Упражнения на балансировочной доске для мозжечковой стимуляции для ребенка в домашних условиях

Обновлено: 18.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Использование балансировочной доски Бильгоу в работе учителя-логопеда

Кугенева И.А. учитель-логопед,

МДОУ «Детский сад № 155 к.в.» г. Магнитогорск

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за

последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в

комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому

проблема здоровья детей является особо актуальной. Анализ

анамнестических данных детей, посещающих дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра, а также различные нарушения речи. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.

Проведя мониторинг в детском саду можно сделать вывод, что и у нас в саду встречаются дети различных категорий:

-дети с речевой патологией;

-дети с низким уровнем развития высших психических функций: дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (несформированность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.);

-дети с задержкой психического развития;

-дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В поисках новых форм оказания своевременной и эффективной помощи детям с нарушениями речи или задержкой развития, педагогом – психологом и учителем-логопедом была изучена программа мозжечковой стимуляции.

Программа мозжечковой стимуляции — это оригинальная по своей продуманности и системности программа, состоящая из серии коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка.

Комплекс упражнений основан на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают в усвоении любой информации.
Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Мозжечок – это диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг.
Ученые установили, что у многих детей с нарушениями развития эта система работает неправильно. Поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать.
Теорию мозжечковой стимуляции основал американский педагог Фрэнк Бильгоу, который работал школьным учителем. В 60-х годах прошлого столетия он заметил, что школьники, которые на переменах выполняют физические упражнения, связанные с балансировкой, более успешны в школьной программе и обладают отличными коммуникативными способностями.
Занятия на балансировочной доске Бильгоу проводятся учителем-логопедои и педагогом-психологом, схожи с занятиями лечебной физкультуры. Однако такая система тренировок, помимо физической нагрузки, активно стимулирует речевые навыки, зрение, внимание и взаимодействие нескольких центров головного мозга.
Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.
Часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Работа на балансире подходит для детей с расстройством аутистического спектра, алалией, ДЦП, моторной неловкости, нарушении внимания, гиперактивности, СДВГ, ЗПР, ММД, задержке речевого развития, плохой памяти, проблемах обучения.
Результаты работы появляются достаточно быстро, в течение 2-3 недель после начала работы и заключаются в улучшении поведения, внимания, речи, учебе ребенка. Балансир повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом). Положительные результаты впечатляют детей и стимулируют к дальнейшей работе с психологом и логопедом. Результаты показали, что занятия на балансире положительно влияет не только на восприятие устной и письменной речи, но развивает и другие навыки (навыки механического чтения, математические способности, координацию движений, навык балансирования, моторику, эмоционально-волевую сферу, концентрацию внимания).
Занятия на балансире Бильгоу значительно повышают эффективность любых коррекционных занятий. Упражнения легко подбирается под каждого ребенка, исходя из его возраста, особенностей и возможностей. Благодаря положительным впечатлениям, повышается уровень доверия детей к педагогам. Что мотивирует обращаться к специалистам и присутствовать на групповых и индивидуальных занятиях.

Упражнения для балансировочной доски Бильгоу

Упражнения на развитие эквилибристической реакции

· Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.

· Использование ОРТО пазл. Пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.

· Ребенок в положении сидя «по - турецки». Раскачивая доску, старается удержать равновесие.

· Ребенок в положении сидя на доске. Выполняет упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.

· Ребенок, сидя на балансировочной доске выполняет вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.

· Ребенок выполняет упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взявшись за левое ухо, а левой рукой – за правое плечо и т. д.

· Ребенок, стоя на доске, держит перед собой палку, делает вдох и на выдохе начинает прокатывать палку между ладонями, произнося поставленный звук.

· Ребенок, стоя на доске, переносит центр тяжести на левую ногу, произносит слог, затем на правую ногу, произносит другой слог или повторяет этот же.

· Ребенок, стоя на доске, наклоняется вперед, берет мяч, мешочек.

· Ребенок, расположив мячи спереди и по бокам от доски, берет наклонившись, в руки мяч определенного цвета.

· Ребенок беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносит слог, например, «РА», опускает руки, произносит «Ры». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачивается влево, вытягивает руки и произносит слог «Ру», возвращается в исходное положение, аналогичное действие выполняет, повернувшись вправо и произносит слог «Ро».

Упражнения с мешочками

· Ребенок, сначала стоя на доске, ощупывает мешочек, догадываясь, что внутри.

· Ребенок , перекладывает мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.

· Ребенок держит мешочек в правой руке, отводит сначала в одну, затем в другую сторону, произносит слог с автоматизируемым звуком, затем, перекладывает в правую руку мешочек, поднимает руку вверх и произносит следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держит мешочек двумя руками, произносит слог и вытягивает руки перед собой.

· Ребенок подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками;

· Ребенок подбрасывает и ловит два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.

· Ребенок бросает мешочки и мячик в мишень на стене и на полу.

· Ребенок бросает мешочек с отклонением влево/вправо, называет слово, по просьбе педагога возвращает мешочек и повторяет слово. Это же упражнение выполняется с мячом.

В этих упражнениях сначала используются мешочки одного веса, затем разного.

Упражнения с мячами

· Ребенок подкидывает мяч и ловит его, называя автоматизируемый звук.

· Ребенок подкидывает мяч, хлопает в ладоши, называет слог/слово на заданный звук, ловит мяч.

· Ребенок ударами мяча об пол, доску, стену, называет слово, делит его на слоги, ловит мяч двумя (одной) руками.

· Ребенок ударяет мяч об пол одной рукой, ловит другой, при этом называет слова или слоги на автоматизируемый звук.

· Ребенок старается попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова.

· Ребенок старается попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой соответствующему количеству слогов в слове.

· Ребенок рассказывает стихотворный текст или чистоговорку под ритм ударов мяча.

· Ребенок осуществляет массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.

· Ребенок одновременно выполняет артикуляционные упражнения и раскачивается на доске.

· Ребенок придумывает слова как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадает кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.

· Ребенок попадает мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.

· Ребенок попадает мячом в квадрат, соответствующий позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).

· Ребенок соотносит первый звук слова с названием цвета, используем напольную доску.

· «Повтори рисунок». Данное упражнение тренирует зрительную память и внимание. Предлагается схема рисунка. Ребенку нужно повторить ее ударами мяча по геометрическим фигурам на напольной доске.

· Ребенок отбивает мяч левой/правой рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо работа направляется на словоизменение, либо согласование существительных с числительными.

· Перекрестное направление мяча друг другу, т.е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговаривает речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.

Список литературы:

1. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: Каро, 2004.

2. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001.

4. Основы применения программы мозжечковой стимулчции с использованием балансировочного комплекса. Рекомендации для специалистов-педагогов широкого профиля.

5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений

Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.

Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма пациента, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.

Что такое мозжечок и зачем его стимулировать

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.

Программа Learning Breakthrough (Balametrics) и история ее появления

Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics – это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ века.

Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.

Впоследствии его программа получила название Learning Breakthrough, что можно перевести как «Прорыв в обучении». Она является результатом более чем 30-летних наблюдений и исследований, которые проводили американские ученые. Данная программа уникальна по своей продуманности и системности и, что самое главное, неоднократно доказавшая свою эффективность!

Как работает программа Learning Breakthrough

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.

Балансировочная доска Бильгоу

Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д. Так же в занятия мозжечковой стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе. Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация, полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на увлекательную и интересную игру.

Мозжечковая стимуляция в центре «Логос»

Курс дополняется вестибулярными упражнениями на батуте, фитболе, гимнастической скамье. Некоторые упражнения выполняются в специальных ( переворачивающих изображение) очках.

Инструктор следит за последовательностью и правильной очередностью выполняемых заданий, за техникой безопасности в использовании оборудования. Обязательно начинает с простого и переходит к сложному, создает дополнительную мотивацию для выполнения заданий.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.

Для чего это нужно

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

Мозжечковая стимуляция в центре «Логомед прогноз»

В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция также значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий ( с логопедом, психологом, дефектологом).

Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции

Это прежде всего дети с:

  • Нарушением внимания
  • ГиперактивностьюПоведенческие расстройства
  • Нарушение осанки
  • Нарушениями работы вестибулярного аппарата
  • Проблемами с обучением
  • Нарушениями устной и письменной речи
  • Нарушениями координации движений и моторной неловкости
  • Дисграфии
  • Дислексии
  • Диспраксия
  • Нарушениями аутического спектра
  • ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ

Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции

Специалисты по работе с данной программой отмечают следующее:

  • Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
  • Улучшение зрительно-моторной координации
  • Улучшение мануальных и графо-моторных функций
  • Повышение общего уровня интеллекта
  • Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
  • Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)

Как эффективнее заниматься по данной методике

Занятия можно начинать, если ребенку исполнилось 3-4 года. Оптимальная периодичность занятий 3 раза в неделю по 30-40 минут.

Нейропсихологический подход играет важнейшую роль в коррекции тяжелых нарушений в развитии ребенка, именно с этим связано применение нейропсихологии в работе дефектолога и логопеда.

В составе общей нейропсихологии, которая начала свое развитие в 40-е годы ХХ столетия уже примерно 80 лет развивается направление детской нейропсихологии. С современными детьми классические подходы без учета нейропсихологических процессов в головном мозге ребенка не состоятельны, поэтому каждому коррекционному педагогу необходимо хотя бы в элементарном плане понимать структуру дефекта с позиции нейропсихологии.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским. Однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологических знаний принадлежит А. Р. Лурия.

В 60-х годах проблема роли и значения нейропсихологии в обучении детей в школе была поставлена А. Р. Лурией и Л. С. Цветковой и отражена в их совместной работе «Нейропсихология и ее роль в общей дидактике». В ней они ставили вопросы, которые в настоящее время получают дальнейшее развитие. Какую роль может играть нейропсихология, в т. ч. нейропсихология детского возраста в обучении детей с нормальным, а также и с аномальным развитием? Решение каких задач она может взять на себя? В чем она может оказать помощь учителю и ученику?

Нейропсихология и ее методы позволяют обнаружить причину трудностей овладения учениками школьных знаний – письма, чтения, счета, пространственного восприятия и др. Она помогает поставить диагноз неуспеваемости школьников (воспитанников) и задачи коррекции этих трудностей.

Учитывая, что психика ребенка является функцией мозга и формируется в соответствии с его развитием, становится возможным решение задач развития ребенка в нейропсихологическом подходе. В растущем детском мозге не все структуры созревают одновременно и у каждого ребенка свои темпы развития их, одни созревают раньше, другие позднее. В последнее время у многих детей обнаруживаются задержки созревания тех или иных областей мозга. Причин этого огромное количество и только после квалифицированного нейропсихологического анализа состояния высших психических функций, возможно, выявить причины возникающих трудностей, которые помогают выстроить правильную коррекционную работу. Понятие «высшие психические функции» (ВПФ) – центральное для нейропсихологии. Оно было введено в общую психологию и нейропсихологию Л. С. Выготским, а затем подробно разработано А. Р. Лурия и другими авторами.

К ВПФ относят мышление, речь, восприятие, память, внимание, волю, эмоции, внутренние чувства, т. е. все когнитивные функции и процессы.

ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

А. Р. Лурия выделил 3 основные характеристики ВПФ:

1. Они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов;

2. Они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы);

3. Они произвольны по способу осуществления.

А. Р. Лурия считал, что высшие психические функции, как сложные функциональные системы, опираются на сложные системы совместно работающих зон, располагающихся в различных, иногда далеко стоящих друг от друга участках мозга, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление психических процессов. Разработал общую структурно – функциональную модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно – функциональных блока:

I — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга;

II — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т. е. исходящей извне) информации;

III — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

В последнее время все чаще одной из широко обсуждаемых проблем практической детской нейропсихологии является роль «мозжечковой стимуляции» в психическом развитии детей.

Мозжечок в структуре функциональных блоков относят к I блоку мозга. Его еще называю малый мозг, так как он связан нейронными путями со всеми отделами коры головного мозга. Обеспечивает равновесие и мышечный тонус, контролирует навыки мелкой моторики, особенно повторяющиеся движения, например, координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует движение, получив информацию о том, что оно планируется. Мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, контролирует мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т. д.

Работа мозжечка влияет так же на психические процессы, такие как способность формирования собственной схемы тела, регуляция внимания, поведения, эмоций. Регулирует скорость, согласованность и последовательность протекания ВПФ.

Мозжечок перерабатывает информацию, поступающую из разных отделов мозга, и определяет скорость его работы в целом. Если мозжечок работает плохо, ребенок физически не может выполнить задания быстро и правильно. Бесполезно, требовать с него больше, чем он способен выполнить. В этом часто кроется причина неэффективных или не до конца эффективных занятий с логопедом или дефектологом, это происходит, потому что часть процессов в головном мозге не налажена.

«Мозжечковая стимуляция» как зарядка для мозга, помогает «настроить» процессы в головном мозге и заложить правильный фундамент для коррекционной работы, поэтому дефектолог и логопед на занятиях могут использовать ее в своей работе. Технология «мозжечковой стимуляции» – специальная программа упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и нормализации психических, физических и эмоциональных функций ребенка. Цель «мозжечковой стимуляции» – научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие. Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку (мышцы во время выполнения задания напрягаются, укрепляется весь организм ребенка: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции.

В работе по «мозжечковой стимуляции» возможно использование различного оборудования, такого как: доска Бильгоу («Learning Breaktrough Ki» (Баламетрикс, Сибирский борд, тренажер BOSU, различные батуты, гамаки, фитболы, качели и др.

Коррекционная работа осуществляется с практическими рекомендациями Э. Джейн Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция», так как частью сенсорной интеграции выступает работа с вестибулярной системой. Большой обзор работы на Сибирским борде опирается на современный источник информации, такой как Instagram. Упражнения на Сибирском борде имеют очень большую мотивационную составляющую, дети с огромным удовольствием балансируют на нем, выполняют различные упражнения на переключение, как в двигательном плане, так и в речевом. Использование тренажера BOSU описано в работах С. В. Коноваленко и М. И. Кременецкая. Балансировать на BOSU сложнее, чем на Сибирском борде, поэтому не каждый ребенок может выполнять задания на нем правильно. Вся работа строиться в отработке упражнений способствующих укреплению опорно – двигательного аппарата с обязательным подключением речевого и дыхательного материала. Фитбол лучше использовать с детьми дошкольного возраста по методическим пособиям различных авторов (А. В. Семенович, В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова и др.). Так еще с раннего возраста необходимо осуществлять покачивающие движения на фитболе вперед – назад, вправо – влево, вверх – вниз, при этом необходимо следить за поворотами головы то в одну, то в другую стороны, что является важным, выполняя указанные упражнения. В дошкольном возрасте при работе по технологии «мозжечковой стимуляции» на фитболе желательно подключение речевого материала с применением музыкального сопровождения.

Доска Бильгоу («Learning Breaktrough Kit» (Баламетрикс) основное оборудование, используемое в работе дефектологов и логопедов в технологии «мозжечковой стимуляции» у детей старшего дошкольного и школьного возраста, в этом помогает Методическое пособие программы обучения на тренажёре Баламетрикс. Она содержит апробированные рекомендации по упражнениям: лазание и сползание с доски с разных сторон, повороты туловища, наклоны, движения руками («плавание», «вращение», движения головой, перекидывание мешочка из руки в руку, подкидывание вверх и ловля мешочка (1-2 руками, кидание взрослому и ловля мешочка (1-2 руками, перебрасывание 2 мешочками одновременно, кидание в мишени на полу и на стене мешочка, отбивание мячика, подвешенного к потолку (руками, плашкой, бросание и ловля мяча и другие упражнения.

Помимо самой балансировочной доски Бильгоу для работы логопеда и дефектолога необходимо к потолку привесить мяч маятник на веревке, длину которой возможно менять в зависимости от роста ребенка. Иметь комплект утяжеленных мешочков с природными наполнителями, кинезио мячи разного размера, палку для визуального контроля, стойку, для сбивания предметов с нее, напольную подставку щит с информацией прикрепленной сверху, в зависимости от решаемых задач. Данное оборудование позволит отработать практический материал в сочетании с динамическими упражнениями, что значительно ускорит коррекционный процесс.

Согласно концепции Л. С. Выготского развитие необходимо осуществлять в соответствии с учетом зоны ближайшего развития и только в совместной деятельности с взрослым. Указанное условие хорошо реализуется в технологии «мозжечковой стимуляции» на доске Бильгоу.

Учитывая, что основное формирование вестибулярной системы ребенка приходится на внутриутробный период и развитие сенсомоторных координаций имеет важное значение для реализации психической деятельности, технологию «мозжечковой стимуляции» необходимо начинать с самого раннего возраста, и работа с детьми в данном направлении должна быть системной. Стимулируя работу мозжечка мы активизируем работу всех зон коры головного мозга, отвечающих за высшие психические функции (память, речь, восприятие, мышление, внимание, воля, внутренние чувства и эмоции). Описанная технология маленький, но важный этап в коррекционной работе дефектологов и логопедов с учетом нейропсихологического подхода.

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития/Айрес Э. Дж. [пер. с англ. Юлии Даре].-5-е изд. -М. : Теревинф, 2018.-272 с

2. Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. М. : Теревинф, 2010.

4. Кипхард Э. Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития /Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004. С. 111-133.

5. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1 /Колганова В, Пивоварова Е., Колганов С, Фридрих И. -М. : АЙРИС – пресс, 2017.-416 с.

6. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 128 с.

7. Лейтес Н. С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга /В книге «Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности». М. : Наука, 1980. С. 114-124.

8. Лурия А. Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка //Вопросы психологии. 1962. №3. С. 13-19.

11. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. № 3.

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда»

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование интеллект-карт в работе логопеда

Использование интеллект-карт в работе логопеда .

Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда»

Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда» «Геоконт» - еще называют «дощечка с гвоздиками» или «разноцветные паутинки». Был придуман в середине xx века, а в России активно используется.

Мозжечковая стимуляция – этот один из методов двигательной нейропсихологической коррекции при различных неврологических заболеваниях: РАС (расстройства аутистического спектра), ММД (минимальные мозговые дисфункции), ЗПР (задержки психического развития), CДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность), а также при дислексиях (нарушениях чтения), дисграфиях (нарушения письма), нарушениях почерка, речевых нарушениях (непроговаривание слов, перестановка слогов, заикание, дизартрии), нарушениях координации движений и баланса.

Мозжечок – это отдел мозга, который отвечает за координацию движений, равновесие, мышечный тонус. Он обрабатывает входящие сенсорные сигналы, поступающие от спинного мозга и исходящие сигналы от двигательных центров коры больших полушарий. Таким образом, мозжечок координирует наши движения. Если у детей наблюдается неловкость, неточность движений, двигательная расторможенность, а также плохой почерк, то это говорит о том, что данная система работает неправильно и ее нужно корректировать.

Мозжечок принимает непосредственное участие в формировании и автоматизации двигательных навыков, в том числе произносительной речи, письма, слежения глазами за текстом и чтения вслух, поэтому нарушения в работе мозжечка напрямую влияют на способности ребенка к обучению.

Нарушенный тонус мышц у детей также указывает на неправильную работу мозжечка и связанного с ним ствола мозга, что ведет к развитию сколиозов и утомляемости при обучении (особенно ярко это проявляется в зевании и усталости, вялости даже при небольших дозах обучающей информации). При неправильном тонусе напрягаются (ослабляются) мышцы икр, голени, взъема, шеи, мышц спины – отсюда различные искривления, которые также ведут в свою очередь к еще большему ухудшению работы системы кровообращения и питания мозга и, соответственно, к ухудшению работы центральной нервной системы.

Также мозжечок связан с ретикулярной формацией головного мозга, отвечающей за регулирование процессов сна и бодрствования, неправильная работа которой влияет на ослабление осознанности и внимания при получении и усвоении информации. Гиперактивным детям, с нарушениями внимания, просто необходимо двигаться, именно так естественным путем они восстанавливают и закрепляют нарушенные нейронные связи и заставляют ретикулярную формацию активизироваться, чтобы пребывать в осознанном состоянии, иначе процесс запоминания и внимания невозможен.

Мозжечок тесно связан с вестибулярным аппаратом, активизация которого приводит кору больших полушарий в готовность к познавательной деятельности. Если вестибулярная система работает слабо, то ребенок плохо включается в обучение, пассивен к обучающей деятельности.

Мозжечок имеет множественные связи со всеми отделами головного мозга и принимает участие в переработке всей информации, идущей от них и задает темп работы всего мозга. Чем лучше будет работать мозжечок, тем быстрее ребенок будет осваивать новые знания.

Тренируя и развивая мозжечок, а также и другие отделы мозга, связанные с ним, улучшаются:

-крупная моторика (улучшаются плавность движений, точность, ловкость, осанка, походка)

-мелкая моторика, зрительно-моторная координация (улучшается почерк, манипулирование мелкими предметами , устраняются эффекты отзеркаливания букв и цифр, буквы пишутся более ровно и не выходят за пределы строки)

-улучшаются функции сенсорной интеграции

-улучшается произносительная часть речи (четкость звуков, плавность речи)

-повышается концентрация внимания

- улучшаются глазодвигательные функции, что повышает скорость чтения

-повышается скорость мышления

Для того, чтобы стимулировать функцию мозжечка, разработано специальное устройство - балансировочная доска и комплексы упражнений, выполняемые на этой доске.

Кому полезна мозжечковая стимуляция:

-для детей с РАС (расстройство аутистического спектра)

-при СДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность)

-при нарушениях внимания (слабая концентрация и удержание внимания)

-при дисграфии (нарушения письменной речи), дислексии (нарушения чтения)

-при нарушениях координации движений и моторной неловкости

-при нарушениях почерка

-при быстрой психической возбуждаемости и скорой повышенной утомляемости;

-при речевых расстройствах (логоневрозы, непроговаривание слов, перестановка слогов, дизартрии)

Как проходят занятия:

На занятиях ребенок выполняет различные упражнения, стоя на специальной балансировочной доске (аналог доски Баламетрикс и комплекс упражнений из программы мозжечковой стимуляции доктора Френка Бельгоу - автора метода мозжечковой стимуляции, которая названа «Прорыв в обучении»).

Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). В занятия включены упражнения из зарубежной системы Bal-A-Vis-X– «балансировочно-аудиально-визуальные упражнения», которые развивают зрительное слежение, улучшают слуховое восприятие, развивают чувство ритма, баланса и согласованные движения глаз, конечностей, корпуса, головы, слуха, вестибулярной системы, а также развивают концентрацию внимания, самоконтроль, умение владеть собственным телом.

Упражнения подбираются в зависимости от особенностей и возможностей ребенка. Занятие длится 30 минут.

При таком тренинге на балансире, у детей задействуются одновременно несколько систем:

Мозг при этом соединяет сигналы всех систем и постепенно формирует схему тела – информацию о том, какие части тела есть у организма и чем они заняты, что при регулярных занятиях дает ему возможность автоматически обрабатывать большое количество информации, идущее от разных систем организма. Такая автоматизированная обработка информации позволяет мозгу тратить усилия на другие важные дела: на высшую психическую деятельность (мышление, память, произвольное внимание, на занятия познавательной деятельностью и обучением). Также формирование более полных представлений о собственном теле повышает двигательный потенциал ребенка и его манипулирование с другими предметами, повышается ловкость и точность движений, улучшаются речевые и графомоторные навыки.

Упражнения, где ребенок манипулирует различными предметами, построены так, что ребенок пересекает срединную линию тела, что развивает у него больше межполушарных связей и улучшает прием и переработку информации, таким образом работа обеих полушарий мозга становится согласованней и эффективней, а значит повышается успешность ребенка в различных видах деятельности.

Занятия направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, на развитие зрительно-моторной координации, на стабилизацию процессов сенсорной интеграции, на улучшение и совершенствование движений, вот почему так полезны занятия мозжечковой стимуляции для детей с расстройствами аутистического спектра и задержками психического развития.

Улучшение связей между мозжечком, ретикулярной формацией и вестибулярным аппаратом ведет к согласованной и правильной их работе, что необходимо для детей с гиперактивностью и нарушениями внимания.

Регулярность тренировок обеспечивает создание и укрепление необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых и обусловливает различные трудности у детей. Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект других занятий с психологами, логопедами, дефектологами.

Метод противопоказан или применяется с осторожностью при эпилепсии (необходима консультация лечащего невролога).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Комплекс упражнений по мозжечковой стимуляции с использованием доски Бильгоу

Описание тренажера .

Балансировочная доска является базовым элементом балансировочного комплекса и выступает своего рода краеугольным камнем программы мозжечковой стимуляции.

На поверхность балансира нанесена разметка в виде сетки-матрицы с одинаковыми квадратами для фиксации положения стоп. Данная разметка необходима для:

- равномерного распределения веса тела ребенка при постановке на доску;

- расположение стоп равноудалено от центральной оси доски;

- развития пространственных схем и зрительно-моторной координации.

В центре разметки нанесено крестообразное обозначение. Оно добавляет

вариативность расположения ног на балансировочной доске (при определенных условиях стопы ребенка располагаются параллельно линиям,

обозначающим этот центральный ориентир).

Доска находится на двух вращающихся полозьях, которые определяют уровень сложности удержания баланса.

На обратной стороне доски нанесена шкала угла поворота полозьев. Это дает возможность точно подобрать стартовую нагрузку для конкретного пользователя и в последующем позволяет плавно увеличивать сложность упражнений, тем самым увеличивая скорость обработки информации мозгом. Кроме того, шкала дает ориентиры для параллельного расположения роликов, что позволяет создать равный уровень сложности удержания равновесия тела с правой и левой сторон равновеликой стимуляции обоих полушарий мозга.

Принципы освоения :

• От простого к сложному.

• Оптимальный уровень сложности.

Примерные упражнения.

Занятия по программе мозжечковой стимуляции начинаются с освоения

балансировочной доски. Возможность удержания ребенком равновесия на доске имеет основополагающее значение в программе, т.к все занятия проходят исключительно стоя на ней. Если ребенок не в состоянии удержать баланс тела, стоя на доске, следует осваивать ее до тех пор, пока это не станет для него доступным. В случае, если этого не произошло, применение данной программы невозможно.

• Доска располагается перед ребенком. Встать на доску и покачаться на ней;

• Встать на доску и спуститься с нее;

• Ребенок в положении стоя покачивается на доске под музыку;

• Сесть на доске на коленях, имитировать плавательные движения двумя руками, затем только правой, левой и обеими руками поочередно;

• Сесть на доску «по-турецки» и покачаться на ней вправо-влево;

• Стоя на доске, удерживая равновесие ловить игрушку (мячик), которую специалист кидает ребенку;

• Стоя на доске поднять обе руки вверх и покачаться на ней, затем поднять обе руки вверх и покачаться на ней, затем поднять только правую руку, левую руку и обе руки попеременно;

• Ребенок в положении стоя, ноги на уровне плеч, поворачивается на 360 градусов, медленно переставляя ноги;

• Ребенок в положении стоя. Круговые движения руками.

10)Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.

«Упражнения с мешочками с купой»

Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается специалистом.

• положить на доску и поднять мешочек правой, левой рукой, попеременно, двумя руками одновременно;

• перекидывать один мешочек друг другу по очереди;

• подкидывать мешочек и следить за ним глазами;

• подкидывать мешочек из руки в руку и следить за ним глазами;

• ребенок стоя на доске перекладывает один мешочек с руки на руку, над головой, за спиной, под коленкой ;

• подбрасывать и ловить мешочек с хлопком;

• ловить мешочек от ведущего двумя руками и одной рукой попеременно;

«Упражнения с набором мячей»

• Присесть и положить мяч на пол, поднять мяч с пола;

• ловить и бросать мяч от специалиста (без отскока) .Для увеличения сложности специалист может задавать разные вопросы;

• ловит и бросает мяч с отскоком от пола. Для увеличения сложности специалист может задавать разные вопросы.

• отбивает мяч брошенный специалистом. Здесь подходит только пустотелый мяч;

Для усложнения можно применять мячи разного размера , текстуры, плотности. Для вариативности упражнения выполняются первоначально двумя руками одновременно, затем только правой, затем только левой и т.д.

Каждое упражнение выполняются 10-20 раз.

Занятия рекомендуется начинать с 4 лет. Необходимы регулярные занятия – 3-4 раза в неделю от 15 до 30 минут.

Когда ребенок уже овладеет упражнениями с предметами, ему можно предлагать словесные игры-упражнения.

• « Подбери признак». Ребенку говорится слово, а он должен сказать 1-5 признаков . Например «море» - глубокое , соленое, большое. С каждым признаком ребенок кидает мяч или мешочек (по желанию)

• « Назови ласково». Специалист говорит слово, ребенок должен его назвать уменьшительно-ласкательно.

Читайте также: