Укладка тротуарной плитки на кровле технология

Обновлено: 02.05.2024

Если еще совсем недавно крыша жилого дома или небоскреба служила лишь защитой строения от атмосферных явлений, то сейчас это часть дома часто используется для увеличения жилой части. Такая крыша носит название эксплуатированная кровля, состоит она из множества компонентов и может использоваться на протяжении всего года. Эксплуатируемая кровля из тротуарной плитки – один из вариантов оформления, показывающая статус владельца. А что это такое, какие факторы влияют на конечный результат монтажа, какой бывает плитка для такой кровли, читайте далее.

Эксплуатируемая кровля, что это такое

тротуарная плитка на кровле

Итак, тротуарная плитка на кровле позволяет увеличить эксплуатируемую площадь здания и создать по-настоящему романтические интерьеры

Если объяснять простым языком, то это крыша, на которой можно ходить, загорать, отдыхать, устраивать цветники и бассейны, то есть крыша, которую можно активно эксплуатировать на протяжении всего года. Такой вариант кровли прекрасный способ быть больше на свежем воздухе, в случае невозможности выбираться за город. Обязательным условием для такой крыши является плоская поверхность, с перепадом по высоте не более 15 градусов. В зависимости от дизайнерского решения заключительным покрытием кровли могут быть трава или иные растения, каменная крошка, брусчатка, полимерные материалы, прорезиненные маты, декинг (терассная доска), тротуарная плитка.

Почему именно плитка?

Рассматривая финишную отделку плоской крыши, прежде всего отмечают положительные и негативные свойства и характеристики того или иного отделочного материала.

Отметим, что тротуарная плитка на кровле имеет преимущество, благодаря таким характеристикам, свойствам последней:

  • длительный срок эксплуатации;
  • прочность и устойчивость к механическому, атмосферному влиянию. Такое покрытие в состоянии выдерживать большие нагрузки;
  • специальная поверхность плитки не позволяет снегу (льду) скапливаться на ней, а значит вы сможете использовать вашу террасу и зимой (тем не менее чистить поверхность крыши всё равно необходимо, при этом нужно быть аккуратным, чтобы не пробить материал и не нарушить герметичность);
  • высокое качество покрытия с антискользящими свойствами;
  • небольшой и вес плиток существенно облегчает их доставку и установку;
  • одинаковые габаритные размеры «кубиков» позволяют добиваться высокого качества укладки.

Материалом для изготовления плитки может выступать мрамор, керамогранит или гранит. Особую популярность имеет бетонная плитка для кровли, а также на основе полимеров с песком.

Какой бы не была эксплуатируемая кровля из тротуарной плитки, главное – четко следовать технологическому процессу монтажа.

плитка бетонная для кровли

Бетонная плитка для кровли не единственный материал, который нужно использовать, одна из самых важных составляющих такой работы — гидроизоляция кровли

Как правильно монтировать

эксплуатируемая кровля из тротуарной плитки

На схеме эксплуатируемая кровля из тротуарной плитки с прямым расположением слоев. На самом деле водоотвод на данной схеме не указан. Он достигается за счет установки специальных систем, либо создания уклона для стока воды и очистки снега

Укладка тротуарной плитки на кровле проводится с применением следующих строительных материалов:

  • подставок их пластика. Подставки для плитки используются двух видов – в виде «бубликов» и опор. Первый вариант — «бублики», относят к бюджетным стройматериалам, но имеющим один недостаток – малый диапазон по высоте. Максимальный перепад высот будет составлять 15 мм. Такой диапазон не будет существенно влиять на уклон крыши и будет полностью повторять ее архитектурные особенности. Опоры имеют больший высотный диапазон, выпускаются даже виды опор, которые дают возможность регулировать угол наклона. Но такое свойство увеличивает ценовую составляющую, как самих опор, так и кровли в целом;
  • специального плиточного клея на бетонную стяжку;
  • щебня гранитного.

Обратите внимание, что при установке эксплуатируемой кровли из тротуарной плитки следует учитывать некоторые факторы:

  • конструкция крыши;
  • наличие и количество аэраторов для кровли;
  • вентиляционные отверстия;
  • будущая нагрузка на покрытие.

Варианты кровельного «пирога»

укладка тротуарной плитки на кровле

На схеме укладка тротуарной плитки на инверсионной кровле. Слои уложены в обратном порядке, что позволяет укладывать плитку традиционным способом

Установка эксплуатируемой кровли из тротуарной плитки может проводиться в двух вариантах, как на фото примере выше. Первый вариант предусматривает монтаж плитки на цементный раствор, второй вариант – плитка свободнолежащая.

Большая часть шагов в обоих вариантах установки одинаковы:

  • основание – бетонная стяжка;
  • первый шар геотекстиля;
  • гидроизоляция;
  • 2-ой слой геотекстиля;
  • теплоизоляционный слой;
  • заключительный слой геотекстиля.

Если используется бетон, тогда следующим шагом будет стяжка и соответственно сама плитка на клее. В случае свободнолежащей плитки, предпоследним слоем будет сливная воронка.

Важно помнить, что нагрузка на покрытие будет существенной, поэтому необходимо тщательно придерживаться технологии монтажа и выжидать отведенный временной промежуток для полного высыхания каждой составляющей части.

эксплуатируемая кровля из тротуарной плитки

Эксплуатируемая кровля из тротуарной плитки, специально созданной для открытых террас. Плитка имеет подложку, которая позволяет мастеру уложить её прямо на нанесенную гидроизоляцию

Недостатки и положительные характеристики

Не смотря на широкий ассортимент и доступную стоимость укладки плитки на специальный клей, мастера отмечают следующие недостатки данного покрытия:

  • бетонная стяжка может отходить от основания под влиянием низких температур;
  • поверхность быстро теряет привлекательность. Этот недостаток нейтрализуется, если сверху плитку обработать полиуретановым лаком;
  • в пространство между стыками плиток может попадать влага. Чтобы избежать в дальнейшем проблем, просто заполните швы полиуретановым герметиком.

Если же выбрана эксплуатируемая кровля из тротуарной плитки на подставках, обращайте внимание на вес материала. Чем тяжелее и больше образы, тем меньше шансов, что покрытие во время ходьбы по нему будет «ходить». Ассортимент и ценовая категория такого пола тоже вполне доступная и многообразная.

Эксплуатируемая кровля на гранитном отсеве имеет идеально ровное покрытие, но при этом большой вес, отсутствие дренажа воды, скользкую поверхность. Чтобы удалить недостатки необходимо планировать уклон для природного водоотведения.

Как видите, эксплуатируемая кровля из тротуарной плитки – вариант отдыха на воздухе, даже если вы живете в многоэтажном доме или офис находиться на верхних этажах небоскреба. Вариантов много – выбор за вами!


Эксплуатируемая кровля в современной архитектуре уже не новость. Участки с бассейном, зоной отдыха, тренажерными площадками и даже парковкой все чаще можно встретить на крышах современных новостроек. Для благоустройства таких кровель используются различные варианты покрытия. Одним из самых доступных и надежных считается тротуарная плитка.

Преимущества эксплуатируемой крыши

Такой тип крыш предназначен для круглогодичного использования. Он может служить зоной отдыха, участком для размещения тяжелых объектов, для обустройства террас и бассейнов.

  • При конструкции дома с плоской эксплуатируемой крышей потолок верхнего этажа является и потолком всего строения — в специальном подвесном перекрытии необходимости нет.
  • Кровля плоского типа строится в разы проще и быстрее, чем любая другая.
  • Количество осадков зимой, которые скапливаются на крыше, могут служить дополнительным природным утеплителем дома.
  • И, как говорили выше, плоская эксплуатируемая крыша может использоваться как зона отдыха и развлечений в любое время года.

Эксплуатируемая крыша может выдерживать высокие нагрузки лишь при грамотно спроектированном кровельном пироге. Кровельный пирог — это совокупность нескольких слоев стройматериала, каждый из которых дополняет конструкцию, делая ее износоустойчивой и прочной.

Рассчитанный до мелочей и правильно сконструированный пирог кровельного покрытия позволит продлить эксплуатационный период крыши. При его проектировании берутся во внимание предполагаемые виды нагрузок:

- желаемые способы эксплуатации крыши;

- масса установленных на ней объектов;

- масса строительного материала;

- атмосферные осадки данного региона.

Классический состав кровельного пирога выглядит следующим образом:

  • Железобетонное перекрытие;
  • Пароизоляция;
  • Слой, формирующий уклон;
  • Песчано-цементная стяжка;
  • Покрытие для гидроизоляции;
  • Слой утеплителя;
  • Слой геотекстиля;
  • Щебень в качестве балласта; ;
  • Финальный слой — тротуарная плитка.

Каждый слой имеет свою нагрузку и последовательность. Соблюдение порядка укладки материалов и их высокое качество гарантирует прочность и основательность кровельного покрытия эксплуатируемой крыши на долгие годы.

Чем удобна укладка тротуарной плитки кровле

В формировании кровельного пирога тротуарная плитка имеет финальное назначение. Ее укладка завершает все кровельные процессы. Имея ряд преимуществ, данный материал может легко конкурировать с другими видами покрытия:

— небольшой вес и габариты — позволяют достаточно легко транспортировать плитку на большую высоту, в то время как бетонное покрытие транспортируется только специальной лебедкой или строительным краном.

— компактность элементов и разнообразие цвета — небольшие элементы вибролитой или вибропрессованой плитки для мощения эксплуатируемой крыши позволяют укладывать ее даже в труднодоступных местах, создавая смелые дизайнерские решения.

— устойчивость к перепадам температур и осадкам — такому покрытию не страшны сильные морозы или массивные пласты снега, очистить плитку, благодаря ее ровной и гладкой поверхности, достаточно просто.

— простота укладки тротуарной плитки на крыше позволяет выполнить завершающие кровельные работы быстро.

— доступная стоимость тротуарной плитки относительно других видов покрытия позволяет широко использовать ее для мощения эксплуатируемых крыш больших площадей.

Устройство тротуарной плитки на кровле — монтаж

Для укладки тротуарной плитки на кровле потребуются следующие материалы:

  1. Пластиковые подставки — бывают 2-х видов: опоры и «бублики». Опоры позволяют регулировать угол наклона покрытия, но, вместе с тем, имеют значительно высшую стоимость. Второй вариант бюджетный, но имеет низкий диапазон высоты и полностью повторяет геометрию кровли.
  2. Плиточный клей для бетонной стяжки.
  3. Гранитный щебень.

Различают 2 вида укладки плитки на эксплуатируемую крышу: монтаж по цементному раствору и свободнолежащая тротуарная плитка.

В обоих вариантах установка практически идентична. Различие только в финальном слое кровельного пирога:

  • если это бетонная стяжка, то плитка кладется на клей;
  • если завершительный этап — сливная воронка, то используется технология свободнолежащей плитки.

Рекомендации по продлению эксплуатационного срока плитки на плоской крыше

— Чтобы тротуарная плитка в течение долгих лет эксплуатации имела первоначальный внешний вид, после полного высыхания всех монтажных слоев, ее поверхность необходимо обработать полиуретановым лаком. Он сохранит цвет и текстуру покрытия.

— Для защиты от попадания влаги в пространство между блоками плитки следует обработать швы полиуретановым герметиком.

— И последний момент, чем плотнее и тяжелее будет тротуарная плитка для кровли, тем меньше вероятность подвижности покрытия во время эксплуатации. Плитки не будут «ходить» под ногами, а, следовательно, будут плотно зафиксированы на основании.

Вариантов кровельных пирогов и видов покрытия множество, выбор остается за вами. Главное, не следует экономить на материалах, которые должны служить десятки лет. Выбор в пользу качественного надежного покрытия будет оправдан максимально длительным эксплуатационным периодом.

Арена


ООО "Арена"
г. Ижевск, ул. Маяковского 13
Email: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Телефон: (3412) 51-22-73
Факс: (3412) 51-22-73

В современном строительстве существуют ситуации, когда бетонную тротуарную плитку применяют не только в качестве дорожного покрытия, но и как материал при устройстве кровли. Случаи такие встречаются не очень часто, но их тоже следует рассмотреть.

Вариант А. Иногда в современных домах, даже многоэтажных, кровлю используют в качестве площадки для прогулки жильцов. При этом для покрытия можно применять бетонную тротуарную плитку. В этом случае при выборе плитки одним из основных критериев будет ее масса, так как поднимать плитку придется наверх с помощью лебедок или башенных кранов. Тем более, что большой нагрузки на плиточное покрытие здесь не предвидится - ведь по нему будут ходить только люди. Лучше всего для решения такой задачи подходит плитка, изготовления по методу вибролитья, толщиной 30 или 40 мм. Укладывать тротуарную плитку можно только на заранее подготовленную бетонную стяжку. Монтажный слой представляет собой жидкий раствор либо очень плотную гарцовку (соотношение цемента и песка 16-8). Его толщина не должна превышать 2-3 см.

Вариант Б. Более сложный случай - укладка тротуарной плитки на кровле, представляющей собой автомобильную парковку. Такие варианты встречаются в местах застройки на длинных склонах, когда строительство ведется уступами, и кровля одного из строений находится на уровне фундамента последующего. Подобная кровля должна обеспечивать одновременно и гидроизоляцию, и водоотвод, и прочность для того, чтобы выдержать автомашину, иметь уклоны, не превышающие несколько градусов, оптимальную массу, которую могли бы выдержать несущие конструкции без принципиального их усиления.

Рис. 1. Схема укладки тротуарной плитки на кровле

На рис. 1 показана примерная схема устройства покрытия из тротуарной плитки на кровле. Очень важен в этом случае расчет нагрузок на несущие конструкции. Здесь все зависит от вида данных конструкций и величины нагрузок. Для уменьшения нагрузки при устройстве бетонной стяжки следует использовать легкие бетоны, т.е. те, в которых вместо щебня или гравия применяется легкий наполнитель в соответствии с ГОСТ 25820-2000 «Бетоны легкие. Технические условия». Такими бетонами являются: керамзитобетон (бетон на керамзитовое гравии); шунгизитобетон (бетон на шунгизитовом гравии); аглопорито-бетон (бетон на аглопоритовом щебне или гравии); шлакопемзобетон (бетон на шлакопемзовом щебне или гравии); перлитобетон (бетон на вспученном перлитовом щебне); бетон на щебне из пористых горных пород; термолитобетон (бетон на термолитовом щебне или гравии); вермикулитобетон (бетон на вспученном вермикулите); шлакобетон (бетон на золошлаковых смесях тепловых электростанций или на топливном шлаке, гранулированном доменном или электротермофосфорном).

Какой бетон выбрать из данного перечня - решать придется в зависимости от того, какой именно из бетонов можно приобрести в данном районе. Тут имеет значение и цена, и дальность транспортировки. Нужно отметить, что указанные бетоны обладают повышенными теплоизоляционными свойствами по сравнению с обычными. Это может иметь большое значение в районах с низкими зимними температурами. Теплоизоляционные свойства легких бетонов существенно различаются в зависимости от наполнителя. В табл. 1 указано, какие именно легкие бетоны можно применять в качестве теплоизоляционных материалов при строительстве.

Область применения легких бетонов на основе различных видов пористых заполнителей

Оптимальным из всех легких бетонов является керамзитобетон. Как правило, его нетрудно приобрести, да и все его свойства, как по нагрузкам, так и в качестве теплоизолятора, являются приемлемыми. При устройстве покрытия из тротуарной плитки на кровле по варианту Б обязательным является изготовление гидроизолирующего слоя из рулонных наплавляемых материалов. Гидроизолирующих слоев потребуется не менее двух, а лучше три.

Дополнительная теплоизоляция. В некоторых случаях необходимы дополнительные теплоизоляционные слои из пенополистирола или аналогичных по свойствам материалов. Здесь все зависит от расчетов теплоизоляции всей конструкции. Вполне возможно, что будет достаточно теплоизолирующих свойств бетонной стяжки из легкого бетона. В случае же больших отрицательных температур целесообразно уложить несколько слоев пенополистирола.

Толщина бетонной стяжки рассчитывается с учетом прочности конструкции, но в любом случае она не должна быть менее 5 см. Армирование стяжки обязательно. Непременным условием устройства таковой является вертикальная планировка, т.е. должны присутствовать все продольные и поперечные уклоны в соответствии с вертикальными отметками. При проектировании уклонов в случае укладки тротуарной плитки на кровле нужно учитывать, что отвод воды с кровли должен быть очень эффективным. Поэтому уклоны должны быть больше, чем на простом дорожном покрытии, - не менее 3-4 %.

Если размеры площадки на кровле велики (возможно, они исчисляются Десятками метров), то разница в высотах при уклоне в 4 % будет весьма значительной. При расстоянии в 100 м она составит 40 см. Бетонная стяжка такой толщины может оказаться слишком тяжелой для всей конструкции. Во избежание подобной ситуации можно разбить всю кровлю в наиболее протяженном измерении на несколько участков, как показано на рис. 2. В данном случае целесообразно устроить несколько разуклонок, обеспечивая направление движения воды в сторону водосборных лотков. При этом в направлении расположения лотков уклон может быть существенно меньшим - 2-2,5 %.
Такое решение позволит существенно снизить толщину бетонной стяжки, что будет способствовать уменьшению нагрузки на кровлю и экономии достаточно дорогого легкого бетона.

Мощение с подогревом. Небольшой подогрев плиточного покрытия препятствует образованию на нем снежных заносов и наледей. Это существенно для тротуаров и внутренних дворов. Еще более важным является устройство подогрева на крылечках и наружных ступенях, которые зимой становятся из-за снега и льда скользкими и очень опасными.
Подогрев плиточного покрытия может осуществляться двумя способами - с помощью труб с горячей водой, размещаемых под тротуарной плиткой, и посредством электрического подогрева. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Укладка труб горячего водоснабжения - сама по себе вещь очень непростая и недешевая. Причем рассчитать теплоотдачу здесь достаточно сложно, потому что придется учитывать такие факторы, как диаметр труб, температура горячей воды и скорость ее прокачки. Трудность расчетов не единственный недостаток данного способа подогрева. Существует возможность падения температуры воды, что во время суровой зимы может привести к ее замерзанию в трубах и разрыву последних. Существенным же преимуществом водяного подогрева является небольшая стоимость эксплуатации.

В случае использования электрического кабеля между основанием и монтажным слоем устраивается тонкая бетонная стяжка (3-4 см), в которую и закладывается данный кабель. Укладывается он рядами на расстоянии 10-15 см. Преимуществом кабеля является возможность автоматического регулирования режима нагрева. При этом температурные датчики следует располагать непосредственно под тротуарной плиткой. Температура, на которую настраивают датчики, зависит от скорости охлаждения плитки, а та, в свою очередь, определяется температурой окружающего воздуха. При небольших температурах от -10 до 0°С датчик настраивается на температуру +2°С, при более низких - на +4.. .+5°С. Важным вопросом при электрическом подогреве тротуаров является стоимость электричества.

При проектировании такого подогрева следует закладывать в расчеты мощность в размере 0,2-0,25 кВт на 1 м 2 мощения (или площади ступенек). Указанная мощность позволяет достаточно эффективно обогревать плитку, не допуская образования наледей при средних температурах около -10°С Стоимость такого подогрева зависит от стоимости электроэнергии в каждом данном районе, и хотя сейчас электричество стоит недешево, преимущества электроподогрева очевидны: при его наличии существенно облегчается уборка тротуаров и снижается вероятность травм. Устраивать электроподогрев в крупных городах пока еще нет возможности, а вот жители конкретных дворов могли бы взять такие расходы на свое ТСЖ.

Плоские крыши зданий нередко используются в качестве открытых спортивных, вертолётных площадок, зон отдыха, соляриев, бассейнов, парковок и т. д. Эти виды кровель называются эксплуатируемыми. По типу назначения сооружения на них или форме использования подбирается состав конструкции покрытия здания.

Устройство эксплуатируемой кровли

Состав покрытия эксплуатируемых кровель

Состав покрытия для эксплуатируемых кровель подбирается в зависимости от:

  • условий эксплуатации;
  • вида несущей конструкции;
  • нагрузок и воздействий на покрытие;
  • климата района строительства и агрессивности среды;
  • порядка устройства слоёв конструкции покрытия (традиционный, инверсионный);
  • требований санитарных и противопожарных норм;
  • эксплуатационных свойств применяемых материалов.

Устройство эксплуатируемой кровли

Одним из основных отличий эксплуатируемых кровель является дополнительная нагрузка от применяемого оборудования, веса людей, транспорта и увеличенных нагрузок от материалов покрытия. Поэтому все несущие конструкции такой кровли обязательно подбираются расчётом.

Кровля с прямым расположением слоёв

Состав эксплуатируемых совмещённых кровель традиционного типа предполагает укладку основного водозащитного ковра на теплоизоляционный слой. Между ними устраивается выравнивающая, чаще всего армированная стяжка.

Пирог плоской эксплуатируемой кровли

1 — плита перекрытия; 2 — цементно-песчаная стяжка; 3 — пароизоляция; 4 — утеплитель; 5 — гидроизоляция; 6 — армированная стяжка; 7 — основная гидроизоляция; 8 — геотекстиль; 9 — плитка на пластиковых опорах

Последовательность кровельного состава прямого расположения:

  1. Железобетонная плита перекрытия.
  2. Цементно-песчаная стяжка (уклонообразующая).
  3. Дополнительная пароизоляция.
  4. Утеплитель.
  5. Бетонная (цементно-песчаная) стяжка армированная.
  6. Основная гидроизоляция.
  7. Эксплуатируемое покрытие.

Пирог плоской эксплуатируемой кровли

Чтобы защитить теплоизоляцию от влаги во время укладки на неё стяжки, устраивается по поверхности пористого утеплителя разделительный слой из гидроизоляционного рулонного материала. Упругие характеристики теплоизолятора учитываются в расчёте толщины и количества арматуры стяжки.

В качестве основного и дополнительного водозащитного слоя для эксплуатируемых кровель применяются битумные, битумно-полимерные, армированные синтетической основой, плёночные эластомерные материалы. Количество слоёв принимается:

  • для битумно-полимерных материалов — 1–3 для основного слоя и 1–2 для дополнительного;
  • для мембран — 1 слой.

Гидроизоляция эксплуатируемой кровли

Для устройства эксплуатируемых кровель можно использовать EPDM-мембраны. Их изготавливают из термопластичного каучука. Они обладают высокой прочностью, сопротивляемостью воздействию солнечных лучей, эластичны, термостойки. Срок их службы составляет до 50 лет.

Инверсионная кровля

Инверсионная кровля имеет обратное расположение слоёв. Основной слой водозащиты укладывается непосредственно на несущее покрытие. Далее настилается теплоизоляция, по которой уже устраивается весь состав кровли, соответствующий эксплуатационным требованиям сооружения.

Устройство инверсионной кровли

1 — плита перекрытия; 2 — уклонообразующая стяжка; 3 — гидроизоляция; 4 — теплоизоляция; 5 — геотекстиль; 6 — дренаж; 7 — геотекстиль; 8 — цементно-песчаная стяжка; 9 — плитка; 10 — жестяной парапет

Состав инверсионной кровли:

  1. Несущая конструкция перекрытия.
  2. Стяжка из лёгкого бетона или цементно-песчаного раствора, образующая уклон.
  3. Грунтовое основание из цементно-песчаного раствора.
  4. Основной слой водозащиты.
  5. Теплоизоляция.
  6. Фильтрующий слой.
  7. Эксплуатируемое покрытие.

Для данного вида кровель допускается применять утеплители из материалов с низким показателем водопоглощения. К таким можно отнести ППУ (PUR и PIR) теплоизоляцию, которая изготавливается на основе пенополиуретана и пенополиизоцианурата. Этот вид утепления также отвечает требованиям по жёсткости и прочности изолятора для инверсионных эксплуатируемых кровель.

Утепление плоской кровли пенополиуретаном

Показатель теплопроводности ППУ теплоизоляции составляет 0,022 Вт/м∙К, что меньше чем у экструдированного пенополистирола (0,028 Вт/м∙К) или минеральной ваты (0,038 Вт/м∙К). Это даёт возможность при её применении уменьшить толщину теплоизоляционного слоя. Кроме того, PUR и PIR изоляция обладает пожаробезопасностью, биостойкостью и экологичностью, что немаловажно для эксплуатируемых кровель.

Толщина теплоизолятора зависит от климата района строительства и назначается по теплотехническому расчёту. По прочности на сжатие утеплитель должен иметь показатель более 0,45 МПа.

Пешеходные площадки

«Одежда» покрытия террас, смотровых, спортивных площадок, летних кафе подвергается воздействию пешеходных нагрузок и оборудования. Гидроизоляция выполняется для таких кровель не менее чем из 2-х слоёв мастики или полимерных мембран рулонного типа. Уклон её составляет 1,5–2% (1%). Уклон пандусов должен быть менее 10% (6%).

Обустройство дорожек на плоской кровле

1 — плита перекрытия; 2 — бетонная стяжка; 3 — гидроизоляция; 4 — дренажный материал; 5 — утеплитель; 6 — геотекстиль; 7 — песчано-цементная смесь; 8 — тротуарная плитка

Монолитное защитное покрытие предполагает применение бетона класса В25 (С20/25) марки М350 с морозостойкостью F150, армированного сеткой в среднем слое с ячейками 100х100 из проволоки диаметром 5 мм S500. Толщина его слоя допускается более 40 мм. Штучные материалы «одежды» кровли (плиты: тротуарные, бетонные, керамические и др.) укладываются на подготовку из сухого цементно-песчаного раствора с маркой более 100 морозостойкостью F150, песчаное, песчано-гравийное основание. Толщина подстилающего слоя должна составлять более 30 мм.

Эксплуатируемая деревянная кровля

Чтобы защитить влагоизоляцию от механического воздействия при устройстве дренажной подсыпки, под неё укладывается разделительный слой из синтетической плёнки толщиной более 200 мкм и геотекстиля.

Автомобильные площадки

Автостоянки или площадки, предполагающие проезд автотранспорта, испытывают динамические нагрузки от движения машин и веса самих автомобилей. Для такого вида кровель гидроизоляцию выполняют с уклоном 1,5–5% (1–3%). При этом состав её предполагает применение рулонных битумно-полимерных материалов, армированных синтетической основой, плёночных мембран.

Верхнее покрытие площадок может выполняться из:

  • монолитного асфальтобетона толщиной 40 мм;
  • ж/б плит толщиной более 80 мм с классом бетона С20/25;
  • тротуарной (бетонной) плитки толщиной более 80 мм.

Автомобильная площадка на плоской кровле

1 — плита перекрытия; 2 — уклонообразующая стяжка; 3 — цементно-песчаная армированная стяжка; 4 — гидроизоляция; 5 — дренирующий слой; 6 — утеплитель; 7 — дренирующий слой; 8 — гидроизоляция; 9 — цементно-песчаная армированная стяжка; 10 — асфальтобетон

Подстилающим слоем для них служит монолитная армированная бетонная подготовка (бетон класса С20/25), толщина которой принимается более 80 мм. В качестве арматуры в средний её слой укладывается сетка с ячейками 100х100 из проволоки диаметром 5 мм S500 или две композитные сетки периодического профиля диаметром более 6 мм с ячейками 200х200.

Под бетонную стяжку делается подсыпка из гравия (фракция 3–15 мм), укладываемая на дренажное покрытие из геотекстиля.

Площадки с растительным покрытием

Уклон эксплуатируемых кровель с травянистым почвенным покрытием предусматривается тоже 1,5–2% (1%). В качестве водозащиты применяются гидроизоляционные мембраны или рулонные материалы, состоящие не менее чем из двух слоёв. Защитным покрытием служит:

  • субстрат почвы;
  • слой, создающий микроклимат;
  • фильтрующий слой;
  • дренажный слой;
  • разделительный слой.

Устройство эксплуатируемой зеленой кровли

1 — бетонное основание; 2 — битумно-полимерная кровельная мембрана; 3 — утеплитель; 4 — разделительный слой (геотекстиль); 5 — дренажная профильная мембрана; 6 — фильтрующий слой (геотекстиль); 7 — плодородный слой с растениями

Толщина почвенного слоя напрямую зависит от типа зелёных насаждений и составляет:

  • 180 мм — для газона из трав;
  • 240 мм — для цветущих растений;
  • 350 мм — для кустов;
  • 750 мм — для деревьев.

Устройство эксплуатируемой зеленой кровли

Под почвенный слой укладывается синтетическое ковровое покрытие, пропитанное специальным раствором от прорастания корней. Оно также накапливает влагу для создания микроклимата.

Дренажный слой выбирается, руководствуясь показателем горизонтально пропускать воду (не менее 4,3 л/м/с) и показателем предела прочности на сжатие (более 300 кН/м 2 ). Кроме того, учитывается биостойкость дренажного материала, его инертность к щелочной среде и прорастанию растений.

Основные конструктивные требования эксплуатируемых кровель

Очень важно при возведении кровель устройство температурно-деформационных швов шириной 5–10 мм как минимум. Размер участков между швами составляет:

  • 6х6 м — для выравнивающих цементно-песчаных стяжек;
  • 4х4 м — для мелкозернистого асфальтобетона.

Температурно-усадочный шов

Вдоль температурно-усадочных швов укладываются компенсаторные полоски, ширина которых составляет 15–20 см. Их приклеивают к обеим сторонам швов.

Водоизоляционный ковёр укладывать непосредственно на поверхность утеплителя можно только, руководствуясь результатами расчёта на прочность с учётом предела прочности и модуля упругости теплоизолятора. Примыкание кровли ко всем выступающим конструкциям крыши защищается от воздействия влаги путём заведения гидроизоляции на вертикальные поверхности минимум на 25 см.

Гидроизоляция эксплуатируемой кровли

Водоотвод в случае эксплуатируемых кровель предусматривается внутренний. Важно уделить особое внимание узлам примыкания кровли к водоотводным воронкам, стенам и парапету. Их необходимо выполнять с учётом всех нормативных рекомендаций.

Водоотвод эксплуатируемой кровли

Количество воронок зависит от водосборной площади и определяется расчётом. Например, для кровель с озеленением максимальное расстояние между водоотводными воронками должно составлять не более 24 м. При площади до 500 м 2 можно делать одну воронку диаметром минимум 10 см. Их конструкция подбирается с учётом вида кровли.

Воронка эксплуатируемой кровли

Эксплуатируемая кровля решает проблемы больших мегаполисов с дефицитом площадей. Крыши с озеленением дают возможность насладиться всеми преимуществами природы, не выезжая из города, а порой и в пределах своего дома.

Иногда вместо насыпной подложки под тротуарную плитку готовится сборная или монолитная железобетонная плита. Предлагаем познакомиться со спецификой укладки в таких условиях и изучить правила устройства тротуарного покрытия, чтобы не лишить его сильных качеств.

Укладка тротуарной плитки и брусчатки на бетонное основание своими руками

Как ведёт себя бетонная подложка

Бетонное основание под тротуарное покрытие выглядит наиболее предпочтительным. Массивная и идеально плоская плита, казалось бы, исключает любые возможные проседания и прочие неровности даже при очень серьёзных эксплуатационных нагрузках.

Укладка тротуарной плитки и брусчатки на бетонное основание своими руками

Поскольку железобетон скрыт под достаточно толстым лицевым слоем, на него в меньшей степени воздействует перегрев прямыми солнечными лучами. Следовательно, можно пренебречь температурным расширением в угоду высокой прочности и монолитности. Однако такое устройство дорожного покрытия неизбежно будет препятствовать свободному отведению влаги, а значит, силы, связанные с водной и морозной эрозией, будут проявляться в значительной степени.

Схема укладки тротуарной плитки на бетон

1 — уплотнённый грунт; 2 — песчаная подушка 100-150 мм; 3 — щебень 100-150 мм; 4 — арматурная сетка; 5 — бетон 120 мм; 6 — песчано-цементная смесь; 7 — тротуарная плитка; 8 — бордюр

В целом же бетонная основа выполняет роль подсыпки дорожным щебнем, но за счёт исходной целостности имеет более высокий срок службы. Усилий по содержанию и перекладке брусчатки на такой основе требуется значительно меньше, а допустимая нагрузка вырастает соразмерно прочности бетонной плиты. Конечно, с течением десятилетий бетон будет становиться всё более фрагментированным и с определённого момента превратится в обыкновенную гравийную подсыпку.

Правила устройства и подготовки бетонной основы

Значительных требований к конструкционной прочности бетона на основу под плитку не предъявляется. Зачастую решение об устройстве бетонного основания принимаются из экономических соображений: в качестве наполнителя в основу идёт промытый строительный бой, используются остатки цемента после длительного хранения. Если приобретается бетонная масса фабричного производства, будет достаточно подготовительного бетона марки 100–150.

Приготовление бетона

Гораздо важнее морозостойкость. Это главная причина, по которой марка специально поднимается до 200–250, хотя с точки зрения действующих нагрузок это не оправдано. Проблема, однако, может решаться и морозоустойчивыми модификаторами для бетона пластифицирующего или воздухововлекающего типов. Не будет лишним и самое скромное армирование бетона, зачастую для него используют полимерные сетки с шагом ячейки 100 или 120 мм.

Нужно учитывать, что тротуарное покрытие по бетонному основанию должно устраиваться при наличии системы ливневых стоков поверхностного или скрытого типов. Это требование тем важнее, чем больше площадь покрываемого участка. Необходима строгая разуклонка бетонной плиты не менее 1000:1, обязательное обрамление бордюрными камнями, а также система ливневых каналов. Впрочем, при отливке плиты их можно устроить прямо в ней, заложив в качестве извлекаемых шаблонов пенопластовую нарезку.

Ливневая канализация дома

Для небольших участков без перспективы сооружения ливневой системы допускается обойтись дренажной перфорацией. Перед заливкой в плоскости плиты в гравийную подсыпку погружают отрезки пластиковых трубок, излишки длины которых срезаются после застывания бетона. Попадание влаги под бетонную основу или высокий УГВ усиливают действие морозного пучения, в таких случаях рекомендуется устройство демпферной подложки из плит ПСБ толщиной до 50 мм.

Заливка бетонной дорожки

Укладка плитки на клей

Самый простой и распространённый способ укладки тротуарной плитки на бетонную основу — её посадка на клеевую смесь или цементно-песчаный раствор. Этот способ имеет наибольшую популярность в облагораживании бетонной отмостки фундамента, но вы должны помнить, что переходить с такого участка на смежный, где используется подсыпка, следует только с разделением бордюрным камнем и по высоте. Прежде всего, стоит уточнить недостатки укладки на раствор или клей:

  • покрытие остаётся абсолютно не подлежащим перекладке и фрагментарному ремонту;
  • наклеенное покрытие крайне чувствительно к неправильному отводу воды: малейшее её накопление (например, в период таяния снега) может привести к тому, что плитку попросту порвёт морозом;
  • укладка на клей мелкоразмерной плитки очень трудозатратна и чаще всего приводит к появлению перепадов между соседними камнями;
  • при значительных перепадах температур и низкой морозостойкости клеящего состава возможно его отслаивание уже через несколько сезонов.

Укладка тротуарной плитки на клей

Часто плитку укладывают сразу на сырой бетон, проводя остаточное выравнивание смесью песка с цементом 1:2. Швы между плитками оставляют на глаз от 1 до 3 мм для компенсации температурных расширений и сохранения порядка кладки, затем их заполняют тем же составом. После предварительного схватывания раствора его сразу нужно смыть водой, а присохшие остатки оттереть проволочной щёткой.

Брусчатка на бетонном основании

Укладка может вестись и на плиточный клей, что особенно эффективно при устройстве пола в крытых помещениях. На террасах и под навесами для компенсации морозных усадок предварительную протирку бетонного основания проводят с раскатыванием стекловолоконной сетки. После высыхания клея швы протирают жидким цементно-песчаным раствором.

Когда лучше настилать на подсыпку

Укладку мелкоразмерной брусчатки (более 20 шт./м 2 ) лучше проводить по слою подсыпки из смеси песков или отсевов разных фракций (до 4 мм) с добавлением цемента марки 400. Его содержание может варьироваться от 3:1 до 10:1 в зависимости от желаемой устойчивости покрытия к нагрузкам от транспорта. Однако вы должны знать, что образование со временем накатанной колеи глубиной в несколько миллиметров — вполне нормальное явление, которое устраняется частичной перекладкой.

Укладка тротуарной плитки на песок с цементом

Толщина насыпки на бетон должна составлять около 60–70% от толщины используемой плитки. Очень важно предотвратить размывание, поэтому все щели в основании и бордюрных камнях заделывают цементным раствором. Если покрытие должно сохранить гигроскопичность, перед засыпкой смеси основу укрывают иглопробивным геотекстилем или синтетической мешковиной.

Трамбовать подсыпку нужно с усилием, соразмерным будущей нагрузке. Для поддержания даже высокой пешей проходимости будет достаточно ручных катка и трамбовки. Под наезд транспорта подсыпку нужно готовить только механизированным методом. Учтите, что подсыпка должна оставаться сухой вплоть до момента укладки плитки, иначе возможны трудности с выравниваем покрытия.

Подложка под тротуарную плитку

Техника кладки и промётки

Тротуарная плитка на бетонную основу может укладываться по той же технологии, что и на подсыпку из песка и щебня. Под каждый элемент допускается подсыпать смесь и дополнительно усаживать его киянкой, чтобы нивелировать разницу в толщине плитки и неравномерность её усадки.

Техника укладки тротуарной плитки на бетон

И всё же наличие бетонного основания — отличный повод, чтобы приготовить ровную утрамбованную площадку, а затем разложить по ней плитку без дополнительного воздействия. Такой способ особенно рекомендован при наличии фаски или выпуклой лицевой поверхности, а также при работе с плиткой высоких декоративных качеств.

Засыпка швов тротуарной плитки

Когда плитка уложена на достаточно большом участке, поверх неё высыпают смесь сухого промытого песка мелкой фракции с цементом в соотношении 1:4 и полученным составом тщательно прометают все швы. Лучше использовать при этом не обычный веник, а щётки с длинным синтетическим ворсом: нужно добиться максимально плотного и полного заполнения всех щелей, иначе в них никак не исключить прорастания принесённых ветром семян. Промывать после этого плитку водой или дождаться дождя — дело исключительно вашего выбора.

Читайте также: