Устройство временной дороги из щебня

Обновлено: 17.05.2024

Как определить когда достаточно временной дороги из щебня,а когда без плит не обойтись. Согласно СТО НОСТРОЙ 2.33.52-2011 п. 7.9.4 Дороги из сборных железобетонных плит сооружаются под нагрузку 12 т на ось. А у самого обычного тягача Камаз 44108 с полуприцепом НЕФАЗ г/п 20т нагрузка на заднюю ось уже около 13,5 т.с. Получается лучше перестраховаться и плиты заложить?И прокатит ли такое обоснование в экспертизе.

В принципе, если еще попробовать руководствоваться пожарными нормами, то дорога должна выдерживать нагрузку 16 т/ось

В принципе, если еще попробовать руководствоваться пожарными нормами, то дорога должна выдерживать нагрузку 16 т/ось

Если этими нормами руководствоваться,то тогда всегда плиты нужны,а когда же можно щебеночные дороги применять?

Если этими нормами руководствоваться,то тогда всегда плиты нужны,а когда же можно щебеночные дороги применять?

я про временные подъездные дороги к стройплощадкам и говорил.
в московских правилах 857-пп требуется применение твердого дорожного покрытия на временных подъездных дорогах.
может быть в других регионах можно щебеночные/грунтовые дороги использовать, пункт мойки колес не нужен, возможно и ограждение стройплощадки тоже не нужно.
ищите в своих правилах.
ЗЫ: по поводу определения "твердого покрытия" можно проводить схоластические упражнения. )

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

А дядя Вася говорит делать щебень.

Твёрдое покрытие - удорожание строительства. Проектировщик имеет право сделать дороже только обосновав решение нормативными требованиями (а не с помощью СТО).
Можно ещё обосновать решение пониженным участком рельефа, слабым основанием, невозможностью отвода воды с покрытия и полотна, ещё каким-то здравым смыслом. Но заказчик может и не пойти навстречу хорошему решению.

И ведь экономика тоже фактор. Это сейчас дикий капитализм. А представьте, раньше при коммунизме каждый рубль был общий. Деньги надо было беречь.
И качественное не всегда было оптимальным.

Из общих норм знаю только Водный кодекс в водоохранных зонах.

В целом, выбор между грунтовым и твёрдым покрытием определяется ещё и экономикой эксплуатации.
При эксплуатации более 5-10 лет может получиться экономически целесообразнее дорога с твёрдым покрытием, за счёт периодов между ремонтами покрытия.
Почти все временные дороги в этом плане используются менее 3 лет и т. о. на 99% экономически целесообразнее грунтовые покрытия.

Временная дорога теоретически должна быть сделана по тем же нормам, что и постоянная.
То есть тот же расчёт морозостойкости (не помню термин, могу наврать), расчёт по нагрузкам, учёт срока службы, ещё может быть что-то.
Другой вопрос, что ПОСовцы этого никогда не делают. Потому что в итоге получится 20-30 см щебня почти в любых условиях.
А по идее должны.

Устройство временных дорог позволяет быстро и экономично организовать подъездные пути, а также обеспечить объезд, когда нет возможности использовать основной путь. Чаще всего временные дороги строятся для подъезда к строительным объектам, а также при ремонте или реконструкции существующих автомобильных дорог.


Кроме того, временные подъездные пути сооружаются на месте добычи ископаемых материалов, а также в местах лесозаготовок.

При устройстве временной дороги важно учесть несколько основных моментов:

  • 1. Тип транспорта, который будет передвигаться по покрытию;
  • 2. Габариты вышеуказанных транспортных средств;
  • 3. Возможность одновременного заезда и выезда транспорта;
  • 4. Обеспечит ли покрытие всесезонный проезд;
  • 5. Можно ли повторно использовать покрытие.

Устройство временных дорог имеет еще несколько нюансов, о которых подробно написано в соответствующем разделе. Однако, помимо проектировочной части, выбор материалов для укладки является ключевым моментом.

Какими материалами производится устройство временных дорог


Как упоминалось, покрытие временной дороги должно обеспечивать бесперебойный доступ к объекту при любых погодных условиях. Поэтому грунтовые дороги не подходят для устройства покрытия, хотя и используются в некоторых случаях.

Какими материалами чаше всего производится устройство временных дорог:

  • Бетонные плиты;
  • Полимерные композитные плиты;
  • Полипропиленовые плиты;
  • Асфальтовая крошка;
  • Щебень;
  • Кирпичный и бетонный бой;
  • Грунт и дерево (реже).

В некоторых случаях временная дорога может быть выложена деревом, однако такой способ используется, в основном, только на отдаленных участках лесозаготовки.

Сравнение основных материалов для строительства временных дорог

Материал Удобство эксплуатации Скорость и простота укладки Возможность повторного использования
Бетонные плиты 10 9 10
Полимерные плиты 10 10 10
Полипропиленовые плиты 10 10 10
Асфальтовая крошка 9 9 8
Щебень 9 9 9
Кирпичный и бетонный бой 5 7 3
Дерево 4 7 2
Грунт 2 7 0

0 – минимальная оценка, 10 – максимальная оценка.

Бетонные, полимерные и полипропиленовые плиты удобны в укладке, а также легко демонтируются, позволяя изменять направление дороги или использовать материал повторно. Также для плиточных материалов не требуется обустраивать основание, укладка разрешается на подготовленный грунт. Такое покрытие получается ровным и прочным, имеет длительный срок службы.

Асфальтовая крошка по большей части используется для устройства временного объездного пути. Качественная крошка способа обеспечить высокие характеристики покрытия, однако для этого требуется подготовить дорожное основание из нескольких технологических слоев. Кроме того, асфальтовая крошка должна быть качественно уплотнена, чтобы обеспечить достаточную жесткость.

Щебень широко используется в дорожном строительстве как один из материалов основания, однако устройство временных дорог подразумевает применение щебня в качестве материала покрытия. Такая дорога получается достаточно качественной, и вполне подходит для движения транспорта, несмотря на зернистую структуру.

Как производится устройство временных дорог с помощью щебня:

  • Снимается слой грунта (примерно 30 см);
  • Почва очищается от мусора и посторонних предметов, корней и растений, после чего просушивается;
  • Грунтовое основание уплотняется дорожными катками;
  • Укладывается слой геотекстиля;
  • Отсыпается и уплотняется песчаный слой (примерно 40 см);
  • Укладывается геосетка;
  • Отсыпается и уплотняется крупнозернистый щебень (диаметр фракций 40-70 мм);
  • Отсыпается и уплотняется мелкозернистый щебень (диаметр фракций 20-40 мм).

Устройство временных дорог из щебня по данной технологии позволяет в будущем использовать конструкцию в качестве основания для укладки асфальтобетона. Поэтому, если на месте временной планируется строительство капитальной дороги, данный способ будет наиболее предпочтительным.

Кирпичный и бетонный бой, а также дерево являются бюджетными вариантами, однако такая временная дорога будет уступать по качеству покрытию из плит, щебня или асфальтовой крошки. Грунтовое покрытие наименее привлекательный и качественный вариант устройства временной дороги.

Особенности устройства временных дорог


При проектировании временных автомобильных дорог следует учесть некоторые нюансы, которые определяют параметры дорожного полотна и удобство его эксплуатации.

Какие особенности имеет устройство временных дорог:

  • 1. Ширина полосы – не менее 3,5 м;
  • 2. Для возможности разъезда встречного транспорта – ширина не менее 6-7 м;
  • 3. Если по дороге будут двигаться большегрузы массой более 25 тонн, то ширина двухполосной дороги должна быть не менее 8 метров;
  • 4. Устройство дорожных «карманов» позволяет сделать дорогу однополосной;
  • 5. Ширина «кармана» – не менее 3,5 м, протяженность участка – от 12 м (зависит от габаритов используемой на объекте спецтехники);
  • 6. В некоторых случаях оптимальным будет кольцевое устройство временной дороги, позволяющее избежать встречного движения;
  • 7. Радиус дороги в поворотах – не мене 12 м.

Также в некоторых случаях на временную дорогу наносится разметка, облегчающая движение транспорта.

Выводы


Устройство временных дорог позволяет в короткий срок организовать движение транспортных средств вблизи различных объектов, не имеющих подъездных путей. Чаще всего «времянки» используются для подъезда к строительным объектам, движения по территории стройки, а также для объезда при временной невозможности использования существующей автомобильной дороги.

В качестве основных материалов покрытия могут выступать бетонные, полимерные и полипропиленовые плиты, а также щебень и асфальтовая крошка. Менее качественные варианты: кирпичный или бетонный бой, строительный мусор, а также дерево или грунт.

При проектировании временной автодороги необходимо учесть некоторые нюансы, чтобы обеспечить бесперебойное движение и длительный срок службы.

Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими физико-механическими характеристиками, за счет чего и является самым востребованным материалом для строительства дорог. Однако, чтобы обеспечить высокое качество дорожного покрытия недостаточно просто произвести асфальтирование. Важные конструктивные элементы также скрываются под асфальтом.


«Дорожное основание – важная часть конструкции автомобильных дорог и других асфальтированных территорий, влияющая на общее качество, эксплуатационные характеристики, безопасность и срок службы покрытий. Включает в себя несколько слоев, которые обустраиваются по определенной технологии»

Если под асфальтом нет правильно обустроенного основания, покрытие изначально не будет иметь высоких эксплуатационных характеристик. Образование ям, выбоин, трещин, деформаций и провалов будет происходить гораздо быстрее, соответственно чему снизится и срок службы. Также такая дорога не может считаться безопасной.

Как устроена автомобильная дорога

Под асфальтом, который выступает в роли покрытия, скрывается множество различных материалов. При этом на качество автомобильных дорог и других подобных объектов влияют абсолютно все слои, находящиеся под асфальтом, вплоть до грунта в самом низу. Поэтому строительство дорог всегда начинается с устройства грунтового полотна.


При этом стоит обратить внимание, что старту строительства предшествует разведка и подготовка местности, а также расчеты и проектирование. В некоторых случаях характеристики всей дорожной конструкции считаются неудовлетворительными именно из-за ошибок при расчетах и проектировании.

Стандартное устройство автомобильной дороги:

  • 1. Земляное полотно (+ дренажная система);
  • 2. Геотекстильное полотно;
  • 3. Песчаный слой;
  • 4. Георешетка или геосетка;
  • 5. Щебеночный слой;
  • 6. Асфальтобетонное покрытие.

Обратите внимание, что щебеночный слой под асфальтом фактически представляет собой несколько слоев щебня различных фракций: от более крупных к более мелким. В некоторых ситуациях под асфальтом дополнительно укладывается геосетка, под которой расположен еще один асфальтовый слой. Асфальтобетон на дорогах в любом случае укладывается в несколько слоев, чтобы была возможность качественно уплотнить покрытие на всю толщину.

Также при асфальтировании используются битумные эмульсии, которые выступают в роли вяжущих и скрепляющих элементов. Кроме того, на сегодняшний день существуют современные материалы, которые прошли испытания и постепенно вводятся в повсеместную эксплуатацию.

Для чего все это нужно и как работает – рассказываем по порядку.

Земляное или грунтовое полотно

После того, как местность будет изучена, расчищена и подготовлена, экскаваторы начинают разработку грунта. В зависимости от местности и типа грунта, подбираются те или иные экскаваторы, больше подходящие под конкретные задачи.


Этапы разработки грунта:

  • 1. Удаление верхних слоев почвы. На данном этапе важно избавиться от крупных корней кустарников и деревьев, чтобы исключить их последующий рост под асфальтом.
  • 2. Устройство дренажной системы. Водоотведение обеспечивается сооружением дополнительных конструкций. Например, кювет вдоль дорог образовывается не сам собой, а искусственно создается как водоотводная канава.
  • 3. Разравнивание территории. При необходимости производится досыпка/ удаление грунта, чтобы избавить от крупных неровностей.
  • 4. Уплотнение грунта. Уплотнение обеспечивает более высокую прочность земляного основания, а также повышает его твердость и сопротивляемость деформации. Для уплотнения используются специальные грунтовые катки.

Важным нюансом устройства дорожного основания является то, что материалы под асфальтом не должны смешиваться между собой. Для этого, в том числе, используется специальный материал.

Геотекстиль

Геотекстиль – синтетическое полотно, которое может быть создано из группы различных материалов. В дорожном строительстве чаще всего используются полипропиленовые и полиэфирные нетканые полотна, созданные из нитей и волокон. Геополотно отличается высокой прочностью, длительным сроком службы, необходимой эластичностью, износостойкостью, экологичностью и так далее.


Последний пункт является немаловажным, хоть и не приносит практической пользы с точки зрения инженерии. Если под асфальтом или другими слоями поместить материал, который будет загрязнять окружающую почву и воду, за десятки лет ущерб будет значительный.

Функции геотекстиля в дорожном строительстве:

  • 1. Армирование основания. За счет использования геополотен (геотекстиль + геосетка/ георешетка) прочность дорожного основания может быть увеличена на 200-250%.
  • 2. Разделение конструктивных слоев. Во-первых, геотекстиль не позволит смешаться грунту и песку. Во-вторых, полотно препятствует прорастанию растительности. Это важно для сохранения характеристик основания.
  • 3. Дренажная функция. Около 80% грунта в нашей стране является глинистым, а это значит, что грунт хорошо впитывает и задерживает воду. Геотекстиль способствует отведению влаги, так как вода может навредить всей конструкции, если попадет внутрь.

Песчаный слой

Когда транспорт движется по дорожному полотну, он оказывает воздействие не только на само покрытие, но и на все элементы, которые находятся под асфальтом. Чтобы минимизировать воздействие на конструкцию, необходимо, помимо прочего, соорудить песчаную подушку.


Устройство песчаного слоя:

  • 1. Отсыпается достаточное количество песка;
  • 2. Насыпь разравнивается, равномерно распределяется по площади;
  • 3. Производится уплотнение с помощью специальных катков.

Как правило, толщина песчаного слоя составляет около 400 миллиметров. В большинстве случаев этого достаточно для амортизации. Изначально слой имеет толщину более 40 сантиметров, однако в процессе уплотнения сжимается до этих показателей.

Геосетка

Геосетка (плоская георешетка) – материал из высокопрочных нитей и волокон, за счет скрепления которых образуется сетчатая структура. Говоря проще – с виду обычная сетка, однако обладающая уникальными характеристиками. Отличается высокой прочностью, твердым каркасом, длительным сроком службы, износостойкостью и экологичностью.


Укладывается между песком и щебнем, а также может дополнительно монтироваться под асфальтом – между двумя наружными слоями асфальтобетона. Наличие геосетки позволяет сократить расход щебня на 40%.

Функции геосетки:

  • 1. Армирующий эффект. Существенно повышает прочность и стойкость всего дорожного полотна.
  • 2. Перераспределение нагрузки. Геосетка принимает на себя вертикальную нагрузку от движения транспорта по покрытию, превращая ее в горизонтальную. За счет этого сила давления распределяется по большой площади, что снижает воздействие.

За счет данных свойств геосетка под асфальтом и под щебнем существенно повышает прочность и износостойкость дорожного полотна, препятствует деформации, увеличивает другие физико-механические характеристики, а также продлевает срок службы.

Щебеночный слой

Щебень под асфальтом выступает в роли непосредственного основания для укладки асфальтобетона. Щебеночный слой существенно повышает прочность и другие характеристики дороги, позволяя выдерживать высокие и интенсивные нагрузки.


Этапы создания щебеночного основания под асфальтом:

  • 1. Отсыпка и равномерное распределение основной фракции щебня (более крупной);
  • 2. Уплотнение щебеночного слоя дорожными катками;
  • 3. Отсыпка более мелкого щебня, чтобы заполнить пустоты между основными фракциями;
  • 4. Уплотнение щебеночного слоя дорожными катками;
  • 5. Проливка битумными эмульсиями.

На сегодняшний день существует так называемый «черный щебень», который представляет собой искусственный материал из смеси нескольких горных пород. «Черный щебень» обладает более высокими характеристиками, однако пока не используется повсеместно.

Асфальтовое покрытие

Только после того, как все слои под асфальтом были последовательно уложены, можно приступать к укладке асфальтобетона. В зависимости от того, какой вид асфальтовой смеси используется, будет отличаться технология асфальтирования. Классифицировать асфальтобетон можно по многим параметрам, однако основными являются состав и требуемая температура при укладке.


Описание основных типов асфальтобетона

Тип АБ Описание
Горячий Обладает высокими эксплуатационными характеристиками, используется для строительства дорог любых категорий.

Имеет жидкую консистенцию, а также не требует уплотнения после укладки, самостоятельно набирая прочность и плотность.

Основные составы асфальтовых смесей:

  • 1. Песчаный АБ – подходит для асфальтирования пешеходных зон;
  • 2. Гравийный АБ – в настоящее время заменяется щебеночно-мастичным;
  • 3. Щебеночно-мастичный АБ – подходит для асфальтирования дорог любой категории.

Укладка асфальта производится слоями небольшой толщины (~3-4 см). Больше планируемая нагрузка на полотно – потребуется уложить больше слоев. Все слои необходимо качественно уплотнить дорожными катками, чтобы обеспечить максимальную плотность покрытия.

Каждый слой проливается битумом, что способствует качественному скреплению слоев друг с другом. Также под асфальтом, выступающим в роли финального покрытия, может быть уложена плоская геосетка, чтобы повысить прочность полотна.

Как устроено основание под асфальтом на тротуарах

В большинстве случаев устройство тротуаров производится практически параллельно со строительством автомобильных дорог, поэтому под асфальтом на тротуарах находятся практически те же самые материалы. Однако есть отличия, которые обусловлены различным назначением покрытий.


На пешеходные зоны не оказывается такого же серьезного и интенсивного давления, как на автомобильные дороги. А значит, что и потребности в таких же высоких физико-механических характеристиках тоже нет.

Это позволяет делать каждый слой меньшей толщины, чем для автодорог. Также можно использовать более бюджетные материалы, например, песчаный асфальт вместо дорогого щебеночно-мастичного.

Выводы

Под асфальтом, который мы видим на поверхности, скрывается множество слоев из различных материалов, каждый из которых влияет на характеристики всего дорожного полотна. Очень важно уделять достаточно внимания устройству каждого технологического слоя, чтобы обеспечить высокое качество и длительный срок службы дорог.


Если проигнорировать какой-либо из этапов строительства и асфальтирования, то покрытие будет иметь низкие физико-механические характеристики, вследствие чего быстро разрушится и придет в негодность гораздо раньше нормы.

Под асфальтом автомобильной дороги располагается еще, как минимум, несколько крупных технологических слоев. При этом само асфальтовое покрытие тоже укладывается слоями. Иногда под асфальтом, который мы видим, монтируется армирующая сетка, а под ней располагается еще один асфальтовый слой.

Чем больше планируется нагрузка на дорожное полотно, тем толще будут некоторые слои. Так для новых автомобильных дорог используется щебеночно-мастичный асфальтобетон, тогда как для тротуаров подходят более бюджетные варианты.

Необходимость в прокладке временной дороги может возникнуть при самых разных обстоятельствах. Тянуть капитальные дороги к строительным объектам на труднодоступных территориях, лесозаготовкам, местам добычи и разведки полезных ископаемых зачастую просто нерентабельно. В таких случаях вместо полноценного асфальтового полотна часто строится временная дорога из щебня, асфальтовой крошки или бетонных плит.

Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. В отношении российских дорог, к сожалению, данное утверждение особенно справедливо. Впрочем, даже если ваша временная дорога действительно строится на короткий срок, подходить к процессу нужно с полной ответственностью. В частности, выбрать подходящий материал. Рассмотрим наиболее популярные варианты.

БЕТОННЫЕ ПЛИТЫ

Наиболее кардинальное решение вопроса с временной дорогой – укладка бетонных плит. По сути, при грамотном выполнении работ такая дорога почти не отличается по своим качествам от капитальной дороги.

Но есть две проблемы: трудоемкость установки массивных плит и, конечно, высокая цена. Квадратный метр дорожного полотна из бетонных плит обойдется примерно в 5 раз дороже квадратного метра дороги из вторичного щебня.

Если дорога строится на короткий срок, переплачивать в разы не имеет никакого смысла. Гораздо разумнее отдать предпочтение более дешевым материалам, таким как асфальтовая крошка и вторичный щебень.

АСФАЛЬТОВАЯ КРОШКА

Популярная альтернатива вторичному щебню – асфальтовая крошка, получаемая путем переработки снятого асфальта. Благодаря содержанию битума этот материал обладает высокими сцепными свойствами, что позитивно отражается на сроке службы временной дороги.

ВТОРИЧНЫЙ ЩЕБЕНЬ

Так как вторичный щебень является самым распространенным и наиболее выгодным материалом для строительства вторичных дорог, рассмотрим его подробнее.

Он представляет собой переработанный строительный мусор, получаемый при демонтаже бетонных конструкций. Однако, несмотря на происхождение, вторичный щебень по своим качествам почти не уступает обычному щебню. Он активно применяется при закладке фундаментов, укреплении склонов и оборудовании временных дорог.

Дробленый бетон, как правило, очищается от стекла, металла и других ненужных остатков демонтированных конструкций

Дробленый бетон, как правило, очищается от стекла, металла и других ненужных остатков демонтированных конструкций

Строительство надежной временной дороги с покрытием из бетонного щебня происходит примерно по следующей схеме:

  • снимается верхний слой почвы, создается дорожное корыто;
  • производится отсыпка крупным щебнем нижнего слоя дороги;
  • осуществляется утрамбовка основания для увеличения прочности и получения максимально ровного полотна;
  • насыпается верхний слой щебня более мелкой фракции;
  • производится окончательная утрамбовка катком и дорога вводится в эксплуатацию.

Разумеется, если нагрузка на дорогу будет минимальной, процесс ее строительства может быть значительно упрощен.

Стоит отметить один важный момент. Основные характеристики щебня для временных дорог (прочность, лещадность, влагонепроницаемость, морозостойкость) оцениваются конкретно для каждой отдельно взятой партии.

В среднем дробленый бетон по своим качествам не уступает известняковому щебню. Он также эффективно противостоит воздействию высоких и низких температур, весьма износоустойчив, не боится влаги.

Выбор фракции вторичного щебня

Если дорога оборудуется для передвижения тяжелой крупногабаритной техники (краны, буровые установки и тому подобное), рекомендуется использовать щебень крупной фракции – от 40 до 70 мм. Если дорога предназначается для легковых автомобилей, обычно берется фракция поменьше – от 20 до 40 мм. Для отсыпки небольших тропинок где-нибудь на даче идеально подойдет фракция 5–10 мм.

Теоретически дорожки на дачном участке можно отсыпать и крупным щебнем, хотя ходить по нему будет не так удобно. А вот использовать щебень мелкой фракции при оборудовании дороги для тяжелой техники однозначно не стоит: на такой дороге почти сразу появятся глубокие колеи, а спустя небольшое время она просто придет в негодность.

Цена вопроса

Вторичный щебень обойдется примерно в 1,5 раза дешевле своего известнякового аналога. Неудивительно, что щебень из дробленого бетона пользуется стабильным спросом у представителей самых разных отраслей.

С чисто эстетической точки зрения дорога из вторичного щебня, конечно, не сравнится с новенькой дорогой из щебня известнякового. Однако спустя короткое время внешняя разница нивелируется, а экономия остается.

ГДЕ ПРИОБРЕСТИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВРЕМЕННОЙ ДОРОГИ?

Во избежание неприятных сюрпризов строительные материалы лучше приобретать у проверенных поставщиков.

Купить вторичный щебень, асфальтовую крошку и множество других стройматериалов можно в «Такси Песок» . Мы осуществляем доставку по Москве и Московской области. И конечно, специалисты компании «Такси Песок» всегда готовы проконсультировать вас по вопросу выбора строительных материалов.


Отсыпка дороги щебнем должна соответствовать стандартным требованиям и выполняться по нормам типовых конструкций. Тщательное соблюдение технологии поможет сделать покрытие прочным, долговечным. Вместо щебня также используют бетон прочных марок, грунт, асфальтовую крошку.

Такое решение подходит при устройстве дорожных полотен без интенсивных нагрузок – к дачному участку, в частном секторе, коттеджном поселке. Устройству щебеночного покрытия необходимы минимальные вложения. Также оперативность доставки качественного щебня и быстрое строительство является главными плюсами щебеночной отсыпки.

отсыпка дороги щебнем в деревне или селе

Достоинства использования такой технологии:

  • Экономные цены на материалы – вложения в устройство дорожного покрытия минимальные;
  • Долгий срок использования;
  • Работы по отсыпке можно производить в любое время года;
  • В результате строительства не загрязняется окружающая среда.

Виды автодорог, в которых используется щебень

Щебнем отсыпают разные виды дорожных покрытий:

  • Грунтовые;
  • Просёлочные;
  • Полевые;
  • Автомобильные.

Все эти разновидности полотен должны соответствовать определенным требованиям.

Грунтовые

Грунтовая дорога – это любое дорожное полотно, пригодное для движения колесной техники, но не имеющее твердого верхнего покрытия. Проезжая часть может быть улучшена за счет введения скелетных добавок – шлак, гравий, местных вяжущих – золошлаковые смеси, отходы производства.

Так как они проложены по естественному грунту, то во время обильных осадков, таяния снега они часто становятся непригодными к использованию. Безопасность передвижения по ним гарантирована только в сухую погоду, после наступления заморозков.

При строительстве грунтовой дороги необходимо учитывать, что на ней должны без труда разъезжаться две машины. Ширина принимается не менее 4 м. Для дачного полотна достаточно двух метров в ширину.

Просёлочные

проселочная дорога

Проселочная дорога – это разновидность грунтового полотна. Чаще всего она ничем не укрепляется, иногда может выравниваться грейдером. На картах их указывают одной сплошной полосой.

Полевая

Полевая или лесная – результат естественного накатывания грунта автотранспортом. Она выглядит как две параллельные колеи. Такая поверхность часто зарастает травой. На картах отмечается в виде прерывистой линии.


автодороги

Автодороги относятся к категории инженерных сооружений. Они имеют двух или многополосное, встречное и попутное направление движения транспортных средств.

Основными элементами автодорог являются:

  • Полотно – земельная полоса, которая предназначена для передвижения транспорта. Обеспечивает благоприятные условия езды транспортных средств определенного веса, безопасное движение по заданному скоростному режиму, которое не зависит от времени суток, погодных условий, сезонности.
  • Полоса отвода – часть местности вдоль дорожной поверхности, где размещаются элементы и сооружения автодороги.
  • Земляное полотно – грунтовый массив, специально подготовленный. На нем располагаются проезжая часть, осуществляется обустройство дренажной системы, размещаются боковые канавы, обочины.
  • Дорожная одежда – спецукрепление проезжей части. Предназначена для того, чтобы обеспечить передвижение автотранспорта определенного веса с разрешенной скоростью. Обладает устойчивостью к неблагоприятным воздействиям климатических факторов.
  • Обочины – две полосы по краям дорожного полотна. Примыкают непосредственно к проезжей части. Предназначены для упора по бокам дорожной одежды, краткой стоянки автомобилей.
  • Боковые канавы – рвы по обеим сторонам земляной насыпи. Служат для отвода влаги, осушения проезжей части автодороги.
  • Бровка – граница на пересечении обочины и земляного откоса.
  • Обрезы – участки полосы отвода, которые находятся за пределами земляного полотна. Всего используются для зеленых насаждений, линейных зданий.

Классификация автомобильных дорог производится по значению – федеральные, региональные, местные, частные.

Устройство дороги из щебня. Технологии.

Перед началом строительства дорожного полотна необходимо выяснить, какой щебень для отсыпки дороги подойдет лучше. Временные, проселочные, второстепенные покрытия делают из нескольких видов щебня:

  • Гранитный – имеет марку по прочности М1400. Отличается высокими показателями прочности. Это позволяет ей выдерживать повышенные нагрузки долгое время. Гравийную щебенку также используют для обустройства пешеходных аллей и садовых дорожек из-за декоративного внешнего вида. По размеру зерна бывает мелко, средне или крупнозернистый.
  • Известняковый – природный материал однородного состава, цвета, экологически чистый, морозостойкий. Известковый щебень имеет низкую прочность. Подходит при отсыпке основного слоя, расклинцовки, финишной насыпи. Не стоит применять при устройстве дорожного покрытия на влагонасыщенных почвах. Рекомендуется выбирать фракцию мелкозернистую или гравий средней фракции.
  • Асфальтовый – получают из отходов из дорог с асфальтовым покрытием. После демонтажа обломки покрытия дробятся, сортируются по фракциям. Такой материал устойчив к влаге, колебаниям температуры. Материал, полученный в результате дробления асфальтового покрытия, можно применять на влажных грунтах. Естественное уплотнение происходит за счет битума, содержащегося в составе щебня. Асфальтовая крошка подходит при устройстве автодорог с интенсивным движением тяжелой техники. К недостаткам асфальтовых смесей можно отнести резкий неприятный запах при повышенной температуре окружающей среды.
  • Вторичный – результат переработки боя бетона, который получается при сносе, реконструкции зданий и сооружений. Отходы дробятся, сортируются. Прочностные характеристики, лещадность, морозостойкость материала схожи с характеристиками фракций известнякового щебня, но он не впитывает влагу. Может служить дренажным слоем. Отсыпка дороги вторичным щебнем обходится дешевле, чем стоимость укладки любого покрытия, в том числе бетонных дорожных поверхностей. Камни крупной фракции укладываются в дорожное основание. Мелкий вторичный строительный щебень применяется в качестве верхнего слоя.

Камень также различается по техническим характеристикам:

  • Фракция – размер зерна;
  • Лещадность – конфигурация частиц;
  • Прочность;
  • Насыпная плотность;
  • Морозостойкость;
  • Радиоактивность.

Для разных пластов рекомендуется применять разные фракции щебня: нижний слой отсыпают более крупным камнем, верхний выполняют из материала мелкого размера (например, песка). Так выполняют устройство парковки, подъездных путей и др.

Самая простая технология строительства

Для отсыпки стоянок и устройства недорогой грунтовой дороги применяется самая простая технология, где подушка укладывается слоями. Она надежна, проверена временем. Последовательность работы:

  • Снимается 25-30 см плодородного слоя грунта – используется грейдер, специализированная дорожно-строительная техника. Получается конструкция, идентичная двухскатному профилю. Это необходимо для стока влаги в углубления по краям проезжей части.
  • Дно утрамбовывается грунтовым катком.
  • Для повышения дренажных свойств на поверхности устраивается песчаная подушка толщиной 15-20 см.
  • Песок уплотняется.
  • Производится отсыпка дороги щебнем слоем 20 см посередине полосы, а по краям нужно обеспечить толщину слоя подсыпки 10 см. Также можно использовать кубовидный щебень, асфальтовую крошку, шлак, гравий.
  • Поверхность для устройства верхних слоев укладывают дополнительным материалом, утрамбовывают с помощью катка или грузовой техники.

Песчаный и верхний слой устраиваются в виде насыпи. При выравнивании материалов формируют толщину песчаной подушки, но требуется следить, чтобы они не засыпали дренажные канавы. Эта технология дешевле, чем укладывать асфальт, надежная, но недостаточно долговечная. Применима к обустройству парковки или дорожных покрытий с невысокой нагрузкой.

Технология строительства с укладкой геотекстиля

В дорожном строительстве компании, которая занимается строительством автомобильных дорог, для разделения технологических слоев часто применяют геотекстиль или доронит для обустройства подушек автомобильных дорог. Синтетический материал отличается повышенной прочностью, хорошим пропуском влаги. Соответственно у готового покрытия выше прочность.

При наличии твердого, устойчивого основания геотекстильное полотно укладывается на утрамбованный грунт. Сверху засыпается слой песка и гравия (мелкой фракции). При использовании качественных материалов также можно использовать отсыпку дороги шлаком, асфальтовой крошкой, щебнем, но внимание нужно уделить выбору фракции небольшого размера. Это позволит предотвратить смешивание насыпных материалов с раскисшей почвой. Покрытие прослужит дольше, по ней будет легче ездить в любую погоду. Не стоит исключать использование песка при укладке доронита. Он улучшает качество покрытия.

Главным параметром геотекстильных материалов является плотность. Она определяет равномерность усадки, устойчивость полотна к образованию колеи. Для грунтовой дороги крошка подходит, если показатель не менее 250 г/м2.

Технология укладки с применением георешетки

Геосетка представляет собой плоский материал с ячейками, применяющийся для армирования. Изготавливается из композитов, способна выдерживать повышенные нагрузки поперечного, продольного вида. Применяется для равномерного распределения горизонтальных усилий, предотвращения расползания насыпных материалов автодорог. Таким образом можно обустроить прочную конструкцию, которая может применяться не для строительства стоянок, а для дорог, подвергающихся высокой нагрузке.

Геосетка

Геосетки часто применяются совместно с геотекстильными полотнами. Это предупреждает смешивание верхних слоев покрытия с грунтом основания, укрепляет отсыпку участков грунтовой дороги щебнем, гравием. В таком случае песчаная смесь может не использоваться. Но, если уложить песчаную подушку толщиной не менее 10 см песка между геотекстилем и геосеткой, то уменьшится нагрузка на доронит.

Технология отсыпки дороги щебнем, асфальтовой крошкой, гравием с применением геосетки:

  • 1. Снимается растительный слой (15-20 см).
  • 2. Основание уплотняется.
  • 3. Укладывается геосетка.
  • 4. Поверхность засыпается щебнем, гравием или другими материалами (не более 10 см).
  • 5. Верхний слой укатывается.

Если использовать только геосетку, и заменить геотекстильное полотно отсыпкой временной (на песок), то дорога прослужит недолго.

Сложная технология устройства с применением стабилизаторов

Применение различных стабилизаторов при строительстве дорог

Применение различных стабилизаторов при строительстве улучшает технические характеристики, прочность, устойчивость к деформациям.

К достоинствам использования стабилизирующих компонентов при устройстве дорожного полотна можно отнести:

  • Экономию времени, строительных материалов;
  • Снижение транспортных расходов;
  • Уменьшение частоты временных дорожных ремонтных работ в процессе эксплуатации;
  • Минимальное использование рабочей силы, спецтехники.

На полотна, построенные с применением стабилизаторов, допустимая нагрузка увеличивается больше, чем в два раза по сравнению с обычным дорожным полотном.

Отсыпка щебнем для восстановления дорог

Отсыпать дорогу щебнем можно при ее восстановлении. Если проводится капитальный ремонт дорожного полотна, то слои полностью меняются. Какой щебень лучше для отсыпки дороги – для первого пласта используется крупный материал (40-70 мм). Затем применяется щебень крупных зерен размером 20-40 мм. Мелкозернистый слой, соответствующий размеру фракции 5-20 мм, насыпается сверху дорожного покрытия поверх зерна кубовидной формы 20-40 мм.

Качество покрытия во многом зависит от правильного уплотнения щебеночных слоев. Каждая насыпь разравнивается, затем уплотняется с помощью спецтехники. Использование дорожных катков не требуется, применяются ручные трамбовки, трамбующие плиты, решетчатые или кулачковые катки. На завершающей стадии применяются укатывание поверхности машинами на пневмошинах весом до 25 т.

Где еще применяется отсыпка щебнем

Устройство дороги из щебня часто производится в местах, где небольшие нагрузки от автотранспорта, например, подъездные полотна за чертой города. Актуально для регионов, где щебень добывается. Приобрести щебень дешевле, а построить из него дорогу проще, чем асфальтировать. Таким образом засыпают дорожки для пешеходов, дворы дачных участков. Отсыпка щебенкой применяется при реконструкции, в качестве обязательного слоя для типовых конструкций дорожных полотен.

Щебень также может быть использован для засыпки гравийных дорог, при прокладке железных дорог, а также как дренажный пласт при асфальтировании.

Читайте также: