Устройство балластного слоя из щебня

Обновлено: 26.04.2024

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЩЕБЕНЬ ИЗ ПРИРОДНОГО КАМНЯ ДЛЯ БАЛЛАСТНОГО СЛОЯ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

Crushed natural stone
for railway ballast. Specifications

Дата введения 1986-01-01

А.П. Леманский, канд. техн. наук (руководитель темы); Н.Д. Лизунова; В.И. Бушуев; Ю.В. Лукьянов; Е.И. Барышев; М.Л. Нисневич, д-р техн. наук; Н.С. Левкова, канд. техн. наук; Б.А. Евдокимов, канд. техн. наук; Л.А. Андреева; В.И. Новаторов; В.А. Богословский

Зам. министра Б.А. Морозов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 29 декабря 1984 г. N 234

ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 17 мая 2000 г., принятое и введенное в действие постановлением Госстроя России N 115 от 04.12.2000 с 01.04.2001 (БСТ N 2, 2001 год)

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту рассылки

Настоящий стандарт распространяется на щебень из природного камня, получаемый дроблением горных пород и используемый в качестве балластного слоя железнодорожного пути дорог общего пользования, а также дорог предприятий и организаций.

Щебень должен применяться в соответствии со строительными нормами и правилами и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. Технические требования

1.1. Щебень должен изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

1.2. В зависимости от вида исходной горной породы щебень может изготовляться: из скальных пород; из валунов и гравия.

1.3. К щебню предъявляют требования по следующим показателям: зерновому составу; содержанию частиц размером менее 0,16 мм; содержанию дробленых зерен (в щебне из валунов и гравия); прочности; содержанию зерен слабых пород; содержанию глины в комках; морозостойкости; электроизоляционным свойствам.

1.4. В зависимости от крупности зерен щебень подразделяют на фракции, размеры зерен которых должны соответствовать указанным в табл.1.

Размер зерен фракции, мм

Полный остаток на сите с отверстиями диаметром 40 мм, % по массе

крупнее верхнего номинального размера

мельче нижнего номинального размера

% по массе, не более

в пределах размеров, мм

% по массе, не более

в том числе частиц размером менее 0,16 мм

1. На действующих заводах при наличии мероприятий по переходу к выпуску стандартного щебня фракции 25-60 мм на период реконструкции, но не позднее 1991 года допускается выпуск щебня фракции 25-70 мм. При этом количество зерен размером от 70 до 90 мм не должно превышать 5 % общей массы щебня. По всем остальным показателям зерновой состав фракции от 25 до 70 мм должен соответствовать значениям, установленным для фракции от 25 до 60 мм.

3. По согласованию с потребителями, щебень с зернами размером от 5 до 25 мм может использоваться в строительстве. При этом по зерновому составу он должен соответствовать требованиям настоящего стандарта, а по всем другим показателям - требованиям ГОСТ 8267-93.

На железных дорогах общего пользования щебень фракций от 25 до 60 мм и от 25 до 70 мм предназначается для балластировки главных путей, щебень фракций от 5 до 25 мм - для балластировки станционных и подъездных путей.

На путях промышленного железнодорожного транспорта применение щебня различных фракций регламентируется отраслевыми правилами ремонта и содержания железнодорожных путей предприятий.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.5. Щебень из валунов и гравия фракции от 25 до 60 мм должен содержать дробленые зерна в количестве не менее 50% по массе. Дроблеными считают зерна, поверхность которых околота более чем наполовину.

В щебне фракции от 5 до 40 мм дробленых зерен должно быть не менее 40%, а фракции от 5 до 25 мм не менее 35%.

1.6. Прочность щебня характеризуется его истираемостью при испытании в полочном барабане или сопротивлением ударным воздействиям при испытании на копре ПМ. В зависимости от показателей механической прочности щебень подразделяют на марки, указанные в табл.2 и 3.

Щебеночный балласт получают, как правило, из таких твердых горных пород как гранит, диорит, сиенит и др. Он обладает такими характеристиками как долговечность и прочность, имеет высокую сопротивляемость осадкам. Особое строение частиц данной разновидности щебня обуславливает его высокие дренажные свойства. Щебень балластный используется при строительстве и ремонте железнодорожных путей.

Общая информация

Свойства балластного щебня:

  • К важному преимуществу балластного щебня следует отнести и его высокую морозостойкость.
  • Прочность качественного щебня для балластного слоя железнодорожного пути не изменяется со временем.
  • Балластный щебень обладает такими характеристиками как долговечность, прочность. Он имеет высокие показатели сопротивляемости осадкам.
  • Также балластный щебень обладает дренирующими, упругими свойствами. Его особенностью является то, что он не проводит электричество.
  • Способность поглощать и удерживать воду – это основное требование для балластного щебня. Водопоглащение – свойство, которое может быть как желательным, так и нежелательным в зависимости от цели использования материала.

Щебень высокого качества обладает малым водопоглащением, что позволяет использовать его в качестве дренажа при сооружении балласта для железнодорожного пути. Насыпная плотность или удельный вес такого щебня составляет 1200 кг/м3. Лещадность — важная характеристика щебня, которая характеризует форму зерна продукта.

При выборе балластного щебня нужно обратить внимание на поглощение влаги, зерновой состав, насыпную плотность.

Основные требования к балластному щебню

Основной задачей балластного слоя является восприятие давления производимого шпалами.

  • Данный материал обладает особыми специфическими физико-химическими характеристиками, которые обуславливают его применение в строительстве железных дорог и других сферах.
  • Материал для балластного слоя должен быть прочным и не реагировать на механические действия, не поддаваться деформации, быть устойчивым к сильному давлению. Он ни в коем случае не должен измельчатся, когда его будут уплотнять, не должен пылить.
  • Для балластного щебенчатого материала существует специальная система маркировки, которая поможет легко сориентироваться при выборе.

Преимущества и недостатки

  1. Помимо того, что данный слой принимает на себя все давление, он равномерно распределяет его по всей поверхности. Балласт повышает устойчивость шпал, помогает уменьшить влагопоглощение.
  2. У данного продукта срок годности не ограничен. Вышеперечисленные свойства позволяют использовать его в качестве дренажа при сооружении балласта железнодорожного пути.
  3. Балластный щебень повышает устойчивость шпал.
  1. Щебень, производимый из слабых осадочных пород, имеет малый индекс истираемости, из-за этого срок службы балласта сокращается.
  2. При уплотнении слабые осадочные породы превращаются в пыль.
  3. Выпыливание в процессе эксплуатации.
  4. При застаивании воды на балластном слое ухудшается его качество.

Область применения

Балластный щебень широко применяется в строительстве железных дорог. Для обустройства железных дорог от первого до третьего классов допускается применение щебеня из твердых пород марки И 20. Буква «И» характеризует истираемость, а цифра показывает процент потерь по массе материала. Может использоваться материал марки У75. Где «У» – удар, а цифра – условные единицы копровых испытаний. На путях четвертого и пятого классов можно применить щебень средней твердости марки И 40 или же У 50. Данный материал получается вследствие измельчения горных пород.

Щебень низкого качества, который изготавливается, из слабых осадочных пород неэкономен и неэффективен по той причине, что он слишком быстро изнашивается и теряет свои необходимые свойства. В таком материале присутствует много частиц мелкой фракции.

Для укладки дорожных путей первого класса используется балластный щебень только высокого качества, с большой прочностью.

Основной задачей балластного слоя является восприятие давления воспроизводимого шпалами. Помимо того, что данный слой принимает на себя все давление, он равномерно распределяет его по всей поверхности. Щебеночный балласт повышает устойчивость шпал. Во избежание переувлажнения основной площадки нельзя допускать, чтоб влага длительное время прибывала на поверхности балластного слоя.

Щебень балластный

Щебень балластный используют для создания балластного слоя железнодорожного пути

В настоящее время требования к балластному щебню для строительства дорог первого – третьего класса ужесточились.

При выборе балластного щебня стоит обратить внимание на такие характеристики как поглощение влаги, зерновой состав, насыпную плотность или удельный вес. Во время закупки строительного материала – щебня для балластного слоя железнодорожного пути, данную статью можно смело использовать как информационную методичку. Делайте правильный выбор, который поможет сэкономить финансы.

Срок службы

В первое время эксплуатации балласта происходит стабилизация слоя, интенсивное накопление остаточных деформаций пути.

От состояния балластного слоя во многом зависят надежная работа пути, сроки службы элементов верхнего строения пути, состояние основной площадки земляного полотна, расходы на техническое обслуживание железнодорожного пути.

Щебень, используемый для балластного слоя представляет собой неорганический зернистый сыпучий материал с размерами зерен от 25 до 60 мм, получаемый дроблением изверженных горных пород.

Прочность щебня характеризуется маркой по истираемости и сопротивлению удару. Первая должна быть И1, для которой потеря массы щебня при испытаниях не должна превышать 25 %. Марка щебня по сопротивлению удару, определяемая по степени разрушения зерен и оцениваемая изменением зернового состава щебня, У75, для которой показатель сопротивления удару на копре ПМ должен быть более 75. Содержание в щебне зерен слабых пород должно быть не более 5 %. В щебне не должно быть глины в комках, почвы растительного слоя, других засоряющих и органических примесей. При получении щебня в документе о его качестве должны быть указаны следующие сведения:

- наименование предприятия-изготовителя и его адрес;

- номер и дата выдачи документа;

- наименование получателя и его адрес;

- номера накладных и количество отгружаемого щебня;

- наименование горной породы;

- зерновой состав щебня (содержание частиц размером менее 0,16 мм, содержание зерен слабых пород, содержание зерен пластинчатой и игловатой формы);

- прочностные характеристики щебня;

- марка щебня по морозостойкости;

- наличие в щебне глины в комках и засоряющих примесей;

- удельная электрическая проводимость щебня;

- суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклеидов;

- обозначение стандарта ГОСТ 7392-2002.

Получатель щебня при контрольной проверке его соответствия установленным требованиям должен соблюдать следующий порядок отбора проб. Точечные пробы отбирают при объеме партии до трех железнодорожных вагонов — из каждого вагона; при большем числе вагонов — из трех любых вагонов. Точечные пробы отбирают из пяти мест вагона — в каждом из его углов и в середине вагона. Для этого в точках отбора отрывают лунки глубиной 0,2 — 0,4 м (не ближе 0,5 м от борта вагона). Из лунок точечные пробы отбирают совком снизу вверх вдоль стенки лунки.

После отбора точечные пробы объединяют и перемешивают. Масса объединенной пробы должна быть не менее 100—120 кг.


Балластный слой, являющийся основанием для рельсовых опор, имеет следующее назначение:

— воспринимать давления от рельсовых опор и упруго передавать их на возможно большую поверхность основной площадки земляного полотна;

— оказывать достаточное сопротивление боковым и продольным смещениям шпал под воздействием поездной нагрузки;

— отводить поверхностные воды от рельсошпальной решетки н не допускать капиллярного подъема влаги из грунтов земляного полотна к рельсовым опорам;

— амортизировать в определенной мере удары подвижного состава из-за неровностей пути и неровностей на поверхности катания колес;

— создавать возможность выправки положения рельсошпальной решетки в плане и профиле.

В соответствии с этим к балластным материалам предъявляются следующие требования: они должны быть достаточно прочными и упругими, хорошо пропускать воду и при намокании не терять устойчивости, не ухудшать своих качеств при многократном замораживании и оттаивании, возможно меньше раздробляться от воздействия механизмов н инструментов, не пылить при проходе поездов, не раздуваться ветром, не размываться дождями.

Лучшими балластными материалами являются щебень из твердых каменных пород и щебень из валунов и гальки. Существенно уступают им карьерный гравий и ракушка. Значительно менее устойчив путь на песчаном балласте.

Зона распределения давления от шпалы в балластном слое постепенно уширяется вниз, поэтому в кажущемся на первый взгляд однородном балластном слое фактически имеется более уплотненная часть в виде обратного свода. Степень уплотнения балласта в балластной призме закономерно изменяется в соответствии с изменением напряжений сжатия балласта под изгибающейся от нагрузки шпалой. Плотность балласта под шпалой вдоль нее неодинакова: под рельсами балласт наиболее плотен, а к концам и середине шпалы плотность его снижается. В поперечном сечении шпалы давление по нижней ее постели распределяется на балласт тоже неравномерно: наибольшее по продольной оси шпалы, уменьшается к краям постели. С увеличением расстояния от постели шпал в глубину балласта степень неравномерности напряжений уменьшается. Полное выравнивание напряжений вдоль пути происходит в балласте на большой глубине.

Эксперименты и теоретические исследования показывают, что, например, при эпюре шпал 1600 шт./км, т.е. при расстоянии между осями шпал 60 см, полное выравнивание напряжений происходит под шпалами на глубине 75 см. Степень неравномерности распределения напряжений становится небольшой, а абсолютные напряжения — менее допускаемых, на глубине примерно 40—45 см.

Шпала никакого специального фундамента под собой не имеет, а все усилия, воспринимаемые ею от несущей конструкции, передает на балласт, в который она заглублена (примерно на 15 см). В естественном состоянии балласт, даже щебеночный, не может нести устойчиво передаваемую на него нагрузку. Для этого его необходимо уплотнять после отсыпки и время от времени в процессе эксплуатации возобновлять уплотнение. Наиболее высокая степень и равномерность уплотнения достигается при использовании для этого специальных путевых машин.

При плотном уплотнении балласта в шпальных ящиках и на откосах, его осадка будет меньше и произойдет постепенно, плавно и равномерно. При рыхлой засыпке балласта в шпальные ящики и на откосах, первыми же прошедшими поездами одними шпалами особо уплотненная «стенка» будет раздавлена, под другими — частично; возможна неравномерная осадка: под одним концом шпалы больше, чем под другим. В результате, только что отремонтированный путь приобретает грубые неровности и потребует больших повторных выправок с подбивкой шпал. При подбивке предпочтительнее применять такие машины, которые уплотняют всю балластную призму.

Смета на плоскую кровлю с разуклонкой из клиновидной теплоизоляции

Балластная кровля представляет собой универсальный способ обустройства плоских крыш: это система с гидроизоляционной мембраной, которая уложена особым способом и пригружена балластным материалом.

Технология применяется в конструкциях с неэксплуатируемыми, эксплуатируемыми и «зелеными» кровлями.

Особенности метода и варианты исполнения:

  • Балластная система используется на поверхностях крыш, уклон которых составляет не больше 10%: метод подойдет для конструкций, покрытых рулонными и мастичными гидроизоляционными материалами, а также полимерной мембраной.
  • Традиционный балласт, который фиксирует кровельное покрытие – щебень, гравий и галька соответствующей фракции.
  • Применение таких материалов позволяет защитить водоизоляционный слой от влаги и атмосферных осадков, температурных пиков, ветровой нагрузки и разрушительного влияния ультрафиолета.
  • На эксплуатируемых вариантах крыш укладывается обычная тротуарная плитка, а также высокопрочные бетонные блоки, тогда как в «зеленых» кровлях балластом выступает плодородный, качественный грунт. На этот слой грунта высаживают растения.
  • При организации таких кровель стоит учитывать, что основанием для данных конструкций может стать плита перекрытия, способная выдержать серьезную несущую нагрузку
  • Обустройство кровель такого типа требует достаточной прочности основания и солидного запаса несущей способности.
  • Исходя из назначения крыши и ее предполагаемой функциональности, создается основа из армированного бетона, железобетонных плит, стального гофролиста.
  • Подходящим основанием под монтаж мембраны будет ровная поверхность тщательно выполненной цементной стяжки.
  • В традиционной конструкции этих крыш балласт гармонично сочетается с дренажным геотекстилем, теплоизолирующими слоями и гидроизоляционной мембраной, а также пароизоляцией.
  • Монтаж мембранного материала на шероховатую поверхность стяжки или железобетонную основу из плит подразумевает укладку подкладочного слоя (иглопробивной геотекстиль).
  • При механической системе закрепления балласта допускается подкладочный слой из термоскрепленного геотекстиля.
  • Используемые рулонные материалы способны обеспечить высокий уровень водонепроницаемости, даже если ими оборудовать крыши с нулевым уклоном. Полимерные мембраны на таких крышах могут создать изоляционный слой определенной, четко выверенной толщины, что благоприятно сказывается на эстетическом виде кровли.
  • Особенности кровельного пирога обусловлены свойствами примененных пригрузов и гидроизоляционных материалов.
  • В местности с ветреным климатом важно правильно подойти к оформлению периметра и угловых зон: принято усиливать покрытие плотным слоем гравия и тротуарной плиткой.

балластная кровля технониколь

Конструкция балластной крыши пример №1 система «Технониколь» по бетонному основанию с кровельным ковром из полимерной мембраны:

  1. Биполь ЭПП
  2. Экструзионный пенополистирол ТЕХНОНИКОЛЬ CARBON PROF
  3. Стеклохолст
  4. Полимерная мембрана
  5. Геотекстиль
  6. Гравийная засыпка
  7. Экструзионный пенополистирол CARBON PROF SLOPE

Система конструкции балластной инверсионной крыши №2 по бетонному основанию с битумно-полимерным кровельным ковром:

С точки зрения архитектурного решения свободные площади на крыше можно использовать рационально и эффективно, создавая дополнительные квадратные метры для организации рекреационных зон и высадки растений.

По-новому смотрятся ресторан, vip-зона отдыха, площадка с тренажерами, оборудованные на эксплуатируемых крышах. Это оптимальное решение для зданий с парапетами наверху.

Востребованы живописные зимние сады и гидропонные системы, оранжереи с редкими и экзотическими растениями. Есть спрос на расположенные на крышах зданий вертолетные площадки.

Благодаря грамотному расширению полезной площади можно придать оригинальность развлекательному заведению, повысить посещаемость торговой точки, по максимуму извлечь материальную выгоду из дополнительного метража.

Способы устройство балластной крыши

Устройство или по другому монтаж балластной кровли делается исходя из способа или точнее выбора технологии в данном конкретном случае. Здесь нужен грамотный проект в которым учтены все нюансы.

зеленая и эксплуатируемая кровли

«Зеленые» крыши можно обустроить на несущих конструкциях, созданных из качественных железобетонных плит.
Основа из прочного монолитного железобетона также позволяет реализовать этот функциональный дизайнерский вариант.
Кровельный пирог составляют плиты перекрытия, надежные слои гидроизоляции и теплоизоляции, обязательно наличие профилированной дренажной мембраны, фильтрующего слоя и почвы.
Зеленая кровля обладает увеличенным сроком службы по сравнению с битумными или полимерными поверхностями.
Слой гидроизоляции хорошо защищен от ультрафиолета и температурных колебаний, поэтому процесс разрушения кровли замедляется.
Обустройство зеленых крыш позволяет добиться снижения температуры воздуха в кварталах городской застройки в летний сезон, избежать выделения вредных соединений из битумных материалов.
Это надежная защита от перегрева, снижение уровня загрязненности воздуха и обеспечение поступления кислорода в атмосферу.
Также грамотно оборудованная кровля «зеленого» типа снижает общий шумовой фон, а при возгорании препятствует быстрому распространению огня по крыше здания.

Зеленая кровля, эксплуатируемая крыша - вариации тротуарная плитка, террасная доска

Эксплуатируемая поверхность создается с расчетом на то, чтобы пешеходная либо транспортная нагрузка не нарушала основные свойства крыши.

Преимуществом технического решения является сооружение кровельного пирога, безопасного для пешеходов и перемещения транспорта.

Благодаря современным материалам и инновационным технологиям теперь можно легко создать защитное покрытие, которое было бы устойчиво к любым динамическим нагрузкам.

Такие крыши подразумевают обустройство площади под самые разные цели: там можно создать рекреационную зону, устроить площадку для гольфа, организовать зимний сад, дендрариум, уголок отдыха, смотровую площадку, выставку арт-объектов.

На такой крыше гидроизоляция защищена с помощью современных строительных материалов от любых механических воздействий.

эксплуатируемая кровля с керамогранитом на регулируемых опорах

  • Неэксплуатируемые плоские кровли более просты по конструкции: это отсутствие дополнительного каркаса и самый удобный вариант архитектурных решений для высотного жилищного строительства.
  • Неэксплуатируемая поверхность отличается простотой и минимализмом, при этом не уступает другим видам крыш по продолжительности срока службы и эффективности.
  • Сооружение таких кровель подразумевает значительную экономию строительных и гидроизоляционных материалов.
  • Покрытие устойчиво к серьезным ветровым нагрузкам и безопасно для проведения различных монтажных работ.
  • Также принято различать системы по расположению утеплителя и гидроизоляционного слоя: в традиционных балластных системах гидроизоляция располагается над утеплителем, тогда как в инверсионных – наоборот, под слоем утепляющего материала.

Преимущества балластной системы крепления

Разберем основные достоинства балластной крыши, плюсы, минусы, преимущества:

  1. Балластная система востребована на этапах монтажа новых кровель либо при реконструкции имеющихся настилов, особенно если ремонт проводится с целью дополнительного утепления.
  2. Балласт в классических либо инверсионных кровельных системах может создать достойное противодействие ветру и механическим нагрузкам, обеспечить надежную защиту здания. При использовании метода засыпки балластом плоской крыши с незначительным уклоном влага не скапливается на поверхности гидроизоляционных слоев.
  3. Оборудуя балластные кровли, владельцы зданий заботятся об огнестойкости конструкции: доступ кислорода под балласт затрудняется, что снижает степень пожароопасности постройки.
  4. Используя балласт, владельцы конструкции заботятся о надежности защиты гидроизоляционного материала от деформаций и вредного действия ультрафиолетового излучения. Не страшны такой поверхности любые атмосферные осадки и пиковые температуры в зимний и летний периоды. Обеспечивая здание балластной кровельной системой, можно создать отличное противодействие порывам ветра.
  5. Такую систему легко обустроить на уже существующем покрытии: отсутствует потребность в предварительном снятии старой кровли.
  6. Потребителей привлекают великолепная скорость монтажа и адекватная стоимость работ. Реконструкция кровли возможна в любое время года: монтажники могут работать на поверхности при укладке балласта даже при низких температурах.
  7. Поверхность создается с минимумом швов. Это способствует лучшей гидроизоляции крыши, поскольку с уменьшением количества швов снижается вероятность проникновения влаги в кровлю.
  8. Одно из важных достоинств метода – возможность применения лучших инновационных материалов: органично пройдет укладка полотен мембраны TPO, EPDM, PVC.

Особенности работ

монтаж балластной кровли

  • Чтобы крыша выполняла все возложенные на нее задачи долго и качественно, важно доверить обустройство кровли профессионалам: они смогут спроектировать покрытие с идеальными пропорциями, что позволит избежать лишних затрат и частых реконструкций.
  • Рассчитывая нагрузки, ориентируются на фактические размеры сооружения, а также на расположение здания по отношению к другим постройкам. Также учитываются тип местности, климатические особенности.
  • Если рядом с крышей находится более высокое здание, стоит предусмотреть риск попадания на поверхность крыши различных предметов, а том числе опасных тлеющих сигарет и осколков стекла. Механические воздействия могут привести к повреждению мембранного материала.
  • Когда в здании есть значительные открытые проемы, ветер может создать несоразмерное внутреннее давление. Такие изменения негативно повлияют на кровельный ковер, поэтому на стадии проектирования стоит предусмотреть дополнительную защиту мембранных слоев.
  • Кровельный ковер надежно фиксируется четко рассчитанным весом балластного материала, уложенного сверху. Дополнительной мерой при укладке будет надежное закрепление мембраны там, где материал примыкает к парапетам, трубам, техническим отверстиям и вентиляционным шахтам, любым выступающим архитектурным элементам здания.
  • При сооружении эксплуатируемых кровель рекомендовано применение качественного экструдированного полистирола как утепляющего материала, поскольку он может выдержать солидные нагрузки.

Стоимость балластной кровли

Прайс-лист с расценками за монтаж балластной кровли, стоимость зависит от выбранного материала и технологии устройство.

Наименование работ: Ед. измерен. Цена
Подготовка плитного железо-бетонного основания, обеспыливание, нанесение праймер грунта Технониколь м2 от 100 рублей
Настил первичного рулонного битумного материала кв. метр от 110 ₽
Установка теплоизоляции, утеплитель техноплекс — стоимость зависит от толщины, количество слоев квадратный метр от 150 руб.
Устройство меж-слойной изоляции стеклохоста м2 50 рублей
Монтаж основной гидроизоляции с помощью ПВХ мембраны, сварка полотен специальным аппаратом кв. метр от 150 ₽
Раскатка геотекстиля, подложка под нагрузочный балласт квадратный метр 60 руб.
Засыпка гравия, щебня, гранитной крошки — это и есть основной при грузочный балласт.
Он защищает покрытие от различных воздействий, увеличивая тем самым срок службы всей крыши.
м2 от 160 рублей
Варианты использования гидроизоляции — два слоя полимерно-битумного материала
Метод монтажа наплавление, газовая горелка, пропан
кв. метр от 115 ₽
Укладка дренажной мембраны PLANTER geo квадратный метр от 50 руб.
Монтаж уклонообразующего слоя, керамзитовый гравий м2 90 рублей
Исполнение конечного покрытия — озеленение крыши, плодородный грунт кв. метр от 170 ₽
Устройство тротуарной плитки, с цементно-песчаной основой квадратный метр от 130 руб.
Эксплуатируемые крыши с установкой опор на регулируемых стойках, крепление керамогранитных плит м2 от 190 рублей
Установка террасной доски кв. метр от 110 ₽
Монтаж водосливных воронок с подогревом шт 900 руб.
Прокладка молниезащиты погон. метр от 100 рублей
Крепление прижимной, накладной алюминиевых планок метр погонный от 150 ₽

Балластная кровля зарекомендовала себя как практичный проект, безопасное и свежее техническое решение для создания крыш, которые будут эксплуатироваться продолжительный период.

Исходя из особенностей несущей нагрузки основания, можно обустроить поверх укрепленной основы зданий удобные зоны отдыха и открытые площадки развлекательных заведений, а также автомобильные паркинги.

При проектировании таких серьезных объектов инфраструктуры следует грамотно оценить несущие возможности конструкций, исследовать особенности геометрии кровли и степень действующих ветровых нагрузок.

Только профессионалы смогут четко спроектировать кровлю данного вида. Поскольку техническое обслуживание гидроизоляции при наличии мембран и балласта несколько затруднено, важно правильно выбрать компанию, которая специализируется на сооружениях кровельных покрытий.

Тогда все работы на каждом этапе будут выполнены на должном уровне, а кровля будет защищена от неприятных сюрпризов еще долгое время.


Щебень на кровле – один из вариантов балласта, который используется для пригруза гидроизоляции плоской кровли. В балластной системе щебень считается самым доступным, эффективным и недорогим материалом для крепления и завершающего слоя кровельного пирога. Так как мы сами производим и поставляем щебень, расскажем, какой из его видов и фракций берут чаще, и как происходит процесс отсыпки.

Балластная система кровли

Для начала давайте разберемся в составе кровельного пирога и поймём, что, собственно, пригружает балласт.

Кровельный пирог — это:

  • Железобетонное основание — плита перекрытия
  • Пароизоляционный слой — защищает утеплитель от воздействия водяных паров, идущих изнутри дома.
  • Слой теплоизоляции — минеральная вата или экструдированный пенополистирол толщиной не менее 200 мм
  • Слой плоского шифера или геотекстиля для обшивки утеплителя
  • Разуклонка кровли для водоотведения — проводится или керамзитом, или готовым теплоизоляционным материалом клиновидной формы. В последнем случае вы просто покупаете готовый набор клиновидной теплоизоляции и укладываете блоки по схеме производителя.
  • Армированная стяжка строительной смесью М100 или М150
  • Гидроизоляция из ПВХ-мембраны
  • Еще один слой геотекстиля для защиты мембраны от повреждений
  • Отсыпка финишного балластного слоя

Схематичного это выглядит так:


На плоской кровле функцию гидроизоляции выполняет ПВХ мембрана. Крепится она механически или с помощью балласта, чтобы не сорвало при сильных порывах ветра и не деформировало при эксплуатации кровли.

Механический способ подразумевает под собой крепеж мембраны на саморезы, а для этого придется бурить все слои и — по большому счету — делать пирог перфорированным. Тем самым создавая риск нарушить изоляцию кровли, что приведет к протечкам или нарушению теплообмена.

Гораздо безопаснее крепить мембрану с помощью балласта — щебня.

Щебень в балластной системе имеет ряд преимуществ и выполняет сразу несколько функций:

1. Основная — пригрузка гидроизоляции
2. Защита ПВХ мембраны от негативного воздействия солнечных лучей. Если мембрана будет надежно укрыта от ультрафиолета, то прослужит она в 2 раза дольше.
3. Балласт в виде щебня защищает мембрану от механических повреждений — крупного града, петард, фейерверков, случайно попавших предметов.
4. Функция фильтра и дренажа — щебень помогает быстрее отвести воду к ливневке и фильтрует загрязнения. Листья, ветки, иголки остаются на поверхности и не забивают водосток, а быстро убрать их можно воздуходувками.
5. Щебень нивелирует неровности и уклоны крыши, перепады будут не заметны и не повлияют на укладку. Если сравнивать с тротуарной плиткой или террасной доской, которую тоже используют для балласта кровли, то в местах уклона она ляжет не ровно и единого полотна не получится.


Какой щебень используют на кровлю?

Чаще всего — гравийный щебень фракции 20-40. И желательно мытый.
У гравийного щебня оптимальная форма зёрен и лещадность, что важно если поверхность планируется эксплуатируемой. По балластной кровле с гравийной засыпкой удобно передвигаться, можно поставить летнюю мебель и хорошо провести время в ясную солнечную погоду.

Фракция 20-40 — самая подходящая для балласта. Мы слышали советы использовать фракцию 5-20, но мелкие камни, во-первых, легче и быстрее растаскиваются, а, во-вторых, их нередко таскают птицы и роняют на придомовой территории. Через 2-3 года придется покупать и подсыпать щебень или класть сверху георешетку.

Как отсыпать щебень на кровле?

Щебень для кровли берут не россыпью, а биг-бегами вместимостью 1 тонна. Биг-бег поднимают краном на любую высоту, после чего выгружают щебень на поверхность. Происходит это так: кран поднимает контейнер с щебнем, его надрезают и высыпают содержимое порционно, по зонам. Кран при этом двигается и подаёт биг-бег к нужному месту. Затем с помощью лопаты щебень распределяют по территории и разравнивают.

Высота балластного слоя составляет 20-50 мм. Можно ориентироваться на эти цифры, но надежнее, — а ведь задача балласта в первую очередь удерживать гидроизоляцию — отсыпать щебень из расчета 50 кг на 1 кв.м. Тогда неприятных сюрпризов при резком ухудшении погоды и сильных порывах ветра не будет.


Итоги

  • Для плоской крыши надежнее и безопаснее использовать балластную систему крепления гидроизоляции
  • В качестве балласта используйте щебень — универсальный и доступный материал с огромным сроком службы
  • Из всех видов щебня для кровли выбирайте мытый гравийный щебень фракции 20-40. Он промыт от глины и песка, а это гарантия того, что система водоотведения не забьется. Размер зёрен 20-40 мм оптимален для пригруза и передвижения.
  • Заказывайте щебень в биг-бегах — в таком виде щебень быстрее и удобнее отсыпать, а сам биг-бег можно поднять краном на любую высоту
  • При отсыпке балласта учитывайте не высоту слоя, а рекомендованную нагрузку на квадратный метр. Так надёжнее.

Компания «Эко-Щебень» предлагает купить гравийный щебень фр. 20-40 собственного производства. Мы сами передрабливаем крупный гравий из песчано-гравийной смеси и промываем щебень от песка и глины. А еще у нас свой фасовочный цех — мы наберем любое количество биг-бегов с щебнем и доставим их вам на объект.

Читайте также: