Установка на судне водонепроницаемых дверей иллюминаторов и трапов

Обновлено: 27.04.2024

Степень обеспечения непотопляемости судна определяется Информацией об аварийной посадке и остойчивости и характеризуется следующими основными показателями:

  • осадкой носом и кормой, углом крена и дифферента, диаграммой плеч статической остойчивости, поперечной метацентрической высотой, запасом плавучести, надводным бортом до и после выполнения мероприятий по повышению остойчивости и запаса плавучести;
  • производительностью водоотливных средств и возможностью их использования при различных вариантах затопления отсеков, наличием на судне креновых и дифферентных систем, неуправляемых переточных каналов и управляемых клапанами.

К основным предупредительным мероприятиям, обеспечивающим непотопляемость судна, относятся:

  • организация правильного технического использования корпуса судна, его элементов, а также закрытий отверстий (люков, горловин, лацпортов, дверей, иллюминаторов и др.), обеспечивающего его прочность и непроницаемость;
  • организация правильного технического использования и постоянной готовности систем водоотлива и спрямления судна, переносных водоотливных средств и аварийного снабжения;
  • строгое руководство Информацией по посадке и остойчивости судна;
  • обучение экипажа правилам технического использования корпуса судна и его элементов, закрытий отверстий, а также систем водоотлива и спрямления судна, переносных водоотливных средств и аварийного снабжения;
  • содержание в надлежащем состоянии надписей и нумерации помещений, маркировки водонепроницаемых переборок, водонепроницаемых и противопожарных закрытий, запорных устройств судовой вентиляции и организация их задраивания в различных условиях эксплуатации судна.

Обеспечение водонепроницаемости корпуса судна

Водонепроницаемость корпуса судна обеспечивается герметичностью наружной обшивки, второго дна, палуб, водонепроницаемых переборок, иллюминаторов клапанов и механизмов закрытия подводных отверстий.

Для своевременного обнаружения и устранения дефектов корпуса должны систематически проводиться осмотры и проверка его технического состояния.

При обнаружении неисправностей заведующие помещениями, отсеками, участками палуб и т.д. обязаны поставить в известность об этом старшего механика.

Перед началом грузовых операций старший помощник капитана сухогрузного судна совместно со вторым помощником капитана, вторым механиком и электромехаником обязан проверить:

  • по наружному осмотру водонепроницаемость наружной обшивки палуб, переборок, второго дна, трубопроводов в трюмах и исправность люковых закрытий;
  • состояние мерительных, воздушных труб и их пробок, плотность и надежность закрытия горловин, состояние шпигатов в твиндеке;
  • состояние деревянных изделий (пайола, зашивки переборок, рыбинсов, обшивки туннеля гребного вала, щита над льялами и лючин над горловинами);
  • состояние систем пожаротушения, датчиков пожарной сигнализации, устройств для измерения температуры в трюмах;
  • исправность трапов, ограждений на выступающих частях кожухов и т.д. и обеспечить подготовку трюмов к приему груза.

Результаты проверки фиксируются в судовом и машинном журналах.

Для обеспечения водонепроницаемости корпуса судна, находящегося в эксплуатации, запрещается прорезывание или сверление отверстий в наружной обшивке, водонепроницаемых переборках и закрытиях, палубах, платформах и втором дне.

Эти работы могут производиться как исключение только с разрешения капитана судна в целях борьбы за живучесть судна или при спасении людей.

Все водонепроницаемые двери ниже палубы переборок во время плавания должны быть всегда закрыты, за исключением случаев, когда их необходимо временно открывать в связи с эксплуатацией судна; при этом они должны быть постоянно готовы к немедленному закрытию.

Перепускные (спускные) клинкеты и клапаны, установленные на водонепроницаемых переборках, втором дне, платформах, палубах, клапаны управляемых переточных каналов, а также клапаны балластной и осушительной систем должны быть всегда закрыты, за исключением случаев, регламентированных Информацией по аварийной посадке и остойчивости судна.

Использование перепускных (спускных) клинкетов и клапанов балластной системы должно производиться только с разрешения капитана судна и с ведома вахтенного помощника капитана.

Осушительная система используется по указанию вахтенного механика с разрешения вахтенного помошника капитана.

Перед выходом судна в рейс должны быть надежно закрыты люки трюмов, иллюминаторы, двери, люки лазов, капы и другие отверстия на палубе и в бортах, ведущие в водонепроницаемый корпус.

Во время плавания должно быть организовано постоянное наблюдение за водонепроницаемостью корпуса.

Для своевременного обнаружения поступления воды в условиях обычной эксплуатации необходимо регулярно, два раза в сутки на стоянке и один раз за вахту на ходу, производить замеры уровня жидкости во всех льялах (сточных колодцах). Результаты измерений записываются в судовом журнале.

При плавании в ледовой обстановке, когда требуется более частый контроль за возможным поступлением воды в корпус, замеры должны производиться каждый раз после опасных ударов об лед.

В штормовых условиях плавания, когда невозможно сделать замеры, следует производить контрольную откачку воды из льял и сточных колодцев каждую вахту или чаще в зависимости от конкретных обстоятельств плавания. О каждой контрольной откачке должна быть сделана запись в судовом журнале.

В условиях штормового плавания из состава службы технической эксплуатации судна должна выделяться группа людей для регулярного осмотра состояния закрытий и креплений палубного груза.

Если работа на палубе вследствие заливания ее волной опасна, необходимо на время осмотра изменить курс и уменьшить скорость.

Все замечания немедленно докладываются вахтенному помощнику капитана для принятия мер по их устранению.

Небольшие протечки воды в надводной и подводной частях корпуса, которые могут привести к порче груза или оборудования судовых помещений, необходимо по возможности устранять немедленно.

Заделку повреждений в подводной части корпуса, произведенную судовым экипажем во время рейса, по прибытии судна в первый порт необходимо тщательно обследовать с привлечением водолазов. В случае необходимости здесь же следует произвести временный ремонт, обеспечивающий непроницаемость поврежденного отсека и безопасность судна для перехода в порт, где возможны ремонт и постановка в док.

Литература

Наставление по борьбе за живучесть судна (НБЖС) - ЦНИИМФ [2004]
Наставление по борьбе за живучесть судов Минречфлота РФ [2004]

К дельным вещам, как известно, относят иллюминаторы, световые и сходные люки, двери, горловины отсеков и цистерн, трапы и сходни.

Рассмотрим, как монтируют основные виды дельных вещей.



Рис. 14.4. Водогазонепроницаемая дверь с клиновыми задрайками на тягах.

1 — рама (комингс); 2 — полотно; 3 — ручка-защелка; 4 — тяга; 5 — задрайка; 6 — петля; 7— обушки; 8 — крючок; 9 — ручка; 10 — амортизатор; 11 — пружинные держатели; 12 — резиновая прокладка; 13 — клин.

Монтаж дверей и крышек. Двери (рис. 14.4) монтируют в следующем порядке:
1) по чертежу определяют, где устанавливается дверь, и доставляют ее на место;
2) проверяют положение и размеры выреза в переборке или стенке надстройки, в случае необходимости размечают и удаляют припуск по контуру;
3) проверяют бухтиноватость конструкции в месте установки двери и при необходимости производят правку;
4) устанавливают дверь, обжимают с помощью струбцин комингс к переборке (стенке) и закрепляют электроприхватками, следя за тем, чтобы не было перекосов;
5) приваривают комингс двери по контуру в последовательности, указанной в технологическом процессе;
6) защищают сварные швы от флюса и брызг и проверяют их непроницаемость;
7) проверяют плотность прилегания полотна двери к комингсу по меловому отпечатку на резиновой прокладке (проверка «на мел»);
8) открывают дверь на заданный чертежом угол и устанавливают на переборке ограничитель открывания и крючок крепления двери в открытом положении;
9) смонтированные и отрегулированные на задраивание двери сдают мастеру и ОТК, которые проверяют качество выполненных работ, после чего резиновая прокладка покрывается меловым раствором для ее сохранности.

Изоляция дверей и монтаж зашивки изоляции, как правило, выполняются до установки двери. Если изоляция осуществляется после установки двери, то дверь необходимо снять с комингса, демонтировать арматуру, установленную на полотне (задрайки, тяги, ручки и др.), произвести изоляцию полотна, установить зашивку, смонтировать арматуру, навесить дверь на комингс и вторично отрегулировать ее на водонепроницаемость.

Водонепроницаемые крышки монтируются аналогично водонепроницаемым дверям.

Монтаж иллюминаторов аналогичен монтажу водонепроницаемых дверей. Дополнительно необходимо учитывать следующее: до клепки или приварки корпуса иллюминатора к корпусной конструкции раму необходимо снять, стекло установить в раму на уплотнительную замазку (эпоксидную замазку или герметик), после клепки или сварки навесить раму со стеклом на корпус и проверить плотность прилегания ее к корпусу.

Установка стекол на уплотнительную замазку выполняется по специальной инструкции.



Рис. 14.5. Наклонный трап с поручнями.

1 — обух; 2 —трап; 3 — планка (фланец); 4 — поручень; 5 — пробка; 6 — подкрепляющая кница.

Монтаж наклонного трапа (рис. 14.5) выполняется следующим образом:
1) трап подается к месту установки в соответствии с чертежом;
2) трап устанавливается в требуемое положение, причем горизонтальность ступенек проверяется ватерпасом;
3) с помощью чертилки фиксируются места установки обухов трапа, после чего он снимается;
4) места приварки обухов зачищаются до металлического блеска, обухи устанавливаются и привариваются;
5) трап устанавливается и закрепляется к верхним и нижним обухам с помощью болтов и гаек;
6) определяются места установки и крепления поручней на трапе. Для изготовления поручней снимаются шаблоны с места (от тетивы трапа внизу до леерной стойки вверху);
7) по снятым шаблонам с помощью трубогиба изготовляются поручни и привариваются к ним стойки и фланцы;
8) поручни устанавливаются на место, размечаются и сверлятся отверстия одновременно во фланцах и полках тетивы трапа, тетива снимается, и соединения очищаются от стружки и заусенцев. В месте крепления фланцев поручней к полкам тетивы трапа привариваются кницы;
9) окончательно устанавливаются поручни и крепятся к тетиве винтами. В некоторых случаях поручни крепятся с помощью сварки (что указывается в чертеже);
10) устанавливаются пробки крепления поручней к леерным стойкам, причем один конец пробки приваривается к стойке, а другой при помощи винтов крепится к трубке поручня.

Вертикальные трапы монтируются аналогично наклонным. Правильность установки трапа проверяется веском.

(рис.) массивная литая дверная плита перемещается в вертикальных или горизонтальных пазах, закрепленных на переборке. Пазы и дверь имеют клиновидную форму, благодаря чему при закрывании двери она плотно заклинивается в пазах. Дверь в направляющих
пазах перемещается вручную или от электродвигателя через винтовую или зубчатую передачи.
Все клинкетные двери могут закрываться как непосредственно с места установки двери, так и с верхней
палубы, для чего они имеют дистанционный привод. Двери с механическим приводом можно также закрывать с ходового мостика.

Для доступа в подпалубные помещения в палубах делают сходные люки, представляющие собой овальные или круглые вырезы в палубе, огражденные комингсом и закрываемые металлическими крышками на петлях. Крышки по периметру имеют резиновую прокладку и прижимаются к комингсу клиновыми или барашковыми задрайками.

В редко посещаемых помещениях (отсеки двойного дна, диптанки и др.) вместо сходных люков устраивают горловины (лазы), которые обычно не имеют комингсов и закрываются съемными металлическими крышками с прокладками из резины или пеньковой плетенки. Крышки крепят приварными шпильками и плотно обжимают гайками.

На многопалубных пассажирских судах в борту судна делают большие вырезы — лацпорты, предназначенные для приема груза и багажа и для прохода пассажиров. Лацпорты закрывают металлическими крышками с резиновыми уплотнителями или щитами, поднимающимися вверх
наподобие клинкетных дверей и сдвигающимися вдоль наружной обшивки.


Ролкеры имеют открытия в виде ворот в оконечностях судна, оборудованные особым устройством — аппарелью.

Угловая кормовая аппарель (рис.) состоит из ведущей секции, ведомой секции и опорного основания. Секции соединены шарнирно. Ведущая секция удерживается лебедкой
через полиспаст. С их помощью аппарель подтягивается к опорным колоннам для установки в походном положении. Начальное вываливание ведущей секции производится гидродомкратом. В нерабочем положении аппарель удерживают фиксаторы. Изменение угла между ведущей и ведомой секциями осуществляется поворотом опорного рычага, приводимого в действие другим гидродомкратом. Критические углы между секциями фиксируют конечные выключатели. Рабочая жидкость в гидродомкраты подается
по гибким шлангам. Энергообеспечение лебедок и гидродомкратов производится от судовой сети.

Осевая (прямая) аппарель (рис.) более проста по устройству. Она имеет основание и ведущую секцию, которая выполняет роль закрытия грузового проема. Подъем и опускание аппарели производятся канатами с полиспастами с помощью лебедок. Упоры ограничивают поперечные перемещения аппарели в походном положении. При этом аппарель подтянута к комингсу грузового
проема и к мачтам и прижата к ним гидравлическими домкратами, а закрепляется винтовыми фиксаторами через отверстия в настиле ведущей секции.

На некоторых ролкерах встречаются носовые аппарели. При этом верхняя секция откидывается на
шарнирах и имеет форму носовой оконечности судна в походном положении (обтекатель). За таким
устройством обязательно располагается водонепроницаемая дверь в переборке.

Естественное освещение судовых помещений осуществляется через иллюминаторы, которые бывают двух типов — глухие и створчатые. Рама со стеклом в глухом иллюминаторе соединена с наружной обшивкой наглухо, а в створчатом — шарнирно, поэтому может открываться. В закрытом положении раму задраивают с помощью барашков или гаек. Как глухие, так и створчатые иллюминаторы имеют штормовые крышки, которыми закрывают иллюминаторы в штормовую погоду и в случае повреждения стекла.


В водонепроницаемых конструкциях корпуса имеется много отверстий различного назначения (двери, горловины, сходные люки, лацпорты, иллюминаторы и т. п.). Для обеспечения непотопляемости судна все эти отверстия должны иметь специальные водонепроницаемые закрытия.

Водонепроницаемые двери (рис.) На судах применяют двери двух типов: распашные (навесные) и клинкетные (скользящие).

Распашная дверь(рис.) крепится к переборке на петлях и по периметру имеет резиновую прокладку.
Вырез для двери в переборке окаймляется приварной полосой (комингсом). При закрытой двери резиновая прокладка прижимается к комингсу, чем обеспечивается водонепроницаемость. Двери плотно закрывают при помощи четырех — восьми задраек, которые при повороте рукоятки надвигаются на клиновые наделки и плотно прижимают двери к переборке. Чтобы можно было открывать и закрывать дверь с любой стороны, рукоятки задраек выходят на обе стороны двери.

Распашные двери обеспечивают водонепроницаемость только при небольшом давлении воды, поэтому их устанавливают на переборках в твиндеках, а также на наружных стенках надстроек и рубок. На трюмных переборках, где при получении пробоины может действовать значительное давление воды, устанавливают водонепроницаемые двери клинкетного типа.

В клинкетной двери (рис.) массивная литая дверная плита перемещается в вертикальных или горизонтальных пазах, закрепленных на переборке. Пазы и дверь имеют клиновидную форму, благодаря чему при закрывании двери она плотно заклинивается в пазах. Дверь в направляющих
пазах перемещается вручную или от электродвигателя через винтовую или зубчатую передачи.
Все клинкетные двери могут закрываться как непосредственно с места установки двери, так и с верхней
палубы, для чего они имеют дистанционный привод. Двери с механическим приводом можно также закрывать с ходового мостика.

Для доступа в подпалубные помещения в палубах делают сходные люки, представляющие собой овальные или круглые вырезы в палубе, огражденные комингсом и закрываемые металлическими крышками на петлях. Крышки по периметру имеют резиновую прокладку и прижимаются к комингсу клиновыми или барашковыми задрайками.

В редко посещаемых помещениях (отсеки двойного дна, диптанки и др.) вместо сходных люков устраивают горловины (лазы), которые обычно не имеют комингсов и закрываются съемными металлическими крышками с прокладками из резины или пеньковой плетенки. Крышки крепят приварными шпильками и плотно обжимают гайками.

На многопалубных пассажирских судах в борту судна делают большие вырезы — лацпорты, предназначенные для приема груза и багажа и для прохода пассажиров. Лацпорты закрывают металлическими крышками с резиновыми уплотнителями или щитами, поднимающимися вверх
наподобие клинкетных дверей и сдвигающимися вдоль наружной обшивки.

19.1. Двухтактный дизельный двигатель – принцип работы и устройство Данный вид двигателей, в настоящее время меньше распространен чем аналогичный четырехтактный, но все же имеет право на существование. Составляющими частями двухтактного дизельного двигателя являются такие два механизма как газовая турбина (служит для преобразования энергии из тепловой в механическую) и специальный нагнетатель (за счет повышения давления в цилиндрах позволяет повысить мощность, снизив при этом количество потребляемого горючего). Цилиндры данного устройства располагаются горизонтально, друг напротив друга, а процесс работы в каждом из них проходит за один оборот коленчатого вала, включающего в себя два хода поршня. Когда поршень опускается непосредственно к нижней мертвой точке, цилиндр очищается и наполняется свежим воздухом. Происходит это так: вначале, через открывшийся выпускной клапан, отработанные газы выходят из цилиндра, уступая место чистому воздуху, попадающему сюда через открытые поршнем нижние окна. Окна цилиндров двухтактных двигателей используются как для впуска свежего воздуха, так и для выпуска уже отработанных газов (оконная или щелочная продувка). Если же отработанные газы выпускаются через клапан в цилиндре, а окна предназначены только для впуска чистого воздуха, то такую продувку называют клапанно-щелевой. При такой системе очистки, не весь поступивший воздух задерживается в цилиндре и поднимаясь верх какая-то его часть выходит за пределы двигателя. Данный процесс назвали прямоточной продувкой цилиндра, обеспечивающий оптимальную очистку от продуктов сгорания. Продувочный воздух попадает в цилиндры одним из трех способов: либо через специальные насосы, либо через кривошипные продувочные камеры, или же с помощью поршневых компресоров. Когда поршень с нижней точки начинает движение в верх, первым закрывается впускной клапан, а следом и окна, через которые осуществлялась продувка, затем начинается сжатие воздуха. Топливо, подающееся форсункой, которая находится возле верхней мертвой точки, воспламеняется от горячего воздуха, начиная тем самым процесс горения и расширения продуктов сгорания при движении поршня вниз. Пройдя описанный круг, все снова повторяется. В турбину газы попадают через коллектор, а камера сгорания формируется, тогда, когда поршни очень близко приближаются друг к другу. Коленвалы, в таких двигателях, связываются между собой с помощью шестерен основной передачи, а их движение имеет круговой характер и осуществляется по часовой стрелке. Кроме прямоточной продувки, выделяют еще и петлевую, но ее качество очистки цилиндра значительно ниже, поэтому в наше время она применяется намного реже. Рабочие ходы в двухтактном двигателе случаются в два раза чаще, чем в аналогичном за объемом четырехтактном, но с точки зрения мощности этого особо не заметно (она увеличивается максимум в 1,6 — 1,7 раза), это происходит из-за существования продувки и более короткого рабочего хода внутри цилиндра.

19.2. Способы обработки на сверлильных станках

Сверлильные станки предназначены для сверления глухих и сквозных отверстий, рассверливания, зенкерования, развёртывания, растачивания и нарезания резьбы (рисунок 3).

Сверление – основной технологический способ образования отверстий в сплошном материале обрабатываемой заготовки. Сверлением могут быть получены как сквозные, так и глухие отверстия. При сверлении используют стандартные свёрла. Отверстия диаметром больше 30 мм в сплошном материале обычно сверлят двумя свёрлами (первое – диаметром 12…15 мм, второе – в размер отверстия). Точность отверстий, полученных сверлением, находится в пределах 12…14 квалитетов.

Рассверливание выполняют для увеличения диаметра отверстия, полученного литьем, ковкой, штамповкой или сверлением.

Зенкерование – технологический способ обработки предварительно просверленных отверстий или отверстий, изготовленных литьём или штамповкой. Зенкерование осуществляется инструментом зенкером. В отличие от рассверливания зенкерование обеспечивает большую производительность и точность обработки (10…11 квалитет).

Зенкерование может быть и окончательной операцией при обработке просверленных отверстий по 11…13 квалитетам или для получистовой обработки перед развертыванием.

Зенкер отличается от сверла более жесткой рабочей частью, отсутствием поперечной режущей кромки и увеличенным числом зубьев.

Развёртывание – технологический способ окончательной обработки предварительно обработанных отверстий в целях получения точных по форме и диаметру цилиндрических и конических отверстий (6…9 квалитет точности) с малой шероховатостью (Ra = 0,32…1,25 мкм). В качестве инструмента используют развёртки, имеющие чётное число режущих кромок. Развертки являются многолезвийным инструментом, срезающим очень тонкие слои с обрабатываемой поверхности.

Отверстия диаметром до 10 мм развёртывают после сверления, а свыше 10 мм – после сверления и зенкерования.


а – зацентровка; б – сверление отверстия в сплошном материале; в – рассверливание; г – зенкерование; д – зенкование уступа; е – зенкование фаски; ж – зенкование бобышек; з – развертывание цилиндрического отверстия; и – развертывание конического отверстия Рисунок 3 – Обработка отверстий на вертикально-сверлильном станке

При развёртывании в резании участвует большое число зубьев одновременно. Развёртывание характеризуется небольшой глубиной резания = 0,05…0,3 мм, что способствует малой шероховатости и высокому качеству обработки.

Дельные вещи (от deel «часть») — морской термин, общее название для некоторых вспомогательных деталей оборудования корпуса судна, которые служат главным образом для крепления и проводки такелажа, а также частей судовых устройств, оборудования внутренних помещений и открытых палуб.
К дельным вещам относятся скобы, утки, рымы, талрепы, храпцы, клюзы, кнехты, кипы, битенги, люверсы, горловины, крышки сходных люков, трапы, двери, иллюминаторы, окна, световые люки, крышки люков, леерные и тентовые стойки.

Иллюминаторы служат для естественного освещения и вентиляции помещений. Иллюминаторы расположенные вблизи ватерлинии – круглые глухие (не открывающиеся) с прочными стальными штормовыми крышками. Выше, расположенные иллюминаторы (створчатые) могут быть открывающиеся со штормовыми крышками или без них. Непроницаемость иллюминаторов и штормовых крышек обеспечивается резиновыми прокладками. Квадратные иллюминаторы устанавливаются на стенках рубок.



Рисунок 1.7-Иллюминаторы: а - створчатый, б - глухой.

По месту установки иллюминаторы делятся на бортовые, палубные и рубочные, а по форме на круглые, диаметром в свету 200-400 мм, и прямоугольные, размером в свету 600-400 мм и других размеров, в зависимости от архитектуры. Различают иллюминаторы и по конструкции: тяжелые, нормальные, створчатые и глухие. И по материалу изготовления - стальные и из легких сплавов.
Для предотвращения случайного затопления какого-либо отсека все иллюминаторы, расположенные у ватерлинии, вместо одной гайки барашковой имеют специальную фасонную гайку, для отвинчивания которой есть специальный ключ. Глухие же иллюминаторы вообще не открываются. В некоторых случаях рубочные прямоугольные иллюминаторы могут быть запасными выходами.

Окна - глухие, створчатые и опускные - устанавливают на верхних ярусах в пассажирских каютах, на закрытых прогулочных верандах, в парадных общественных помещениях, в рулевой рубке. Их размеры не регламентированы (рис.1.8).





Рисунок 1.9-Световые люки

Крышки люков применяются на судах, кораблях и плавсредствах. Служат для предотвращения попадания воды в проёмы сходных люков, а также обеспечивают удобный проход к объектам. Для того, чтобы судовые крышки смогли предотвратить затопление помещений, они изготавливаются в герметичном исполнении. Для изготовления крышек используют сталь обычную, нержавеющую сталь, алюминиевый сплав. В зависимости от места сходного люка и назначения помещений, в которых он расположен, применяют проницаемые и водогазонепроницаемые крышки (рис.1.10). Водогазонепроницаемость крышек обеспечивается резиновыми прокладками и задрайками (барашковыми, индивидуально-клиновыми и центрально-клиновыми).


Рисунок 1.10-Крышка люка:

1-полотно; 2-коминос; 3-уплотнитель; 4-петля; 5-задрайка; 6-стопор; 7-обушок для замка

Горловины - конструкции, служащие для доступа в междудонное пространство, а также в цистерны и другие закрытые отсеки. Они имеют овальную форму с размерами от 450X420 до 600x450 мм (рис.1.11).


а - с комингсом б – с обделкой

а- с комингсом: 1- комингс, 2-крышка, 3прокладка, 4-болт, 5-гайка, 6-болт отжимной,

7-наварыш; б- с обделкой: 1-обделка, 2-крышка, 3прокладка, 4-шпилька, 5-гайка, 6-блт отжимной, 7-наварыш

Водонепроницаемые двери устанавливают на водонепроницаемых переборках, стенках надстроек и рубок, шахте МО и т.д. выше палубы переборок. Они имеют уплотнение, непроницаемость обеспечивается поворотными ручками задраек и клиньями (рис.1.12).


Рисунок 1.12-Водонепроницаемая дверь:

1-рамка, 2-клин, 3-петля, 4-дверное полотно, 5- ручка задрайка, 6- разъёмная прокладка

Клинкетные двери устанавливаются для прохода через водонепроницаемые переборки ниже палубы переборок (например, между МО и туннелем гребного вала). Стальное литое полотно двери перемещается в специальных направляющих с помощью гидропривода или валикового привода с управлением выше палубы переборок (с целью обеспечения управления в случае затопления помещений). Уплотнение достигается точной пригонкой рамы двери к направляющим и их плотным прижатием благодаря клиновой форме (рис.1.13).


- по местоположению на судне на: внутренние и наружные трапы,
- по ширине рабочего проёма — однопоточные и двухпоточные трапы,
- по способу крепления — стационарные, съёмные и переносные трапы,
- по ориентации относительно палубы судна -наклонные и вертикальные.

Внутренние трапы на пассажирских судах художественно оформлены, имеют большую ширину и малый наклон.


а- вертикальный однопрутковый; б- вертикальный двух прутковый; в- скоб- трап.

Вопросы для самоконтроля:

1 Какие отсеки основного корпуса судна относятся к числу наиболее важных?

2 Какие названия палуб и межпалубных помещений приняты для ориентации местоположения того или иного помещения на судне?

Читайте также: