Устройство лежневой дороги с настилом из бревен

Обновлено: 04.05.2024

Технологическая карта разработана на устройство лежневых дорог при строительстве объекта «Развитие газотранспортных мощностей ЕСГ Северо-Западного региона, участок Грязовец – КС Славянская» (с 395 км по 538 км)»

Технологической картой рассматриваются конструкции временных лежневых дорог с шириной проезжей части 8 метров на заболоченных участках с низкой несущей способностью.

Исходные данные

При разработке технологической схемы приняты исходные данные согласно ПОС. В болотистой местности на участках, проходящих по плохо замерзающим и непромерзающим болотам, проезд усиливается сплошным деревянным настилом, устраиваемым по типу "лежневки".

Состав работ

Технологическая последовательность производства работ по сооружению лежневой дороги шириной 8 м включает следующие операции:

- геодезическая разбивка дороги;

- заготовка лесоматериалов (резка стволов деревьев на бревна требуемой длины);

- транспортировка лесоматериалов к месту укладки;

- погрузка, транспортировка, укладка и уплотнение хворостяной выстилки (2 слоя);

- укладка и скрепление продольных лаг;

- укладка и скрепление лаг поперечного настила;

- укладка и скрепление колесоотбойных брусьев;

- устройство защитного грунтового (минерального) слоя покрытия дороги;

Укладку лежней производят гидроманипулятором, установленным на трелевочном тракторе с раскаткой их вручную при помощи металлических крючьев и кантовкой ломами. Бревна для поперечного настила (наката) доставляют трелевочным трактором. Раскатку по уложенным продольным лагам разгруженных бревен настила производят опущенным отвалом трактора. Работы по устройству защитного слоя осуществляют бульдозером мощностью 130 л.с., путем разравнивания способом «от себя», профилирования и уплотнения грунта.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Нормативная документация

Устройство лежневых дорог следует выполнять в соответствии с требованиями следующих документов:

― СП 86.13330.2014 «Магистральные трубопроводы»;

― СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги»;

― СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги»;

― СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».

Организационно-подготовительные мероприятия

До начала работ по сооружению дорог лежневого типа следует выполнить комплекс организационно-подготовительных мероприятий и работ:

― назначить лицо, ответственное за качественное и безопасное производство работ;

― разбить и закрепить ось дороги на всю длину участка, порученного для строительства данному подразделению;

― расчистить полосу отвода от леса и кустарника, срезать пни в уровень с землей;

― получить разрешение на рубку леса от лесохозяйственных организаций;

― обозначить на местности колышками или вехами проектную ось трубопровода и ближайшую к ней кромку настила сооружаемой лежневой дороги;

― подготовить вдольтрассовый проезд до болота или отдельный заезд с существующих дорог на трассу к болоту;

― доставить на трассу к месту работ и уложить в штабеля по сортаментам лесоматериалы;

― для сбора бытового и строительного мусора на строительной площадке установить специальные промаркированные контейнеры;

― доставить к месту работ механизмы, инструменты и инвентарь;

― получить производственно-техническую документацию;

― получить проект производства работ (технологическую карту) и ознакомить с документами членов бригады;

― установить в непосредственной близости от места работ вагончики для отдыха людей, хранения инструментов и инвентаря;

― обеспечить рабочие места бригады средствами первой медицинской помощи, питьевой водой, противопожарным оборудованием;

― провести инструктаж членов бригады по технике безопасности и производственной санитарии.

Конструктивная схема лежневой дороги

Конструктивная схема лежневой дороги представлена на Рисунке 1. «Конструктивная схема технологических лежневых дорог».

Сооружение лежневой дороги ведется методом наращивания с подвозом лесоматериалов трелевочным трактором по готовому настилу дороги. Работы выполняются захватками, равными по длине шагу продольных лежней.

Укладку лежней производят гидроманипулятором, установленным на трелевочном тракторе с раскаткой их вручную при помощи металлических крючьев и кантовкой ломами. Бревна для поперечного настила (накатника) доставляют трелевочным трактором. Раскатку по уложенным продольным лагам разгруженных бревен настила производят опущенным отвалом трактора. Работы по устройству защитного слоя осуществляются Бульдозером ДЗ-27 (либо тех средством с подобными характеристиками), путем разравнивания способом "от себя", профилирования и уплотнения грунта.

В составе работ не рассматриваются работы по заготовке лесоматериалов.




Рисунок 1. Конструктивная схема технологических лежневых дорог:

1 - хворостяная выстилка; 2 - хворостяная выстилка в два слоя; 3 - продольные лаги (лежни); 4 - поперечные лаги (накатник); 5 - трелевочный трактор; 6 - прижимные (колесоотбойные) брусья; 7 - проволочные скрутки; 8 - скоба; 9 - бульдозер.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.016)

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ЛЕЖНЁВОЙ ДОРОГИ С НАСТИЛОМ ИЗ БРЁВЕН И ПОКРЫТИЕМ ИЗ МИНЕРАЛЬНОГО ДРЕНИРУЮЩЕГО ГРУНТА


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

- длина лежневой дороги

- =100 м.п.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов.

2.2. Работы по устройству временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течении смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве временной технологической дороги лежнёвого типа в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разбивка дороги;

- заготовка лесоматериалов (резка стволов деревьев на бревна требуемой длины);

- транспортировка лесоматериалов к месту укладки;

- погрузка, транспортировка, укладка и уплотнение хворостяной выстилки (2 слоя);

- укладка и скрепление продольных лаг;

- укладка и скрепление лаг поперечного настила;

- укладка и скрепление колесоотбойных брусьев;

- устройство защитного грунтового (минерального) слоя покрытия дороги.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: трелёвочный трактор МЛ-148 "Ковровец" с гидроманипулятором (V=7,0 м); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); бульдозер ДТ-75 (=2,56 м, h=0,8 м, V=1,5 м, N=95 л.с.).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТК I-V-7.1А ТИПА I-IV И ТК I-V-7.1Б ТИПА V-VI НА УСТРОЙСТВО ЛЕЖНЕВЫХ ДОРОГ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологические карты ТК I-V-7.1А и ТК I-V-7.1Б служат руководством при устройстве лежневых дорог типов I-IV и V-VI, а также пособием при разработке проектов производства работ для ВЛ и подстанций.

1.2. В картах рассматривается устройство лежневых дорог под гусеничную нагрузку 30 т и 20 т для болот с наибольшим удельным давлением опорной поверхности - Р равным 0,1 и 0,2 кгс/см (тип I-IV), 0,4 кг/см (тип V и VI).

Рассматриваемые типы лежневых устраиваются по выстилке хвороста (тип I-IV) и без выстилки хвороста (типы V и VI) из предварительно собранных щитов колесопроводов и лаг.

1.3. Размеры монтируемых элементов лежневки, потребность их на 1 км и схемы дорог приведены в табл.1.

Масса элемента, кг

Щит из колесопроводов

Щит из колесопроводов

Щит из колесопроводов

Щит из колесопроводов

Щит из колесопроводов

Щит из колесопроводов

1.4. При производстве работ используются бульдозер Д-694, трактор трелевочный ТДТ-75 и кран ТК-53.

2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Технико-экономические показатели приведены на 1 км дороги (табл.2).

Работа механизмов, маш.-см

Продолжительность работ, смен

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. После закрепления трассы дороги и порубки просеки на месте устройства лежневой дороги производится срезка пней заподлицо бензомоторной пилой "Тайга" или специальной машиной для срезания дней (по типу США, Ав. Св. N 783.914) и срезка кочек бульдозером на тракторе Т-100МБ (болотной модификации).

3.2. На месте прорубки просек хворост грузится на тракторные прицепы (или пены) и завозится к месту укладки. Сошки изготавливаются на сборочной площадке и к месту укладки доставляются автотранспортом.

Все работы по устройству хворостяного настила производятся звеном из 4 электролинейщиков.

3.3. Параллельно производятся работы по сборке щитов и погрузке на прицеп (пен) звеном из 13 электролинейщиков.

Бревна для колесопроводов и лаг свозятся к сборочной площадке трелёвочным трактором и собираются в лежневые щиты.

Площадка располагается у места устройства лежневки и представляет собой деревянный настил или бревенчатые лаги (рис.1). На сборочных лагах произведена разметка мест укладки бревен для сборки щитов.

Рис.1. Схема сборки щитов на сборочной площадке и схема укладки элементов лежневой дороги

1 - кран ТК-53, - 11,5 м; 2 - прицеп МАЗ-8925; 3 - трактор трелевочный ТДТ-75; 4 - строп четырехветвевой; 5 - лаги сборочные; 6 - щит лаг; 7 - щит колесопроводов; 8 - бревна 12-14 см для лаг; 9 - бревна 16-18 см для колесопроводов; 10 - хворост и лесосечные отходы (для дорог тип I-IV)
Рис. движение крана ТК-53 с прицепом

В этих местах вырублены углубления для укладки и закрепления бревен.

3.4. Бревна для щитов на настиле обрезаются, притесываются.

Для сборки щитов лаг шесть бревен укладываются через 0,6 м (для тип IIV), пять бревен - через 0,8 м (для типа V и VI), выравниваются и сшиваются соединительными бревнами диаметром 120* см - по одному от концов на расстоянии 0,75-1,0 м. Щит получается длиной по ширине дороги (4,5 м до 7,0 м) и шириной 3,0 м и 3,2 м (рис.2, 3, 5, 6, 8 и 9).

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Рис.2. Схема прикрепления колесопроводов дороги тип I и II

Рис.3. Щит лаг для дорог тип I и II

1 - лага бревно 12-14 см; 2 - колесопровод, бревно 16-18 см; 3 - бревно соединительное 10-12 см для лаг; 4 - бревно соединительное 10-12 см для колесопроводов; 5 - ерш 16 мм, - 350 мм

- место крепления колесопроводов к лагам

Примечание. В скобках даны размеры для дороги тип II.

Рис.5. Схема прикрепления колесопроводов дорог тип III и IV

Рис.6. Щит лаг для дорог тип III и IV

Рис.8. Схема прикрепления колесопроводов дорог тип V и VI

Рис.9. Щит лаг для дорог тип V и VI

1 - лага, бревно 12-14 см; 2 - колесопровод, бревно 16-18 см; 3 - бревно соединительное 10-12 см; 4 - ерш 16 мм, - 350 мм

13.2. Лежневые и дерево-грунтовые дороги устраивают в качестве технологических проездов вдоль трассы трубопровода для прохода строительно-монтажных колонн на болотах I и II типов.

13.3. Лежневые дороги устраивают в виде сплошного бревенчатого настила шириной 4, 6 и 8 м в зависимости от давления, оказываемого используемой техникой.

13.4. Дерево-грунтовую дорожную одежду устраивают в виде сплошного настила, из бревен диаметром 25-30 см, засыпаемого сверху грунтовой смесью.

На болотах I типа с рыхлым водонасыщенным грунтом и на болотах II типа в основании дорожной одежды устраивают дополнительный подстилающий слой из хворостяной выстилки или из поперечных лаг, на который затем укладывают продольные лежни и сплошной поперечный настил с последующей отсыпкой на него мохорастительного слоя и грунтового покрытия.

Для болот I типа с рыхлым торфяным грунтом и избыточной влажностью и для болот II типа устраивают 2 или 3 ярусное основание из продольно-поперечных лаг, уложенных на хворостяную выстилку.

Бревна поперечного и продольного настила транспортируют к месту производства работ с помощью трелевочного трактора.

На прямых участках трассы комли поперечных бревен ориентируют в разные стороны, на кривых - в наружную сторону кривой.

Сверху над крайними продольными лежнями укладывают прижимные бревна, которые скрепляют с лежнями проволочной скруткой через 2-3 м.

13.5. Дороги со сборно-разборным покрытием используют в качестве транспортных подъездных путей на болотах I и II типов, на многолетнемерзлых, мелкодисперсных и сильно увлажненных грунтах.

После завершения эксплуатации дороги выполняют ее разборку, разъединяя крепежные узлы щитов или плит.

13.6. На переувлажненных минеральных и многолетнемерзлых грунтах, на болотах и обводненных участках могут быть сооружены грунтовые дороги без покрытия.

Если несущая способность грунта выше, чем давление от массы насыпи и транспортной нагрузки, отсыпка насыпи ведется непосредственно на материковый грунт. Если же несущая способность ниже, чем давление указанной массы и транспортной нагрузки, то устраивают искусственное основание, выполненное из деревянного настила или хворостяной выстилки, геотекстильных (ГТМ) и нетканых синтетических материалов (НСМ), резиновых матов, изготовляемых из отходов резино-технической промышленности.

Отсыпка насыпи производится с послойным разравниванием и уплотнением грунта бульдозерами и дорожными катками.

Дорожная одежда типа I с прослойкой в основании из НСМ или ГТМ применяется для сооружения дорог и технологических проездов на болотах, состоящих из плотных малоувлажненных торфов устойчивой консистенции, а также на многолетнемерзлых грунтах (рис. 3а).

Дорожная одежда типа II (рис. 3б) может быть использована на болотах глубиной до 2 м с допустимой нагрузкой на торф не менее 0,03 МПа (0,3 ).

Дорожная одежда типа III (рис. 3в) предназначена для сооружения технологических проездов на болотах глубиной более 4 м с допустимой нагрузкой на торф не менее 0,03 МПа (0,3 ).

Дорожная одежда типа IV (рис. 3г) может быть применена для технологических проездов, сооружаемых на болотах с допустимой нагрузкой на торф не менее 0,01 МПа (0,1 ).

13.7. В зимний период в условиях болот и многолетнемерзлых грунтов прокладывают временные зимние дороги и технологические проезды из снега и льда - снежно-ледовые или снежные.

Зимние дороги и проезды могут быть устроены следующими способами: снежно-уплотненные, образованные в процессе движения автотранспорта и строительных машин; снежно-ледяные, образуемые на сильно обводненных болотах, водных переправах путем естественного промерзания или путем постепенной поливки и промораживания небольших участков дороги.

Основанием дорог на нулевых отметках является промерзший грунт. На слабых, плохо промерзающих грунтах основание дороги армируют лесными материалами, в безлесных районах - синтетическими материалами (НСМ, ГТМ).

Простейшая конструкция ледовой переправы представляет собой переезд по естественному льду, расчищенному от снежного покрова в пределах проезжей части.

Если несущая способность естественного слоя льда недостаточна, производится послойное намораживание или принудительное промораживание глубинных стоек. Конструкция ледовой переправы, усиленной глубинными стойками, включает естественный ледяной покров и опорные ледяные стойки, которые промораживают с помощью установленных в воде двухфазных термосифонов. Термосифоны для промораживания стоек устанавливают двумя рядами вдоль переправы. Такая переправа имеет проезжую часть из трех полос движения - центральную и две боковые, которые разделены между собой рядами ледяных стоек. Расстояние между рядами и стойками в ряду - 5-7 м. Испарители термосифонов погружают в воду через пробуренные во льду лунки и частично заглубляют в донный грунт.

13.8. Зимние дороги с продленным сроком эксплуатации имеют специальные дополнительные слои, предназначенные для термоизоляции дороги сверху.

13.9. Переезд автотранспортной и гусеничной техники через действующий трубопровод допускается только в специально оборудованных местах - переездах. Места расположения и конструкции переезда определяются проектом.

Для устройства переезда через трубопровод следует выбирать сухие участки трассы, где трубопровод имеет проектное заглубление и не имеет поворотов в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Грунт насыпи послойно трамбуют и уплотняют проходами гусеничной техники. Непосредственно над трубопроводом и на расстоянии до 2 м в обе стороны от него грунт утрамбовывают вручную.

Сверху на насыпь укладывают железобетонные дорожные плиты. Поперечный стык между плитами не должен находиться над трубопроводом.

Геодезические приборы должны отвечать требованиям ГОСТ Р 53340; движение подвижных частей геодезических приборов должно осуществляться плавно без скачков и заеданий; диапазон сходимости пучков лучей в пространстве изображений за счет перемещения окуляров оптических систем – в пределах ± 5дптр;

К зрительной трубе геодезического прибора устанавливаются следующие требования:

-обеспечение четкого и контрастного изображения визирных целей;

– обеспечение четкого изображения штрихов шкал и сеток;

1. Соответствие ширина лежневого проезда его проектным размерам.

2. Устройство продольных и поперечных лежней.

3. Величина нахлеста, толщина примененной древесины, соответствие требованиям проекта.

4. Установка скруток, качества и толщины проволоки.

5. Устройство лежневого покрытия.

6. Устройство отбойных брусьев, их крепление скобами.

7. Засыпка лежневого покрытия грунтом.

8. Устройство прослойки из НСМ.

9. Засыпка НСМ грунтом.

10. Уплотнения насыпи.

Наличие сертификатов качества:

Лежни диаметром 140-180мм, накатник Д140-160мм. Отборный брус Д180-200мм.

Укладка хворостяной выстилки: соответствие требованиям ТК, проекта. Толщина хворостяной выстилки 0,1м.

Укладка продольных лежней: отклонение геометрических размеров конструкции дороги ±100 мм.

Укладка поперечного настила (лаг): отклонение геометрических размеров конструкции дороги ±100 мм.

Укладка прижимных (отбойных) бревен: диаметр бревен 180-200мм.

Зазор составляет 0,1-0,15м.

Крепление продольных лежней с прижимными (отбойными) бревнами: проволока отожженная, диаметром 6мм.

Расстояние между скрутками 2м.

Инструментально Теодолит, нивелир, Рулетка 5, 20, 50 м,

Схема устройства временной технологической дороги лежневого типа на обводненных участках и болотах I типа

Технологическую карту контроля разработал

(должность, ФИО) (подпись)

Лист ознакомления с технологической картой контроля на ____________________________________________

Читайте также: