Укрепление обочин щебнем методом заклинки

Обновлено: 02.05.2024

ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ

УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ОДН 218.3.039-2003. Укрепление обочин автомобильных дорог разработаны взамен ВСН 39-79 "Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог".

Настоящие нормы предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин. Они учитывают положения действующих нормативных документов по проектированию, строительству и ремонту автомобильных дорог, организации и обеспечению на них безопасности движения.

Документ разработан в ГП "Росдорнии" канд. техн. наук Ю.Р.Перковым, инж. А.П.Фоминым.

УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 г. N ОС-461-р


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Нормы развивают положения СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85 и "Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования".

1.2. Нормы распространяются на автомобильные дороги общего пользования I-V категорий. Они предназначены для выбора конструкций укрепления обочин, материалов и технологии производства работ на строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорогах.

1.3. Укрепление обочин выполняют для повышения скорости пропускной способности автомобильных дорог, удобства и безопасности движения. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях укреплением обочин защищают земляное полотно от проникновения поверхностных вод, предохраняют проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.

Укреплением обочин обеспечивают более полный перенос снега в зимний период, облегчают содержание дороги, а также организацию движения при проведении на проезжей части ремонтных работ.

1.4. По своему назначению обочины по ширине разделяются на:

- краевую укрепительную полосу, служащую упором для дорожной одежды проезжей части дороги, устраиваемую, как правило, совместно с проезжей частью при строительстве (реконструкции) дороги или самостоятельно на обочинах и разделительных полосах при ее ремонте;

- остановочную полосу, предназначенную для вынужденной остановки автомобилей. К ней относятся также специально устраиваемые на обочине или выносном участке для этой же цели остановочные площадки;

- прибровочную полосу шириной 0,5 м (0,75 м при наличии оградительных устройств), служащую переходной зоной от обочины к откосу.

1.5. При назначении конструкций укрепления обочин, технологии производства работ, наряду с положениями настоящих ОДН, следует учитывать региональные особенности в части климатических условий и обеспеченности местными материалами.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН

2.1. Конструкция укрепления и используемые материалы должны обеспечивать заезд на обочину транспортных средств с расчетной нагрузкой, скоростью и повторностью наезда без возникновения деформаций, превышающих по величине и характеру допустимые действующими "Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования".

2.2. Параметры, конструкции укрепления обочин назначаются с учетом влияния погодно-климатических факторов на состояние поверхности дороги и безопасность движения.

При этом особое значение имеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этим территория России разделяется на следующие зоны (рис.1):

- Зона I с расчетным зимним периодом продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из двух подзон:

подзона IA - продолжительность зимнего периода составляет 180-260, а переходных периодов 20-60 дней; подзона IБ -продолжительность зимнего периода составляет 140-180, а переходных периодов 60-100 дней.

- Зона II с расчетными переходными периодами продолжительностью от 14 до 110 дней и зимним периодом менее 125 дней в году.

- Зона Г - горные районы.


Рис.1. Карта районирования территории России по условиям движения

2.3. В случае значительного влияния на состояние грунтов рабочего слоя земляного полотна поверхностных вод одновременно с укреплением обочин принимают меры по его гидрозащите от поверхностных вод.

2.4. Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения транспортных средств. Их отделяют от проезжей части дороги сплошной линией разметки за исключением специальных площадок для остановки автомобилей, где устраивается прерывистая разметка.

2.5. Укрепление обочин в первую очередь выполняют на наиболее сложных участках.

К ним относятся:

- участки с интенсивностью движения выше указанной в СНиП 2.05.02-85;

- участки в сложных грунтово-гидрологических условиях;

- подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;

- участки дорог с необеспеченной видимостью;

- кривые минимального радиуса и меньше минимальных в плане, максимальные продольные уклоны согласно СНиП 2.05.02-85;

- съезды и въезды пересечений и примыканий дорог в разных уровнях и подходы к ним;

- ветроопасные и туманоопасные участки.

2.6. Отметка поверхности укрепленной обочины, не отделенной от проезжей части бордюром (бордюр устраивается, как правило, в пределах населенных пунктов городского типа и участков размещения пунктов сервиса), не должна быть ниже уровня проезжей части более чем на 4 см. Возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.

2.7. Покрытие краевой укрепительной полосы должно иметь коэффициент сцепления не менее коэффициента сцепления для проезжей части дороги.

2.8. Ровность покрытия краевой укрепительной полосы должна соответствовать требованиям табл.2.1.

Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам

Состояние покрытия по ровности

Допустимые предельные повреждения на 1000 мпокрытия не более, м

Показатель ровности по прибору ПКРС-2, см/км, не более

Число просветов под 3-метровой рейкой, %, не более

Автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт./cyт

То же, 1000-3000 авт./cyт

То же, менее 1000 авт./cyт

Примечания: 1. Число просветов подсчитывают по значениям, превышающим указанные в СНиП 3.06.03-85.

2. В скобках даны значения для весеннего периода.

Предельные размеры отдельных повреждений покрытия краевой укрепительной полосы не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине 5 см при их суммарной площади на дорогах с интенсивностью движения по табл.2.1, соответственно 5 м, 7 м и 10 м на площадь 1000 м.

2.9. Ширину краевой укрепительной полосы строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых дорог I-II категорий принимают равной, как правило, 0,75 м, Ill-IV категорий - 0,5 м.

Краевая укрепительная полоса для дорог V категории назначается только в случае соответствующего технико-экономического обоснования с учетом п.1.5 и шириной не более 0,5 м.

Ширину укрепляемой остановочной полосы определяют как разницу между общей шириной обочины и суммой ширин краевой укрепительной и прибровочной полос с учетом п.1.4.

2.10. При технико-экономическом обосновании допускается увеличение ширины укрепления обочины по типу краевой укрепительной полосы к значениям СНиП 2.05.02-85 в условиях значительного влияния погодно-климатических факторов на характер, вероятность и продолжительность неблагоприятного состояния поверхности дороги и условий движения с учетом опыта эксплуатации. Для зоны I (см. п.2.2) могут быть использованы данные табл.2.2 с учетом указанных в таблице типов укрепления остановочной полосы для дорог III-IV категорий.

Материал укрепления остановочных полос

Дополнительное увеличение ширины укрепления по типу краевых укрепительных полос на участках

с радиусом кривых* в плане

Щебень или гравий

Примечание. Графы 1, 2, 3 - при % оснащенности машинами и оборудованием для зимнего содержания автомобильной дороги соответственно выше 70%, 50-70%, менее 50%;

* при отсутствии требуемого СНиП уширения проезжей части.

2.11. Общая ширина обочины может быть уменьшена по отношению к положениям СНиП 2.05.02-85 при соответствующем обосновании и разработке мероприятий по организации и безопасности движения для дорог I, II категорий не менее чем до 1,5 м, для дорог других категорий не менее чем до 1,0 м в случаях:

- увеличения ширины проезжей части за счет обочин (участки расположения дополнительных полос движения, переходно-скоростных полос, с радиусом кривых в плане не более 1000 м);

- прохождения трассы в особых условиях (особо трудные участки горной местности, особо ценные сельскохозяйственные земли).

2.12. На дорогах I-III категорий, а также IV категории с облегченным типом покрытия, если обочина по каким-либо причинам уменьшена (см. п.2.11) и уширение земляного полотна не предусматривается, укрепление на остановочной полосе принимается аналогично укреплению краевой укрепительной полосы.

2.13. Укрепление обочины на уширяемом земляном полотне по прочности должно соответствовать требованиям настоящего документа. В зоне расположения стыка старой и отсыпаемой части уширения насыпи должна обеспечиваться равнопрочность конструкции укрепления.

2.14. Поперечные уклоны при укреплении обочин должны приниматься согласно требованиям действующих нормативно-технических документов.

При односкатном поперечном профиле (виражи) поперечный уклон должен соответствовать уклону проезжей части. При двухскатном поперечном профиле поперечный уклон назначают в зависимости от полосы обочины (п.1.5) и типа укрепления полосы.

Краевая укрепительная полоса, имеющая покрытие укрепления аналогичное покрытию проезжей части, должна иметь поперечный уклон проезжей части. При ином типе покрытия поперечный уклон согласно СНиП 2.05.02-85 должен превышать уклон проезжей части на 10-30% в зависимости от вида укрепления и составлять:

- 30-40‰ при укреплении материалами с применением вяжущего;

- 40-60‰ при укреплении гравием, щебнем, мелкоразмерной бетонной плиткой;

- 50-60‰ при биологическом укреплении (засев трав, дернование).

2.15. Покрытия конструкций укрепления обочин автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты и сельскохозяйственные угодья, не должны содержать материалов, способствующих пылеобразованию, а в населенных пунктах дополнительно и обладающих канцерогенными свойствами.

2.16. Покрытия укрепленных обочин должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытия проезжей части дороги или отделяться разметкой согласно п.2.4.

2.17. При реконструкции дороги или ее ремонте укрепление обочин выполняется с учетом возможной необходимости изменения водно-теплового режима земляного полотна в части его защиты от поверхностных вод и предотвращения образования на дороге пучин. Выбор решения осуществляется на основе данных обследования дороги, в т.ч. и на период выполнения строительно-ремонтных работ.



Дорожное полотно должно обладать максимальной устойчивостью к высоким постоянным нагрузкам. Это качество и определяет главное назначение данного покрытия.

Верхнего асфальтного или железобетонного слоя недостаточно, чтобы добиться максимальной прочности и длительной эксплуатации. Он должен иметь под собой надежную, а, главное, неподвижную опору, исключающую какие-либо подвижки. И поскольку щебень относится к сыпучим материалам, имеющим разную фракцию, обычная укладка не позволяет исключить пустоты.

Обеспечить плотность и отсутствие пространства между «зернами» и призвана расклинцовка. Эта применяемая в дорожном строительстве технология заключается в перераспределении щебня так, чтобы между отдельными элементами не осталось никаких пустот. Такая утрамбовка камней позволяет получить целостную подушку, которая обеспечивает максимально возможную прочность всего дорожного полотна.

Расклинцовка щебнем

Расклинцовка: суть технологии

Пустоты невозможно заполнить щебнем одинаковой фракции. Размеры зерен должны быть различными. Чтобы они распределялись равномерно, заполняли собой пространство, материал засыпают слоями, а саму расклинцовку проводят в несколько этапов:

  • подготовка;
  • укладка щебня;
  • проверка.

Добиться максимальной плотности и ровности закладываемых камней позволяет задействование дорожных специальных катков. Количество расклинцовок может варьироваться от одного и до трех. Это зависит от того, какие требования износостойкости и прочности предъявляются к строительным дорожным работам, исходного материала.

Подготовительный этап

Щебеночное основание на ответственных участках не может быть уложено на неподготовленное основание. Чтобы обеспечить высокое качество расклинцовки проводят следующие работы:

  1. Срезают верхний слой грунта. Если существует такая необходимость, то выполняют рытье котлована. Проводят уплотнение почвы.
  2. Чтобы защитить щебень от пагубного воздействия влаги, обустраивают гидроизоляцию. Чаще всего применяют такой материал, как геотекстиль. Его выкладывают по всей площади будущего дорожного полотна.
  3. Укладывают песчаную подушку, которая улучшает дренажные свойства дорожного основания. Толщину этого слоя определяют на этапе проектирования. Она варьируется в пределах от 20 см до 0,5 м.

Когда подготовка завершена, переходят к основным работам.

Расклинцовка: суть технологии

Строительство оснований и покрытий из щебня методом заклинки

1.4.1 Строительство оснований и покрытий из щебня методом заклинки

Щебеночные основания и покрытия по способу заклинки строят с проведением нескольких россыпей сортового щебня различных размером и уплотнением каждой из них. Основания и покрытия могут устраиваться и один, иногда в два слоя. Для верхних слоев применяют щебень основной фракции крупностью 40-70 мм, для нижних 70-120 мм. Для расклинцовки используют щебень фракций 20-40, 10-20 мм, а при устройстве верхнего слоя покрытия дополнительно 5-10 мм. Для верхних слоев используют прочный щебень марок 800-1000, для нижних щебень слабых пород марок 300-600.

Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки проводят в несколько этапов. Например, устройство однослойного щебеночного основания выполняют в такой технологической последовательности (рисунок 1.5):

— распределение основной фракции щебня размером 40-70 мм на проектную толщину с учетом последующего уплотнения. Ушки пение пешими катками для создания устойчивости слоя за счет обжимки россыпи;

— россыпь щебня размером 20-40 мм из расчета 1,5-2 м3 на 100 м2 для расклинки. Уплотнение средними катками до взаимного заклинивания щебенок с предварительным поливом водой из расчета 15-25 л на 1 м2 ;



россыпь клинца размером 10-20 мм из расчета 1-1,5 м3 на 100 м2, роз­лив воды 10-12 л на 1 м2 и уплотнение тяжелыми катками.

Работы организуются соответственно на трех захватках.

Рисунок 1.5 — Технологическая схема потока по строительству щебеночного основания:

1 — автомобиль-самосвал; 2 – распределитель ДС-54; 3 — легкий каток; 4 — автомобиль-самосвал с навесным распределением щебня; 5 — поливомоечная машина; 6 — средний каток; 7 — тяжелый каток.

При строительстве покрытия в верхний слой добавляют каменную ме­лочь крупностью 5-10 мм (0,5-1 м3 на 100 м2), которую смачивают 4-5 л воды на 1 м2, и уплотняют тяжелыми катками.

В результате такой последовательности работ в верхней части дорожной одежды образуется плотная щебеночная корка, обладающая расчетным мо­дулем упругости.

При производстве работ щебень основной фракции распределяется при помощи самоходного распределителя ДС-54, либо бульдозерами или авто­грейдерами. Расклинивающий щебень рассыпается самоходным распредели­телем каменной мелочи ДС-49 или навесными и прицепными распределите­лями.

В зависимости от этапности работ целесообразно принимать следующие массы катков.

Для щебня прочных пород:

— катками с металлическими вальцами на первом этапе — 6-8 т, на вто­ ром — 10—12 т, на третьем и последующих — 12-18 т;

— пневмоколесными на первом этапе — 10-16 т, затем 16-35 т;

— прицепными вибрационными на всех этапах массой не менее 6 т;

— решётчатыми массой не менее 15 т;

— комбинированными массой не менее 16 т.

Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30, вибрационных — не менее 12, комбинированных — не менее 18. Причем 1/3 из числа проходов выполняется на стадии уплотнения основной фракции, а 2/3 — на стадии расклинцовки. Конкретное количество проходов катка по одному следу определяется опытным уплотнением.

Основания из щебня марок по прочности менее 600 уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее, чем за 20 проходов.

Скорость катков изменяется следующим образом: на первом и в начале второго этапа — 1,5-2 км/ч, в конце второго и последующих максимальная.

Перекрытие смежных следов должно составлять не менее 20 см.

Признаками окончания уплотнения первого слоя служит прекращение образования волны перед легким катком и отсутствие заметной ни глаз осад­ки щебня. Признаками окончания уплотнения на последующих папах слу­жат: отсутствие подвижности щебня, прекращение образования волны, от­сутствие осадки, стабилизация режима работы двигателя катка.

Построенное щебеночное покрытие засыпают сухими высевками (размер частиц до 5 мм) или крупнозернистым песком слоем 2-3 см и укатывают несколькими проходами катка во избежание забивания покрытия грязью. В первые две-три недели необходимо регулировать движение автомобилей для равномерной подкатки покрытия, наметать разбрасываемые высевки. В этот период покрытие необходимо поддерживать во влажном состоянии, поливая его водой или раствором хлористого кальция.

Расклинцовка щебня

Осуществляется в несколько последовательных этапов:

Первый этап. Предполагает укладку щебня с фракцией 20-70 мм. Крупные камни в 70-120 мм используют гораздо реже. Чаще всего они применяются во время выполнения дорожных работ. Выложенный слой насыпного материала утрамбовывают, а сверху «застилают» сеткой или бетоном, отходами кирпича.

Второй этап. Заключается в укладывании фракции 20-40. Этот слой должен иметь толщину в 20 см, утрамбовываться виброплитой либо катком как минимум пять раз. Чтобы исключить перегрев при возникновении трения зерен, щебень каждый раз поливают водой.

Третий этап. На утрамбованное основание укладывают мелкую фракцию — камни размером от 5 до 20 мм. Таким образом, самые маленькие зерна щебня находятся наверху. Заключительный слой делается достаточно тонким.

Если в процессе выполнения работ используется трудноуплотняющийся щебень, перед расклинцовкой он подвергается обработке вяжущим органическим веществом. Его расход варьируется от 2,5 до 4 литров на квадратный метр.

Главные понятия и технология

В вопросе устойчивости фундамента к серьезным нагрузкам важную роль играет такая технология, как «расклинцовка щебня». Ее основное предназначение — создание прочного и долговечного основания.

Суть процесса расклинцовки щебня в том, что при укладке образующиеся пустоты заполняют путем засыпания фракций разных размеров, что делает основание более прочным. Здесь важно соблюдать определенную последовательность действий: 1. Вначале верхний слой почвы срезают, и роют котлован, если в этом есть необходимость. Далее грунт уплотняют, а дно выкладывают геотекстилем для гидроизоляции. 2. Следующим этапом является формирование песчаной подушки с целью улучшить дренажные свойства. Толщина слоя песка при этом — от 20 до 50 см. 3. Далее используют щебень фракции 40-70, в редких случаях – 70-120 мм. Такие фракции чаще применяются в дорожных работах. Щебень утрамбовывают специальными механизмами, посредством чего и происходит уплотнение гравия. Сверху кладут сетку либо отходы бетона, кирпича. 4. Далее используют фракцию 20-40. Толщина слоя — 20 см. Полученную подушку не менее 5-6 раз трамбуют посредством катка либо виброплиты. После каждого утрамбовывания основание поливают водой во избежание перегрева от трения зерен. 5. Далее производят выравнивание в соответствии с заданными параметрами. После чего для расклинцовки выбирают мелкие камни (5-20 мм), укладывая их тонким слоем. 6. Трудноуплотняемый щебень дополнительно обрабатывают органическим вяжущим веществом с расходом 3 – 4 л/м2.


7. Окончание выравнивания поверхности утрамбовки можно определить посредством отсутствия заметной на глаз осадки и подвижности, а также отсутствием волны перед воздействием на подушку. 8. Основание, полученное в процессе выравнивания засыпают песком, дабы не допустить загрязнения. Для проверки качества основания используют специальный прибор, который посредством динамического зондирования определяет степень усадки. 9. Количество расклинцовок варьируется от одной до трех (максимально). Это зависит от требований, предъявляемых к прочности и износостойкости при проведении строительных и дорожных работ.

Проверка расклинцовки

Суть технологии заключается в устройстве щебеночной подушки с высокой степенью плотности, прочности, надежности, без отсутствия каких-либо подвижек. Определить эти параметры с точностью при визуальном осмотре невозможно. Для этого используется специальный прибор.

Принцип работы такого устройства основан на динамическом зондировании. Несколько ударов, наносимых прибором, позволяют зафиксировать степень усадки. Если она соответствует заявленным требованиям, щебень, независимо от фракции, утрамбован качественно, можно продолжать укладку и уплотнение катком следующего слоя или завершать работы. Это зависит от того, сколько расклинцовок требуется сделать.

Чтобы защитить полученное основание из щебеночного материала от возможных загрязнений, его засыпают песком. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда между проведением расклинцовки и последующей укладкой дорожного полотна выжидается какой-то определенный промежуток времени.

Важные нюансы

Поэтапное засыпание щебня, сопровождаемое утрамбовкой с использованием специализированной строительной техники, проводится исключительно на базе точных расчетов. Без определения требуемого количества материала одной, второй, третьей фракции невозможно достичь высокой плотности и прочности основания.

Учитываются стандарты и особенности укладываемого дорожного покрытия, условия эксплуатации, особенности региона. Немаловажное значение имеет марка прочности исходного щебеночного материала. Если это щебень марки M600, достаточно проведения расклинцовки в один этап. Это касается материала, поставляемого разнофракционным, либо использования щебеночно-песчаной смеси.

Расход щебенки при расклинцовке

Определяется ГОСТом 8267 и обозначает количество щебеночного материала различной фракции для укладки основания, равного одной тысячи квадратных метров. Если используется фракция 5-10, 10-20 и 20-40, потребуется порядка 10 кубических метров.

Аналогичный расход характерен и при использовании самой крупной фракции, размер зерен которой составляет от 70 до 120 мм. Отсутствие увеличения количества необходимого материала обусловлено величиной камня.

Наибольшее количество материала требуется на укладку первого слоя. Чтобы выложить основание в 1 тыс. кв. м., необходимо порядка 15 кубометров щебня с фракцией зерен 40-70 мм.

Технология заклинки щебня для прокладки щебеночной дороги

Для дорожных покрытий из щебня связность и прочность несущего слоя зависят от степени заклинивания каменного материала. Широко распространен метод заклинки щебня (от слова заклинить – укрепить клином, вколотить клин), основанный на укладке щебня разных фракций. Целью процесса укладки зерен разных фракций, называемого расклинцовкой, является заполнение мелким камнем пустот между камнями более крупных фракций, добиваясь наибольшей плотности щебеночного покрытия.

Расход расклинивающих фракций щебня указан в приведенной ниже таблице.

Размер основной фракции щебня, мм Расход расклинивающих фракций, м, на 1000 м при их размерах, мм
20-4010-205-10
40-70 (80)1510
(80) 70-120101010

Уплотнение щебневых фракций осуществляется тяжелыми катками за несколько проходов, минимальное количество которых зависит от типа катка, но не меньше 6-7 проходов по одному месту.

Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на объекте.

В технологической карте предусмотрено укрепление обочин слоем щебня толщиной 10 см, шириной 2,25 м.

Сменная производительность звена рабочих - 2000 м обочины.

Распределение и планировка щебня осуществляются автогрейдером ДЗ-31-1 (Д-557-1), оборудованным системой автоматического регулирования положения отвала «Профиль-1».

Щебень уплотняется вибрационным катком ДУ-14 (Д-480).

Во всех случаях применения настоящей технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.

Работы по окончательной отделке и укреплению обочин выполняют сразу после устройства покрытия проезжей части дороги.

До начала работ обочины досыпают до проектных отметок, планируют за 1 - 2 прохода автогрейдером и уплотняют катком.

Рис. 1 . Технологическая схема укрепления обочин щебнем:

1 - автомобиль - самосвал; 2 - автогрейдер ДЗ-31-1; 3 - поливомоечная машина ПМ-10; 4 - вибрационный каток ДУ-14; I - вывоз щебня на обочину; II - распределение и

Земляное корыто шириной 2,25 м, глубиной 0,1 м вырезают автогрейдером за два прохода по одному следу.

Для отвода воды устраивают воронки.

При укреплении обочин щебнем (см. рисунок) производят вывоз, разравнивание и планировку щебня на обочине и укатку слоя щебня катком с поливкой водой.

Щебень вывозят к месту укладки автомобилями - самосвалами. Объем щебня определяют с учетом проектной толщины слоя и коэффициента уплотнения, равного 1,25 - 1,3.

Доставленный щебень выгружают на обочине.

Разравнивают и планируют щебень автогрейдером ДЗ-31-1 (Д-557-1), оборудованным системой «Профиль-1», за четыре прохода по одному следу сначала на I захватке длиной 2000 м, а затем на II захватке длиной 2000 м, создавая задел для работы в следующую смену.

За два прохода по одному следу выполняют грубое разравнивание щебня в ручном режиме управления отвалом автогрейдера. Отвалу придают следующее рабочее положение: угол захвата - 45°, угол резания - до 50° и угол наклона, соответствующий проектному поперечному уклону укрепляемой обочины. При этом отвал поднимают на высоту разравниваемого слоя.

Все проходы выполняют при движении автогрейдера на второй передаче.

За три прохода производят окончательное разравнивание и предварительную планировку щебня с приданием поверхности обочин проектного поперечного уклона. Эту работу выполняют автогрейдером, работающем в автоматическом режиме управления отвалом. Отвал автогрейдера устанавливают в рабочее положение, при котором угол захвата равен 50°, угол резания - 41°, угол наклона соответствует проектному поперечному уклону. Толщину срезаемого слоя регулируют левым (неавтоматизированным) гидроцилиндром подъема и опускания отвала, при этом правый гидроцилиндр автоматически перемещает конец отвала в нужное положение. Излишек щебня перемещают от края обочины к покрытию.

За четвертый проход выполняют окончательную планировку щебня под проектные отметки с учетом его коэффициента уплотнения. Излишки щебня перемещают от покрытия к краю обочины.

После планировки щебня контролируют поперечный уклон обочины шаблоном, а ровность поверхности - трехметровой рейкой и намечают места, подлежащие исправлению. Толщину слоя контролируют металлическим мерником.

Во избежание загрязнения спланированный щебень должен быть уплотнен в течение суток.

Щебень уплотняют вибрационным катком ДУ-14 (Д-480) в сцепе с трактором.

Уплотнение щебня начинают от края обочины, перемещаясь к покрытию. Каждый проход выполняют с перекрытием предыдущего на 1/3 ширины вальца.

Первые проходы каток делает со скоростью 1,5 - 2 км/ч, в конце укатки скорость катка может быть доведена до максимальной. В первую очередь должны быть уплотнены края обочины.

Уплотнение щебня достигается, как правило, за 10 проходов катка по одному следу.

Первые пять проходов выполняют с выключенным вибратором. В этот период укатки должна быть достигнута обжимка россыпи и обеспечено устойчивое положение щебня в слое. Следующие пять проходов выполняют с включенным вибратором. В этот период должно быть достигнуто взаимозаклинивание щебня. Окончательное число проходов катка устанавливают пробной укаткой.

Поливку щебня водой при помощи поливомоечной машины ПМ-10 начинают после трех проходов катка по одному следу, производя ее равномерно, непосредственно перед проходом катка. Норма розлива воды - 15 - 25 л/м 2 . Нельзя допускать переувлажнения слоя щебня. Признаком достаточного увлажнения является влажное состояние нижних граней щебня верхнего слоя. В случае переувлажнения щебня при поливке его водой или вследствие продолжительных дождей укатку щебня следует временно прекратить.

Признаками окончания укатки являются отсутствие волны перед катком и следа от катка, а также раздавливание щебня, положенного на уплотненный слой (при недостаточном уплотнении щебень вдавливается в слой).

При производстве работ по укреплению обочин щебнем необходимо выполнять требования СНиП III -Д.5-73 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ Приемка в эксплуатацию», М., Стройиздат, 1973.

Ровность поверхности обочин должна обеспечивать сток воды. Уклон обочин проверяют специальным шаблоном, а ровность - трехметровой рейкой.

При производстве работ мастер должен руководствоваться «Картой операционного контроля качества укрепления обочин слоем щебня толщиной 10 см».

Указания по технике безопасности

К управлению дорожными машинами допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие удостоверение на право управления данной машиной и знающие требования по безопасному ведению работ.

При укреплении обочин щебнем следует выполнять требования следующих нормативных документов по технике безопасности:

СНиП III -А.11-70 «Техника безопасности в строительстве», М., Стройиздат, 1970;

«Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М., «Транспорт» 1969;

«Типовая инструкция по технике безопасности для дорожных рабочих при строительстве автомобильных дорог», М., Оргтрансстрой, 1974;

«Типовая инструкция по охране труда для машинистов грейдеров, автогрейдеров, грейдер - элеваторов», М., Оргтрансстрой, 1975;

«Типовая инструкция по охране труда машинистов грунтоуплотняющих машин», М., Оргтрансстрой, 1975.

До начала работ по укреплению обочины они должны быть спланированы и уплотнены.

Длина сменной захватки, равная 200 м обочины, определена из сменной производительности автогрейдера ДЗ-31-1 (Д-557-1).

Для работы организуют бригаду рабочих следующего состава:

Машинист автогрейдера 6 разр. - 1

Трактористы 4 » - 2

Дорожные рабочие: 3 » - 1

Машинист поливомоечной машины ПМ-10 4 » - 1

Бригада приступает к работе, имея в начале смены задел - участок спланированного щебня длиной 1000 м.

В течение первых четырех часов автогрейдером разравнивают и планируют щебень на еще не спланированной части - сменной захватки, а после окончания этой работы выполняют работы на второй захватке, создавая задел длиной 1000 м для работы бригады в следующую смену.

Трактористы, приступая к работе в начале смены, уплотняют щебень на первой захватке.

Машинист поливомоечной машины приступает к работе после трех проходов катка по одному следу, поливая щебень равномерно, непосредственно перед проходом катка. Во время технологических перерывов машинист поливает водой подъездные пути для их обеспыливания.

Дорожные рабочие исправляют дефектные места, в отдельных местах выполняют окончательную отделку обочины после механизированного разравнивания и профилирования щебня.

Примечания . 1. Римскими цифрами обозначены номера захваток.

2 . Цифрами под линией указана продолжительность операции в минутах.

3 . В трудоемкость включено время на отдых машинистов - 10 %, дорожных рабочих - 8 % продолжительности смены.

планировка щебня; III - уплотнение щебня виброкатками с поливкой водой; IV - участок готовой укрепленной обочины

В настоящих «Рекомендациях» изложены способы выбора конструкций и устройства укрепленных обочин на автомобильных дорогах РСФСР. Они составлены на основе обобщения и анализа многочисленных исследований различных автомобильно-дорожных и строительных институтов, а также исследований, выполненных в Гипродорнии Минавтодора РСФСР. «Рекомендации» разработаны кандидатом технических наук Ю.Р. Перковым при участии кандидата технических наук Г.В. Бялобжеского и инженера А.И. Войкина. В проведении исследований принимали участие младший научный сотрудник Л.Н. Борисова, Т.Е. Борон и старший инженер Д.Д. Тимофеева.

Научная редакция Г.В. Бялобжеского.

Заместитель директора по научной работе доцент , канд. техн. наук А.П. ВАСИЛЬЕВ

§ 1 . Настоящие рекомендации разработаны в дополнение соответствующих глав СНиП II- Д 5-72 и СНиП III- Д 5-73 и предназначены для проектирования и строительства обочин вновь строящихся , реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорог РСФСР .

§ 2 . Неукрепленная обочина часто является причиной аварий на дорогах и проникновения в грунт земляного полотна поверхностных вод , что приводит к снижению его несущей способности в результате переувлажнения в неблагоприятные периоды года и образования пучин .

Отсутствие на обочинах укрепления создает весьма неблагоприятные условия для эксплуатации прикромочной полосы проезжей части, в результате чего на ней образуются трещины, приводящие к прогрессирующему разрушению дорожной одежды.

Укрепление обочин способствует ликвидации указанных дефектов и повышению технико-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и улучшению условий безопасности движения.

§ 3 . Применяемое на обочинах укрепление должно отвечать следующим требованиям :

а/ соответствовать действующим на обочину нагрузкам от проходящих и останавливающихся автомобилей и интенсивности их наезда; поэтому полоса обочины шириной 0,5 - 0,75, примыкающая к кромке проезжей части / I зона/, должна выполняться с учетом повторного характера нагружения; остальная часть обочины / II зона/, ширина которой принимается в соответствии со СНиП II - Д.5-72, рассчитывается на разовое статическое нагружение;

б/ обладать влагозащитными свойствами, если это требуют дорожно - климатические условия и грунты, слагающие земляное полотно ;

в/ быть прочным и устойчивым к размоканию, размывам и истиранию ;

г/ обеспечивать постоянный и полный отвод воды с поверхности автомобильных дорог.

§ 4 . Конструкции обочин должны быть экономичными . Поэтому для их укрепления должны широко использоваться различные местные материалы .

§ 5 . Обочины автомобильных дорог , несмотря на наличие на них укрепления , не предназначены для систематического движения , а могут служить только местом вынужденной остановки и ли наезда автомобилей . Укрепленная обочина не предназначена и для движения по ней гусеничных машин .

§ 6 . Ширина укрепления на обочинах строящихся ил и реконструируемых автомобильных дорог должна приниматься в соответствии со СНиП II- Д .5-72. При этом для упрощения производства работ I зона обочины может быть укреплена за счет увеличения ширины проезжей части . В этих случаях она принимается ей р авнопрочной . Остальная часть обочины /II зона / в таких случаях рассчитывается согласно « Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа / ВСН 46-72/» на единичное воздействие колеса автомобиля без запаса на динамичность и повторяемость нагрузок.

§ 7 . Покрытия обочин автомобильных дорог I и II категории должны выполняться только из связных материалов и допускать заезд автомобилей без существенного снижения скорости движения . Покрытия обочин дорог III категории могут выполняться из связных и несвязных материалов в зависимости от грунтово - климатических условий.

§ 8 . Укрепление обочин автомобильных дорог IV категории должно выполняться грунтами оптимального состава и травосеянием . При неблагоприятных грунтово-климатических условиях и на особо опасных ( в плане и профиле ) участках э тих дорог допускается , как исключение , укрепление обочин слоями из материалов с повышенными , по сравнению с грунтом , строительными характеристиками .

§ 9 . Толщина и количество слоев укрепления обочин эксплуатируемых дорог , а также строящихся , если они принимаются н еравнопрочными проезжей части дороги , назначаются по расчету согласно положениям настоящего документа .

§ 10 . Ширина укрепления обочин эксплуатируемых дорог принимается согласно их фактическому состоянию и с учетом положений СНиП II- Д .5-72 по категориям дорог , но не более

для дорог I и II категорий - 2,5 м;

для дорог III категории - 2,0 м;

для дорог IV категории - 1,5 м.

При этом ширина I зоны для дорог I и II категории принимается 0,75 м, для дорог III и IV категории - 0,5 м.

§ 11 . Для выбора конструкции укрепления в качестве расчетной принимается упруго - пластическая стадия деформирования , сочетающая в себе экономичность и достаточную эксплуатационную надежность .

§ 12 . Независимо от категории дорог в качестве расчетного принимается усредненное удельное давление Р от колес автомобилей различных групп / при расчетном диаметре штампа Д , эквивалентного следу колеса , 34 см /, равное 5,5 кг / см 2 .

§ 14 . Необходимым требованием обеспечения прочности укрепления является удовлетворение условия

где - требуемое значение модуля деформаций I или II зоны ;

- обобщенное значение модуля деформации I или II зоны, получаемое в результате расчета.

1. Порядок расчета, укрепления I зоны

§ 15 . Требуемое значение модуля деформации для I зоны укрепленных обочин определяется по формуле

где Р - расчетное значение нагрузки , принимаемое равным 5,5 кг / см 2 ;

λ - значение относительной осадки , принимаемое по таблице 1;

К - коэффициент , учитывающий повторность нагружения , принимаемый равным К = 0,5 + 0,65 lg γ NH

γ - коэффициент , учитывающий равномерность наезда автомобилей на обочины , принимаемый согласно табл . 2;

NH - приведенное количество автомобилей , наезжающих на обочины , принимаемое по графикам рис . 1 и 2; при укреплении обочин многополосных дорог / больше 3-х полос / количество наездов определяется по интенсивности движения по крайней полосе проезжей части дороги и с использованием кривых тех же графиков для ш ирины проезжей части 10 - 10,5 м .

Характеристика материалов верхнего слоя

Значения относительной осадки, λ, не более

Материалы , имеющие в предельном состоянии хрупкое разрушение ; цементогрунт, грунт с карбамидными смолами, сцементированный шлак и т .п .

Материалы , имеющие в предельном состоянии пластическое разрушение:

а / асфальтобетон, щебень , гравий , обработанные битумом и т .д .

б / битумогрунт, нефтегрунт, комплексные вяжущие в смеси с грунтом и другие аналогичные смеси

Несвязные материалы / щебень , гравий , шлаковый камень и т .д ./

Примечание. Расчет конструкции, верхний слой которых выполнен из материалов, имеющих в предельном состоянии хрупкое разрушение /цементобетон, тощий бетон, обработанный цементом щебень, а также при большом числе наездов и материалах п. 1 настоящей таблицы/, рекомендуется проводить в соответствии с «Методическими рекомендациями по конструированию и расчету цементобетонных покрытий на основаниях различных типов» (Москва, 1972).

Внешнее сходство укрепленных обочин с покрытиями усовершенствованного типа

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНОЙ СМЕСЬЮ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по укреплению обочин песчано-гравийной смесью толщиной h=0,12 м.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по укреплению обочин песчано-гравийной смесью толщиной h=0,12 м, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по укреплению обочин песчано-гравийной смесью толщиной h=0,12 м.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих на дорожно-строительных работах, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по укреплению обочин песчано-гравийной смесью толщиной h=0,12 м, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации дорожно-строительных работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объёмы работ:

- длина участка - L=1000 м;

- ширина обочины - b=1,5 м;

- толщина слоя укрепления - =0,12 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по укреплению обочин песчано-гравийной смесью толщиной h=0,12 м.

2.2. Работы по укреплению обочин песчано-гравийной смесью толщиной h=0,12 м выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при укреплении обочин песчано-гравийной смесью толщиной h=0,12 м, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разбивка слоя укрепления обочин;

- погрузка песчано-гравийной смеси в автомобили-самосвалы и перевозка к месту работ;

- разравнивание песчано-гравийной смеси по всей ширине обочины автогрейдером;

- планировка слоя песчано-гравийной смеси автогрейдером;

- поливка песчано-гравийной смеси до оптимальной влажности;

- уплотнение слоя песчано-гравийной смеси самоходным виброкатком.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной, специализированной бригадой в составе: автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 (Q=13,0 т); автогрейдер ДЗ-180А (=3,74 м, =0,63 м); грунтовый вибрационный каток ДУ-85 (=13 т, =15-70 см, =2000 мм); поливомоечная машина ПМ-3У (=6000 л).



Рис.1. Автогрейдер средний ДЗ-180А

Рис.2. Грунтовый каток ДУ-85



Рис.3. Автосамосвал КамАЗ-55111

Рис.4. Поливомоечная машина ПМ-3У

2.5. При укреплении обочин на автомобильных дорогах применяются следующие строительные материалы: гравийно-песчаная смесь, состоящая из крупного или средней крупности песка (40%) и гравия (60%) фракции до 40 мм, отвечающая требованиям ГОСТ 25607-94*; техническая вода, соответствующая требованиям ГОСТ 23732-2011.

2.6. Работы по укреплению обочин песчано-гравийной смесью толщиной h=0,12 м следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Читайте также: