Устройство ориентации пола люльки в горизонтальном положении принцип работы допустимые углы

Обновлено: 29.04.2024

Люлька предназначена для направления движения ствола при откате и накате, а также для соединения лафета с противо­откатными устройствами, а также для обеспечения пово­рота качающейся части в вертикальной плоскости. Люлька служит опорой, по которой скользит ствол при откате и накате. Кроме того, она сохраняет положение ствола после выстрела, которое ему придали во время наведения. Цапфами люлька опирается на верхний станок и с по­мощью подъемного механизма может поворачиваться в верти­кальной плоскости вместе со стволом и противооткатными уст­ройствами. При этом изменяется угол возвышения. . В состав люльки входят: направляющие для перемещения ствола, опорные устрой­ства для крепления противооткатных устройств, устройства соеди­нения с верхним станком в виде цапф и сектора подъемного меха­низма. На ней крепятся прицельные устройства или отдельные их механизмы, опоры уравновешивающего механизма. Кроме того, на люльке могут размещаться: указатель длины отката, механизм из­менения длины отката, скорости наката, механизм взаимной замкну­тости противооткатных устройств со спусковым приспособлени­ем и т. п.

Основными требованиями к люльке являются достаточная прочность и необходимая жесткость. Для обеспечения прочности и жесткости элементы люльки, как правило, имеют ребра жесткости и усиливающие связи. Основные размеры люльки и усиливающих ее ребер и связей зависят от раз­меров ствола, противооткатных устройств и других агрегатов ору­дия, взаимодействующих с люлькой. Обычно ее высота составляет 1/8. 1/10 от общей ее длины. Ствол, противооткатные устройства, люлька и закрепленные на них механизмы и детали составляют качающуюся часть орудия. . В современных артиллерийских орудиях применяются люльки различной конфигурации. Однако все разнообразие их форм можно разделить на два основных типа: корытные и обойменные. Встре­чаются также люльки смешанного типа, содержащие элементы лю­лек корытного и обойменного типа.

На рис. 3.9 показана люлька корытного типа. Основой такой люльки является корыто (короб) 1, к которому прикреплены перед­няя 2 и задняя 3 обоймы и направляющие 4, служащие опорой для откатных частей. Внутри короба, как правило, размещается тормоз отката, соединенный штоком или цилиндром с передним дном 5 люльки. К передней обойме люльки крепится накатник. На задней обойме имеется зубчатый сектор 6 механизма вертикального наве­дения и цапфы 7, которыми люлька опирается на верхний станок, что обеспечивает возможность наведения в вертикальной плоско­сти. Направляющие 4 изготавливаются из стали, имеют хорошо


Рис. 3.9. Люлька корытного типа

обработанную поверхность для взаимодействия с бронзовыми или латунными захватами на стволе. Для уменьшения расхода цветных металлов захваты изготавливают из стали, прикрепляя к ним брон­зовые или латунные пластины.

Люльки корытного типа изготавливают, используя штампосварные конструкции, обеспечивая при этом небольшую массу люльки. Жесткость штампованного короба повышают за счет уси­ливающих листов, передней и


Рис. 3.10. Схемы опорной базы ствола.

задней обойм, а также при помощи внутренних или внешних ребер, которые часто используются для соединения люльки с противоот­катными устройствами.

Корытообразные люльки обе­спечивают хорошие условия для перемещения откатных частей. Если тормоз отката размещается внутри люльки, она является до­полнительной защитой от пораже­ния его случайными осколками или пулями.

На рис. 3.11 показана люлька обойменного типа, иногда назы­ваемая круглой люлькой. Она представляет собой цилиндр 7, внут­ри которого располагается ствол, опирающийся на прикрепленные к цилиндру бронзовые полозки 2 с канавками для смазки трущихся поверхностей. Снаружи обоймы крепятся цапфы 3 и сектор 4 подъ­емного механизма. Для крепления противооткатных устройств на цилиндре имеются специальные приливы. Как правило, в заднем приливе имеется гнездо для штыря казенника. Длину штыря назна­чают не менее ЗХ99 - перемещение откатных частей к моменту вылета снаряда из канала ствола), что гарантированно предохраняет откатные части от их поворота относительно люльки, вызываемо­го реакцией от вращения снаряда в канале ствола. Этот же штырь препятствует провороту ствола в орудиях, имеющих полуавтоматику ударного или копирного типа. Вместо штыря встречается также специальная шпонка.


Рис. 3.11. Обойменная люлька


Содержание подготовки стрельбы и управления огнем. Сущность геометрической и баллистической задач подготовки стрельбы.

Подготовка стрельбы и управления огнем заключается в организации и проведении комплекса мероприятий, осуществляемых до начала боя и в ходе боевых действий, в целях непрерывного поддержания артиллерийских подразделений в состоянии постоянной готовности к наиболее эффективному выполнению огневых задач.

Основным содержанием подготовки стрельбы и управления огнем является:

- определение установок для стрельбы, обеспечивающих наиболее эффективное поражение цели

- подготовка орудий, приборов и другой техники к стрельбе и управлению огнем.

Определение установок для стрельбы включает решение двух задач: геометрической и баллистической.

Геометрическая задачаподготовки стрельбы заключается в определении взаимного положения огневой позиции и цели.

Баллистическая задачаподготовки стрельбы заключается в определении такого угла возвышения и направления канала ствола, при которых с учетом влияния условий стрельбы на полет снаряда средняя траектория будет проходить через цель.

Решение геометрической задачи сводится к определению трех величин:

— топографической дальности до цели;

— топографического дирекционного угла (доворота от основного направления) на цель;

— превышения цели относительно огневой позиции.

Наиболее точно геометрическая задача подготовки стрельбы решается, если известны координаты огневой позиции и цели. Поэтому определение координат целей и топогеодезическая привязка огневых позиций являются важной составной частью комплекса мероприятий, проводимых при подготовке стрельбы и управления огнем.

В результате решения баллистической задачи подготовки стрельбы определяются угол возвышения φ и горизонтальный угол между плоскостью цели и плоскостью стрельбы ¶, которые обеспечат необходимое положение средней траектории относительно центра цели. Эта задача решается е помощью таблиц стрельбы, в которых зависимость угла возвышения от необходимой дальности полета снаряда приведена для некоторых нормальных, называемых табличными, условий стрельбы. Для этих условий в основной графе таблиц стрельбы приводится зависимость угла возвышения от дальности стрельбы при условии, что цель расположена на горизонте орудия. Этот угол возвышения называется прицелом и обозначается П. Кроме того, в таблицах стрельбы приводятся данные для определения поправки Δφ в угол возвышения, учитывающей превышение цели над горизонтом орудия Δh.

Следовательно, при табличных условиях стрельбы угол возвышения, обеспечивающий заданную дальность стрельбы Д Ц Тпри превышении цели над горизонтом орудия Δh будет равен

Так как каждая стрельба будет проводиться в условиях, отличных от табличных, то при решении баллистической задачи необходимо определить поправку в угол возвышения ΔП и поправку направления Δ¶, учитывающие влияние метеорологических и баллистических условий стрельбы на полет снаряда.

В результате решения геометрической и баллистической задач подготовки стрельбы определяются угол возвышения

φ = П + Δφ + ΔП

и направление стрельбы


где Δ¶м — поправка, учитывающая влияние метеорологических

условий стрельбы на полет снаряда;

Z — поправка на деривацию, определяемая из таблиц стрельбы.

Эти данные являются исходными для определения установок прицела, уровня и угломера.

Точность наведения орудия в цель зависит и от того, как в техническом отношении подготовлены к выполнению задач (к боевой работе) орудия, командирские машины управления, подвижные разведывательные пункты, ЭВМ, приборы разведки и управления огнем, артиллерийские баллистические станции, приборы метеорологического поста и боеприпасы. Поэтому одним из важных мероприятий по подготовке стрельбы и управления огнем является техническая подготовка.

Изложенное выше позволяет сформулировать задачи и содержание подготовки стрельбы и управления огнем.

Разведка, определение координат целей и топогеодезическая подготовка в дивизионе (батарее) дают исходные данные для определения топографической дальности, доворота от основного направления стрельбы и превышения цели над горизонтом орудия.

Баллистическая и метеорологическая подготовка стрельбы имеет задачей определить отклонение условий стрельбы от табличных и дает, таким образом, необходимые исходные данные для определения угла возвышения и угла между плоскостью цели и плоскостью стрельбы, обеспечивающих наивыгоднейшее положение средней траектории относительно центра цели (точки прицеливания).

Техническая подготовка заключается в подготовке к стрельбе и управлению огнем (к боевой работе) орудий (минометов, боевых машин РА, установок ПТУР), командирских машин управления, подвижных разведывательных пунктов, ЭВМ, приборов разведки и управления, артиллерийской баллистической станции, приборов метеорологического поста, а также боеприпасов.

1. Устройство ориентации люльки в горизонтальном положении. Назначение, устройство, регулировка.
У подъемников люлька должна поворачиваться на такой же угол на кокой повернулось колено стрелы, но в противоположную сторону. При этом пол люльки будет горизонтален поверхности земли. Допускается отклонение от горизонтали не более 5°. Система ориентации люльки включает в себя канатоблочную, цепную на звездочках или рычажно-тяговое устройство. На телескопических подъемниках применяется дополнительный гидроцилиндр.
2. Что называется вышкой? Классификация вышек по виду привода.
Вышка – это грузоподъемная машина прерывного действия, предназначенная для перемещения людей с материалами и инструментами, и производства работ в вертикальном направлении (вверх, вниз).
По виду привода вышки делятся: - вышка механическая;
-вышка электрическая;
-вышка гидравлическая.
3. Повторная проверка знаний машиниста, периодичность и оформление.
Машинист подъемника, а также рабочий люльки должны проходить повторную проверку знаний:
А) периодически не реже одного раза в 12 месяцев;
Б) при переходе на другое место работы;
В) по требованию инспектора Ростехнадзора, или специалисты по надзору своего предприятия.
Аттестацию проводит комиссия предприятия, участие инспектора Ростехнадзора в ней не обязательно. Результаты повторной проверки знаний оформляются протоколом с отметкой в удостоверении.
4. Обязанности машиниста подъемника перед началом работы.
Перед началом работы подъемника (вышки)должен проверить механизмы и тормоза подъемника, их крепления, а также ходовую часть. Проверить наличие и исправность ограждений механизмов и люлек.
Проверить смазку передач и наличие жидкости в гидросистеме. Осмотреть в доступных местах металлоконструкцию и соединение колен и элементов, относящихся к коленам (канаты, растяжки, гидроцилиндры).
Проверить исправность аутригеров при их наличии. Проверить исправность гидропривода, гибких шлангов, насосов. Проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности.
Убедиться в устранении замечаний, записанных в вахтенном журнале. После осмотра машинист обязан опробовать все механизмы на холостом ходу.
Результаты проверки подъемника должны быть записаны в вахтенном журнале.

1.Назначение, устройство и работа системы аварийного опускания люльки.
Для опускания рабочих в люльке при отказе гидронасоса, электропривода и т.д. на подъемниках могут быть установлены следующие устройства:
а) ручной насос (вставляется рычаг в насос, и машинист вручную нагнетает масло);
б) рычаг, который нужно повернуть или потянуть вследствие чего откроется клапан, и масло из цилиндра подъема направляется в бак, а люлька под собственным весом опускается в положение посадка;
2. Классификация подъемников по возможности перемещения.
а) самоходные - это подъемники, оборудованные механизмом для перемещения по рабочей площадке и по дорогам. К ним относятся:
• автомобильные;
• на спец шасси;
• гусеничные;
• пневмоколесные;
• железнодорожные.
б) прицепной - это подъемник, который буксируется автомобилем, трактором, железнодорожным подвижным составом. К ним относятся:
• прицепной пневмоколесный;
• прицепной железнодорожный.
в) подъемник передвижной - это подъемник, который транспортируется на механическом транспортном средстве, а по рабочей площадке передвигается самостоятельно (передвижной самоходный) или вручную (передвижной несамоходный).
3. Порядок перевода машиниста с одного подъемника на другой и допуск при перерывах в работе.
Машинист, переводимый с подъемника одного типа на подъемник другого типа, должен пройти обучение и аттестацию. Обучение может проводиться по сокращенной программе.
При переводе машиниста с одного подъемника на другой того же типа, но другой модели, он должен быть ознакомлен с особенностями нового устройства и пройти стажировку.
Машинист после перерыва в работе по специальности более одного года, должен пройти проверку знаний в комиссии предприятия, и в случае положительного результата проверки может быть допущен к стажировке.

4. При выявлении, каких неисправностей машинист не должен приступать к работе.
• трещины и деформации металлоконструкций;
• неисправности в работе следящей системы люльки;
• деформаций в пальцах и трещин звеньев рычажной системы;
• неисправность канатно-блочной системы;
• повреждение люльки, деталей и опор, и их некомплектности;
• неисправности в гидрораспределителях;
• неисправности ОГП или звукового сигнала.

1.Блокировка подъема и поворота колен при не выставленных опорах.
Подъемники, оборудованные выносными опорами, могут опрокинуться, если будет осуществляться подъем людей при не выставленных опорах (аутригерах). Поэтому на подъемнике устанавливают электрическую или гидравлическую блокировку, которая не дает возможности поднять люльку, если подъемник не стоит на опорах. Блокировка не устанавливается если опоры выставляются вручную.
2. Параметры и характеристики подъемников.
• грузоподъемность - это наибольшая допустимая масса груза, на подъем которого рассчитан подъемник;
• высота подъема - это наибольшее расстояние по вертикали от поверхности, на которой стоит подъемник, до пола люльки, находящейся в верхнем положении плюс 1,5 м;
• глубина опускания - это наибольшее расстояние по горизонтали от поверхности на которой стоит подъемник, до пола люльки опущенной в крайнее нижнее положение;
• вылет - это расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части подъемника до наружного ограждения люльки
3.Кто может работать в люльке подъемника?
• лицо, достигшее 18 лет;
• имеющее медицинское заключение о разрешении работы на высоте;
• прошедшее обучение и аттестацию, получившее удостоверение.
• допущенный приказом или распоряжением
• проинструктированный на рабочем месте
4. Установка подъемника на краю откоса котлована или траншеи.
При установке подъемника на краю откоса, расстояние от ближайшей опоры до основания откоса, выбирается по таблице в зависимости от глубины котлована и типа грунта. При отсутствии такой таблицы или при невозможности определить грунт расстояние от опоры до основания откоса должно быть на 1 метр больше глубины котлована.

1.Блокировка подъема опор при рабочем положении стрелы.
Чтобы рабочие люльки не переезжали с одного места на другое не выходя из люльки (кроме вышек, где это предусмотрено руководством по эксплуатации), устанавливается блокировка электрическая или гидравлическая, которая не позволяет убрать опоры если люлька не опущена в транспортное положение.
2. Устойчивость подъемника. Коэффициент грузовой и собственной устойчивости.
Устойчивость - это способность подъемника противостоять опрокидыванию под действием груза в люльке (грузовая устойчивость) или под действием ветра и наклона без груза в люльке (собственная устойчивость). Коэффициент грузовой устойчивости при действии дополнительных нагрузок, возникающих от силы ветра, уклона площадки и силы инерции составляет не менее 1,15
3. Вахтенный журнал машиниста и вахтенный журнал для рабочих люльки.
На каждый подъемник заводится вахтенный журнал машиниста, в который машинист подъемника записывает: дату, смену, Ф.И.О. и результаты осмотра подъемника и ставит свою подпись. Кроме этого после осмотра подъемника в вахтенном журнале расписываются слесаря и специалист, ответственный за содержание подъемника в исправном состоянии.
Вахтенный журнал рабочих люльки состоит из следующих граф: дата, Ф.И.О. рабочего люльки, Ф.И.О. проводившего инструктаж и его должность, подпись инструктора и рабочего люльки.
4.Что должно быть предусмотрено в ППР (проект производства работ) при использовании подъемника в строительно-монтажных работах?
Строительно-монтажные работы должны выполняться по проектам производства работ, в которых должны предусматриваться:
• соответствие подъемников по грузоподъемности и высоте подъема;
• обеспечение безопасносных расстояний от линии электропередач, мест движения городского транспорта и пешеходов;
• условия установки подъемника вблизи откосов котлованов.
• условия безопасной работы нескольких подъемников

1.Рабочие жидкости гидравлических систем. Марки масел и их свойства.
В качестве рабочей жидкости в гидросистеме используются минеральные или синтетические масла. Рабочая жидкость служит для передачи энергии от насоса на механизмы подъема и передвижения. Основное свойство рабочей жидкости - это вязкость, которая зависит от температуры и срока службы. Срок службы масла 300-1000 часов в зависимости от объема гидросистемы. Доливать можно только то масло, которое указано в паспорте, по уровню и не допускать перелива.
2. Требования к люлькам подъемника.
• ограждение люльки должно быть не менее 1000мм;
• верхняя поверхность перил должна быть облицована малотеплопроводным материалом;
• по периметру настила должна быть непрерывная обшивка высотой не менее 10см;
• на высоте 500мм. между обшивкой и перилами должно быть дополнительное ограждение;
• вход в люльку должен быть защищен съемным ограждениям или запирающей дверью;
• площадь пола должна быть не менее 0,5 м кв на человека.
3. Сигнальщик, старший люльки, Когда и кем назначается.
Если в люльке отсутствует пульт управления и нет переговорного устройства, а машинист не видит рабочих люльки, то лицо ответственное за безопасное производство работ, назначает сигнальщика, который будет дублировать команды (сигналы) подаваемые рабочими люльки машинисту подъемника. Сигнальщиком может быть только аттестованный рабочий люльки. Старший люльки назначается ответственным за безопасное производство работ, если в люльке находится более одного человека. Он будет управлять люлькой или подавать сигналы машинисту.
4.Работа подъемника вблизи ЛЭП.
Установка и работа подъемников на расстоянии менее 30 метров от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 вольт должно выполняться только по наряду допуску. Наряд-допуск выдается машинисту подъемника. В нем указывается место работы, напряжении в линии, время начала и окончания работ, ФИО ответственного за безопасное производство работ, ФИО рабочих люльки, номера их удостоверений и дата последней проверки. По прибытию к месту ведения работ, лицо, ответственное за безопасное производство работ, указывает место установки подъемника и делает запись в вахтенном журнале: «Установку подъемника на указанном мною месте проверил, работу разрешаю», дата и подпись.

1.Порядок замены и добавления рабочей жидкости в гидравлическую систему.
Машинист подъемника должен периодически проверять уровень рабочей жидкости в баке через масломерное стекло. Если уровень ниже нижней отметки, то необходимо долить масло указанное в руководстве по эксплуатации. Замена масла осуществляется в сроки, указанные в инструкции по эксплуатации (через 300-1000 часов работы). Перед заменой, масло в системе прогревают, выполняя рабочее движение. Старое масло сливают, систему заполняют промывочным маслом. Выполняют рабочее движение, промывочное сливают и заливают новое.
2.Тормоза. Виды тормозов и требования к ним.
На подъемниках должны использоваться тормоза нормально-замкнутого типа, автоматически размыкающиеся при включении механизма. Гидравлический привод является самотормозящим, поэтому на механизмах подъема гидравлических подъемников тормозные механизмы отсутствуют. Автомобильные подъемники (прицепные, передвижные) должны иметь стояночный тормоз.
3. Определение вместимости люльки.
Количество рабочих люльки определяется из расчета 0,5 м кв на одного человека, при этом масса людей, материала и инструмента, не должна превышать грузоподъемность подъемника.
4. Что запрещается машинисту подъемника при подъеме рабочих в люльке или грузов.
• допускать до работы в люльке рабочих, не имеющих документов о допуске их к работе;
• производить резкие движения с людьми, находящимися в люльке;
• передавать управление лицам, не имеющим удостоверения;
• отлучатся с рабочего места, если люлька на высоте;
• заниматься ремонтом и обслуживанием, если люди на высоте.

1.Запирающий клапан (гидравлический замок). Назначение, принцип действия.
Гидрозамок или управляемый обратный клапан устанавливается на гидроцилиндре и служит для предотвращения опускания люльки при неисправности гидросистемы, а также при обрыве шланга или трубопровода.
2.Техническое освидетельствование подъемников. Цель, периодичность.
Находящиеся в работе подъемники должны подвергаться :
• частичному освидетельствованию - не реже одного раза в 12 месяцев;
• полному техническому освидетельствованию - не реже одного раза в 3 года;
• испытание ограничителя предельного груза не реже одного раза в 6 месяцев. Цель - убедиться в технической исправности подъемника.
При полном техническом освидетельствовании проводят:
а) осмотр и проверку работоспособности;
б) статические испытания;
в) динамические испытания.
При частичном освидетельствовании статические испытания не проводят. Результаты технического освидетельствования записываются в паспорт подъемника. На подъемнике делается надпись с обозначением дата следующего полного или частичного технического освидетельствования.
3. Какие лица назначаются из числа ИТР для организации надзора за безопасной эксплуатацией подъемников?
Владелец подъемника должен назначить:
а) Специалиста по надзору за безопасной эксплуатацией подъемника (тех.директор, гл.инженер и т.д.) б) Специалиста, ответственного за содержание подъемников в исправном состоянии (механик) в) Лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками (мастер, руководитель отдела)
4. В каких случаях машинист должен опустить люльку с людьми и прекратить работу?
• при приближении грозы,
• при сильном ветре (скорость которого превышает указанного в паспорте);
• при недостаточной освещенности места работы, сильном снегопаде или тумане (машинист плохо различает люльку);
• при температуре ниже допустимой (указанной в паспорте).

1. Масляный бак. Фильтр очистки масла.
Масляный бак предназначен для отстоя и охлаждения рабочей жидкости. Уровень масла контролируется по указателю, применение щупов не допускается.
Масло, циркулирующее в гидросистеме, постоянно фильтруется. Фильтр установлен на сливной линии бака и снабжен перепускным клапаном.
2. Порядок проведения статических и динамических испытании.
Статическое испытание подъемника проводят нагрузкой равной 150% грузоподъемности. Груз равный 110% грузоподъемности укладывают в люльку, а груз равный 40% грузоподъемности, подвешивают к люльке, находящейся на максимальном вылете на высоте 100-200 мм от земли. В таком состоянии подъемник выдерживается 10 мин, после чего осматривается на наличие остаточной деформации, трещин т.п. При динамическом испытании в люльку укладывают груз равный 1 10% грузоподъемности и выполняют многократно, не менее 3-х раз все рабочие движения люльки.
3. Знаковая сигнализация, применяемая при работе подъемника.
Если подъемник не оборудован пультом в люльке, то управление подъемником осуществляет машинист по команде рабочих в люльке, которые подаются:
• при подъеме люльки до 10м - голосом;
• при подъеме от 10 м до 22 м - знаками;
• при подъеме свыше 22 м - по переговорному устройству.
4. Обязанности машиниста подъемника в аварийных ситуациях.
Обязанности машиниста подъемника в аварийных ситуациях.
• При наличии пострадавших оказать им помощь.
• сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ, ответственному за содержания подъемника в исправном состоянии;
• оградить место аварии, сохраняя обстановку для расследования.

1. Раскачивание люльки подъемника. Причина и способы устранения.
В процессе эксплуатации подъемника происходит вытягивание цепей, тяг, канатов следящее системы ориентации люльки. Если в результате этого отклонение люльки от горизонтали превышает 5 градусов, то необходимо произвести их натяжение.
2. Что осматривают и проверяют при техническом освидетельствовании подъемника.
• состояние металлоконструкций подъемника и их сварных соединений;
• состояние люльки;
• состояние канатов;
• состояние гидравлического и электрического оборудования.
Проверяют в работе все механизмы приборы и устройства безопасности, освещение, сигнализация.
3.Порядок регистрации подъемников.
Подъемники (вышки) регистрируются в органах Ростехнадзора на основании паспорта подъемника и заявления владельца. При этом в организации должны быть обучены и аттестованы: машинист, рабочие люльки, ответственный за безопасное производство работ, ответственный за содержание подъемника в исправном состояние, специалист по надзору.
4. Обязанности машиниста после окончания работы.
• высадить людей из люльки;
• выгрузить инструмент и другие грузы;
• установить люльку в положение, определенное инструкцией по эксплуатации подъемника;
• поставить подъемник в предназначенное для него место, затормозить его.
• произвести осмотр, а также очистить его;
• при выявлении неисправности, поставить в известность специалиста, ответственного за исправное состояние подъемника.

1.Система технического обслуживания и ремонта подъемников.
В течение всего периода эксплуатации, подъемник должен проходить техническое обслуживание и ремонт. Сроки и объемы, которых указываются в инструкции по эксплуатации. Виды обслуживания:
• Ежесменное обслуживание ЕО проводят перед началом смены и после окончания
• ТО-1 проводят как правило через 50-100 часов работ;
• ТО-2 проводят через 100-300 часов работ;
• сезонное обслуживание весной и осенью.
2. Требование к электрическому оборудованию подъемников.
Напряжение питания подъемников составляет не более 400В переменного тока; не более 220В постоянного тока. Подъемники имеющие напряжение свыше 42В переменного тока и более 1 10В постоянного тока, должны быть заземлены. Напряжение ремонтного освещения не более 42В. 3. Обязанности лица, ответственного за безопасное производство работ подъемниками.
• организует ведение работ подъемниками;
• инструктирует машинистов и рабочих люлек перед началом работ;
• не опускает необученный и не аттестованный персонал;
• указывает машинисту место установки подъемника вблизи ЛЭП;
• обеспечивает рабочих необходимым инвентарем и средствами для безопасного ведения работ.
4. Что проверяет в работе машинист до посадки людей в люльку подъемника?
•наличие и исправность ограждений, металлоконструкций, сварные швы;
•состояние гидропривода (бак, шланги, насос, распределитель);
•отсутствие течи масла;
•наличие и исправность приборов, устройств безопасности;
•проводит контрольную проверку работы без рабочих в люльке.

1. Устройство ориентации люльки в горизонтальном положении. Назначение, устройство, регулировка.
У подъемников люлька должна поворачиваться на такой же угол на кокой повернулось колено стрелы, но в противоположную сторону. При этом пол люльки будет горизонтален поверхности земли. Допускается отклонение от горизонтали не более 5°. Система ориентации люльки включает в себя канатоблочную, цепную на звездочках или рычажно-тяговое устройство. На телескопических подъемниках применяется дополнительный гидроцилиндр.
2. Что называется вышкой? Классификация вышек по виду привода.
Вышка – это грузоподъемная машина прерывного действия, предназначенная для перемещения людей с материалами и инструментами, и производства работ в вертикальном направлении (вверх, вниз).
По виду привода вышки делятся: - вышка механическая;
-вышка электрическая;
-вышка гидравлическая.
3. Повторная проверка знаний машиниста, периодичность и оформление.
Машинист подъемника, а также рабочий люльки должны проходить повторную проверку знаний:
А) периодически не реже одного раза в 12 месяцев;
Б) при переходе на другое место работы;
В) по требованию инспектора Ростехнадзора, или специалисты по надзору своего предприятия.
Аттестацию проводит комиссия предприятия, участие инспектора Ростехнадзора в ней не обязательно. Результаты повторной проверки знаний оформляются протоколом с отметкой в удостоверении.
4. Обязанности машиниста подъемника перед началом работы.
Перед началом работы подъемника (вышки)должен проверить механизмы и тормоза подъемника, их крепления, а также ходовую часть. Проверить наличие и исправность ограждений механизмов и люлек.
Проверить смазку передач и наличие жидкости в гидросистеме. Осмотреть в доступных местах металлоконструкцию и соединение колен и элементов, относящихся к коленам (канаты, растяжки, гидроцилиндры).
Проверить исправность аутригеров при их наличии. Проверить исправность гидропривода, гибких шлангов, насосов. Проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности.
Убедиться в устранении замечаний, записанных в вахтенном журнале. После осмотра машинист обязан опробовать все механизмы на холостом ходу.
Результаты проверки подъемника должны быть записаны в вахтенном журнале.

1.Назначение, устройство и работа системы аварийного опускания люльки.
Для опускания рабочих в люльке при отказе гидронасоса, электропривода и т.д. на подъемниках могут быть установлены следующие устройства:
а) ручной насос (вставляется рычаг в насос, и машинист вручную нагнетает масло);
б) рычаг, который нужно повернуть или потянуть вследствие чего откроется клапан, и масло из цилиндра подъема направляется в бак, а люлька под собственным весом опускается в положение посадка;
2. Классификация подъемников по возможности перемещения.
а) самоходные - это подъемники, оборудованные механизмом для перемещения по рабочей площадке и по дорогам. К ним относятся:
• автомобильные;
• на спец шасси;
• гусеничные;
• пневмоколесные;
• железнодорожные.
б) прицепной - это подъемник, который буксируется автомобилем, трактором, железнодорожным подвижным составом. К ним относятся:
• прицепной пневмоколесный;
• прицепной железнодорожный.
в) подъемник передвижной - это подъемник, который транспортируется на механическом транспортном средстве, а по рабочей площадке передвигается самостоятельно (передвижной самоходный) или вручную (передвижной несамоходный).
3. Порядок перевода машиниста с одного подъемника на другой и допуск при перерывах в работе.
Машинист, переводимый с подъемника одного типа на подъемник другого типа, должен пройти обучение и аттестацию. Обучение может проводиться по сокращенной программе.
При переводе машиниста с одного подъемника на другой того же типа, но другой модели, он должен быть ознакомлен с особенностями нового устройства и пройти стажировку.
Машинист после перерыва в работе по специальности более одного года, должен пройти проверку знаний в комиссии предприятия, и в случае положительного результата проверки может быть допущен к стажировке.

4. При выявлении, каких неисправностей машинист не должен приступать к работе.
• трещины и деформации металлоконструкций;
• неисправности в работе следящей системы люльки;
• деформаций в пальцах и трещин звеньев рычажной системы;
• неисправность канатно-блочной системы;
• повреждение люльки, деталей и опор, и их некомплектности;
• неисправности в гидрораспределителях;
• неисправности ОГП или звукового сигнала.

1.Блокировка подъема и поворота колен при не выставленных опорах.
Подъемники, оборудованные выносными опорами, могут опрокинуться, если будет осуществляться подъем людей при не выставленных опорах (аутригерах). Поэтому на подъемнике устанавливают электрическую или гидравлическую блокировку, которая не дает возможности поднять люльку, если подъемник не стоит на опорах. Блокировка не устанавливается если опоры выставляются вручную.
2. Параметры и характеристики подъемников.
• грузоподъемность - это наибольшая допустимая масса груза, на подъем которого рассчитан подъемник;
• высота подъема - это наибольшее расстояние по вертикали от поверхности, на которой стоит подъемник, до пола люльки, находящейся в верхнем положении плюс 1,5 м;
• глубина опускания - это наибольшее расстояние по горизонтали от поверхности на которой стоит подъемник, до пола люльки опущенной в крайнее нижнее положение;
• вылет - это расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части подъемника до наружного ограждения люльки
3.Кто может работать в люльке подъемника?
• лицо, достигшее 18 лет;
• имеющее медицинское заключение о разрешении работы на высоте;
• прошедшее обучение и аттестацию, получившее удостоверение.
• допущенный приказом или распоряжением
• проинструктированный на рабочем месте
4. Установка подъемника на краю откоса котлована или траншеи.
При установке подъемника на краю откоса, расстояние от ближайшей опоры до основания откоса, выбирается по таблице в зависимости от глубины котлована и типа грунта. При отсутствии такой таблицы или при невозможности определить грунт расстояние от опоры до основания откоса должно быть на 1 метр больше глубины котлована.

1.Блокировка подъема опор при рабочем положении стрелы.
Чтобы рабочие люльки не переезжали с одного места на другое не выходя из люльки (кроме вышек, где это предусмотрено руководством по эксплуатации), устанавливается блокировка электрическая или гидравлическая, которая не позволяет убрать опоры если люлька не опущена в транспортное положение.
2. Устойчивость подъемника. Коэффициент грузовой и собственной устойчивости.
Устойчивость - это способность подъемника противостоять опрокидыванию под действием груза в люльке (грузовая устойчивость) или под действием ветра и наклона без груза в люльке (собственная устойчивость). Коэффициент грузовой устойчивости при действии дополнительных нагрузок, возникающих от силы ветра, уклона площадки и силы инерции составляет не менее 1,15
3. Вахтенный журнал машиниста и вахтенный журнал для рабочих люльки.
На каждый подъемник заводится вахтенный журнал машиниста, в который машинист подъемника записывает: дату, смену, Ф.И.О. и результаты осмотра подъемника и ставит свою подпись. Кроме этого после осмотра подъемника в вахтенном журнале расписываются слесаря и специалист, ответственный за содержание подъемника в исправном состоянии.
Вахтенный журнал рабочих люльки состоит из следующих граф: дата, Ф.И.О. рабочего люльки, Ф.И.О. проводившего инструктаж и его должность, подпись инструктора и рабочего люльки.
4.Что должно быть предусмотрено в ППР (проект производства работ) при использовании подъемника в строительно-монтажных работах?
Строительно-монтажные работы должны выполняться по проектам производства работ, в которых должны предусматриваться:
• соответствие подъемников по грузоподъемности и высоте подъема;
• обеспечение безопасносных расстояний от линии электропередач, мест движения городского транспорта и пешеходов;
• условия установки подъемника вблизи откосов котлованов.
• условия безопасной работы нескольких подъемников

1.Рабочие жидкости гидравлических систем. Марки масел и их свойства.
В качестве рабочей жидкости в гидросистеме используются минеральные или синтетические масла. Рабочая жидкость служит для передачи энергии от насоса на механизмы подъема и передвижения. Основное свойство рабочей жидкости - это вязкость, которая зависит от температуры и срока службы. Срок службы масла 300-1000 часов в зависимости от объема гидросистемы. Доливать можно только то масло, которое указано в паспорте, по уровню и не допускать перелива.
2. Требования к люлькам подъемника.
• ограждение люльки должно быть не менее 1000мм;
• верхняя поверхность перил должна быть облицована малотеплопроводным материалом;
• по периметру настила должна быть непрерывная обшивка высотой не менее 10см;
• на высоте 500мм. между обшивкой и перилами должно быть дополнительное ограждение;
• вход в люльку должен быть защищен съемным ограждениям или запирающей дверью;
• площадь пола должна быть не менее 0,5 м кв на человека.
3. Сигнальщик, старший люльки, Когда и кем назначается.
Если в люльке отсутствует пульт управления и нет переговорного устройства, а машинист не видит рабочих люльки, то лицо ответственное за безопасное производство работ, назначает сигнальщика, который будет дублировать команды (сигналы) подаваемые рабочими люльки машинисту подъемника. Сигнальщиком может быть только аттестованный рабочий люльки. Старший люльки назначается ответственным за безопасное производство работ, если в люльке находится более одного человека. Он будет управлять люлькой или подавать сигналы машинисту.
4.Работа подъемника вблизи ЛЭП.
Установка и работа подъемников на расстоянии менее 30 метров от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 вольт должно выполняться только по наряду допуску. Наряд-допуск выдается машинисту подъемника. В нем указывается место работы, напряжении в линии, время начала и окончания работ, ФИО ответственного за безопасное производство работ, ФИО рабочих люльки, номера их удостоверений и дата последней проверки. По прибытию к месту ведения работ, лицо, ответственное за безопасное производство работ, указывает место установки подъемника и делает запись в вахтенном журнале: «Установку подъемника на указанном мною месте проверил, работу разрешаю», дата и подпись.

1.Порядок замены и добавления рабочей жидкости в гидравлическую систему.
Машинист подъемника должен периодически проверять уровень рабочей жидкости в баке через масломерное стекло. Если уровень ниже нижней отметки, то необходимо долить масло указанное в руководстве по эксплуатации. Замена масла осуществляется в сроки, указанные в инструкции по эксплуатации (через 300-1000 часов работы). Перед заменой, масло в системе прогревают, выполняя рабочее движение. Старое масло сливают, систему заполняют промывочным маслом. Выполняют рабочее движение, промывочное сливают и заливают новое.
2.Тормоза. Виды тормозов и требования к ним.
На подъемниках должны использоваться тормоза нормально-замкнутого типа, автоматически размыкающиеся при включении механизма. Гидравлический привод является самотормозящим, поэтому на механизмах подъема гидравлических подъемников тормозные механизмы отсутствуют. Автомобильные подъемники (прицепные, передвижные) должны иметь стояночный тормоз.
3. Определение вместимости люльки.
Количество рабочих люльки определяется из расчета 0,5 м кв на одного человека, при этом масса людей, материала и инструмента, не должна превышать грузоподъемность подъемника.
4. Что запрещается машинисту подъемника при подъеме рабочих в люльке или грузов.
• допускать до работы в люльке рабочих, не имеющих документов о допуске их к работе;
• производить резкие движения с людьми, находящимися в люльке;
• передавать управление лицам, не имеющим удостоверения;
• отлучатся с рабочего места, если люлька на высоте;
• заниматься ремонтом и обслуживанием, если люди на высоте.

1.Запирающий клапан (гидравлический замок). Назначение, принцип действия.
Гидрозамок или управляемый обратный клапан устанавливается на гидроцилиндре и служит для предотвращения опускания люльки при неисправности гидросистемы, а также при обрыве шланга или трубопровода.
2.Техническое освидетельствование подъемников. Цель, периодичность.
Находящиеся в работе подъемники должны подвергаться :
• частичному освидетельствованию - не реже одного раза в 12 месяцев;
• полному техническому освидетельствованию - не реже одного раза в 3 года;
• испытание ограничителя предельного груза не реже одного раза в 6 месяцев. Цель - убедиться в технической исправности подъемника.
При полном техническом освидетельствовании проводят:
а) осмотр и проверку работоспособности;
б) статические испытания;
в) динамические испытания.
При частичном освидетельствовании статические испытания не проводят. Результаты технического освидетельствования записываются в паспорт подъемника. На подъемнике делается надпись с обозначением дата следующего полного или частичного технического освидетельствования.
3. Какие лица назначаются из числа ИТР для организации надзора за безопасной эксплуатацией подъемников?
Владелец подъемника должен назначить:
а) Специалиста по надзору за безопасной эксплуатацией подъемника (тех.директор, гл.инженер и т.д.) б) Специалиста, ответственного за содержание подъемников в исправном состоянии (механик) в) Лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками (мастер, руководитель отдела)
4. В каких случаях машинист должен опустить люльку с людьми и прекратить работу?
• при приближении грозы,
• при сильном ветре (скорость которого превышает указанного в паспорте);
• при недостаточной освещенности места работы, сильном снегопаде или тумане (машинист плохо различает люльку);
• при температуре ниже допустимой (указанной в паспорте).

1. Масляный бак. Фильтр очистки масла.
Масляный бак предназначен для отстоя и охлаждения рабочей жидкости. Уровень масла контролируется по указателю, применение щупов не допускается.
Масло, циркулирующее в гидросистеме, постоянно фильтруется. Фильтр установлен на сливной линии бака и снабжен перепускным клапаном.
2. Порядок проведения статических и динамических испытании.
Статическое испытание подъемника проводят нагрузкой равной 150% грузоподъемности. Груз равный 110% грузоподъемности укладывают в люльку, а груз равный 40% грузоподъемности, подвешивают к люльке, находящейся на максимальном вылете на высоте 100-200 мм от земли. В таком состоянии подъемник выдерживается 10 мин, после чего осматривается на наличие остаточной деформации, трещин т.п. При динамическом испытании в люльку укладывают груз равный 1 10% грузоподъемности и выполняют многократно, не менее 3-х раз все рабочие движения люльки.
3. Знаковая сигнализация, применяемая при работе подъемника.
Если подъемник не оборудован пультом в люльке, то управление подъемником осуществляет машинист по команде рабочих в люльке, которые подаются:
• при подъеме люльки до 10м - голосом;
• при подъеме от 10 м до 22 м - знаками;
• при подъеме свыше 22 м - по переговорному устройству.
4. Обязанности машиниста подъемника в аварийных ситуациях.
Обязанности машиниста подъемника в аварийных ситуациях.
• При наличии пострадавших оказать им помощь.
• сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ, ответственному за содержания подъемника в исправном состоянии;
• оградить место аварии, сохраняя обстановку для расследования.

1. Раскачивание люльки подъемника. Причина и способы устранения.
В процессе эксплуатации подъемника происходит вытягивание цепей, тяг, канатов следящее системы ориентации люльки. Если в результате этого отклонение люльки от горизонтали превышает 5 градусов, то необходимо произвести их натяжение.
2. Что осматривают и проверяют при техническом освидетельствовании подъемника.
• состояние металлоконструкций подъемника и их сварных соединений;
• состояние люльки;
• состояние канатов;
• состояние гидравлического и электрического оборудования.
Проверяют в работе все механизмы приборы и устройства безопасности, освещение, сигнализация.
3.Порядок регистрации подъемников.
Подъемники (вышки) регистрируются в органах Ростехнадзора на основании паспорта подъемника и заявления владельца. При этом в организации должны быть обучены и аттестованы: машинист, рабочие люльки, ответственный за безопасное производство работ, ответственный за содержание подъемника в исправном состояние, специалист по надзору.
4. Обязанности машиниста после окончания работы.
• высадить людей из люльки;
• выгрузить инструмент и другие грузы;
• установить люльку в положение, определенное инструкцией по эксплуатации подъемника;
• поставить подъемник в предназначенное для него место, затормозить его.
• произвести осмотр, а также очистить его;
• при выявлении неисправности, поставить в известность специалиста, ответственного за исправное состояние подъемника.

1.Система технического обслуживания и ремонта подъемников.
В течение всего периода эксплуатации, подъемник должен проходить техническое обслуживание и ремонт. Сроки и объемы, которых указываются в инструкции по эксплуатации. Виды обслуживания:
• Ежесменное обслуживание ЕО проводят перед началом смены и после окончания
• ТО-1 проводят как правило через 50-100 часов работ;
• ТО-2 проводят через 100-300 часов работ;
• сезонное обслуживание весной и осенью.
2. Требование к электрическому оборудованию подъемников.
Напряжение питания подъемников составляет не более 400В переменного тока; не более 220В постоянного тока. Подъемники имеющие напряжение свыше 42В переменного тока и более 1 10В постоянного тока, должны быть заземлены. Напряжение ремонтного освещения не более 42В. 3. Обязанности лица, ответственного за безопасное производство работ подъемниками.
• организует ведение работ подъемниками;
• инструктирует машинистов и рабочих люлек перед началом работ;
• не опускает необученный и не аттестованный персонал;
• указывает машинисту место установки подъемника вблизи ЛЭП;
• обеспечивает рабочих необходимым инвентарем и средствами для безопасного ведения работ.
4. Что проверяет в работе машинист до посадки людей в люльку подъемника?
•наличие и исправность ограждений, металлоконструкций, сварные швы;
•состояние гидропривода (бак, шланги, насос, распределитель);
•отсутствие течи масла;
•наличие и исправность приборов, устройств безопасности;
•проводит контрольную проверку работы без рабочих в люльке.

Люлька, установленная на подъёмнике, представляет собой устройство повышенной опасности. Поэтому к работе на данном устройстве предъявляются более высокие требования в области безопасности. При этом необходимо отметить, что работа на данном устройстве начинается с его правильной регулировки. В качестве последней предусматривается и ориентация люльки в положении горизонта. От такого показателя будет во многом зависеть безопасность работы людей выполняющих производственные задания на подъёмнике. Следует обращать особое внимание на такие особенности. В связи с этим надо отметить, что при ориентации люльки подъёмника относительно горизонтального положения следует обращать особое внимание на такие характеристики: 1. Так при проведении процедуры проворачивания колена стрелы на подъёмнике устройства необходимо обеспечивать "зеркальное" выполнения такого же движения и у люльки. При этом люлька должна выполнят данные действия в совершенно противоположном направлении. Именно от такой синхронной работы двух элементов подъёмника будет зависеть безопасность работников находящихся в люльке. Поэтому следует обращать внимание на систему слежения в устройстве. Если работник замечает малейшее отклонения от номинальных параметров работы данной системы, то он должен немедленно сообщить об этом ответственному лицу за безопасность работ на предприятии. Так же работник обязан, прекратить выполнения производственного задания или не приступать к нему, если нарушения в работе подъёмника были замечены на стадии подготовки. 2. Необходимо чтобы пол на люльке подъёмника всегда быль в положении параллельном горизонту. Таким образом, будет создаваться безопасное проведение работ по выполнению производственного задания работниками, находящимися в люльке. Если же данный показатель не обеспечивается, то необходимо немедленно прекратить выполнение работ до полного устранения неисправностей на устройстве. При этом согласно действующей нормативной документации в области безопасности проведения работ на подъёмниках допускается незначительное отклонение от данной нормы. Так при расхождении в горизонтальных показателях на величину не превышающую пять градусов работа устройства может быть продолжена. Данный показатель должен постоянно контролировать человек, который отвечает за безопасность проведения высотных работ на предприятии. При этом он должен пройти специальное обучение согласно действующей программе на специализированных курсах, в организациях, сертифицированных в государственных учреждениях. 3. Следует постоянно контролировать систему ориентации люльки. Такая система обычно состоит из канатоблочной составляющей, а так же системы звёздочек и устройства тягового типа на специальных рычагах. В ряде подъемников, где есть телескопические системы, применяют дополнительно и гидравлические цилиндры. При этом надо чтобы работу данных элементов отслеживали работники, которые находятся в люльке и машинист подъёмника. Если будут замечены хотя бы незначительные отклонения от номинальных показателей работы, то все работники должны предпринять меры для приостановки работы подъёмника до устранения неполадок в механизме.

Вы нашли ответ на свой вопрос?

Мы свяжемся с Вами в течение 5 минут и ответим на интересующие вопросы.

Авоська
Аворусь
Вегас
Глобус
Джон Дир
Дон спорт
КДЛ
КФС
Леруа Мерлен
Ремит
С7
Совхоз им.Ленина
Шансон

Посещайте семинары учебного центра - БЕСПЛАТНО!

Нажимая на кнопку "Подписаться", Я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных» и подтверждаю, что ознакомлен с «Политикой конфиденциальности»


1. Высота от поверхности земли или с посадочной площадки до входа в люльку и на поворотную платформу должна быть не более 400 мм; при этом пол люльки и ступени не должны быть скользкими.

2. Люльки площадки подъемников должны иметь ограждения не менее 1000 мм. Верхняя поверхность перил должна быть удобна для обхвата рукой и облицована малотеплопроводным материалом. По периметру настила должна быть непрерывная обшивка высотой не менее 100 мм. Между обшивкой и перилами на высоте 500 мм от настила должна быть дополнительная ограждающая планка по всему периметру ограждения. Проем для входа в люльку должен быть защищён съёмным ограждением или запирающейся дверью.

- При невозможности выполнения этих требований (люлька пластиковая и т.д.) допускается вход в люльку сверху. При этом необходимо предусмотреть приспособления, облегчающие вход.

- Конструкция и установка люльки, предназначенной для обслуживания электросетей под напряжением, должны обеспечивать гальваническую развязку изоляции между металлоконструкцией подъемника и люлькой.

3. Люлька подъемника должна быть оборудована скобами для крепления карабинов предохранительных поясов рабочих люльки и фалов для инструмента.

Элементы ограждения люльки и места крепления поясов должны выдержи­вать концентрированную нагрузку в разных направлениях не менее 1300 Н.

Для выполнения операций из люльки в ней должен быть установлен пульт управления.

На подъемниках с двумя пультами управления должна быть предусмот­рена блокировка, исключающая возможность управления подъемником одно­временно с двух пультов.

Рабочие площадки прицепных подъемников Ш2СВ и ПГСШ свободно подвешены с помощью двух шарниров на конце верхнего колена. Точки под­вески располагаются выше центра тяжести рабочих площадок на высоте 1,3м от пола. При массе площадок 100кг, когда наиболее тяжелая часть пола нахо­дится внизу, он фиксируется в горизонтальном положении поворотом рычага эксцентрикового зажима.

В настоящее время все подъемники долж­ны оснащаться системами ориентации (следящими системами) пола люлек в горизонтальном положении во всей зоне обслуживания, при этом угол наклона люльки не должен превышать 5 0 .

Эти системы позволяют удерживать рабочую площадку в горизонтальном положении при изменении угла наклона колен или стрелы в целом.

Следящие системы могут иметь несколько исполнений: рычажные, канатно‑блочные (цепные), гидравлические.

Рис. 4.

Рычажные следящие системы работают по принципу соблюдения парал­лельности сторон параллелограмма.

В рычажной (рис. 4) следящей системе (подъем­ники ВС-18 и ВС-22) нижний рычаг ЗД шарнирно со­единен с основанием в точке 3, верхний АД — с рычагом ЗД в точке Д. Рабочая площадка КАБ также шарнирно соединена с рычагом АД в точке А. Пол рабочей пло­щадки расположен параллельно земле. Груз Р, размещен­ный на рабочей площадке, своей силой тяжести стре­мится повернуть ее против часовой стрелки относитель­но шарнира А и тем самым изменить ее горизонталь­ное положение относительно поверхности земли. Этому препятствует следящая система, состоящая из рычагов БГ, ЕЖ и коромысла ГДЕ. Рычаги БГ ЕЖ удерживают рабочую площадку в заданном положении.

При любом взаиморасположении рычагов ЗД и ДА, которое может возникнуть во время работы подъемника, прямые линии, проведенные через точки ЗЖ, ГЕ и БА, будут па­раллельны между собой. Следовательно, пол рабо­чей площадки КА также будет сохранять горизон­тальное положение.

На рис. 5 показан принцип работы цепных и канатно-блочных следящих систем.

В канатно-блочной (цепной) следящей систе­ме (подъемники АГП-22-06, МШТС) звездочка А соединена с рабочей площадкой и поворачивается на оси А1 совместно с ней. Двухрядная звездочка Б свободно сидит на оси Б1. Цепь А2 охватывает звез­дочку А и соединена с помощью двух тяг НЛ с це­пью Б2, охватывающей один ряд зубьев звездочки Б. Второй ряд зубьев звездочки Б охватывается це­пью В, соединенной с тягами ДИ и ЕЖ.

Рис. 5.

Тяги ДИ и ЕЖ соединены шарнирно с основанием машины. Нагрузка, поворачивающая рабочую площадку относительно точки А, будет передаваться цепями и тягами к точкам Д и Е основания. Рабочая площадка ориентируется системой таким образом, чтобы пол ее располагался горизонтально. Горизонтальное положение пола сохраняется при любом возможном взаиморасположении рычагов (колен) относительно друг друга. Наличие в системе цепных передач позволяет иметь большой угол поворота а1верхнего рычага относительно нижнего, прибли­жающийся к 270°.

Чтобы рабочая площадка не опрокидывалась, когда упрется в стену или зацепится за какое-либо препятствие и оборвет цепь следящей системы, в неко­торых подъемниках установлен механизм блокировки, который автоматически жестко закрепляет рабочую площадку на верхнем рычаге.

В следящей системе подъемников ВС-18 и ВС-22 использованы канат и блок с канатоведущим шкивом, обеспечивающие фрикционную связь рабочей площадки с основанием— это исключает поломку рабочей площадки, если она упрется в препятствие.

Следящая система телескопического подъемника АГП-18.04 состоит из двух гидроцилиндров, соединенных одноименными полостями и двух венти­лей регулировки горизонтальности пола люльки. Гидроцилиндры соединены между собой и с вентилями с помощью труб и рукавов высокого давления.

Подъемники должны быть оборудованы следующими устройствами для безопасного производства работ:

1. Ограничителем предельного груза

2. Устройством (устройствами), ограничивающим зону обслуживания

3. Устройством блокировки подъема и поворота колен при невыставленном на опоры подъемнике

4. Устройством блокировки подъема опор при рабочем положении стрелы

5. Системой аварийной остановки двигателя с управлением из люльки и с нижнего пульта, которая должна быть снабжена кнопками «СТОП».

Эти устройства и приборы безопасности должны работать на отключение движений элементов подъемника.

6. Устройством ориентации пола люльки подъемника в горизонтальном положении во всей зоне обслуживания; при этом угол наклона пола люльки не должен превышать 5 градусов.

7. Устройством аварийного опускания люльки при отказе гидросистемы, электропривода или привода гидронасоса

8. Устройством, предназначенным для эвакуации рабочих их люлек, находящихся ниже основания, на котором стоит подъемник

9. Устройством, предохраняющим выносные опоры подъемника от самопроизвольного выдвижения (поворота) во время движения подъемника

10. Устройством (указателем) угла наклона подъемника

Для подъемников с высотой подъема более 22 м:

11. Переговорным устройством

Производство работ

Подъёмник может быть допущен к работе только в том случае, если поднимаемая масса груза не превышает его грузоподъёмность и подъёмник установлен на опоры (при их применении).

Находящиеся в эксплуатации подъемники, должны быть снабжены таб­личками с ясно обозначенными заводскими учетным номером, грузоподъемно­стью, датой следующего полного и частичного технического освидетельст­вования.

Установка и работа подъемников должны производиться по проекту про­изводства работ или технологической карте.

Владельцы подъемников совместно с эксплуатирующими организациями должны:

1)разработать и выдать на места ведения работ подъемниками проекты производства работ, технологические карты;

2)ознакомить (под расписку) с проектами производства работ специалистов, ответ­ственных за безопасное производство работ подъемниками, машинистов, рабо­чих люльки и при необходимости стропальщиков;

3)обеспечить при необходимости стропальщиков испытанными и мар­кированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответ­ствующими массе и характеру перемещаемых грузов;

4)обеспечить проведение периодических испытаний ограничителя пре­дельного груза контрольным грузом в сроки, указанные в руководстве по экс­плуатации подъемника или в паспорте прибора;

5)определить порядок выделения и направления подъемников на объек­ты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение;

6)установить порядок пломбирования ограничителей предельного груза.

Для установки подъемника на площадке необходимо площадку подгото­вить:

К площадкам предъявляют следующие требования:

· наличие подъездного пути;

· уклон не должен превышать угла, указанного в паспорте. При этом для подъёмников на опорах уклон установки не должен превышать 0 0 30 I , а для подъёмников без опор - 3 0 , если в руководстве по эксплуатации не указан больший уклон;

· при свеженасыпанном не утрамбованном грунте необходимо произво­дить его уплотнение;

· размеры площадки должны позволять установку подъемника на все опоры, а при слабом грунте — на установленные под опоры прочные устойчи­вые подкладки, на скользком грунте — на подкладках с шипами.

Читайте также: