Укладка бревна через реку

Обновлено: 15.04.2024

Переправа через небольшие реки и горные потоки можно осуществлятся перепрыгиванием, но без рюкзака, чтобы не получить травму ноги (растяжение, вывих и т. п.). В этом случае следует пользоваться страховкой на шест. Шест ставится посередине водного препятствия, вверх по течению.

Переправа над водой через небольшие реки и горные потоки, переправа по бревну, дереву, клади, жердевому мосту, натянутой веревке, по снежном и ледяным мостам.

Оперевшись на шест, нужно оттолкнуться от берега и перепрыгнуть на противоположный берег. Можно осуществить страховку при помощи веревочных перил или шеста, использованного в виде перил. Возможна переправа неглубоких рек по выступающим камням, если они расположены в шаге или на расстоянии небольшого прыжка, который можно совершить с места, срюкзаком или без него. Но прежде чем воспользоваться этим способом, необходимо убедиться в их устойчивости.

из-за катящихся по дну камней, большой скорости течения, низкой температуры воды, значительной глубины и т. д. Бревно (дерево) должно быть длиннее ширины русла реки на 3-4 метра. Сучья надо тщательно срубить. Бревно укладывается перпендикулярно руслу и укрепляется с обеих сторон.

Это рекомендуется делать в следующем порядке. Со стороны берега, с которого предполагается наводить переправу, выкапывается уголком ямка. В него упирается комлем приготовленное бревно. Затем к верхушке крепится схватывающим узлом веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца, за которые берутся равное количество людей с обеих сторон и начинают медленно поднимать бревно на 40-50 градусов. Когда бревно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпендикулярно противоположному берегу.

Затем также медленно начинают опускать в намеченную точку на противоположном берегу. По уложенному бревну проходит налегке первый турист. Если необходимо, закрепляет для устойчивости верхушку бревна. Веревку, на которой опускали бревно, перевязывают на нужную высоту, используя ее в качестве перил. Рекомендуется и другой способ укладки бревна выдвижением. Он состоит в следующем.

Подбирается необходимой длины ствол дерева, очищается от сучьев и кладется на катки вблизи берега концом, направленным в противоположную сторону. Чтобы бревно не опрокинулось вперед, к комелю привязывают тяжелые предметы для противовеса, а со стороны верхушки привязывается основная веревка, как в способе, описанном выше. С обеих сторон вбиваются рогулины высотой около 1,5 метра, через которые пропускаются веревки. Веревки с каждой стороны держат два участника. Другие со стороны комеля начинают подавать бревно вперед, страхующие при этом выдают веревку. После того, как бревно ляжет на противоположную сторону, по нему проходит первый участник, держась за веревки.

Перейдя на противоположный берег, он укрепляет бревно, перевязывает перила на нужную высоту. Только после этого участники, держась за перила, переходят по одному на противоположную сторону. Если бревно тонкое, мокрое и по нему сложно передвигаться, для устойчивости нужно сделать зарубки. По сырому бревну возможна переправа сидя или на коленях. Можно использовать и другой способ наведения переправы, который состоит в следующем.

На нешироком участке реки, где намечается навести переправу, подбирается дерево вблизи воды, и его валят так, чтобы оно перекрыло русло. Первый турист переправляется без рюкзака, придерживаясь толстых сучьев, мешающие прохождению сучья срубает. На противоположном берегу укрепляет дерево, чтобы его не снесло. Если при такой переправе возникает малейшая опасность падения, необходимо натянуть веревочные перила. Последним переправляется самый опытный турист. Он перевязывает веревки так, чтобы их можно было выдернуть с другого берега и переходит сам.

На нешироких участках реки для страховки перекидывают жердь, которая служит в качестве перил. Она закрепляется на берегу или ее держат туристы с одной и другой сторон. При переходе можно использовать шест в качестве страхующей опоры, который ставят против течения. Этим способом в целях охраны природы следует пользоваться только в крайнем случае.

В таежной местности нередко на реках встречаются завалы, которыми можно воспользоваться при переходе на другой берег. Но прежде чем переходить по завалу, необходимо проверить устойчивость бревен. Прочность завала проверяет один из туристов. Он без рюкзака переходит на противоположный берег и определяет устойчивость и прочность завала. Последующие переходят завал по одному или по двое.

Переправа через ручьи по клади.

Переправа по клади используется на нешироких, но глубоких ручьях, протоках, через каньоны и трещины, переход через которые связан с опасностью для участников. Наведение такой переправы технически несложно. Через препятствие укладывается несколько не толстых бревен. Чтобы при ходьбе по ним бревна не разъезжались, их следует закрепить (связать репшнуром). Для безопасности прохождения по клади натягиваются одинарные или двойные веревочные перила, которые можно заменить тонкими, прочными жердями, укрепив их на берегу, или их держат. В качестве страхующей опоры также можно использовать 3-5-метровый шест, который ставится под углом вверх по течению. После перехода на противоположный берег он передается следующему.

Переправа через неширокие русла рек по жердевому мосту.

Переправа по жердевому мосту организуется через неширокие русла рек. Висячий мост предварительно собирается на берегу из трех основных веревок и тонкого бревна. Длина петель, поддерживающих бревно, должна быть такой, чтобы перила оказались подмышками у идущего по переправе. Когда приготовления с мостом закончены, на другой берег со страхующей веревкой переходят один или два участника. К страхующей веревке привязываются петли. Переправившись на противоположный берег, туристы перетягивают на свою сторону перила моста и прочно их закрепляют. Мост следует укрепить так, чтобы во время перехода по нему он не касался воды и не раскачивался.

Для наведения переправ через водные преграды следует избегать валки живых деревьев. В лесной местности достаточно поваленных деревьев, которые могут быть использованы при наведении переправы. Однако, прежде чем остановить свой выбор на одном из них, необходимо проверить его прочность на берегу.

Переправа по натянутой веревке или тросу через бурные и глубокие реки.

По натянутой веревке или тросу переправа осуществляется через бурную и глубокую реку. Для наведения навесной переправы одному из участников нужно пройти реку вброд на страхующей веревке и закрепить ее конец на берегу. Можно использовать прием перебрасывания веревки с предметом с целью захлестывания ее за определенную опору (дерево, кусты, выступ скалы и т. д.), если русло реки узкое. Закрепив таким способом веревку, прежде чем по ней переправляться, необходимо испробовать ее прочность и надежность.

После этого один участник переправляется на другой берег и надежно закрепляет конец веревки, второй конец также прочно закрепляется. Веревка для навесной переправы натягивается под небольшим углом к противоположному берегу со стороны, где находится группа. Для безопасности переправы натягивается дополнительно еще одна страховочная основная веревка. Переправляясь, участник пристегивается к двум веревкам карабинами от грудной обвязки и беседки.

Если веревки сильно наклонены к противоположному берегу и имеется опасность получения травмы, переправа людей должна осуществляться ногами вперед. Если натянутые веревки имеют небольшой угол уклона или провиса, то переправа осуществляется головой вперед. Это удобно еще и тем, что переправляющийся может помогать себе в передвижении руками. Движение по переправе осуществляется в горизонтальной положении за счет своего веса, иногда с помощью вспомогательной веревки, которая пристегивается к карабинам, на которых переправляется турист. Помощь осуществляется с берега по направлению движения вытягиванием за вспомогательную веревку.

Рюкзаки нужно переправлять отдельно по одному или несколько штук. Самый опытный турист перевязывает веревки так, чтобы их можно было выдернуть с другого берега, и после этого последним покидает берег. Для переправы в пеших походах можно применять стальной 4-миллиметровый трос вместо основной веревки. Преимущество троса велико. Он сильно не провисает, выше прочность.

Переправа по снежным и ледовым мостам.

Переправа по снежным и ледовым мостам. Снежные мосты обычно образуются в конусе выноса в долину зимней или весенней лавины. Сквозь толщу снега поток пробивает себе туннель. Летом такие мосты сильно подтаивают, но они еще достаточно прочны, чтобы по ним перейти на противоположную сторону. При переходе по снежному мосту следует предпринимать все необходимые меры безопасности. Прежде всего следует проверить его прочность. С этой целью один из участников на страховке с ледорубом, без рюкзака осторожно идет по мосту и зондирует перед собой снег. После перехода первого туриста веревка, которой он страховался, крепится на противоположном берегу, образуя перила.

Если снежный мост непрочен, его следует преодолевать ползком. Для безопасности сложные участки рекомендуется проходить в связке по 2-3 человека, след в след. В самых крайних случаях непрочный снежный мост можно преодолевать прыжком, если есть полная гарантия, что во время толчка и приземления под участником не обрушится кровля моста и он сможет вовремя затормозить на снегу. Ледовые мосты участки с открытыми или забитыми снегом трещинами следует проходить с обязательной разведкой и страховкой. На отдельных, более крутых участках, для страховки применять кошки.

Встретившиеся на пути мелкие трещины следует перешагивать, широкие обходить. Трещины шириной до 2 метров можно преодолевать прыжком без рюкзака, но обязательно со страховкой основной веревкой через плечо или поясницу. Страхующий должен находиться не ближе 10-15 метров от края трещины с удобной опорой.

Прыгать на лед в кошках нежелательно, так как можно зацепиться, потерять равновесие и упасть. Если все же прыжок вынужден будет производиться в кошках, то нужно выбрать место, чтобы приземлиться на снег. Перед прыжком надо тщательно проверить прочность краев трещины. Когда на противоположной стороне будут 3-4 человека, им можно перебросить рюкзаки за лямки, пристегнув их карабином к вспомогательной веревке.

Новичку об основах в области ОБЖ, экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

суббота, 12 декабря 2020 г.

Переправа через реку по бревну

Наиболее удобна и безопасна переправа по бревну или по дереву. Этот способ используется в тех случаях, когда невозможно переправляться вброд из-за катящихся по дну камней, большой скорости течения, низкой температуры воды, значительной глубины и т. д.

Бревно (дерево) должно быть длиннее ширины русла реки на 3-4 метра. Сучья надо тщательно срубить.

Как положить бревно

Бревно для переправы через реку может понадобиться сначала положить. Это делается несколькими способами.

Укладывание бревна

  1. Со стороны берега, с которого предполагается наводить переправу, выкапывается уголком ямка. В него упирается комлем приготовленное бревно.
  2. Затем к верхушке бревна серединой крепится веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца.
  3. За оставленные концы верёвки берутся равное количество людей с обеих сторон и веревки разводятся в стороны под острым углом — первоначально 90 градусов.
  4. Начинают медленно поднимать бревно на 40-50 градусов. Когда бревно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпендикулярно противоположному берегу.
  5. Затем также медленно начинают опускать в намеченную точку на противоположном берегу.
  6. По уложенному бревну проходит налегке первый человек. Для безопасности его надо страховать верёвкой (лучше всего с двух сторон). И, если необходимо, закрепляет для устойчивости верхушку бревна (такое лучше делать каждый раз - так переправа будет более надёжна).
  7. Веревку, на которой опускали бревно, перевязывают на нужную высоту, используя ее в качестве перил.

Выдвижение бревна

  1. Подбирается необходимой длины ствол дерева, очищается от сучьев и кладется на катки вблизи берега концом, направленным в противоположную сторону.
  2. Чтобы бревно не опрокинулось вперед, к комелю привязывают тяжелые предметы для противовеса, а со стороны верхушки привязывается веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца
  3. С обеих сторон вбиваются рогулины высотой около 1,5 метра, через которые пропускаются веревки.
  4. Веревки с каждой стороны держат два человека. Другие со стороны комеля начинают подавать бревно вперед, страхующие при этом выдают веревку.
  5. После того, как бревно ляжет на противоположную сторону, по нему проходит первый участник, держась за веревки.
  6. Перейдя на противоположный берег, он укрепляет бревно, перевязывает перила на нужную высоту.

Сваливание дерева

  1. На нешироком участке реки, где намечается навести переправу, подбирается дерево на берегу и его валят так, чтобы оно перекрыло русло (т.е. достало другого берега).
  2. Первый человек переправляется без рюкзака, придерживаясь толстых сучьев, мешающие прохождению сучья срубает.
  3. На противоположном берегу укрепляет дерево, чтобы его не снесло.

Сплав бревна

  1. Бревно ложится на берег вершиной вверх по течению. Перед этим нужно заранее определить точку на противоположном берегу (большой камень, дерево и др.), в которую бревно будет упираться своей вершиной.
  2. По возможности выкапывается ямка и в него упирается комлем приготовленное бревно.
  3. К верхушке бревна серединой крепится веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца.
  4. Бревно вершиной сталкивается в воду. За веревки бревно придерживается.
  5. По уложенному бревну проходит налегке первый человек. Для безопасности его надо страховать верёвкой. При необходимости натягивается верёвка.

Использование завала

В некоторой местности на реках можно встретить завалы, которыми можно использовать для перехода на другой берег. Но прежде чем переходить по завалу, необходимо проверить устойчивость бревен. Прочность завала проверяет один из группы. Он без рюкзака переходит на противоположный берег и определяет устойчивость и прочность завала. Последующие переходят завал по одному или по двое.

Как переправляться через реку по бревну

Переправляться по бревну на противоположную сторону нужно по одному.

Если бревно тонкое, мокрое и по нему сложно передвигаться, для устойчивости нужно сделать зарубки.

По сырому бревну возможна переправа сидя или на коленях.

Если при переправе по бревну возникает малейшая опасность падения, необходимо натянуть веревочные перила. Для этого один человек налегке переходит на другой берег и натягивает верёвку. Последним переправляется самый опытный турист. Он перевязывает веревки так, чтобы их можно было выдернуть с другого берега и переходит сам.

Новичку об основах в области ОБЖ, экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

вторник, 15 сентября 2020 г.

Технология строительства плота из брёвен

Бревна – это самый распространенный материал для строительства плота. Дерево обладает прекрасными плавучими характеристиками. К тому же материал довольно доступный. Поэтому плоты из брёвен один из самых популярных.

Сама технология строительства плота из брёвен достаточно проста. Главное чтобы максимальный диаметр бревен для строительства деревянного плота не превышал 25-30 см, но и не был меньше 10 см.


Очень хорошо если перед строительством вы рассчитаете плот. Хотя многие делают как придётся.

  • сухими
  • ровными
  • без сучков
  • лианы
  • гвозди

Есть хороши способ определить можно ли использовать дерево для строительства плота. Для этого с торца дерева отпиливают чурбак длиной 10 см и опускают плашмя в воду. Если отпиленный круг погрузился не глубже чем на 5-6 см, дерево можно использовать для постройки плота.

О сборке плота

Собирать плот можно на земле и прямо на воде. Для сборки на земле используется стапель, на котором производились разметка и обработка бревен. Готовый плот по слегам с помощью ваг сталкивают в воду. Если на пути лежат не очень крупные валуны, слеги кладут не на землю, а на пирамиды из камней или на бревенчатую кладку ("колодец"). Применять какие-либо катки нет необходимости: по сырым слегам под уклон плот идет достаточно легко.

Для сборки плота на воде идеальна тихая заводь глубиной 0,5-1 м, на такой глубине легко доставать утонувший инструмент. При большой глубине свободный инструмент кладите только на берег, а долото, обычно отпрыгивающее при неудачном ударе далеко в сторону, держите на метровом поводке. Собирать плот можно и на довольно быстром течении. В этом случае к обоим концам комлевой ронжины или шпонки привязывают веревки, которые крепят выше по реке на берегу так, чтобы ронжина (шпонка) могла держаться поперек течения. Среднюю пару бревен приходится крепить, стоя в воде, а дальше можно вылезать на скрепленные бревна и работать, оставаясь почти сухим.

Преимущества сборки плота на земле: не нужно лазить в воду; до любого узла крепления легко добраться; располагаясь вокруг плота на земле, люди меньше мешают друг другу; свободный подход и поднос материала с любой стороны, простота обращения с инструментами и мелкими деталями, которые не утонут и никуда не уплывут.

Преимущества сборки на воде: легко двигать и заводить на место бревна; сборку плота могут выполнить двое, а при некоторой сноровке даже один человек; не надо сооружать стапеля и специального съезда в воду; если бревна крепят вицами, то не нужна даже площадка на берегу - требуется вырубить лишь небольшое количество служебных пазов, не нуждающихся в особой точности, их можно сделать, слегка выкатив бревно из воды.

Таким образом, плот лучше собирать на воде, если он большой или выполняется из тяжелых лиственничных бревен, а также если берег на значительном протяжении уступом обрывается в воду или образован валунами, имеющими 1-1,5 м в поперечнике. В остальных случаях удобнее собирать плот на берегу. Выступающие концы шпонки или ронжины отпиливайте только после того, как полностью готовый плот со всей оснасткой проверен на плаву при полной нагрузке.

Технология строительства плота из брёвен

Сооружение плота лучше всего осуществлять возле водоема, т.к. конструкция, особенно для большого количества человек может быть очень тяжелой.
Очень хорошо будет сделать подпорки, расположенные параллельно руслу реки. И уже на них строить плот. Плот на таких подпорках будет просто подкатить к реке.

  1. Разложить подобранные бревна возле воды так чтобы тонкие брёвна были в середине, а более толстые по краям. Такое размещение позволит повысить прочность всей конструкции.
    Если заготовленные бревна имеют кривизну, их устанавливают горбом вниз. Зазоры между бревнами должны быть не менее 2-4 см. Иначе деревянный плот будет обладать пониженной остойчивостью и медленной всплываемостью.
  2. После укладки бревен на стапеле отмечают их верх и раскатывают в стороны. На среднем бревне на расстоянии не менее 80 см от торцов выпиливают и вырубают два паза ("ласточкин хвост"). Нижние плоскости вырезов должны быть на одном уровне. Глубина пазов не должна доходить до середины бревна.
    Этот этап можно пропустить, но если есть возможность то лучше его выполнить
  3. Собирают плот и сверху устанавливают поперек деревянные балки (в пазы). Закрепить их можно с помощью гвоздей, лиан или обвязать предварительно намоченными в воде веревками. Балки фиксируются как сверху, так и снизу уложенных в ряд бревен. При этом следует внимательно следить, чтобы не было в конструкции щелей и зазоров. Поперечные балки должны быть немного длиннее бревен.

Плот из брёвен

После этого крепится рулевой механизм и по необходимости устанавливаются небольшие ограждения по краям плавсредства.

Закрепить бревна можно также специальным стальными скобами. При этом не требуется сооружение каркасной основы.


Настил монтируется на уже зафиксированные бревна. Листы подобранного материала крепятся так, чтобы получилась ровная гладкая поверхность.

Вязка плота вицами

Для вязки плота вместо верёвок можно применять вицы из стволиков березок или елочек длиной 3-4 м и диаметром в комле 3-5 см, а для привязки подгребиц и других деталей - также из веток лиственницы, ивы, черемухи. При скрутке стволик расщепляется на волокна и приобретает гибкость, не теряя прочности на разрыв. Получается нечто вроде толстой нерастягивающейся веревки.

Технология производства виц несложна, хотя и требует некоторых навыков. Для виц используются высокие стволики без толстых сучков и с малой конусностью; обычно они растут в густых местах леса. Очищая деревце от веток, не надрубите сам стволик - лучше пусть слегка торчат остатки сучков. На самой вершине стволика ветки не срубают, оставляя полуметровую метелочку. Для хранения более 2-3 часов заготовки кладут в воду, чтобы они не высыхали. Стволики непосредственно перед скруткой следует распарить на углях длинного костра. Без распарки крутить тяжелее, увеличивается процент брака и падает прочность виц за счет разрыва части волокон. Холодными лучше скручиваются еловые стволики, чем березовые.

Для скрутки стволик расщепляют у комля, в трещину вставляют петлю (связанную из метрового куска нетолстой веревки, например, репшнура), в которую вдевают палку длиной 0,5-1 м. Петлю скручивают в подобие жгута. Этим жгутом обматывают комель стволика, удерживая его тем самым от дальнейшего расщепления; после этого заготовку можно закручивать

Проще всего крутить вицы вдвоем. Первый, надев рукавицы, прижимает вершину вицы к стволу дерева диаметром 30-40 см, а второй, взявшись за палку-ворот, приступает к скручиванию стволика. Операция сперва идет легко, так как скручивается наиболее тонкая часть стволика у самой вершины. Когда эта часть стволика достаточно перекрутилась, но волокна еще не начали рваться, по сигналу первого второй делает несколько шагов вокруг ствола дерева так, что скрученная часть вицы уже не висит в воздухе, а оказывается прижатой к стволу дерева. Первый дополнительно прижимает ее рукой, в результате чего теперь скручивается более толстая часть вицы. Так, постепенно наматывая вицу на дерево, доводят скрутку почти до самого комля. Окончив скрутку, вицу сматывают с дерева, несколько раскручивая ее, и сразу кладут в воду. Небольшое количество тонких виц, предназначенных для крепления деталей подгребиц и багажника, можно скрутить, используя в качестве ворота заломленный поперек комель того же стволика длиной 30-50 см.

При некоторой сноровке вицы можно крутить и одному, закрепив для этого вершину одним из способов, показанных на изображении ниже г и д.

Заготавливать вицы нужно с запасом - раза в полтора больше, чем требуется по расчетам.
Изготовление виц
а, б - крепление воротка для скручивания вицы;
в - скрутка вицы; г, д - закрепление вершинки вицы.

При сборке плота бревна става попарно притягивают кольцами из виц к ронжине - поперечному бревну диаметром 10-15 см. Кольцо лучше изготавливать, обматывая вершиной вины ее комель (см. изображение ниже, а). Способ, показанный на изображение ниже, б, позволяет оперативно регулировать диаметр кольца, заламывая комель в нужном месте; но тонкая петелька такой вицы может разорваться при слишком усердном забивании клина.

Кольцо из вицы надевают на торцы бревен, регулируют его длину по месту, и крепким колом натягивают вокруг ронжины (см. изображение ниже, г, д). Обратите внимание, что место скрутки вицы располагается в зоне кола и ронжины, а комель вицы прижат к ронжине частью вицы, которая опускается под бревно. Если на конце вицы оставлена метелочка из веток, то скрутка не распускается, и, постукивая по вице в нужных местах обухом топора, ее удается крепко натянуть. После этого вместо кола вставляется клин, изготовленный из расколотого полена диаметром 12-15 см и длиной около 0,5 м.

Нос клина затесывают лодочкой, как на изображение ниже, в, а кору не снимают, чтобы он меньше скользил. Сухие клинья легче, но их труднее обрабатывать. Нажимая на клин ногой, его забивают топором между ронжиной и парой бревен (см. изображение ниже, е) до положения, помеченного буквами ж и з на том же рисунке. Если клин входит легко, его вынимают и вицу переплетают, уменьшая размер кольца. Не забивайте клин до самого конца, оставьте возможность подтянуть крепление, если вица ослабнет.

Каждую пару бревен, начиная со средних, привязывают комлями к одной ронжине, затем вершинами к другой. Некоторые плотовики делают в бревнах зарубки (см. изображение ниже, и), чтобы предохранить вицы от ударов камнями, что нецелесообразно: прелесть плота на вицах в его простоте и быстром изготовлении. Кроме того, вицы на ходу, даже при перелезании плота через камни, рвутся редко, а если это случится, можно подвязать оторвавшуюся пару бревен, а в спокойной обстановке поставить новую вицу.

Для крепления вицами деталей подгребиц и багажника в месте крепления описанным способом сплетают кольцо, которое закручивают колом. Закручивать нужно прямо по месту сплетки кольца, осаживая вицу легкими ударами обуха топора. После того как сделана первая, самая трудная, половина оборота, кол заменяют метровой палкой диаметром 4-6 см, туго закручивают вицу и, чтобы она не раскручивалась, палку крепят клинышком, вбитым в щель бревна (см. изображение ниже, к). Можно для надежности прихватить палку еще и тонкой веревочкой. Чтобы вица не лопнула, не закручивайте ее больше чем на 1-1,5 оборота. Если петля затянулась слабо, раскрутите палку и переплетите вицу покороче.
Вязка бревен вицами

Несмотря на жалобное потрескивание виц при забивании клина или закручивании палки и весьма "непромышленный" вид конструкции, прочность такого крепления очень высокая. Вицы не растягиваются со временем, как веревки, поэтому подгребицы и багажник, привязанные вицами, не раскачиваются.

Сложность и опасностьпереправы через горные реки связаны с силой их течения, низкой температурой воды, неровностями дна и катящимися по нему камнями. Меньше всего воды в 4-8 часов утра, больше в 13-17 часов. Уровень воды может быстро подняться во время и после дождя, в случае прорыва запруды, а при холодной облачной погоде значительно упасть.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Изучив особенности реки, можно выбрать место и время переправы так, чтобы брод оказался сравнительно легким. Ручьи и небольшие горные реки в это время удается преодолеть даже не замочив ноги, прыгая с камня на камень. Для этого надо отыскать место, где выступающие над поверхностью воды камни наиболее многочисленны, близко расположены друг к другу, не покрыты водорослями, мхом и имеют сухую поверхность.

Мелководные горные реки со слабосвязанным дном лучше переходить на четвереньках, лицом к набегающему потоку, упираясь носками ботинок в неровности на дне. Недопустимо переправляться через реку с ходу. Необходимо провести тщательную разведку берегов реки в обе стороны. Лучше задержаться на несколько часов или на сутки, чем подвергать свою жизнь риску.

Самые мелкие места находятся в самых широких местах реки, и наоборот — наибольшие глубины и скорости течения встречаются в сужениях русла. Признаками мелководья могут служить:

Широкие плесы с повышенной скоростью течения по всей ширине реки.
Места, где река разделяется островками на несколько рукавов.
Выступающие над водой камни.
Островки по всей ширине.
Водная растительность.

Днем, в тихую погоду, поверхность воды над мелкими местами — косами, перекатами бывает более ровная и светлая, чем над глубокими, где она имеет волнистый вид и темный цвет. Мелкая рябь на поверхности воды указывает на мелководье.

Переправа через горные реки вброд.

Переправа через горные реки вброд возможна, если глубина не выше середины бедра. В этом случае следует переправляться ниже поворота реки. Для удержания от сноса по реке организуется страховка с берега. Веревка крепится на спине переходящего реку человека и фиксируется еще на нескольких точках.

Страховка при переправе через горные реки вброд.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Переправляться вброд нужно только в ботинках на босу ногу. В этом случае меньше шансов повредить ноги о камни на дне реки. Верхнюю одежду лучше снять, чтобы уменьшить сопротивление набегающему потоку. Если вода теплая, а переход мал, глубокийброд лучше пройти без одежды. Снятую одежду поместите под верхний клапан рюкзака или, связав в узел, держите над головой.

Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно ногами. В одиночку можно переправляться через реку навстречу течению, упираясь в дно крепким деревянным шестом. Если поток бурный, с мутной водой, не позволяет просмотреть характер дна, для опоры удобно использовать шест, подстраховав еговеревкой или репшнуром. Если одному переправляться трудно, можно войти в воду вдвоем—втроем.

Система страховки при переправе через горные реки вброд.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Если переправа через горные реки осложнена, лучше переправляться вброд по перилам. На рисунке ниже показана организация такой переправы и страховки ее участников.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Переправа через горные реки по бревну.

При массовых переправах организуют переправу через реку по переброшенному или сплавленному бревну. Перебрасывая или сплавляя бревно, комлевую часть надо закрепить. Серединой основной веревки на тонком конце бревна вяжется схватывающий узел. При перебрасывании бревно сначала поднимают вертикально, а затем страховочнымиверевками (веревки разводятся в стороны под острым углом — первоначально 90 градусов), осторожно опускают через поток.

Переправа через горные реки по бревну с перилами из жерди.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Переброска бревна через реку.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

При сплаве бревна нужно заранее определить точку на противоположном берегу (большой камень, дерево и др.), в которую бревно упрется своей вершиной. После укладки бревна первый участник переправы безрюкзака (с прикрепленной к грудной обвязке страховкой с берега и вспомогательной страховочной веревкой) проходит по бревну на другой берег и выше от бревна по течению воды натягивает перила. Таким образом организуется переправа и необходимая страховка переправляющихся.

Страховка переправляющихся по бревну.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Подвесная переправа через горные реки.

Если вышеперечисленные способы переправ невозможны из-за чрезмерно бурного потока реки, ее ширины, используется подвесная переправа. При длинных навесных переправах, во избежание чрезмерного натяжения веревки и обрыва, используют двойную веревку. В момент скожения по наклонной веревочной переправе нельзя хвататься за веревку, возможен ожог. Во избежание удара о берег запрещается спускаться головой вперед.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Прикрепление грудной обвязки переправляющегося карабином к несущей веревке обязательно. Поскольку в любом случае посреди реки веревка провиснет, к переправляющемуся пристегивают вспомогательную веревку — ею его подтягивают к берегу. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно.

Переправа через горные реки верхом на лошади, верблюде, ишаке.

Возможны переправы через горные реки с помощью животных. Предельная глубина брода для переправы верхом на лошади — 1,25 метра при скорости течения до 2 м/с. Верблюды преодолевают более глубокие броды. Ишаков переправляют без груза, страхуя веревкой с берега, противоположного началу переправы. Лошадей и ишаков обвязывают страховочной веревкой позади передних ног. При переправе верхом во избежание головокружения надо глядеть на противоположный берег или голову лошади.

Основные правила переправы через горные реки.

1. Перед осуществлением переправы необходимо тщательно разведать берега. Дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор, отобрать материалы и снаряжение для организации переправы.
2. Определить способ переправы.
3. Выбрать место и время переправы.
4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа и можно руководить ею.
5. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой.
6. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок.
7. Выпускать на переправу первым наиболее опытного.

8. Припереправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению.
9. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению.
10. Не употреблять при переправе схватывающего узла.
11. Не допускать к переправе одновременно двух и более человек.
12. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно.
13. Обязательна надежная страховка и самостраховка.
14. При групповой переправе нужна строжайшая дисциплина и порядок.

По материалам книги SURVIVAL (Выживание).
Коледа С.И., Драчев П.Н.

Форма одежды — штормовой или спортивный костюм, рукавицы, головной убор, высокогорные ботинки, защитная каска (шлем).

Снаряжение личное — ИСС, 2 карабина, репшнур (5 м).

Снаряжение групповое — определяется конкретными условиями проведения занятий.

Вводная беседа: «Режим горных рек. Особенности донного рельефа. Скорость течения. Температура. Выбор места для переправы. Опасности горных рек. Меры безопасности. Технические приемы для переправы. Система полиспаст».

Объяснить характер и назначение заранее проведенных инструкторами подготовительных работ к данным занятиям. Оборудовать пункт перехвата ниже по течению от всех переправ. Веревка должна быть над водой не выше чем на 10 -15 см, чтобы сорвавшийся в воду мог сразу ухватиться за нее руками. Страхующий на пункте обязан быть готовым в любой момент броситься в воду для оказания помощи, страховать его должны два человека.

Подчеркнуть опасности горной реки для человека, не знающего ее особенностей и технических приемов для переправы.

Отработка различных способов переправ. С целью уплотнения занятий и проведения их с наибольшим интересом для участников следует организовать ряд переправ до начала практических занятий и провести соответствующую подготовку: на берегах должно лежать все необходимое для занятий, одно из бревен уложено и над ним натянуты перила, второе подготовлено для укладки. Нужно подготовить каменный или вырытый «мешок» для укладки комля бревна. Подготовить места для страховки по всем видам переправ, там где это требуется по теме занятий, подготовить страховку для переправляющихся. Во время демонстрации приемов, показать переправу «вдвоем» и «шеренгой».

Косые перила для переправы вброд. Натянуть косые перила и веревки для всех видов переправ, в которых они требуются. При переправе по перилам в брод, высота веревки над водой должна быть на уровне груди переправляющегося. Самостраховка скользящей петлей, карабином, но не схватывающим узлом. Петля должна быть не длиннее 30 см и пристегивается к грудной обвязке. Перильная веревка находится под рукой, петля или карабин — впереди кисти руки, движущейся по перилам. При потере равновесия или срыве схватиться руками за перильную веревку. Если течение позволяет, встать на ноги и продолжать движение. В противном случае, страхующие с берега должны подтянуть упавшего страховочными веревками (они могут быть с двух берегов). Не давать напору воды переворачивать себя на спину.

Переправа вброд с шестом. Страховка осуществляется двумя веревками — одна по линии переправы, вторая ниже этой линии, чтобы в случае падения в воду, можно было подтаскивать к берегу по течению воды. Страхующие веревки крепятся к грудной обвязке переправляющегося. Шест подстраховывается отдельной петлей.

Переправа над водой по камням. Проводится через мелкий поток или рукав реки. Перила должны быть натянуты на уровне груди среднего по росту участника.

Самостраховка — скользящей петлей, карабином, но не схватывающим узлом. Петля (не длиннее 30 см) пристегивается к грудной обвязке. Петлю пристегивать к поясу опасно — в случае падения голова пострадавшего окажется ниже по течению и будет находиться в воде. Перильная веревка находится под рукой, петля или карабин — впереди кисти руки, движущейся по перилам. Движения достаточно быстрые, чтобы избежать проскальзывания ног по камням. Объяснить трудность соблюдения равновесия при переправе в ботинках.

ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ

Рис.37. В любом случае переправы по перилам, натягивать их только вниз по течению реки. А — один из способов закрепления конца перильной веревки: узел UIAA и его страховка рифовым узлом. Б — правильное направление переправы. В — Неправильное направление переправы и перил.

Переправа по бревну. Объяснить, как подготавливаются каменные «мешки» для укрепления комля бревна при его укладке через реку. Организовать укладку бревна силами участников. Объяснить и отработать приемы закрепления веревок (не менее трех растяжек) на верхнем конце бревна, работы страхующих при поднятии его на берегу, а затем при опускании через реку. До прохождения первым человеком по бревну, объяснить, что в случае срыва с бревна вверх по течению воды, сорвавшегося затягивает под бревно, из-под которого практически невозможно вылезти самостоятельно. Даже с помощью со стороны это выбраться не всегда удается. Привести примеры аварийных ситуаций при переправах, особенно когда у сорвавшихся самостраховка была организована на верхней (от бревна) перильной веревке.

Прохождение первого по бревну и страховка для него. Самостраховочную петлю он закрепляет только на нижней от бревна веревке-оттяжке. На противоположном берегу он налаживает закрепление перильной веревки, вниз по течению от бревна. При переправе большой группы — можно сделать перила с двух сторон от бревна, но и в этом случае скользящая петля или карабин крепятся только на нижней от бревна нитке перил. До начала переправы оборудовать пункт страховки для того, кто будет в случае необходимости оказывать срочную помощь пострадавшему.

Обязательно показать и дать возможность одному из самых сильных участников отработать прием срыва с бревна. Срыв при показе производить только вниз по течению. Показать действие перил. Прием вылезания: подтянуться на перилах по возможности ближе к бревну, перехватиться поочередно руками за бревно и подтягивая себя, вылезти на бревно. Если нет возможности самостоятельного вылезания на бревно, то к нему направляется человек от пункта страховки. Кроме собственной самостраховки, для него с берега осуществляется страховки веревкой.

Кроме отдельных случаев экспедиционной работы этот вид переправ мало, где применяется. Проводимые занятия носят ознакомительный и в большей мере демонстрационный характер. До начала занятий на каждое отделение должна быть навешена «по суху» нитка переправы между двумя деревьями (камнями). После объяснения всех узлов системы (в т.ч. и полиспаста) и показа их действия, дать участникам разобрать полностью всю систему. После этого, вновь наладить систему переправы и полиспаста. Все действия участников должны происходить под наблюдением инструктора. Для повышения интереса и лучшего запоминания последовательности действий, можно провести подготовку системы на время, как бы небольшие соревнования. Если для натяжения полиспаста применяются схватывающие узлы, то обратить внимание на то, чтобы репшнуры для петель были двойными, репшнур новым, во всяком случае, без разрывов и разлохмаченной оплетки. В практике проведения занятий и соревнований по горно-туристской технике отмечались случаи разрыва этих петель и нанесения травм близко находящихся людей концами репшнура или карабином, вырвавшимся из петель. Направление натяжения полиспаста должно быть отведено в сторону от линии натяжения основной веревки/веревок для переправы.

Порядок организации воздушной переправы и работа с полиспастом.

— Выбор места и характер переправы: — место переправы должно иметь удобное место для организации страховки, закрепления веревок, нахождения людей и наблюдения за переправой. В зависимости от уровня противоположного берега, натянутые веревки могут иметь горизонтальный, наклонный (5-10°) и круто наклонный характер. В зависимости от протяженности, объемов груза и числа людей подлежащих переправе, организуется навешивание одной или двух рабочих веревок.

— Необходимое снаряжение: для учебных целей: веревка основная — 2 х 30 м, репшнур — 1 х 40 м, концы репшнура — 4-5 х 5м, ледоруб — 1, карабины — 10, Для рабочих переправ набор снаряжения диктуется конкретными условиями места переправы и ее задачами. Для соревнований — Правилами и Положением о соревнованиях. Для обеспечения безопасности переправляющихся, набор снаряжения, исходя из конкретных условий рельефа и реальных опасностей.

— Организация страховки: в тех случаях, когда рабочая площадка имеет ограниченные размеры, оканчивается стеной, сбросом берега к реке и т.п., она должна быть обеспечена постоянной страховкой. Вдоль площадки натягивается нитка тугих перил; возможна организация отдельных точек самостраховки (в этом случае петля не должна превышать глубину площадки, чтобы при случайном падении или проскальзывании человек не вывалился за пределы площадки); те кто стоят у края рабочей площадки и помогают переправляющимся пристегнуться к веревке, должны быть на отдельной самостраховке, петля — в натяг. Проверить правильность организации точек закрепления и состояния веревок. Иногда под нагрузкой натяжения у веревок б/у наблюдается разрыв отдельных прядей оплетки. Такую веревку следует заменить.

— Закрепление веревок: в зависимости от рельефа, точками закрепления веревок могут быть: петли вокруг ствола дерева, на сблокированных крючьях; отдельный большой скальный блок. Веревки, нижняя (рабочая — их может быть две) для скользящего карабина/ролика и верхняя (страховочная, но не репшнур) подвешиваются на расстоянии в 50-60 см друг от друга и закрепляются на обоих берегах реки. Карабин или ролик, скользящий по верхней веревке, блокируется петлей (кусок основной веревки, репшнур в три-четыре пряди, лента) с таким же карабином или роликом, идущим по нижней веревке/веревкам.

— Во все узлы, находящиеся под нагрузкой, желательно вкладывать палочки, ветки, крючья для того, чтобы после снятия нагрузки можно было свободно их развязать.

ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ

Рис.38. Полиспаст. А — одинарный: 1 — точка закрепления системы: сблокированные крючья, скальный выступ, дерево, отдельный валун; 2 — несущий карабин; 3 — карабины полиспаста; 4 — тянущий узел; 5 — держащий (страхующий); 6 — направление натяжения полиспаста; 7 — направление основной веревки (по отношению к этой линии, тянущие полиспаст должны стоять не ближе 1,5 — 2 метров). Б — полиспаст 5:1: В — узел Гарда и его вязка; Г — узел Бахмана и его вязка.

Примечание: Рассмотренный порядок организации системы полиспаста одинаков как для организации переправ через горные реки, также и для спасательных работ и организации постоянных перил.

— Навязывание полиспаста и натягивание рабочей веревки/веревок. Для натягивания веревки/веревок применяется система полиспаста. Одинарный полиспаст вяжется следующим образом: на рабочей веревке завязываются два узла Бахмана (Гарда,

карабинный) или сертифицированные технические приспособления, исключающие применение ненадежного схватывающего узла. Один узел выполняет роль тянущего, а второй — страхующего (держащего). К ним привязываются петли из двойного (нового) репшнура, причем петля тянущего узла должна быть максимально короткой длины, чтобы исключить амортизацию и растяжение петель репшнура. Страхующая петля крепится на карабине на независимой точке закрепления. Остатка рабочей веревки выходящего из полиспаста должно хватить, чтобы перекрыть глубину площадки и обеспечить свободную работу двух-трех тянущих ее. Для усиления надежности системы, на верхнюю точку полиспаста (верхний карабин) можно навесить узел Гарда. Это даст дополнительное торможение и исключит проскальзывание веревки в полиспасте. По окончании натяжения веревки/веревок ее свободная часть заводится за дерево (выступ) в два-три оборота и закрепляется на карабине или завязывается шкотовым узлом на одном из карабинов. После этого можно снять полиспаст.

Характерные ошибки при работе с полиспастом:

— При натяжении полиспаста, инструктора заставляют участников отделения дернуть (натянуть) веревку с максимальным усилием — это является большой методической ошибкой. (Один человек может тянуть веревку с усилием в 100 кг.). Отделение в пять-шесть человек, да при команде «дернуть посильнее!» может создать кратковременное усилие на веревку до 1 т. Прежде чем отдавать команду о натяжении веревки, следует оценить ситуацию — надо ли так сильно ее тянуть?

— При натяжении веревок не допускать единой линии веревок по отношению к точке стояния тянущих ее. Цепочку участников, следует расположить в стороне от этой линии, как минимум на 1 метр. В этом случае при обрыве схватывающего узла, карабин (концы разорванного репшнура) пролетят мимо цепочки участников и ни кого не заденут.

— Расстояние между тянущим узлом (приспособлением) и петлей проводника должно быть минимально коротким. Вместо прусика можно применять узлы Бахмана, Гарда, карабинный узел или ставить сертифицированное техническое приспособление.

— Завязывая в системе полиспаста австрийский схватывающий узел (у которого часть репшнура продевается сквозь петельку), следует знать, что он обладает скрытым отрицательным свойством — у него значительно теряется прочность именно в точке перегибания репшнура в петельке.

— Завязывая узлы, которые будут задействованы в системе полиспаста, часто не обращается внимание на прилагаемые при этом на них нагрузки. При этом пряди узлов настолько сильно затягиваются, что развязать их не всегда удается. До начала приложения нагрузки, в пряди узлов следует вставить ветку, крюк, палочку — это позволит затем без особых усилий развязать узлы.

— В проводник тянущего узла, как правило, вставляют только один карабин. При этом образуется крутой перегиб веревки и снижается способность скольжения веревки. Для создания большего радиуса перегиба тянущей веревки и увеличения надежности точки закрепления, сюда следует вставлять два карабина.

— Навеска вытяжной веревки и «седушки» — к карабину или ролику, идущему по рабочей нитке веревки/веревок, пристегиваются 2 вспомогательные веревки, расходящиеся от этого блока к обеим берегам для подтягивания переправляющегося и возвращения системы на исходный берег переправы Концы этого репшнура (ленты) должны перекрывать площадку исходного и противоположного берега и создавать запас для страховки. «Седушка» крепится к рабочей веревке скользящим карабином или карабином с роликом. Концы репшнура подвески должны быть такой долины, чтобы поднятой вверх рукой можно было свободно дотянуться до карабина и веревки. Если «седушка» делается из ледоруба, то петли одинаковой длины закрепляются на головке и около штычка ледоруба. Отдельная петля самостраховки (в три-четыре петли)

защелкивается в скользящий карабин или в карабин с роликом. На исходном берегу на краю площадки должен находится минимум один человек для оказания помощи в налаживании подвески переправляющегося. На противоположном берегу, помощники должны весом своего тела опустить рабочую веревку вниз, чтобы дать возможность встать на ноги и свободно освободится от подвески.

— Переправа первого человека на противоположный берег — это достаточно трудная тактическая и техническая задача. Ее решением может быть переправа в брод с шестом и на двойной страховке. Для этого следует выбрать ранние часы или идти в воду на закате солнца, когда спадет пик активности воды. В данном случае, первому следует иметь с собой набор снаряжения которое может понадобиться для закрепления конца рабочей веревки/веревок и запас сухих теплых вещей, чтобы переодеться после «купания». Возможен подъем далеко вверх по течению, чтобы по снежному мосту или выступающим камням переправится и вернуться по противоположному берегу к месту предполагаемой переправы.

— Переправа и «приземление» на другом берегу — во время движения можно держаться руками за петлю самостраховки. В случае необходимости подтягивания себя на веревке (большой провис рабочей веревки) недопустимо положение рук впереди по ходу карабина (ролика). Только за ними! При «подъезде» на противоположный берег, подогнуть под себя ноги и если позволяет глубина провиса, возле точки закрепления веревки/веревок, опустить их и встать на землю. С помощью помощника, освободится от подвески. Если глубина провиса веревки большая и ноги не достают до земли, то к моменту начала переправы, здесь должна быть сооружена опора для ног (навешены лесенки, к примеру).

— Переправа последнего участника с исходного берега. Для этого может применяться следующий прием. Последний участник переправы развязывает и снимает систему полиспаста и делает закрепление двух связанных веревок (как в дюльфере) вокруг дерева, пропуская ее через проушину крюка, карабин и т. д. После этого на противоположном берегу натягивают обе веревки. Последний участник пристегивается к веревкам и осуществляет переправу через реку. До начала движения он должен свободным карабином пристегнутым к ИСС разделить две веревки, с тем чтобы после окончания его переправы можно было знать за какую веревку следует тянуть.

Читайте также: