Укладка тротуарной плитки на асфальт

Обновлено: 13.05.2024

Каждый владелец частного дома сталкивался с вопросом благоустройства дворовой территории на участке. Хозяин обычно выбирает, что лучше, между несколькими традиционными вариантами: асфальтом или тротуарной плиткой, бетоном. Чтобы взвешенно подойти к решению вопроса, следует рассмотреть эти способы обустройства с точки зрения практичности, износостойкости, стоимости монтажа и затрат на поддержку покрытия в привлекательном виде.

Асфальтирование

Асфальтирование – распространенный способ обустройства дорожек и площадок на территории двора частного дома. Работы выполняются по стандартной схеме: вначале планировка грунта, затем засыпается слой щебня или глиняно-песчаной смеси, сверху слоем в 4 см укладывается асфальт. В процессе планировки грунта поднимаются до нужного уровня горловины ливневок, устанавливаются бордюры. Для двора слой подсыпки делают 10-15 см, так как не предполагаются интенсивные нагрузки (движение тяжелого транспорта).

Асфальтирование привлекательно тем, что из всех других вариантов обустройства площадок и дорожек затраты на материалы наименьшие, и сроки выполнения сжатые. Обычно на укатку площадки до 500 квадратных метров бригада из 4-х человек потратит 2 дня. По асфальтовому покрытию можно ходить сразу после укатки.

Недостатков у материала больше, чем преимуществ:

  • В сравнении с плиткой или бетоном срок эксплуатации асфальта короткий, не больше 10 лет. По достижении этого срока покрытие придется менять, так как к тому времени асфальт будет в трещинах и латках.
  • Еще один существенный недостаток связан с наличием битума в его составе. При нагревании битумные компоненты издают специфический запах, который может стать проблемой для чувствительных людей. При нагревании битум размягчается, и ровная поверхность деформируется от незначительного давления.
  • Ремонтопригодность асфальта практически нулевая. При появлении трещин или выбоин придется ставить латки, которые портят внешний вид. Нарушенная целостность все равно способствует дальнейшему разрушению и появлению трещин на поверхности. При необходимости ремонта коммуникаций под асфальтовой дорожкой, ее придется срывать. Восстановить покрытие до первоначального вида не получится, придется укладывать асфальт заново на всю площадь.
  • Асфальтное покрытие не пропускает воду, и после дождя на нем долго сохраняются лужи.

Бетонирование

Алгоритм монтажа такой же, как и при асфальтировании: планировка грунта и обустройство щебнево-песочной подушки, установка маяков, армирующей сетки и разделительных планок, заливка бетона. Для улицы толщину бетонной плиты делают не меньше 10 см.

Как видно, заливка бетона немного сложнее, а затраты на расходные материалы выше. При этом длительность монтажа на той же площади составит минимум 3 дня, и после завершения необходимо выждать 3 дня до затвердения бетона. Только после этого по нему можно ходить, а полную прочность наберет только через месяц.


Преимущества бетона в том, что все этапы монтажа можно выполнить самостоятельно, тогда как для асфальтирования понадобится специальная техника. Само покрытие при правильном монтаже прочное, способное выдержать значительные нагрузки.

Но бетон считается наименее оправданным решением для обустройства территории двора:

  • Постоянное пылеобразование на бетонной поверхности тротуара. Есть специальные пропитки, которые закрепляют поверхностный слой, но этим редко кто пользуется для обустройства бетонных дорожек на улице.
  • Бетон плохо переносит циклы заморозки. Вода, попадая в щели и трещинки, при замерзании расширяется и разрушает хрупкий материал. В условиях улицы бетон может в течение 7 лет утратить целостность. Поэтому самостоятельно заливать площадку можно в том случае, если есть достаточные знания технологии.

Тротуарная плитка.

Процесс подготовки основания для укладки плитки точно такой же. Выбирая плитку для двора, следует учитывать планируемую нагрузку на поверхность. Если только пешеходное движение, можно брать дешевую плитку толщиной 4 см. Для легкового транспорта лучше брать плитку потолще (6-8 см) и обустраивать мощную подушку из щебня и песка.


Тротуарная плитка не укладывается так же быстро, как выполняются описанные выше способы обустройства дворовой территории. Мастер средней руки укладывает в день в среднем 20 квадратных метров. Но брусчатка имеет массу преимуществ:

  • Тротуарная плитка является покрытием с ярко выраженными эстетическими качествами. Плитка имеет самые разные формы и расцветки, при этом можно использовать разнообразные схемы укладки. Помимо практических задач по созданию надежного покрытия, с ее помощью можно решать задачи ландшафтного дизайна. В этом плане хозяин может дать волю фантазии и сделать свой двор уникальным.
  • Все работы выполняются самостоятельно, для этого не нужно иметь особых навыков. При правильной подготовке основания и плотной укладке поверхность получается ровной, аккуратной, способной выдерживать большие нагрузки.
  • Долговечность плитки не сравнится с бетоном или асфальтом. Если выбрать брусчатку, изготовленную методом вибропрессования, она прослужит в 3 раза дольше.
  • Брусчатка выгодно отличается ремонтопригодностью. Для доступа к подземным коммуникациям, пролегающим под площадкой или дорожкой, достаточно разобрать определенный участок брусчатки. После завершения ремонта или прокладки новых коммуникаций плитка укладывается на место, и внешний вид площадки или дорожки не пострадает.
  • Швы между плитками выполняют дренажную функцию. Во время дождя вода не скапливается на поверхности, а просачивается сквозь щели и уходит в грунт. В результате на поверхности не будут образовываться лужи.

Важно! Швы могут стать причиной поломки каблуков-шпилек, но это не повод сомневаться, что выбрать: брусчатку или ровный асфальт, и отказаться из-за этого от тротуарной плитки во дворе.

Минусом брусчатки можно считать цену. Стоимость обычной плитки в полтора-два раза выше, чем стоимость асфальтовых компонентов на ту же площадь.

Видео с наглядным сравнением материалов:

Таким образом, на вопрос, что выйдет дороже: асфальт или тротуарная плитка, можно дать однозначный ответ: брусчатка дороже асфальта в монтаже, в эксплуатации она экономнее и практичнее. Сэкономив и выбрав для обустройства дорожек и площадок асфальт, затраты на его ремонт и замену разрушенного покрытия через несколько лет эксплуатации суммарно превысят затраты на монтаж плитки, которая в течение долгого времени не потребует значительных затрат на поддержание внешнего вида.

Тротуарная плитка – практичный и эстетичный строительный материал. Ее применяют для устройства дорожек, тротуаров или других площадок. Укладывать плитку на грунт можно самостоятельно, но если присутствует старое покрытие, то работа существенно усложняется, так как приходится решать, что с ним делать.

В некоторых местах асфальт выглядит непривлекательно, но по-прежнему остается достаточно прочным. Устранять его жалко, но оставлять в таком виде тоже нельзя. Если вы не знаете, как лучше поступить, то следует обратиться к квалифицированным специалистам. Профессионал тщательно осмотрит территорию, а затем, даст заключение о том, можно ли класть тротуарную плитку на асфальт.

Почему возникают сомнения

асфальт или тротуарная плитка

Причины, по которым укладка на существующий асфальт не желательна:

  1. Асфальтовое покрытие является водонепроницаемым материалом. Вода, попадая через межплиточные щели собирается в пространстве под плиткой. При отрицательной температуре, она замерзает, расширяется и подрывает плитку, делая ее похожей на груду кирпичей. Эта проблема характерна для брусчатки, уложенной на неповрежденный асфальт.
  2. Трещины и ямки на старом полотне со временем обрастают мхом и травой. В них скапливается различный мусор. На таком основании невозможно плотно утрамбовать слой подсыпки. Кроме того, дорожные растения будут загнивать, образуя пустоты под брусчаткой, что приведет к ее провисанию. Обычно перед укладкой нового покрытия, поврежденный слой асфальта полностью устраняют.
  3. Необходимость поднимать уровень площадки,бордюры или горловины ливневой канализации.В местах примыкания дорожки или площадки ко входам в здания, а также при наличии распашных ворот на территории могут быть трудности с открыванием дверей (ворот).

трещина в асфальте до брусчатки

Обычно специалисты осматривают территорию, указывая на эти технические моменты. Перед укладкой брусчатки, старый слой можно полностью удалить или оставить, если он по-прежнему целый. Если старое основание остается, то перед новой кладкой, в асфальте требуется предусмотреть отверстия для дренажа. Это делается перфоратором и длинным буром толщиной 15-20 мм. Асфальтовое покрытие сверлиться насквозь, до самой подсыпки. Отверстия должны представлять собой сетку с размером ячеек 10-20 см.

Преимущества подхода

уложенная плитка

Класть тротуарную плитку на существующий асфальт экономически выгодно. Этот процесс менее трудоемкий, но достаточно эффективный. Трещины, бугорки, разнообразные дефекты не могут помешать сделать качественное покрытие. Выровнять их можно с помощью укладки второго слоя. При этом отсутствуют долгие, грязные работы, снижается шум и время на ожидание.

Недостатки подхода

Есть мнение, что не демонтируя старый слой полотна, можно столкнуться с такими последствиями:

  • Проседание поверхности;
  • Повреждение внешнего покрытия;
  • Скопление влаги под внешним покрытием.

Асфальт действительно не пропускает воду и под ним скапливается конденсат, количество которого может накапливаться и со временем подмывать грунт. Влага и вода собирается между стыками и постепенно разрушает само покрытие. Именно по этой причине старое основание нужно снять. Указанные недостатки реальны, но их можно избежать, если провести новую укладку по всем правилам.

Укладка тротуарной плитки на асфальт – основные способы

Существует два способа укладки плитки поверх асфальтного слоя:

  1. С трамбовкой элементов покрытия.
  2. Без трамбовки элементов покрытия.

При первом способе, составляющие элементы устанавливают и молотком утрамбовывают плитку. При этом обязательно нужно следить за уровнем. Второй способ подразумевает, что элементы не утрамбовывают, а устанавливается резиновый лист под вибротрамбовку, и фиксируется каждый элемент. При таком подходе все элементы получаются на одном уровне.

Подготовка основания под кладку

Основание под плитку готовится в следующем порядке:

  • Выполняется засыпка, трамбовка и выравнивание песка;
  • Осуществляется засыпка песчано-бетонной смеси;
  • Выравнивание площадки по маякам.

Если поверхность ровная, то можно начинать подготовку основания. Первым насыпается песок. Его слой составляет 10 см. Песком равномерно выравнивают всю поверхность и утрамбовывают виброплитами с оросителем, получая идеально уплотненный песок.

На песок засыпается цементно-песчаная смесь (в соотношении 3:1). Этот слой должен составить высоту 5 см.

Чтобы получить идеально ровную площадку, используют маяки. Для этого, по уровню натягивается леска, а в песок вставляются металлические профили (подойдет СД-профиль или гипсокартон). Между профилями засыпают песчано-цементную смесь, которую уплотняют и выравнивают правилом по маякам. Маяки вытаскиваются, пустоты выравниваются. По завершению этой работы можно переходить к следующему этапу.

Бетонирование

бетонирование асфальта

Бетонирование выполняется с учетом состояния асфальта. Если на поверхности есть неровности, уклоны или ямы, то нужно выполнить бетонную стяжку. Перед началом бетонной стяжки, предусмотрите наличие дренажной системы.

Порядок организации дренажной системы следующий:

  1. Готовятся обрезки асбестовой трубы диаметром примерно 63 мм.
  2. В асфальтном покрытии делается сквозное сверление. Для этого берется толстый бур, что позволит получить максимально широкие отверстия (чтобы стали трубы). Частота отверстий – одно сверление на одном метре квадратном.
  3. На подкладках ставится армирующая сетка.
  4. По маякам заливается бетон. Его слой составляет 10 см. Трубы должны оказаться на поверхности стяжки. Когда бетон застынет, трубы срезаются вровень полученной поверхности.

Окончательную прочность бетонное основание наберет почти через месяц, точнее через 28 суток. По истечению этого времени засыпается песок и цементно-песчаная смесь, после чего укладывается плитка. Песок заполнит отверстия и даст возможность влаге проступать в грунт, минуя асфальт. При этом плиточное покрытие будет служить долго и не зависеть от перепада температур.

Процесс укладки

укладка плитки поверх асфальта

До начала укладки нужно натянуть леску вдоль боковых (длинных) сторон дорожки (площадки), расположенных напротив друг друга. После этого взять кусок лески с длиной, слегка превышающей ширину площадки, и привязать к ее концам колышки. Этот отрезок устанавливается поперек площадки по (маяковым) лескам и передвигается для установки каждого следующего ряда брусчатки.

Начинать укладку следует от бордюра. При этом каждый устанавливаемый элемент выравнивается по леске. В ямки насыпают смесь из песка и цемента. Выступающие плитки подсаживают с помощью киянки. Выкладывать плитку следует в направлении от себя. В этом случае не придется топтаться по ровному песчаному основанию и перепахивать его.

Завершив укладку площадки, можно обрезать крайние плитки. Уже в конце брусчатку посыпают просеянным песком и основательно подметают, пока песок не заполнит все межплиточные стыки.

Сколько стоит уложить плитку на асфальтовое покрытие

Цена на работы по укладки плитки включает ряд составляющих и зависит от текущего состояния асфальта. Цена укладки рассчитывается с учетом стоимости этих работ, а также стоимости самой плитки. Во внимание берется форма материала, так как модели отличаются не только видом, но и требуют разной затраты времени на укладку. На стоимость и сроки влияет и необходимость выполнения бетонной стяжки – она обязательна при плохом состоянии старого основания. Если существующий асфальт в нормальном виде и не требует стяжки – этот этап будет пропущен, а стоимость будет ниже.

Что касается выбора плитки – ее цена полностью зависит от заказчика и его пожеланий. Работы по укладке можно выполнить самостоятельно, тогда в затраты нужно будет включить только стоимость самой плитки, обеспечение строительными смесями и попутными затратами.

Если же будут привлекаться специалисты, следует добавить и эти расходы с расчетом 300-800 рублей за каждый квадратный метр укладки. Это ориентировочно, поскольку многое зависит от условий – особенностей территории, вида выбранного материала, условий работы, попутных нюансов. Например, квадратную плитку укладывать площе, чем фигурную, поэтому работы с ней имеют более низкую стоимость.

Советы экспертов

Чтобы выполнить качественную укладку, нужно помнить несколько простых советов специалистов, а именно:

  1. Зная, что асфальт старый, не стоит рисковать, дешевле будет его демонтировать.
  2. Если асфальтовое покрытие не сильно старое, то можно провести ремонтные работы, не снимая его.
  3. Если не уверены в поверхности, то лучше пригласить человека, который понимает в этом и сможет ответить, можно ли класть тротуарную плитку на асфальт.
  4. Перед укладкой нового слоя, позаботьтесь о дренажной системе.
  5. Если не уверены в том, что сможете выполнить кладку самостоятельно, то наймите специалистов.

Заключение

Если было принято решение укладывать плитку самостоятельно, то придерживайтесь инструкций, учитывайте требования и рекомендации. Не пытаться сократить процесс подготовки основания, бетонирования или укладки.

Чтобы не делать ремонт или новую укладку плитки уже через несколько лет, выбирайте надежные материалы. Не пытайтесь сэкономить на материале, который будет служить долгие годы.

Вопрос о том, можно ли класть тротуарную плитку на асфальт, возникает довольно часто перед обустройством придомовой территории: с одной стороны, не хочется убирать еще прочное старое покрытие, с другой – оно явно требует ремонта или замены. Тротуарную плитку для выполнения нового покрытия выбирают по нескольким причинам: долговечность, прочность, эстетика, широкий выбор фактур/оттенков/размеров, морозостойкость, износостойкость.

плитка на асфальт

Плитка состоит из природных компонентов, абсолютно экологична и безопасна, меньше греется на солнце в сравнении с асфальтом, при высоких температурах не выделяет токсичных веществ, при низких – не трескается и не разрушается. Поэтому выбор материала вполне понятен, но вот целесообразно ли полностью снимать старый асфальт или оставить его в качестве нижнего слоя нового покрытия – решить бывает довольно сложно.

Стоит ли укладывать плитку на асфальт: за и против

Тротуарная плитка на асфальт по всем строительным правилам и нормам не кладется. Если делать все по стандартам, то сначала нужно удалить старый асфальт, тщательно очистить и подготовить поверхность, а лишь потом класть слой плитки. Но далеко не всегда есть возможность и желание тратить много сил, времени на демонтаж старого асфальта, поэтому в некоторых случаях плитку укладывают на него.

Тут важно помнить о нескольких нюансах.

Основная проблема заключается в том, что укладка тротуарной плитки на асфальт может сделать недолговечным слой плитки – в будущем она может проседать, деформироваться. Связано это с тем, что потрескавшийся и деформированный асфальтовый слой может неравномерно взаимодействовать с влагой, которая имеет свойство скапливаться и вспучивать грунт в основании. Через щели плитки вода может попадать в асфальт, скапливаться в прослойке между покрытиями и потом провоцировать разные деформации.

Но данной неприятности можно избежать, особенно при условии, что плитка будет выдерживать небольшие ежедневные нагрузки. В индивидуальном строительстве, на территориях, где каждый день не ходят десятки людей, вполне возможно положить тротуарную плитку на асфальт. Выполнить задачу можно несколькими способами.

Почему есть сомнения?

Стоит рассмотреть и другие причины нежелания многих профессионалов класть плитку на старое асфальтовое покрытие. Первой и основной причиной является влага – если брусчатка, уложенная правильно на подготовленную поверхность, не боится воздействия воды и осадков, то старый асфальт может накапливать воду или не давать ей свободно уходить в землю.

проблемы плитки на асфальте

Вода скапливается в подплиточном пространстве, вспучивает грунт, зимой замерзает, подрывает брусчатку, полностью деформирует тротуарную плитку после зимовки, требует ремонта. Такие случаи встречаются, когда решают делать укладку плитки на сплошной слой асфальта.

Подрывается плитка и в случае, если старый асфальт не обработан должным образом, сходит кусками и повышает подвижность нового слоя. Выбоины и трещины могут зарастать мхом и травой, покрываться мусором.

На таком неровном основании плотная утрамбовка подсыпки невозможна, поэтому органика после укладки плитки медленно гниет, появляются пустоты, плитка проседает.

Если есть необходимость оставить дорожку на участке на прежнем уровне, то вопроса о том, можно ли положить тротуарную плитку на асфальт, не возникает вообще. Ведь если не удалить старый асфальт, уровень дорожки поднимется, придется поднимать все ливневые стоки, бордюры, могут перестать открываться калитки, вороты, двери и т.д.

В процессе решения вопроса о том, стоит ли укладывать тротуарную плитку на асфальтовое покрытие, учитывают все эти нюансы. На сплошной асфальт плитку укладывают только после высверливания большого количества отверстий для качественного дренажа – выполняют их перфоратором с длинным буром диаметром 15-20 миллиметров, сверля до подсыпки в формате сетки с величиной ячейки, равной 10-20 сантиметрам.

Два способа укладки тротуарной плитки на асфальт

В первую очередь, нужно выделить два способа укладки плитки тротуарной на асфальт, каждый из которых позволяет получить ровное надежное покрытие.

1) Первый – осуществляется так: устанавливают все элементы покрытия, молотком (резиновым либо деревянным) плитки утрамбовывают, следя за уровнем, чтобы ни одна плитка не торчала и не проваливалась.

2) Второй – сначала все элементы устанавливаются без утрамбовки, потом кладут лист из резины под вибротрамбовку, приступают к фиксации каждой плитки. Поверхность получается идеально ровной.

Укладка плитки

До того, как положить тротуарную плитку на асфальт, необходимо подготовить необходимые инструменты и материалы: речной мытый песок, вода в достаточном количестве, цемент (в сухом виде), грабли, строительное правило, доски (длинные и ровные желательно), металлические профили (или стандартные маяки). Чтобы избежать лишних финансовых затрат, нужно правильно выполнить технологию укладки, не пропуская ни одного этапа работ.

Подготовка основания

Сначала готовят поверхность для укладки. Если асфальт ровный и прочный, достаточно засыпать подушку из песка толщиной 10 сантиметров и разравнять, утрамбовать виброплитой с постоянным орошением. Установкой бордюра на отмеченный уровень нужно заняться сразу, забетонировать до засыпания песка и укладки плитки.

Площадку аккуратно и тщательно выравнивают правилом, а уже сверху засыпают смесью цемента и песка слоем 5 сантиметров. Песок с цементом смешивают в соотношении 3 к 1. Верхний слой желательно засыпать и разравнивать по маякам – так удастся добиться ровности основания и покрытия плиткой.

По установленному уровню натягивают леску, устанавливают стальные профили в тщательно утрамбованный песок, потом места между профилями ровно засыпают смесью цемента и песка, уплотняют слой, ровняют правилом по маякам, профили удаляют, пустоты аккуратно подсыпают.

Бетонирование

Если старое асфальтовое покрытие непригодное и неровное, без бетонной стяжки не обойтись. Благодаря стяжке удастся получить ровное и прочное основание для укладки свежего слоя плитки. На данном этапе нужно позаботиться про дренаж, чтобы под плиткой не собиралась влага.

бетонирование асфальта

Дренаж создают перед заливкой бетона: сначала готовят короткие куски трубы из асбеста (подойдут диаметром в 63 миллиметров), потом сверлят с помощью перфоратора насквозь асфальт толстым буром из расчета одно отверстие на квадратный метр, вставляют трубы. Тут стоит упомянуть, что при натягивании лески для установки уровня заливки бетона обязательно предусматривают уклон хотя бы в 5 градусов.

Далее устанавливается подкладка, сверху армирующая сетка, опалубка, маяки, по ним осуществляется заливка стяжки толщиной 10 сантиметров. Трубы должны немного выступать из поверхности бетона, после застывания лишнее обрезают либо отбивают по уровню стяжки, опалубочные доски убираются.

Потом засыпают подушку из песка, сверху смесь цемента и песка, укладывают плитку. Нижний слой песка в обязательном порядке просыпается в отверстия для дренажа. Это позволит обеспечить уход влаги в грунт в основании и тротуарная плитка прослужит максимальный срок даже при резких перепадах температур и влаги.

Процесс укладки

Перед тем, как класть тротуарную плитку на асфальт, натягивают вдоль самых длинных противоположных сторон площадки (либо по бокам дорожки) леску. Потом берут леску длиной чуть более общей ширины участка и прикрепляют по концам колышки. Этот отрезок устанавливают поперек всей площади по уровневым (маяковым) лескам и в процессе укладки передвигают на каждый новый ряд.

укладка плитки

На участке начинают укладку плитки. Сначала устанавливают у бордюра первую плитку по леске, далее кладут последующие. Технология укладки своими руками достаточно простая: нужно аккуратно идти ряд за рядом, придерживаясь уровня. Выступающие плитки подсаживают киянкой, ямки досыпают цементом с песком, и прометается все это веником. Колотить по плитке запрещено, если же уровень песка очень высок, лучше подчистить его кельмой.

Плитку класть нужно от себя, чтобы не портить ровное основание и не затаптывать песок. Крайние элементы подрезают после того, как готова вся площадь. В конце вся поверхность щедро просыпается песком, полностью прометается веником так, чтобы песок перестал попадать в трещины. Таким образом прорабатываются все стыки.

Во сколько обойдется укладка тротуарной плитки на асфальт

Стоимость выполнения всех работ по укладке тротуарной плитки на асфальт напрямую зависит от состояния старого покрытия, выбранного нового материала и привлечения специалистов. Если старый асфальт в нормальном состоянии и можно обойтись без цементной стяжки, это уменьшит расходы. Цена тротуарной плитки может быть любой – тут уж все зависит от личных предпочтений и требований.

Все работы можно выполнить самостоятельно либо привлечь профессионалов – в таком случае нужно рассчитывать на расходы в диапазоне 300-800 рублей за квадратный метр (но многое зависит от особенностей территории, условий, вида и типа тротуарной плитки, общей сметы работ и т.д.). К примеру, квадратная плитка укладывается проще (и поэтому работы с ней стоят дешевле) в сравнении с фигурной.

Укладка тротуарной плитки на асфальт – вполне выполнимая задача, которую можно реализовать быстро, просто, сделав все своими руками. В данном случае обязательно нужно учитывать все нюансы, правильно подготовить старое покрытие и основание, аккуратно и ровно уложить слой плитки, не экономить на определенных обязательных этапах.

Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль может быть разной, что зависит от интенсивности нагрузки, оказываемой на покрытие, а также от целевого назначения участка дороги.

Для мощения тротуара используют упрощенный вариант: монтаж выполняется поверх щебнево-песчаной подушки. Чтобы повысить надежность дорожного покрытия, используют цемент: между слоями сыпучих материалов формируют цементную прослойку.

как кладут тротуарную плитку под авто

Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля

Тротуарная плитка укладывается поверх песчаного слоя. Это главная особенность технологии обустройства дорог, тротуаров с помощью изделий данного вида.

В результате обеспечивается достаточный уровень подвижности покрытия без риска нарушения его целостности. Благодаря этому под воздействием интенсивных нагрузок покрытие не деформируется. Автомобили разного веса проезжают по таким дорогам, но плитка не разрушается.

Используемые при монтаже материалы должны выдерживать эксплуатацию в сложных условиях. К ним предъявляют ряд требований, что позволяет контролировать степень надежности дорожного покрытия:

  • необходимо одновременно обеспечить достаточную подвижность покрытия (на минимальном уровне), за счет чего снижается риск разрушения вследствие пучения грунта, промерзания материала, а также высокую степень надежности, благодаря этому под весом машин плитка не будет смещаться;
  • брусчатку и другие виды таких изделий укладываю вплотную, зазоры между элементами должны быть минимальными, слишком широкие швы поспособствуют повышению подвижности покрытия, что приведет к его смещению под весом авто;
  • дорога, покрытая плиткой, должна быть ровной, не допускаются ухабы, волны, бугры, это приведет к неравномерному воздействию нагрузки и сокращению срока службы брусчатки;
  • слой бетона в основании не должен содержать пустоты, если раствор будет недостаточно плотным, это приведет к разрушению дорожного покрытия;
  • обустраивается дренаж, его главная функция — обеспечение возможности отведения воды, т. к. при постоянном контакте с влагой незащищенный бетон разрушается, что обусловлено его способностью впитывать жидкость (до 2% от общего объема);
  • для обустройства покрытия на участках дорог, где повышена интенсивность движения автомобилей, выбирают высокопрочную плитку с отличными показателями морозоустойчивости, прочности;
  • обязательным является наличие бордюра по краям дороги, что позволит упрочнить покрытие, предотвратить смещение плитки под воздействием нагрузки.

Выбор необходимых материалов

Перед покупкой определяют максимальный уровень нагрузки, оказываемой на дорогу. При обустройстве покрытия автостоянки, парковки на даче или во дворе частного дома, а также для других целей действуют одинаковые правила: толщина плитки определяется с учетом веса машин, которые будут проезжать по данному участку.

Размеры не зависят напрямую от уровня оказываемой нагрузки. Однако для авто большого веса рекомендуется укладывать изделия небольшого или среднего размера. Риск их деформации при этом ниже, чем в случае с крупногабаритной брусчаткой. Это обусловлено повышенной устойчивостью к динамическим нагрузкам.

При движении автомобиля продолжительность воздействия тяжеловесного транспорта на каждое отдельное изделие невысокая. Кроме того, прочность малогабаритной плитки выше за счет соотношения сторон и толщины.

Если принимается решение, какую тротуарную плитку выбрать под автомобиль, нужно рассмотреть следующие варианты:

Бетонные изделия, произведенные по технологии вибролитья, не подходят. Это обусловлено тем, что на раствор в данном случае оказывает воздействие только вибрация. Для сравнения, вибропрессованная плитка изготавливается по другой технологии: применяют не вязкий раствор, а полусухую цементно-песчаную смесь, которая сначала подвергается влиянию вибрационных волн, а затем — давлению пресса. Такая разновидность отличается более высокой прочностью. В результате покрытие выдерживает давление легковых и грузовых автомобилей.

как класть плитку тротуарную для автомобиля

Вибропрессованная тротуарная плитка для машин используется часто, но ей составляет конкуренцию аналог с таким же уровнем прочности — клинкер. Технология производства (экструзия массы с последующим обжигом) позволяет получить изделия с отличными свойствами. Клинкерная плитка отличается высоким показателем морозоустойчивости, прочности, низкой истираемостью. Поверхность таких изделий нескользкая.

Вспомогательные материалы

Кроме того, если планируется выполнять монтаж своими руками, рекомендуется подготовить другие материалы с подходящими параметрами:

  • песок: используют тщательно очищенный от пыли и сторонних вкраплений материал, наилучший вариант — мытый песок без содержания глины;
  • щебень: рекомендуемый размер фракций — от 30 до 40 мм;
  • гравий: достаточно использовать материал, размер камней которого составляет 25 мм;
  • цемент: он должен быть свежим, наилучший вариант — марка М400/500.

Дополнительно подготавливают геотекстиль. Его укладывают между слоями насыпных материалов. Цель применения такого покрытия — предотвращение смешения щебня, гравия, песка. За счет этого увеличивается срок службы покрытия, т. к. сохраняются параметры и форма каждого слоя сыпучего материала.

Важно правильно выбрать геотекстиль. Подходящим вариантом является покрытие с односторонним направлением влаги. Это позволит предупредить попадание воды назад — к слою бетона.

При обустройстве дорожного покрытия понадобится бордюрный камень. Его подбирают с учетом параметров материалов. Ключевую роль играет толщина слоев песка, щебня и гравия, бетона. В результате получают общую высоту основания, поверх которого будет укладываться плитка. Нужно учитывать, что бордюр должен несколько превосходить покрытие по высоте.

правильная укладка тротуарной плитки под машину

Толщина

Тротуарная плитка для парковки и дорог должна быть надежной, поэтому не рекомендуется применять тонкие изделия. Чтобы выдержать воздействие автомобиля, брусчатка должна иметь толщину от 60 мм и выше. В данном случае действует правило: чем больше нагрузка, тем сильнее увеличивается высота плитки.

  • для легковых автомобилей толщина изделий составляет 60-70 мм;
  • для грузового транспорта используют плитку толщиной 10-12 см.

Если эти рекомендации не выполняются, изделия могут разрушаться под колесами автомобилей. При выборе плитки нужной толщины следует учитывать, что для машин весом до 1000 кг рекомендуется приобретать брусчатку из клинкера.

Вибропрессованные изделия отличаются более высокой прочностью, поэтому их используют при создании покрытия площадки для стоянки, на участке заезда на дорогу и по всей ее протяженности, где будет двигаться транспорт весом более 1 т.

Размеры

При выборе учитывают уровень оказываемых нагрузок. По этой причине наиболее подходящими являются стандартные варианты брусчатки (ШхДхВ):

  • 160х240х60 мм;
  • 160х160х60 мм;
  • 100х200х60 мм;
  • 100х200х80 мм;
  • 500х500х70 мм.

Последний из них отличается крупными габаритами, но преимуществом таких изделий является существенная толщина. В результате плитку можно укладывать на участке подъезда к объектам и на всей протяженности автомобильных дорог.

Стоимость напрямую зависит от характеристик изделий. В числе главных факторов, участвующих в ценообразовании, называют размеры. Так, в Москве приобрести 1 м² можно за 430-700 руб.

Технология укладки

Рекомендуется придерживаться рекомендаций по выбору материалов и формированию основания путем укладки сыпучих материалов послойно. Важна последовательность действий. Благодаря этому повышается срок службы финишного покрытия, обеспечивается достаточная устойчивость воздействию повышенных нагрузок.

Разметка и земляные работы

Необходимо определить размеры участка, покрываемого плиткой. Например, если планируется укладывать брусчатку на автомобильной дороге, рекомендуется высвободить для этого полосу шириной не менее 2,2 м.

Габариты стоянки или парковки определяются в произвольном порядке — с учетом количества автомобилей, их габаритов. Размеры подъездной дорожки к дому должны выбираться на основании размеров машины и некоторого запаса.

Для разметки подготавливают колья в достаточном количестве, веревку или шнур. Измерения делаются с помощью рулетки. Расстояние между кольями определяют так, чтобы можно было обеспечить достаточное натяжение веревки. Поверхность почвы очищается от камней, травы.

Копка котлована производится вручную, только если площадь покрываемого плиткой участка небольшая. В противном случае понадобится специальная техника. Это обусловлено тем, что под автомобильную дорогу или паркинг производится выемка грунта на глубину до 65 см в зависимости от выбранной схемы.

схема укладки тротуарной плитки своими руками

  • для автомобилей весом до 3,5 т: 30 см щебня крупнофракционного, еще 5 см щебня мелкофракционного, 4 см песка, 8 см — тротуарная плитка;
  • для транспорта более 3,5 т: 10 см — песчано-щебневая подушка, 30 см — крупнофракционный щебень, 10 см — мелкофракционный щебень, 4 см — песок, 8 см — брусчатка.

Материалы являются взаимозаменяемыми. Например, вместо чистого песка на начальном этапе формирования дренажа иногда применяют смесь песка и гравия. Мелкофракционный щебень тоже заменяют посредством комбинации этих материалов. По окончании процесса выемки грунта дно котлована трамбуется. Благодаря уплотнению повышается надежность основания.

Засыпка дренажного слоя

В соответствии с вышеописанными схемами обустройства покрытия определяют толщину каждого из слоев сыпучих материалов. На утрамбованную почву укладывают песок. Несмотря на то что применяют мелкофракционный материал, его все равно нужно трамбовать. Для этого применяют виброплиту или трамбовочное оборудование.

процесс укладки тротуарной плитки под парковку

Перед засыпкой дренажного слоя рекомендуется установить бордюрный камень. Если сделать это позднее, нарушится структура основания. Когда высоты бордюра недостаточно, производится подсыпка смеси — песка и гравия.

  • заливка цементной смеси по периметру участка тонкой полосой в качестве основания для бордюрного камня;
  • крепление подпорками, с внутренней стороны бордюр удерживается с помощью насыпных материалов дренажного слоя.

Предпочтение отдается второму варианту, т. к. сохраняется минимально допустимая подвижность. За счет этого предотвращается преждевременное разрушение покрытия. Когда бордюрный камень будет установлен, продолжают формирование дренажа: укладывают крупнофракционный щебень, толщина слоя существенная, поверх насыпают мелкофракционный щебень или смесь песка и гравия (готовится в соотношении 1:2).

При укладке каждого из материалов производится трамбовка. Это позволит избежать проседания покрытия в процессе эксплуатации. После формирования третьего слоя сыпучего материала сверху укладывают геотекстиль. Если защищать каждый из слоев щебня и песка таким покрытием, снизится интенсивность оттока воды от бетона.

В результате в структуре основания будет сохраняться некоторый уровень влажности. По этой причине используют геотекстиль только дважды: на начальном этапе и в середине процесса укладки покрытия.

укладка тротуарной плитки под машину авто

Укладка на бетонное основание

Такой вариант обустройства основания имеет ряд недостатков, главный из них заключается в сложности организации водоотведения от бетона. Осадки, которые попадают на плитку, достигают непроницаемого слоя, задерживаются на этом этапе.

В результате влага разрушает бетон. Проблема решается сложным путем: создают влагоприемники, ливневки. В данном случае еще на этапе копки котлована делают уклон. Благодаря этому вода уходит из-под слоя бетона.

Для отведения воды на этапе заливки используют отрезки трубок небольшого диаметра. Их устанавливают вертикально в слой бетона. Причем высота трубок должна быть несколько больше толщины слоя бетонного раствора или вровень с поверхностью. Тогда осадки будут входить через эти каналы по направлению к дренажу.

Устройство основания на песчаной подушке

Рассматривают и другой вариант основания. В данном случае поверх дренажа и верхнего покрытия из геотекстиля формируют слой чистого песка. Он будет выступать в качестве основы для цементно-песчаной смеси.

Песок трамбуется, причем наилучший результат обеспечивается после увлажнения материала водой. Затем формируется слой цементно-песчаной смеси. Материал готовят с учетом соотношения — 1:4. Этот слой тоже нужно трамбовать, но без применения воды.

укладка тротуарной плитки под автомобиль

Укладка тротуарной плитки

Монтаж выполняется на сухую поверхность. Важно, чтобы в период укладки не было осадков. Сначала укладывают первый ряд плитки — вдоль бордюра. Устанавливают колья, протягивают шнур на высоте, соответствующей уровню укладки брусчатки.

Затем выполняется монтаж второго ряда — перпендикулярно движению автомобиля. На следующем этапе производится заполнение пространства обозначенного участка. Для уплотнения используют киянку. Наиболее удобный способ монтажа — сегментами по 1 м².

Регулярно проверяется качество покрытия с помощью строительного уровня. Если некоторые изделия выступают над поверхностью, их положение корректируется киянкой — под давлением его трамбуют сильнее.

Когда плитка, наоборот, несколько утоплена относительно других, ситуацию исправляют путем подсыпки песчано-цементной смеси. Если плитка укладывается на песчаную подушку, можно устанавливать изделия впритык друг к другу. При монтаже покрытия поверх слоя непроницаемого бетона оставляют швы не более 5 мм между плиткой.

Завершающие работы

Через 2-3 дня можно увлажнить цементно-песчаную смесь под плиткой. В результате она затвердеет, обеспечивая при этом прочность покрытию. Неплотности между изделиями заполняют песком. Это позволит улучшить характеристики покрытия, упрочнить его. Начинать эксплуатацию можно через некоторое время, когда цементно-песчаная смесь полностью схватится. Чем дольше покрытие остается в состоянии покоя после увлажнения, тем лучше.

Сегодня тротуарная плитка пользуется большой популярностью, вытесняя такие покрытия, как асфальт или бетон. Существует несколько технологий по ее укладке, которые в первую очередь зависят от подстилающего контактирующего основания. Оно может состоять из песка, отсева, бетона, или из обычного грунта.


В этой статье рассмотрим, как класть плитку на землю, и нужен ли для этого подстилающий слой.

Можно ли класть тротуарную плитку на грунт

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть требования технологического процесса и их обоснования.

Так как вода является разрушающим фактором для любого материала, будущее покрытие должно иметь надежную влагозащиту. Как это можно устроить:

  • Подготовить дренажное основание. Для этого подстилают слой песка и щебня. Вместо песка также используют отсев.
  • Предусмотреть определенный уклон поверхности, который не позволит скапливаться воде на поверхности.
  • Установить водосборные выемки по краю дорожки.


Требования к основанию под тротуарную плитку
Чтобы дорожка прослужила как можно дольше, основание под тротуарную плитку требуется подготовить


Укладки тротуарной плитки на бетонное основание
Бетонное основание обладает большим запасом прочности по сравнению с монтажом на песчаное основание

Для исключения деформации тротуарного материала основание должно быть ровным и плотным, чтобы при надавливании на него не происходило проваливания. Для этого нужно:

  • Качественно выровнять и утрамбовать почву.
  • При глиняных или рыхлых почвах рекомендуется уложить дополнительный подстилающий слой из песка и щебня, который предотвратит проседание грунта и обеспечит прочность всей конструкции. Этот слой в процессе должен хорошо утрамбовываться.
  • Укладывать плитку необходимо так, чтобы тыльная сторона тщательно прилегала к основанию. Для этого, конечно, лучше использовать песок, который благодаря рыхлой и в то же время плотной структуре обволакивает ее со всех сторон.

Так, после рассмотрения всех требований для получения качественного и долговечного покрытия становится ясно, что укладка тротуарной плитки на землю нежелательна: это может спровоцировать ее деформацию и появление луж на поверхности из-за отсутствия дренажной системы из песка и щебня.

Технология укладки на грунт

Но если все же решено укладывать брусчатку на грунт, необходимо придерживаться определенной технологии, которая поможет сохранить тротуарный материал на долгие годы. Как уложить тротуарную плитку на землю, рассмотрим более подробно.

Важно! Укладка плитки на улице должна производиться только в хорошую погоду, при плохой погоде покрытие держаться не будет.

Как и любой строительный процесс, укладка начинается с создания проекта, который предусматривает такую информацию:

  • параметры дорожки или другого участка;
  • примерный план и схематическое отражение дорожки на бумаге;
  • количество материалов, расчет которых производится по параметрам планируемого участка.

Разметка

Следующий этап — это разметка дорожки. Для этого проводятся такие мероприятия:

  • Устанавливаются деревянные колышки по периметру предполагаемой дорожки.
  • Между ними натягивается шнур, который не только выполняет роль разметки, но и выставляет уровень с необходимым уклоном основания.

Подготовка грунта

Далее подготавливаем грунт:

  • Вынимаем небольшой слой почвы таким образом, чтобы плитка при укладке в ямку была чуть выше уровня земли.
  • Дно траншеи хорошо утрамбовываем с использованием трамбовки и воды, что в дальнейшем предотвратит усадку земли.
  • При помощи уровня выравниваем основание, сразу формируя необходимый уклон. Если все же решено устроить дренажный слой, можно подстелить немного щебня или песка.

Укладка тротуарной плитки

  • Укладывать тротуарную плитку на грунт необходимо по направлению от себя, дабы не повредить выровненное основание.
  • Куски плитки кладут в последнюю очередь, выравнивая тем самым края дорожки.
  • Остальные просветы между краями траншеи и брусчаткой засыпаются землей.
  • Для получения целостного тротуарного покрытия межплиточные швы рекомендуется засыпать песком.


Подводя итог, можно сказать, что производить укладку плитки на грунт без подстилающего основания возможно, но в этом случае отсутствует дренажная система, отвечающая за отвод воды. Если все же решено укладывать ее таким способом, необходимо соблюдать технологию, предназначенную для длительного сохранения покрытия.

Читайте также: