Укладка поребрика на цоколь

Обновлено: 05.05.2024

фото 21321_1

Мощение или дорожное покрытие подвергается сильным эксплуатационным нагрузкам.

Поэтому без надежного фиксирования оно быстро утратит свои важные характеристики. Для ограждения применяются бортовые камни — бетонный или каменный бордюр.

Монтаж производится согласно технологии. Правильно установленный камень предотвращает размывание и разрушение дорожек. Процесс можно выполнить своими руками, строго соблюдая технологические нюансы.

Можно ли выполнить установку самостоятельно?

Существует несколько способов положить бортовые камни. Чтобы выбрать оптимальный из них, лучше всего руководствоваться некоторыми критериями:

  • размеры и вес камня;
  • протяженность ограждения;
  • назначение.

Есть несколько разновидностей бордюров:

фото 21321_4

    Магистральный. Этот тип для самостоятельного монтажа не подходит. Его установкой занимаются специализированные бригады, оснащенные нужной техникой.

Дорожный. Такой камень может понадобиться для укладки вокруг дома, чтобы разграничить дорожное полотно и частную территорию.

Для того, чтобы поставить бордюр, необходимо иметь автоматический укладчик, но это может занять много времени.

Подробно обо всех видах бордюров здесь.

Материалы, инструменты, оборудование

Для правильного монтажа бордюра понадобится приготовить инструменты в соответствии с технологией:

  1. Лопаты штыковую и совковую. Они нужны для копки траншеи, замешивания бетонной смеси, а также работы с раствором (при укладке камня на бетонное основание) и укладки щебеночного основания.
  2. Резиновая киянка. С помощью этого инструмента бортовые камни выравниваются по линии или радиусу, а также по высоте.
  3. Металлический молоток и кувалда при работе с каменными изделиями.
  4. Емкость для замешивания раствора, шпатель и мастерок — нужны при укладке ограждения на бетонное основание (разравнивание смеси) или для замазывания швов между бетонными бордюрами. Для больших объемов лучше приготовить бетономешалку.
  5. Клещи. Нужны при работе с бордюрами больших размеров и весом более 30-40 кг. С помощью клещей два человека могут перенести и установить элементы ограждения.
  6. Болгарка с алмазным кругом. Предназначена для резки бордюров.

Этот перечень инструментов понадобится для монтажа. До этого придется поработать с:

  • рулеткой для измерений и разметки;
  • колышками и веревкой;
  • уровнем строительным (1,5-2,0 м);
  • угольником;
  • карандашом или маркером.

Также понадобятся материалы:

  • песок (речной);
  • щебень (фракция мелкая или средняя);
  • цемент (марка 400 или 500);
  • вода;
  • бордюрный камень.

От качества перечисленных инструментов и материалов зависит конечный результат.

Технология устройства: как класть бордюрный камень?

Технологию укладки камня можно также назвать схемой. Она может быть разной из-за размеров камня и целей ограждения. В нее входит не только пошаговый процесс работы, но и вариант установки бордюра, список материалов и их количество.

Иными словами, следует точно определить высоту поребрика над уровнем дорожки, глубину его заложения, тип основания, конфигурацию и размер камня. В процессе составления схемы производится расчет количества материалов и последовательность их укладки.

Важными вопросами являются:

  1. Состав и толщина основания. Если она рассчитана неправильно, то со временем камень может сдвинуться. Это произойдет, когда прочность основания и вес поребрика несоизмеримы. Второй вариант — не стоит затрачивать лишние материалы и монтировать мощное основание для небольших камней. Еще один нюанс — состав грунта, его способность к смещению.
  2. Характеристики бордюра и способ его изготовления. От этого зависят показатели прочности, устойчивость к температурным колебаниям, морозоустойчивость. Размер — для длинного ограждения рекомендуется использовать камни не более 1 м. Это сэкономит время при установке.
  3. Вариант сочетания бордюрных камней и дорожного полотна — на одном уровне, вплотную, с заглублением.
  4. Глубина заложения изделий. Сильно выступающий бордюр испортит внешний вид и сделает эксплуатацию дорожки некомфортной. Если он будет погружен ниже требуемого уровня, то перестанет выполнять свои функции.

Также следует определить какой тип камня будет установлен. Не только по материалу, но и по конфигурации — односторонний или двухсторонний. Например, для садовых дорожек рекомендуется применять односторонние изделия.

Укладка по этапам

Каждый вид камня требует соответственной технологии укладки. Но существует единая технология монтажа бордюра, которая подходит для самостоятельной установки ограждения. Она заключает несколько последовательных этапов.

Разметка

фото 21321_6

До начала установки следует разбить линию монтажа. Для этого используются колышки, шнур и рулетка.

На земле нужно отмерить длину ограждения и схематически нанести конфигурацию. По всей длине вбить колышки, на которых отметить расположение грунта и основания.

На заданной высоте верхнего края бордюра натянуть шнур или веревку. Верхняя часть поребрика может располагаться параллельно поверхности земли или под уклоном к ней в зависимости от геологических особенностей участка.

Рытье и подготовка траншеи

Глубина траншеи должна соответствовать расчетной согласно схеме монтажа. Для тротуарного ограждения она равно высоте бордюра + 15-20 см. Для дорожного обрамления — высоте камня.

Ширина траншеи для тротуарного элемента равна его ширине + 5-7 см, для дорожного не менее 30-40 см.

В процесс подготовки траншеи входит очистка основания (уборка мусора и корней), выравнивание и уплотнение. При трамбовке нужно смачивать слой водой, чтобы предотвратить последующую усадку.

Основание для поребриков

Есть два основных вида — щебеночное и цементно-песчаное. Для устройства первого варианта необходимо на дно траншеи насыпать слой песка толщиной 3-5 см, залить его водой и хорошо утрамбовать. Затем насыпать слой щебня мелкой фракции и снова утрамбовать. Основание готово для укладки камня.

Щебеночная основание — наиболее простой и бюджетный способ. Но, он подходит только для тротуарного и садового бордюра. Для устройства цементно-песчаной основы понадобится замесить раствор из песка, цемента (3:1) и воды. Затем залить на дно траншеи единым слоем 5-7 см, выровнять и утрамбовать. Есть еще один способ, который считается наиболее прочным и дорогим.

Это бетонная подушка — комбинация из двух вариантов. Вначале следует насыпать слой песка, увлажнить и утрамбовать. Затем слой щебня и полить его водой. Сверху залить слой бетона.

Резка элементов

При перепадах высот или обрамлении угла необходимо камни распилить. На бордюре отметить карандашом линию распила. С каждой стороны пропилить прорези глубиной 1,5-2,0 см.

Весь камень пропиливать нет необходимости. Затем подложить под большую часть кусок железа и отбить кусок бордюра кувалдой. При аккуратном пропиливании пазов дополнительная шлифовка не понадобится.

Монтаж

фото 21321_7

Камни нужно укладывать на подготовленное основание с обязательным контролем расположения. Контроль проводится по всем плоскостям — вертикаль, горизонталь.

При этом важно учитывать геометрию участка (уклоны). Этап требует особого внимания. Если он будет произведен неправильно, то может понадобиться демонтаж большого участка ограждения.

Фиксация

Заделка швов

Этот этап можно проводить после схватывания бетонной смеси. Используется жидкий бетонный раствор или смоченный песок.

Соблюдение технологии гарантирует высокую прочность и надежность ограждения. В некоторых случаях производится установка декоративного ограждения сразу на песчаное основание без укладки щебня. Это допустимо на твердых грунтах, но все равно приведет к снижению прочности.

Возможные сложности и ошибки

Технология укладки своими руками может вызвать некоторые сложности или привести к ошибкам:

  1. Отсутствие опыта не позволит сделать качественно каждый этап. При работе с бетоном требуются знания по замешиванию и применению смеси.
  2. Неправильно составленная схема монтажа. Эта ошибка приведет к снижению прочности и сроку эксплуатации ограждения.
  3. Неправильный выбор и устройство основания. В этом случае габаритный камень может просесть или изменить траекторию укладки.

После неграмотного или халатно выполненного монтажа потребуется разборка значительных участков бордюра.

Плюсы и минусы самостоятельной работы

Самостоятельная укладка элементов ограждения имеет свои преимущества и недостатки. Плюсами следует выделить:

Возможность использовать подручные материалы. Не обязательно покупать новые инструменты, цемент или песок.

Минусами можно считать:

  1. Низкую производительность, особенно при отсутствии строительной техники и опыта работы.
  2. Сложность обеспечения проектной марки бетона при самостоятельном изготовлении изделий.
  3. Сложность монтажа на криволинейных участках и в местах перепадов высот.

Полезное видео

Об укладке бордюров своими руками наглядно в видео:

Заключение

Установка бордюра своими руками — это процесс ответственный. Ограждение имеет важные функции по защите дорожки или полотна. Важно строго соблюдать последовательность работ и рекомендации, а также использовать нужные инструменты. Это позволит обеспечить максимальную надежность и долговечность элементов.

фото 21655_2

Без бордюрных камней сегодня не обходится ни один проект благоустройства территории и строительства дорог городского или федерального значения.

Большинство дорожных и садовых бордюров изготавливаются в строгом соответствии с требованиями нормативной документации.

Для успешной сдачи объекта в эксплуатацию и долговечности возведённой конструкции, монтаж бордюров также должен удовлетворять нормативным требованиям и проводиться в соответствии с технологической картой.

Понятие укладки бордюрного камня

Монтаж бордюров – это комплекс мероприятий по:

  • разметке территории;
  • созданию искусственного основания;
  • установке штучных элементов отбортовки для пешеходных и автомобильных дорог, ограждений для газонов, грядок, клумб и малых архитектурных форм.

Технология установки бордюров зависит от категории объекта, массы и габаритов изделий, а также от объёма работ и грунтовых условий на площадке строительства.

Нормативные нормы монтажа поребриков

Монтаж бордюрных камней регламентируется требованиями следующих нормативных документов:

фото 21655_3

  • СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий». «Парки. Правила градостроительного проектирования территории». «Технический регламент. Благоустройство территорий у строящихся зданий и сооружений».

При реализации проекта капитального строительства, подразумевающего благоустройство территории или возведение автомобильной дороги повышенной категории ответственности, приёмочная комиссия ГАСН выписывает предписания и проверяет корректность монтажа каждого этапа, в строгом соответствии с перечисленными выше документами.

Правила и требования к процессу

Согласно указанным выше нормативным документам, при монтаже бордюров, должны выполняться следующие регламентные требования:

  • Все работы по оформлению ландшафтного дизайна должны вестись, согласно рабочему проекту.
  • Степень уплотнения искусственного основания при установке бордюров должна быть не менее 0,98.
  • Для фиксации бордюрного ряда требуется присыпка уплетённым грунтом, либо устройство бетонной подушки.
  • Работам по монтажу должна предшествовать геодезическая разбивка лицевого канта отбортовки с применением высокоточного оборудования. в данном случае, рекомендуется использовать приборы с привязкой к координатам со спутника.
  • Допустимый зазор между бортовыми камнями не должен превышать 3 – 5 мм, в зависимости от категории объекта.
  • Отклонение установленного бортового камня от проектных плоскостей должно быть менее 3%.
  • При строительстве дорог федерального, регионального или городского значения, бортовой камень должен иметь сертификат, удостоверяющий соответствие требованиям ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные. Технические условия».
  • Превышение бортового камня над поверхностью проезжей части должно быть не менее 100 – 150 мм для обеспечения безопасности пешеходов.

Помимо указанных требований, при монтаже бортовых камней необходимо соблюдать красные отметки вертикальной планировки, вне зависимости от природного рельефа местности. В ряде случаев, вместо отрывки траншеи, эта операция требует устройства насыпи с её последующим уплотнением.

Инструменты

Для монтажа бордюра с соблюдением всех перечисленных выше требований, потребуется следующий набор инструментов:

фото 21655_4

  • Нивелир с GPS датчиком для проведения геодезической разбивки.
  • Экскаватор с узким ковшом, либо набор штыковых лопат, в зависимости от объёма работ – для устройства траншеи.
  • Колышки с капроновыми шнурками для разметки территории.
  • Вибротрамбовка для уплотнения искусственного основания.
  • Бетоносмесительное устройство мобильного типа для замешивания постели из жёсткой цементно-песчаной смеси.
  • Линейка, с помощью которой производится разметка бортового камня перед раскроем.
  • Болгарка или циркулярная пила с алмазным диском для распила камня перед монтажом доборов.
  • Ручной, тандемный, электромеханический или гидравлический захват, с помощью которого бордюрный камень устанавливается точно в проектное положение после его транспортировки с паллеты.
  • Совковые лопаты для обратной отсыпки грунтового основания.
  • Резиновые молотки для корректировки бордюрного ряда, в случае незначительного нарушения геометрии при монтаже.

Инструменты должны быть исправны и готовы к работе. В случае строительства автомагистрали или протяжённой городской улицы, также понадобится тяжёлая грузоподъёмная или землеустроительная техника с требуемой производительностью.

Правильное устройство бортовых камней своими руками

При монтаже бортового камня, необходимо строго следовать предварительно составленной технологической карте:

  • Анализируется рабочий проект благоустройства территории или строительства дороги с тротуарами.
  • Выполняется геодезическая разбивка территории с фиксацией характерных точек изменения направления, и перепадов рельефа.
  • В землю забиваются колья из арматурной стали, между которыми натягивается шнурка, повторяющая лицевой кант будущего бордюра.
  • Разрабатывается траншея нужной глубины и ширины, предназначенная для монтажа отбортовки.
  • По дну траншеи насыпается слой песчано-гравийной смеси с проектной толщиной.
  • ПГС трамбуется до требуемой степени уплотнения – не менее 0,95 для садовых бордюров и от 0,98 для дорожных бортовых камней.
  • В отдельной ёмкости замешивается жёсткая цементно-песчаная смесь для формирования постели.
  • Раствор укладывается поверх уплотнённого слоя ПГС и разравнивается.
  • При наличии в проекте специальных требований, в теле раствора также монтируются продольные арматурные стержни.
  • Бордюрные камни фиксируются захватами и аккуратно укладываются в проектное положение.
  • Створ изделий корректируется резиновыми молотками до соблюдения заданной при геодезической разбивке линии.
  • На финальном этапе, отбортовка отсыпается слоем песка или другим сыпучим материалом.

Укладка дорожного полотна ведётся не ранее, чем через 1 – 2 суток после устройства бордюров, так как бетон постели должен набрать часть нормативной прочности.

Полная информация о процессе установки бордюров здесь.

Последствия нарушения технологии

В случае нарушения технологии во время монтажа бортового камня, возможно наступление следующих негативных последствий:

фото 21655_5

  • Недостаточно уплотнённое искусственное основание приводит к осадкам камня со временем.
  • Отсутствие постели из цементно-песчаной смеси может вызвать вывал отдельных камней и их крен.
  • Некачественная геодезическая разбивка, либо пренебрежение красными отметками повлекут за собой ошибки при укладке дорожного полотна и устройстве наружных сетей.
  • Применение металлических молотков вместо резиновых вызовут разрушение хрупких строительных материалов.
  • Устройство вместо слоя ПГС уплотнённого местного грунта может привести к его намоканию в паводковый перед и непредсказуемым осадкам.
  • Монтаж штучных камней без захватов значительно увеличивает время производства работ, а также способствует травматизму, так как, при ручной укладке, наблюдается нарушение техники безопасности.
  • Крайние бордюры перед установкой должны раскраиваться, согласно предварительно нанесённой разметке. Тот же вид работ производится, в случае необходимости устройства криволинейной бордюрной линии.

Все перечисленные выше дефекты и последствия неминуемо приведут к затратам подрядчика. В случае необходимости сдачи объекта государственной комиссии, может понадобиться полный демонтаж с повторным устройством бордюров.

Сколько стоит установка бордюров?

На рынке работает большое количество монтажных организаций, предлагающих услуги по монтажу бордюрных камней и комплексному благоустройству территории. Учитывая высокий уровень конкуренции, средние розничные расценки на данный вид работ по регионам примерно одинаковы и отражаются в следующей таблице:

Конечная стоимость определяется сметным расчётом и зависит от ряда сопутствующих факторов:

фото 21655_7

  • Удалённость объекта от города.
  • Наличие питающей кабельной линии в месте производства работ.
  • Общий объём монтажа.
  • Тип используемого бортового камня.
  • Необходимость привлечения тяжёлой строительной техники.
  • Категория объекта.
  • Наличие проекта.
  • Перепад высотных отметок.
  • Уровень грунтовых вод.
  • Качество грунтов естественного основания.
  • Наличие дополнительных требований проекта и пожеланий заказчика.

Помимо указанных выше критериев, на конечную цену также может влиять срочность работ, сезонность и внутренняя ценовая политика подрядной организации.

Заключение

Монтаж бордюрных камней – это ответственная работа, которая требует досконального выполнения всех требований проекта и нормативной документации. Монтажу отбортовки предшествует детальная геодезическая разбивка и устройство искусственного основания, уплотнённого до степени 0,95 – 0,98.

При установке камней, требуется механический или электрический захват, чтобы точно позиционировать подошву изделия в предварительно подготовленную постель из цементно-песчаной смеси. Бордюрный ряд должен быть жёстко зафиксирован в грунте и прижат дорожным плотной. Работы по устройству проезжей части и тротуара следует начинать не ранее набора прочности бетона, в котором фиксируется бортовой камень.

Особенности

Тротуарный бордюр – необходимый элемент в ландшафтном дизайне. С его помощью выделяют отмостки, клумбы, обустраивают садовые дорожки и территорию частного двора. Но поребрики нужны не только для создания красоты. Установка бордюров нужна, прежде всего, для защиты покрытия, для несмешения и непопадания грунта в ограждаемую зону. Одним словом, если вы застелили дорожки не на один год, чтобы они прослужили долго, установите по краю бордюр, который не даст материалу разрушиться и удержит его в нужной форме. Одной из функциональных особенностей бордюров является перераспределение нагрузки на площадке с разным покрытием.





Оградительная окантовка особенно нужна на узких вымощенных участках, надежную защиту от разрушения и укрепление покрытия в данном случае не обеспечит другая конструкция. Те хозяева, которые пытаются обойтись без бордюра, укладывая плитку вертикально, все равно потом приходят к мысли, что он нужен. Куски шифера по краям уложенной брусчатки тоже не выполняют те функции, что делают поребрики. Со временем в любом случае приходится делать окантовку, поэтому, чтобы не выполнять двойную работу, не затрачивать дважды время и силы, лучше сразу пойти по правильному пути.



Учтите, что в случае переделки еще предстоит выполнить ремонт по краям плитки. Не нужно изобретать велосипед или экономить на окантовке, если уж принято решение облагородить территорию брусчаткой. Хороший бордюр – защита, декор и законченное оформление поверхности. Монтаж такого ограждения можно произвести автоматически укладчиком, а можно сделать своими руками. Машину берут, когда надо установить сотни метров окантовки, в основном дорожного бордюра. Сделать же работу в пределах своего участка можно и самим. Лучше всего пригласить помощника – так работа будет спориться быстрее, да и нужен еще кто-то при замерах или чтобы придержать, подать элементы.



Остановимся подробнее на этих способах и в каждом случае рассмотрим технологию укладки поребриков.

Как установить машиной?

С помощью автоматического укладчика процесс пойдет быстрее, но, как правило, их используют специальные дорожные компании для придорожных работ. Если и вам предстоит уложить километровые бордюрные полотна, то лучше пригласить специализированную бригаду, которая с помощью техники выполнит работу быстро и качественно. Самая простая машина настроена на трамбовку нагнетающей бетонной массы в пристыковываемую форму-профиль. Ее производительность до 500 метров в смену, а за весь день с ее помощью можно уложить до 1 километра бордюра.



Движение техники не связано с наличием привода на колеса (он отсутствует у этого агрегата), а происходит вынужденно в ответ на обратное перемещение трамбующего устройства. Его можно взять в аренду, а к месту доставить на тележке либо на прицепе. Укладчик работает за счет бензинного двигателя мощностью в 16 лошадиных сил (воздушное охлаждение) Боковые панели – съемные, что обеспечивает свободный доступ к управлению устройством. 2-3 человека спокойно могут наладить непрерывную работу на агрегате в течение дня.



Укладка своими руками

Сейчас на рынке можно приобрести бортовой камень различного вида:

Бордюры отличаются формой, размером, но имеют общую технологию укладки – во всех случаях надо руководствоваться едиными правилами. Итак, общая пошаговая инструкция установки бордюрного камня следующая.

  • Первым делом на даче определяют границы участка под плитку, по краям которого выкапывают ров. Чтобы он был ровным, делают разметку: вначале вбивают колышки (деревянные или металлические) и натягивают веревку или шнур.
  • Глубина ямы зависит от высоты поребрика и желаемого уровня его выступа относительно предполагаемого покрытия (брусчатки). А в ширину нужно копать на 20 сантиметров больше толщины выбранного бордюрного элемента.
  • Дно рва надо выровнять, уплотнить и засыпать песком на уровне 5 сантиметров.
  • Далее заполнить канаву цементно-песчаной смесью в соотношении 1: 3 – 1: 4 (примерно на 3 см).
  • Монтировать бордюры: лучше их ставить под уровень, подправляя резиновым молотком.
  • Расстояние между частями бордюрного сооружения не должно превышать 3-х миллиметров.





Как видим, при минимальном количестве инструментов можно провести эту работу. Технология укладки может быть разной: бордюр можно уложить на разную основу. Рассмотрим все в отдельности.

На землю

Технология укладки бордюрной ленты без бетона применима на плотных почвах, там, где есть гарантия того, что поребрик будет держаться основательно без дополнительной фиксации цементным раствором. Как правило, такой метод оправдан на участках с глинистым грунтом, где элементы покрытия и его ограждения практически не будут смещаться.

На песок

Схема установки на песок такая же, как и общая пошаговая инструкция до момента, где конструкция заливается песчано-цементным раствором. Под такой бордюр можно положить только щебень (на уровне 15 см), хорошо его утрамбовав. В промежутках между траншеей и стенками бордюрного камня также засыпается щебень и плотно трамбуется. Такую технологию применяют, если нет дополнительных средств для приобретения материалов, чтобы изготовить бетонную смесь, либо когда нужно огородить нижнее пространство лишь на некоторое время. При таком способе конструкция может быстро оказаться разрушенной даже при малейшем надавливании на нее ногой под углом. Это надо учитывать и понимать, что она скорее носит временный характер и подходит, например, для ограждения цветника, клумб.

На бетонное основание

Если грунт склонен к пучению (или на уклонной местности), укладка бордюрного камня производится на подушке из песка и щебня, поверх которых заливается слой бетона. На таком бетонном основании бордюр простоит годы. Порядок такой установки следующий.

  • Производят замеры участка, предварительно забив колышки в ключевых местах, на которые натягивают шнур.
  • Согласно полученной разметке роют лопатой траншею с таким расчетом, чтобы по бокам бордюрного элемента оставалось с каждой стороны не менее 10, а то и 15 сантиметров. А при выкапывании вглубь надо учесть, что внизу на уровне 10 сантиметров будет щебень, затем примерно на 5 сантиметров зальется пескоцементный раствор, ну и учитывайте высоту бордюра – на каком расстоянии вы хотите, чтобы он возвышался над поверхностью.
  • Дно нужно выровнять и утрамбовать, в идеале на дно надо уложить геотекстиль минимальной плотности в 160 г на квадратный метр. Это делается, чтобы избежать смешивания песка и щебня с землей, что обеспечит эксплуатацию бордюра в течение более длительного времени. И это гарантия того, что при пучении весной не будет никаких сдвигов.
  • На гекотекстиль насыпается крупнозернистый песок и крупный щебень (25-40 мм) на уровне 10-15 сантиметров. Все плотно трамбутеся.
  • Делается раствор в следующей пропорции: 3-4 части песка и 1 часть цемента. Количество воды – минимальное, лишь такое, чтобы размешать состав, который надо уложить толстым слоем (5-7 см) на щебневую основу.
  • На бетонную подушку укладывают бордюрный элемент, по бокам заливают раствором и фиксируют поребрик.
  • Бетону дают время, чтобы высохнуть и схватиться. Если осталось свободное пространство между траншеей и бордюром, его надо засыпать щебнем либо песком, утрамбовать и присыпать грунтом.

Бетонный раствор еще можно изготовить с добавлением щебня. В таком случае берут 1 часть цемента, 2,5 части песка (лучше просеянного) и по 2 части воды и некрупного щебня. Такой раствор хорошо наносить мастерком на подготовленную основу. Затем на раствор устанавливают бордюрный элемент, подгоняют его с помощью резинового молотка. Не надо стучать по камню обычным молотком и уж тем более кувалдой во избежание деформации поребрика. Для таких работ надо обзавестись молотком с резиновым набалдашником.

Такая технология – гарантия того, что при пучении бордюр останется на месте, сдвига не произойдет. Так что способ монтажа зависит, прежде всего, от грунта и от целей, которые преследует хозяин. Нужно временное ограждение – не заморачивайтесь бетонированием, укладывайте поребрик прямо на землю или песок, для основательной и долговечной конструкции потребуется дополнительная возня с раствором. Не всегда бордюры укладываются по прямой линии, иногда приходится их делать и по криволинейной траектории. Когда радиус кривизны больше 11 метров, то по кругу поребрик делают из обычного прямого куска, который разрезается алмазным диском на несколько частей. Каждая часть стыкуется под необходимым углом, они закрепляются между собой бетонной смесью.

Когда радиус менее 11 метров, надо приобрести специальные бордюры с нужной кривизной. Их уже резать не нужно, а просто правильно состыковать и закрепить раствором.

Специалисты советуют дать конструкции стабилизироваться и переходить к обработке щелей. Щели, которые образуются между частями бордюра, устраняют только сухой смесью цемента с песком. Затем поливают водой и ждут, когда поверхность высохнет, но не заливают готовым раствором. Сдвиги готовой конструкции стабилизируют полусухим составом: с каждой стороны бордюра подсыпают полусухой бетон. В целом для укладки бордюрной окантовки желательно использовать щебень фракции 15, а цемент наиболее качественной марки – 500.

Чтобы защитить покрытие от дождя, опытные мастера советуют полотно дорожки установить выше по отношению к земле на 2-4 сантиметра. По этой же причине делают уклон на 2-4 градуса, но если ландшафт уже находится под уклоном, тогда это излишне. Если будет необходимость в подрезке бордюрного камня, тут не обойтись без болгарки и алмазного круга. Можно воспользоваться бензорезом – это оборудование можно взять в прокат. Не забудьте надеть защитные очки при таких работах.

Еще один ценный совет: в местах, где уровень грунтовых вод довольно высок, надо под песком посыпать дополнительный слой щебня примерно на высоту 10 сантиметров. Без этой дополнительной меры есть опасения, что ограждение расшатается быстрее, чем бы вам это хотелось. Бордюр подбирают под цвет плитки, самый дешевый вариант – натуральный серый камень. Что касается инструментов: кроме штыковой лопаты для копания траншеи, приготовьте и совковую. Она пригодится для работы с раствором.

Кстати, растворную смесь можно мешать той же лопатой либо в бетономешалке. Тут уж все зависит от объемов. Конечно, при масштабных работах автоматизированный процесс значительно облегчит ваш труд. Устройство по замешиванию бетона также есть в прокате. Чтобы не переделывать работу, при формировании траншеи лучше сделать ее немного глубже. Как говорят – в данном случае лучше перекопать, чем не докопать каких-то сантиметров. Лишнее расстояние можно засыпать щебнем, а вот если глубины не хватит, придется заново копать.

Обычно бордюрный камень углубляют наполовину либо на треть от его высоты. Но бывает что еще глубже – тут уж все зависит от вашего желания и условий месторасположения ограждения и покрытия. Учитывайте тот факт, чтобы грунт не попадал на облицовку, а вода при сильном дожде имела куда стекать. При трамбовке «подушки» из щебня можно воспользоваться дополнительным грузом из подручных средств, а можно просто утрамбовать ногами. Слой может быть и неровным, выравнивают под уровень уже песком, который более податлив в этом.

Чтобы облегчить процесс, песок можно слегка намочить – так слой утрамбуется и выровняется легче и быстрее.

Прежде чем ставить бордюры, нужно определиться со способом их укладки:

  • на землю;
  • на песчаной подушке с боковой фиксацией раствором;
  • укладка под бетонное основание.

От этого будет зависеть весь дальнейший процесс. В ходе работ не всегда можно будет изменить решение. Так, если не окажутся под рукой нужные материалы для раствора, вы не сможете их зафиксировать – придется закопать бордюр просто в землю, а это недолговечный вариант. Либо, начав укладку на песчаную подушку, вы не сможете перейти на бетонирование, поскольку у вас не окажется достаточного количества раствора.

Дайте возможность схватиться элементам бордюра хотя бы на сутки, а потом продолжайте работу по обработке щелей и начинайте укладывать плитку.

И еще учитывайте то, что бордюрный камень может выдержать кратковременные наезды даже легкового транспорта, но, если такие нагрузки будут постоянными, он разрушится. В таком случае лучше взять дорожный армированный камень со стальными прутьями внутри диаметром до 14 миллиметров. Такой бордюр используют для отделения пешеходной зоны от проезжей. Но для дачного участка в основном используют поребрик – обычный тротуарный бордюрный камень. Он идет меньшего размера, легче по весу, с ним удобнее работать при установке.

О том, как правильно установить бордюр своими руками, смотрите в следующем видео.

Бортовой камень, или поребрик, является неотъемлемой частью любой городской или загородной архитектуры. Это изделие применяют в качестве разделителя проезжей части и тротуара, велодорожек, газонов и прочих территорий.



Что это такое?

Изделие создает надежный барьер против размытия обочины, сползания почвы, способствует долгой службе плиточного покрытия, так как элементы не деформируются от механической нагрузки и природных воздействий. Бортовой камень может быть бетонным либо пластиковым, который отличается от классического бордюра тем, что при установке под него необязательно укладывать уплотнение и создавать углубление.

Нижнюю часть поребрика можно не утапливать в грунт, а верхняя, наоборот, должна выступать над разделительными зонами. С поребриками любой ландшафт имеет аккуратный и завершенный вид.

Как производят поребрик?

Как и любое строительное изделие, поребрик должен иметь определенные характеристики и соответствовать установленным нормам. Изделие делают по двум технологиям.

  • Вибролитье. Подразумевает правильные размеры и четкую геометрию. Производство направлено на повышение плотности бетона и уменьшение его пористой структуры. Конструктивно это двухсоставное изделие, то есть у него есть внутренняя и наружная части.



  • Вибропрессование. Производимые поребрики отличаются присутствием сколов и трещин, то есть являются низкодекоративными. Технология увеличивает пористость бетона, что негативно сказывается на прочности материала и его морозостойкости. Однако производители гарантируют 30-летний срок таким изделиям, отмечая их ориентированность на установку в условиях повышенной влажности и перепадов температуры.



Оба метода имеют недостатки и положительные стороны. Никаких особых производственных правил не существует, отличия классифицируются, исходя из выбранного для производства материала, а выбор не ограничен только бетоном.

Ассортимент поребриков не отличается широтой. Оставляет желать лучшего декоративная составляющая – это и служит первопричиной того, что многие домашние мастера выбирают самостоятельное изготовление дорожных либо садовых поребриков. Таким образом, вне цеха можно получить изделия с любым сечением и разные по цвету.

Нужные качества готовым элементам придают с помощью сухих строительных смесей. Они обеспечивают поребрику стойкость к влиянию влаги и низкой температуры. Изделия можно окрашивать на этапе замеса, добавляя в массу специальные красители. Такой подход более затратный финансово, но уложенный поребрик не будет нужды периодически обновлять для защиты и привлекательного вида.



Обзор видов

Современные бордюрные конструкции бывают сделаны из кирпича, пластика, дерева, бетона и металла. Но любой вариант должен быть:

  • долговечным;
  • устойчивым к изменению температурного режима;
  • влагостойким;
  • практичным при эксплуатации и в уходе;
  • эстетически приятным.



Все поребрики создаются на натуральной основе и имеют привлекательный вид, выполняя роль декора любого типа дорожного полотна. Качество материала дает возможность проводить установку бортиков практически на любом объекте (вдоль шоссе, тротуаров, на цоколь дома).

Выпускается несколько видов бортового камня:

  • дорожный;
  • садовый;
  • магистральный;
  • тротуарный.

Ограждения классифицируют по типу используемого сырья.



Вибропрессованные (бордюрные)

Обладая высокой прочностью, данные ограждения служат долгий срок при значительной смене температурного режима. Влагостойкость материала допускает укладывание бортиков на всех климатических территориях.

Железобетонные

ЖБК изготавливаются из армированного бетона мелкой фракции, которому характерна долговечность и устойчивость к механическим повреждениям.

Гранитные

Максимально прочные, но и самые дорогостоящие поребрики. Устойчивые к сильным температурным перепадам и истиранию.

Бетонные

Широко применяются в процессе прокладки автодорог для отделения проезжей и пешеходной частей. Изготавливаются согласно ГОСТ методом прессования либо литьем.

Вибролитые

Произведенные методом литья, поребрики получаются с нарушенной геометрией. Это связано с тем, что при производстве используется жидкий бетонный раствор. Воздух остается в растворе, поэтому структура элементов получается пористая и недостаточно прочная.

Этот вид бортовых камней уступает в цене бордюрным, но доступен только в сером цвете. Наличие армирующего каркаса усложняет монтаж порезанных поребриков. После установки места стыковки выглядят грубо.

Сложность состоит и в монтаже при запланированных поворотах. При создании полукруглых форм арматура режется не без ущерба для вида изделия в целом.

Пластиковые

Маловесный пластик легко поддается обработке, поэтому из него запросто получится соорудить радиусный бордюр и создать ограждение практически любой формы — от прямой до закругленной. Пластиковый бордюр считается ремонтопригодным материалом, поскольку отдельные секции просто заменить при повреждении, что представляет большие сложности в работе с каменными бортиками.

Поребрик из пластика может быть цветной, что позволит экономично и быстро украсить ландшафт. Особенно хорошо смотрится пластиковое ограждения на детских или спортивных площадках и дачных участках.

Из недостатков стоит отметить слабую огнестойкость, низкую устойчивость к атмосферному влиянию и повреждениям механического типа.

Также классификация бордюрных камней осуществляется независимо от типа:

  • БКУ — изделия, предназначенные для установки вдоль велодорожек и пешеходных зон;
  • БКР — предназначены для размещения на дорогах и тротуарах там, где есть поворот;
  • БКК — используется, чтобы декоративно выделить определенную территорию, отличается конусообразной поверхностью сверху.




Размеры и вес

Бордюрные камни, согласно ГОСТ, изготавливают на основе бортового камня. В советский период стандарты составляли 10x1,5x3 см, а теперь поребрики могут быть изготовлены по любым размерам. Поребрик может иметь разные габариты. То, сколько весит изделие, зависит от материала его основы. Например, метровый вибропрессованный поребрик весит от 35 кг. Разумеется, вес пластика значительно отличается от вибролитья, тем более от гранита и ЖБК.



Поребрик устанавливают так, чтобы выступающая часть находилась выше пограничной плоскости. Высота конструкции – от 35 см, при необходимости заказывают более высокий бордюрный камень.

По ширине поребрик уступает бордюру. Предназначение данной конструкции – отграничивать газоны от тротуарной части, отделять от остальных пространств дорожки для велопрогулок, укреплять асфальтированное полотно на автомагистралях и украшать уличное пространство. Длина стандартного поребрика обычно начинается от полуметра.

Как правильно устанавливать?

Поребрик можно приобрести на строительном рынке, а затем произвести самостоятельную установку. Работа несложная с технической стороны.

  • Нужно определить местность и предварительно изобразить все схематически, чтобы после «перенести» наброски на «землю».
  • Согласно составленной схеме вбить колышки и натянуть веревку (леску), формируя будущее размещение бортовых камней.
  • Определить глубину траншеи и выкопать ее. Естественно, на приусадебном участке не нужно выкапывать полуметровую траншею (только по необходимости).
  • Сделать дренаж. Глубину выемки определяют, исходя от объема уплотненной подложки из щебня. Достаточно уплотнённое основание предотвращает усадку и деформирование бордюрной конструкции по ходу эксплуатации.
  • Засыпанный щебень и песок утрамбовать. Щебень будет являться основанием для песчаного слоя.
  • Приготовить цементный раствор подходящей консистенции.
  • Установить поребрик, выравнивая горизонт под леску либо уровень, постукивая о поребрик резиновым молотком.
  • После того как определен уровень, можно начинать заливку пустот, параллельно проверяя, насколько ровно стоит бордюр.

Под щебень желательно положить разделительный слой из геотекстиля. Его наличие исключит появление грунта и пустот в щебне, а также не позволит всей конструкции деформироваться. Сухой песок необходимо смочить, иначе просто нереально будет уплотнить его в дальнейшем. Отсыпка мелкой фракции способствует монтажу поребрика по уровню с большой точностью.

На этом все подготовительные шаги окончены. Затем проводится монтаж элементов поребриков согласно типовой установке. Для контроля устройства поребрика по горизонтали понадобится строительный уровень.

Еще один вариант устройства поребрика предполагает установку элементов сверху бетонного раствора. Им же заполняются зазоры между бортовым камнем и стенками выкопанной канавки.

При большей площади подошвы происходит укрепление конструкции в отношении статических и динамических нагрузок.

Если монтаж бордюра происходит до того, как уложена тротуарная плитка, трамбовать основание допустимо не ранее чем двое суток спустя. Конструкции необходимо до 48 часов, чтобы она окончательно улеглась. Так снизится вероятность появления трещин либо повреждения мест стыковки.

Бордюрные элементы можно купить готовыми либо изготовить собственноручно. Для создания бортиков самостоятельно удобно применять готовые формы или сделать заготовки своими руками. В этом случае понадобится установка опалубки.

Размер блоков возможен любой. Единственное, что нужно учесть, это длину секции в отношении штучных бордюров — она должна быть до 2 м. В ином варианте бордюрную конструкцию сложно будет поставить, и она быстро разрушится.

Уложенные на гарцовку (смесь строительных компонентов, в классическом варианте – карьерного песка и строительного цемента) либо песок фигурные элементы могут сползать по периметру. В связи с этим такой облицовочный материал нужно класть в жесткий бетонный короб. Поребрик придаст экстерьеру завершенность, предотвратит смещение грунта в зоне мощения и сохранит поверхность чистой.

Не допускается установка бетонных изделий поверх плодородного слоя, склонного к просадке после перегнивания органического содержимого.

В зоне мощения его нужно снять целиком. Стандартная глубина котлована превышает ширину брусчатки, но уступает поребрику в вертикальном размере. Поэтому нужно выполнить действия в следующей последовательности.

  • Насыпать в котлован песок, если присутствует низкий УГВ либо щебень при влажном грунте. Распределить по дну, оставляя приблизительно 10 см до грунта (5 см контактной прослойки, на которой предстоит уложить плитку, учитывая ее толщину).
  • По периметру котлована сделать траншеи по размеру бордюрного элемента, 2 см песчанобетонной смеси, на который его устанавливают, и слоя подложки (15-20 см).
  • Нерудный материал уплотняют с помощью площадного вибратора (виброплиты) либо ручной трамбовкой. Не рекомендуется поливать песок из ведра/шланга в канавке, лучше хорошо намочить его до укладки в траншею.

Чтобы мастеру было проще выставить под плитку поребрик и зафиксировать его бетоном с наружного либо внутреннего края, траншея должна быть в 2 раза шире самого поребрика (4 см с обеих сторон).

Процесс изготовления поребриков происходит следующим образом:

  • подготовка формы под заливку;
  • приготовление сухой смеси в расчете 3 части песка к 1 части цемента, тщательное смешивание компонентов между собой;
  • добавление мелкого щебня в расчете 3 части щебня к 1 части цементно-песчаной смеси, последующая заливка смеси водой и размешивание (в растворе не должно оставаться комков и пузырьков воздуха).

Чтобы облегчить монтажные работы, на одной стороне изделия нужно сделать незначительную фаску. Это получится, если срезать излишки. Для более завершенного вида мощения подходят тротуарные бордюрные камни.

Помимо эстетической функции, дорожные бордюры исполняют вспомогательную роль. Вдоль дорожек обустраивается ливневка, регулирующая направление сточных вод.

Поэтому немаловажно выбрать качественный бордюрный камень, предполагающий долгий срок эксплуатации.

Укладка бордюрных элементов проводится по уровню шнура. При этом бордюрные элементы выравнивают по высоте. Нужно подливать раствор в траншею там, где потребуется.

Стыковые швы заполняются раствором, и конструкцию оставляют застывать на 24 часа. В зазор насыпают грунт, трамбуя самым тщательным образом. Следует помнить, что выкладывать плитку нужно после того, как установлен бордюр.

Монтаж ПВХ-поребрика

Если сравнивать работу с пластиковыми и бетонными ограничителями, то пластик выигрывает по простоте. Установка ПВХ-элементов гораздо проще, чему способствует их легкий вес.

Технология:

  • в нужном месте выкапывается канавка по глубине 10 см;
  • туда вбиваются колышки, расположенные в основании пвх-поребрика;
  • отдельные элементы соединяют «замком», монтируя из них единый ряд;
  • ограждение выравнивают по строительному уровню, канавку засыпают.

Особенность установки такого бордюра заключается в том, что здесь отсутствует этап предварительной подготовки. Пластиковое ограждение подходит для оформления клумб на приусадебных участках.

Правильная последовательность этапов монтажной технологии поребриков любого вида является гарантией качественно выполненных работ.

Как сделать поребрик своими руками, смотрите далее.

Технологический процесс установки бордюрного камня и дорожного поребрика

Современный строительный рынок заполнен различного рода готовыми и инновационными решениями, сопутствующими материалами и инструментами для благоустройства территории двора в частном и городском секторе. Так, сегодня активно практикуется среди прочего установка бордюрного камня. Рассмотрим, как правильно провести монтажные работы. Ознакомимся с разнообразием изделий в своей группе. Читайте до конца, и Вы узнаете о мерах, которые предпринимают мастера для получения максимально долговечного результата.

Обзорная характеристика материала

Перед выяснением как правильно установить бордюрный камень стоит разобраться в характеристиках того или иного образца. Например, установка железобетонных поребриков выполняется на максимальное жесткое основание, а для пластиковых достаточно грамотно провести фиксацию элементов. Независимо от формы и состава все варианты бордюров применяются для решения трех главных задач:

  • декорирование тех или иных участков, визуальное разделение их между собой;
  • создание надежного ограждения, которое будет оказывать сопротивление наружным явлением и защищаемому объекту с целью сохранения его целостности;
  • балансировка различного рода нагрузки, распределение по площади, снижение давления со стороны грунта или иного участка на обслуживаемую зону.

На торговых площадках для установки поребрика можно найти различные решения. Это образцы с разной формой, фактурой, размерами и, конечно, составом. Рассмотрим детальнее ассортимент наиболее востребованных вариантов.

Разнообразие материалов

Образцы из природного камня или искусственные аналоги разделяются на 2 основные группы: поребрики для тротуаров, бордюры для формирования дорожных ограждений. Первые, как правило, изготавливаются с меньшими физическими параметрами и массой. Вторые в заводских условиях армируются железными прутьями (2-3 штуки сечением 12-14 мм). Поэтому они справляются с большими нагрузками и дольше служат без изменения формы и целостности.

В частном секторе большим спросом пользуются устройство бордюрного камня. Это обосновано широким ассортиментом готовых изделий по форме, фактуре и цвету. Также стоит отметить, что установка таких элементов может быть выполнена без подъемного оборудования

Размерный ряд

Для разграничения дорожного полотна и грунта чаще выполняется установка бордюра длиной 1 метр. Для пешеходной зоны с плавными изгибами удобнее использовать образцы, которые укорочены до 400 мм (400, 500, 850 мм). Небольшие поребрики изготавливаются как из литого бетона, так по технологии вибропрессования по аналогии с тротуарной плиткой.

Ширина у изделий может быть разной: для дорог это обычно 180 или 200 мм, для благоустройства дворовой территории – 80, 100 или 150 мм. Высота также определяется типом защищаемого объекта. Для проезжей части это 300 мм, для остальных объектов – 150, 180 и 200 мм.


Технология установки бордюрного камня

Все монтажные работы предусматривают наличие необходимых для работы инструментов и материалов. Технология предполагает три этапа: подготовка строительной площадки, правильное приготовление раствора, установка поребрика. Рассмотрим детальнее перечисленные и прочие моменты.

Ресурсы

Набор инструментов для работы понадобится доступный для каждого домовладельца. Сюда входит лопата для формирования траншеи, мастерок для манипуляций с кладочным раствором. Последний замешивать удобнее строительным миксером, но его можно заменить уже перечисленными приспособлениями. Емкость под цементные смеси лучше выбирать пластиковую из низкой адгезии между составами.

Во время установки поребрика по технологии дополнительно потребуются:

  • исправный пузырьковый (длиной 1,5-2 метра) либо лазерный уровень;
  • киянка с резиновой рабочей частью для корректировки положения бетонных заготовок;
  • столярный молоток или каменщика весом 500 грамм, кувалда 3-5 кг;
  • болгарка с алмазным диском или по камню для подрезки и выравнивания камня;
  • шнур, капроновая нить либо цветная леска для нанесения разметки на рабочем участке.

Из материалов понадобятся сами бордюрные камни, цемент и минеральные компоненты. К последним относятся песок и гравий. Первый лучше использовать речной из-за неровных граней. Щебень можно использовать как мелкой, так и средней фракции.


Разметка территории

Решением как установить бордюры по запланированной траектории является предварительное устройство ориентиров. Для этого можно ограничиться такими подручными средствами, как веревка и деревянные колья. Расстояние между последними определяется выбранной веревкой. Она не должна провисать после натяжения. Уровень ориентира над землей выбирается в соответствии с высотой выступающей части поребрика.

Подготовка посадочного места

Перед тем, как установить бордюрный камень, подготавливается траншея, упрочняется основание. Глубину можно определить по трем параметрам. Первый – толщина подушки: из гравия формируется утрамбованный слой в 60 мм, из уплотненного песка – 30 мм. Второй – бетонный раствор. На него приходится порядка 30 мм. Третий – высота самого поребрика. Например это 300 мм, из которых 200 являются выступающей частью над уровнем земли. В результате заглублять посадочное место нужно на 60+30+30+(300-200)=220 мм.

В качестве основания кроме песчано-гравийной подушки можно использовать щебеночную прослойку или бетонную стяжку. При этом состояние грунта в любом случае также должно быть плотным. Многие мастера рекомендуют дополнительно укрывать канал геотекстилем плотностью свыше 160 грамм/кв.м. Так снижается вероятность смешивания земли с подосновой, воздействие почвы на минеральную засыпку при сезонных изменениях.

Ширина канала определяется также размерами бордюра. Для удобства проведения монтажных работ мастера оставляют продольные отступы с обеих сторон по 20-40 мм. Готовой считается траншей с утрамбованным и выровненным по проекту дном.

Кладочная смесь

Качество проделанной работы зависит кроме прочего от правильности приготовления фиксирующего раствора для бордюров. Пропорции компонентов здесь такие: на одну часть портландцемента марки ПЦ 32,5 или ПЦ 42,5 (М400 или М500) приходится 3-4 порции песка соответственно. Воды нужно добавлять столько, чтобы довести массу до однородности. Жидкий состав здесь не актуален для использования.


Технология установки поребрика

Рассмотрим, как правильно установить поребрик. Начинать работу нужно с крайнего камня вдоль траншеи. На дно укладывается густой цементный раствор слоем порядка 70 мм. В него погружается бордюрный камень с последующей корректировкой положения. Здесь, если нет резиновой киянки, можно использовать молоток или легкую кувалду. Но стоит учитывать, что заготовки несмотря на высокую прочность обладают хрупкостью. Поэтому, чтобы исключить образование сколов, на поверхность подкладывается в месте удара деревянная площадка.

По периметру после выравнивания положения формируется бетонный замок для бордюрного камня. Это прослойка из раствора шириной 50-70 мм, высотой порядка 100 мм. Это необходимо для устойчивости защитного ограждения во время движения почвы или под давлением последующей декоративной отделки объекта. Завершающий этап проводится после затвердевания фиксирующего состава. Пустое пространство траншеи заполняется песком и щебнем, засыпка трамбуется. Далее площадка укрывается землей или запланированной кладкой.

Видео описание

В этом видео мастер делится своим опытом по установки бордюрного камня вдоль отмостки дома:


Коротко о главном

Бордюрный камень или поребрик – это изделия из бетона (литого или вибропрессованного) с армированием или без него, которые предназначены для укладки в грунт.

Камни позволяют решить сразу несколько задач: защита дорожного полотна от разрушения и воздействия грунта, разграничение разных участков, декорирование того или иного объекта.

В частном секторе для благоустройства территории чаще используется бордюрный камень из-за меньших размеров и веса, широкого ассортимента на фоне дорожных аналогов.

Укладка поребрика осуществляется в траншею с плотным грунтом и подушкой.

Подоснова формируется из геотекстиля, утрамбованной засыпки отдельно из песка, гравия, можно бетона.

Для ориентира перед установкой поребрика натягивается прочная нить по высоте выступающей над землей части изделия.

Кладочный раствор замешивается густым из цемента с песком.

Погруженная часть бордюрного камня должна быть со стороны дна и по бокам покрыта раствором толщиной порядка 70 мм.

После затвердевания бетона пространство траншеи заполняется минеральной засыпкой, которая впоследствии подлежит трамбованию.

Читайте также: