Установка бетонных бортовых камней сп

Обновлено: 08.05.2024

Дороги автомобильные общего пользования

Automobile roads of general use. Kerb units. Technical requirements

Дата введения 2015-12-01
с правом досрочного применения

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Смоленск-ДорНИИ-Проект"

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. N 1161-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32961-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2016 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на бортовые камни, изготовленные из горных пород и бетонов, применяемые в сборных конструкциях на автомобильных дорогах общего пользования, предназначенных для физического и визуального ограничения транспортных зон, отделения проезжей части от других элементов автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения. Настоящий стандарт устанавливает технические требования к бортовым камням, а также их классификацию и требования к безопасности, маркировке, транспортированию и хранению.

1 Допускается применение бортовых камней для целей, отличных от указанных, в соответствии с проектом строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги.

2 Допускается изготовление бортовых камней из железобетона на основании индивидуального проектирования при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Настоящий стандарт не распространяется на бортовые камни, применяемые в сборных конструкциях на улицах и дорогах населенных пунктов, а также в конструкции бортов, устраиваемых на автомобильных дорогах из монолитного бетона.

Примечание - В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы армирования бортовых камней.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9479-2011 Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий. Технические условия

ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 32962-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Методы контроля

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 бортовой камень: Изделие из природного или искусственного камня, применяемое на автомобильных дорогах в составе сборных конструкций бортов, предназначенных для обозначения и ограничения транспортных зон и габаритов приближения, разделения поверхностей проезжей части и элементов дорог, не предназначенных для движения автомобильного транспорта.

Примечание - В настоящее время бортовые камни изготовляют преимущественно из бетонов на цементном вяжущем без их армирования, а также из горных пород.

3.2 доборный камень (добор): Бортовой камень или часть камня, применяемая в качестве переходного элемента при изменении направления или высоты борта либо в качестве концевого (завершающего) элемента конструкции.

3.3 грань: Часть поверхности бортового камня, расположенная в плоскости, образующей угол с плоскостями поверхностей смежных граней.

Примечание - Для целей настоящего стандарта различают следующие грани бортового камня: верхнюю, основание, боковые (торцы), фронтальную, в том числе скошенную, тыльную.

3.4 ребро: Линия, образованная пересечением плоскостей двух смежных граней; граница на стыке смежных граней бортового камня.

3.5 фаска: Скругленная или скошенная поверхность на стыке двух граней размерами по горизонтали или вертикали более 2 мм.

3.6 скос: Общий уклон фронтальной грани бортового камня от вертикальной плоскости в направлении к тыльной грани.

3.7 лицевая поверхность: Поверхность бортового камня, видимая после его установки в проектное положение, которая служит для обозначения и визуального ограничения транспортных зон и габаритов приближения и обеспечения зрительного ориентирования участников дорожного движения.

3.8 торец: Боковая грань бортового камня, наименьшая по площади поверхности, предназначенная для состыковки бортовых камней в сборной конструкции.

3.9 длина бортового камня (длина): Расстояние между торцами.

3.10 высота бортового камня (высота): Расстояние между основанием и верхней гранью.

3.11 ширина бортового камня (ширина): Расстояние между фронтальной и тыльной гранями.

3.12 номинальный размер: Размер, установленный изготовителем на стадии проектирования и изготовления бортового камня и согласованный с потребителем.

Примечание - Номинальный размер используют в качестве требуемого значения размера при оценке соответствия геометрических параметров бортового камня установленным требованиям.

3.13 фактический размер: Размер, установленный в результате непосредственного измерения бортового камня.

4 Классификация

4.1 Бортовые камни подразделяют на следующие типы в зависимости от материала, из которого они изготовлены:

- искусственные - из бетона на цементном вяжущем;

- натуральные - из природного камня (горных пород).

4.2 Бортовые камни подразделяют на следующие виды в зависимости от конструктивных параметров:

4.3 Обозначение бортовых камней включает в себя буквенные обозначения типа и вида бортового камня, а также цифровое обозначение основных номинальных размеров (длины, высоты и ширины), выраженных в сантиметрах и оформленных через точку.

Для указания типа и вида бортовых камней применяют следующие условные обозначения:

- Р - рядовой бортовой камень;

- Д - доборный бортовой камень;

- Б - бортовой камень из бетона (искусственный);

- Г - бортовой камень из горных пород (натуральный).

Примеры

1 БР 100.60.18 - бортовой камень искусственный рядовой длиной 1000 мм, высотой 600 мм и шириной 180 мм.

2 ГД 50.30.15 - бортовой камень натуральный доборный длиной 500 мм, высотой 300 мм и шириной 150 мм.

В необходимых случаях допускается дополнять маркировку бортовых камней соответствующими буквенными и цифровыми обозначениями. При этом дополнительные обозначения следует включать в отдельную группу, отделенную от основных обозначений знаком тире.

5 Технические требования

5.1 Основные параметры и размеры

5.1.1 Форму и номинальные размеры бортовых камней устанавливает изготовитель по согласованию с потребителем.

Основные параметры формы и размеры должны обеспечивать соответствие бортовых камней их назначению, а также надежность и безопасность их использования на автомобильных дорогах.

Примечание - Бортовые камни можно изготовлять с функциональными и/или декоративными рельефами, не учитываемыми в номинальных размерах.

5.1.2 На автомобильных дорогах общего пользования целесообразно применять бортовые камни прямолинейной формы со скосом фронтальной грани лицевой поверхности и плоскими торцами.

Если потребителем не установлены другие требования, грани бортового камня должны быть плоскими и прямолинейными. При этом верхняя и тыльная грани, основание и торцы бортового камня должны быть взаимно перпендикулярными.

Примечание - Допускается изготовление бортовых камней с профилированными торцевыми поверхностями, облегчающими их соединение и укладку.

5.1.3 К основным размерам бортовых камней относят их длину, ширину и высоту.

1 Изготовитель указывает основные номинальные размеры при маркировке бортовых камней, выполняемой согласно 4.1-4.3 и разделу 8.

Дата введения 2017-06-17

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - ФГБУ "ЦНИИП Минстроя" с участием ГУП НИиПИ Генплана г.Москвы; ГБС РАН; ЭФРГС Экогород; АНО Мосгорэкспертиза

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и сводов правил системы противопожарной защиты.

Работа по актуализации выполнена ФГБУ "ЦНИИП Минстроя": руководитель темы - канд. архит. Е.П.Меньшикова.

Изменение N 1 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (исполнительный директор - А.Ю.Эглескалн); ООО "Институт общественных зданий" (руководитель темы - канд. архитектуры A.M.Гарнец, исполнители - канд. архитектуры Т.А.Исаева, инж. И.Р.Домрачева) при участии ФГБУ "ЦНИИП Минстроя" (канд. архитектуры Е.П.Меньшикова).

Изменение N 2 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: АО "ЦНИИПромзданий" (канд. архитектуры Д.К.Лейкина, Ю.В.Моторина); ФГБУ ЦНИИП Минстроя России (канд. техн. наук В.А.Гутников), ГАУ "Институт Генплана Москвы" (канд. техн. наук Е.Н.Боровик, Е.В.Лебедева, д-р биол. наук А.А.Минин, канд. техн. наук Н.К.Кирюшина, канд. геол.-минерал. наук О.Ю.Кузнецова, М.И.Титова, Е.С.Радчикова, И.И.Рябикина) при участии: МГУ им.Ломоносова (д-р геогр. наук А.В.Кислов), НИУ МГСУ (канд. техн. наук И.В.Дуничкин).

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий свод правил устанавливает основные требования к проектным решениям, параметрам и необходимым сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ

ГОСТ 24835-81 Саженцы деревьев и кустарников. Технические условия

ГОСТ 24909-81 Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия

ГОСТ 25769-83 Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия

ГОСТ 26213-91 Почвы. Методы определения органического вещества

ГОСТ 26869-86 Саженцы декоративных кустарников. Технические условия

ГОСТ 28055-89 Саженцы деревьев и кустарников. Садовые и архитектурные формы. Технические условия

ГОСТ 28329-89 Озеленение городов. Термины и определения

ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ 32955-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования

ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования

ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования

ГОСТ Р 52025-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей

ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 55627-2013 Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия

ГОСТ Р 55912-2013 Климатология строительная. Номенклатура показателей наружного воздуха

ГОСТ Р 55935-2013 Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства

СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения"

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства" (с изменением N 1)

СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий" (с изменением N 1)

СП 53.13330.2011 "СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения"

СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 101.13330.2012 "СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения"

СП 104.13330.2016 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления"

СП 112.13330.2011 "СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений"

СП 113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"

СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 131.13330.2012 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (с изменениями N 1, N 2)

СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков

СП 323.1325800.2017 Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения

СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования

СП 381.1325800.2018 Сооружения подпорные. Правила проектирования

СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования

СП 403.1325800.2018 Территории производственного назначения. Правила проектирования благоустройства

СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод

СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТАНОВКА БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

- установка бетонных бортовых камней

- 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;

- подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;

- устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;

- устройство основания h=0,10 м из бетона;

- установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;

- дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;

- обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;

- заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.

2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

фото 21655_2

Без бордюрных камней сегодня не обходится ни один проект благоустройства территории и строительства дорог городского или федерального значения.

Большинство дорожных и садовых бордюров изготавливаются в строгом соответствии с требованиями нормативной документации.

Для успешной сдачи объекта в эксплуатацию и долговечности возведённой конструкции, монтаж бордюров также должен удовлетворять нормативным требованиям и проводиться в соответствии с технологической картой.

Понятие укладки бордюрного камня

Монтаж бордюров – это комплекс мероприятий по:

  • разметке территории;
  • созданию искусственного основания;
  • установке штучных элементов отбортовки для пешеходных и автомобильных дорог, ограждений для газонов, грядок, клумб и малых архитектурных форм.

Технология установки бордюров зависит от категории объекта, массы и габаритов изделий, а также от объёма работ и грунтовых условий на площадке строительства.

Нормативные нормы монтажа поребриков

Монтаж бордюрных камней регламентируется требованиями следующих нормативных документов:

фото 21655_3

  • СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий». «Парки. Правила градостроительного проектирования территории». «Технический регламент. Благоустройство территорий у строящихся зданий и сооружений».

При реализации проекта капитального строительства, подразумевающего благоустройство территории или возведение автомобильной дороги повышенной категории ответственности, приёмочная комиссия ГАСН выписывает предписания и проверяет корректность монтажа каждого этапа, в строгом соответствии с перечисленными выше документами.

Правила и требования к процессу

Согласно указанным выше нормативным документам, при монтаже бордюров, должны выполняться следующие регламентные требования:

  • Все работы по оформлению ландшафтного дизайна должны вестись, согласно рабочему проекту.
  • Степень уплотнения искусственного основания при установке бордюров должна быть не менее 0,98.
  • Для фиксации бордюрного ряда требуется присыпка уплетённым грунтом, либо устройство бетонной подушки.
  • Работам по монтажу должна предшествовать геодезическая разбивка лицевого канта отбортовки с применением высокоточного оборудования. в данном случае, рекомендуется использовать приборы с привязкой к координатам со спутника.
  • Допустимый зазор между бортовыми камнями не должен превышать 3 – 5 мм, в зависимости от категории объекта.
  • Отклонение установленного бортового камня от проектных плоскостей должно быть менее 3%.
  • При строительстве дорог федерального, регионального или городского значения, бортовой камень должен иметь сертификат, удостоверяющий соответствие требованиям ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные. Технические условия».
  • Превышение бортового камня над поверхностью проезжей части должно быть не менее 100 – 150 мм для обеспечения безопасности пешеходов.

Помимо указанных требований, при монтаже бортовых камней необходимо соблюдать красные отметки вертикальной планировки, вне зависимости от природного рельефа местности. В ряде случаев, вместо отрывки траншеи, эта операция требует устройства насыпи с её последующим уплотнением.

Инструменты

Для монтажа бордюра с соблюдением всех перечисленных выше требований, потребуется следующий набор инструментов:

фото 21655_4

  • Нивелир с GPS датчиком для проведения геодезической разбивки.
  • Экскаватор с узким ковшом, либо набор штыковых лопат, в зависимости от объёма работ – для устройства траншеи.
  • Колышки с капроновыми шнурками для разметки территории.
  • Вибротрамбовка для уплотнения искусственного основания.
  • Бетоносмесительное устройство мобильного типа для замешивания постели из жёсткой цементно-песчаной смеси.
  • Линейка, с помощью которой производится разметка бортового камня перед раскроем.
  • Болгарка или циркулярная пила с алмазным диском для распила камня перед монтажом доборов.
  • Ручной, тандемный, электромеханический или гидравлический захват, с помощью которого бордюрный камень устанавливается точно в проектное положение после его транспортировки с паллеты.
  • Совковые лопаты для обратной отсыпки грунтового основания.
  • Резиновые молотки для корректировки бордюрного ряда, в случае незначительного нарушения геометрии при монтаже.

Инструменты должны быть исправны и готовы к работе. В случае строительства автомагистрали или протяжённой городской улицы, также понадобится тяжёлая грузоподъёмная или землеустроительная техника с требуемой производительностью.

Правильное устройство бортовых камней своими руками

При монтаже бортового камня, необходимо строго следовать предварительно составленной технологической карте:

  • Анализируется рабочий проект благоустройства территории или строительства дороги с тротуарами.
  • Выполняется геодезическая разбивка территории с фиксацией характерных точек изменения направления, и перепадов рельефа.
  • В землю забиваются колья из арматурной стали, между которыми натягивается шнурка, повторяющая лицевой кант будущего бордюра.
  • Разрабатывается траншея нужной глубины и ширины, предназначенная для монтажа отбортовки.
  • По дну траншеи насыпается слой песчано-гравийной смеси с проектной толщиной.
  • ПГС трамбуется до требуемой степени уплотнения – не менее 0,95 для садовых бордюров и от 0,98 для дорожных бортовых камней.
  • В отдельной ёмкости замешивается жёсткая цементно-песчаная смесь для формирования постели.
  • Раствор укладывается поверх уплотнённого слоя ПГС и разравнивается.
  • При наличии в проекте специальных требований, в теле раствора также монтируются продольные арматурные стержни.
  • Бордюрные камни фиксируются захватами и аккуратно укладываются в проектное положение.
  • Створ изделий корректируется резиновыми молотками до соблюдения заданной при геодезической разбивке линии.
  • На финальном этапе, отбортовка отсыпается слоем песка или другим сыпучим материалом.

Укладка дорожного полотна ведётся не ранее, чем через 1 – 2 суток после устройства бордюров, так как бетон постели должен набрать часть нормативной прочности.

Полная информация о процессе установки бордюров здесь.

Последствия нарушения технологии

В случае нарушения технологии во время монтажа бортового камня, возможно наступление следующих негативных последствий:

фото 21655_5

  • Недостаточно уплотнённое искусственное основание приводит к осадкам камня со временем.
  • Отсутствие постели из цементно-песчаной смеси может вызвать вывал отдельных камней и их крен.
  • Некачественная геодезическая разбивка, либо пренебрежение красными отметками повлекут за собой ошибки при укладке дорожного полотна и устройстве наружных сетей.
  • Применение металлических молотков вместо резиновых вызовут разрушение хрупких строительных материалов.
  • Устройство вместо слоя ПГС уплотнённого местного грунта может привести к его намоканию в паводковый перед и непредсказуемым осадкам.
  • Монтаж штучных камней без захватов значительно увеличивает время производства работ, а также способствует травматизму, так как, при ручной укладке, наблюдается нарушение техники безопасности.
  • Крайние бордюры перед установкой должны раскраиваться, согласно предварительно нанесённой разметке. Тот же вид работ производится, в случае необходимости устройства криволинейной бордюрной линии.

Все перечисленные выше дефекты и последствия неминуемо приведут к затратам подрядчика. В случае необходимости сдачи объекта государственной комиссии, может понадобиться полный демонтаж с повторным устройством бордюров.

Сколько стоит установка бордюров?

На рынке работает большое количество монтажных организаций, предлагающих услуги по монтажу бордюрных камней и комплексному благоустройству территории. Учитывая высокий уровень конкуренции, средние розничные расценки на данный вид работ по регионам примерно одинаковы и отражаются в следующей таблице:

Конечная стоимость определяется сметным расчётом и зависит от ряда сопутствующих факторов:

фото 21655_7

  • Удалённость объекта от города.
  • Наличие питающей кабельной линии в месте производства работ.
  • Общий объём монтажа.
  • Тип используемого бортового камня.
  • Необходимость привлечения тяжёлой строительной техники.
  • Категория объекта.
  • Наличие проекта.
  • Перепад высотных отметок.
  • Уровень грунтовых вод.
  • Качество грунтов естественного основания.
  • Наличие дополнительных требований проекта и пожеланий заказчика.

Помимо указанных выше критериев, на конечную цену также может влиять срочность работ, сезонность и внутренняя ценовая политика подрядной организации.

Заключение

Монтаж бордюрных камней – это ответственная работа, которая требует досконального выполнения всех требований проекта и нормативной документации. Монтажу отбортовки предшествует детальная геодезическая разбивка и устройство искусственного основания, уплотнённого до степени 0,95 – 0,98.

При установке камней, требуется механический или электрический захват, чтобы точно позиционировать подошву изделия в предварительно подготовленную постель из цементно-песчаной смеси. Бордюрный ряд должен быть жёстко зафиксирован в грунте и прижат дорожным плотной. Работы по устройству проезжей части и тротуара следует начинать не ранее набора прочности бетона, в котором фиксируется бортовой камень.

фото 19729_1

Бортовой камень или бордюр используется для ограждения различных объектов или для разделения зон с разным покрытием.

Бетонные бордюры наиболее популярные – они могут быть тротуарными или дорожными, иметь плоскую форму и разные размеры.

Для установки бортового камня потребуется изучить технологию, а также подробнее ознакомиться с процессом монтажа, необходимыми инструментами и оборудованием.

Материалы для монтажа бордюров

Чтобы самостоятельно установить бордюры необходимо подготовить расходные материалы и инструменты. Для начала о расходных материалах. Из них понадобятся:

фото 19729_2

Веревка. Используется для того, чтоб на начальном этапе произвести разметку. С помощью измерительных приборов натягивают шнур, закрепляя его на колышках.

Бетонирование: норма расхода

Одним из важных компонентов среди расходных материалов является бетон. Установить бортовой камень можно как на цементно-песчаный раствор, так и на бетон с созданием бетонного замка. Этот вариант считается наиболее надежным.

В качестве бетона используют материал с характеристиками:

  • класс В15;
  • марка М200;
  • морозостойкость F200.

Бетонная смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010 по характеристикам удобоукладываемости, плотности, температуры, пористости и объема вовлеченного воздуха. Также не стоит забывать о норме расхода при укладке бортового камня. Она рассчитывается по коэффициенту 0,593 на 100 погонных метров материала.

Инструменты и приспособления

Чтобы установить готовые бетонные бордюры нужно подготовить инструменты:

фото 19729_3

Строительный уровень. Должен иметь длину не менее 1,5-2 метров.

Оборудование и механизмы

Наиболее очевидный и требуемый механизм для установки бортового камня – бетономешалка. Она поможет при замешивании бетонной смеси и цементно-песчаного раствора. Бетономешалку легко использовать на строительной площадке – она значительно упрощает процесс замешивания разных составов.

Также может потребоваться специальный захват для бордюров. Его называют «зацеп для бордюрного камня». Он предназначен для подъема камня, так как один камень может весить до 95 кг. Существует захват поперечного и продольного типа.

При выборе данного оборудования стоит обратить внимание на его грузоподъемность – она должна быть больше или соответствовать тому весу камня, который будет у выбранных бордюров. Также стоит обратить внимание на расстояние самого захвата – бортовой камень должен уместиться внутри зацепа.

Порядок действий

Чтобы процедура монтажа прошла правильно, рекомендуется придерживаться алгоритма. Инструкция подразумевает поэтапное выполнение нескольких задач.

Выкапывание траншеи

фото 19729_4

Перед тем, как выкопать траншею, рекомендуется провести разметку для бордюров. Для этого используют колышки и шнурок. Колья вбивают через каждые 1,5-2 метра, между ними натягивают нитку или шнурок.

Нить должна быть натянута туго, что в будущем обеспечит ровную укладку бортового камня.

Траншею копают для того, чтобы надежно закрепить в ней бордюры и предотвратить их расшатывание в окопе. Расшатывание зачастую возникает из-за температурных перепадов.

Глубину траншеи можно вычислить самостоятельно: для этого достаточно знать толщину подстилающей подушки и высоту бордюра, а также желаемую высоту выступа бордюра над землей.

Ширина траншеи должна быть такой, чтобы в нее вмещался бордюр, а также сбоку оставалось по несколько сантиметров для укладки бетона.

Например, если бордюр имеет размеры 500х210х40 мм, то глубина траншеи должна быть 24 см, при этом толщина подушки из бетона составит 3 см, а ее ширина – 6 см.

Подготовка раствора для закрепления

Когда траншея выкопана необходимо ее подготовить под установку бортового камня. Для этого траншею очищают от мусора, грязи. Также необходимо утрамбовать днище окопа с помощью виброплиты.

Затем уже подготавливают бетонную смесь и другие материалы. На дно окопа укладывают геотекстиль, который послужит препятствием для прохождения корней и растительности. Затем происходит процесс отсыпки щебня, после этого его разравнивают и уплотняют виброплитой. Толщина слоя щебня составляет около 10 см.

На конечном этапе подготавливают раствор для заливки. Для этого можно использовать сухую бетонную смесь, которую разводят водой в соответствующих пропорциях. Раствор должен быть густым, следовательно, воды в нем должно быть минимальное количество. Толщина такого бетонного слоя – в пределах 5-7 см.

Монтаж по уровню

фото 19729_5

Монтаж бортового камня осуществляется строго по натянутому шнуру и по строительному уровню. Именно поэтому лучше брать длинный инструмент, чтобы он захватывал сразу несколько бордюров.

Участок, на котором устанавливают камень, может иметь уклоны. Неровности учитывать, так как возможен перекос. В будущем придется переделывать почти всю работу, а это дополнительные затраты.

Небольшими кучками бетон укладывают в траншею, по линии установки и в тех местах, где будут стыки. На такие бетонные «возвышенности» устанавливается бортовой камень. На данном этапе также можно воспользоваться клещами или зацепами.

Величина зазоров между изделиями должна составлять 1-3 мм. Бордюры выравнивают и корректируют их положение с помощью резинового молотка – такой инструмент бережно воздействует на камень, не раскалывая его при ударе.

Бетонирование

Когда бортовой камень выставлен, приступают к его бетонированию и созданию обойм. По бокам от бордюра на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку. Ее заливают бетонной смесью. Бетонная смесь должна полностью войти в пространство под бортовым камнем и заполнить его.

Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 изделий. Такая технология распределения бетона по двум сторонам называется «бетонным замком».

Опалубку снимают через несколько дней после бетонирования, чаще через 2-3 дня. Далее выполняют затирку с помощью смоченного в воде песка или цементного раствора марки М100. Таким образом, камень оказывается надежно зафиксированным со всех сторон.

Засыпка после застывания бетона

Когда бетон полностью застыл, участки вокруг камня разравнивают. Их засыпают песком или щебнем. Стоит отдельно отметить процесс подрезки бортового камня, делают это с помощью болгарки. Подрезать изделие необходимо при изгибах или поворотах.

Вместо болгарки можно использовать гильотину для колки камней, однако она считается более узкоспециализированным инструментом и чаще применяется в бригадах рабочих.

Возможные трудности и ошибки

В процессе работы могут возникать сложности и некоторые ошибки. Несколько нюансов работы:

фото 19729_6

  • на прямых участках укладку изделий нужно осуществлять впритык;
  • если присутствует большой радиус изгиба, то бордюры устанавливают без подрезки торцов;
  • если поворот крутой и дугообразный, то торцы нужно подрезать у обоих соседних камней;
  • процедура укладки камня должна быть произведена не позже, чем за 3 дня до начала мощения дорожек.

Одна из ошибок начинающих мастеров – неверное приготовление раствора и несоблюдение пропорций. Такое нарушение может привести к получению слишком жидкого или густого раствора, который не подойдет для создания бетонного замка.

Последствия

Если вовремя не обнаружить нарушения, то они приведут к серьезным последствиям. Например, бортовой камень со временем может расшататься, выпасть из бетонного основания.

Это говорит о том, что смесь из бетона или раствор были приготовлены неверно или уложены не по технологии. Если же установить изделие не по уровню, то перекосы и деформации будут заметны уже в первый месяц, что также приведет к расшатыванию.

Заключение

Установка бетонных бордюров необходима не только при дорожных работах и укладке асфальта, эта процедура также используется, когда выполняется мощение садовых дорожек.

Для работы подбирают необходимые инструменты и оборудование, часто процедуру выполняет сразу несколько человек. Важно устанавливать камень строго по уровню, чтобы в дальнейшем не было перекосов и расшатывания изделий.

Читайте также: