Усиление монолитных железобетонных стен

Обновлено: 15.05.2024

Доброго времени суток всем! Подскажите как можно усилить ЖБ стены?
Строим дом 24 этажа, в целях экономии наше руководство приняло решение не пользоваться услугами независимой лаборатории, а использовать заключения завода (с которого берем бетон). На данный момент монолит поднят до 12-14 этажа, долгими убеждениями все таки вызвали независимую лаб-ию и выяснилось то, что некоторые стены подвала и 1-6 этажей имеют прочность ниже 90%.


Есть какое-то решение по усилению данных конструкций или однозначно рубить?

Стройте, пока не затрещит, если затрещит.

В альбоме Мальганова 1990 года с листа 123.

Если лаборатория постучала молоточками и чота там написала - то эти цифры в расчёт брать не стоит. Вот если они выгрызли куски бетона, и проверили на прессе.
Второе - а сколько именно меньше 90%?

Для стен при расчёте обычно вводится понижающий коэффициент к прочности бетона Yb3 = 0,85. То есть все стены у вас рассчитаны (по крайней мере должны быть) на прочность 85% от соответствующей проектному классу бетона. По факту у вас этот коэффициент и "сработал".
А вообще нужен сначала расчёт, а потом принятие решения. В таком расчёте обычно стараются учитывать разного рода понижающие коэффициенты, например снижение временной нагрузки по п.8.2.4, 8.2.5 СП 20.13330. Раньше можно было вводить коэффициент 0,95 по ответственности для зданий нормального класса. Пересчитывают конструкции с учётом НДМ или вводят в расчёт фактическую жесткость пилонов с учётом армирования (тот ещё геморой, но п.6.2.5 СП-52-103-2007 так говорит). Иногда принимают решения по уменьшению нагрузки (пол легче, перегородки из более легкого материала, уменьшение этажности). Усиление, а уж тем более разборка строящегося дома весьма негативно сказывается на репутации застройщика, особенно если жилое здание под Вебкамерами и фотоотчётами находится. Люди начнут волноваться.

Если лаборатория постучала молоточками и чота там написала - то эти цифры в расчёт брать не стоит. Вот если они выгрызли куски бетона, и проверили на прессе.
Второе - а сколько именно меньше 90%?

Сначала мы конечно стучали молоточком и сделали отрыв со скалыванием, это понятно что методы не 100%, после сделали керны, для подтверждения.
Значения разные, есть 83, 84, 87 и т.д. в общем от 83 до 90.

----- добавлено через ~7 мин. -----

Для стен при расчёте обычно вводится понижающий коэффициент к прочности бетона Yb3 = 0,85. То есть все стены у вас рассчитаны (по крайней мере должны быть) на прочность 85% от соответствующей проектному классу бетона. По факту у вас этот коэффициент и "сработал".

А скока времени простоял бетон, когда были залиты проблемные участки (полагаю, зимой)? Какой процент от площади стен этажа составляют проблемные участки?
Как выше правильно советуют, надо сначала загнать цифры де-факто в расчётную схему и смотреть уже по ней, что нужно делать, если вообще что-то нужно будет делать.
Мне вот что-то кажется, что при прочности бетона 80-85% от проектной догнать до нужных цифр можно и просто глубокими укрепляющими пропитками, особенно если ослабления носят локальный характер.
И второе - если есть 80-85%, то полагаю, есть дофига и мест, где 110-120%? Вот всё это надо корректно заложить в расчётную схему, может всё и удачненько перераспределится.

А скока времени простоял бетон, когда были залиты проблемные участки (полагаю, зимой)? Какой процент от площади стен этажа составляют проблемные участки?
Как выше правильно советуют, надо сначала загнать цифры де-факто в расчётную схему и смотреть уже по ней, что нужно делать, если вообще что-то нужно будет делать.
Мне вот что-то кажется, что при прочности бетона 80-85% от проектной догнать до нужных цифр можно и просто глубокими укрепляющими пропитками, особенно если ослабления носят локальный характер.
И второе - если есть 80-85%, то полагаю, есть дофига и мест, где 110-120%? Вот всё это надо корректно заложить в расчётную схему, может всё и удачненько перераспределится.

Все эти проблемные участки залиты до конца августа, на момент испытаний бетон был в возрасте 90+ суток.
Есть конечно участки больше 100%, но выше 110% точно не было в заключениях (беру в расчет заключения только по кернам, проблемные участки).
Стены носят локальный характер, возможно это было даже не по вине завода, а по вине линейного ИТРа, которые не соблюдали все нормы по уходу за бетоном.

Ну пока что картина выглядит так, что ничего особо усиливать и не придётся. Так, ещё парочка чисто наводящих вопросов - а какая толщина стен, здание чисто стеновое или там и колонны есть, и третье - а как при таких чудесах ухода за бетоном стен удалось сохранить прочность бетона перекрытий? Перекрытия-то проверяли, не? Или там что-то хитрое с пустотными плитами?

Ну пока что картина выглядит так, что ничего особо усиливать и не придётся. Так, ещё парочка чисто наводящих вопросов - а какая толщина стен, здание чисто стеновое или там и колонны есть, и третье - а как при таких чудесах ухода за бетоном стен удалось сохранить прочность бетона перекрытий? Перекрытия-то проверяли, не? Или там что-то хитрое с пустотными плитами?

Толщина стен 250 мм, есть местами пилоны, не более 10% от всего объема вертикальных конструкций этажа.
Про перекрытия для меня тоже загадка, проверяли только способом отрыв со скалыванием и не было перекрытий которые показали меньше 100%, поэтому приняли решение не делать керны в перекрытиях.
Про пропитки почитаю, спасибо за информацию.

Усиление железобетонных конструкций – эффективный способ продлить срок эксплуатации определенных элементов и всего здания в общем. Методов усиления разных конструкций, в зависимости от их назначения, особенностей эксплуатации, типа и состояния, задач работ и других условий, существует множество. И очень важно до начала реализации работ верно определить способ усиления, а потом все рассчитать и выполнить.

Увеличение несущей способности конструкций может быть выполнено без изменения напряженного их состояния либо конструктивной схемы (металлическая или железобетонная обойма, наращивание, железобетонная рубашка) либо с изменением напряженного состояния, самой конструктивной схемы (опираемые на сваи металлические балки, преднапряженные распорки, стойки, консоли, подкосы, горизонтальные шпрегельные/комбинированные затяжки).

Как правило, усиление железобетонной конструкции предполагает гораздо меньшие затраты в сравнении с полной заменой элементов новыми. Зачастую невозможность или сложность замены связана с необходимостью реализовывать дорогостоящие и масштабные строительные процессы (усилить фундамент или построить здание заново, к примеру). Немаловажно и то, что конструкции усиливают без остановки производства, эксплуатации помещений и здания либо же с кратковременными остановками.

Варианты усиления железобетонных конструкций

Усиление чаще всего применяется для железобетонных колонн, фундаментов, плит перекрытий, ригелей. А вот подкрановые балки ЖБ обычно заменяют новыми вместо усиления. То же касается и ЖБ ферм, пришедших в аварийное состояние – их демонтируют и заменяют новыми (из металла часто) либо ремонтируют.

Самыми сложными считаются работы по упрочнению балок, фундаментов, ригелей. Меньше сложностей предполагает усиление железобетонных колонн, плит перекрытия. Независимо от того, какой элемент планируется усилить, любые работы обосновываются проектом.

Для чего требуется усиление конструкций

Любые операции, призванные усилить железобетонные конструкции, выполняются с целью улучшения несущих характеристик, продления срока эксплуатации. Реставрируются разные изделия после длительного износа или при условии потери определенных свойств под воздействиям внешних негативных и иных факторов.

  • Повышение нагрузки на элемент из-за усиления или замены конструкций, расположенных выше (надстройка сооружений, перестройка помещений).
  • Модернизация технологического оборудования и изменение технологических процессов в здании, что реконструируется.
  • Появившиеся приобретенные конструктивные дефекты, которые стали следствием неверной эксплуатации конструкций, разлива или разбрызгивания агрессивных жидкостей.
  • Эксплуатационный износ (когда несущая способность потеряна из-за воздействия вибрационных/динамических нагрузок, влияние агрессивной воздушной среды и иных факторов).
  • Случайные повреждения – когда выходят из строя отдельные элементы конструкции в процессе демонтажа, установки или транспортировки технологического оборудования.

Работы по усилению железобетонных конструкций

Усиление бетонных конструкций может осуществляться с использованием разнообразных методов, предполагать проведение тех или иных мероприятий.

  1. Увеличение поперечного сечения тех или иных компонентов конструкций – реализуется бетонированием слоями с армировочным каркасом, методом торкретирования, инъектирования раствора в опалубки.
  2. Упрочнение несущих деталей за счет установки новых элементов – выполняется благодаря верному распределению давления, уменьшению воздействия на деталь за счет установки дополнительных элементов.
  3. Увеличение технических характеристик ЖБ изделий за счет монтажа внешних каркасов армировочных – устанавливаются различные анкеры, швеллеры, армирование, бетонные пласты, преднапряженные детали, стальные листы и т.д.
  4. Освобождение и точное распределение влияния за счет переноса его на другие детали конструкции – для этого добавляют новые консоли, модифицируют имеющиеся детали, подменяют детали с большой массой элементами с меньшим весом.
  5. Монтаж специальных подошв, свай из бетона, упоров под землей – обычно применяют метод бурения отверстий алмазными сверлами в нужных местах с последующим заполнением их бетонным раствором. Так удается повысить стойкость подземных элементов.

Общие сведения

Любые методы усиления железобетонных конструкций предполагают проведение ответственных и важных строительных операций, для реализации которых нужны определенные навыки проектирования, знания для совершения расчетов и т.д. С целью укрепления и реконструкции элементов могут применяться самые разные способы и действия.

Операции, связанные с усилением ЖБ конструкций, относятся к числу процессов повышенной сложности в сравнении с обычными монтажными работами. Ведь при восстановлении плит или перекрытий, фундаментов или ферм у мастера нет возможности понимать и видеть исходное положение конструкции, отсутствуют точные технические характеристики и т.д. Особенно это важно учитывать, когда речь идет о старых строениях, отсутствии информации касательно положения внутренних элементов, арматуры, реального распределения давления и т.д.

В связи с высоким уровнем рисков такие операции проводятся четко по инструкциям, с соблюдением техники безопасности, большим числом страховочных мероприятий. Учитываются специфические условия монтажа, со стесненным доступом инструментов, ограниченным пространством, невозможностью остановить работы.

как усиливают колонны

Чтобы понизить уровень опасности и увеличить скорость проведения работ, все делают по предварительно составленному графику, с четким определением методик и планированием технологии.

Проведение работ контролируют специальные государственные службы, квалифицированные специалисты. Проекты требуют согласования в различных инстанциях, правильного оформления.

  1. Создание разгружающих конструкций с последовательным изменением статической схемы работы.
  2. Наращивание сечений в формате обойм, набетонок, рубашек. Набетонку делают с 1 стороны, рубашку – с 3, обойму – с 4.

Создание разгружающих конструкций предполагает включение их в совместную работу с упрочняемой конструкцией прямо в ходе установки, производство останавливать не приходится, что во многих случаях является самым важным фактором.

разрушение железобетона

Второй способ предполагает остановку процесса, частичную разгрузку конструкций для последующего загружения, а также включения в работу разного типа наращенных элементов. Метод достаточно трудоемкий, связан с мокрыми процессами бетонирования, предполагает дополнительное время (когда бетон набирает прочность), но зато универсальный.

Усиление железобетонных конструкций посредством ремонта защитного слоя бетона включает такие методы: замена/восстановление защитного слоя (частичная/сплошная), заделка отдельных раковин и выколов. Когда выполняют сплошную замену, увеличивают толщину защитного слоя (минимальное значение составляет 3 сантиметра для рабочей арматуры и 2 сантиметра для нерабочей арматуры и хомутов).

Замену защитного слоя реализуют в случаях, когда свойства монолита снижены, арматура покрыта коррозией, наблюдается отслаивание защитного слоя. Тогда старый слой удаляют полностью, арматуру зачищают от ржавчины, кладут новый защитный слой бетона.

способы усиления жб конструкции

ЖБ рубашки делают при серьезных разрушениях поверхностного бетонного слоя для защиты сооружения от дальнейшей деформации. Чтобы заделать значительные повреждения, применяют ручную штукатурку мастерком: укладывают, потом через час увлажняют водой, аккуратно присыпают сухим цементом, заглаживают кельмой, гладилками из металла/дерева.

Глубина выколотых зон не должна уменьшаться к краю углубления, должна составлять везде минимум 1 сантиметр, а переход выкола к целому защитному слою делают ступенью под углом 90 градусов.

Если объемы работ существенные, актуально использование торкретирования, когда бетон наносят под сильным давлением и создают прочный и плотный защитный слой. Когда монолит готовят к бетонированию, единичные трещины шириной больше 1 миллиметра разделывают прямоугольником, зачеканивают бетоном. Где отколы большие и видно арматуру, используют армирующую сетку с квадратами 2.5-10 сантиметров и сечением проволоки 0.5-6 миллиметров, крепя их к основной арматуре.

Чтобы повысить адгезию между новым/старым бетоном, делают прослойку клея К-153 (эпоксидно-тиоколовый). Бетон укладывают до момента, когда клей перестает быть липким.

как усилить конструкцию из бетона

усиление бетона торкретированием

Самый распространенный метод упрочнения конструкций – это увеличение сечения посредством одностороннего наращивания либо создания всесторонних обойм. Такие способы усиления дают возможность существенно увеличить несущую способность поврежденных/целых элементов.

Если реализуется одностороннее увеличение сечения ЖБ конструкций, дополнительную арматуру приваривают (электросваркой, фланговыми двойными швами) к старой вертикальными и наклонными хомутами, коротышами, отгибами.

Если есть местные повреждения в формате одиночных/сконцентрированных на минимальной длине трещин, конструкцию упрочняют так: делают местные четырехсторонние обоймы из железобетона (армированные хомутами, отогнутой/продольной арматурой), металлические обоймы из напрягаемых вертикальных хомутов.

Когда наблюдаются косые/вертикальные трещины, под хомутами монтируют продольные распределительные уголки, которые должны охватывать всю поврежденную часть балки. Все хомуты бетонируются либо покрываются торкретбетоном.

В случае, когда необходимо усилить колонны, обоймы армируют продольными прутьями и хомутами либо спиральной арматурой. Обойму можно бетонировать в опалубке либо покрывать торкретбетоном. Толщина стенок составляет минимум 10 сантиметров при обычном бетонировании и 5 сантиметров при торкретировании. Углы колонны, которая упрочняется, лучше скалывать.

усиление жб конструкций

Внизу/вверху колонны на длине, соответствующей самому большому размеру поперечного диаметра колонны, шаг хомутов в 2 раза уменьшают. Если есть местные дефекты, усиливающую обойму делают в границах деформированной зоны с перепуском на длину 50 сантиметров в обе стороны, но не меньше величины поперечного сечения.

  • Со стороны усиления сколоть защитный слой в местах приварки, очистить продольные прутья арматуры до половины диаметра.
  • Поверхность бетона промыть пущенной под напором струей воды, если такой возможности нет – сделать насечки зубилом, обработать щеткой, продуть воздухом для удаления пыли, а потом промыть водой.
  • На влажную поверхность нанести пластичный бетон (раствор в пропорции 1:2, слоем толщиной 1-2 миллиметра).
  • Забетонировать новым бетоном.

схема усиления жб конструкции

Все открытые прутья арматуры тщательно очищаются металлическими щетками, пескоструйным или иным методом от ржавчины, грязи, окалины. Если повреждения прутьев серьезные, пленку поражения убирают молотком либо зубилом, очищают стальной щеткой, подваривают новую арматуру. До бетонирования прутья красят цементной смесью 1:2 слоем в 2 миллиметра.

Опалубку монтируют таким образом, чтобы была возможность постепенно ее наращивать в соответствии с высотой усиливаемых колонн и балок. Когда создается опалубка, предусматривают нужные отверстия и зазоры в ней, специальные лотки для заливки бетона, уплотнения. Далее за напыленным торкретбетоном или залитым обычным бетоном обеспечивают оптимальный уход.

Показания к применению работ по усилению перекрытий

Мероприятия по улучшению характеристик железобетонных перекрытий осуществляют в случае острой необходимости. Для профилактики или просто так комплекс мер выполнять нельзя.

  • Изделие износилось и понизились показатели прочности из-за коррозии, ухудшения свойств материалов, по причине внешних химических воздействий.
  • Изменение планировки здания – когда меняется конструкция несущих элементов, вследствие чего давление на элементы перераспределяется.
  • Увеличение числа этажей в здании, что повышает давление на фундамент, цоколь, перекрытия, другие элементы, вследствие чего могут появляться деформации.
  • Движения грунта, которые вызывают деформации фундамента, повышают нагрузку на опоры и стены, несущие элементы конструкции.
  • Деформация/износ отдельных элементов здания из-за военного, техногенного, стихийного воздействия, аварии и т.д.
  • Перестройка здания или изменение функций, из-за чего появляются новые способы разрушения (высокие температуры, вибрация и другие воздействия).
  • Ликвидация просчетов, которые были совершены при составлении проекта или реализации монтажных операций.

Это основные проблемы, решение которых может предполагать усиление перекрытия. Решение про усиление железобетонной конструкции принимается после тщательного обследования, выяснения характеристик компонентов и предельной возможности прочности, действующих нагрузок на каждый элемент.

После исследований в соответствии с их результатами создают проект, в нем прописывают усиливаемые элементы, указывают все технические данные, расходы на мероприятия. Обычно расчеты укрепления перекрытий поручают профессионалам из проектных компаний, так как без опыта и знаний выполнить все правильно очень сложно.

усиление строительных конструкций

Как усилить

Для упрочнения отдельных элементов или всей конструкции используют самые разные методы и способы. Одни из них применяются чаще, другие – реже, но все они способны повысить характеристики железобетонных элементов и устранить определенные проблемы.

  • Штукатурка для реставрации элемента, изоляции арматуры и защиты от коррозии, ликвидации повреждений на поверхности.
  • Инъектирование в поврежденные зоны для реставрации.
  • Нанесение раствора бетона под давлением с применением специального оборудования – метод торкретирования. Благодаря высокой скорости подачи и давлению слой бетона становится плотным и прочным.
  • Укрепление перекрытий, иных элементов за счет создания особых обойм над самой конструкцией: изнаночный каркас, бетонирование заливкой раствора в опалубки, нанесение смеси слоями с вибрацией.
  • Упрочнение плиты цоколя с применением специальных анкеров, обойм, поясов.
  • Упрочнение ЖБ элементов карбоновым волокном, кевларом, другими аналогичными веществами.
  • Установка разгружающих компонентов – это могут быть консоль, распорка.

Усиление железобетонных конструкций позволяет существенно продлевать срок эксплуатации зданий и элементов, ликвидировать небезопасные зоны, устранять последствия аварий, качественно подготовить сооружение к изменению планировки или перестройке и т.д.

Монолитные железобетонные стены сегодня востребованы и широко используются для строительства самых разных объектов – как жилых, так и промышленных. Довольно часто по такой технологии возводят дорогостоящие проекты – многоэтажные здания, авторские дома, торговые центры и т.д. Связано это с тем, что сам тип конструкции дает возможность обеспечить максимальные показатели прочности и надежности, долговечности, при сравнительно высокой скорости строительстве и невысокой общей стоимости.

Железобетонные стены относят к типу монолитных, когда их заливка выполняется прямо на строительном объекте (в то время, как сборные конструкции монтируют из произведенных на заводе отдельных плит, колонн, перекрытий и т.д.). Монолитное домостроение отличается массой преимуществ и минимальным набором недостатков, может производится в любую пору года, существенно сокращает расходы и время на возведения больших проектов.

Стены из монолитного железобетона заливаются в съемную/несъемную опалубку, которая монтируется точно по контурам здания. В опалубке выполняется армирование для упрочнения конструкции, которое полностью заливается бетонным раствором. Процесс осуществляется поэтапно, но без схватывания бетона, что позволяет избежать наличия швов.

дом из монолитного железобетона

Преимущества и недостатки

Железобетонная стена – крепкая и долговечная конструкция, которая способна выдерживать немалые нагрузки и демонстрировать положительные свойства и характеристики. До реализации проекта необходимо тщательно изучить все особенности данного типа конструкций.

  • Небольшой вес – 1 квадратный метр весит около 340 килограммов, что позволяет выбирать облегченный фундамент (к примеру, квадратный метр кирпичной кладки весит до 960 килограммов)
  • Длительный срок эксплуатации – монолитный железобетон не боится внешних негативных факторов, служит минимум 100 лет
  • Прочность и надежность из-за отсутствия соединений в конструкции и риска расхождения швов, появления трещин
  • Высокий уровень пожаробезопасности, стойкости к воздействию ураганов, циклонов, сейсмической активности
  • Экономия на отделочных материалах и работах благодаря ровным и гладким стенам, позволяющим выбрать любой вариант интерьера и не тратить силы, время и средства на выравнивание стен, устранение дефектов и т.д.
  • Возможность выполнить все работы самостоятельно, без спецтранспорта и подъемников
  • Стойкость к окислению, коррозии
  • Простота и высокая скорость монтажа
  • Невысокая стоимость реализации проекта
  • Возможность воссоздать самую оригинальную дизайнерскую задумку – плита стеновая железобетонная размеры предполагает любые, залить можно конструкцию какой угодно конфигурации, с криволинейными, арочными элементами, реализовав оригинальный проект коттеджа или авторского дома
  • Хорошие теплоизоляционные характеристики за счет отсутствия мостиков холода

железобетонные стены

  • Необходимость обязательно проводить тепло/звукоизоляционные мероприятия
  • Сложность в разборке
  • Риск появления отслоек, трещин и других деформаций в случае неправильного замеса бетона, несоблюдения технологии заливки, ухода и т.д.
  • При строительстве в холодную пору появляется необходимость прогрева бетона
  • Важность дополнительного ухода в период набора прочности бетона и остановки работ на этот период

В целом, преимуществ монолитная железобетонная плита демонстрирует намного больше, чем минусов. Более того, многие недостатки можно нивелировать теми или иными решениями, остальные же больше относятся к ряду особенностей, чем явных и серьезных минусов.

монолитные железобетонные стены

Минимальная толщина

Толщина железобетонной стены высчитывается, исходя из того, что основной задачей материала является выполнение функции ограждающей конструкции и сохранение тепла. Толщина определяется в процессе выполнения теплотехнического расчета, в котором учитывают: расчетные показатели температур климатического региона, материалы для отделки и утепления.

Размер бетонных конструкций всегда четко определяется проектом и отступать от выбранных заранее значений нельзя. Обычно монолитные железобетонные стены делают толщиной в диапазоне 25-45 сантиметров при условии, что в климатическом регионе расчетная температура составляет от -20 до -40С. Все внутренние стены выполняют однослойными.

Железобетонные монолитные конструкции всегда имеют меньшую толщину в сравнении с кирпичной кладкой, это при прочих равных условиях и параметрах увеличивает площадь помещений.

Так, для двухэтажного дома будет вполне достаточно 12 сантиметров толщины монолитной железобетонной несущей стены. Такой показатель по уровню прочности равняется к: 25 сантиметрам кирпичной кладки, 63 сантиметрам пенобетона, 40 сантиметрам газобетона.

Устройство своими руками

Для устройства ЖБИ данного типа своими руками необходимо тщательно изучить всю технологию.

  • Выполнение расчетов
  • Подготовка площадки – удаление пыли и грязи, расчистка объекта
  • Заливка фундамента, выжидание положенного срока для продолжения работ
  • Установка съемной/несъемной опалубки по общему периметру строения и всех внутренних стен
  • Монтирование армирующего каркаса для усиления конструкции
  • Заливка бетоном опалубки
  • Правильный уход за бетоном в процессе его застывания и твердения

Все работы выполняются прямо на строительном объекте, в отличие от сборной технологии, когда плиты стеновые железобетонные производят в условиях завода, а потом доставляют на место.

Основное преимущество монолитной технологии в данном случае – отсутствие необходимости привлекать подъемные механизмы, спецтехнику, экономя время, силы и средства.

опалубка железобетонной стены

Опалубка

Для того, чтобы создать прочные и надежные монолитные стены, необходимо правильно собрать опалубку и сделать ее способной выдержать вес бетона, не дав ему протечь и испортить монолит.

  • Разборная – монтируется из отдельных элементов, которые обеспечивают конструкции жесткость
  • Блочная – монтируется в случае реализации проекта без перекрытий
  • Пневматическая – с прочной воздухопроницаемой оболочкой
  • Скользящая – актуальна для возведения многоэтажных строений
  • Туннельная – используется в строительстве конструкций с перекрытием
  • Несъемная – потом выступает в роли декора в здании

Установка опалубки производится по инструкции и в соответствии с ее конструкционными особенностями, обычно трудностей не вызывает.

Самое главное – обеспечить максимальную прочность конструкции и следить за ровностью, чтобы избежать кривизны и деформаций под воздействием большого веса бетона.

опалубка для монолитных стен из железобетона

Армирование

Для обеспечения прочности панелей необходимо обязательно армировать монолитные железобетонные стены. Армирование выполняется сразу после сборки переставной опалубки. Если же речь идет о несъемной опалубке, то там каркас уже установлен производителем и просчитан в соответствии с нагрузками и проектными показателями.

  • Арматурный каркас выполняют двухслойным, чтобы не допустить изгиба стены из-за нагрузки в любом направлении.
  • Основной тип нагрузки на стены – сжимающий, поэтому минимальное сечение стержней продольных должно составлять 8 миллиметров. Малоэтажное строительство допускает сетки из проволоки 80-миллиметровой.
  • Величина максимального шага арматуры поперечной составляет 35 сантиметров, продольной – 20.
  • Поперечная арматура площадь сечения должна иметь минимум четверть от площади продольной.
  • Все концы прутьев анкерятся в бетоне обязательно без выхода за его пределы. Рифленые прутья сами хорошо сцепляются с монолитом бетона, пруты гладкие анкерят загибами на концах.
  • Стержни арматуры должны быть достаточно длинными для всей высоты здания. Если же их нужно состыковать, то только внахлест и без сварки.

Усиление проема

При возведении монолитных железобетонных стен стоит помнить о том, что все проемы ослабляют конструкцию и считаются ее наиболее уязвимым местом. Периметры дверных, оконных проемов обязательно упрочняют дополнительно.

Если армирование выполнено неправильно, это может стать причиной деформации монолитной конструкции, распространения по ней трещин, отслоений.

Число и толщина стержней арматуры напрямую зависят от приложенных нагрузок, ширины проема, принимаются по проекту. Армированию подлежат все вертикальные и горизонтальные плоскости.

Заливка

После установки арматурного каркаса в опалубку можно заливать бетон. В зависимости от типа опалубки, работы по заливке монолитных железобетонных стен могут осуществляться по-разному.


Несъемную опалубочную конструкцию заполняют, начиная от пространства под проемами окон в направлении к углам сооружения. Съемные формы заливают порядно, на высоту до 50 сантиметров за заход, чтобы обеспечить достаточное уплотнение бетонного раствора.

В переставной конструкции залитому бетону нельзя позволять схватываться полностью, продолжая работу, чтобы избежать появления швов в монолитной конструкции.

Углы нужно тщательно наполнять, затем вибрировать. В процессе подачи бетона механизированным методом скорость движения раствора понижается с целью обеспечения максимально качественной заливки, а сечение рукава уменьшается. Бетон обязательно уплотняют вибратором, правильно за ним ухаживают.

В зимнее время раствор нужно прогревать, летом – защитить от слишком быстрого испарения влаги (накрывать пленкой, проливать водой для замедления процесса гидратации). От возможных осадков бетон обязательно нужно защитить полиэтиленовой пленкой (все его открытые части).

Где применяются

Монолитный способ возведения стен применяется в самых разных сферах строительства – как в частном, так и в промышленном, коммерческом. С использованием данной технологии возводят общественные здания, строения в частном секторе, выполняют многоэтажную застройку. В Москве, к примеру, множество новостроек возводятся именно таким методом.

  • Точечная застройка внутри уже существующих кварталов
  • В случае недостатка места разработки почвы под котлован
  • Если подъезд строительной техники, кранов невозможен из-за особенностей расположения объекта
  • Когда нужно ускорить и упростить, удешевить процесс строительства
  • При реализации авторских проектов домов
  • В регионах с повышенной сейсмической опасностью

Монолитные железобетонные стены – прекрасный выбор для возведения любого здания, который обеспечит необходимые свойства и характеристики, сделает сооружение прочным и надежным, долговечным и крепким. При условии выполнения верных расчетов и соблюдения технологии гарантирован наилучший результат.

В домах старой постройки со временем возникает угроза разрушения перекрытий. Проблема с перекрытиями может возникнуть и в новых домах, когда нарушены правила эксплуатации здания.

схема монолитного железобетонного перекрытия

Основные проблемы

Существует ряд факторов, которые могут повлиять на целостность домовых перекрытий:

  1. Механические воздействия.
  2. Воздействие на перекрытие агрессивных жидкостей, таких как кислоты и щелочные растворы.
  3. Неблагоприятное воздействие окружающей среды.
  4. Незаконная перепланировка зданий.
  5. Разрушения, возникшие в результате пожаров.
  6. Воздействие волны, возникшей в результате землетрясения.

Чаще всего разрушения выявляют в арматуре из-за коррозии металла. По этой причине происходит снижение несущей способности конструкций.

При перепрофилировании помещения иногда необходимо усиление плит перекрытия конструкций, т.к. здание будет выполнять другие функции, связанные с большими нагрузками. Например, в здании будет установлено новое, более тяжелое оборудование.

Если при возведении конструкции был сделан тонкий слой бетона, стержни могут проржаветь, что тоже приведет к ослаблению прочности перекрытий.

как усилить плиту перекрытия

Начало работ

Каждый такой случай внимательно изучается специалистами. Проводится диагностика состояния несущих стен и плит перекрытий.

Основная цель подобного осмотра — выявление причин появления проблемы и способы устранения дефектов. Для проведения подобного типа работ привлекаются специалисты высокой квалификации и специальное оборудование. Самостоятельно без должного опыта и знаний нарушение целостности перекрытий устранить невозможно.

Обязательно изучаются параметры плиты: ее ширина, величина поперечного сечения и пролет. После удаления защитного пласта бетона устанавливают рабочее армирование. Проводят анализ состояния бетона. Изучают имеющиеся дефекты.

Перед началом работ необходимо провести подготовительные мероприятия, которые заключаются в следующем:

  1. Под аварийное перекрытие подводят опоры, которые представляют собой бревна большого диаметра и распорки из металлических труб. Это необходимо для снижения и перераспределения нагрузки на плиты.
  2. Чтобы четко видеть всю картину повреждений, удаляют слои побелки, штукатурки и краски. Зачищают все осыпающиеся участки бетонного слоя. Металлические прутья очищаются от следов ржавчины. Потом арматуру обрабатывают преобразователем для коррозии.
  3. С верхней части плиты убирается оборудование, демонтируется пол.
  4. С мест, где будет укладываться новый слой бетона, убирают пыль, а сами участки обезжириваются.

Выявляем нарушение

Основными признаками разрушений становятся трещины и отслоение бетонных элементов, расположенных в нижней части отдела плит. Дефекты перекрытий сопровождаются появлением трещин и отслоением стяжки. К проблемам могут привести прогибы и провисания конструкций, появление трещин в центральной части конструкций и в местах опор. Тревожным звонком может стать появление участков с потемнением или, наоборот, осветлением поверхности.

По результатам обследования вырабатывается тактика решения проблемы. В первую очередь восстанавливают несущую способность конструкции.

Для этого выбирают способ дополнительного усиления железобетонных плит. Все эти усилия будут неэффективны, если не устранить причины, вызвавшие разрушение плиты.

Восстанавливаем ребристую платформу

Если разрушены соседние ребристые плиты, все дефекты в них будут одинаковые. При укреплении смежные уголки и опалубка, выполненная в виде прижатой снизу доски, создают лоток. Его заполняют свежим бетоном мелкозернистого типа, затем проводят виброобработку, используя игольчатую вибробулаву с гибким валом.

усиление ребристой плиты перекрытия

Для усиления перекрытий лучше брать «расширяющийся» безусадочный цемент. Уголки в дальнейшем станут дополнительной частью арматуры. Также требуется провести обработку антикоррозионной защитой и окрашивание суриком.

Реставрируем старые перекрытия

Конструкции, сделанные из двутавровых несущих балок перекрытия и бетона, в основе которого лежит битый кирпич, ремонтировать приходится редко. Причиной тому большой запас прочности. При строительстве перекрытий такого типа закладывается прочность, в 3 раза превосходящая необходимую.

Повреждение такого перекрытия может произойти только после длительного проникновения воды и возникшей по этой причине коррозии металлических частей. Видимым повреждением таких плит становятся трещины перекрытия.

Поперечные трещины не несут никакой угрозы. Поврежденные участки при реставрации удаляются и заменяются монолитными железобетонными.

Современные технологии

Сейчас все чаще предпринимаются попытки заменить металлические прутья углепластиком. Для этого изготавливают жгуты и ткань из пластика. Эти новые материалы по своей прочности превосходят металлическую арматуру. Если описывать свойства таких тканей, они идентичны кевлару, который используется для производства бронежилетов.

усиление плиты перекрытия пустотной

Способы усиления (укрепления) основных видов плит

В строительстве используются самые разные типы плит. Они могут быть монолитные, ребристые, многопустотные. В зависимости от степени и типа разрушения выбирается и способ усиления перекрытий. Перед началом работ проводят необходимые вычисления и создают технический проект.

При проведении расчетов учитывается наличие и местоположение сжатой арматуры, расположенных по ширине прутков армирования. Усиление перекрытий должны проводить опытные работники.

Многопустотных перекрытий

Такие плиты восстанавливают путем заполнения технологических пустот. Этот метод намного эффективнее, чем установка дополнительного монолита. Сначала очищают плиту от стяжки. Затем в ней делают борозду, шириной до 100 мм, вдоль плиты над пустотами. На следующем этапе продувают сжатым воздухом поверхности.

Дальше изготавливают вертикальный армирующий каркас и горизонтальную армирующую сетку. Затем выставляются специальные рейки, пустоты заливаются бетоном.

2 способа для монолитных перекрытий

Самый распространенный способ усиления монолитных перекрытий — это создание еще одной монолитной плиты, которая накладывается поверх старой. Однако многие специалисты считают, что данный метод не всегда эффективен. В некоторых случаях путем расчетов удается доказать, что старое покрытие, наоборот, нагружается еще больше.

Усиление ребер надежнее проводить уголками, предварительно обработав их, удалив с поверхности жир. Размер такого уголка — 100х100 или 120х120 мм. Его заводят под ребро плиты. В опорных частях готовят зазор, глубиной до 120 мм.

Это делается для того, чтобы было куда поставить нижнюю полку уголка. Она должна направляться ко внутренней части блока. При втором способе укрепления монолитных блоков заменяют фрагменты перекрытия.

П образных плит

Такой тип можно усилить двумя способами. Первый способ уже описан — с созданием нового массива из бетона. Второй способ заключается в применении швеллера. Он помогает перераспределить нагрузки, большая часть которых будет приходиться на балки перекрытия и несущие стены. Тот же эффект дает «корсет» из сварных балок.


Ребристых перекрытий

Для ремонта таких перекрытий разработали три методики:

  1. Используют ту же технологию, что и при ремонте монолитных плит.
  2. Устанавливают поддерживающие колонны.
  3. Применяется шпренгельная арматура. Она укладывается по диагонали плиты, тем самым образуя 2 ребра жесткости, усиливая таким образом плиту.

Железобетонных плит углеволокном

Такой тип усиления считается самым прогрессивным. В этом случае углеродная лента приклеивается прямо на саму ЖБ-плиту.

Что делать при перегруженности колон

Многие специалисты, которым приходилось сталкиваться с восстановлением плит, считают, что подобные способы в большинстве случаев полностью не решают проблему. Их можно использовать, когда проводится усиление сжатых колонн, которые совпадающих с проекцией рабочих арматурных стержней каркаса. Колоны в этом случае обматываются жгутами в несколько слоев.

Жгуты сделаны из углеродного волокна. Если нет жгутов, используют полосы из такой же ткани. При применении комплекса этих мер несущая способность всей конструкции повышается.

Плиты любого здания постоянно находятся под напряжением. На них действуют механические, статистические и динамические силы. Дополнительно они разрушаются от неблагоприятных условий окружающей среды, воздействия разных химических веществ. Поэтому обследование их состояния и определение метода усиления являются ответственной работой.

Данная типовая технологическая карта разработана на процесс усиления железобетонных балок и ригелей ячейки промздания путем устройства монолитных железобетонных обойм и рубашек с набетонкой в уровне перекрытия и снизу.
Карта рекомендована для применения при техперевооружении, реконструкции и ремонте промышленных зданий с монолитными железобетонными балочными перекрытиями при ширине пролетов 3 - 9 м.
Картой предусмотрено выполнение работ с применением различных вариантов механизации подачи и укладке бетонной смеси, принимаемых в зависимости от конкретных условий и технической оснащенности производителя работ.
При привязке технологической карты к реальным объектам и условиям производства работ необходимо выполнить пересчет объемов работ, калькуляций затрат труда и заработной платы, графиков производства работ, материально-технических ресурсов и конечных технико-экономических показателей на основании классификатора фасетных факторов.

Обозначение: 7.01.01.61
Название рус.: Типовая технологическая карта на монтаж строительных конструкций. Усиление железобетонных балок и ригелей перекрытий и покрытий устройством обойм и наращиванием бетона в уровне перекрытий и снизу при подаче и укладке бетона: ленточными транспортерами; бетононасосами и пневмонагнетателями; торкретмашинами
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.02.1989
Разработан: ЦНИИОМТП 127434, г. Москва, Дмитровское ш., 9
ГПКИ "Тульский Промстройпроект" Минсевзапстроя СССР
Утвержден: ГПКИ "Тульский Промстройпроект" Минсевзапстроя СССР (27.12.1988)
Опубликован: ЦНИИОМТП № 1989

ТИПО В ЫЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КА Р ТЫ
НА П Р ОИЗВО Д СТВ О ОТД ЕЛ ЬН Ы Х В ИД ОВ РАБОТ

РА ЗДЕЛ 7

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА МОНТ А Ж СТ Р ОИТ Е ЛЬНЫ Х КО Н СТРУКЦИЙ

7 . 01 . 01 . 61

УСИЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТО Н НЫХ БАЛОК И РИГЕЛЕЙ ПЕРЕКРЫТИЙ
И ПОКРЫТИЙ УСТРОЙСТВОМ ОБОЙМ И НАРАЩИВАНИЕМ БЕТОНА
В УРОВНЕ ПЕРЕКРЫТИЙ И СНИЗУ ПРИ ПОДАЧЕ И УКЛАДКЕ БЕТОНА:
ЛЕНТОЧНЫМИ ТРАНСПОРТЕРАМИ; БЕТОНОНАСОСАМИ
И П Н ЕВМО Н АГНЕТАТЕЛЯМ И ; ТОРКРЕТМА Ш И Н АМИ

МОСК ВА - 1989

РАЗРА Б ОТ А НА

Г ПКИ «Тульский П ро м ст рой проект » , Мин севза п стр о я СССР

Отделом механизации и технологии строительства Госстроя СССР

Главный инженер института

Письмо от 27 . 12 . 1988 № 23 - 737

Н а чальник отдела

Введена в действие с 1 февраля 1989 г.

Главный инженер проекта

При участии ЦНИИ ОМТП

1 . 1 . Данная типоваятехнологическая карта разработана на процесс усиления желе з обетонн ы х балок и ригелейячейки п р о мз д а ни я путем устройствамонолитных железобетонных обойм и рубашек с н абето нк о й в ур о вне перекрытия и снизу.

1 . 2 . Карта рекомендованадля применения при тех п ерево о р у же нии , реконструкции и ремонте промы шл енных зданий с м онолитнымижелезобетонными балочными перекрытиями при ширине пролетов 3 - 9 м .

1 . 3 . Картой предусмотреновыполнение работ с применением различных вариантов механи з ации подачи и укла д кебетонной смеси, принимаемых в з ависимости отконкретных условий и технической оснащенности производителя работ.

1 . 4 . При привязкетехнологической карт ы к реальным объектам иусловиям производства работ необходимо выполнить пересчет объемов работ,калькуляций з атрат труда и з аработной платы, графиков производства работ, материально - технических ресурсов и кон е чныхт е хнико-экономических показателей на основанииклассификатора ф асе тны х факторов. В каждом конкретном случае выбирается наиболеерациональный по экономическим пока з ателямвариант с учетом работы основного прои з водства (с м . р аздел 2 ).

2.1 . До начала работ по усилению ко нс т рукций в зависи м ости от конкретных условий необходимо:

проанализировать влияние стес н енности фронта работ от конструкций и технологическогооборудования на условия производства работ;

определить возможно с ть производства работ без остановки технологическогооборудования, а при необходимости сроки частичной или полной его остановки, иувязать график выполнения работ с технологическим режимом действующегопроизводства;

выявить возможность привлечения внутрицехового тра н спорта и гру з оподъемныхмехани з мов для прои з водства р або т, а также доставки материалов в зону выполнения работ;

разработать с хему доставкистроительных материалов и ин вентар я к ме с там прим е нения и з о н ам временного ск ладировани я;

произве с ти необходимыйдемонтаж оборудования и инженерных с етей и ихвременное отключени е или вынос на периодпроизводства работ п о усилению конструкций;

выполнить ра зг р у же ни е усиливаемыхконструкци й;

установить порядок и места подключения маши н и м еханиз м ов к су щ ествующимэнергетическим сетя м ;

осуществить комплекс дополнительных мероприяти й по обеспечению безопасного выполнения работ в условиях д е йствую щ его производства изащите технологического оборудования и инже н ерныхко ммуник а ций от возможного повреждения или загрязнения в ходе строительных работ.

2 . 2 . По конструктивнойсхеме настоящей картой предус м отрено усилениеконструкций тремя типа м и монолитных набетонок(см. рис. 1 ).

В случае не совпаденияпроектного решения усиления балочного перекрытия с кон с труктивными схемами, п р ин ятым и в настоя щ ей технологической карте, следу е т привязывать технологию производства работ к наиболееподходяще й к о нструктивнойсхеме и з указанных, с необходимым пересчетомобъемов и параметров согласно проектуусиления.

КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ УСИЛЕНИЯ К ОНС Т Р УКЦИЙ

А - п роле т балки; 1 - новая рабочая продольнаяарматура; 2- хом у т; 3 - новая поперечная арматура; 4 - с тарая рабочаяарматура; 5 - соединительные скобы

2 . 3 . В зави с имости от применяемой схемы и способа меха н изации укладки бетонной смеси компл е кс работ по усилению конструкций будет включать следующиетехнологические про ц ессы (с м . т абл. 1 ).

Способ механизации бетонных работ

Монтаж и демонтаж лесов

Очистка бетонных поверхностей

Насечка бетонных поверхностей

Скалывание з ащитного слоя бетона

Пробивка или сверление отв е рстий 50 мм

Для крепления опалубки

Для пропуска хомутов

Для заливки бетонной смеси

Установка арматурных сеток и каркасов

Установка отдельных арматурных стер ж ней

Установка и демонтаж опалубки

Прием бетонной смеси из кузова транспортных средств

Монтаж и демонтаж бетоноводов

То же, секций транспортера

Подача бетонной смеси

Укладка бетонной смеси

П риготовление бетонной смеси

Непосредственно на объекте

2 . 4 . Настоящ е й картой пр ед усмотрен с ледующий порядок прои з водстваработ:

монтаж трубчатых лесов с устройством рабочего настила;

пробивка отверстий в перекрытии рядом с усиливаемыми эле м ентами для пропуска тяжей подвески опалубки, хомутов, ар м а ту ры и укладки бетоннойсмеси;

очистка бето н ныхповерхностей;

н асечка поверхности усиливае м ыхэл е ментов или скалывание защитного слоя приоголении арматуры;

уста н овка стенда длясборки арматурных кар к асов и опалубки нарабочем настиле лесов;

сборка арматурных карка с ов и установка их или отдельных стержней ар м атуры в проектное положение;

сборка опалубк и изинвентарных металлических щитов и установка еев проектное положение;

укладка бетонной смеси и выдержка бетона до набора 75 % проектной прочности;

заделка отверстий для пропуска тяжей подвески;

2 . 5 . Последовательностьработ на захватке в целом едина при всех трех схемах усиления, но в зависимостиот с редств механи з ации имеет свои о с обенности.

Бетонирование с помощью ленточных транспортеров рекомендова н о применять для усиления перекрытий нижних этажей п р о м зд а ний при обоснованнойтехнологичности такой механи з ации выполненияработ, т .к . исполь з ование ленточ ны хтранспортеров не обеспечивает достаточной гибкости производ с тва работ, особенно при усло в ии насыщенности оборудованием реконстру и руемогопрои з водства.

Подачу бетонной смеси предусмотрено о с уще с твлять снаружи внутрьздания с помощью самоходных бетоноукладчиков, далее п о перекрытию - переставными транспортерами. В местахперегру з ки и укладки бетонной смесииспользуются направляющие воронки. Количество секций транспортера принимаетсяисходя из конкретных условий производства работ.

Подача бетонной смеси бето н она с о сны м и установками эффективнапри значительных объемах бетонных работ и б о льшойдально с ти транспортирования бетонной смеси какпо вертикали, так и по горизонтали. Разовый объем укладываемой бетонной смесидолжен составлять не менее 5 м 3 , ч то воз м ожно только при широком фронте производства работ иликомплексном усилении конструкций ( кол о нны -ба лк и-пере к р ыт ие) во времяостановочного периода.

Б етон и рование конструкций сприменением бетононасосов включает комплекс работ, связанных единой технологическойсхемой:

монтаж и демонтаж трубопроводов;

у с тановка с ред с тв распределениябетонной смеси;

подача и укладка бетонн о й смеси;

ликвидация пробок и очистка оборудования.

При прокладке бе т онопр о в од а н е обходимо соблюдать следующие рекомендации:

система бе т оно п р о в о дов должна и м етьминимальну ю протяженность и минимальное числоповоротов;

бе т о н о п р о в о д не должен мешатьустановке опалубки, арматуры, з акладныхдеталей, а также выполнению других смежных работ;

схема устройства бетонопроводов должна обеспечивать спуск водыпосле промывки систем ы ;

в ме с тах изменениянаправления бетонопровода его необходимо н адежно з акрепить к неподвижным частям с ооружения с помощью растя ж еки ра с порок;

вертикальный участок бе т о н о п р о в од а следует располагать не бл иже 7 … 8 м от бетононасоса.

Для распределения бетонной см е си по з онам укладки вконструкции в озможн о применение переставн ы х распр е делительных стрели механических ман и пуляторов.

Распределитель н ые стрелыможно применять при достаточной высоте пом е щений(не менее 6 м) в условиях развитого тех н о л о ги ч еск ого оборудования.

Механические распределители требуют свободы маневрараспределительного орга н а вгоризонтальной п л оскости, что затруднено приналичии оборудования на усил и ваемомперекрытии.

При испол ь зованиираспределительных механизмов необходимо учитывать допол н ите л ь н ую нагру з ку на перекрытиеот распределителя и наличия бетонной смеси в си с темебетон оп р о водов.

Для управле н ия подачейбетонной смеси необходимо устройство звуковой сигнализации. Перерывы в работебетонона с оса должны быть м инимальны , в противном случае увеличивается опасность возникн о вения пробок в системе бе т оно п р о в од а.

Для уплотнения бетонн о й смеси в этом случае рекомендуются по в ерхностные вибраторы, устанавливаемые на щи ты опалубки.

При бетонировании с помощью бетононасосов целесообразно применениелитых бетонных смесей с суперпластификаторами.

При нарушении рекомендуемых режимов работы, условий эксплуатациибетон о насоса, неправильном подборесмеси или неисправном техническом со с тоянииагрегата в си с теме бетонопровода появляетсяопасность возникно в ения пробок. Ликвидацияпробок и очистка бетонона с оса являетсяответственно й операцией, которую следуетвыполнять в строгом соответ ст вии с указаниямипо эксплуатации применяемого оборудования.

При небольших объемах бетонирования, узости фронта рабо т, необходимости последовательного усиления конструкцийнаиболее це л есообра з но применение пн евм о на гн етате льны х установок.

В з ависимости от типаустановки бетонную сме с ь можно применять вготовом виде или приготавливать на объекте в смесительных камерах применяемых пн евм он а гн е т ате л е й. Подача бетонной сме с и может осуществляться пор ц ионно,с прослойками сжатого воздуха, что значительно увеличивает дально с ть подачи сме с и.

Выбор типа пн евм он а гн е т ате льн о й у с тановки определяет с я конкретными условиями производства работ.

При бетонировании с помощью пн евм он а гн е т ате л е й н еобходимо более тщательное уплотнение бетонной сме с и в конструк ц иях в с вязи с на с ыщением еевоздухом в процессе побуждения и транспортировки.

У с тройство н абе то нок с пособом торкретирования целе с ообразно пр и менять при небольш и х толщинах наращ и ваемогобетона, когда обычное бетонирование менее технологично. Торкретирование можноотнести к « гряз н ым» процессам, что в некоторых случаях ограничивает его применение илитре б ует организации защиты от загрязнен ия .

При бетонировании кон с трукций способом торкретирования число и толщина с л оев, характеристика смеси, вид и максимальная круп н ость заполнителя определяются проектом в зави с имости от кон с труктивногорешения усиления.

На с тоящей картойпредусмотрено нанесение торкрета слоем толщиной 20 мм, причем каждый последующий слой наносится после полногонанесения предыдущего до его з атвердевания безустройства технологических перерывов. При необходимости получения гладкихповерхно с тей на последний слой торкретананосят за ти роч ный с лой и выполняют зат и р ку поверхности.

Нанесение торкрета долже н выполнять со пл о вщик (не ниже 5 -го разряда) спомощником (не ниже 4- го ра з ряда ).

Квалификация и опыт со пл о вщик а определяют качествонанесения торкрета.

СХЕМА УСТРО Й СТВА ПОДВЕ С Н ОЙ ОПАЛУ Б КИ



1 - б око вой щит ; 2 - тяж подв е ски; 3 - н есущий прогон ;4 - щит д нища; 5 - поперечный прогон ; 6 -заливная горловина направление струи из цемент - пушки


○ - отвер с тие в плите 100 ´ 100 мм в шахматном п орядкедля пропуска хо м утов; ● - отв е рстие в плите длянагнетания бетона ; + - отв е рст ие в плите Æ 50 мм для установки тяжей подвески опалубки; L - пролет втор о сте п енных балок; L ' - пр о лет основных балок; L " - шаг второстепе н ных балок

1 - тя жи подвески; 2 - щи т ы опалубки; 3 - стенд длясборки опалубки; 4 - стойки лесов


1 - бе т оновод; 2 - воронка; 3 - с тенд для сборки опалубки


1 -ц е мент-пушка; 2 - емкость сводо й ; 3 - шла нги ; 4 - с оп л о

1 - опалубка; 2 - ле с а; 3 - ст енд для сборки опалу б ки; 4 - тра н спортер; 5 - воронка

Направление струи бетона долж н о быть перпендикулярно торкр е тируемой пов е рхности. При диам е тре уста н авл ив аемой арматуры более 14 ммдля устранение «т ене в ого» эффекта рекомендуется отклонять струю до 15° .

В процессе торкретирования сопло перемещают по спирали кругообра зными движен и ями на расстоянии ≈ 1 м от поверхности, при бето ни р ов ани и закла д ных деталей указанное расстояние уменьша ю т до 0,5 … 0,8 м. Влажн о сть торкрета должна обеспечивать необходи м ую подвижность см е си ,н о не приводить к оплыванию поверхности нанесенногослоя. При качественном нанесении бетона поверхность имеет одинаковый цвет и«жир н ый» блеск. Сухих пятен и полос быть недолжно.

При бетонировании способом торкретирования следует предусмотреть м е роприятия по сбору и использованию отскока. О т скок, собранный немедленно до начала схватывания , м о жно добавлять висходную смесь до 15 % с учетом изменениясостава бетона в отскоке (уменьшение содержания цем е нта, увеличение сод е ржаниязаполнит е лей).

Схему в ы полнения работспособом торкретирования см. лист № 6 , 8.

Очистку бето н ныхповерхностей от н абе л ов и загрязнен и й прои з водят пескоструйным аппаратом, а при наличии масляных з агрязнений выполняют обезжиривание.

Пробивку отверстий в перекрытии предусмотрено производить с по мощь ю бурильных, отбойных молотков, электрических бетоно л о мо в или выполнятьсверление отверстий с помощью станков с кольцевыми сверлами.

Сборка арматурных каркасов и коробов опалубки осуще с твляется на стенде, устанавливаемом на верхнем настилелесов.

Подъем арматурных карка с ов и коробов опалубки в проектное положение производят спомощью тросов, пропуск а емых в отверстия вперекрытии.

Закрепление и выверку опалубки осуществляют по с редством за т яж ки гаек с шайбами размером 110 ´ 110 ´ 10 мм, з акрепляем ы х на тяжах подвески.

Нагнетание бетонной смеси производят через отв е рстия в перекрытии, либо через боковые отверстия вопалубке, о б орудованные пластинчатымизатворами.

После достижения бетоном не менее 75 % проектной прочно с ти прои з водится ра сп а лу б ли ва н ие и бетонирова н иеотверстий для пропуска тяжей подвески.

При вы п олнении работсл ед ует с трогособлюдать требования СНиП 3.03.01.87 .

2 . 6 . В качестве примеравыполнения усиления балочного перекрытия в настоящей карте ра с смотрен вариант с о с ледующим и парам е трами (см . р и с. 8). На указанныев примере объемы рассчита н ы кальку л яции затрат труда и ра з работаныграфики прои з водства работ для ра з личных кон с труктивных с хем и способовпроизводства работ.

2.7 . При привя з кетехнологической карты, в случае отличия параметров конструктивных элементов иприменяемой техники от указа нн ых в примере,необходимо произве с ти перерасчет путем заменызначе н ий ф акторов,приведенных в ра з деле 9 «Фасет ны й классиф и катор факторов».


1 , 1' - у с трой с тво обоймы и н аращи в ание второстепенныхбалок; 2 , 2' - то же, основ н ых балок

Читайте также: