Укрепление откосов выемок торкрет бетоном по сетке

Обновлено: 01.05.2024

Часто читателю приходится слышать о технологии торкретирования или набрызг-бетона путём напыления, но отнюдь не каждый может представить возможности этого метода. Мы раскроем секреты торкрет-бетона в статье, научим читателя использовать максимум возможностей технического прогресса.

Что выбирает подрядчик: новые технологии или традиционные методы? Сегодня бетонные конструкции возводятся без опалубки: торкретирование решает внушительный спектр задач — от заливки несущих бетонных конструкций до фасадной отделки.

Бетон в брандспойте. Техника нанесения строительных смесей торкретированием

Суть метода проста: цементный раствор подается в пульверизатор, где, увлекаемый напором сжатого воздуха, распыляется на стену. Во время распыления также возможно увлажнение сухой смеси или внесение добавок. В процессе задействован целый комплекс оборудования:

  1. Сырьевой бункер — конусный бак.
  2. Компрессор и водный насос — специальные или общего назначения.
  3. Соединительные шланги — стойкие к абразиву.
  4. Распылитель: брандспойт, ковш-хоппер или робо-рука.

Есть два основных метода торкретирования: сухой и мокрый. Применяются они в разных видах строительства, существенно отличается и оборудование.

Материал в мокром торкретировании используется почти любой, ограничен только максимальный размер фракции заполнителя. При сухом торкретировании бетонная смесь и добавки порошкообразные.

Какие проблемы строительства решаются торкрет-бетонированием

Торкретирование решает задачу быстрого возведения тонкостенных конструкций: стен, перегородок, панелей и перекрытий. С чисто технической точки зрения торкретирование отличается высокой производительностью — в течение 1 часа можно обработать до 50 м² поверхности.

По достоинству оценены возможности торкретирования при реконструкции памятников архитектуры. Твердые частицы смеси могут быть доведены до размеров дисперсной фазы, образуя в процессе распыления аэрозоль, выбрасываемый из сопла со скоростью до 200 м/с. Такой состав полностью заполняет микроскопические трещины, препятствуя дальнейшему распространению атмосферной и биологической эрозии.

Другое достоинство торкрет-бетона используют не только реконструкторы, но и дизайнеры. Дело в том, что форма обрабатываемых поверхностей может быть любой (например, купольные дома), поэтому отделка конструкций сферического профиля сильно упростилась.

По-настоящему перспективным направлением для использования технологии остается индустриальное строительство, ведь торкретирование позволяет быстро создавать надежные технологические емкости: резервуары для хранения жидкостей, бассейны, помещения с полностью изолированной средой. А ведь напылять можно не только цементные, но также шамотные и кремнеземные растворы, поэтому торкретирование и стало в металлургии более востребованным, чем производство огнеупоров.

Изготовление ответственных конструкций из торкрет-бетона

С точки зрения надежности метод торкретирования не только не уступает, но и многократно превосходит традиционное бетонирование в прочности и крепости. Частица сухого вещества вылетает из сопла со скоростью до 250 м/с, состав уплотняется во влажной среде настолько сильно, что в действие вступают атомарные силы статического напряжения.

В условиях полигона ОАО ЦНИИС 48 образцов торкрет-бетона были испытаны на прочность машиной ИП-100. Результаты испытаний показали прочность на сжатие в среднем от 40 до 70 МПа на растяжение и около 11,5 МПа на изгиб. Такими характеристиками не обладает даже вибрационный бетон с очень мелким наполнителем.

Для сравнения: средние показатели прочности на сжатие контрольных образцов бетонных изделий, используемых в дорожном строительстве, составляют около 36–47 МПа*, включая изделия, прошедшие постобработку сульфированием и кальцинированием. Отличился торкрет-бетон и в показателях водопоглощения (до 2%), водопроницаемости (не ниже W12) и морозостойкости в широком спектре от F300 до F1000.

Вывод можно сделать только один: технически торкретирование пригодно для любой известной и многих перспективных отраслей жилищного или индустриального строительства.

* Из диссертации Сафиной О. М. «Дорожные вибропрессованные бетонные изделия с повышенными эксплуатационными характеристиками».

Особые свойства торкрет-бетона и их применение

В торкретировании используется широкий спектр добавок, придающих составу более 40 различных свойств и еще больше их комбинаций. Добавки используют как специальные, так и для обычного бетона.

Применение технологии в рамках ИЖС

Торкрет-машина поднимается в квартиру в разобранном виде на обычном лифте. Внутренняя стенка будущей чаши монтируется из OСП, затем набрызг нужной толщины (не более 5–7 см, чаша получится тонкой, но прочной). Для пола и чаши используем водонепроницаемый бетон с добавкой гидрофобизатора «Пенетрон АДМИКС».

Со стенами все тоже просто — устанавливаем маяки и напыляем смесь, снимаем излишки правилом, заполняем ямы и снова ровняем, получая сплошное покрытие стен вспененным теплоизолирующим бетоном. Для стен используется бетон с керамзитовым заполнителем и пенообразующей добавкой Mapeplast LA. Оба состава укрепим полипропиленовой фиброй — повысим класс прочности бетона на два.

В большинстве случаев самостоятельное выполнение работы существенно снижает стоимость проекта. При торкретировании можно уменьшить финансовые затраты вдвое, а сами работы выполняются чисто и довольно быстро — за половину рабочего дня.

Технологическая карта разработана на укрепление монолитным бетоном толщиной 12 см откосов насыпей и конусов малых и средних мостов с неукрепленным руслом (высота насыпи от 6 до 8 м, крутизна откосов 1 : 1,5).

МИНДОРСТРОЙ УССР

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ
И ВЫЕМОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ


Разработаны трестом Оргдорстрой
Миндорстроя УССР
Рекомендованы Главным научно-техническим
управлением Миндорстроя УССР для внедрения
в дорожно-строительное производство

КИЕВ «БУДИВЭЛЬНЫК» 1990

Разработали: И.М. Кравченко, Е.Н. Суходуб

Редакция литературы по жилищно-коммунальному хозяйству

Зав. редакцией М.С. Литвин

Редактор Н.И. Курбанова

Приведены рациональные решения по организации и технологии производства работ, способствующие повышению производительности труда, улучшению качества и снижению стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог.

Для специалистов и рабочих дорожно-строительных организаций.

Технологические карты на укрепление откосов земляного полотна разработаны в целях обеспечения дорожного строительства рациональными решениями по технологии и организации дорожно-строительного производства, способствующими повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости строительно-монтажных работ.

При составлении технологических карт были использованы материалы республиканского патентного фонда УкрНИИНТИ, производственный опыт работы передовых дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР.

Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, при разработке проектно-технологической документации, а также для обучения рабочих и инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ.

Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), единых норм и расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей.

Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям.

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ И ВЫЕМОК КАМЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ,
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ И БЕТОННЫМИ ПЛИТАМИ

1.1 . Технологическая карта разработана на укрепление монолитным бетоном толщиной 12 см откосов насыпей и конусов малых и средних мостов с неукрепленным руслом (высота насыпи от 6 до 8 м, крутизна откосов 1 : 1,5).

1.2 . В состав работ входят:

отрывка траншеи под рисберму экскаватором;

доработка траншеи вручную;

устройство щебеночной подготовки под монолитный бетон экскаватором-драглайном;

укладка бетонной смеси;

наброска камня в траншею.

2.1 . До начала работ по укреплению откосов насыпей и конусов необходимо:

произвести планировку и уплотнение откосов земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»;

выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки бетона в соответствии с проектом.

2.2 . Щебеночную подготовку толщиной 10 см под монолитный бетон устраивают из щебня фракции 10 . 20 мм.

2.3 . Бетон класса В15, применяемый для укрепления откосов насыпей и конусов, должен отвечать требованиям ГОСТ 26633 -85; арматура (сетка с ячейками 20 ´ 20 см) из углеродистой горячекатаной стали диаметром 6 мм класса А-1 - требованиям ГОСТ 5781-82* .

2.4 . Работы по укреплению откосов насыпей и конусов монолитным бетоном ведет комплексная механизированная бригада поточным методом на двух захватках (рис. 1 ).

Сменная производительность бригады при укладке бетона 300 . 350 м 2 .

2.5 . Численность комплексной бригады 10 чел.:

Машинист экскаватора 6 разр. 1

Машинист автокрана 5 разр. 1

Бетонщик 4 разр. 1

Арматурщик 3 разр. 1

Плотник 4 разр. 1

Мостовщик 4 разр. 1

Дорожный рабочий 2 разр. 1

Рабочие владеют смежными профессиями, что позволяет достичь равномерной загрузки членов бригады.


Рис. 1 . Схема организации и производства работ.

Операции, выполняемые на захватках:

1- я захватка - отрывка траншеи под рисберму экскаватором I; доработка траншеи вручную; подача каменных материалов экскаватором I; устройство щебеночной подготовки экскаватором-драглайном II; поливка щебеночного основания водой с помощью поливочно-моечной машины III; уплотнение щебеночного слоя прицепным виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора II;

2- я захватка - установка арматурных сеток и укладка асфальтовых планок в швы; укладка бетона на откос с помощью автокрана IV и бадьи V; устройство влагозащитной пленки из битумной эмульсии с помощью ручного распределителя; наброска камня в рисберму.

Стрелкой указано направление потока.

2.6 . На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

отрывка траншеи под рисберму экскаватором ЭО-2621А;

разравнивание вынутого грунта экскаватором, оборудованным отвалом;

доработка траншеи вручную;

устройство щебеночной подготовки экскаватором-драглайном;

уплотнение щебеночного слоя прицепным виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора-драглайна;

подача каменных материалов в траншею экскаватором ЭО-2621А.

Отрывка траншеи производится экскаватором ЭО-2621А с обратной лопатой (ковш вместимостью 0,25 м 3 ) вдоль подошвы земляного полотна согласно разбивочным точкам.

При рытье траншеи грунт выбрасывается навымет, а затем с помощью отвала, имеющегося на экскаваторе, разравнивается и планируется равномерным слоем за пределами траншеи.

Вслед за экскаваторными работами выполняются работы по углублению дна траншеи вручную и доведению ее геометрических размеров до проектных.

Объемы работ по рытью траншеи должны быть увязаны с работами по устройству каменной наброски, укреплению откосов. Картой предусмотрена сменная производительность бригады при устройстве рисбермы в пределах 50 . 60 м.

По окончании работ по рытью траншеи экскаватор ЭО-2621А используется для подачи камня в рисберму при устройстве каменной наброски.

Щебень для подстилающего слоя доставляется автомобилями-самосвалами и выгружается непосредственно в траншею, откуда ковшом экскаватора-драглайна равномерно распределяется и разравнивается по откосу.

Щебеночную подготовку (толщина слоя 10 см) на откосе устраивают экскаватором-драглайном Э-652 с ковшом со сплошной режущей кромкой. Экскаватор устанавливается на спланированной площадке насыпи (конуса) и последовательным движением ковша снизу вверх перемещает и разравнивает щебень по откосу слоем заданной толщины. По мере выполнения планировочных работ экскаватор перемещается вдоль откоса насыпи (конуса).

По окончании планировки на экскаваторе производят замену ковша прицепным виброкатком Д-480 и приступают к уплотнению слоя щебня на откосе.

Уплотнение выполняется за пять-шесть проходов виброкатка по одному следу. Движение катка осуществляется с помощью подтяжного троса экскаватора. Во избежание разрушений слоя первые два-три прохода катка выполняют с выключенным вибратором со скоростью не более 2 км/ч. Затем каток устанавливают у подошвы уплотняемого откоса и приводят в рабочее положение (пуск вибратора). Скорость катка при движении вверх - 1,3 . 1,6 км/ч. Вниз виброкаток движется по ранее оставленному следу под действием собственного веса со скоростью не более 2,0 км/ч. Скорость катка регулируется машинистом экскаватора с помощью подтяжного троса.

Признаками завершения уплотнения служат прекращение образования волны перед вальцом катка и отсутствие заметной на глаз осадки щебня.

При уплотнении откоса экскаватор и каток постепенно смещаются вдоль насыпи, обеспечивая перекрытие каждой предыдущей полосы уплотнения на 0,25 . 0,3 м.

2.7 . На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

укладка на поверхность откоса арматурных сеток и асфальтовых планок;

укладка бетона на откос с помощью автокрана грузоподъемностью 10 т, оборудованного бадьей;

устройство влагозащитной пленки из битумной эмульсии с помощью ручного распределителя;

наброска камня в траншею.

Укрепляемая поверхность откоса делится на карты 3,0 ´ 1,8 м асфальтовыми планками размерами 3 ´ 6 ´ 50 см (антисептированными досками)


Рис. 2 . Схема установки асфальтовых планок:

1 - металлическая сетка; 2 - асфальтовая планка.

Для удержания асфальтовых планок в проектном положении их временно закрепляют металлическими штырями диаметром 16 . 18 мм длиной 25 . 30 см. Их забивают в грунт через слой щебеночной подготовки по бокам асфальтовых планок. На асфальтовые планки и на «сухари» (бетонные бруски толщиной 6 см) укладывают металлическую сетку с ячейками 20 ´ 20 см из стержней диаметром 6 мм. Поверх арматуры на нижние ряды асфальтовых планок устанавливают такие же планки, которые связывают с нижними, как показано на рис. 2. В местах сопряжения плит укрепления с конструкциями опор также устанавливают асфальтовые планки (антисептированные доски).

Производство укрепительных работ необходимо начинать с конусов, причем укладку бетона следует вести снизу вверх по откосу.

Подача бетона к месту укладки осуществляется автокраном КС-3562А грузоподъемностью 10 т, оборудованным бадьей с разгрузочным затвором.

В целях исключения трудоемких операций по ручной перекидке бетонной смеси бетон из бадьи следует разгружать в пределах карты.

Если вылет стрелы автокрана не обеспечивает распределение бетона по всей ширине откоса, бетон необходимо распределять с верхней и нижней стоянок автокрана. Бетонная смесь распределяется с учетом коэффициента запаса на уплотнение, равного 1,02.

Распределенную на откосе бетонную смесь уплотняют площадочными вибраторами типа И-7 или вибробулавой (типа И-22). Поверхность слоя бетона должна быть ровной и гладкой, а толщина - соответствовать проектной.

Бетонное покрытие Concrete Canvas является эффективной и экономичной альтернативой традиционным способам и технологиям укрепления откосов. Оно позволяет решить задачи любой сложности в самые короткие сроки и при минимальных затратах

Concrete Canvas (Великобритания) – это гибкое текстильное 3D полотно с «начинкой» из сухой бетонной смеси. Чтобы полотно превратилось в прочное бетонное покрытие, его нужно всего лишь смочить водой. Через 1-2 часа бетонная смесь затвердеет, а через 24 часа наберет 80% прочности. Тканевые волокна надежно армируют полотно, а внутренняя водонепроницаемая мембрана из поливинилхлорида (ПВХ) предотвращает проникновение влаги под готовое покрытие.

Технология укрепления откосов Concrete Canvas – это эффективное и рациональное решение для компаний, занимающихся дорожным строительством, реконструкцией гидротехнических и оросительных систем, добычей полезных ископаемых, строительными и земельными работами, берегоукреплением.

Волокнистая впитывающая
влагу поверхность

Сухая бетонная смесь

Укрепляющая
волоконная матрица

Водонепроницаемая подкладка
из поливинилхлорида (ПВХ)


Универсальное решение для укрепления откосов любого типа

Concrete Canvas широко применяется для укрепления земляных откосов, откосов автомобильных дорог и железнодорожных путей, для укрепления откосов мостов, водоемов, берегов, котлованов, водопропускных труб, выемки, траншей, насыпей земляного полотна, откосов при строительстве, промышленных трубопроводов.

Бетонное покрытие Concrete Canvas прочно защищает откосы от поверхностной эрозии, проседания и обвала почвы, вызванного атмосферными осадками, транспортными и иными нагрузками.

Сыпучесть грунта значения не имеет. Технология позволяет производить укрепление земляных откосов и песчаных. Также не имеет значения угол наклона. Бетонное полотно отличается высокой гибкостью, способно повторять любые неровности и изгибы поверхности. Поэтому оно используется для укрепления откосов с сильным углом наклона – от 60º. Предварительная подготовка поверхности, как правило, не требуется.

Таким образом, Concrete Canvas является универсальной технологией для любых откосов. Отпадает необходимость искать индивидуальное решение в каждом случае.

Недостатки использования торкрет-бетона для укрепления склонов

23 Января 2017

Торкретирование нередко рассматривается в качестве способа укрепления склонов, в частности, откосов и насыпей, расположенных вдоль железных и автомобильных дорог. Однако заказчикам работ приходится мириться с целым рядом недостатков использования набрызг-бетона.

В этой статье мы рассмотрим недостатки только сухого торкретирования. Именно этот метод чаще всего применяется для работ по укреплению насыпей или откосов дорог. Применение мокрого торкретирования затруднено из-за удаленности объектов.

Итак, сухое торкретирование в качестве способа укрепления склонов обладает следующими недостатками:

  • высокий процент отскока – до 26%. В случае если метод торкретирования применяется вдоль железнодорожной линии, отскок может стать причиной повреждения элементов инфраструктуры – например, протянутых над путями электропроводов
  • высокий уровень отходов. Из-за высокого уровня отскока до 26% цементной смеси тут же превращается в отходы, которые не подлежат вторичному использованию, например, для приготовления следующей партии смеси
  • высокий уровень загрязнения и запыленность на месте проведения работ. Для устранения «отходов производства» необходимо проводить регулярную уборку
  • высокие требования к квалификации работников. В отличие от мокрого способа, нанесение торкрет-бетона сухим способом требует высокой квалификации. Мастер должен уметь правильно оценить и отрегулировать соотношение воды и смеси. Причем сделать он это должен непосредственно в ходе нанесения покрытия. Само по себе это недостатком не является. Скорее, это является фактором риска – невысокий уровень квалификации или неправильная оценка может негативно сказаться на прочностных характеристиках покрытия
  • необходимость использовать сложное оборудование. К нему относятся комплексные установки с миксерами принудительного действия, компрессор или бетононасос с комплектом шлангов, рукавов и рабочих сопел. Оборудование требует развертывания и обслуживания
  • необходимость приостановки движения на время проведения работ. Доступ к нуждающемуся в укреплении склону, скорее всего, будет затруднен. Поэтому оборудование придется размещать на путях или на дорожном полотне. Для этого придется приостановить или существенно ограничить движение транспорта. Сделать это придется и по другой причине – из-за высокого процента отскока и запыленности места проведения работ
  • невозможность проводить работы в плохих погодных условиях или при минусовых температурах. Торкретирование обычным раствором невозможно при температуре ниже 5 °С. Оно возможно, лишь если в раствор ввести противоморозные добавки. Но это скажется на стоимости проекта. В сильный дождь усиление торкретированием не производится. Кроме того, в случае сильного дождя необходимо принять меры по защите нанесенного слоя от смывания
  • невозможность использовать набрызг-бетон на труднодоступных участках. Имеются в виду участки дорог, где нет возможности развернуть оборудование
  • низкая скорость проведения работ. Второй слой торкрет-бетона наносится спустя 2 часа. Это время можно сократить до 40 минут, если использовать в растворе специальные добавки. В любом случае торкретирование большого участка склона может занять несколько дней или даже недель. К времени, затраченному непосредственно на торкретирование, необходимо добавить время на разворачивание оборудования и подготовку поверхности. Кроме того, если работы проводились при температуре ниже 5 °С, то после их завершения покрытие необходимо регулярно смачивать на протяжении как минимум 7 суток.

Результат может разочаровать

Но самым большим недостатком применения торкретирования для укрепления склонов может оказаться низкая прочность покрытия. Под давлением грунта, в результате вибраций, сопровождающих движение транспорта (особенно железнодорожного) целостность торкрет-покрытия может быть нарушена, торкрет-бетон пойдет трещинами. В связи с этим возникает необходимость регулярного эксплуатационного обслуживания торкретированных насыпей или откосов, которое включает не только осмотр, но и ремонт.

Повысить прочность покрытия можно с помощью армирования. Обычно этим сопровождается торкретирование бетона и других поверхностей. Однако это значительно повысит стоимость работ.

Альтернативное решение – бетонное полотно

В настоящее время у торкретирования в качестве способа укрепления склонов появилась более экономичная и надежная альтернатива – бетонное полотно Concrete Canvas.

Бетонное полотно Concrete Canvas представляет собой два слоя ткани с «начинкой» из сухой бетонной смеси. Один из слоев имеет полностью влагонепроницаемую ПВХ-подкладку. После смачивания водой бетонная смесь в течение 1-2 часов застывает, а спустя 24 часа полотно превращается в прочный, армированный текстильными волокнами слой бетона.

Этот материал полностью лишен недостатков набрызг-бетона. Рассмотрим те же самые пункты:

  • отсутствие отскока. Его просто-напросто нет. Concrete Canvas – это готовый рулонный материал
  • полное отсутствие отходов
  • минимальное загрязнение на месте проведения работ. Можно даже сказать, что его вообще нет
  • низкие требования к квалификации работников. По большому счету, от них требуется лишь общий навык укладки рулонных материалов и работы с ручным крепежом и инструментом
  • без использования какого-либо оборудования. Единственное, что может понадобиться, – это бульдозер, кран или экскаватор для закрепления рулонов Concrete Canvas при их развертывании, а также автоцистерна с водой, если поблизости отсутствуют ее источники. Укладка отрезков полотна производится с помощью ручного инструмента
  • работы можно проводить в любых погодных условиях и при минусовых температурах. Бетонное полотно можно укладывать под ливнем. Это никак не скажется на его конечных характеристиках. Есть опыт укладки полотна в условиях минусовых температур в Британской Колумбии. Единственное затруднение, которое может возникнуть при укладке на морозе – это необходимость смачивать полотно теплой водой
  • не требуется приостанавливать движение. В большинстве случаев нет даже необходимости его ограничивать. Укладка бетонного полотна Concrete Canvas происходит очень «компактно»
  • возможность проводить работы даже на труднодоступных участках. Если нет возможности подогнать к участку работ необходимую для развертывания полотна технику, то можно использовать компактные рулоны полотна. Их можно переносить вручную
  • высокая скорость проведения работ. Конкретный пример: на покрытие бетонным полотном 600 м 2 вдоль железнодорожной насыпи в муниципалитете Парла, провинция Мадрид (Испания), бригада из нескольких рабочих затратила 1 рабочий день. Пример из дорожной сферы: 6 часов потребовалось бригаде из 3 рабочих на укладку 145 м 2 полотна Concrete Canvas для укрепления полностью вертикального склона под мостом на скоростной трассе Вайкато в городе Кембридж (Новая Зеландия). Работы можно считать выполненными непосредственно после укладки полотна. Увлажнение полотна в течение длительного срока не требуется, независимо от того, при какой температуре оно было уложено.

Результат превзойдет ожидания

Полотно Concrete Canvas отличается высокой прочностью. По этому параметру оно значительно превосходит торкрет-покрытие (мы сейчас говорим только об укреплении склонов, а не об усилении торкретированием других поверхностей и конструкций), поскольку является армированным материалом. Армирование обеспечивают текстильные волокна. То есть разрушение покрытия из бетонного полотна невозможно даже при высоких вибрациях и механических нагрузках. Появление трещин и сколов исключено. Покрытие из полотна имеет практически нулевую подвижность. Оно устойчиво как к температурным перепадам, так и к воздействию едких химических веществ и ультрафиолетовому излучению. Поэтому оно не требует никаких дополнительных эксплуатационных расходов.

Все эти преимущества бетонного полотна в итоге положительно сказываются на стоимости проекта. В некоторых случаях использование Concrete Canvas позволяет добиться до 90% экономии материалов и сократить сроки выполнения работ в 10 раз.

В качестве заключения

За рубежом уже имеется большой опыт использования бетонного полотна Concrete Canvas в качестве альтернативы торкретированию. Компании, занимающиеся строительством и обслуживанием железных и автомобильных дорог, предпочитают этот материал торкрет-бетону по трем основным причинам:

  • высокая скорость и низкая стоимость реализации проекта
  • возможность проводить работы в труднодоступных местах
  • высокая прочность покрытия и, как следствие, отсутствие эксплуатационных расходов.

Подробнее узнать о применении бетонного полотна Concrete Canvas для реализации различных проектов можно здесь.

1.1 . Технологическая карта разработана на укрепление монолитным бетоном толщиной 12 см откосов насыпей и конусов малых и средних мостов с неукрепленным руслом (высота насыпи от 6 до 8 м, крутизна откосов 1 : 1,5).

1.2 . В состав работ входят:

отрывка траншеи под рисберму экскаватором;

доработка траншеи вручную;

устройство щебеночной подготовки под монолитный бетон экскаватором-драглайном;

укладка бетонной смеси;

наброска камня в траншею.

2.1 . До начала работ по укреплению откосов насыпей и конусов необходимо:

произвести планировку и уплотнение откосов земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»;

выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки бетона в соответствии с проектом.

2.2 . Щебеночную подготовку толщиной 10 см под монолитный бетон устраивают из щебня фракции 10 . 20 мм.

2.3 . Бетон класса В15, применяемый для укрепления откосов насыпей и конусов, должен отвечать требованиям ГОСТ 26633 -85; арматура (сетка с ячейками 20 ´ 20 см) из углеродистой горячекатаной стали диаметром 6 мм класса А-1 - требованиям ГОСТ 5781-82* .

2.4 . Работы по укреплению откосов насыпей и конусов монолитным бетоном ведет комплексная механизированная бригада поточным методом на двух захватках (рис. 1 ).

Сменная производительность бригады при укладке бетона 300 . 350 м 2 .

2.5 . Численность комплексной бригады 10 чел.:

Машинист экскаватора 6 разр. 1

Машинист автокрана 5 разр. 1

Бетонщик 4 разр. 1

Арматурщик 3 разр. 1

Плотник 4 разр. 1

Мостовщик 4 разр. 1

Дорожный рабочий 2 разр. 1

Рабочие владеют смежными профессиями, что позволяет достичь равномерной загрузки членов бригады.


Рис. 1 . Схема организации и производства работ.

Операции, выполняемые на захватках:

1- я захватка - отрывка траншеи под рисберму экскаватором I; доработка траншеи вручную; подача каменных материалов экскаватором I; устройство щебеночной подготовки экскаватором-драглайном II; поливка щебеночного основания водой с помощью поливочно-моечной машины III; уплотнение щебеночного слоя прицепным виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора II;

2- я захватка - установка арматурных сеток и укладка асфальтовых планок в швы; укладка бетона на откос с помощью автокрана IV и бадьи V; устройство влагозащитной пленки из битумной эмульсии с помощью ручного распределителя; наброска камня в рисберму.

Стрелкой указано направление потока.

2.6 . На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

отрывка траншеи под рисберму экскаватором ЭО-2621А;

разравнивание вынутого грунта экскаватором, оборудованным отвалом;

доработка траншеи вручную;

устройство щебеночной подготовки экскаватором-драглайном;

уплотнение щебеночного слоя прицепным виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора-драглайна;

подача каменных материалов в траншею экскаватором ЭО-2621А.

Отрывка траншеи производится экскаватором ЭО-2621А с обратной лопатой (ковш вместимостью 0,25 м 3 ) вдоль подошвы земляного полотна согласно разбивочным точкам.

При рытье траншеи грунт выбрасывается навымет, а затем с помощью отвала, имеющегося на экскаваторе, разравнивается и планируется равномерным слоем за пределами траншеи.

Вслед за экскаваторными работами выполняются работы по углублению дна траншеи вручную и доведению ее геометрических размеров до проектных.

Объемы работ по рытью траншеи должны быть увязаны с работами по устройству каменной наброски, укреплению откосов. Картой предусмотрена сменная производительность бригады при устройстве рисбермы в пределах 50 . 60 м.

По окончании работ по рытью траншеи экскаватор ЭО-2621А используется для подачи камня в рисберму при устройстве каменной наброски.

Щебень для подстилающего слоя доставляется автомобилями-самосвалами и выгружается непосредственно в траншею, откуда ковшом экскаватора-драглайна равномерно распределяется и разравнивается по откосу.

Щебеночную подготовку (толщина слоя 10 см) на откосе устраивают экскаватором-драглайном Э-652 с ковшом со сплошной режущей кромкой. Экскаватор устанавливается на спланированной площадке насыпи (конуса) и последовательным движением ковша снизу вверх перемещает и разравнивает щебень по откосу слоем заданной толщины. По мере выполнения планировочных работ экскаватор перемещается вдоль откоса насыпи (конуса).

По окончании планировки на экскаваторе производят замену ковша прицепным виброкатком Д-480 и приступают к уплотнению слоя щебня на откосе.

Уплотнение выполняется за пять-шесть проходов виброкатка по одному следу. Движение катка осуществляется с помощью подтяжного троса экскаватора. Во избежание разрушений слоя первые два-три прохода катка выполняют с выключенным вибратором со скоростью не более 2 км/ч. Затем каток устанавливают у подошвы уплотняемого откоса и приводят в рабочее положение (пуск вибратора). Скорость катка при движении вверх - 1,3 . 1,6 км/ч. Вниз виброкаток движется по ранее оставленному следу под действием собственного веса со скоростью не более 2,0 км/ч. Скорость катка регулируется машинистом экскаватора с помощью подтяжного троса.

Признаками завершения уплотнения служат прекращение образования волны перед вальцом катка и отсутствие заметной на глаз осадки щебня.

При уплотнении откоса экскаватор и каток постепенно смещаются вдоль насыпи, обеспечивая перекрытие каждой предыдущей полосы уплотнения на 0,25 . 0,3 м.

2.7 . На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

укладка на поверхность откоса арматурных сеток и асфальтовых планок;

укладка бетона на откос с помощью автокрана грузоподъемностью 10 т, оборудованного бадьей;

устройство влагозащитной пленки из битумной эмульсии с помощью ручного распределителя;

наброска камня в траншею.

Укрепляемая поверхность откоса делится на карты 3,0 ´ 1,8 м асфальтовыми планками размерами 3 ´ 6 ´ 50 см (антисептированными досками)


Рис. 2 . Схема установки асфальтовых планок:

1 - металлическая сетка; 2 - асфальтовая планка.

Для удержания асфальтовых планок в проектном положении их временно закрепляют металлическими штырями диаметром 16 . 18 мм длиной 25 . 30 см. Их забивают в грунт через слой щебеночной подготовки по бокам асфальтовых планок. На асфальтовые планки и на «сухари» (бетонные бруски толщиной 6 см) укладывают металлическую сетку с ячейками 20 ´ 20 см из стержней диаметром 6 мм. Поверх арматуры на нижние ряды асфальтовых планок устанавливают такие же планки, которые связывают с нижними, как показано на рис. 2. В местах сопряжения плит укрепления с конструкциями опор также устанавливают асфальтовые планки (антисептированные доски).

Производство укрепительных работ необходимо начинать с конусов, причем укладку бетона следует вести снизу вверх по откосу.

Подача бетона к месту укладки осуществляется автокраном КС-3562А грузоподъемностью 10 т, оборудованным бадьей с разгрузочным затвором.

В целях исключения трудоемких операций по ручной перекидке бетонной смеси бетон из бадьи следует разгружать в пределах карты.

Если вылет стрелы автокрана не обеспечивает распределение бетона по всей ширине откоса, бетон необходимо распределять с верхней и нижней стоянок автокрана. Бетонная смесь распределяется с учетом коэффициента запаса на уплотнение, равного 1,02.

Распределенную на откосе бетонную смесь уплотняют площадочными вибраторами типа И-7 или вибробулавой (типа И-22). Поверхность слоя бетона должна быть ровной и гладкой, а толщина - соответствовать проектной.

Читайте также: