Установка задвижки в кирпичной печи

Обновлено: 02.05.2024

Сложить печь – это одно дело, но установить дополнительные конструктивные элементы – это не менее важная часть в возведении печи. Эта работа очень кропотливая, не допускает никаких ошибок или неточностей, а как она проводится знают немногие. Данная статья берет целью разъяснить все основные моменты и варианты установки дверцы в кирпичную печь.

К обязательным элементам печи относятся задвижки, колосники и само собой – дверца, которая нужна для закладки топлива в топку, регулирует горение и препятствует выпадению головешек из печи.

Устанавливаем дверцу в печи

Подготовка включает в себя следующие необходимые этапы:

  • Перед самой установкой необходимо детально обследовать саму дверцу и крепежную рамку (де факто берем то, что дверка уже изготовлена под необходимые размеры). Недопустимы трещины, перекосы дверки и рамки, ее плоскость должна быть ровной и плотно прилегать не только в области замка, но и по всей площади соприкосновения с рамой;
  • При обнаружении неудовлетворительного состояния дверка заменяется или же, если это возможно, устраняются дефектовки;
  • Сама дверка должна свободно двигаться в элементах крепления. Должно осуществляться легкое закрывание-открывание;
  • Если печка будет изготовлена только под уголь, то в дверке высверливается отверстие – 13 мм. в диаметре. Это отверстие будет отдушиной для газов, образующихся при сгорании антрацита.

Дверка подвергается наибольшему воздействию при эксплуатации печи. Она несет на себе механические нагрузки, а также усиленные тепловые. Для того, чтобы долговечность заслонки продлилась максимально долго необходимо соблюсти следующие инструкции по каждому варианту крепления.

На нихромовую проволоку

Нихром прекрасно зарекомендовал себя в решении данного вопроса благодаря повышенной устойчивости к жару и при этом сохранив свою пластичность в виде проволоки. Такое крепление с гарантией прослужит 20 лет. Как закрепить дверцу у печи из кирпича:

  • Рамка и дверца представляют собой единую шарнирную конструкцию. На рамке закрепляется проволока, которая продевается в специальные отверстия. Их нетрудно изготовить, достаточно высверлить их диаметром не более 5 мм.
  • Проволока продевается в отверстия, а свободные концы фиксируются в кладке между кирпичами.


Установка топочной дверцы на нихромовую проволоку

Основной недостаток данного метода заключается в том, что проволоку необходимо держать в натянутом состоянии и постепенно заделывать в шов между кирпичами. Длина проволоки полтора-два кирпича. Весь процесс весьма трудоемок.

На конструкцию из листовой нержавейки

Установка топочной дверцы кирпичной печи этим методом имеет наиболее частое распространение. Рама представляет собой конструкцию, которая одинакова с дверкой по геометрическим размерам, но при этом пластины рамки имеют специальные буртики. Выполняются из уголка, одна сторона которого укладывается в расстояние между кирпичами, в кладку. Далее все промазывается раствором.

  • Для того, чтобы защитить кирпич от прокалки с металлического уголка, между ними устанавливается слой кремниевой термоизоляции. Это защищает кладку и шов от перегрева и к тому же смягчает расширение металла при нагревании, что может навредить всей кладке.
  • Для наилучшего прикрепления откосов уголков между кладкой лучше использовать саморезы. В уголке и кирпиче соосно просверливаются два отверстия, в них вворачивается саморез.



Как это выглядит в печи

Способ, того как правильно вложить дверцу в печь на профильном уголовке может быть скомбинирован с первым – на проволоке, в таком случае крепеж будет и надежен, и долговечен.

На саморезы или болты

Данный метод имеет место быть, но в среде печников он является наименее распространенным и надежным. Дело в том, что сама конструкция рамки и дверки весьма тяжелая, особенно если выполняется из чугуна. Такой способ применим в вопросе о том, как закрепить в печи дверцу для дымохода, а не для топки.

  • В рамке и кирпичной кладке фронтально высверливаются отверстия;
  • Рамка крепится на анкера по месту установки дверки.


Общая схема монтажа


Установка на анкера


Проверка и докрутка

Дверка и кладка должна иметь небольшой буфер, так как нагрев рамки в контакте с кирпичом приведет к ее искривлению, а также порче саморезов – они могут изогнуться и вылезти из места вворачивания. В таком случае дверка взаимно отойдет от кладки.

Особенности установки дверцы в металлическую печь

Основная особенность состоит в том, что используются одинаковые металлические материалы. Желательно подобрать для дверки точно такой же материал, как и для печки. Чаще всего это сталь с содержанием углерода 0,06%, также актуально использование чугуна.

В таком случае дверка крепится без рамки на простые шарниры. Главное их конструктивная надежность.

Каждый владелец кирпичной печи воле самостоятельно выбирать варианты установки дверок. Но приоритетным являются методы установки на нихромовую проволоку или с использованием металлических конструкций. Данные методы гарантируют долговечность и надежность.


На самом деле, этот узел правильнее называть не шибер, а задвижка дымохода.

Здесь я хочу рассказать, как правильно установить задвижку в кирпичный дымоход.

Монтаж задвижки дымохода ответственное и важное мероприятие.

От качества монтажа и герметичности задвижки зависит эффективность теплоёмкой печи.

После того как теплоёмкая печь протоплена её дымоход должен быть герметично перекрыт задвижкой.

Если шибер дымохода не будет герметичным через него будет теряться накопленное внутри печи тепло, печь будет остывать быстрее.

По современным противопожарным нормам в задвижке должно быть оставлено небольшое отверстие для вывода угарных газов.

Через это отверстие теряется незначительная часть тепла, но всё таки безопасность важнее.

Шибера бывают стальные и чугунные.

Стальная задвижка дымохода.

Стальные задвижки применяются в основном для стальных дымоходов.

Из за высокого температурного расширения стальные задвижки могут заклинивать.

Чугунная задвижка дымохода.

Для кирпичных дымоходов чаще применяются чугунные задвижки дымоходов.

Задвижку следует подбирать в соответствии с сечением дымохода.

Наиболее часто встречающиеся размеры кирпичных дымоходов.

    четверик – в сечении дымохода 4 кирпича, размер канала такого дымохода 130*130 мм. пятерик – 5 кирпичей в сечении дымохода, размер канала 260*130 мм. шестерик – 6 кирпичей в сечении дымохода, размер канала 260*260 мм.

Поворотная чугунная задвижка

Для кирпичных дымоходов могут применяться и простые задвижки с языком и поворотные.

На мой взгляд, поворотные чугунные задвижки дымоходов лучше прямых.

Поворотные задвижки более современные и удобные , но они значительно дороже выдвижных задвижек с языком.

Про установку поворотной задвижки в кирпичный дымоход я расскажу позже.

Установка выдвижной задвижки дымохода в четверик.

Материалы и инструменты:

  1. Чугунная задвижка дымохода нужного размера.
  2. Смесь кладочная печная.
  3. Негорючий утеплитель. (каолиновый или базальтовый картон, кремнеземный войлок и т.п.)
  4. Ушм с диском по бетону и кирпичу.

Ход работ по установке печной задвижки в кирпичный дымоход.

  1. Примеряем задвижку “на земле”.
  2. Выпиливаем в кирпиче углубления для более точной посадки рамки задвижки.
  3. Монтируем кирпич с выпилами на дымоход.
  4. Устанавливаем задвижку.
  5. Вымеряем кирпичи ряда над задвижкой. Выпиливаем в кирпиче углубления для более точной посадки и прижимания рамки задвижки.
  6. Монтируем кирпичи с выпилами на дымоход зажимая им рамку задвижки.

1.Примеряем задвижку.

Стандартные задвижки рассчитаны на кирпич 250*120 и размер шва в 10 мм.

По факту, часто и кирпич меньше, и швы более тонкие.

Поэтому, лучше перестраховаться, всё примерить заранее.

2. Подготавливаем ряд кирпича на котором будет лежать задвижка.

В моём случае рамка упёрлась нижними рёбрами и не садилась в канал.

Киркой я сбил мешающие рёбра на внутренней поверхности, после этого задвижка встала на своё место.

3. Монтируем подготовленный ряд кирпича на дымоход.

Это обычная кладка ничем не отличающаяся от кладки корпуса печи и дымохода.

Кирпичи кладём на печную кладочную смесь.

4. Устанавливаем шибер на дымоход.

Желательно поставить под рамку задвижки тонкий слой каолинового или базальтового картона.

Из за высокого температурного расширения металла, между рамкой и кирпичом всегда будет образовываться небольшая щель.

Тонкая прокладка из негорючего утеплителя сможет устранить этот маленький недостаток.

Утеплитель предотвратит пропускание угарных газов между рамкой и кирпичом.

5. Вымеряем и выпиливаем кирпичи которые поставим над задвижкой.

Шибер для кирпичного дымохода. Верхний ряд кирпича.

Кирпичи прижимающие рамку задвижки сверху.

Это самая сложная операция во всём процессе монтажа печной задвижки.

От того насколько точно вы сможете вымерять и выпилить углубления под рамку задвижки зависит и красота и надёжность этого узла.

Я вымеряю и выпиливаю каждый кирпич отдельно, но возможно сделать все разом.

Здесь важно ровно выпилить щель для хода языка задвижки.

Этот выпил будет видно на внешней части дымохода, поэтому стоит отнестись к нему с особым вниманием.

6. Монтируем кирпичи с выпилами прижимая рамку задвижки.

Шибер для кирпичного дымохода.

При монтаже сверху языка я ставлю картон.

Это нужно для того чтобы на язык не попадала кладочная смесь.

После монтажа и затвердения смеси на дымоходе картон убирается и язык свободно ходит.

Почему между кирпичами пустые швы?

Я строил эту печь под дальнейшую расшивку цветной смесью.

Шибер для кирпичного дымохода. Плита варочная кирпичная, без духовки.

Плита варочная кирпичная, без духовки. Цветная расшивка.

Кладочная печная смесь и смесь для расшивки разные материалы.

Для дальнейшей качественной цветной расшивки печи и дымохода нужно выскрести шов вглубь на 1-2 см.

Я сразу оставляю шов немного незаполненным чтобы уменьшить работу при расшивке.

Растопочный, прямой ход. Камине отопительный.

Я стараюсь делать растопочный ход в каждой печи.

Это облегчает хозяевам печи её использование.

Бывает, что печи, при растопке, начинают поддымливать и растопочный ход может исключить или уменьшить это явление.

Особенно важно делать прямой, растопочный ход в печах с множественными дымооборотами.

Так же обязателен такой ход в печах где дым опускается до низа печи.

Когда каналы в теплоёмкой печи холодные, дыму трудно пройти по ним до трубы.

Он начинает искать более лёгкий для себя путь и находит путь в комнату.

Для того чтобы заставить дым идти по холодным дымооборотам печи нужно создать устойчивую тягу в дымоходе.

Для этого мы устраиваем растопочный, прямой ход.

Прямой, растопочный ход в печи.

Растопочная задвижка в отопительном щитке.

Устройство растопочного, прямого хода.

Для устройства растопочного хода нужно выбрать наиболее короткий путь от топки до дымохода.

Растопочный ход в отопительном противоточном камине.

Бывают конструкции печей где растопочный ход устроить очень просто.

Отопительный противоточный камин именно такая печь.

Ещё в таких печах этот ход называют каминным.

Прямой, растопочный ход в печи.

Противоточные отопительные камины

В противоточном отопительном камине дым из топки попадает в камеру дожига расположенную над ней.

В простом противоточном, отопительном камине эта камера до самого верха огнеупорного ядра.

После выхода из камеры дожига дым опускается до низа печи.

Значит, в идеале, нужно расположить растопочный, прямой ход вверху камеры дожига.

В классическом, финском, противоточном камине дымоход расположен с тыльной стороны и проходит по центру от самого низа камина.

Прямой, растопочный ход в печи.

Камера дожига в противоточном камине.

В этот дымоход мы и будем проводить растопочный ход.

Когда у нас появился этот ход дым из камеры дожига направится сразу в трубу.

Печь будет легко растапливаться, но дым не будет опускаться идти вниз, вдоль стен печи, поэтому корпус печи не будет нагреваться.

Для того чтобы греть корпус нужно перекрыть этот ход чтобы дым пошёл через оборот.

Чтобы перекрыть прямой ход устанавливаем специальную задвижку.

Для отопительных противоточных каминов я всегда использую поворотную задвижку.

Она удобно располагается в этом месте и хорошо справляется с поставленной задачей.

Растопочный, прямой ход. Камине отопительный.

Растопочный, прямой ход. Камине отопительный.

С недавних пор я стараюсь ставить в растопочный ход только поворотные задвижки.

Прямые задвижки с языками не позволяют добиться, в этом месте, хорошей герметичности.

Когда растопочная задвижка закрыта, а печь топится в полную мощь, на задвижку приходит мощный удар тепла.

От этого её довольно сильно треплет.

Если у прямой задвижки не идеальное прилегание между рамкой и языком, начинается выбрасывание дыма в комнату.

Это может быть не заметно, но появляется запах.

Поворотная задвижка устроена по другому.

Из корпуса наружу выходит только тяга поворотной задвижки, соответственно герметичность этого узла гораздо лучше.

Плюс к герметичности прибавим удобство для пользователя и изящный внешний вид.

На языках, часто, бывает сажа, которая пачкает печь при открывании задвижки.

Поворотная задвижка стоит дороже чем обычная с языком, но всё таки она значительно удобнее.

Строительный портал о технологиях строительства, ремонте и эксплуатации

Конструкция печной задвижки и установка ее в трубу

Печная задвижка – это неотъемлемая часть любой печи, роль которой состоит в регулировании тяги в дымовой трубе, когда печь уже затопилась и при окончании топки с целью отключения печки от трубы, а также для переключения дымовых ходов в комбинированных печах. Изделие состоит из рамки и движка. Функцию свою оно осуществляет за счет перемещения движка в пазах рамки, в результате чего площадь сечения входного отверстия дымовой трубы изменяется. Это приводит к уменьшению или увеличению разрежения.

С целью максимально плотного закрывания трубы после затопки, рекомендуется установить две задвижки, одна на другой.

Содержание

Конструкция печной задвижки

печная задвижка

Печная задвижка представляет собой конструкцию, состоящую из трех частей:

  • Чугунного корпуса — рамы (иногда вместо чугуна применяется сталь) с боковыми пазами.
  • Запорной части в виде щитовой заслонки, благодаря движению по пазам которой происходит контролирование герметизации дымохода.
  • Управляющей части на щитовой заслонке в виде рукоятки. Это обеспечивает простоту управления щитовой заслонкой вручную.

Формы задвижки должны полностью совпадать с формой дымохода, по этому параметру они бывают прямоугольными, квадратными, круглыми.

Несколько слов о прямоугольных задвижках

прямоугольная печная задвижка

Прямоугольная задвижка может быть различных размеров от маленьких до самых габаритных, когда длина заслонки достигает до 600 мм. Большие варианты обычно подходят для дымоходов русской печи, каминов, барбекю и т.д. Задача конструкции та же – перекрывать поток в воздуховодах.

Самая маленькая печная задвижка имеет размеры 13х13 см, а самая большая – определяется по индивидуальным требованиям потребителя. Самый популярный размер у этих конструкций 26×13 см, так как именно такие размеры имеет дымоход обыкновенной русской печи.

Благодаря квадратным или прямоугольным печным задвижкам можно не только остановить воздухообмен в трубе, но и отрегулировать интенсивность огня за счет изменения тяги в дымоходе и пропускную способность. С этой целью просто закрывают заслонку не до конца, а потом постепенно оттягивают рукоятку на себя, тем самым контролируя равномерное горение в топке.

Круглая печная задвижка или вьюшка

Вьюшка

Печная задвижка круглой формы иначе называется вьюшкой. Это особая задвижка, обладающая несколько иной конструкцией, чем обычный вариант.

Вьюшка состоит из следующих частей:

  • Корпуса, в виде плиты, которая может быть круглым или квадратным с круглым отверстием.
  • Запорного элемента в виде диска, который закрывает отверстие и перекрывает воздухообмен в трубе.
  • Управляющей части, в виде обычной рукояти в центре дисковой заслонки.

Использовать вьюшку для контролирования воздухообмена нельзя, так как снимать заслонку с пропускного отверстия нужно вручную, что в разогретой печке, вдобавок с выхлопными газами, практически невозможно. Конструкцию используют исключительно в качестве запорного элемента, зачастую в роли дополнительной заслонки для полноценного результат перед розжигом печи и после ее затухания.

Оба вида чугунных печных задвижек рекомендуется устанавливать далеко от топки.

Как закрывается печная задвижка, правила эксплуатации

задвижка в печной трубе

Эксплуатация печной задвижки сама по себе довольно простая, однако она определенно связана с некоторыми рисками, грозящими здоровью человека. Если закрыть конструкцию в еще горящей печке или если топливо полностью не сгорела, то выхлопные продукты могут проникнуть в помещение, отравляя воздух.

Поэтому использовать задвижку, которая позволяет сберегать тепло в печи дольше, следует крайне разумно, то есть закрывать конструкцию следует вовремя. Известно, что за счет чугунной задвижки, тепло в печи и, соответственно, в помещении остается на долгое время. Применение такого топлива как уголь увеличивает температуру внутри печи примерно на 60-70 0 C.

Иногда в целях экономии топлива задвижку закрывают раньше, до полного ее сгорания, что крайне нежелательно. Ведь здоровье и жизнь человека выше любой экономии. Закрывая заслонку раньше, чем нужно увеличивается риск отравления угарным газом. Угарный газ представляет собой продукт сгорания, который является ядовитым. Поэтому чтобы избежать подобных ситуаций, нужно правильно использовать задвижку для дымохода, следуя некоторым правилам:

  • Перед закрыванием обязательно нужно ворошить угольки, чтобы избежать от наличия полностью не прогоревших кусков.
  • При начальном затухании угля, когда на поверхности уже не видно голубого огня, заслонку нужно слегка прикрыть, но полностью ее закрывать не рекомендуется. Ведь наличие углей не значит, что они полностью прогорели. Если возникает потребность в герметизации трубы, то это следует сделать после полного сгорания углей.
  • Далее нужно открыть поддувало, чтобы образовалась тяга, и оставшиеся угли полностью превратились в золу и пепел.

Необходимость задвижек и вьюшек в дымоходе

Печь с задвижками

Заслонка является неотъемлемой частью печи, которая перекрывает дымоход, после ее затопки. В комбинированных печах, например варочно-отопительных, эта конструкция позволяют переходить между дымоотводными каналами.

Заслонка, как правило, устанавливается в дымоходе при укладке печи, закрепляя несколькими рядами кирпичей. Зачастую устанавливают две задвижки, особенно в помещениях в холодных климатических условиях, когда температурные перепады более существенны, что приводит к быстрому теплообмену.

Вьюшка устанавливается в дымоход таким же образом, но применяется обычно в русских печках. Закрывается такая задвижка с внешней стороны при помощи специальной дверцы. При необходимости проветривания и охлаждения печи, все это можно организовать в условиях закрытой вьюшечной дверцы.

Конструкция печной вьюшки позволяет исключить установку дополнительной задвижки, потому как она полностью справляется с герметизацией дымоотводящей трубы. При использовании второй задвижки, ее устанавливают ниже вьюшки.

Как установить задвижку на печную трубу

установка печных задвижек в трубу

Задвижку, как правило, устанавливают во время строительства и сборки печки. Процесс осуществляется в несколько этапов:

  • Укладка кирпича вокруг арматуры в выбранном месте на определенной стадии возведения дымохода. При этом размеры оставленного отверстия должны полностью совпадать с размерами задвижки. Зачастую в уголках корпуса устанавливают проволоку, монтируя ее в тело кладки.
  • Монтаж рамки задвижки с фиксацией верхней части с помощью цементного раствора.
  • Нанесение цементного раствора по периметру рамы и проволоки толщиной около 1 см, с последующей укладкой ряда кирпичей.
  • Установка задвижки в дымоход.

Обычная чугунная печная задвижка запирается щитовой заслонной, которая монтируется в корпусе рамы сквозь щель. Ее можно установить и после монтажа рамы. Заслонка у вьюшки закрывается вручную, поэтому над корпусом такой конструкции нужно установить специальную дверцу, с помощью которой можно будет управлять крышкой.

После этого продолжается укладка дымохода соответствующим образом.

Летняя заслонка и ее значение

печь с летники заслонками

Зачастую в печах встречается такой элемент, как летняя заслонка, которая имеет определенное назначение. Летняя заслонка применяется в каминах или русских печах, которые топятся нерегулярно или периодически с большими промежутками времени. Например, в печах в дачном или деревенском доме, когда она топится только в летний сезон.

У летней задвижки есть кое-какие конструктивные особенности и особое расположение, благодаря чему намного облегчается процесс топки после длительного охлаждения даже в самых суровых погодных условиях.

Эксплуатация данной конструкции осуществляется таким образом: Печку нужно затопить с открытой летней задвижкой, далее, когда пламя в топке разгорится, и часть дров полностью прогорит, задвижку следует закрыть для предотвращения тепловых потерь.

Печи с установленной в них летней задвижкой имеют ряд достоинств, например, выдвигая летнюю заслонку и поддувало, можно воспользоваться печкой в любое время года в качестве классического открытого камина. С помощью заслонки можно легко освободиться от лишнего тепла в помещении. Однако следует помнить, что топить такую печку рекомендуется не больше 20 минут, так как температура может намного подняться, что является особенностью таких каминов.

Печная задвижка, или шибер, – очень важный элемент любой печки. Поэтому если у вас дома оборудована самодельная система отопления, то вы должна знать каждую мелочь и каждую деталь. На данном этапе стоит разобраться с печной задвижкой более подробно.

Разберемся же конкретнее, зачем используется печная задвижка

Что такое шибер?

Основой хорошей тяги вашей отопительной системы является шибер.

Печная заслонка (шибер) -это элемент, который регулирует потоки воздуха и помогает сохранять здоровую тягу аппарата. Проще говоря, это металлическая задвижка, которая устанавливается в канале для дымоотвода.


Без шибера, как показывает опыт, не обходится ни одна печь. Без этого приспособления вы потеряете тягу и, соответственно, жар. Шибер для самодельной печи легко купить или даже сделать своими руками. Его конструкция довольно проста.

Нужна ли задвижка в банной печи?


Безусловно нужна. Хорошая тяга в бане – залог успешного построения печи. Как утверждают эксперты, все зависит от конструкции банной печи. Если в наличие есть дымоотвод, то в нужности шибера нет никаких сомнений.

Печная заслонка используется в любых типах печи. Принцип работы у них немного похож, поэтому и заморачиваться не стоит. Шибер точно нужен. Если же только горение производиться благодаря приточному воздуху, задвижка не устанавливается. Шибер поможет вам сэкономить на топливе, выжимая из каждого захода максимум. Топливо не будет прогорать впустую.

Принцип использования

Для того, чтобы уменьшить тягу, вам нужно немного закрыть заслонку. Если же вы хотите, наоборот, повысить тягу, вам нужно открыть шибер. Принцип использования необычайно простой.

Главное правильно подобрать прибор к вашей печи и научиться пользоваться им (хоть он и очень прост). Важным нюансом есть то, что при длительном простое печи, вы должны держать шибер закрытым, чтобы избежать попадания туда посторонних элементов.

Также шибер отделяет собой утепленную часть дымохода от неутепленной. Шибер устанавливают обычно на начале трубы. В конце, где трубы хорошо утеплены, установка задвижки не рекомендуется.

Какие же мы вывели функции заслонки?

  • С ее помощью регулируется тяга.
  • Она защищает дымоход от перепада температур.

Несмотря на простоту конструкции существуют разные задвижки. Играют роль конструкция, материал и размеры печных задвижек.

По конструкции


  • Выдвижной. Этот тип заглушки является самым удобным. Он представляет собой насадку на дымоход, в середине которой выдвижная пластина. Именно эта пластина свободно ходит в пазах дымохода. Такой тип шибера чаще всего используется в кирпичных печках. Но может быть установлен и на другие. Эта конструкция проста в установке и не требует затрат на монтаж.

Такая задвижка используется в кирпичных печах

По материалу

Очень важен также материал из которого делают шибер. У каждого есть свои нюансы. Бывают чугунные и стальные заглушки.

  • Чугун обеспечивает невероятно прочный и стабильный прибор. Он является привычным для печных задвижек. Единственный существенный недостаток – внушительный вес. Таким образом установка задвижки в печи может стать проблемной частью и на монтаж уйдет больше времени.
  • Нержавеющая сталь легкая, но тоже прочная. Она не боится коррозии. При качественной полировке может стоять очень долго. Просто чиститься, при том же условии. Стальные шиберы делают абсолютно любых конструкций и используют для разных типов печек. Нержавеющую сталь начали использовать совсем недавно, как чугун. Может в этом и есть доля современности и перспективы. Какой именно, решать вам. Главное – понять, что именно лучше для вашей печи.

Как сделать печную задвижку своими руками?

Задвижка для дымохода печи своими руками – не проблема. В домашних условиях, имея болгарку, аппарат для сварки и нужный материал, можно собрать как выдвижной, так и дроссельный шибер. Очень важно в таком деле соблюдать точность расчетов. Нужно, чтоб задвижка идеально вписалась в паз и смогла свободно там двигаться.

Выдвижной шибер

Ничего сложно здесь нет. Выдвижной шибер – это выдвижная рамка и само основание.

  1. Задвижка дымохода для печи с выдвижной рамкой требует самых точных замеров. Сначала нужно вычислить сечение внутри трубы.
  2. Далее, опираясь на эти замеры, вырезается рамка (чаще всего берется стальной лист), которая будет выдвигаться. На ее конце делается изгиб для более удобного управления. Все концы стоит внимательно зачистить, чтобы не было лишних неровностей.
  3. В зависимости от дымохода для рамки используют стальной лист, полосу или проволоку. Но для круглого дымоотвода есть свой метод. Используют два одинаковых листа метала (толщина – 2 мм) и в середине вырезают два отверстия согласно диаметру трубы. Пластинка, которая войдет в рамку, вырезается отдельно.
  4. Далее нужно приварить конструкцию так, чтобы дыры для трубы совпали. Между листами нужно оставить 4-6 мм свободного места.

Видео-инструкция по изготовление выдвижной печной задвижки для металлического дымохода:

Изготовление поворотного шибера

Для поворотной задвижки потребуется стальной уголок (30 на 30) и листовая сталь толщиной 2 метра.

Самодельная задвижка в печной трубе имеет право на существование. Единственное, что на это дело может уйти много времени из-за количества точных замеров.

Полезная видео-инструкция по изготовлению поворотной шибера:

Как установить?

Как правильно установить задвижку на печи и как установить задвижку на печную трубу? Все просто, рассмотрим 2 случая.

Установка шибера в печь

При установке шибера в печь, нужно учитывать, что это делается во время кладки кирпича. Его ставят в начале трубы, примерно метр от поверхности самой печи. Рамка плотно вливается в конструкцию дымохода, а задвижка уже ставится после.

Установку задвижки в печь можно выполнить за три этапа:

  • Дойти до 6 ряда кладки кирпича.
  • В нужном месте нанести раствор и аккуратно установить туда рамку. Иногда нужно в кирпиче вырезать пазы для удобства и более простого выдвижения.
  • Выровнять рамку так, чтобы она стала по линии кирпичей. Далее можно продолжать кладку кирпича.

Все щели, которые могут образоваться при установке заглушки нужно заделать раствором. В противном случае, будет потеря тяги и горения.

Установка на трубу

Шибер устанавливает также на высоте 1 метра от топки. Важно, чтобы это была неутепленная часть трубы. Тогда не создастся перепад температур при работе задвижки.

Установка на трубу также проста. Сначала крепится первая часть трубы. Стыки смазываются герметиком (стойким к температурам). Сверху конструкции (первой насадки) плотно надевают шибер. Сверху на шибер крепят вторую часть трубы. Эта вся конструкция присоединяется к утепленному дымоходу.

Таким образом дополнительно закреплять конструкцию не нужно.

Стоит сказать, что самодельные шиберы могу немного по-другому крепиться к трубе. Это уже зависит от конструкции. Пример монтажа самодельного поворотного шибера, инструкцию по изготовлению мы рассмотрели выше:

Сколько стоит в магазинах?

Задвижка печной трубы – вещь неоднозначная. Поэтому цена на нее плавающие. Зависят они материала, типа и сложности конструкции. Самые простые выдвижные шиберы (пластина + рамка) стоят от 600 до 1000 рублей.

Более навороченные шиберы такого типа стоят в районе 2000 рублей. Стоимость дроссельных заслонок немного выше. Обычные стоят от 1300 до 3000 рублей. Самые качественные импортные поворотные шиберы могут стоить от 7-8 тыс. рублей.

Вывод

Если вы до сих пор сомневаетесь нужен ли шибер (задвижка) в банной печи, то посмотрите на примеры печек без задвижки. От этого могу возникать серьезные проблемы с тягой и конструкцией печи.

Установка задвижки в кирпичной печи не займет у вас много времени, но сможет сделать вашу печку эффективной. Она сможет работать на свои 100%. Еще один плюсом есть то, что вы сможете сами регулировать тягу вашего аппарата и выставлять его вручную.

Читайте также: