо неосторожное, нетактичное вмешательство педагога в жизнь семьи, так недопустимо со стороны родителей устанавливать порядки в школе.

Хорошие родители ежедневно искренне интересуются школьной жизнью детей, встречают ребенка словами: «Как наши школьные дела, сынок? Что сегодня нового было в школе?»

От родителей во многом зависит авторитет учителя, отношение ребенка к школе, учебе.

Родители должны адекватно и спокойно реагировать на замечания и советы педагогов, понимать обеспокоенность учителя об учебных успехах и поведении учеников.

Родители реально помогут своему ребенку, если откровенно расскажут педагогу об особенностях характера ребенка, недостатках и достоинствах, его здоровье, проблемах воспитания.

Уважительное отношение родителей к педагогу должно основываться на понимании того, что педагог выполняет очень ответственную миссию, поручение от государства, труд его нелегок.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 3»

Доклад на тему :

« Учитель и родители : система взаимоотношений ( психолого - педагогические правила и способы установления контакта с семьей )».

Учитель и родители: система взаимоотношений (психолого-педагогические правила и способы установления контакта с семьей).


Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями. Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка. Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители. Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям. Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило.

В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.
Второе правило.

Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило.

Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным.
Четвертое правило.

Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.
Индивидуальное общение.
При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей. Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.
Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста. Может быть два варианта такого общения:
1) по инициативе учителя;
2) по инициативе родителей.


Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.
1. Постановка психологической цели.
– Что я хочу от родителей?

(Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)
При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение учителя и семьи.
Вызывать родителей стоит, если учитель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.
2. Организация начала диалога.
Церемония приветствия.
Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.
3. Установление согласия на контакт.


Проведение беседы учителем по инициативе родителей.
1. Установление согласия на контакт.

(Участники диалога обговаривают время его протекания.)
Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?
Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.
Таким образом, учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.
1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар».

Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.
Следите за своей позой!
Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены успеваемостью (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.
Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов. Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области обучения его ребенка.
Закончить беседу следует также по инициативе учителя.

Психологические основы проведения родительского собрания.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Почти всегда цель родительского собрания – информирование родителей. Следовательно, педагог выступает на собрании в роли информатора.
Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того, чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью информации, то есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится. В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.
Как же сделать так, чтобы вас услышали? Несколько советов.
Начало разговора.
· Главное требование – начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию.
· Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
· Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь. Коротко, но, подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.
· Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось.
Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.
· Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок.
· Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце разговора нам с вами предстоит…».
· Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.
Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.
Изложение информации.

Как и где стоять во время своего монолога?
· Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем кругу или сбоку от собственного стола.
Ни в коем случае не за столом! Это такое коварное место – учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.
· Если класс большой, придется стоять. Опять-таки – рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей.
· Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев.
· При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и осмыслить, отойдите к доске.
· Соотнесите голос с размерами помещения.
· Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:
– повторение последних слов,
– модулирование акцентов при помощи голоса.
· Следите за паузами: они должны быть!
Помните, что вы имеете дело не с гиперативными детьми, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думать лучше всего в паузах.
· Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.
При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движения рук при жестикуляции – от себя, а не на себя, и многое другое, что вам хорошо известно.
· Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!
· Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону.
· Четко определите тему и придерживайтесь ее.
· И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.
Содержание, формы и методы работы с родителями
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями


● Родительские собрания
● Общеклассные и общешкольные конференции
● Индивидуальные консультации педагога
● Посещения на дому


● Родительские тренинги
● Дискуссии
● Психологические разминки
● Круглые столы
● Устные журналы
● Практикумы
● Родительские вечера
● Родительские чтения
● Родительские ринги


Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психоло го-педагогическому просвещению.
Формы психолого-педагогического просвещения
· Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
· Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
· Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
· Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
· Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
· Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
· Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
· Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Педагог и родители система взаимоотношений.docx

Педагог и родители: система взаимоотношений

(теоретические и психологические основы взаимодействия)

Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью.
В.А. Сухомлинский

Семья – это начальный этап, в ходе которого происходит формирование ребенка, как личности. То, что ребенок получит в детстве, и будет тем багажом, с которым ему идти по жизни.

В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". В семье должен быть заложен фундамент личности.

И от того, что ребенок приобретет в семье зависит и то, каким человеком он станет.

Но большая часть родителей не профессиональные воспитатели, поэтому им трудно установить контакт с детьми, трудно подобрать нужные слова, трудно принять нужное решение. Поэтому нам – педагогам необходимо научить, подсказать, помочь родителям в воспитании подрастающего поколения.

Задача педагогов совместно с семьей найти наиболее рациональные и продуктивные способы решения различных проблем.

Цель работы с родителями учеников – организация сотрудничества семьи и школы в деле воспитания и формирования ребенка.

• включать родителей или законных представителей в совместную со школой воспитательную деятельность;

• вести правовое просвещение родителей;

• оказывать посильную помощь родителям в семейном воспитании;

• вести совместную с родителями деятельность направленную на социальную защиту детей;

• организовывать работу направленную на здоровый образ жизни ребёнка

в семье и школе.

Успех воспитания учащихся зависит не только от уровня профессиональной подготовки педагога и отношения учителя к своим обязанностям, но и от влияния среды, в которой живут и воспитываются дети. Семья накладывает нравственный отпечаток на формирование личности ребенка, т.к. является первичным коллективом, где ребенок живет, приобретает первый опыт и впитывает нравственные нормы поведения.

Первоклассник, пришедший в школу, уже имеет первичные знания о том, что такое хорошо и что такое плохо. И учитель должен знать в каких условиях они были сформированы, поэтому педагогу необходимо наладить взаимодействие с родителями ребенка, сделать их своими союзниками в деле воспитания и обучения учащихся.

Роль школы заключается в развитие тех нравственных качеств, которые были заложены в семье либо в их изменении, т.е. должна перевоспитать ребенка.

В воспитании ребенка учителю отводится важная роль, но, к сожалению, найти контакт с родителями или законными представителями учеников иногда бывает непросто.

Поэтому педагогам следует помнить некоторые правила эффективного взаимодействия с родителями учащихся:

· родителям, прежде всего, необходима поддержка, понимание и добрый совет;

· нужно стремиться наладить связи с родителями;

· активно привлекать родителей к воспитательной деятельности с детьми, стараться опираться на их опыт и помощь;

· на родительских собраниях говорите о планах и проблемах всего класса, а не только некоторых детей;

· будьте открытыми для всех, но не вступайте с родителями в панибратские отношения;

· не старайтесь угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в вас нет принципиальности и твердости характера;

Я думаю, каждый учитель сталкивался с трудностями в работе с родителями «проблемных» детей. Они обычно аргументируют свое поведение нехваткой времени, отсутствием способов, которые бы имели действие, обвиняют школу в невоспитанности ребенка и т.д.

Хочется подчеркнуть некоторые психологические особенности взаимодействия.

Умение общаться – профессиональное качество учителя .

Не смотря, на то, что все мы люди и имеем свои эмоции и чувства, педагог должен быть высококультурным в общении как со школьниками, так и с их родителями: быть беспристрастным, спокойно и уравновешенно вести беседу, слушать собеседника и понимать его, вести беседу психологически грамотно.

Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.

Очень часто вступая в разговор с родителями учащихся, педагог начинает беседу в повелительном «учительском» тоне, упрекает и поучает их. Ни о каком взаимодействии в этом случае речи быть не может. Необходимо понять чувства отца или матери, постарайтесь найти в них опору и начните выстраивать совместные действия. Проявите сдержанную доброжелательность это будет первым шагом к сотрудничеству.

Людям нравится ощущать собственную значимость.

Объясните родителям их немаловажное значение в этом процессе, их роль в воспитании и развитии ребенка. Необходимо убедить родителей в том, что они могут быть настойчивыми и терпеливыми и могут помочь своему ребенку.

Покажите родителям свое позитивное отношение к его ребенку.

Психологическое расположение к себе педагог может вызвать сразу, как только укажет на положительные качества учащегося. Ведь даже в самом заядлом хулигане и двоечнике можно найти частичку чего-то хорошего. Когда родители видят, что защищать ребенка ни от кого не нужно, начинается сотрудничество.

Ведение конструктивного диалога с родителями – основа системы взаимоотношений с родителями.

Добиться этого помогут следующие правила.

Не стремитесь, любыми способами утвердить свою позицию.

Другими словами, основная цель беседы состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение и доказать какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы объединить усилия школы и семьи.

Обсуждайте конкретную проблему, а не личные качества ученика.

Положительных результатов не достичь, если в диалоге начнется обсуждение черт характера или особенностей друг друга. Сформулируйте объективные и субъективные причины, мешающие ребенку. Предложите варианты решения проблемы. Главное, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

«Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Ваша беседа будет иметь положительный результат если вам удастся избежать противостояния, упреков и обвинений. Если вам удастся сформулировать проблему и родители примут эту формулировку. И последнее, если вам удастся составить план ваших совместных действий.

Для конструктивного взаимодействия существуют различные формы работы, которые я рекомендую вам взять на вооружение.

Традиционные формы работы:

· индивидуальные консультации педагога, психолога;

· посещения на дому.

· родительские вечера или родительские чтения;

· день открытых дверей;

· ведение тетрадей общения;

· внеклассные мероприятия с участием родителей;

· родительские собрания с участием детей;

· тематические мероприятия, проводимые родителями;

· дни творчества детей и их родителей;

· открытые уроки и внеклассные мероприятия;

· помощь в организации и проведении внеклассных дел.

· сезонные экскурсии в природу;

· дни здоровья («папа, мама, я – спортивная семья», …);

· конкурс семейных газет «моя родословная»;

· посещения театра, кино;

Результаты взаимодействия семьи и школы:

· укрепление авторитета родителей в семье;

· формирование нравственных качеств школьников;

· понимание родителями значимости совместной работы;

· создание атмосферы сотрудничества;

· позитивные изменения взаимоотношений школьников, учителей и родителей.

Семья и школа – два важных института социализации ребенка. И, хотя, их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Фундаментальным основанием взаимодействия педагога с родителями является уважение. Уважение к родителям – безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения родителей. Оно фундаментально – следовательно, его разрушение грозит гибелью всему сооружению взаимодействия. Педагог, отступивший от этической основы, становится виновником последующего шквального обвала здания взаимоотношений. Под грудами такого разрушения оказывается погребенным ребенок, с проблемами которого не справились взрослые. Один из этих взрослых – педагог, лицо профессиональное, обязанное культивировать педагогически плодотворные отношения.

Уважение к педагогу – другая сторона фундаментального основания. Но и эта другая сторона зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог тоже строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших и тонких направлениях. При этом педагога заботит не столько само уважение к нему лично, сколько общее уважение к человеку и педагогу, к обществу, отношение, выраженное в каких-то лицезримых формах. Они доступны ребенку – значит, они – тоже фактор развития ребенка.

Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А. С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, индивидуализированной. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ребенка. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В дошкольной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые ленятся, пренебрежительно относятся к интересам коллектива. Однако замечено, что даже у самых трудных детей есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать и усилить, если педагог вовремя заметит и поощрит малейшие порывы ребенка к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения. Дошкольники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

Выявляя в дошкольнике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности.

В контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.

В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь, подержать.

Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих профессионализма педагога. Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог, можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологический климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношениями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

Консультация «Роль игры в развитии личности ребенка» Игра - это не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Само.

Консультация для родителей и педагогов на тему: «Уважение — как неотъемлемая часть формирования личности». Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих - нибудь достоинств. В настоящее время среди образовательных целей и приоритетов.

Консультация психолога «Формирование у ребенка поведенческих черт личности»

Консультация психолога «Формирование у ребенка поведенческих черт личности» Детские поведенческие навыки закладываются с раннего детства, и их формирование, оказывающее на черты характера личности человека, продолжается.

О значении природы в формировании личности ребенка. О значении природы в формировании личности ребенка Стрепетова М. А. воспитатель МБДОУ № 26 "Аленький цветочек" г. Пятигорск Наряду с другими.

Природа как субъект всестороннего развития личности ребенка Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур по теме «Природа как субъект всестороннего.

Развитие личности ребенка средствами художественного творчества ГБДОУ дет. сад №21 Выборгского района СПб Развитие личности ребенка средствами художественного творчества Автор: Матикайнен.

Развитие творческой личности ребенка посредством дополнительного образования Сегодня дополнительное образование детей - целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное.

Роль отца в развитии личности ребенка Цель: развитие интереса у пап к вопросам воспитания и развития своих детей, приобщение их к этому процессу. Ход проведения гостиной - Здравствуйте,.

Статья «Роль семьи в воспитании личности ребенка» Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители – пример ему! Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит,.

Всестороннее развитие личности ребенка средствами театральной деятельности Театр это мир идей, Перенесенных на людей. И это мир в котором люди Живут с надеждами на чудо. И тот, кто заглянул однажды, Уже не сможет.

Читайте также: