Укладка тротуарной плитки технология по госту

Обновлено: 01.05.2024

Как принимать работы по укладке тротуарной плитки: контролируемые требования и ненормируемые параметры

К нам часто обращаются за консультацией по различным вопросам мощения и устройства тротуарных покрытий. Недавно мы получили такой вопрос:

Есть ли документ типа ГОСТа по укладке тротуарной плитки? Как принимать работы по укладке? Какие отклонения от плоскости и допустимые неровности?

Наиболее полно вопросы контроля качества работ по устройству тротуарных покрытий представлены в новом своде правил “Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации" (СТО 46505580-002-2020).

В данной статье мы рассмотрим, на какие параметры контроля качества нужно обращать внимание, а какие параметры являются ненормируемыми, хотя часто становятся предметом разногласий с подрядчиком.

Контролируемые параметры при устройстве покрытий

При приемке работ по мощению следует контролировать высотные отметки, ровность покрытия, ширину швов, а также их заполнение.

- прямолинейность линии бортового камня на участках длиной 3 м

- превышение одного бортового камня над другим

- между смежными камнями/плитами с плоской поверхностью

- между камнями/плитами с рельефной поверхностью

- рядом с желобами

- рядом со встраиваемыми элементами

- рядом с прилегающими покрытиями

- камни мощения толщиной до 12 см

- камни мощения толщиной от 12 см

- плиты мощения толщиной до 12 см

- плиты мощения толщиной более 12 см

Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии*:

- камни мощения толщиной до 12 см

- камни мощения толщиной от 12 см

- плиты мощения толщиной до 12 см

- плиты мощения толщиной более 12 см

* Толщина подстилающего слоя с учетом запаса на вибропросадку камней должна быть увеличена на 10…15 мм.

** Измерения производятся с применением 4-х метровой рейки.

Мощение - это водопроницаемое покрытие за счет наличия межплиточных швов. Поэтому заказчик должен уделить особое внимание вопросам организации дренажа и поверхностного отвода воды. Уровень мощения должен быть выше бортовых камней или водосборных устройств на 3-10 мм - для естественного стока воды с тротуарного покрытия.

Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней и водосборных лотков на 3-10 мм

Рис 1.jpg

Поверхность покрытия должна иметь результирующий общий уклон в сторону водоприемных устройств не менее 2,5 %. Результирующий уклон должен определяться на каждом проектном поперечнике, но не реже, чем через 10 м по длине покрытия. На поверхности покрытия не должно быть местных углублений, в которых может застаиваться вода. Поперечный уклон, измеренный на базе 0,5 м, в любом месте покрытия должен быть не менее 0,5 %.

Для измерения ровности покрытия пользуются 2-4х метровой рейкой и определяют просветы, расположенные на расстоянии 0,5м между собой. Максимальный просвет под 3-х метровой рейкой должен быть менее или равен 6 мм, под 4-х метровой рейкой - 10 мм.

Ровность – допускаемые зазоры между рейкой и покрытием: рейка 3 м – не более 10 мм; рейка 2 м – не более 6 мм.

Категория использования

Максимальный просвет под рейкой, мм

Проектные прямолинейные швы в натуре не должны иметь видимых отклонений от прямой линии. Ширина межплиточных швов для стандартных камней мощения (толщиной до 12мм) составляет 3-5мм, при этом швы должны быть заполнены песком на всю высоту.

  • пески мелкие II класса с модулем крупности 1,5-2,0 (допускается применять пески средние с модулем крупности до 2,2)
  • мелкий песок, с последующей обработкой составами на основе полимеров (стабилизаторами песка)

Рис 4

Фото: Швы должны быть заполнены песком на всю высоту

Примыкания к канализационным люкам, водосборным лоткам, каким-либо другим встроенным в покрытие элементам, изменение направления рисунка мощения должны быть выполнены с учетом правил выполнения подрезки тротуарной плитки:

  • для камней мощения: наименьшая сторона отрезанного камня должна быть не менее 1/3 от целого камня;
  • для плит: в отрезанных элементах соотношение длины и ширины – не более 2х, оставшаяся короткая сторона минимум в два разадолжна превышать толщину элемента;
  • обрезанные камни/плиты не должны иметь острых углов (менее 45 градусов).

Неточно подогнанные или плохо закрепленные доборные элементы (части плитки после подрезки) под действием внешних нагрузок могут потерять устойчивое положение и быть вынесены с дорожного покрытия. Это может нарушить заклинку соседних камней и способствовать разрушению всего покрытия.

Для устройства примыканий к элементам конструкций или обрамления колодцев рекомендуется применять мелкоштучные изделия мощения, по возможности, в форме трапеции или небольшими квадратами (например, 50х50мм, 100х100мм).

Фото: Устройство примыканий при помощи мелкоштучных изделий мощения

Рис 6
Рис 7.jpg

  • уклоны и ровность покрытия
  • превышение уровня мощения над бортовыми камнями и элементами водосборной системы
  • ровность, ширина и заполнение швов
  • правила подрезки плитки (как выполнены примыкания)

Визуальная приемка мощения и ненормируемые параметры качества работ

Заказчик, в первую очередь, обращает внимание на внешний вид тротуарного покрытия. Наличие визуальных дефектов, возникающих даже при соблюдении подрядчиком всех требований качества мощения, часто приводит к разногласиям при приемке работ.

К таким визуальным, ненормируемым параметрам качества покрытия относятся:

  • скалывание кромок у камней/плит мощения
  • отклонение по цвету и структуре
  • появление высолов
  • время высыхания изделий
  • повреждение поверхности изделий от вибрации при их осадке
  • образование луж на покрытии

Скалывание кромок у камней/плит могут образовываться во время ненадлежащей транспортировки или при неправильной укладке, когда получаются слишком узкие швы. При этом незначительное скалывание кромок не влияет на эксплуатацию покрытий.

Бетонные тротуарные камни/плиты в зависимости от исходного материала и условий производства обладают колебаниями структуры поверхности и цвета. Наличие отдельных неравномерных участков со скоплением светлых или темных пятен часто становится причиной претензий при приемке. Для достижения равномерного цвета мощения при укладке необходимо смешивать камни из нескольких транспортных поддонов (вести укладку одновременно с 3-5 поддонов).

Фото: Цветовые пятна в мощении возникли из-за укладки плитки без перемешивания с разных поддонов

Рис 8.jpg

При визуальной приемке покрытия следует учитывать, что впечатление будет зависеть, в том числе, от наличия влаги на поверхности плитки, от угла наблюдения и направления наблюдения относительно солнца. В сухую солнечную погоду цветовые различия между плиткой близких цветов или переходы цвета на плитке типа ColorMix слабо различимы, после дождя же покрытие выглядит более ярким и насыщенным.

К уличному тротуарному покрытию нельзя предъявлять такие же визуальные требования, как к внутренним помещениям. При эксплуатации очень быстро образуются загрязнения (пыль, грязь, масляные пятна или остатки жевательной резинки). Светлые цвета бетонных изделий особенно подвержены загрязнению уже при укладке и даже последующая мойка покрытия может не придать плитке изначальный внешний вид, что не является однозначным признаком некачественности изделий или работ по мощению. Следы загрязнений также особо заметны на однотонном мощении.

Под выцветанием (высолами) понимают тончайшие беловатые отложения на поверхности тротуарного покрытия. Высолы образуются во время естественного процесса твердения цемента, исчезают сами собой под воздействием естественных погодных факторов в течение 1-2 лет эксплуатации и не являются дефектом.

Фото: Высолы на поверхности могут появляться в процессе мощения или спустя некоторое время. Через 1-2 года высолы, как правило, исчезают под воздействием естественных погодных факторов

Высолы.jpg

Неравномерно высыхающие поверхности являются типичными. Принципиально существуют требования только к максимальному водопоглощению. Время высыхания может быть различным для камней одного и того же производства. Даже незначительные различия в водопоглощении и структуре пор изделий ведут к сильно отличающемуся времени высыхания покрытия. Это явление не является недостатком и прямым доказательством низкой характеристики водопоглощения.

Оси швов мощения должны быть прямолинейными - на основании данной формулировки неровные очертания швов могут стать причиной разногласий. Для отклонений от прямой линии не имеется специального значения допуска. Здесь может быть принят позиционный допуск ± 2 см, но без учета рассматриваемой длины этот размер проблематичен. При незначительных длинах - до 10 м - он выявляет не эстетичный вид покрытия, а при больших длинах свыше 100 м отклонения значительно больше этих позиционных допусков зрительно не выделяются. В большинстве случаев измерение производится как измерение отклонения от натянутого шнура.

Причиной образования луж являются неровности в комбинации с очень незначительным наклоном поверхности. Однако, существуют случаи образования луж при наклонах и неровностях в пределах заданных допусков, а именно в случае неровностей в форме очень коротких волн. Как правило, лужи – это дефект. В лужах машины вымывают материал для заделки швов, а зимой на этом месте образуются опасные участки гололеда.

Контроль на всех этапах проведения работ по мощению

Во избежание конфликтных ситуаций при финальной приемке мощения и получения высокого качества работ рекомендуем:

  • заранее обсудить с подрядчиком перечень параметров, по которым будет осуществляться приемка
  • осуществить выборочный контроль качества изделий для мощения на объекте перед укладкой (соответствие цвета, толщины изделий, наличие дефектов и повреждений)
  • осуществить промежуточный контроль проведения работ по устройству основания (высотные отметки, качество уплотнения основания, толщина подстилающего слоя)
  • осуществить промежуточный контроль работ по укладке плитки (укладка ведется с нескольких поддонов, соблюдение правил подрезки плитки и выполнение примыканий)

Долговечность и эксплуатационные свойства тротуарного покрытия во многом зависят от качества устройства основания. Одной из важных операций при устройстве основания является уплотнение несущих слоев. Для работ, как правило, применяется легкая уплотняющая техника: виброплиты (от 80кг до 150 кг), вибротрамбовки или легкие дорожные катки (до 3 тонн).

Рис: Слева несущее основание имеет слишком много пустот. Справа — качественно подготовленное основание для мощения

Рис 9.jpg

С целью достижения высокой прочности основания должны соблюдаться следующие правила:

  • Толщина уплотняемого слоя до 15 см;
  • Кол-во проходов по каждому слою от 4 до 10 раз!
  • Порядок прохода от краев к центру (иллюстрация)
  • Подстилающий слой из песка не должен быть более 5 см (для изделий толщиной до 12 см)

Рис: Порядок движения виброплиты от краев к центру

Рис 10.jpg

При мощении должен соблюдаться главный принцип работ - перемешивание, брать и укладывать плитку необходимо с нескольких поддонов! Как отмечалось выше, это позволит избежать наличия отдельных участков со скоплением светлых или темных пятен.

В течение 1-3 месяцев с начала эксплуатации должен быть организован дополнительный контроль покрытия с целью проверки заполнения швов, функционирования ливневой системы и устранения возможных местных деформаций.

Производство тротуарной плитки по ГОСТу: компоненты, пропорции, технологии

Плитка бетонная имеет целый ряд преимуществ перед другими покрытиями:

надежность;
длительный срок эксплуатации;
огромный ассортимент цветов, форм и размеров;
простоту укладки и последующего обслуживания.

Некоторые недобросовестные производители, изготовляя плитку подпольно, чтобы снизить себестоимость продукции, могут отступить от данного эталона. Панели получатся дешевле, но служить будут меньше по времени и, что самое главное, не будут безопасными.

Производство плитки

Компоненты

Чтобы получить бетонную плитку высокого качества, нужно использовать высококлассные ингредиенты. Бетонные растворы для тротуарной плитки готовятся согласно ГОСТ 27006-86. Для этого понадобятся следующие компоненты:

цемент. Он должен обладать высокой прочностью для создания надежного раствора, и иметь приемлемую цену. Лучше всего подойдет цемент марок от М400 до М500, самый ходовой по соотношения цена качество – это портландцемент М400. Можно использовать на свой страх и риск М300. Будет дешевле, но и качество упадет;
песок. Он используется в качестве мелкого заполнителя. Лучше использовать речной, чистый и просеянный. Для этого компонента тоже существует стандарт, он носит название ГОСТ 8736-93;
щебень. Этот элемент выступает в качестве второго, крупного, наполнителя. Его размеры, морозостойкость и марка прочности регламентируется ГОСТ 8267-93;
примеси и пластификаторы. Они придают бетонной плитке морозоустойчивость, пластичность, служат защитой от растрескивания во время просушки.
вода. Она должна быть чистой и без различных добавок.

Пропорции

Чтобы раствор получился качественным, следует выполнять все требования стандарта и правила, так как нарушения приведут к существенному ухудшению качества продукции.

Примерный вариант пропорции компонентов для изготовления тротуарной плитки:

цемент М400 – 20–23%;
песок – около 20%;
щебень – 55-57%;
вода – около 40%, но нужно смотреть, чтобы раствор был не жидким, а то изделия будут слишком долго сохнуть;
добавки – не более 1% от массы цемента.

Это очень приблизительный вариант раствора.

До начала работ лучше произвести эксперименты с небольшими партиями раствора и выбрать наилучший. Большое внимание следует уделить химическим добавкам – их свойства нужно тщательно изучить.

Методы изготовления

На текущий момент бетонная тротуарная плитка изготавливается двумя способами: вибролитьем и вибропресованием.

Вибролитье — это наиболее подходящий вариант для изготовления бетонных панелей и брусчатки своими руками. Для этого нужно немного: бетономешалка, специальный вибростол и формы для плитки.

Вторым методом в домашних условиях воспользоваться не удастся. Эта технология требует больших затрат, специального дорогостоящего оборудования. Она рекомендуется при выпуске больших объемов продукции.

СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки

СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки.

Укладка тротуарной плитки должна происходит согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ.

При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил:

На основании госстандартов для проведения работ оформляются документы:

  • схема создания укладки;
  • смета;
  • технологическая карта;
  • общий подсчет трудозатрат и использования механической техники.

Подготовительный этап работ включает в себя следующее:

  • геодезическая разбивка основания под тротуарную плитку;
  • разметка земельного участка;
  • проверка тротуарной плитки на соответствие стандартам;
  • доставка материала и необходимой техники на строительную площадку.

Начальный этап укладки тротуарной плитки подразумевает создание стяжки, которая включает в себя:

  • первый слой должен быть песчаным;
  • основание производится на выбор из песка, цементно-песчаной смеси, бетона или щебня;

Далее последовательность работ должна быть следующей:

  • установка бортовых камней по периметру;
  • насыпание подстилающего песчаного слоя;
  • создания основания;
  • укладка тротуарной плитки на основание;
  • заполнение межплиточных швов.

Регламентирующий документы прописывают следующие стандарты:

    размером до 600 мм укладывается вручную;
  • возможные места провисания дополнительно поддерживаются маяками;
  • между плитами до 600 мм должны соблюдаться зазоры 5-8 мм;
  • заполнение швов производится песком;
  • для работы с плиткой используются деревянные подручные инструменты.

Укладка тротуарной плитки в зимний период: правила и запреты

Разметка земляного полотна, насыпание подстилающего слоя и подготовка основания под плитку должно быть проведено до наступления минусовой температуре. Затем объект может законсервироваться до нужного срока.

При укладке плитки зимой необходим подогрев основания. Заделка швов также производится ппеском.

Согласно ГОСТу и СниПу недопустимо проведение работ при температуре -15°С и во время снегопада.

Тротуарную плитку в Москве вы можете приобрести в салоне «Прага». Мы специализируемся на продаже этого материала, поэтому у нас вы сможете найти самые разнообразные виды, формы, цветовые оттенки и размеры изделий.

Прокрутить вверх

«Прага» – сеть салонов тротуарной плитки, которая предлагает комплексный подход к благоустройству придомовой территории.

Вся представленная на сайте информация, касающаяся стоимости, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Устройство основания (пирога) под тротуарную плитку

Дорожные одежды с покрытием из тротуарной плитки классифицируются в зависимости от нагрузок:

  • класс N1 - рассчитаны только на пешеходные нагрузки;
  • класс N2 - рассчитаны на нагрузки от пешеходов и от заезда уборочной техники массой до 3,5 тонн;
  • класс N3 - рассчитаны на нагрузки от пешеходов и от заезда крупной тротуароуборочной техники с осевой нагрузкой меньшей или равной 5 тонн/ось.
  • автомобильные дороги IV (4) категории - рассчитаны на нагрузку от транспортных средств с нагрузкой на ось 100 кН и на колесо 50 кН.

При мощении загородного участка следует руководствоваться правилами устройства основания для дорожных одежд классов нагрузки N1 и N2. Монтаж мощения начинается с разбивки участка для выставления высот и определения уровней мощения.

разбивка-участка.jpg

Во избежание застоя дождевой воды необходимо задавать уклоны на мощение - минимум 1см на метр погонный.

На первом этапе подготовки основания производится выемка грунта при необходимости и обратная засыпка участка песком с помощью экскаватора. Поверх уложенного песчаного грунта укладывается универсальный геотекстиль плотностью 150 грамм на м2. Эта мера необходима для сохранения целостности уложенного впоследствии пирога при колебании уровня грунтовых вод. Геотекстиль укладывается с перехлёстом смежных полотен не менее 30 см.

геотекстиль2.jpg


По периметру мощения устанавливаются бордюры для разделения границ между дорожкой и газоном. Еще одна функция бордюра - предотвращать расползание тротуарной плитки. Бордюр устанавливается по краям пирога основания на бетонный раствор (рекомендуется бетон класса В15) и закрепляется им же по торцам.

Далее производят отсыпку гранитным щебнем способом "от себя" без заезда на открытое полотно. Наиболее подходящая фракция гранитного щебня – 20-40 мм. Отсыпанный щебень распределяется равномерно по периметру площадки и разравнивается граблями.

отсыпка-щебнем2.jpg


После этого производится предварительное уплотнение материала с помощью виброплиты массой 90-120 кг, расклиновка его более мелкой фракцией щебня со средним размером зерен 5-10 мм и повторное уплотнение.

Оптимальная толщина щебеночной подушки для пешеходной зоны составляет 15 см, в случае автомобильного мощения – 25 см. В общем плане выбор толщины слоя щебня зависит напрямую от стабильности грунтов и проектируемых нагрузок. Послойное уплотнение щебня создает специальную прослойку, тем самым препятствуя “протеканию” верхних слоев пирога в нижележащие слои дорожной одежды.

устройство-плитки2.jpg


После тщательной трамбовки слоев основания формируется подстилающий слой из песка (пески средние и мелкие II класса по ГОСТ 8736). В некоторых случаях, когда имеют место слабые, пучинистые грунты и есть вероятность просадок, можно использовать подстилающий слой из гарцовки (цементно-песчаной смеси без добавления воды). Преимущество гарцовки в данном случае будет состоять в том, что она обеспечит более стабильное основание и, в то же время, будет пропускать воду в щебень и грунт.

Подстилающий слой также необходимо утрамбовать и выровнять по маякам для достижения равномерной толщины поверхности. Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна быть 3-5 см для всех серий тротуарной плитки толщиной до 12 см.

слой-гарцовки2.jpg

Монтаж тротуарной плитки производится непосредственно на песок (или гарцовку). Принцип монтажа зависит от типоразмера тротуарной плитки и выбранного рисунка укладки. В любом случае, рекомендуется соблюдать общее правило - укладку камня вести одновременно с 3-5 паллет во избежание скоплений темных или светлых участков.

Когда вся плитка смонтирована, необходимо просыпать и промести щеткой швы сухим сеяным кварцевым песком. Сухой песок в отличии от мокрого будет просыпаться на всю глубину шва, что избавит вас от повторного прометания.

устройство основания под тротураную плитку (2).jpg

Заключительным этапом является трамбовка плитки виброплитой через резиновую подушку, что позволяет выровнять все неровности плитки, и на выходе получить качественное равномерное покрытие.

трамбока-плитой.jpg


Принципиальная схема пирога под тротуарную плитку (дорожки на участке, отмостка, зона отдыха) выглядит следующим образом:

пирог основания.jpg

где верхний слой дорожной одежды включает:
1 - тротуарный камень толщиной 40-60 мм
2 - монтажный (подстилающий слой) толщиной в уплотненном состоянии 30-50 мм, изготовленный из цементно-песчаной смеси (гарцовки) или песка
3- швы, заполненные кварцевым песком


Рекомендуем также посмотреть видео укладки тротуарной плитки, подготовленное специалистами по благоустройству:

СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки

СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки.

Укладка тротуарной плитки должна происходит согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ.

При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил:

На основании госстандартов для проведения работ оформляются документы:

  • схема создания укладки;
  • смета;
  • технологическая карта;
  • общий подсчет трудозатрат и использования механической техники.

Подготовительный этап работ включает в себя следующее:

  • геодезическая разбивка основания под тротуарную плитку;
  • разметка земельного участка;
  • проверка тротуарной плитки на соответствие стандартам;
  • доставка материала и необходимой техники на строительную площадку.

Начальный этап укладки тротуарной плитки подразумевает создание стяжки, которая включает в себя:

  • первый слой должен быть песчаным;
  • основание производится на выбор из песка, цементно-песчаной смеси, бетона или щебня;

Далее последовательность работ должна быть следующей:

  • установка бортовых камней по периметру;
  • насыпание подстилающего песчаного слоя;
  • создания основания;
  • укладка тротуарной плитки на основание;
  • заполнение межплиточных швов.

Регламентирующий документы прописывают следующие стандарты:

    размером до 600 мм укладывается вручную;
  • возможные места провисания дополнительно поддерживаются маяками;
  • между плитами до 600 мм должны соблюдаться зазоры 5-8 мм;
  • заполнение швов производится песком;
  • для работы с плиткой используются деревянные подручные инструменты.

Укладка тротуарной плитки в зимний период: правила и запреты

Разметка земляного полотна, насыпание подстилающего слоя и подготовка основания под плитку должно быть проведено до наступления минусовой температуре. Затем объект может законсервироваться до нужного срока.

При укладке плитки зимой необходим подогрев основания. Заделка швов также производится ппеском.

Согласно ГОСТу и СниПу недопустимо проведение работ при температуре -15°С и во время снегопада.

Тротуарную плитку в Москве вы можете приобрести в салоне «Прага». Мы специализируемся на продаже этого материала, поэтому у нас вы сможете найти самые разнообразные виды, формы, цветовые оттенки и размеры изделий.

Прокрутить вверх

«Прага» – сеть салонов тротуарной плитки, которая предлагает комплексный подход к благоустройству придомовой территории.

Вся представленная на сайте информация, касающаяся стоимости, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Читайте также: