Устройство монолитных железобетонных фундаментов из привозного тяжелого бетона объемом до 25 м3

Обновлено: 28.04.2024

Технологическая карта предназначена для применения при бетонировании монолитной фундаментной плиты на строительстве зданий и сооружений, при составлении проектов организации строительства и проектов производства работ для возведения объектов производственного и гражданского назначения.

Открытое акционерное общество

Проектно-конструкторский и технологический институт промышленного строительства

ОАО ПКТИпромстрой

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО МОНОЛИТНОЙ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ
ФУНДАМЕНТНОЙ ПЛИТЫ

Генеральный директор, к.т.н.

_____________ С.Ю. Едличка

«___» _______________ 2007 г.

Первый заместитель генерального

директора - главный инженер

________________ А.В. Колобов

Начальник отдела

________________ Б.И. Бычковский

В карте приведена технология бетонирования монолитной железобетонной фундаментной плиты, представлены схемы механизации, освещены вопросы качества работ, безопасности и охраны труда, экологической и пожарной безопасности, приведены указания по организации рабочего места, дана потребность в материально-технических ресурсах, приведены технико-экономические показатели.

Карта предназначена для мастеров и прорабов строительных организаций и может включаться в проект производства работ в качестве технологического документа.

Впервые технологическая карта была разработана сотрудниками отдела № 41 ОАО ПКТИпромстрой в 2000 г.

В корректировке технологической карты участвовали сотрудники ОАО ПКТИпромстрой:

Савина О.А. - исполнитель, компьютерная обработка и графика;

Черных В.В. - технологическое сопровождение разработки;

Бычковский Б.И. - корректировка технологической карты, нормоконтроль и корректура разработки;

Колобов А.В. - общее техническое руководство разработкой технологических карт;

к.т.н. Едличка С.Ю. - общее руководство разработкой технологической документации.

1.1 . Настоящая технологическая карта предназначена для применения при бетонировании монолитной фундаментной плиты на строительстве зданий и сооружения, при составлении проектов организации строительства и проектов производства работ для возведения объектов производственного и гражданского назначения.

1.2 . В технологической карте предусмотрено вести работы по установке опалубки, арматуры и бетонированию фундаментной плиты при положительных температурах воздуха. При производстве работ в зимнее время рекомендуется использовать технологические карты на производство монолитных бетонных работ при отрицательных температурах, разработанные ОАО ПКТИпромстрой для различных средств термообработки бетона. В качестве примера рассматривается устройство монолитной фундаментной плиты размерами в плане 44 ´ 20 м и толщиной 1 м, представленной на рисунке 1 .

1.3 . В технологической карте рассматриваются два варианта подачи бетонной смеси в конструкцию фундаментной плиты:

- с применением автобетононасосов;

- переносными бункерами емкостью 1 м 3 с помощью крана.

1 - верхняя и нижняя арматура; 2 - плоские каркасы; 3 - пластмассовые фиксаторы

Рисунок 1 - Конструкция монолитной железобетонной плиты

1.4 . Привязка технологической карты к конкретным объектам и условиям производства работ состоит в уточнении объемов работ, данных в потребности трудовых и материально-технических ресурсах, калькуляции и календарного плана производства работ, а также в уточнении схемы организации процесса соответственно фактическим условиям.

1.5 . Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

2.1 . Устройство монолитной железобетонной плиты следует осуществлять в соответствии с рабочими чертежами конструкции плиты с соблюдением правил производства и приемки работ согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.2 . До начала производства работ по устройству фундаментной плиты должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

- устроены временные автодороги, подъезды и проезды;

- возведены все необходимые временные здания и сооружения;

- выполнены противопожарные мероприятия;

- завезены на стройплощадку необходимые машины, механизмы, приспособления и оборудование, а также арматурная сталь и элементы опалубки;

- разбиты, закреплены и приняты по акту оси сооружения и реперы ( СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве»);

- оформлены все необходимые акты на скрытые работы (щебеночное основание, бетонная подготовка, гидроизоляция);

- подведены вода и электроэнергия;

- проведены мероприятия, обеспечивающие безопасность производства работ;

- подготовлено основание под фундаментную плиту.

2.3 . Картой предусмотрена установка опалубки системы фирмы «Мева», состоящая из щитов размерами 135 ´ 90 см. Опалубка имеет следующий набор элементов:

- опалубочные замки «Мева»;

- специальные гайки с резьбой.

Щиты опалубки - рамной конструкции. Рамы изготовлены из закрытого стального коробчатого профиля с выгнутым гофром. Палуба щита выполнена из бакелитовой финской фанеры, закрепляемой к раме самонарезающимися винтами. Соединения щитов осуществляется опалубочными клиновыми замками, запатентованными фирмой.

Опалубка устанавливается по всему периметру фундаментной плиты. Установка опалубки начинается с угловых точек. После позиционирования элементы опалубки сразу же подпираются снаружи подкосами, состоящими из консольных подпорок с функциональными распорками, согласно рисунку 2, на расстоянии 3,5 м друг от друга.

1 - консольная подпорка с соединительным шарниром, крепящимся фланцевым болтом к функциональной распорке; 2 - функциональная распорка; 3 - щит опалубки

Рисунок 2 - Устройство подкосов опалубки

Элементы опалубки соединяются двумя замками, а на углах плиты тремя замками. Схема соединения щитов опалубки показана на рисунке 3.

1 - клиновые замки системы «Мева»; 2 - опалубочные щиты; 3 - доборный элемент

Рисунок 3 - Схема соединения щитов опалубки

На земле крепление опалубки осуществляется двумя грунтовыми шпильками.

При привязке опалубки к конкретным размерам фундаментной монолитной железобетонной плиты возможен вариант перестановки щитов опалубки с начальных блоков на последующие при наборе до необходимой для распалубливания прочности бетона.

2.4 . Перед монтажом арматуры должен быть произведен контроль за правильностью установки опалубки.

Картой предусмотрен монтаж арматуры плоскими каркасами и отдельными стержнями. Замена предусмотренной проектом арматурной стали по классу, марке, сортаменту должна быть согласована с заказчиком и проектной организацией.

Арматуру следует монтировать в последовательности, обеспечивающей правильное ее положение и закрепление. Для обеспечения проектного защитного слоя бетона необходимо устанавливать пластмассовые фиксаторы. Запрещается применение подкладок из обрезков арматуры, деревянных брусков и щебня. Смонтированная арматуры должна быть закреплена от смещения и защищена от повреждений. Для прохода по арматуре при бетонировании картой предусмотрена установка трапов.

Стыковые соединения арматуры выполняются при помощи контактной стыковой и точечной сварки.

Крестовые пересечения стержней арматуры, смонтированных поштучно, в местах их пересечения скрепляются вязальной проволокой. При диаметре стержней 25 мм их скрепление по длине выполняется дуговой сваркой.

Транспортирование и хранение арматурной стали следует выполнять согласно ГОСТ 7566-94* .

Приемка смонтированной арматуры, а также сварных стыков соединений должна осуществляться до укладки бетона и оформляться актом освидетельствования скрытых работ.

Установку арматуры производят по блокам. Подачу арматурных стержней и каркасов в зону производства работ осуществляют в двух вариантах: автомобильным краном КС-4572 - 1 вариант; краном КБ-404М - 2 вариант.

Вначале производят работы на первом блоке. На заранее размеченное основание с интервалом 400 мм укладывают стержни в продольном направлении с одновременным фиксированием расстояния нижней арматуры от основания с помощью пластмассовых фиксаторов (защитный слой). Стыки продольных стержней по длине соединяются ручной дуговой сваркой электродами Э-50А по ГОСТ 9466-75* . Затем устанавливают плоские поддерживающие каркасы с шагом 400 мм, изготовленные из отдельных стержней на месте строительства. Пересечение продольных стержней с каркасами соединяют вязальной проволокой. После установки поддерживающих арматурных каркасов и крепления их к нижней арматуре укладывают верхние продольные стержни, сваривая соединения дуговой сваркой, с одновременной установкой пластмассовых фиксаторов для защитного слоя. После окончания работ на первом блоке производят установку арматуры на втором блоке в той же последовательности.

2.5 . Бетонирование фундаментной плиты предусмотрено образующимися путем разрезки массива поперечными и продольными рабочими швами согласно рисунку 4 блоками, объем бетона которых назначают с учетом возможности непрерывного подвоза и укладки бетонной смеси в конструкцию.

Рабочие швы образуют установкой плоских каркасов, на которые при помощи вязальной проволоки крепят металлическую сетку с ячейками размером не более 10 ´ 10 мм.

Перед укладкой бетонной смеси должны быть проверены и приняты все конструкции и их элементы, закрываемые в процессе последующего производства работ, с составлением акта на скрытые работы. Непосредственно перед бетонированием опалубка должна быть очищена от мусора и грязи.

Поверхности опалубки должны быть покрыты смазкой.

1 - металлическая сетка; 2 - защитный слой бетона; 3 - места крепления сетки вязальной проволокой; 4 - верхняя арматура; 5 - плоский поддерживающий каркас; 6 - пластмассовые фиксаторы; 7 - нижняя арматура

Рисунок 4 - Конструкция рабочего шва

2.6 . Технология бетонирования фундаментной плиты может осуществляться в двух вариантах: с применением автобетононасоса и с помощью крана КБ-404М с переносными поворотными бункерами вместимостью 1 м 3 .

2.7 . Бетонирование фундаментной плиты по 1-му варианту может производиться с применением автобетононасосов, технические характеристики которых представлены в таблицах 1 , 2 и 3 .

Настоящей картой предусмотрено бетонирование фундаментной плиты с помощью автобетононасоса марки СБ-126Б.

Таблица 1 - Основные технические характеристики автобетононасосов отечественного производства

Устройство монолитных железобетонных фундаментов: из привозного тяжелого бетона объемом до 25 м3 — м3

Состав работ:

1.Установка и разборка опалубки.
2.Установка арматурных сеток, отдельных стержней, анкерных болтов.
3.Приготовление и укладка бетона.
4.Уход за бетоном.
5.Замоноличивание анкерных болтов.

Ресурсы:

КодНаименованиеК-воЕд.
Затраты труда рабочих (Средний разряд - 3)3.74
Затраты труда машинистов1.06
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т0.15
Вибраторы глубинные0.17
Автоцистерна0.14
Спецавтомобили-вездеходы, грузоподъемность до 8 т0.31
Автобетоносмесители, объем барабана 6 м30.31
Агрегаты сварочные передвижные с дизельным двигателем, номинальный сварочный ток 250-400 А0.28
Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания, давление до 686 кПа (7 ат), производительность до 5 м3/мин0.15
Вода0.1
Электроды сварочные Э42, диаметр 4 мм0.001
Гвозди строительные0.0004
Опалубка разборно-переставная мелкощитовая инвентарная для возведения монолитных бетонных и железобетонных конструкций, щиты 1,2x0,5 м0.5
Проволока светлая, диаметр 1,1 мм0.0003
Доска обрезная, хвойных пород, ширина 75-150 мм, толщина 32-40 мм, длина 4-6,5 м, сорт III0.011
Болты анкерныеП
Смеси бетонные тяжелого бетона1.015
АрматураП

Вы можете сравнивать 2 или 3 расценки из одной базы. Перейдите на страницу нужной расценки и нажмите кнопку "Добавить" - будет сформирована кнопка на страницу с результатом.

Все Расценки Таблицы

Таблица 33-01-002. Устройство монолитных железобетонных фундаментов под стальные опоры ВЛ 35-1150 кВ

Устройство монолитных железобетонных фундаментов: из тяжелого бетона, приготавливаемого на строительной площадке, объемом до 25 м3 — м3

Состав работ:

1.Установка и разборка опалубки.
2.Установка арматурных сеток, отдельных стержней, анкерных болтов.
3.Приготовление и укладка бетона.
4.Уход за бетоном.
5.Замоноличивание анкерных болтов.

Ресурсы:

КодНаименованиеК-воЕд.
Затраты труда рабочих (Средний разряд - 3)5.33
Затраты труда машинистов1.13
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т0.16
Бетоносмесители гравитационные передвижные 330 л0.31
Вибраторы глубинные0.17
Автоцистерна0.15
Спецавтомобили-вездеходы, грузоподъемность до 8 т0.34
Агрегаты сварочные передвижные с дизельным двигателем, номинальный сварочный ток 250-400 А0.3
Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания, давление до 686 кПа (7 ат), производительность до 5 м3/мин0.17
Вода0.1
Электроды сварочные Э42, диаметр 4 мм0.001
Гвозди строительные0.0004
Опалубка разборно-переставная мелкощитовая инвентарная для возведения монолитных бетонных и железобетонных конструкций, щиты 1,2x0,5 м0.5
Щебень М 400, фракция 5(3)-10 мм, группа 20.82
Песок природный II класс, средний, круглые сита0.49
Шлакопортландцемент общестроительного и специального назначения М400 ШПЦ (ЦЕМ III 32,5)0.25
Проволока светлая, диаметр 1,1 мм0.0003
Доска обрезная, хвойных пород, ширина 75-150 мм, толщина 32-40 мм, длина 4-6,5 м, сорт III0.011
Болты анкерныеП
АрматураП

Вы можете сравнивать 2 или 3 расценки из одной базы. Перейдите на страницу нужной расценки и нажмите кнопку "Добавить" - будет сформирована кнопка на страницу с результатом.

Все Расценки Таблицы

Таблица 33-01-002. Устройство монолитных железобетонных фундаментов под стальные опоры ВЛ 35-1150 кВ

Устройство монолитных железобетонных фундаментов: из привозного тяжелого бетона объемом до 25 м3 — м3

Состав работ:

1.Установка и разборка опалубки.
2.Установка арматурных сеток, отдельных стержней, анкерных болтов.
3.Приготовление и укладка бетона.
4.Уход за бетоном.
5.Замоноличивание анкерных болтов.

Ресурсы:

КодНаименованиеК-воЕд.
Затраты труда рабочих (Средний разряд - 3)3.74
Затраты труда машинистов1.06
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т0.15
Вибраторы глубинные0.17
Автоцистерна0.14
Спецавтомобили-вездеходы, грузоподъемность до 8 т0.31
Автобетоносмесители, объем барабана 6 м30.31
Агрегаты сварочные передвижные с дизельным двигателем, номинальный сварочный ток 250-400 А0.28
Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания, давление до 686 кПа (7 ат), производительность до 5 м3/мин0.15
Вода0.1
Электроды сварочные Э42, диаметр 4 мм0.001
Гвозди строительные0.0004
Опалубка разборно-переставная мелкощитовая инвентарная для возведения монолитных бетонных и железобетонных конструкций, щиты 1,2x0,5 м0.5
Проволока светлая, диаметр 1,1 мм0.0003
Доска обрезная, хвойных пород, ширина 75-150 мм, толщина 32-40 мм, длина 4-6,5 м, сорт III0.011
Болты анкерныеП
Смеси бетонные тяжелого бетона1.015
АрматураП

Вы можете сравнивать 2 или 3 расценки из одной базы. Перейдите на страницу нужной расценки и нажмите кнопку "Добавить" - будет сформирована кнопка на страницу с результатом.

Все Расценки Таблицы

Таблица 33-01-002. Устройство монолитных железобетонных фундаментов под стальные опоры ВЛ 35-1150 кВ

Монолитный железобетонный фундамент – это основание дома, представляющее собой деревянную опалубку с установленными в нее армирующими элементами, впоследствии залитую бетоном. В отличие от сборного железобетонного фундамента, состоящего из специальных железобетонных блоков или свай, его установка не требует специализированной техники типа строительных кранов и без особых сложностей производится небольшой группой рабочих при наличии только бетономешалки.

Сходства и отличия с другими типами фундаментов

Выбор основания для дома – ответственный шаг, поскольку от этого зависит долговечность постройки и комфорт его обитателей. Поэтому перед принятием решения стоит сравнить преимущества и недостатки различных видов и типов железобетонных фундаментов.

Монолитный фундамент - плита.

Монолитный фундамент – плита.

К аргументам за обустройство монолитного основания можно отнести:

  1. Универсальность. Допускается его возведение практически на любых типах грунтов: болотистых, торфяных, песчаных, почвах, склонных к сезонному пучению, а также на участках с небольшой глубиной залегания подземных вод.
  2. Очень высокая несущая способность. Монолитные фундаменты могут выдерживать намного большие нагрузки, чем ленточные или построенные по сборно-монолитной технологии. На таком основании разрешено строительство зданий любой этажности из материалов, обладающих большим удельным весом: кирпича, газосиликата, бетона.
  3. Максимальная долговечность по сравнению с железобетонными ленточными или блочными конструкциями вследствие цельности конструкции.
  4. Возведение в рекордно краткие сроки благодаря минимальным объемам земляных работ: железобетонная плита обычно закладывается на небольшую глубину.

Как и основания ленточного типа либо сделанные из ФБС, обустройство монолитного фундамента из железобетона не требует строительного образования или специализированных навыков. Однако у него есть существенный недостаток: слишком высокая стоимость, связанная с большими количествами бетона и арматуры, необходимыми для проведения работ.

Также монолитный железобетонный фундамент по сравнению с ленточным или блочным более подвержен сезонным смещениям почвы, обусловленным ее расширением или сужением. Это означает, что в условиях сурового климата и резких перепадов температур монолит может начать разрушаться намного быстрее.

Возведение монолитного железобетонного фундамента

Чтобы дом был крепким, а уж через год не пришлось бы делать капитальный ремонт фундамента, монолитное основание из железобетона делают по следующему алгоритму:

Чертеж монолитного фундамента с расчетом габаритов.

  1. Расчет фундамента. Одним из основных показателей является толщина плиты, от которой зависит прочность и несущая способность основания. При расчете этого показателя учитываются характеристики почвы и вес возводимой постройки. Согласно строительным нормативам, при строительстве зданий из дерева, пенобетона либо других материалов с небольшой удельной плотностью толщина плитного фундамента должна составлять не менее 20 см. В случае кирпичного дома или коттеджа этот параметр увеличивают до 25 см. Если на участке пучинистая либо болотистая почва, или же наблюдается тенденция к образованию плывунов, толщину плиты желательно делать не менее 30 см во избежание преждевременного разрушения основания. При создании чертежа монолитного железобетонного фундамента очень важно предусмотреть, чтобы расстояние между элементами каркаса, состоящего из металлической арматуры, было равно не менее 7 см. Сам же арматурный каркас должен быть погружен в бетон не менее чем на 5 см. Массу дома рассчитывают, исходя из специальных таблиц удельного веса различных стройматериалов.
  2. Подготовка территории. Для этого необходимо полностью удалить с участка всю растительность и максимально точно сделать его разметку, чтобы выделить те места, в которых будет выкопана траншея. Для этих целей идеально подходят деревянные колышки или тонкие металлические прутья, которые вкапывают в землю на глубину примерно 15-20 см. Разметку периметра фундамента производят посредством рулетки либо специальную не растягивающуюся нить во избежание ошибок измерения. Во время этой процедуры очень важно проверить длины параллельных сторон будущего основания: она должны быть строго равны. Чтобы углы строения имели правильную форму, перед началом строительства рекомендуется также проверить равенство диагоналей периметра фундамента.
  3. Подготовка котлована. Его габариты должны быть больше рассчитанной теоретически ширины несущей конструкции примерно на 50 см. Это обеспечит правильный монтаж опалубки и обустройство дренажной засыпки. Глубину котлована также увеличивают примерно на 20-25 см по сравнению с проектной, чтобы сделать специальную «подушку» из песка или щебня. Рыть небольшой котлован вручную даже предпочтительнее, поскольку это позволяет сэкономить цемент благодаря ручной коррекции, сделать стенки траншеи более гладкими и ровными и обойтись меньшим объемом извлеченной почвы по сравнению с применением спецтехники.

Подготовка котлована под монолитную плиту.

Подготовка котлована под монолитную плиту.

Смонтированная опалубка под МФ.

Смонтированная опалубка под МФ.

Выше процесс создания монолитного ж/б фундамента описан достаточно кратко и не учитывает многих нюансов. В случае, если Вы планируете самостоятельно изготавливать данную конструкцию, или же заинтересованы проконтролировать качество работы подрядчиков, читайте статью «Монолитный фундамент своими руками: пошаговое руководство».

Монолитный железобетонный фундамент – прекрасный выбор для индивидуального строительства благодаря усиленной прочности, надежности и устойчивости к механическим повреждениям.

Читайте также: