Устройство укрепительных полос из щебня

Обновлено: 03.05.2024


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

Устройство щебеночного основания и покрытий

Общие положения

1. Контроль качества и приемку работ по устройству щебеночных, гравийных, шлаковых оснований и покрытий автомобильных дорог и мостовых необходимо производить в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

2. До начала устройства указанных оснований и покрытий должно быть подготовлено земляное полотно и дренаж.

3. В ходе устройства оснований и покрытий в состав контролируемых операций входят:

- завоз и послойное распределение применяемых материалов;

- предварительное уплотнение, профилирование и окончательное уплотнение.

4. При завозе и распределении материалов следует учитывать запас на усадку при уплотнении:

- для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40-70 и 70-120 мм марки по прочности 800 и более - 25-30%;

- для щебня марок по прочности 300-600 и шлака - 30-50%.

5. Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см - при укладке на прочное основание и не менее 15 см - при укладке на песок. Максимальная толщина слоя не должна превышать значений, указанных в таблице 1.

Максимальная толщина уплотняемого слоя, см, при применении катков

с гладкими вальцами массой 10 т и более

решетчатых и на пневматических шинах массой 15 т и более

вибрационных и комбинированных массой, т

1. Трудноуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности 1000 и более, гравий прочный, хорошо окатанный, шлаки остеклованной структуры)

2. Легкоуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности менее 1000, осадочные, гравий неокатанный, шлаки с пористой структурой)

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на устройство щебеночных оснований и покрытий.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОКРЫТИЙ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА

Покрытия названы переходными потому, что по мере роста интенсивности движения они служат основанием для покрытий усовершенствованных типов. Последние являются экономичными уже при интенсивности движения более 200 авт./сут.

К недостаткам покрытий переходного типа относят сильную пылимость в сухое время года, отсутствие ровности, особенно у булыжных мостовых, и быструю потерю первоначальной ровности.

Неэкономичность покрытий переходного типа объясняется их сравнительно быстрым износом, требующим частых и дорогостоящих ремонтных работ, а также высокой стоимостью автомобильных перевозок.

При строительстве переходных покрытий применяют в основном минеральные материалы с грунтовыми вяжущими: минеральные зерна удерживаются между собой пылевато-глинистыми частицами, при увлажнении приобретающими вяжущие свойства. К переходному типу относят также покрытия из грунтов и малопрочных минеральных материалов, обработанных органическими вяжущими. Такие покрытия меньше пылят, но обладают меньшей прочностью и общими для всех покрытий данной группы недостатками. К покрытиям переходного типа относят также гравийные и щебеночные покрытия, булыжные мостовые.

Особенности подготовки земляного полотна для дорожных одежд с покрытиями переходного типа

Для дорожных одежд с покрытиями переходного типа земляное полотно отсыпают за год до строительства дорожной одежды, чтобы оно доуплотнялось под воздействием автомобилей и атмосферных осадков. Земляное полотно устраивают главным образом корытного профиля.

Корытный профиль создают двумя способами. В первом (рис.1) земляное полотно отсыпают до уровня, соответствующего низу дорожной одежды, т.е. до поверхности, на которой будет расположено основание.

Рис.1. Земляное полотно, подготовленное для дорожной одежды с дополнительным слоем основания на всю ширину земляного полотна:

B - ширина дорожного полотна, B - ширина земляного полотна, L - ширина проезжей части, а - ширина обочины, i - уклоны

При втором способе земляное полотно возводят до отметки H, показанной на рис.2. При первом способе земляное полотно будет с присыпными обочинами. Одновременно с отсыпкой земляного полотна в этот же год отсыпают обочины из грунта привозного или надвигаемого из дорожных резервов бульдозерами. Грунт отсыпают и уплотняют послойно, чтобы образовать корыто требуемой глубины для размещения дорожной одежды (рис.3).

Рис.2. Земляное полотно при полукорытном профиле:

B - ширина дорожного полотна, B - ширина земляного полотна, L - ширина проезжей части, а - ширина обочины, i - уклоны

Рис.3. Земляное полотно с присыпными обочинами

При возведении земляного полотна с присыпными обочинами за год до строительства дорожной одежды в корыте может скапливаться вода, переувлажняющая земляное полотно. Во избежание этого в обочинах и в пониженных местах продольного профиля устраивают прорези для выпуска воды из корыта. Чтобы избежать переувлажнения земляного полотна водой из корыта, обочины присыпают непосредственно перед строительством дорожной одежды. В этом случае подсыпку производят из привозного грунта или грейдер-элеваторами из придорожных резервов. При втором способе земляное полотно называют полукорытного профиля.

Корыто в земляном полотне вырезают преимущественно автогрейдерами, которые двигаются по круговой схеме, срезая и перемещая грунт в стороны обочин.

Покрытия гравийные и другие из аналогичных мелкозернистых материалов (шлак, ракушка и т.д.) на дорогах V категории строят серповидного типа на земляном полотне (рис.4, а), возведенном с двускатным профилем с уклонами 40-60+ , а иногда полукорытного профиля при необходимости утолщения покрытия по ширине проезжей части (рис.4, б).

Рис.4. Поперечный профиль дороги V категории с покрытием серповидного типа

При необходимости иметь корыто глубже 0,3-0,4 м в несвязном грунте, стенки его делают с откосами крутизной 1:1, а грунт для последующей засыпки пазухи хранят на обочине вдоль корыта или сдвигают за бровку на откос.

Указания по устройству работ по уплотнению грунта

Основные факторы, влияющие на условия и качество уплотнения - влажность грунта (сухой материал уплотняется слоями меньшей толщины) и тип уплотняющей машины (механизма). Соответственно, выбор уплотняющих машин зависит от вида и влажности грунта, потребного уплотнения, необходимой толщины уплотняемого слоя, производительности и маневренности машин. Чем больше величина уплотнения, тяжелее грунт и ниже его влажность по сравнению с оптимальной, тем мощнее и тяжелее требуются машины и число их проходов по одному следу. Имеет значение продолжительность нахождения грунта в соприкосновении с уплотняющей машиной. Ряд весьма эффективных уплотняющих машин (тяжелые самоходные катки и механические трамбовки) требуют предварительного уплотнения легкими машинами.

Для оперативного контроля можно на месте работы установить "предел прочности" грунта при уплотнении его укаткой, характеризующий условия перехода грунта из стадии уплотнения в стадию выпирания из-под рабочего органа машины.

Для уплотнения грунтов при возведении насыпей применяют тяжелые катки (прицепные или самоходные), кулачковые, решетчатые и ребристые катки, катки на пневматических шинах, механические трамбовки (электрические или пневматические), трамбующие плиты, трамбовочные и виброуплотняющие машины, машины виброударного действия.

Уплотнение грунта на насыпи ведут в той же последовательности, что и его отсыпку. Грунт уплотняют путем последовательных круговых проходок катка по всей площади насыпи, причем каждая последующая проходка должна перекрывать предыдущую на 0,2. 0,3 м. После завершения цикла укатки грунта на всей насыпи, в такой же последовательности выполняют укатку и в последующих циклах.

Катки гладкие и с ребристыми вальцами уплотняют грунт на глубину до 10 см. Кулачковые катки применяют для уплотнения суглинистых и глинистых грунтов на глубину до 30 см, в песчаных грунтах уплотнение захватывает грунт на глубину 35. 50 см. Масса таких катков различна - от 5 до 30 т.

На рис.5 показана схема катка статического действия с пневматическими шинами и рабочим органом с гладкими (рис.5, а) и кулачковыми (рис.5, б) вальцами.

Рис.5. Катки для уплотнения грунта:

а - гладкий каток; б - кулачковый каток; в - тандемный шарнирно-сочлененный каток

Главный параметр грунтоуплотняющих машин - масса вместе с балластом. Основные технологические параметры: ширина полосы уплотнения, толщина уплотняемого слоя. Катки на пневматических шинах выпускают массой вместе с балластом от 10 до 100 т. Самоходные вибрационные катки имеют массу до 8 т. Катками с гладкими вальцами на пневмоколесном ходу можно уплотнять грунты слоями по 0,4 м. Число проходов катков по одному месту при уплотнении связных грунтов колеблется от 8 до 12.

При наличии воды для песчаных грунтов иногда применяют уплотнение избыточным увлажнением. Вода при этом подводится снизу уплотняемых слоев (путем подтапливания).

Гладкие катки, хотя и малопроизводительны, наиболее пригодны для связных и малосвязных грунтов. Недостатки их в том, что они могут уплотнять тонкие слои (не более 0,2 м), требуют сравнительно большого числа проходов на малых скоростях и большого фронта работ. Все это создает значительные затруднения при организации скоростного строительства земляного полотна и препятствует полноценному уплотнению насыпей.

Кулачковые катки предназначают в основном для связных и мало связных грунтов. Обладая одинаковой с гладкими катками массой, они дают почти вдвое большую глубину уплотнения и требуют меньшего числа проходов. Кулачковые катки эффективнее работают в рыхлых и комковатых грунтах и совершенно непригодны в переувлажненных. Прицепные катки обычно работают по несколько штук с одним тягачом. Особенность работы кулачковых катков в том, что они уплотняют грунт ниже уровня заглубления кулачков. Барабаны катков - полые, для загрузки их балластом. Эффективность укатки кулачковыми катками увеличивается при использовании их совместно с катками на пневматических шинах. Сначала укатку проводят кулачковые катки, а придание требуемой плотности верхнего слоя достигают укаткой катками на пневматических шинах.

Катки на пневматических шинах могут уплотнять связные и несвязные грунты (рис.6). Данные катки значительно эффективнее гладких жестких катков за счет снижения числа проходов. Самоходные катки на пневматических шинах применяют в основном для уплотнения оснований и покрытий.

Рис.6. Схема работы прицепного катка на пневматических шинах при уплотнении насыпи:

L - длина захватки, 1-10 - последовательность проходок

Трамбующие плиты применяют в качестве навесного оборудования на кранах или экскаваторах (рис.7). Они являются одним из наиболее эффективных средств уплотнения насыпей на глубину 0,6-1,5 м, пригодны для работы в связных и несвязных грунтах. Площадь плит 0,6-1,5 м, масса 1,5-2,5 т. Высота падения плиты - 1-2 м.

Рис.7. Схема работы тяжелой трамбовки при уплотнении грунтов

Для уплотнения слабо водостойких мелкозернистых или гравелистых грунтов, в том числе, суглинистых и глинистых гравийно-песчаных смесей, смесей с органическими примесями, содержание воды очень важно, особенно при виброуплотнении. Такие грунты могут уплотнять машины любых типов. Если содержание воды меньше оптимального, предпочтительнее использовать пневмо- и виброкатки.

Скальные и обломочные грунты уплотняют как пневмо-, так и виброкатками при толщине слоя от 30 до 80 см. Если размер камней превышает 80 мм, толщина слоя для виброкатков снижается до 30-40 см.

Чистые гравийно-песчаные смеси с зернами менее 50 мм, уплотняемые виброкатками и катками на пневматических шинах водоустойчивы, в связи с чем степень уплотнения этих смесей может быть меньше, чем у других материалов. Кулачковые катки не применяют для уплотнения чистых песков. Для уплотнения сыпучих грунтов (пески, супесь) можно применять вибрационные машины. При вибрировании возникают перемещения частиц грунта вследствие колебательных движений, сообщаемых вибратором. Повышение плотности грунта достигается тем, что частицы грунта перемещаются, занимая более устойчивое положение.

Пневматические и электрические трамбовки могут быть легкие 0,1-0,2 т и тяжелые - 0,5-1,5 т и уплотняющие на глубину соответственно 20-30 см и 40-90 см.


Тип. 3. Укрепление обочин гравийными, щебеночными или некондиционными материалами (дресва, ракушечник, горелые породы отвалов угольных шахт и пр.), обработанными малыми дозами цемента смешением в установке, с одиночной поверхностной обработкой

Тип. 4. Укрепление обочин черными горячими щебеночными смесями I марки или мелкозернистым асфальтобетоном на щебеночном основании с нижним слоем основания прикромочных полос из щебня укрупненных фракций

Тип. 5. Укрепление обочин щебнем из каменных материалов или металлургических шлаков с одиночной поверхностной обработкой

Тип. 6. Укрепление обочин у кромок проезжей части монолитным бетоном на щебеночном основании; на остальной ширине, за исключением 0,5 м - щебенистыми, гравелистыми, песчаными или близкими к оптимальному составу грунтами, обработанными битумными эмульсиями совместно с цементом смешением в установке

УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН ВНОВЬ СТРОЯЩИХСЯ ИЛИ РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Тип. 1. Укрепление обочин мелкозернистой асфальтобетонной или черной щебеночной (гравийной) смесью на щебеночном основании

Тип. 2. Укрепление обочин грунтом, обработанным цементом или битумом, с одиночной поверхностной обработкой

Тип. 3. Укрепление обочин грунтами, обработанными битумными эмульсиями или жидкими битумами совместно с цементом

Тип. 4. Укрепление обочин щебнем каменных пород или металлургическими шлаками с одиночной поверхностной обработкой

Тип. 5. Укрепление обочин щебеночными, гравийными или некондиционными материалами, обработанными малыми дозами цемента, с одиночной поверхностной обработкой

Тип. 6. Укрепление обочин грунтощебнем или грунтогравием

Настоящие «Типовые решения» разработаны для применения при проектировании укрепления обочин существующих, вновь строящихся или реконструируемых автомобильных дорог общей сети РСФСР.

Разработка «Типовых решений» выполнена в соответствии с требованиями норм проектирования и строительства автомобильных дорог общей сети (СНиП II -Д.5-62), правилами организации строительства, производства работ и приемки в эксплуатацию (СНиП III -Д.5-62), сметными нормами 1965 г. (ч. IV ), требованиями к качеству материалов и изделий (СНиП I -Д.2-62, СНиП 1-В.17-62), техническими правилами по устройству дорожных одежд автомобильных дорог и действующими ГОСТами на дорожно-строительные материалы.

«Типовые решения» разработаны в двух разделах: раздел I посвящен укреплению обочин существующих дорог II и III категорий с покрытиями усовершенствованного типа, не требующих реконструкции в ближайшем пятилетии; раздел II - укреплению обочин вновь строящихся или реконструируемых дорог I - IV категорий. Укрепление производится в процессе строительства или реконструкции в соответствии с проектом.

Обочины существующих, вновь строящийся и реконструируемых дорог IV категории укрепляют, как правило, на наиболее опасных участках (кривые малых радиусов, крутые спуски, подгорные обочины на косогорах с уклоном более 1:3, насыпи высотой более 4 м, населенные пункты и т. д.).

Как для существующих, так и для вновь строящихся или реконструируемых дорог разработано по шесть типов укрепления обочин, отличающихся различной капитальностью в зависимости от интенсивности движения на пятилетнюю перспективу для (существующих дорог и на десятилетнюю для вновь строящихся или реконструируемых, а также от вида применяемых материалов.

Рекомендации по применению каждого из типов приведены на соответствующих чертежах конструкции укрепления обочин.

Для укрепления обочин существующих дорог в типах 1-3 предусмотрено использование местных материалов: песчаных, супесчаных или близких к оптимальному составу грунтов, а также гравийных, щебеночных или некондиционных материалов, укрепленных цементом, битумом или битумными вяжущими совместно с цементом смешением в установке. Конструктивные схемы типов 1-3 позволяют выполнять основные работы минимальным числом простейших и широко распространенных механизмов.

Тип 1-3 рекомендуется применять для укрепления обочин существующих дорог при дренирующих грунтах земляного полотна.

Типы 4 и 5 предусматривают укрепление обочин дорог II и III категорий: тип 4 - с покрытием из мелкозернистого асфальтобетона или черной щебеночной смеси 1-й марки толщиной 4 см, тип 5 - щебнем слоем 13 см с одиночной поверхностной обработкой. Для обеспечения прочности краевых полос обочин шириной по 0,75 м предусмотрено устройство основания из щебня укрупненных фракций 70-120 (150) мм в прямоугольном ровике.

Тип 6 рекомендуется для укрепления обочин наиболее грузонапряженных существующих дорог с интенсивностью движения на 5-летнюю перспективу от 6 000 до 8 000 автомобилей в сутки. Краевого укрепительную полосу шириной 0,75 м устраивают из монолитного или сборного цементобетона толщиной 16 см на щебеночном основании, укладываемом в прямоугольный ровик. Остальную часть обочины, за исключением внешней грунтовой части шириной 0,5 м, укрепляют по типу 2.

Тип 6 применяется только в тех случаях, когда требуется одновременное усиление существующей дорожной одежды.

При неровных в плане кромках существующей дорожной одежды их выравнивают обрубкой перфораторными долотами.

В пределах населенных пунктов обочины укрепляют на полную ширину.

Обочины вновь строящихся или реконструируемых дорог I - IV категорий укрепляют:

в пределах краевых полос шириной но 0,75 м для дорог I и II категорий и 0,6 м для дорог Ш категории по проекту;

на остальной части обочин, за исключением внешней грунтовой части шириной 0,5 м - по типам, аналогичным укреплению обочин существующих дорог за пределами прикромочных ровиков. Укрепление по типу 2 предусмотрено по способу как смешения фрезами на месте, так и в установке.

Для укрепления обочин вновь строящихся или реконструируемых дорог IV категории при интенсивности движения на 10-летнюю перспективу близкой к 1000 автомобилям в сутки, а при более низкой - на опасных участках (кривые малых радиусов, крутые спуски, подгорные обочины на косогорах круче 1:3, насыпи высотой более 4 м, населенные пункты и т. д.) разработан тип укрепления грунтощебнем толщиной 12 см на ширину 1,5 м без устройства краевых укрепительных полос.

Тип укрепления выбирают на основании технико-экономического сравнения вариантов с учетом максимального использования местных дорожно-строительных материалов, обеспечения оптимальной технологии в конкретных условиях, климатических особенностей района приложения дороги, наличия средств механизации и возможностей получения вяжущих и каменных материалов.

Конструкция укрепления предусматривает максимальную механизацию и технологичность.

Для каждого типа укрепления разработаны технологические карты, предусматривающие выполнение всех операций в порядке последовательности.

Длины сменных захваток в зависимости от типа укрепления: определены по производительности ведущих машин исходя из объемов работ для основных операций, выполняемых методом технологического потока. На каждую захватку рассчитано потребное количество машино -смен.

Конструктивные решения и технологические карты разработаны с учетом выполнения работ по укреплению обочин в основном силами дорожно-эксплуатационных организаций.

Стоимость укрепления 1000 м 2 обочин то каждому типу исчислена для усредненных условий 1-го территориального района и указана на конструктивных чертежах.

Схемы и конструктивные решения укрепляемой части обочины разработаны исходя из следующих требований и предпосылок:

1. Для существующих дорог - обеспечение прочности конструкции при наездах автомобилей на прикромочную полосу шириной 0,75 м.

При расчете на прочность среднее количество наездов принято в размере 8% от общего количества автомобилей в транспортном полупотоке (по данным натурных наблюдений за распределением транспортных средств по ширине дороги). На остальной части укрепляемой обочины конструкция обеспечивает прочность при съездах единичных автомобилей для вынужденной остановки. Толщина слоя укрепления принята минимальной конструктивной для существующих типов.

Толщина слоя укрепления у кромки существующей дорожной одежды принята равной ее толщине без учета подстилающего слоя.

2. Для вновь строящихся и реконструируемых дорог конструкция краевых укрепительных полос принята равнопрочной конструкции проезжей части. При устройстве укрепительной полосы с покрытием по типу проезжей части вдоль внутренней кромки укрепительной полосы наносят ограничительную линию шириной 15 см. На опасных участках ширина ограничительной линии принята 30 см. Укрепление остальной части обочины, за исключением внешней полосы шириной 0,5 м, производят аналогично укреплению обочин существующих дорог за пределами прикромочных ровиков. Внешнюю грунтовую часть шириной 0,5 м укрепляют засевом трав.

УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН СУЩЕСТВУЮЩИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Тип 1. Укрепление обочин песчаными, супесчаными или близкими к оптимальному составу грунтами, обработанными цементом или битумом смешением в установке, с одиночной поверхностной обработкой


1. Тип 1 применяется для укрепления обочин существующих дорог II и III категорий с интенсивностью движения на пятилетнюю перспективу от 2 600 до 4 000 автомобилей в сутки и на наиболее опасных участках дорог IV категории (кривые малых радиусов, крутые спуски, высокие насыпи и т. д.) с интенсивностью движения, близкой к 1 000 автомобилей в сутки.

По этому типу рекомендуется укрепление обочин дорог, имеющих покрытия усовершенствованного облегченного типа.

2. Толщина слоя укрепленной части обочины за пределами треугольного ровика принята минимальной конструктивной - 12 см.

3. Глубина треугольного ровика у кромки проезжей части принята равной толщине существующей дорожной одежды без учета подстилающего слоя.

4. Ширина обочин принята усредненной - 2,5 м, а толщина существующей дорожной одежды - 35 см.

Расход материалов для укрепления 1 000 м 2 обочины

для устройства основания в треугольном ровике

для укрепления обочины на толщину 12 см

Грунт песчаный, супесчаный или близкий к оптимальному составу при толщине существующей дорожной одежды:

Состав работ: 1. Планировка основания [нормы 7-10]. 2. Подготовка основания [нормы 1-4]. 3. Установка и разборка бортовых упорных брусьев [нормы 1-6,11,12]. 4. Планировка и прикатка обочин [нормы 11, 12, 17]. 5. Распределение материалов и его разравнивание. 6. Устройство швов с разогреванием мастики и изготовлением деревянных прокладок [нормы 7-10]. 7. Уход за покрытием [нормы 7-10]. 8. Уплотнение катками [нормы 1-6, 11-17] с поливкой водой [нормы 5, 6, 11, 12]. Перемещение щебня с грунтом [нормы 13-16].

Измеритель: 1000 м2 покрытия полосы и обочин

Устройство из асфальтобетона укрепительных полос шириной 0,5 и 0,75 м, толщиной:

27-63-2 на каждые 1 см изменения толщины слоя добавлять или исключать

Устройство из черного щебня укрепительных полос шириной 0,5 и 0,75 м, толщиной:

27-63-4 на каждые 1 см изменения толщины слоя добавлять или исключать

Устройство из щебня укрепительных полос шириной 0,5 и 0,75 м, толщиной:

27-63-6 на каждые 1 см изменения толщины слоя добавлять или исключать

Устройство из монолитного цементобетона укрепительных полос толщиной 20 см:

27-63-7 шириной 0,75 см

27-63-8 шириной 1м

Устройство из монолитного цементобетона укрепительных полос толщиной +- 1 см:

27-63-9 шириной 0,75 см

27-63-10 шириной 1м

Укрепление обочин гравийной [щебеночной] смесью:

27-63-11 толщиной 10 см

27-63-12 на каждые 1 см изменения толщины слоя добавлять или исключать

Укрепление обочин грунтощебнем толщиной 12 см при расходе щебня от объема грунта:

27-63-15 на каждые 1 см изменения толщины слоя добавлять или исключать к норме 27-63-13

27-63-16 на каждые 1 см изменения толщины слоя добавлять или исключать к норме 27-63-14

27-63-17 Укрепление обочин втапливанием щебня

27-63-18 Укрепление внешней стороны обочин засевом трав шириной 0,5 м

Таблица 76 - Группа 63 Нормы с 1 по 6

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-63 1 27-63 2 27-63 3 27-63 4 27-63 5 27-63 6
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 126,86 12,94 133,92 12,4 307,72 18,06
Средний разряд работ 3,6 3,6 1,5
Затраты труда машинистов чел-ч 64,89 - 45,41 - 124,34 -
Машины и механизмы
212-0500 Гудронаторы ручные маш-ч 3,96 - 0,82 - - -
212-0906 Катки дорожные самоходные гладкие, маш-ч 23,08 - 8,01 - 42,23 -
масса 8 т

Окончание таблицы 76

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-63 1 27-63 2 27-63 3 27-63 4 27-63 5 27-63 6
212-0907 Катки дорожные самоходные гладкие, маш-ч 36,74 - 32,34 - 78,03 -
масса 13 т
212-1601 Машины поливомоечные, маш-ч - - - - 4,08 -
емкость 6000 л
270-0094 Автомобили-самосвалы, маш-ч 5,07 - 5,06 - - -
грузоподъемность до 7 т
270-0108 Котлы битумные передвижные, емкость 400 л маш-ч 1,08 - 1,07 - - -
Материалы
111-0322 Керосин для технических целей, марка КТ-1, КТ-2 т 0,0114 - 0,0074 - - -
111-1561 Битумы нефтяные дорожные МГ и СГ, жидкие т 0,67 0,01 0,62 - - -
112-0025 Бруски обрезные из хвойных пород, м3 1,07 - 1,07 - 1,07 -
длина 4-6,5 м, ширина 75-150 мм,
толщина 40-75 мм, III сорт
124-0059 Анкерные детали из прямых или гнутых круглых стержней с резьбой [в комплекте с шайбами и гайками или без них], поставляемые отдельно т 0,37 - 0,037 - - -
142-0010-2 Вода м3 - - - - -
1421-9450 Щебень из природного камня для м3 - - - - 7,5 -
строительных работ, фракция 5[3]-10 мм, марка М1000 и более
1421-9452 Щебень из природного камня для м3 - - - - 11,5 -
строительных работ, фракция 10-20 мм, марка М1000 и более
1421-9454 Щебень из природного камня для м3 - - - - 12,6
строительных работ, фракция 40-70 мм, марка М1000 и более
1421-9837 Смеси асфальтобетонные горячие и теплые[асфальтобетон плотный] т - - - -
(дорожные)(аэродромные),
применяемые в верхних слоях
покрытий, мелкозернистые, тип Бы,
марка 1
1421-10634 Песок природный, рядовой м3 - - - - 15,8 -
По проекту Щебень черный фракции 5-10 мм т - - - - -
По проекту Щебень черный фракции 10-20 мм т - - - - -
По проекту Щебень черный фракции 20-40 мм т - - - -

Таблица 77 - Группа 63 Нормы с 7 по 11

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-63 7 27-63 8 27-63 9 27-63 10 27-63 11
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 196,25 177,41 6,06 4,38 48,77
Средний разряд работ 2,6 2,6 2,6 2,6 2,5
Затраты труда машинистов чел-ч 40,56 37,73 1,08 0,97 31,91
Машины и механизмы
205-0101 Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорание, давление до 686 кПа [7 ат], подача 2,2 м3/мин маш-ч 5,02 5,02 - - -
212-0202 Автогрейдеры среднего типа, маш-ч - - - - 6,15
мощность 99 кВт [135 л.с.]
212-0906 Катки дорожные самоходные гладкие, масса 8 т маш-ч - - - - 22,92
212-0910 Катки дорожные самоходные на пневмоколесном хода, масса 16 т маш-ч - - - - 1,41
212-1601 Машины поливомоечные, емкость 6000 л маш-ч - - - - 1,43
212-1700 Машины для устройства укрепительных полос маш-ч 23,55 20,72 1,08 0,97 -
234-0101 Агрегаты окрасочные высокого давления для маш-ч 23,6 20,72 - -
окраски поверхностей конструкций,
мощность 1 кВт
270-0094 Автомобили-самосвалы, грузоподъемность маш-ч 11,99 11,99 - - -
до 7т
270-0108 Котлы битумные передвижные, емкость 400 л маш-ч 7,16 7,21 - - -
Материалы
111-0108 Бумага мешочная битумированная Б-70 т 0,024 0,024 - - -
111-1561 Битумы нефтяные дорожные МГ и СГ, жидкие т 0,00012 0,00013 - - -
111-1580 Пленкообразующие материалы для дорожных т 0,5 0,5 - - -
работ ПМ-100А

Окончание таблицы 77

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-63 7 27-63 8 27-63 9 27-63 10 27-63 11
111-1694 Мастика битумно-полимерная т 0,128 0,128 0,0064 0,0064 -
111-1900 Эмульсия битумная для гидроизоляционных работ т 0,0534 0,04 - - -
112-0137 Доски необрезные из хвойных пород, м3 0,09 0,1 - - -
длина 2-3,75 м, все ширины,
толщина 32, 40 мм, III сорт
142-0010-2 Вода м3 - - - -
1421-9656-1 Смесь песчано-гравийная обогащенная с содержанием зерен гравия от 65-75 % м3 - - - -
1424-11616 Смеси бетонные готовые тяжелые, класс бетона В30 [М400], крупность заполнителя м3 10,2 10,2 -
более 20 до 40 мм

Таблица 78 - Группа 63 Нормы с 12 по 15

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-63 12 27-63 13 27.63 14 27-63 15
Затраты труда машинистов чел-ч - 10,62 10,62 -
Машины и механизмы
212-0202 Автогрейдеры среднего типа, мощность 99 кВт [135 л.с.] маш-ч - 7,5 7,5 -
212-0910 Катки дорожные самоходные на пневмоколесном ходу, маш-ч - 3,12 3,12 -
масса 16 т
Материалы
1421-9656-1 Смесь песчано-гравийная обогащенная с содержанием зерен гравия от 65-75 % м3 12,4 - - -
По проекту Щебень фракции 40-70 мм или 20-40 мм м3 - 5,1
По проекту Грунт м3 - П П -

Таблица 79 - Группа 63 Нормы с 16 по 18

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-63 16 27-63 17 27-63 18
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч - - 200,96
Средний разряд работ - -
Затраты труда машинистов чел-ч - 10,49 -
Машины и механизмы
212-0202 Автогрейдеры среднего типа, мощность 99 кВт [135 л.с.] маш-ч - 6,22 -
212-0910 Катки дорожные самоходные на пневмоколесном ходу, масса 16 т маш-ч - 4,27 -
Материалы
1429-0110 Земля растительная м3 - - П
1429-0117 Смесь семян газонных трав Ч - - 0,27
По проекту Щебень фракции 40-70 мм или 20-40 мм м3 6,3 П -
По проекту Удобрения т - - 0,034

Группа 64 Устройство укрепительных полос из сборных железобетонных плит

Состав работ: 1. Распределение материалов и его разравнивания. 2. Устройство швов с разогреванием мастики и изготовлением деревянных прокладок. 3. Укладка железобетонных плит с помощью автомобильного крана.

Измеритель: 100 м3 сборных железобетонных плит

Устройство укрепительных полос из сборных железобетонных плит размером:

27-64-1 1х0,5[0,75]х0,06 м
27-64-2 3х0,5[0,75]х0,12 м


Таблица 80 - Группа 64 Нормы с 1 по 2

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-64 1 27-64 2
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 775,58 306,15
Средний разряд работ 2,4 2,4
Затраты труда машинистов чел-ч 173,11 68,42
Машины и механизмы
200-0002 Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т маш-ч 20,82 7,66
202-1141 Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 10 т маш-ч 152,29 60,76
270-0108 Котлы битумные передвижные, емкость 400 л маш-ч 135,02 100,48
Материалы
111-1694 Мастика битумно-полимерная т 3,11 2,49
1425-11683 Раствор готовый кладочный тяжелый цементный, марка М100 м3 8,5
По проекту Плиты сборные железобетонные м3

Группа 65 Разметка проезжей части

Состав работ: 1. Очистка покрытия от пыли и грязи. 2. Установка ограждения. 3. Отбивка линии шнуром с разметкой. 4. Нанесение линии. 5. Снятие ограждения.

Измеритель: 1 км линии

Разметка проезжей части сплошной линией шириной:

27-65-1 0,1 м
27-65-2 0,2 м
27-65-3 0,4 м

Разметка проезжей части прерывистой линией шириной 0,1 м при соотношении штриха и промежутка:

27-65-4 1:1
27-65-5 1:3
27-65-6 3:1

Таблица 81 - Группа 65 Нормы с 1 по 6

Шифр Наименование ресурса Единица 27-65 27-65 27-65 27-65 27-65 27-65
ресурса измер.
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 4,99 4,99 4,99 4,99 4,99 4,99
Средний разряд работ 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8
Затраты труда машинистов чел-ч 2,78 2,78 2,78 2,78 2,78 2,78
Машины и механизмы
212-1400 Машины маркировочные маш-ч 1,37 1,37 1,37 1,37 1,37 1,37
212-1601 Машины поливомоечные, маш-ч 1,41 1,41 1,41 1,41 1,41 1,41
емкость 6000 л
Материалы
По проекту Эмаль белая или нитрокраска т 0,042 0,084 0,168 0,021 0,0105 0,0315

Приготовление битумных вяжущих материалов и эмульсий в построечных условиях


03. Укладка гидроизоляционного слоя по дну ровика (нормы 1-3).

04. Укладка щебня в ровик (норма 3).

05. Укладка стеклоткани по слою щебня (норма 3).

06. Укладка дренирующих труб.

07. Устройство фильтрующей обсыпки из гравия (норма 1).

08. Устройство песчаного дренирующего слоя (нормы 1, 2).

Измеритель: 100 м дренажа

Устройство дренажей продольных по краям проезжей части или вдоль укрепительных полос:

27-02-001-1 из асбестоцементных труб
27-02-001-2 из трубофильтров

Устройство дренажей поперечных:

27-02-001-3 с односторонним выпуском
27-02-001-4 с двусторонним выпуском

01. Копание ровиков.

02. Укладка дренирующих труб.

03. Устройство щебеночного основания под оголовок.

04. Устройство бетонного монолитного оголовка.

Измеритель: 100 м сброса

01. Копание ровиков.

02. Копание воронок.

03. Укладка труб.

04. Сопряжение труб с песчаным слоем, щебнем.

Измеритель: 100 м воронок

01. Копание траншеи вручную.

02. Устройство щебеночной подготовки.

03. Установка железобетонных конструкций лотка в откосах насыпи.

Измеритель: 100 м лотка

01. Укладка конструкций лотка на цементном растворе с заделкой шва сопряжения с проезжей частью битумной мастикой.

02. Планировка основания перед укладкой бортового камня (лотка).

Измеритель: 100 м3 лотка

Шифр ресурса Наименование элемента затрат Ед. измер. 27-02-005-1
1 Затраты труда рабочих-строителей чел.-ч. 352,07
1.1 Средний разряд работы 3,1
2 Затраты труда машинистов чел.-ч. 142,52
3 МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ
400001 Автомобили бортовые грузоподъемностью до 5 т маш.-ч 14,19
021141 Краны на автомобильном ходу при работе на других видах строительства (кроме магистральных трубопроводов) 10 т маш.-ч 128,33
4 МАТЕРИАЛЫ
403-9060 Конструкции сборные бетонные м3 100
402-0004 Раствор готовый кладочный цементный, марка 100 м3 9,2
101-1575 Мастика бутилкаучуковая строительная МББП-65 "ЛИЛО-1" т 1,93

01. Копание траншеи для водоотводного устройства.

02. Устройство щебеночной подготовки с уплотнителем.

03. Установка бетонных и железобетонных конструкций колодца.

04. Бетонирование дна ливнеприемника и фундамента под бортовой камень с уходом за бетоном.

05. Укладка асбоцементной трубы.

06. Установка бетонного бортового камня с заполнением швов цементным раствором.

07. Установка чугунной решетки и чугунного люка.

08. Обратная засыпка грунта с уплотнением и поливом воды.

Измеритель: 1 колодец

Устройство водосбросных сооружений с проезжей части из колодцев водоприемных:

01. Копание траншеи вручную.

02. Устройство щебеночной подготовки с уплотнением.

03. Установка бетонных конструкций водосброса на обочине.

04. Устройство сопряжения блоков и бетонирование дна лотка.

Измеритель: 1 м3 водосброса

01. Устройство щебеночной подготовки.

02. Установка бетонного упора, шпоры и укладка бетонных плит.

Измеритель: 1 гаситель

01. Копание траншеи.

02. Устройство щебеночной подготовки с уплотнением.

03. Укладка бетонных плит укрепления.

Измеритель: 10 м2 укрепления

01. Устройство бетонного основания с уплотнением, установкой и снятием опалубки.

Карта предназначена для организации труда звена рабочих при устройстве укрепительных полос толщиной 22 см из готовой цементобетонной смеси.

КАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

УСТРОЙСТВО УКРЕПИТЕЛЬНЫХ ПОЛОС
ИЗ ГОТОВОЙ ЦЕМЕНТОБЕТОННОЙ СМЕСИ

Комплект карт предназначен для организации труда бригад, занятых на устройстве цементобетонных покрытий на дорогах III технической категории комплектом машин Д-375, Д-376.

Карты организации труда определяют рациональный состав бригады, характер и последовательность выполнения работ отдельными членами бригады и звеньями.

Карты трудовых процессов разработаны на основные виды работ при устройстве цементобетонных покрытий дорог с учетом технологии производства работ. Они могут быть использованы при разработке карт организации труда и ППР для различных объектов; при обучении рабочих передовым методам и приемам груда.

Карты организации труда и трудовых процессов являются составной частью инженерно-технологической и организационной подготовки нового производственного года и основой для массового перехода бригад на новую форму хозяйственного расчета (бригадный подряд).

Карты трудовых процессов разработаны в соответствии с «Методическими указаниями по составлению карт трудовых процессов строительного производства», изданными ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (1973 г.), а карты организации труда - в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке карт организации труда на специальные виды строительно-монтажных работ» (НИИСП Госстроя УССР, 1974 г.).

Авторы: И.М. Кравченко, Е.П. Середов, В.Ф. Рассовский (трест «Оргдорстрой» Миндорстроя УССР); Т.И. Лозовая, И.М. Тищенко (НИИСП Госстроя УССР).

Редакция литературы по сельскому строительству и озеленению

Заведующая редакцией Н.С. Колесник

УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

РАЗРАБОТАНА ТРЕСТОМ «ОРГДОРСТРОЙ» МИНДОРСТРОЯ УССР

КАРТА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

УСТРОЙСТВО УКРЕПИТЕЛЬНЫХ ПОЛОС ИЗ ГОТОВОЙ ЦЕМЕНТОБЕТОННОЙ СМЕСИ

РЕКОМЕНДОВАНА Н ИИСП ГОССТРОЯ УССР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ВХОДИТ В КОМПЛЕКТ КТП-17.0

1.1 . Карта предназначена для организации труда звена рабочих при устройстве укрепительных полос толщиной 22 см из готовой цементобетонной смеси.

1.2 . Показатели производительности труда

Выработка на 1 чел.-день, м

Затраты труда на 100 м укрепительной полосы, чел .-час.

Снижение затрат труда и повышение выработки рабочих достигается в результате применения ножа, который крепят к отвалу автогрейдера, виброплиты и виброплощадки на бункерном распределителе для разравнивания и окончательного уплотнения бетона. Крепление к раме шасси стального листа, который служит скользящей опалубкой, дает возможность исключить работы по установке и снятию деревянной опалубки. Численность звена по сравнению с предусмотренной в ЕНиР уменьшена на 3 чел.

2.1 . Укрепительные полосы шириной 0,5 м устраивают по обеим сторонам цементобетонного покрытия после отсыпки, уплотнения и окончательной планировки обочин.

2.2 . До начала работ должны быть спланированы обочины, подвезен песок для выравнивания основания.

2.3 . Распределение и уплотнение бетона производят прицепным бункерным распределителем * , который монтируют на шасси, имеющем с одной стороны колеса для движения по бетонному покрытию, с другой - опорную лыжу из швеллера № 12.

На шасси монтируют также виброплиту для разравнивания и виброплощадку для окончательного уплотнения бетонной смеси . На виброплите и виброплощадке устанавливают электровибраторы типа С-793, которые получают энергию от передвижной электростанции мощностью 4,5 квт. У опорной лыжи к раме шасси крепится стальной лист, который служит скользящей опалубкой. У колес к раме шасси крепят на всю длину бункера направляющий уголок размером 55 ´ 15 ´ 5 мм, соприкасающийся с бетонным покрытием.

* Конструкция треста «Куйбышевдорстрой».

2.4 . Тракторист в начале смены устанавливает бункер над земляным корытом так, чтобы колеса расположились на бетонном покрытии дороги, а опорная лыжа - у внешнего борта земляного корыта. Направляющий уголок бункера при этом должен упираться в грань бетонного покрытия. Низ бункера устанавливают на 2 - 3 см выше проектной отметки бетонной полосы с тем, чтобы создать припуск на уплотнение бетона. Нижняя грань виброплощадки должна быть на уровне проектной отметки бетонной полосы.

2.5 . Скорость перемещения бункерного распределителя при распределении бетонной смеси 3 - 5 м/м ин.

2.6 . При отделке швов кромки смачивать бетон запрещается.

2.7 . Обработка поверхности укрепительных полос алюминиевым порошком производится на ширину 20 см от кромки проезжей части.

2.8 . Машинист электростанции обеспечивает подачу энергии к вибраторам, ремонтирует электрооборудование.

2.9 . Работы следует выполнять, соблюдая правила производства (СНиП III -Д.5-73), а также правила техники безопасности (СНиП III - A .11-70, «Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»).

Машинист автогрейдера 6 разр. (М -1) - 1

Машинист электростанции 4 » (М-2) - 1

Тракторист 5 разр. (Т) - 1

Бетонщик 4 » (Б-1, Б-2) - 2

Дорожный рабочий 2 разр. (Д) - 1

Машинист автогрейдера привлекается периодически для кратковременных работ.

Читайте также: