Уклон пола в зрительном зале

Обновлено: 04.05.2024

3.27. Вместимость зрительного зала в зависимости от назначения театра рекомендуется принимать, мест:

в драматическом театре 500 - 800

в музыкально-драматическом театре 500 - 1000

в театре музыкальной комедии 800 - 1200

в театре оперы и балета 1200 - 1500

Иные вместимости театров определяются заданием на проектирование.

3.28. Площадь зрительного зала на одно место принимается по СНиП 2.08.02-89 из расчета 0,7 м2 на одно место. Площадь зрительного зала (включая балконы, ложи и ярусы) определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы.

У границы зоны зрительских мест возможно устройство отдельных, огороженных барьерами, лож: служебных - со входом из комплекса помещений, обслуживающих сцену; гостевых - со входом из специальных гостевых помещений.

3.29. При проектировании в зрительном зале ярусов или балконов с количеством рядов не более трех высоту от пола зрительских мест до выступающих конструкций вышерасположенных ярусов, балконов или потолка зрительного зала рекомендуется принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов - не менее 3 м. На барьерах предусматриваются устройства, предохраняющие от падения предметов с высоты. С внутренней стороны барьеров балконов и лож целесообразно предусматривать углубления для ног зрителей, сидящих в первом ряду.

3.30. Зрительные залы рекомендуется проектировать с учетом установки в них кресел с откидными сиденьями.

В больших зрительных залах рекомендуется применять мягкие или полумягкие кресла. Крайние кресла ряда в проходах возможно оборудовать откидными сиденьями (строфонтенами) с пружинными устройствами, обеспечивающими их самоопрокидывание. В ложах и на балконах глубиной не более двух рядов возможно устанавливать стулья или скамьи со спинками.

Ширина кресел (между осями подлокотников) принимается не менее 0,52 м, ширина стульев и скамей - не менее 0,45 м. Глубина кресел, стульев и скамей проектируется с обеспечением ширины проходов между рядами не менее 0,45 м.

Расстояние между спинками кресел (глубину ряда) рекомендуется принимать не менее 0,9 м, а между спинками стульев и скамей - соответственно не менее 0,85 и 0,8 м.

Количество непрерывно установленных мест в ряду принимается при одностороннем выходе из ряда - не более 26, при двустороннем - не более 50.

3.31. Расстояние между передней границей сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы и спинками мест первого ряда зрительских мест рекомендуется принимать не менее 1,5 м.

Высоту уровня планшета сцены (авансцены) над уровнем пола первого ряда зрительских мест рекомендуется принимать не более 1 м.

3.32. В зрительных залах уклон пола (пандуса) возможен не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высота подступенков принимается не более 0,2 м.

При перепаде уровней пола соседних рядов более 0,7 м рекомендуется устанавливать между рядами ограждение, предохраняющее зрителей от падения при проходе на место. Высота ограждения определяется исходя из построения профиля пола зрительного зала.

В креслах, стульях, скамьях или их звеньях в зрительных залах (кроме балконов и лож вместимостью до 12 м) предусматриваются устройства для крепления к полу.

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Дата введения 1987-01-01

РАЗРАБОТАНЫ: ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева Госгражданстроя (руководитель темы - канд. архит. В.В.Лазарев, отв. исполнители: кандидаты архит. Ю.П.Гнедовский, Э.И.Окунева; исполнители: канд. архит. М.Р.Савченко (клубы), архитекторы Е.И.Таранова и Е.Г.Кругликова (кинотеатры); инженеры В.А.Солдатов, А.И.Зуйков, Д.В.Дмитриев, В.Б.Штейнбрехт, Л.И.Зеленяк-Кудрейко, Н.А.Смирнова; при участии инж. В.Э.Томина); Гипротеатром Минкультуры СССР (кандидаты архит. В.Д.Красильников, С.В.Гнедовский; инженеры Э.И.Кирштейн, И.Н.Клюзнер, Ю.И.Максимов, Г.Г.Лахути); УКС Минкультуры СССР (инж. Ю.П.Шенько); Гипрокино Госкино СССР (инженеры В.Ф.Кузьмин, В.М.Мурских, Б.М.Соркинд); ЦНИИЭПграждансельстроем Госгражданстроя (канд. техн. наук С.Б.Моисеев, архит. А.С.Плотникова); ВИПТШ МВД СССР (кандидаты техн. наук Б.В.Грушевский, И.Н.Кривошеев; инж. Н.Г.Климушин); УкрНИИПграждансельстроем Госстроя УССР (канд. архит. Г.В.Зенькович); при участии ЦНИИЭП инженерного оборудования Госгражданстроя (канд. техн. наук Г.В.Каменская); НИИСФ Госстроя СССР (канд. техн. наук Л.И.Макриненко); МИСИ им. В.В.Куйбышева Минвуза СССР (д-р техн. наук В.В.Холщевников, канд. техн. наук А.Н.Овсянников); НИИ общей и коммунальной гигиены им. А.Н.Сысина АМН СССР.

ВНЕСЕНЫ: ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева Госгражданстроя.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ: Управлением по строительству общественных зданий и сооружений Госгражданстроя (архит. Ю.А.Шаронов, инж. Н.А.Глинкина, архит. Ю.Н.Савин), Управлением по научным исследованиям и нормированию Госгражданстроя (канд. техн. наук И.М.Архаров).

Ведомственные строительные нормы "Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования" разработаны впервые.

СОГЛАСОВАНО с Госстроем СССР письмом от 29 мая 1986 г. N ДП-2726-1, с ВЦСПС письмом от 30 мая 1986 г. N 05/15-42 С-т, Минкультуры СССР письмом от 28 февраля 1986 г. N 09-312/15-51, Госкино СССР письмом от 28 февраля 1986 г. N 9/04-7-109, ГЭСУ Минздрава СССР письмом от 17 января 1986 г.

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 30 мая 1986 г. N 181

Настоящие строительные и технологические нормы распространяются на проектирование однозальных и многозальных зданий и сооружений культурно-зрелищных учреждений:

кинотеатров с обычными кинопроекцией и обслуживанием круглогодичного и сезонного действия (летних закрытых и открытых), а также комбинированных (круглогодичных совместно с сезонными);

клубов общего профиля (типы I-V);

театров драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета.

Проектирование зданий и сооружений общей вместимостью более 1500 мест (посетителей), специализированных типов зданий, в составе кооперированных зданий и комплексов, летних (закрытых и открытых), театров, а также реконструкции кинотеатров, клубов и театров следует осуществлять по заданиям на проектирование применительно к требованиям настоящих норм.

Перечень специализированных типов зданий кинотеатров, клубов и театров приведен в рекомендуемом прил.1.

При проектировании зданий следует соблюдать также требования СНиП 2.08.02-85*.

* Заменены на СНиП 2.08.02-89. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

Кинотеатры на 2000 мест и больше («Правила строительного надзора», § 5). Главные выходы, как правило, должны вести на разные улицы. Исключения возможны в тех случаях, когда между главными выходами и улицей находится достаточно просторный двор.

Кинотеатры с числом мест менее 2000 («Правила строительного надзора», § 6). Главные входы и выходы должны вести на городскую улицу со сквозным движением или на тупиковую улицу шириной Юме площадкой для разворота автомобилей. На более узких улицах здание кинотеатра следует располагать с соответствующим отступом от улицы (рис. 1 и 2).

Главные входы и выходы могут также вести в два двора, примыкающие к противоположным длинным сторонам здания. Минимальные ширины проездов и площадок приведены на рис. 2. Устройство проездов — см рис. 4. Ширина коридоров в кинотеатрах ≥ 2м; коридоры должны вести непосредственно к выходам наружу с целью быстрейшей эвакуации зрителей из зала.

Наружные стены («Правила строительного надзора», § 8 разд. «Кинотеатры»), а также конструкции коридоров, лестниц, подъездов и проездов, дымоходов и вытяжных вентиляционных каналов, стенки световых шахт в пределах между чердачным перекрытием и крышей (шахты должны возвышаться над крышей не менее чем на 50 см) должны быть огнестойкими!

Двери и окна следует располагать на расстоянии ≥ 6 м от противолежащих частей здания кинотеатра или соседних зданий.

В кинотеатрах с числом мест до 2000 при отметке пола не выше 4 м от уровня земли допускается устройство несгораемых перекрытий; в одноэтажных кинотеатрах (балкон и подвал здесь не считаются этажами) допускается даже устройство неоштукатуренных деревянных потолков из строганых досок. В фонарях верхнего света следует применять только армированное стекло. Кровельное покрытие - несгораемое!

Коридоры, лестницы, проезды, выходы, дворы должны иметь такие размеры и освещение, которые обеспечивают беспрепятственную, удобную, организованную, безопасную эвакуацию зрителей из кинотеатра по кратчайшему пути (конструкции, препятствующие движению на пути эвакуации, не допускаются).

Размеры коридоров должны соответствовать § 11 «Правил строительного надзора» (рис. 5). Сокращение ширины проходов в связи с размещением гардеробов, радиаторов отопления, необходимостью места для открываемых дверных створок должно быть возмещено путем соответствующего увеличения ширины коридоров. В коридорах не должно быть ступеней; исключение составляют лестницы с числом ступеней более пяти с верхним освещением и специальным освещением ступеней (причем, по меньшей мере одна из систем освещения должна быть аварийной).

Уклон пандусов 1:10. Пандусы должны начинаться перед лестницами или после них на расстоянии, равном ширине лестничного марша.

Число лестниц («Правила строительного надзора», § 12) в кинотеатрах с зрительным залом, расположенным выше уровня земли, должно быть не менее 2.

Все лестницы, предназначенные для эвакуации зрителей, должны быть огнестойкими. Поручни перил выполняются из древесины твердых пород или из несгораемых материалов и не имеют выступающих свободных концов. Поручни устраиваются с обеих сторон маршей.

Запасные лестницы следует размещать в специальных лестничных клетках; они не должны вести в подвал. Освещение и проветривание — через окна, выходящие на улицу или во двор, размеры которого отвечают нормативным требованиям (рис. 1 —3).

Лестницы должны быть расположены в здании так, чтобы при одновременном выходе зрителей из партера и с балкона не возникали встречные потоки. На пути из зрительного зала к лестницам следует размещать коридоры или промежуточные помещения (фойе).

Ширина лестниц (рис. 6) между поручнями от 1,25 до 2,50 м, ширина лестниц на балконах, вмещающих менее 125 зрителей, от 1 м и более.

Площадки наружных лестниц перед дверями запасных выходов устраиваются на высоте ≤ 2 м над уровнем земли и должны быть шире 80 см.

1. Кинотеатры с числом мест более 2000, как правило, должны иметь выходы на разные городские улицы; могут иметь и выходы во двор.

2. Кинотеатры с числом мест менее 2000, как правило, должны иметь выходы на городские улицы; могут быть расположены во дворах при условии соблюдения разрывов от близлежащих зданий.

3. Кинотеатры с числом мест до 200 и уровнем пола зала, превышающим уровень земли не более чем на 4 м, могут располагаться в достаточно большом дворе с проездом на улицу.

5. Ширина коридоров и дверей: в кинотеатрах с числом мест до 600 на каждые 125 чел. —1 м; при большем числе мест — на каждые 165 чел. — 1 м.

Общая ширина наружных выходов в кинотеатрах должна быть ≥ 2 м («Правила строительного надзора», § 13, 14). Расчет ширины выходов аналогичен расчету ширины коридоров. Допускается устройство дверей шириной до 1,5 м при условии, что большее полотно имеет ширину 1 м, а меньшее, обычно не открываемое, может быть легко открыто изнутри поворотом ручки, устанавливаемой на высоте 1,2 м (без задвижек или щеколд). Двери снабжаются автоматическими защелками, удерживающими их в открытом положении. Двери наружных выходов должны открываться наружу и не должны иметь порогов. Двери могут выступать в коридор до 15 см, однако не снижая при этом его допустимой ширины.

Окна («Правила строительного надзора», § 15) должны иметь не менее одной легко открываемой изнутри створки шириной ≥ 35 см и высотой ≥ 1,25 м.

Решетки на окнах должны беспрепятственно открываться вместе с оконными створками. В помещениях касс они могут быть закреплены наглухо. Окна, выходящие в световые дворики, должны иметь стальные переплеты с остеклением из армированного стекла, с надежным креплением, исключающим выпадение стекла при нагреве во время пожара.

Зрительный зал («Правила строительного надзора», § 16). Уровень пола партера с числом мест до 600 может быть выше уровня земли не более чем на 12 м, при большем числе мест — не более чем на 8 м. Высота зала над последним рядом мест в партере должна быть ≥ 2,3 м от уровня пола.

В кинотеатрах допускается устройство только одного яруса (балкона). Исключение составляют только кинотеатры, размещенные в реконструированных старых театральных зданиях. Высота зала в свету под балконом должна быть ≥ 2,3 м. Глубина балконов может превышать 10 рядов, но для каждых 10 рядов следует предусматривать отдельные коридоры, входы и лестницы. Отделка стен только трудновозгораемыми материалами. Отделка потолков тканями запрещена. Устройство выходов регламентируется «Правилами строительного надзора», § 11-13.

Кинотеатры с местами для стояния разрешаются только при вместимости до 200 чел. Площадь зрительного зала определяется из расчета ≥ 1 м2 на 2 чел.

Гардеробы («Правила строительного надзора», § 22) не должны размещаться у входов в коридоры и мешать движению зрителей. Ширина коридоров перед барьером гардероба должна быть по меньшей мере на V3 больше обычной; при наличии колонн ширина коридора определяется за вычетом их толщины; расстояние между колоннами и барьером должно быть ≥ 1,25 м (рис. 1).

Помещение кинопроекционной («Правила строительного надзора», § 36, 37 и далее) должно иметь огнестойкие стены и перекрытия и за исключением смотровых и проекционных отверстий не может иметь никакой связи со зрительным залом. Здесь должен быть световой проем в наружной стене или же проем, выходящий в крытую световую шахту. Двери и окна снабжаются защитными козырьками с выносом ≥ 50 см, выступающие по сторонам проемов не менее чем на 30 см. Площадь оконного проёма ≥ 1,4 м2.

Из кинопроекционной должен быть устроен выход наружу непосредственно или по лестнице. Как исключение допускается выход через свободное помещение, не используемое в качестве кладовой и удобно расположенное относительно кинопроекционной. Выход из этого помещения в зрительный зал или на пути эвакуации зрителей не разрешается.

Размеры: наименьшая глубина камеры в плане 2 м, высота ≥ 2,8 м, в месте установки проектора ≥ 2 м. Если рядом с кинопроекционной имеется связанное с ней помещение с отдельным выходом наружу, то площадь камеры может быть уменьшена до 4 м2.

Несгораемые двери должны открываться наружу. Они должны легко открываться как изнутри, так и снаружи и закрываться автоматически (дверной прибор системы Вагнера).

Лестница аварийного выхода шириной ≥ 65 см должна иметь поручни. Уклон лестницы не круче 1:1. Спуск ее в пределах помещения кинопроекционной ≤ 1,5 м. Вблизи камеры по возможности следует разместить уборную, мастерскую площадью 8 —10 м2, помещение умформера площадью 8 15 м2 и аккумуляторную (с целью аварийного освещения) площадью 6 — 10м2.

2. Кинопроекционная с подсобными помещениями. Площадь проекционной на 1 проектор ≥ 6м2; обычно устанавливаются 3 проектора в помещении площадью 16м2: при установке каждого последующего проектора площадь помещения увеличивается на 5 м2. План и разрез.

3. Кинопроекционная, расположенная в полости балкона (па Боде). Наблюдение за изображением с помощью наклонного зеркала.

4. Встроенное помещение кинопроекционной должно быть оснащено системой искусственной приточно-вытяжной вентиляции и иметь люк или шахту для выхода наружу при аварии.

5. Для повышения выразительности изображений на экране потолкам зрительных залов следует придавать плавные очертания, хорошо вписывающиеся в объем зала (по Воде).

6. Общепринятые пропорции экранов — отношение высоты к ширине. Для придания экрану необходимых размеров целесообразно применять передвижные обрамления.

7. Схема плана кинотеатра с основными данными для определения размеров зала. В настоящее время оптимальными считаются залы с числом мест 600 — 800.

Осветительное оборудование кинотеатров: главное освещение, достаточно мощное рабочее освещение (при очистке помещений, ремонте и т. п.) и полностью обособленное аварийное освещение. Последнее в случае выхода из строя главного освещения должно обеспечивать достаточную освещённость в проходах и в местах выхода. При использовании электрической энергии высокого напряжения необходимо устройство трансформаторной подстанции площадью 15 — 40 м2, однако её не следует размещать под зрительным залом или кинопроекционной.

Аварийное освещение питается от собственного источника энергии и включается автоматически при выходе из строя главного освещения; должно быть также предусмотрено ручное включение аварийного освещения из кинопроекционной и помещения дежурного пожарной охраны.

Вентиляция. В зрительном зале должно быть не менее двух наружных дверей или окон для достаточного проветривания. В некоторых случаях требуется устройство искусственной вентиляции.

В верхней части каждой лестничной клетки должно находиться вытяжное вентиляционное устройство для удаления дыма, управляемое с первого этажа.

Уборные: на каждые 10 посетителей 1 унитаз. Из общего числа унитазов 2/5 — для мужчин, 3/5 — для женщин.

Устройство винтовых лестниц допускается лишь в порядке исключения и только для вспомогательных целей.

Ступени лестниц: высота подступенков ≤ 16 см, ширина проступей ≥ 30 см. Ширина забежных ступеней в самом узком не меньше ширины дверного полотна или ≥ 80 см. Устройство кладовых под лестницами запрещено.

Если в одном здании размещены несколько кинотеатров или помимо кинотеатра другие театры, залы собраний и т. п., то для их посетителей необходимо предусматривать отдельные коридоры, лестницы и выходы. Во вновь строящихся зданиях это правило распространяется на каждую самостоятельно используемую группу помещений.

Для школьных киноустановок («Правила строительного надзора — передвижные и общественные киноустановки, § 68) допускается некоторое снижение требований строительного надзора; в порядке исключения допускается установка кинопроектора без устройства специального помещения, но при условии, что аппарат тщательно проверен, а места для зрителей отстоят от него не менее чем на 2 м.

Для размещения реклам, больших плакатов и т.п. в кинотеатрах следует предусматривать достаточно большие свободные участки стен (в существующих кинотеатрах их большей частью не хватает). Г. Херкт рекомендует организацию подогрева тротуара перед световыми рекламными витринами путём отвода теплого воздуха из зрительного зала через отверстия в наружной стене, устраиваемые на высоте 20 см над тротуаром.

1. Схема планировки кинотеатра. Боковой проход может быть размещён также и в пределах зрительного зала; в этом случае для гардероба выделяют часть фойе.

2. Кинотеатр в Осло. План 1-го этажа здания с двух сторон вплотную примыкающего к соседним зданиям; гардеробы размещены по обеим сторонам зрительного зала. Архитекторы Блакстад и Дункер. М 1: 500.

3. Кинотеатр в Мадриде. Диагональное расположение в угловом здании при максимальном использовании площади и рациональной форме зрительного зала, План 1-го этажа, Архитектор Гутьерес Сото. М 1 :500.

Выход зрителей из кинотеатра при отсутствии перерывов между сеансами организуется посредством разделения входов и выходов и прекращения доступа посетителей из фойе в зрительный зал до момента полного его освобождения. Труднее устранить встречное движение в гардеробных; эта задача может быть решена путем устройства двусторонних гардеробов (рис. 2).

Если раньше размеры экрана должны были вписываться в габариты зрительного зала кинотеатра, устраиваемого по образцу театральных залов, то в настоящее время непрерывно растущие размеры экранов, отвечающих требованиям современной проекционной техники, являются решающим фактором для объёмно-планировочного решения зрительного зала и назначения его размеров (залы для широкоэкранного кино, синерамы, циркорамы и т.п.).

Искажения изображений можно избежать только при таком расположении зрительских мест, которое соответствует условиям съёмки фильма. Поле зрения человеческого глаза в горизонтальной плоскости ограничено углом около 180°, а кинообъектив охватывает только 48°. При съёмках для синерам камера имеет три объектива и охватывает поле зрения 3 х 48 =145°, приближаясь таким образом к полю зрения человека. Воспроизведение съёмки происходит с помощью трёх синхронно работающих кинопроекторов, передающих изображение на полукруглый в плане экран таким образом, что три кадра образуют на экране непрерывное широкое изображение (рис. 2,б). Размер экрана около 7,5 х 15,5 м.

Для стереофонического воспроизведения звука устанавливают 8— 10 групп репродукторов, часть которых— позади зрителей, а часть — за экраном.

Обычный зрительный зал удлиненной формы (рис. 6, а) непригоден для демонстрации панорамных фильмов, поскольку угол зрения в задних рядах слишком мал и пространственный эффект теряется. Зал должен иметь отношения ширины к длине 1 : 2; 1 :1,5, а по последним данным — 1 :1 (рис. 6,б).

Превышение рядов друг над другом должно быть таким, чтобы нижний край экрана был виден с любого места.

Новой тенденцией является стереоскопическая кинопроекция. Ведутся разработки по достижению стереоскопического эффекта без применения специальных очков. На экран проецируются одновременно два изображения одного и того же предмета, снятых с разных точек, причём зритель видит каждым глазом только один из этих кадров.

6. Различные зрительные залы — для демонстрации фильмов на плоских (слева) и панорамных экранах (справа).

7. Циркорама на Всемирной выставке в Брюсселе. Экран — круговой (360°); круговая панорамная картина проецируется 11 синхронно работающими проекторами.

Зрелищные здания должны отличаться высоким уровнем безопасности и обеспечением максимальных удобств для зрителей; ничто не должно мешать концентрации внимания зрителей к происходящему на сцене. Вопросы строительного проектирования, оборудования и оснащения, а также эксплуатации театральных зданий, залов общественных собраний и цирков детально изложены в «Правилах строительного надзора», содержание которых кратко приведено ниже с поясняющими иллюстрациями.

в) сценическая часть: главная сцена, боковые карманы, арьерсцена, кулисы, артистические уборные, зал для хореографических занятий и т.п.

Размеры зрелищных зданий различны и зависят от их. назначения (опера, драма, эстрада, кино). До начала разработки проекта следует выяснить все требования, связанные с назначением здания и местные условия.

При расположении театра во внутренней зоне жилого квартала ширина двора у театральных входов и выходов должна по меньшей мере на 1/4 превышать ширину обычных внутриквартальных проездов (рис. 3). Устройство тротуаров в проездах см. статью "Кинотеатры".

Заполнение театра зрителями занимает обычно от 15 до 30 мин (табл.), а разъезд зрителей происходит почти одновременно.

Стоянки автомобилей и крытые подъезды. Большинство зрителей — владельцы собственных автомобилей сначала приезжает на стоянку, откуда пешком направляется в театр. На каждые три места для зрителей необходимо предусматривать одно место на автомобильной стоянке. Оптимальным решением является наличие вблизи театра большого гаража, который вечером по окончании рабочего дня может обслуживать посетителей театра. При этом желательно устройство крытого перехода между гаражом и театром. Необходимо учесть возможность подъезда такси в дождливые дни вплотную к подъезду театра.

При размещении гардеробов (рис. 6) в коридорах против боковых входов в зрительный зал эти коридоры следует расширять не менее чем на 7 м. Длина барьера гардероба назначается из расчета 1 м на 20 зрителей. Расстояние между крючками вешалок 5 см.

Лестницы (рис. 7), ведущие в партер, на первый ярус или к нижним радам амфитеатра, могут быть шире 1,8 м без разделения маршей.

Каждая сторона любого яруса, каждый коридор и каждая сторона амфитеатра должны сообщаться по меньшей мере с одной лестницей. Устройство наружных лестниц с соответствующими площадками допускается лишь на высоту ≤ 2 м над отметкой улицы.

фойе: 0,8 — 2 м2 на одного посетителя (в кинотеатрах — 0,45 м2, полагая, что фойе посещает только 1/6 зрителей);

на 75 — 100 посетителей — один унитаз, в том числе 2/5 от общего числа унитазов — для мужчин, 3/5 — для женщин.

Распределение численности посетителей (%) и затрачиваемое ими время (мин.) на проход к своему месту и уход с него (по данным Баррис-Майера и Кола, США):

Опера, концерты Эстрада Кино
Посетители, ожидающие в залах 6 % 10 %
Посетители, купившие билеты за 20 мин. И менее до начала 8 % 20 % 100 %
Проходящие по заранее заказанным билетам (время на получение) 2 – 15 мин 2 – 15 мин
Время на проверку билетов 1 мин 1 мин 1 мин
Общее время на проход в зал от подъезда 4 – 12 мин 6 – 9 мин 2 – 5 мин
Время на занятие места 4 мин
% посетителей, покидающих свои места во время антракта 75 % 50 %
Время на проход с места в фойе 4 мин 4 мин
Время пребывания в туалете 1 мин 6 мин
Время пребывания в гардеробной 3 мин 5 мин
Время на проход с места к подъезду без учёта времени пребывания в гардеробной 5 мин 6 мин
Время ожидания такси или других видов транспорта 1 – 15 мин 1 – 15 мин

5. Ширина коридоров (§11 «Правил строительного надзора»): 1 м на 80 чел., но не менее 3 м; при стесненны, условиях на ярусах — не менее 2 м, уклон коридоров — не более 1 :20.

6. Выходы (§ 14 «Правил строительного надзора»), гардеробные (§ 19 «Правил строительного надзора»). М 1:200.

7. Лестницы (§ 12 «Правил строительного надзора») — 1 м на 90 чел., широкие лестницы следует разделять перилами. Максимальное соотношение размеров подступенка к проступи — 16/30 см.

8. Устройство шлюзов между помещениями, в которых курят и зрительным залом является обязательным. М 1:200. 1 —буфет; 2 — шлюз; 3 — коридор.

Условия видимости (по данным Геллинека). Качества зрительного зала по условиям видимости зависят от ряда особенностей. В их числе:

1. Превышение уровня глаз зрителей и кривая видимости. Необходимо одинаковое превышение для каждого места; смещение мест в рядах позволяет видеть сцену между головами впереди сидящих. Минимальная величина превышения Смин = 6 см

а) графический метод (рис. 1) — последовательное соединение прямыми линиями уровней глаз зрителей, расположенных с превышением друг над другом, до достижения точки Р, находящейся в месте пересечения центральной оси сцены с продольной осью стального противопожарного занавеса. Недостаток этого метода — для определения высоты расположения последнего ряда необходимо последовательное построение всех точек уровней глаз зрителей;

б) аналитический метод (рис. 2), позволяющий непосредственно определить высоту расположения любого места зрительного зала.

где а — расстояние от точки сцены Р до первого ряда зрителей 5 м; b — превышение уровня глаз зрителей первого ряда над уровнем планшета сцены 15 — 20 см; d —расстояние между, рядами мест 80 — 90 см; х, у — координаты любого места в зрительном зале относительно точки сцены Р, принятой за 0 системы координат.

Верхняя треть кривой видимости представляет собой прямую линию, в связи с чем уклон мест в амфитеатре и на ярусах принимается прямолинейным.

2. Портал сцены: угол зрения меняется в зависимости от ширины портала и удаления зрителя от сцены. Угол цветного зрительного восприятия в горизонтальной плоскости, без поворота головы, равен 40°; он не должен превышать 54°. Наиболее четко различаются предметы, расположенные в пределах угла зрения 10 — 15°. Более подробные данные см. в статье «Глаз как оптический инструмент для оценки размеров окружающих предметов». Поэтому места в зрительном зале с учетом угла зрения делят на три зоны (рис. 4).

3. Предельное удаление мест от сцены в театральных зданиях принимается равным 20 — 35 м (табл.). Существуют два типа театров:

а) в которых необходимо различать мимику актеров и самые незначительные их жесты (драматические театры, варьете); удаление до 25 м;

б) в которых необходимо чётко различать лишь движения и жесты отдельных артистов (опера, оперетта, залы большой вместимости); удаление 32 — 36 м.

Максимальное удаление, м Театр
21 Театр в г. Магдебург
26 Городской театр в г. Гельзенкирхен
27 Городской театр в г. Бохум
28 Театр в г. Мюнхен и оперный театр в г. Гамбург
29 Театр им. Шиллера в Западном Берлине
30 Национальный театр в г. Мангейм. театр в г. Дессау
31 Национальный театр в г. Мюнхен
32 Венский Бургтеатр и театр в г. Мальме
33 Берлинский оперный театр и театр в г. Байройт
35 Миланский театр «Ла Скала», оперный театр в г. Кельн
36 Оперный театр в г. Дрезден, народный театр в Берлине

1. Графическое построение кривой видимости; последовательное нанесение превышения определяет линию подъема рядов в зрительном зале.

2. Аналитический метод определения кривой видимости (схема, поясняющая вывод формул, приведенных в тексте).

4. Размеры портала сцены, зонирование мест по величине угла зрения и глубина видимой части сцены (перед сценой — оркестровая яма, площадь которой определяется из расчёта 1,3 м2 на 1 музыканта): q1 = 10 м; q2 = 12м; а3 = 14 м; а4 = 16 м; а5 = 18 м.

Видимость – это возможность полного или частичного наблюдения объекта, т.е. такое взаимное расположение зрителя и объекта наблюдения, при котором лучи зрения от его глаз проходят ко всем точкам наблюдаемого объекта беспрепятственно (беспрепятственная видимость) или часть объекта закрыта от зрителя впереди сидящими зрителями (ограниченная видимость).

Расчет видимости заключается в построении продольного разреза зала с требуемым подъемом мест для обеспечения беспрепятственной или ограниченной видимости.

Для расчета необходимо знать положение расчетной точки F (это наиболее неблагоприятная точка), которое зависит от особенностей объекта наблюдения:

- для кинотеатров F находится в центре нижней грани экрана (hF=1.5-2.8 м);

- для театров F находится на уровне сцены на удалении 1-2 м от переднего края сцены (hF=1.15 м);

- для аудиторий – в центре нижней грани меловой доски (hF=0.9-1 м);

- для цирков – у ближайшего к зрителю края барьера;

- для спортивных сооружений – на оси ближайшей к зрителю беговой дорожки;

- для бассейнов – на оси ближайшей к трибуне дорожки для плавания.

Размеры мест принимают:

· глубину ряда – 0.9 м;

· ширину места (вдоль ряда) – не менее 0.45 м;

· глубину сидения – 0.4 м;

· высоту сидения над уровнем пола прохода – 0.43 м.

При разнице уровня пола смежных рядов трибуны св. 0.3 м у сидений предусматриваются спинки, возвышающиеся над полом выше расположенного ряда не менее чем на 0.12 м. При разнице уровней пола смежных рядов св. 0.55 м вдоль прохода каждого ряда устанавливается ограждение высотой не менее 0.7 м, не препятствующее видимости.

Уровень глаз сидящего зрителя над полом принимается 1.15 м. Расстояние между уровнем глаз зрителя и верхней точкой его головы С=0.12 м. Такая величина принимается при беспрепятственной видимости (для спортивных залов, бассейнов, цирков и т.п.). При ограниченной видимости С=0.06 м (для залов театров, кинотеатров, аудиторий и т.п.).

Расположение рядов мест может осуществляться:

· на горизонтальной плоскости;

· на наклонной плоскости;

· на поверхности в виде ломаной линии.

1. Проектирование рядов мест на горизонтальной плоскости

При расположении рядов мест на горизонтальной плоскости задача заключается в нахождении максимального удаления зрителей от объекта наблюдения.

Пример: Определить предельное удаление Lx зрительских мест от экрана в зрительном зале кинотеатра (нижняя грань экрана находится на высоте 2.5 м, условия видимости ограниченные).


Из подобия треугольников ABD и AEF получаем соотношение:

2. Проектирование рядов мест на наклонной прямой

При расположении рядов мест на наклонной прямой линии ступени подъема рядов мест будут одинаковыми. Одинаковый подъем удобен по условиям строительства, т.к. возможно применение одинаковых индустриальных изделий. Однако, если обеспечить нормативное превышение луча зрения С для зрителей самого верхнего ряда, то эти превышения от ряда к ряду возрастают и достигают наибольшей величины во втором ряду. При значительном количестве рядов возрастание С в нижних рядах может в 2-3 раза превысить требуемое. Следовательно, общий подъем будет также завышен и поэтому неэкономичен, т.к. потребуется излишняя высота помещения. Расположение мест на наклонной прямой целесообразно только при небольшом количестве рядов.

Пример: Определить высоту подъема рядов мест над уровнем пола первого ряда g для зрительного зала кинотеатра длиной 30 м (нижняя грань экрана на высоте 2.5 м, удаление первого ряда зрителей от расчетной точки F равно 3 м, условия видимости ограниченные).


x1 – превышение точки F над уровнем глаз зрителя первого ряда А (АG):

x1=2.5 – 1.15=1.35 м;

x2 – превышение уровня глаз зрителя последнего ряда над точкой F. Значение x2 определим из подобия треугольников FEG и FBK:

BK/EG=FK/FG или x2/(АЕ – 1.35)=30/3, откуда x2=30(АЕ – 1.35)/3

АЕ найдем из подобия треугольников ABE и DBC:

AE/CD=l/d, откуда AE=CD´l/d=0.06´27/0.9=1.8 м;

x2=30(1.8 – 1.35)/3=4.5 м;

g=1.35+ 4.5=5.85 м.

3. Построение профиля подъема рядов мест в виде ломаной линии

В данном случае профиль состоит из отрезков наклонных прямых (рис.). Каждый отрезок имеет свой уклон и на нем размещают группу рядов. При построении профиль разбивают на отрезки (обычно 3-4) с неодинаковым количеством рядов в каждой группе. Экономически целесообразно объединять в первой группе 3-5 рядов, во второй – 5-7рядов, в третьей –7-10 рядов и т.д.




Пример: Построить профиль подъема рядов мест в виде ломаной линии в зале кинотеатра длиной 30 м. Расчетная точка F находится на уровне 1.5 м от пола, удаление первого ряда от экрана x0=3 м, превышение уровня глаз зрителя первого ряда над расчетной точкой F: h0=-0.35 м, условия видимости беспрепятственные (С=0.12 м).


Определим общее число рядов мест N и разделим их на группы. Т.к. ширина одного ряда равна 0.9 м, то N=(30 – 3)/0.9=30 рядов. Разделим общее число рядов на группы: 1-я группа – 3 ряда, 2-я группа – 5 рядов, 3-я группа – 8 рядов, 4-я группа – 14 рядов. Следовательно, l1=2.7 м, l2=4.5 м, l1=7.2 м, l1=12.6 м.

Расчет производится путем последовательного определения ординат последнего ряда каждой группы.

Для первой группы:

l1 – расстояние от первого до последнего ряда первой группы мест;

h0 – превышение уровня глаз зрителя первого ряда над расчетной точкой F;

x0 – расстояние от расчетной точки F до первого ряда;

С – расстояние между уровнем глаз зрителя и верхней точкой его головы;

x2 – расстояние от расчетной точки F до начала второй группы рядов;

б) превышение уровня глаз зрителя последнего ряда первой группы мест над точкой F: h1=g1+ h0;

n1 – число рядов в первой группе мест.

Для последующих групп:

ln – длина n-й группы мест;

hn-1 – превышение уровня глаз зрителя первого ряда n-й группы мест над расчетной точкой F;

xn-1 – расстояние от расчетной точки F до первого ряда n-й группы мест;

С – расстояние между уровнем глаз зрителя и верхней точкой его головы;

xn – расстояние от расчетной точки F до конца n-й группы мест;

б) превышение уровня глаз зрителя последнего ряда n-й группы мест над точкой F: hn=gn+ hn-1;

Читайте также: