Устройство дверей лифта с автоматическим приводом

Обновлено: 18.05.2024

Автоматический привод дверей лифтов предназначен для автоматического открывания дверей после остановки кабины на этаже, а также для автоматического изменения направления хода створок в случае встречи их с каким-либо препятствием при закрывании

Автоматический привод состоит из электродвигателя 4 (рис 15), редуктора 3, узла открывания створок дверей, автоматического отключения электродвигателя привода при полностью открытых или закрытых створках и механизма реверсирования привода

Для приведения в действие привода дверей кабины и шахты используются малогабаритные односкоростные маломощные асинхронные электродвигатели Устройство и принцип работы этих электродвигателей ничем не отличается от устройства и принципа работы асинхронных электродвигателей, описанных в гл 10 На валу ротора при помощи шпоночного соединения крепится шкив 5.

Приводной электродвигатель устанавливается на шарнирно укрепленной площадке (для регулировки натяжения ремня) четырьмя болтами Краткие технические характеристики применяемых в автоматических приводах электродвигателей приведены в табл. 1.


Таблица1 1
Краткие технические характеристики электродвигателей приводов дверей

Диаметр шкива, мм

Частота вра­щения рото­ра, об/мин

На каких лифтах устанавливаются

Модель 1964 г с по­движным н непо­движным полами

Модель 1964 г с не­подвижным полом

Назначение редуктора привода дверей такое же, как и редуктора главного привода Устройство принципиально также мало отличается от устройства редукторов главного привода. Редуктор крепится болтами 19 (рис. 16) к стальному кронштейну, прикрепленному к каркасу кабины. Для уменьшения вибрации, возникающей при работе привода, лапы редуктора изолированы от кронштейна резиновыми амортизаторами 16 и 18 На червячном валу редуктора укрепляется шкив, способ крепления его аналогичен способу крепления шкива на валу ротора электродвигателя

Вращательное усилие передается от электродвигателя к редуктору при помощи клинового ремня 7 (см. рис. 15). В процессе эксплуатации выработке подвергается только половина зубьев червячного колеса, так как оно поворачивается только на 180° Эксплуатационные возможности редуктора можно продлить, повернув червячное колесо вокруг вала на 180° Для смазки подшипников, зубьев червячного колеса и червячного вала в картер редуктора заливают масло до уровня, определяемого масломерной иглой Уровень масла должен находиться между нижней и верхней рисками

Рекомендуемые смазки приведены в гл 3 Краткие технические характеристики редукторов, применяемых в автоматических приводах, приведены в табл 2

Автоматический привод дверей лифтов

Рис 15. Общий вид крыши с приводом:
1 — блок контакт контроля притвора створок; 2— верхняя балка каркаса кабины, 3 — редуктор привода; 4 — электродвигатель, 5 — шкив на валу электродвигателя, 6 — канат ограничителя скорости, 7 — ремень; 8 — шкив на валу редуктора, 9 — блок контакт ВКЗ, 10— блок контакт ВКО, 11— водило, 12— отводка, 13 — амортизатор

Узел открывания створок дверей и автоматического отключения электродвигателя после полного открывания и закрывания створок дверей состоит из водила 5 (см рис 16), кулачков 7, 21 и блок контактов 8, 12 Водило крепится на тихоходном валу редуктора тем же способом, что и шкивы на валах ротора электродвигателя и редуктора На втулке, жестко прикрепленной к водилу 5, крепятся кулачки 7 к 21 Кулачки 9, 13 (рис 17), они же кулачки 7, 21 (см рис 16), плоская шайба 10, многолапчатая шайба 12 и круглая гайка 11 устанавливаются в последовательности, указанной на рис 17. После завинчивания положение круглой гайки застопоривается многолапчатой шайбой 12 Эта шайба не может поворачиваться вокруг втулки После окончания регулировки положения кулачков круглую гайку при окончательном завинчивании подгоняют одним из пазов к какой-либо лапке шайбы, после чего ее загибают в паз На конце водила 8 жестко укреплена втулка 1, на которой установлен и свободно вращается ролик 3 Положение ролика фиксируется замковой шайбой 2 На рис 18 показаны конечные выключатели 13 (ВКЗ — выключатель
конечный на закрывание створок) и 4 (ВКО — выключатель конечный на открывание створок). Эти конечные выключатели состоят из корпусов и укрепленных в них блок-контактов, которые включены в цепь исполнительных реле, замыкающих цепь статорной обмотки электродвигателя. При помощи ВКО и ВКЗ (блок-контакты типа ВК-211) включаются и отключаются электродвигатели после окончания открывания или закрывания створок дверей. Корпуса конечных выключателей крепятся к кронштейну 2, а он, в свою очередь, прикреплен к корпусу редуктора.

Для осуществления взаимодействия водила 5 (см. рис. 16) со створками дверей к каретке кабинной створки двери, ближней к приводу, прикреплена скоба 1, к которой точечной сваркой прикреплена линейка 3 со скосом.

Таблица 2
Редукторы приводов дверей

Автоматический привод дверей лифтов

Автоматический привод дверей лифтов

Рис. 16 Привод дверей лифтов с раздвижными дверями:
1 — скоба; 2—шток; 3— линейка, 4— рычаг микропереключателя; 5 — водило; 6 — ролик; 7, 21 — кулачки; 8 — ВКЗ (выключатель конечный на закрывание створок), 9— кронштейн; 10 — микропереключатель; 11 — кронштейн микропереключателя; 12 ~ блок-коитакт ВКО (выключатель конечный на открывание створок); 13 — редуктор; 14— гайка; 15 — плоска шайба; 16, 18 — амортизаторы; 17 — фасонная шайба; 19, 22 — болты;
20 — стопорная шайба; 23—плоская шайба с отверстием для стопоренного болта, 24 — микропереключатель

Автоматический привод дверей лифтов

Рис 17 Водило с кулачками
1— втулка, 2— замковая шайба, 3 — ролик; 4 — ось; 5—болт, 6 — стопорная шайба 7 — плоская шайба с отверстием 8 — водило, 9, 13 — кулачки; 10 — плоская шайба, 11 — гайка, 12 — стопорная шайба, 14 — пружина; 15 — рычаг механизма микропереключателя, 16 — шток

призваны исключить возможность попадания людей в шахту при отсутствии кабины на этаже. В связи с этим, они оборудуются соответствующими блокировочными устройствами и замками. Другой особенностью шахтной двери является наличие системы автоматического закрытия при аварийном уходе кабины с этажа при открытых дверях.

Применяются два основных решения: использование наклонных линеек подвески створок шахтных дверей или замыкающего створки грузового механизма. В последнем случае, створки шахтных дверей перемещаются по горизонтальным направляющим линейкам посредством синхронизирующего троса и двигающегося в вертикальном направлении груза (рис.6.5). Аналогичная схема применяется в конструкции полуавтоматических раздвижных дверей.

Конструкция и работа механизма привода автоматических дверей лифта

Рис.6.5. Схема шахтной двери с грузовым механизмом закрывания 1 - створка двери с кареткой, 2 - трос синхронизации движения створок, 3 - отклоняющий блок, 4 - цилиндрическая направляющая движения груза, 5 - груз закрывающий

Конструкция шахтной двери с наклонными направляющими линейками и приводом от дверей кабины лифта представлена на рис.6.6.

Шахтная дверь монтируется на металлоконструкции рамы портала, включающей верхнюю балку 3, стойки 2 и балку порога 7. Рама портала крепится на внутренней поверхности стены шахты. На балке 3 закреплены наклонные направляющие линейки, по которым перемещаются каретки 5 со створками 1. Каретки оборудуются опорными роликами 11 с ребордами, которые вместе с вкладышами 8 обеспечивают движение створок в вертикальной плоскости. Для надежного взаимодействия реборд роликов с направляющими линейками каретки оборудуются контрроликами. Между нижней поверхностью линейки и контрроликом устанавливается зазор 0,1-0,15 мм путем поворота эксцентричной оси ролика.

Угол наклона линеек выбирается так, чтобы параллельная линейке составляющая силы тяжести створки гарантировала автоматическое закрытие створок в случае, если кабина ушла с этажной площадки с открытыми створками (по аварийной причине).

Раздвижные створки шахтных дверей представляют собой сварную конструкцию из гнутого стального профиля, облицованные пластиком со стороны этажной площадки.

В пожаростойком исполнении коробчатая металлическая конструкция створок заполняется минеральным картоном или другим негорючим материалом. Наружная поверхность покрывается огнестойким лаком.

Со стороны этажной площадки проем шахтной двери имеет декоративное металлическое обрамление.

Шахтные двери оборудованы замками 6 с контактами 21, контролирующими закрытие створок 1. На рис.6.6 (вид А) створки показаны в закрытом состоянии и замки исключают возможность открытия створок изнутри кабины. Зуб 12 защелки 13 сцеплен с краем отверстия в основании блока контроля 19. Левая часть суммирующего коромысла 23 опирается на упор левой створки, тогда как его правая часть поднята максимально вверх зубом 12, который занимает верхнее положение под действием силы тяжести груза 16 рычага 15. При этом контактное устройство 21 находится в замкнутом положении.

При остановке кабины на этажной площадке включается привод створок ка-бинных дверей и соответствующая отводка (рис.6.7) воздействует на ролик 14, поворачивая рычаг 15 против часовой стрелки. Зуб 12 выходит из зацепления с кромкой отверстия детали 19, коромысло 23 перестает воздействовать на контакты 21. Давление отводки на ролик 18 вызывает открытие правой створки шахтной двери. Аналогичным образом работает левая створка шахтной двери.

При закрытии кабинных дверей, соответствующие отводки, действуя на ролики

18, закрывают шахтные створки. Зуб защелки 12 скользит по наклонной части детали 19 до момента сцепления с кромкой отверстия основания 19. Под действием силы тяжести груза 16 зуб защелки занимает предельное верхнее положение и коромысло 23 воздействует на кнопку контактного устройства 21.


Двери лифтов

Назначение и устройство дверей кабины и шахты.

Шахты и кабины всех лифтов, за исключением кабин грузовых лифтов без проводника и малых грузовых лифтов, имеют двери, являющиеся одним из ответственных элементов оборудования, обеспечивающих безопасность работы лифта.


Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Рис. 1. Основные схемы дверей шахт и кабин лифтов: а — распашная одностворчатая, б — распашная двустворчатая, в — распашная четы-рехстворчагая, г — раздвижная одностворчатая, д — раздвижная двустворчатая (односкоростная, центрального открытия), е — раздвижная двустворчатая (двухскоростная, бокового открытия).

Различаются два типа дверей: распашные, створки которых крепят к стойкам каркаса на петлях, и раздвижные — в специальных направляющих.

По числу створок двери бывают одностворчатые, двустворчатые и четырехстворчатые.

К раздвижным дверям относятся также решетчатые двери Боствик»), состоящие из отдельных стальных полос, соединенных между собой по диагонали подвижными планками. Твери этой конструкции могут применяться лишь для кабин оузовых и больничных лифтов. Применение таких дверей в качестве шахтных не допускается.


По типу привода двери можно разделить на простые, открываемые и закрываемые вручную, полуавтоматические, открываемые вручную, а закрываемые автоматически при пуске лифта, и автоматические, открываемые и закрываемые при остановке и пуске лифта.

На рис. 3 показаны конструкции приводов автоматических одностворчатых и двустворчатых дверей кабины, открываемых с помощью рычагов электродвигателем, расположенным на кабине. Закрывание дверей происходит под действием пружин, помещенных в закрытых цилиндрах, в которых имеются также масляные поршневые амортизаторы, замедляющие движение Дверей в конце хода и смягчающие удары. Пружины автоматических дверей должны быть отрегулированы так, чтобы усилием в 15 кг, приложенным к створке, движение последней было приостановлено. Большая часть автоматических дверей, шахты и кабины имеют один общий приводной механизм, электродвигатель которого помещается на кабине.


Открывание дверей шахты происходит одновременно с дверями кабин с помощью системы рычагов, выдвигающихся при остановке лифта, или ригелем, скрепленным с дверью кабины и входящим в специальный паз двери шахты.

Какие требования предъявляются к дверям лифта?

Устройство дверей должно удовлетворять следующим требованиям:
1) невозможность пуска лифта при открытой двери шахты или кабины;
2) остановка лифта при случайном открытии двери.

Это достигается тем, что каждая дверь лифта снабжена электрическим контактом, разъединяющим цепь электрического тока в случае окрытия двери.

Двери шахт всех лифтов оборудуются автоматическими затворами (замками), которые не позволяют открывать дверь, когда кабина находится выше или ниже пола этажа на 150 мм.

На рис. 4 изображен замок двери шахты пассажирского лифта, состоящий из механической и электрической частей.

Непосредственно под электрическим контактом помещается засов, запирающий дверь под действием пружины. Этот засов условно называется ригелем. Засов действует так: когда кабина остановится на этаже, она своей отводной частью нажмет на ролик ригеля и отведет его, давая тем самым возможность открыть дверь. После ухода кабины с этажа ригель под действием пружины принимает первоначальное положение и закрывает дверь. Механическая часть замка укрепляется на створке двери, а электрическая часть — на стенке шахты. Когда дверь закрыта, засов под действием пружины нажимает на валик контактов. На валике насажены контактующие кольца, соединяющие лапки контактов, к которым присоединяются концы электропроводки цепи управления. После закрытия двери электрическая цепь замыкается, и лифт может быть пущен в ход. Открытие двери производится после того, как засов будет отведен ключом через отверстие.

В настоящее время применяется замок, у которого закрытие ригеля контролируется электрическим контактом.

Запирание неавтоматического замка-засова контролируется контактом на одном штыре, с которым имеется контакт для сигнализации «Занято», т. е. так же как у замка, показанного на рис. 4. В настоящее время эти контакты не используются.

Автоматический зам о к-р игель открывается с помощью рычага и ролика, на которые действует отводка, устанавливаемая на кабине. Засов отодвигается посредством ручки, установленной на двери, в том случае, если ригель своим вырезом освобождает так называемую собачку на рычаге, насаженном на одном валике с ручкой.

Запирание автоматического замка-ригеля контролируется контактом, штифт которого находится в вырезе ригеля, когда он в запертом состоянии.

Во время пуска лифта, когда отводка отойдет от ролика ригеля, а ригель не закроется, контакт не включится, и лифт не придет в движение.

Двери грузового лифта снабжаются замками так называемого шпингалетного типа.

Шпингалет состоит из двух частей. Концы шпингалета выходят наружу двери в верхней и нижней ее частях и имеют ушки, надетые на оси, которые вставлены в деталь ромбической формы.

Эта деталь приварена к валику, на который надевается ручка (рис. 6, а).

Другая конструкция замка грузового лифта показана на рис. 6, б. Здесь вместо детали ромбической формы имеются зубчатые рейки, входящие в зацепление с шестеренкой, укрепленной вместе с ручкой на оси.




За состоянием дверных затворов и контактов необходима ести особо тщательное наблюдение и ежедневно проверять исправность их действия.

В чем состоит модернизация лифтов для перевода их на без-лифтерное пользование (обслуживание)?

В настоящее время широко применяется модернизация пассажирских лифтов с целью пользования ими без лифтеров. Для решения этого вопроса были установлены наиболее ответственные места лифта, в частности автоматическое закрывание дверей кабины после выхода всех пассажиров и контроля запирания дверей шахты автоматическим замком.

Имеется два варианта решения автоматического закрывания дверей кабины.

Первый вариант состоит в том, что привод дверей осуществляется посредством масляного пружинного механизма, а второй — от подвешенного на тросике груза (рис. 7).


Рис. 7. Устройство для автоматического закрывания дверей кабины: 1 — груз, 2 — корпус груза, 3 — тросик 0 3 мм, 4 — поводок, 5 — рычаги, 6 — ось, 7 — стойка, 8 — собачка, 9 — храповик, 10 — контакт.

В случае первого варианта при входе пассажира в кабину, независимо от того, находится ли он на подвижном полу ее или нет, двери находятся под усилием пружины.

Второй вариант отличается от первого тем, что, когда пассажир находится в кабине, действие механизма закрывания дверей отключается, и двери закрываются вручную.

Автоматическое закрывание дверей кабины происходит только после того, как пассажиры выйдут из кабины. В это время механизм закрывания дверей включается под действием подъема подвижного пола.

В обоих этих вариантах контакты дверей кабины переносятся непосредственно к механизмам и располагаются под полом кабины. Взамен этих двух механических устройств для автоматического закрывания дверей кабины применяется электрическое устройство, т. е. в цепь подпольных контактов включается специальное реле подпольного контакта РПК.

Схема пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей и вызовом кабины на любую этажную площадку


Схема пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей и вызовом кабины на любую этажную площадку

Типовая электрическая схема пассажирских лифтов грузоподъемностью 400 кг со скоростью кабины 1 м/с или грузоподъемностью 320 кг со скоростью кабины 0,71 м/с приведена на рис. 98. Эти лифты устанавливают в жилых домах до 12 этажей. На рисунке показана схема на пять остановок.

Общая схема пользования таким лифтом следующая. Для вызова кабины на любой этаж нажимают кнопку вызова на соответствующем этаже. Если кабина находилась не на вызываемом этаже, то она идет на этот этаж и после остановки автоматически открываются двери кабины и шахты. Если кабина находилась на вызываемом этаже, то после нажатия кнопки вызова открываются двери.

Пассажиры входят в кабину и на кнопочной панели нажимают на кнопку приказа нужного этажа. Двери закрываются, и кабина идет на заданный этаж. После прихода кабины на этот этаж двери открываются и спустя примерно с после выхода последнего пассажира закрываются. Если после вызова кабины и открытия дверей в кабину никто не вошел, то двери спустя с закрываются. Вызовы занятого лифта не регистрируются.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Для привода лифта использован двухскоростиой асинхронный двигатель Ml с количеством пар полюсов, что дает отношение малой скорости к большой 1:3.

Механический тормоз растормаживается тормозным электромагнитом постоянного тока ЭмТ, получающим питание через диоды Д1 и Д2, которые играют роль однополупериодного выпрямителя.

Двери кабины и шахты раздвижные с автоматическим приводом. Механизм дверей выполнен так, что их створки во время закрывания не могут развивать усилие, превышающее 153 Н. Асинхронный короткозамкнутый двигатель привода дверей М2 получает питание от понижающего трансформатора Тр4.

Напряжение подается в машинное помещение вводным устройством ВУ, состоящим из рубильника и емкостного фильтра, снижающего уровень радиопомех, поступающих в сеть от электрических аппаратов лифта.

Приводным двигателем лебедки и двигателем привода дверей управляют с панели управления, установленной в машинном помещении. На ней смонтирована вся релейно-контакторная аппаратура и автоматические выключатели ВА1 и ВА2 с максимальной тепловой защитой.

Электрическая схема лифта позволяет осуществлять следующие виды управления:
– внутреннее кнопочное из кабины и вызов пустой кабины на любой этаж, т. е. управление, соответствующее нормальной работе лифта;
– с крыши кабины в режиме ревизии; из машинного помещения при наладке лифта.

Из кабины управляют кнопками приказа 1 КнП — 5КнП\ пустую кабину вызывают кнопками вызова 1Кн—5Кн; с крыши кабины лифтом управляют кнопками К-Кн «Вверх» и К-Кн «Вниз»; из машинного помещения — кнопками М-Кн «Вверх», М-Кн «Вниз» и М-Кн «Стоп».

Из одного вида управления в другой лифт переводят переключателем ВР2 и штепсельными разъемами ШР2 и ШРЗ. В режиме нормальной работы лифта для его управления из кабины и по вызовам переключатель ВР2 ставят в положение «Нормальная работа», при котором контакты ВР2-1 и ВР2-3 замкнуты, контакты ВР2-2 и ВР2-4 разомкнуты (как это изображено на схеме); штепсельный разъем ШР2 вставлен, а разъем ШРЗ вместе с кнопками К-Кн «Вверх» и К-Кн «Вниз» удален из гнезда разъема ШР1.

Рис. 98. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей и вызовом кабины на любой этаж

При использовании этажных переключателей в лифте с односкоростным двигателем (см. рис. 96) ролик переключателя переводится в среднее положение во время подхода кабины к уровню заданного этажа, а в рассматриваемой схеме (см. рис. 98) ролик переводится при подходе кабины к точке, где должен начаться переход с большей скорости на малую. Поэтому в последнем случае длина фигурной отводки этажных переключателей равна удвоенному пути кабины на малой скорости.

Кабина останавливается на уровне заданного этажа с помощью герконового датчика точной остановки ДчТО и реле точной остановки РТО. На схеме датчик ДчТО изображен в виде замыкающего контакта, управляемого магнитным шунтом. При наличии шунта контакт разомкнут, при отсутствии шунта — замкнут.

Двигателем дверей М2 управляют реле открытия дверей РОД и реле закрытия дверей РЗД. Когда они полностью открываются, двигатель дверей отключается концевым выключателем ВКО, а когда полностью закрываются — концевым выключателем ВКЗ.

Движение кабины как с пассажирами, так и пустой не может начаться, если все двери кабины и шахты не закрыты и не заперты. Это особенность лифта с автоматическим приводом дверей, так как в лифтах с ручным приводом кабина может идти на вызов с открытой дверью. Закрытие дверей шахты контролируют блокировочные контакты 1ДШ—5ДШ, закрытие дверей кабины — контакт ДК, а контроль запора дверей — контакты 1ДЗ-1, 1ДЗ-2, 2ДЗ-1, 2ДЗ-2, ЗДЗ-1, ЗДЗ-2, 4ДЗ-1, 4ДЗ-2, 5ДЗ-1 и 5ДЗ-2.

Все блокировочные дверные контакты включены непосредственно в цепь защиты лифта. В этой же цепи находятся кнопка М-Кн «Стоп», контакт концевого выключателя ВК защиты от подъема или спуска кабины за пределы установленного уровня, контакт защиты лифта от ослабления или обрыва канатов ограничителя скорости ВНУ, контакт выключателя цепи управления из приямка В2, контакт защиты от обрыва или ослабления натяжения подъемных канатов СПК, блок-контакт ловителя BJI и кнопка Кн «Стоп», расположенная на кнопочной панели в кабине.

Для подготовки лифта к работе включают рубильник вводного устройства ВУ и автоматические выключатели ВА1 и ВА2; загораются сигнальные лампы ЛСН1 и JICH2. Переключатель

ВР2 стоит в положении «Нормальная работа», в гнездах штепсельного разъема ШР1 находится вставка нормальной работы разъема ШР2.

В исходном состоянии, которое принято для рассмотрения последовательности работы элементов системы управления, пустая кабина находится на первом этаже, все двери шахты и кабины закрыты и заперты, включено реле контроля дверей РКД. Рычаг этажного переключателя 1ЭП находится в среднем положении, а рычаги этажных переключателей 2ЭП—5Э.П— в правом положении.

Чтобы открыть двери, пассажир нажимает кнопку вызова, в данном случае кнопку 1Кн. По цепи 249—97—119—117—11—15—51— 49—59—102 включается реле открытия дверей РОД, вследствие чего замыкается его блок-контакт (39—49), обеспечивающий питание реле РОД после отпускания кнопки 1Кн, включается реле времени РВ5, включается двигатель привода дверей М2 и реле времени РВ2. После полного открытия дверей в результате размыкания концевого выключателя ВКО отключаются реле РОД и двигатель М2.

Двери остаются открытыми в течение 7 с, так как после размыкания контакта РОД (101—29) обесточивается реле РВ5 с выдержкой времени на отключение 3,5 с. По его истечении обесточивается реле РВ2 с такой же выдержкой времени. Только после отключения реле РВ2 и замыкания его контакта (101—69), если в кабину не вошел пассажир и не нажал кнопку приказа, образуется цепь питания реле закрытия дверей РЗД и двери закрываются. Так как контакт ВР2 (117—21) разомкнут, исключается регистрация вызовов кабины с других этажей.

Пассажир входит в кабину и нажимает кнопку приказа нужного, например пятого, этажа 5КнП. Этот приказ регистрируется включением этажного реле 5РЭ, получающего питание по цепи: кнопка 5КнП — размыкающий контакт РКД (39—11), который замкнут при открытых дверях,— контакт переключателя ВР2-3 — контакты реле РТО и РД — вставка разъема ШР2.

Включение реле 5РЭ приводит к замыканию блок-контакта (31—125) в цепи катушки этого реле, обеспечивающего самоблокировку реле; к замыканию контакта (41—123) в цепи реверсирующего контактора KB, подготовляя его включение; к замыканию контакта (101—69), обеспечивающего включение реле закрывания дверей РЗД, затем реле РП1, реле РВ5 и двигателя М2 привода дверей. После отпускания кнопки 5КнП до начала движения кабины питание реле 5РЭ проходит по цепи: блок-контакт 5РЭ (31—125) — размыкающий контакт реле РОД — замыкающий контакт РП1.

Полное закрытие дверей ведет к разрыву контакта ВКЗ, отключению реле РЗД, отключению двигателя М2 привода дверей, обесточиванию реле РВ5, а также к замыканию контактов ДК, 1ДЗ-1, 1ДШ и 1ДЗ-2, включению реле РКД и контактора большой скорости КБ по цепи: контакты КМ— РОД—РКД — РОД — РП1 — ВР2 — РТО—РД—ШР2. Включение контактора КБ приводит к включению приводного двигателя Ml лебедки, включению реле РД, тормозного электромагнита ЭмТ и растормаживанию тормоза лебедки. Кабина начинает движение на большой скорости вверх. После начала движения кабины питание реле РП 1 идет по цепи: 101 — контакт 5РЭ—69—89; питание реле 5РЭ идет по цепи: 101—241—249 — контакт разъема ШР2—97 — блок-контакт КБ—167 — контакт KB—147— 123 — контакты 5РЭ, КБ, РКД—31— контакт 5РЭ—125; питание контактора КБ — через контакты цепи защиты (101—249)— разъем ШР2—97 — блок-контакт KB—167 — контакт KB—147— контакт этажного переключателя 5ЭП-2—123 — замыкающий контакт реле 5РЭ—41 — контакт КБ—31А — 137—139; питание контактора KB — через контакты цепи защиты (101— 249)— разъемы ШР2—97—167—147— 149.

Во время нахождения кабины между этажами реле точной остановки РТО включено, а в моменты нахождения кабины на уровне этажных площадок это реле отключено. По мере прохода кабиной уровней промежуточных этажей происходит последовательный переход этажных переключателей 1ЭП—4ЭП в левое положение.

При подходе кабины к пятому этажу рычаг этажного переключателя 5ЭП поворачивается под действием отводки на кабине в среднее положение. Контакт 5ЭП-2 размыкается, реле 5РЭ и контактор КБ отключаются.

Контактор КБ своими силовыми контактами отключает обмотку большой скорости приводного двигателя Ml лифта от сети, а размыкающий блок-контакт КБ (181—169) включает контактор малой скорости КМ. Этот контактор подключает к сети обмотку малой скорости лифтового двигателя Ml, скорость которого в результате торможения быстро снижается до малой величины.

После размыкания замыкающего контакта КБ (97—167) контактор KB получает питание через замыкающие контакты реле РТО (187—167) и в первый момент через замыкающий контакт реле РП1 (97—187). Последний размыкается с выдержкой времени 0,7 с после отключения его катушки замыкающим контактом реле 5РЭ (101—69). За это время успевает замкнуться замыкающий контакт контактора КМ (97—187), через который в дальнейшем получает питание контактор КВ.

Кабина на малой скорости подходит к уровню пятого этажа, в цепь датчика точной остановки ДчТО входит стальная полоса, установленная в шахте, контакт ДчТО разрывается и реле РТО отключается. Это приводит к отключению контактора KB вследствие размыкания контактов РТО (187—167) и к замыканию контакта РТО (37—37А).

Двигатель Ml лебедки и реле РД отключаются, после чего обесточивается тормозной электромагнит ЭмТ, лебедка затормаживается и кабина останавливается. Замыкание контакта РД (201—37) ведет к последовательному включению реле открытия дверей

РОД и двигателя М2. Двери открываются, и пассажиры выходят из кабины. По истечении 7 с отключается реле РВ2 и двери закрываются. Кабина остается с закрытыми дверями на этаже, соответствующем выполненному приказу, и может быть отправлена по вызову на любой этаж.

Для вызова кабины с одного этажа на другой, например с пятого на первый, нажимают кнопку вызова 1Кн. Так как кабина находится не на первом этаже и контакт 1ЭП-3 разомкнут, то реле РОД не включается и двери открываться не будут. Поэтому после включения реле 1РЭ включается контактор КБ по цепи: контакты КМ— РОД—31 А —РКД—31 —1 РЭ —15— 1Кн—21—РВ2—117—119—249, затем включается контактор КН и кабина идет вниз.

После того как она остановится на первом этаже, двери открываются автоматически так же, как в режиме выполнения приказа. Двери остаются открытыми за счет выдержки времени отключения реле РВ5 и РВ2 около 7 с. Если в течение этого периода пассажир не вошел в кабину или вошел в нее, но не нажал кнопку приказа, то двери закроются и кабина спустя 7 с может быть отправлена по вызовам на любой этаж, даже если в кабине находится пассажир. Это особенность рассматриваемой системы управления лифтом, в котором использована кабина с неподвижным полом.

Безопасность пассажиров при входе и выходе из кабины обеспечивается за счет особой конструкции привода дверей с блокировочным микропереключателем ВБР. Если в момент закрывания дверей входящий или выходящий пассажир попадает между дверными створками, то их движение задерживается, а контакты ВБР переключаются: контакт ВБР (39—49) замыкается, а контакт ВБР (57 А—79) размыкается. Реле РЗД отключается, реле РОД включается, двери открываются и, так как реле времени РВ5 и РВ2 после включения реле РОД получают питание, остаются открытыми еще в течение 7 с.

В схеме управления предусмотрены еще следующие блокировки.

Блокировка, исключающая вызов кабины на другой этаж в течение 14 с с момента полного открытия дверей или 7 с с момента закрытия дверей. Блокировка осуществляется с помощью контакта РВ2 (117—21) в цепи кнопок вызова.

Блокировка, снимающая питание с контакторов КБ, KB и КН, если при выполнении приказа после закрытия дверей эти контакторы не включаются. В этом случае реле РД не включается, а включенное реле РП1 отключается после окончания собственной выдержки времени, равной 0,7 с, и выдержки времени реле РВ5, т. е. через 4,2 с после отключения реле РЗД. Поэтому после размыкания контакта РП1 (39—127) питание с контактора КБ снимается.

Блокировка, исключающая возможность открывания дверей в момент начала движения кабины. Блокировка осуществляется контактом РП1 (49—49А), размыкающим цепь реле РОД в этот период.

Блокировка, обеспечивающая поддержание питания контакторов движения KB и КН при переходе кабины с большой на малую скорость за счет включения контакта РП1 (97—187) в цепь этих контакторов.

В режиме ревизии лифтом управляют с крыши кабины с помощью двухкнопочного поста управления с кнопками К-Кн «Вверх» и К-Кн «Вниз». Для перевода лифта на работу в режиме ревизии вставка штепсельного разъема 11JP2 вынимается и на ее место вставляется штепсельный разъем ШРЗ. Положение переключателя ВР2 может быть произвольным. В этом состоянии разрываются все цепи управления из кабины, с этажных площадок и из машинного помещения и по цепи через разъем ШРЗ (249—181) и контакт КБ (181—169) включается контактор КМ, подготавливая движение кабины на малой скорости.

Если цепь защиты, включая дверные контакты, замкнута, то при нажатии на кнопки, например К-Кн «Вверх», включается контактор KB и кабина идет вверх. Движение кабины прекращается после того, как кнопка отпущена.

Для управления лифтом из машинного помещения при его наладке и опробовании переключатель ВР2 должен стоять в положении «Управление из машинного помещения», при котором контакты ВР2-1 и ВР2-3 разомкнуты, а контакты ВР2-2 и ВР2-4 замкнуты. В этом режиме управления в гнездах разъема ШР1 должна находиться вставка штепсельного разъема ШР2. При таком состоянии системы управления постоянно включены реле РВ5 и РВ2, а все двери закрыты и заперты. Из машинного помещения лифтом управляют с помощью кнопок М-Кн «Вверх», М-Кн «Вниз» и М-Кн «Стоп». Если нажать кнопку М-Кн «Вверх», то независимо от положения кабины включаются этажное реле последнего этажа 5РЭ, затем последовательно контактор большой скорости КБ (по цепи 139—31А—31 — контакт 5РЭ—125—81—92—119—249) и контактор КВ. Кабина пойдет вверх на большой скорости. Автоматически она останавливается на уровне последнего, в нашем примере пятого, этажа в той же последовательности, что и в режиме нормальной работы. Разница состоит в том, что после остановки кабины вследствие разрыва цепи контактом ВР2-3 реле РОД не включается и двери остаются закрытыми.

Для отправления кабины вниз нажимают кнопку М-Кн «Вниз». В промежуточном положении кабина останавливается кнопкой М-Кн «Стоп», разрывающей цепь защиты лифта.

В рассматриваемой схеме предусмотрена минимальная сигнализация о состоянии лифта, выполненная с помощью сигнальных ламп 1JI3—5ЛЗ (лифт занят), установленных на соответствующих этажах, и лампы ЛЗ, расположенной на панели управления в машинном помещении. Сигнальные лампы «Занято» включаются при открытых дверях кабины и шахты размыкающим контактом РКД, а в периоды отключения вызовов кабины на другие этажи — замыкающим контактом реле РВ2.

Лампа основного освещения кабины JJ1 включается, когда открыты двери (размыкающим контактом РКЦ) и в периоды отключения вызовов кабины (контактом РВ2). Лампы аварийного освещения кабины JIA1 и JIA2 включены постоянно. Панель управления в машинном помещении освещается лампой ЛП, которую включают включателем В9. Ремонтное освещение подключают розетками Ш1 и LLI2, установленными в кабине, и розетками ШЗ в машинном помещении.

Обслуживающий персонал вызывают кнопкой КнВП, установленной в кабине, и звонком ЗвВП — в помещении дежурного по лифту.

В лифтах высотой подъема более 25 м предусмотрена телефонная связь между машинным помещением, с одной стороны, и кабиной или площадкой первого этажа — с другой. С этой целью используют телефонную трубку с микрофоном Мк1 и телефоном Тф1, подключаемую к штепсельной розетке ШТф1 в машинном помещении, и телефонную трубку с микрофоном Мк2 и телефоном Тф2, подключаемую к штепсельной розетке ШТф2 в кабине или к штепсельной розетке ШТфЗ на площадке первого этажа. Для переключения телефонной связи служит переключатель ВР7. Подвод питания к телефонным трубкам идет через выключатель телефонной связи В8. Разговор по телефону вызывается звонком ЗвС в машинном помещении и кнопками К-КнТф (в кабине) и 1-КнТф (на площадке первого этажа).

Читайте также: