Уф лак для паркета

Обновлено: 17.05.2024

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное В наличии

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное В наличии

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное В наличии

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное В наличии

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное В наличии

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное В наличии

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное В наличии

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное В наличии

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное В наличии

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное Под заказ

Купить в 1 клик Сравнение

В избранное В наличии

Компания «Эзапринт» предлагает приобрести лаки УФ-отверждения для всех основных способов печати:

  • трафаретного;
  • офсетного;
  • флексографского.

Лаковая пленка образуется в результате процесса полимеризации, который занимает доли секунды. При этом лаковая пленка имеет хороший глянец или матовый эффект, достигается высокая прочность красочного слоя на истирание и обеспечивается хорошая гладкость поверхности.

В пользу УФ-лаков говорят и такие аргументы, как возможность избирательного нанесения, экологичность и минимальный расход электроэнергии в процессе сушки. За счет того, что закрепление таких лаков происходит за короткое время, достигается максимальная производительность процесса лакирования.

Лакирование УФ-отверждаемыми лаками бумаги и картона может полностью или частично заменить такую процедуру, как конвекционное лакирование с последующим процессом каландрирования и ламинирования пленкой.

Благодаря использованию УФ-лаков, продукция сразу после лакирования готова к последующей обработке, такие лаки не требуют применения противоотмарочного порошка. Однако особенностью является остаточный запах, в течение нескольких месяцев сохраняющийся на лакированной поверхности, что объясняется скоплением в порах бумаги остатков не полностью полимеризовавшегося лака. Поэтому в производстве упаковки для продуктов питания и парфюмерии используются специальные УФ-лаки, имеющие в составе капсулы с различными запахами.

Проблема адгезии лаков ультрафиолетового отверждения к масляным краскам при печати «по сырому» нивелируется за счет предварительного нанесения лака-праймера.

Мы предоставляем возможность купить УФ-лак глянцевый, высокоглянцевый, матовый, текстурный для получения грубого и мягкого «эффекта песка».

Покрытие паркета лаком

Сегодня делают паркет одни люди, укладывают другие, а продают третьи. Из тех, кто продает паркет, профессионалов можно пересчитать по пальцам, а остальные порождают мифы бесконечно. Большинство подобных легенд менеджеров достаточно безвредны, но когда дело касается покрытия паркета лаком или маслом — заблуждения могут на практике вылиться повреждением материала в ходе неправильной эксплуатации. Поэтому мы постарались достаточно подробно описать в этой статье базовые знания по этому вопросу.

Покрытие паркета: виды

На сегодняшний день можно встретить паркет в продаже только 6-ти видов:
— без покрытия;
— покрытый маслом;
— покрытый маслом с воском;
— покрытый UV-маслом;
— покрытый лаком;
— покрытый UV-лаком.

Паркет без покрытия

Такой материал традиционен и даже сейчас, в век полуфабрикатов, большинство штучного паркета продается именно без покрытия. Такой паркет нельзя просто уложить и начать по нему ходить. Без покрытия паркет можно применять только для отделки стен или потолка (да, это тоже одно из применений паркета).

Но нельзя сказать, что такой материал автоматически проигрывает по потребительским качествам паркету с заводским покрытием. Да, паркет все равно придется покрывать лаком или маслом, но нельзя забывать о важном преимуществе. После укладки паркет тщательно шлифуется (чего нельзя сделать при укладке паркета с покрытием), затем грунтуется и в несколько слоев покрывается лаком, создавая по всей поверхности идеально гладкую поверхность без стыков. Во-первых, внешний вид такого паркета совсем другой. Во-вторых, на такой паркет можно что угодно разлить и жидкость не попадет в стыки. В третьих, покупатель может сам контролировать весь процесс покрытия или сделать собственную тонировку. Это не так мало возможностей, ведь даже паркетных лаков несколько разновидной и по износостойкости, и по глянцевости, и натуральные по цвету, и с эффектом поджига дерева. Более того, нанесение лака на паркет влияет на его «стеклянность». Минимально обычно наносят 4 слоя лака или 2 слоя масла. Для достижения эффекта стекла паркет покрывают 7-ю или больше слоями лака.

Паркет, покрытый маслом

По легенде, маслом стали покрывать паркет в общественных заведениях — ресторанах, барах и т. д. Все потому, что паркет в таких помещениях с высокой нагрузкой и хождением по нему в обуви с каблуками необходимо обновлять. Слабая сторона лака в том, что на нем легко появляются сколы и царапины, на масляном покрытии это менее заметно. Плюс для обновления лакового покрытия требуется сделать полную шлифовку и затем снова покрыть лаком — это мало того, что требует очень много времени, так еще и необходимо полностью очистить помещение. В процессе шлифовки помещение наполняется строительной пылью, что безвозвратно повредит декор стен и потолка из некоторых малопрактичных материалов. Обновление масляного покрытия не требует шлифовки и убирания мебели — достаточно вручную пропитать маслом полы в несколько слоев.

Масло имеет также преимущество в экологичности, т. к. полностью натурально, в отличие от лака и других типов масла, не выделяет никаких вредных веществ. Масло пропитывает структуру, поэтому поры дерева остаются открытыми. Примерно так же, как если покрыть паркет знакомым подсолнечным или оливковым маслом.

Особенность масла в шероховатой поверхности и тусклом натуральном внешнем виде, все как у необработанной древесины. Такое покрытие — на любителя, большинство людей предпочитают лоск паркетного лака. Масло, в отличие от лака, нужно постоянно обновлять, пропитывать им древесину рекомендуется каждые пол года. Можно обновлять маслом паркет реже, но регулярно использовать соответствующую пропитку для паркета. В любом случае, из всех типов покрытия, масло требует регулярный несложный уход.

Сегодня паркет под маслом — элитарный максимально экологичный продукт, который выпускают, в основном, только европейские производители первой величины. Из крупных производителей натуральное масло можно найти в паркетной доске Haro. Есть несколько моделей у Goodwin, Parketoff.

Паркет для ванных комнат или террасная доска внутри помещений, предназначенные для регулярного обновления масла, тоже покрываются обычным маслом.

Масло с твердым воском

Масло с твердым воском — следующее развитие масла, успешное настолько, что до сих пор некоторые производители выпускают паркет с подобным покрытием. Твердый воск придает маслу необходимую прочность и хорошо защищает паркет от повреждений. При этом, воск, разбавленный растворителем, либо в нагретом состоянии достаточно мягкий, чтобы ровной пленкой покрыть всю структуру паркета. Данное покрытие можно восстанавливать частично без шлифовки пола, при этом оно полностью натуральное и проходит любые экологические проверки. Паркет под таким маслом рекомендуется раз в пару лет обновлять или пропитывать специальными восстанавливающими средствами. К сожалению, для производителя использование данного покрытия существенно замедляет процесс изготовления паркета и масло с твердым воском подходит только для фабрик с небольшим объемом производства или марки премиум-класса (Boen, Haro, Kahrs). Из более-менее популярных и недорогих марок паркета сегодня с данным покрытием выпускается паркетная доска Timberwise, а также другие производители, использующие масло с воском OSMO (Karelia, подмосковные производства и т.д.).

Обратите внимание, что крупные производители паркета под маслом с воском (Kahrs, Karelia, Panaget и многие другие) чаще всего добавляют небольшое количество компонента для ускорения застывания покрытия (либо под воздействием УФ-лучей, либо при взаимодействии с влагой или кислородом). Концентрация компонента в масле небольшая, поэтому такое покрытие все еще нельзя назвать UV-маслом.

UV-масло

UV-масло — это обычное натуральное или синтетическое масло, которое на заводе проходит через камеру с мощным ультрафиолетовым светом и моментально затвердевает (сверху полимеризуется пленка). Женщины проходят схожую процедуру нанесения шиллака в косметологических салонах. Плюс моментального затвердевания для производителя в том, что период покрытия паркета проходит мгновенно, а значит, ускоряет процесс производства и приносит больше прибыли. По этой причине все крупные производители не используют обычное масло. При процессе ультрафиолетового затвердевания паркет покрывается микропленкой, которая немного меняет физические свойства масла. Так, значительно повышается износостойкость покрытия — как говорят представители производителей, в 30 раз по сравнению с обычным маслом. Опять же, хорошо прослеживается аналогия по сроку службы обычного маникюрного лака и шиллака. Для потребителя в регулярном обслуживании разницы нет — лак или UV-масло, и то, и другое прекрасно выдерживает влажную уборку и пролитые жидкости. Тем не менее, поверхность UV-масла остается шероховатой, матовой и ощущения стекла нет. UV-масло производители используют, чаще всего, для брашированного паркета, т. к. именно такое масло позволяет отразить всю неровность поверхности, мельчайшие детали. При обработке брашированного паркета лаком, появляются в углублениях лужицы лака, что является недопустимым.

Самое важное для потребителя в том, что за паркетом, покрытым UV-маслом, не нужен регулярный уход как за обычным маслом. Локальная реставрация возможна не для всех UV-масел, а только для тех, что оставляют полуоткрытые поры. Например, китайские производители в большинстве случаев используют UV-масла, закрывающие поры, европейские — с полуоткрытыми порами (Coswick). Для локальной реставрации протертой поверхности UV-масла с полуоткрытыми порами не нужно шлифовать паркет, достаточно вручную пропитать специальным маслом. Состав масла у всех производителей разный, а масло, чаще всего, имеет какой-либо оттенок, поэтому нужно использовать для реставрации масло производителя паркета и выбирать модель под конкретную доску с конкретным колорантом.

Покрытие паркета лаком и UV-лаком

С UV-лаком такая же ситуация, как с UV-маслом. Лаковое покрытие проходит через специальную камеру, где происходит мгновенное затвердевание лака UV-лучами с появлением в структуре оксида алюминия. Для производителя это позволяет ускорить процесс, поэтому почти все крупные производители не имеют в ассортименте традиционного лака. Плюсом такого покрытия для потребителя является то, что из-за мгновенного застывания, под лак не попадает пыль и мелкие частицы, поэтому есть гарантия кристальной чистоты защитных слоев. При воздействии ультрафиолета лак затвердевает мгновенно, а на поверхности появляется оксидная пленка — это минус, т.к. лак становится более хрупким по сравнению с лаком, застывающим атмосферно. На этом вся разница UV-лака и обычного лака заканчивается.

Лак гораздо прочнее масла и создает стеклянную защитную пленку на паркете. Лаки бывают различных видов, значительно отличаются как по износостойкости, внешнему виду, так и по текстурной поверхности. Лаки бывают всех типов — матовые, полуматовые, полуглянцевые и глянцевые, по факту же производители используют параметр глянцевости в процентном соотношении, максимальная глянцевость бывает 95%. Обычно производители используют полуматовое покрытие с отражением в 15-30%, что достаточно презентабельно, но и не нарушает естественный вид древесины.

Дополнительные особенности лака в том, что он закрывает поры древесины и создает зеркальный эффект. Поверхность на ощупь у лака может быть абсолютно идентичной маслу. Внешне лаки различаются и по толщине слоя. Тонкие лаки (Kahrs) сохраняют ощущение натурального дерева, толстые лаки (Tarkett) проще сделать износостойкими, но они создают эффект стекла и более подвержены сколам. Высший пилотаж для производителя — создать минимальную толщину лака при высокой прочности.

Главная проблема лака в том, что на нем достаточно легко появляются царапины и сколы, поэтому чтобы лакированный паркет выглядел отлично хотя бы лет 20, по нему запрещено ходить в обуви с каблуками, кататься на кресле с ножками и т. д. Вся мебель на ножках должна быть снабжена специальными мягкими прокладками. Отчасти сохранить внешний вид помогает полироль для паркета. Пользоваться ей или нет — решает сам потребитель, без использования полироли лак будет служить несколько десятков лет, но при условии бережного отношения.

Чтобы обновить лак — нужно его полностью убрать шлифовкой, затем нанести новое покрытие — локальный ремонт невозможен. Можно лишь визуально сгладить повреждение специальными восковыми карандашами.

Как часто мы слышим истории от людей, которые жалуются на некачественно проведенный ремонт в доме. Особенно это касается паркетного пола, устанавливать который берутся отнюдь не профессионалы. Хозяева помещений и их доверенные лица, купившись на привлекательную дешевизну, на работу берут низко квалифицированных исполнителей, которые не умеют качественно и быстро выполнять работы по ремонту квартир и домов, отсюда и возникают проблемы с множественными повреждениями паркета и их последующая неправильная эксплуатация. Немаловажным является и тот фактор, что при эксплуатации уже установленного паркета используются некачественные покрытия, в основном лак или масло. Именно поэтому в данной статье, вкратце расскажем об основных видах покрытий для паркета. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из них. Поговорим о том в каком случае больше подойдет каждый.

На данный момент известно только 6 наименований:

  • UV - масло(это масло ненесённое на паркетных линиях больших производств. Отверждаются такие покрытия очень быстро после воздействия на них лампы с ультрафиолетовым светом. 1 слой покрытия - это приблизительно 20 грамм лака. Можно локально реставрировать);
  • Лак(ненесенный на месте или на небольшом производстве. Как правило с расходом более 300 граммов лака в сухом остатке на поверхности деревянного пола);
  • UV - лак (по аналогии с маслом UV, только без возможности локальной реставрации);
  • Масло (Это масляные пропитки, которые проникают глубоко в поры дерева, отверждаются при взаимодействии с воздухом. Легко обновляются. Такой пол выглядит максимально натурально и на нём намного меньше видны царапины и вмятины);
  • Масло с добавлением твердого воска (При высыхании оставляет на поверхности защитный слой из воска, которым можно натирать, получаю нужную степень глянцевости);
  • Паркет без покрытия. (Просто шлифованная древесина, которая нуждается в защитном покрытии на объекте после укладки)

машина для нанесения лака методом распыления в цеху

В результате ежечасного улучшения технологий производства финишных покрытий для изделий из дерева и метода их нанесения, мы имеем возможность предложить вам паркет покрытый в заводских условиях износостойким полиуретановым двухкомпонентным лаком. Преимуществами данного вида покрытия является практически неограниченная вариация комбинаций обработок и тонировок древесины с последующей лакировкой без изменеия цвета и фактуры. Самый большой расход лака (приблизительно 400-500гр лака на м2 поверхности деревянного пола) обеспечивают максимальную износоустойчивость готового пола. Такой пол готов к использованию сразу после укладки. Большинство объектов укладывается нами именно с таким видом покрытия.

Такую доску в нашем каталоге можно посмотреть тут.

линия для нанесения масла и лака UV

Одно из самых распространённых видов заводского покрытия деревянных напольных покрытий. На сегодняшний день UV — масло отвечает всем стандартам качества. Если такой финиш был нанесён с соблюдением технологии у проверенного производителя, то такой паркет подойдет для помещений с большой проходимостью, таких как переговорные комнаты, офисы, рестораны и др. Основным его преимуществом является как раз возможность дальнейшего легкого ухода и возможность локальной реставрации. Это означает что уже уложенный паркет можно без перешлифовки всей поверхности легко обновлять специальными средствами. Перед тем, как попасть на прилавки хозяйственных магазинов, этот вид покрытия проходит многократную обработку УФ — светом, после чего масло в доли секунды затвердевает (поверх него образуется пленка). Небольшим недостатком может являться то, что есть необходимость сразу после укладки нанести средство по уходу, чтобы подготовить финиш к последующей эксплуатации. Чаще всего такое покрытие встречается на паркетной доске, нажмите чтобы увидить варианты.

UV — лак изготовлен практически так же, как и UV — масло. Лак погружают для затвердевания в специальную камеру, где покрытие обрабатывается ультрафиолетом короткое время, делается это для того чтобы производственный процесс шел быстрее. Для улучшения физических свойств (истираемость) лака используют специальный химический состав, присадку — оксид алюминия. Ультрафиолет на лак действует моментально, после чего он моментально отверждается и продукт едет по линии дальше чтобы быть покрытым ещё несколькими слоями. Для UV — лака это огромный минус, так как с таким покрытием приходится работать очень осторожно, ведь он очень хрупкий. Также далеко не каждый вид тонировки можно технологически воплотить под этим типом покрытия. Минусы на этом заканчиваются, потребитель может купить или UV — масло или UV — лак — разницы между ними нет, они одинаково хорошо выдерживают влажность. Обновления после укладки не пребует - возможна эксплуатация прямо сразу после укладки. Таки методом изготавливается почти вся заводская массивная доска с крупных производств.

Масло на паркет на объекте наносят плоскошлифовальной машиной со специальными падами

Масла для дерева представляют собой специально подготовленные, путём смешивания многих натуральных компонентов, пропитки, глубоко проникающие в поры древесины заполняя их. На поверхности в этом случае образуется защитная пленка которая предотвращает попадание загрязнений в структуру дерева. Готовый пол получается значительно теплее на ощупь. Использование масла предпочтительнее, чем лака, в случае если данный пол предназначен для помещений где планируется большая проходимость. В его составе натуральные, экологически чистые компоненты. Масло не выделяет никаких вредных веществ, лучше, чем лак способен пропитать деревянный паркет, чтобы поры дерева были открыты для воздуха. Между тем, масло имеет шероховатую поверхность слишком тусклый внешний вид, поэтому многим людям не нравиться его использование, предпочитая видеть, чтобы паркет блестел от бесцветного лака.

Масло для паркета, в котором присутствует такой компонент, как твердый воск получило широкую популярность. И даже те производители, которые до этого выпускали паркет, комплектующие и лаковые покрытия тоже стали производить паркет с масляным покрытием на основе твердого воска. Благодаря твердому воску, поддерживается необходимая прочность паркета, а само покрытые надежно защищено от любого рода повреждений. Структуру паркета, пропитанного маслом с твердым воском, есть возможность восстановить и без шлифования, при этом соблюдаются все проверки по натуральности и экологической чистоте компонента. Основной отличительной особенностью и отличием от паркета покрытого натуральным маслом является то, что на поверхности доски после нанесения финиша и полировки, образуется довольно толстый защитный слой воска с необходимой степенью глянцевости. Покрытие тёплое, за ним легко ухаживать, но при необходимости обновления всей поверхности пола, необходимо сначала удалить с него восковый слой специальной смывкой.

Массивная доска без покрытия

Паркет без покрытия часто покупают из-за его невысокой по сравнению с готовым(покрытым в заводских условиях паркета) стоимостью. По качеству и свойствам он идентичен паркету, пропитанному лаком или маслом, но в любом случае нуждается в покрытии финишем на месте уже после укладки. Чтобы паркет долго служил, его придется покрыть либо маслом, либо лаком. Но здесь есть подводные камни. На месте покрыть продукт с фасками лаком очень сложно и эту операцию сможет выполнить только очень квалифицированнный паркетчик со специальным оборудованием и соответствующими навыками выполнения таких операций. В случае нарушения технологии лак затекает в фаски и впоследствии при изменении температуры и влажности в помещении начинают появляться характерные лаковые трещины. Поэтому наша рекомендация для покрытия паркета шире 90мм с фасками на объекте - только масло. Покупатель сам может следить за тем, как обрабатывается только что купленный паркет, чем обрабатывается и как впоследствии выглядит. Изначально паркет хорошенько шлифуют, после тщательнейшим образом грунтуют, и 2-3 раза пропитывают маслом. Таким образом, поверхность паркета становится гладкой, без шероховатости и защищенной от внешних воздействий.

UV-масло – это один из новейших видов покрытия для массивного пола. Как и UV-лак, масло проходит специальную обработку в камере с сильным ультрафиолетовым светом, благодаря чему получается мгновенное затвердевание. В процессе такого воздействия паркет покрывается микропленкой.

В результате обработки напольное покрытие получает уникальные свойства: поверхность остается шероховатой и матовой по тактильным ощущения как натуральное масло, не впитывает пролитые жидкости, прекрасно подходит для влажной уборки.

UV-масло идеально для брашированной массивной доски. В этом случае масло подчеркивает все неровности, мелкие элементы текстуры. Комбинация таких технологических приемов позволяет получать декор в винтажном стиле. В частности, в коллекции Вы найдете дуб, прошедший брашировку, термическую обработку, патинирование с финишным покрытием UV-маслом.

UV-ЛАК

UV-лак – современный вид покрытия для натуральной древесины. Отличительная черта данного вещества – быстрое отвердевание под действием лучей ультрафиолета в специальной камере. Благодаря этому удается добиться высокой прочности верхнего покрытия, прозрачности, гладкости, даже некой «зеркальности» поверхности. Это связано с тем, что в процессе нанесения пыль и другие посторонние частицы не успевают оказаться в структуре покрытия. Нанесение UV-лака на планки из массива древесины позволяет обеспечить дополнительную защиту от внешних воздействий.

С точки зрения производителя паркета такой материал, в отличие от традиционного, ускоряет процесс. В то же время удается предлагать потребителям декоры матовые, полуматовые, глянцевые и полуглянцевые:

  • матовый, полуматовый – для средиземноморского, скандинавского, французского, прованса, американского и т.д.;
  • глянцевый и полуглянцевый – для традиционного английского, исторического и др.

При этом использование UV-лака в производстве напольных покрытий позволяет создать безопасные декоры. Их выбор не будет противоречить модному сегодня экодизайну.


Лаковый слой защищает и придает поверхности глянцевый и матовый эффект. При УФ-лакировании эффект максимален и сопоставим с припрессовкой плёнки, но лакирование зачастую значительно экономичнее. Лак отверждается под воздействием УФ-излучения, есть два принципиально разных механизма: радикальный и катионный.

Состав УФ-материалов радикального отверждения

В состав УФ-лаков входят олигомеры, реакционноспособные мономеры-разбавители, фотоинициаторы и добавки.

Олигомеры | Практически весь комплекс свойств УФ-лаков (реология, скорость высыхания, химическая и механическая стойкость красочной пленки и др.) в первую очередь определяется плёнкообразующим компонентом — реакционноспособными олигомерами. Так их называют из-за функциональных акрилатных групп. Чаще всего в состав лаков входят следующие олигомеры. Эпоксиакрилаты — самые дешёвые и наиболее используемые из современных олигомеров, особенно популярны на основе ароматических бисфенолов. Полиэфиракрилаты — более дорогие и эластичные, но менее вязкие плёнкообразующие олигомеры. Распространённая основа: диэтиленгликоли, полиэтиленгликоли и полипропиленгликоли. Олигоуританакрилаты — самые дорогие, дают высококачественные и эластичные красочные плёнки с очень хорошей адгезией и стойкостью к истиранию.

Каждая группа придаёт УФ-краскам соответствующие свойства: либо большую реакционную способность, либо высокую текучесть, либо твёрдость или эластичность.

Реакционноспособные мономеры-разбавители | Полимеризуются наравне с олигомерами, формируя единую высокомолекулярную структуру твёрдой лаковой плёнки. Влияют на физико-химические и механические свойства красочных плёнок. Ответственны за характерный запах «сырых» УФ-лаков, поэтому исследователи и производители стараются создать материалы с минимальным количеством мономеров-разбавителей.

Фотоинициаторы | Энергии УФ-излучения даже самого жёсткого диапазона недостаточно для разрыва C=C-связей олигомера и мономера, поэтому в состав УФ-композиций вводят фотоинициаторы, которые за счёт поглощения энергии УФ-источника и соответствующих фотохимических реакций генерируют свободные радикалы. Последние и вызывают (инициируют) реакцию полимеризации акрилатных мономеров и олигомеров.

Нанесение

Офсетом | C помощью лакировальных машин. Их аппарат — стандартная двухвалковая или реверсивная трёхвалковая система (один валик вращается навстречу остальным), что позволяет наносить больше лака. Ещё один вариант — камер-ракельная система. C помощью лакировальных секций. Могут быть оснащены подобно лакировальным машинам. С помощью красочных аппаратов офсетных печатных машин. Посредством увлажняющих аппаратов офсетных печатных машин.

Флексография | Различные типы флексографских УФ-подготовленных машин.

Трафарет | Трафаретные машины.

Глубокая печать | Машины глубокой печати.

Закрепление

Для отверждения нанесённых лаковых слоёв чаще используются лампы, наполненные ртутью и ксеноном. В зависимости от их мощности процесс разгорания продолжается несколько минут. Количество ламп зависит от типа сушильных устройств: как правило, 2-3 в каждой сушке. Предусматривается и регулировка работы каждой лампы в отдельности (включение/выключение) и управление мощностью источника излучения. Все технические характеристики лампы — мощность (Вт), напряжение (В), область излучения (нм), поток излучения (Вт), срок службы (ч), размеры (мм), длина дуги (мм) — включены в индивидуальный паспорт лампы.

Помимо лампы, важная часть сушильной установки — рефлектор. Во многих сушках есть система охлаждения. С лампами и рефлектором обращайтесь предельно осторожно и регулярно очищайте. На лампе и рефлекторе не должно оставаться следов пальцев! Чистку производите изопропиловым спиртом, безворсовой салфеткой. Лампы меняйте согласно рекомендациям изготовителя, фиксируя срок службы в часах. После замены отрегулируйте мощность новых ламп, во избежание проблем с закреплением и адгезией лаковой плёнки. УФ-сушка располагается после лакового модуля. Прохождение листа через длинную приёмку благотворно влияет на температуру стапеля, что позволяет работать на более высоких скоростях.

В отличие от воднодисперсионных, процесс сушки УФ-лаков не физический, а химический. Период воздействия УФ-излучения — около одной секунды, в течение которой происходит отверждение лакового слоя, но отлакированный оттиск приобретает конечные показатели стойкости только спустя несколько часов. Это зависит от многих факторов — типа запечатываемого материала, красок, лаков и т. п.

Температура стапеля должна быть максимально низкой. Всегда проверяйте: нельзя ли достичь того же результата с меньшими мощностью или количеством ламп. При повышении скорости машины мощность лампы должна автоматически повышаться.

Производители лаков разрабатывают рецептуры в зависимости от требований. Прежде чем начинать использовать УФ-лаки, надо максимально подробно определиться с требованиями к лаку, тогда удастся сэкономить время и избежать неприятностей.

Работа с УФ-лаками

Вязкость | Перед тем как измерять вязкость лака 4-мм воронкой, его следует хорошо перемешать и определить температуру. Значение вязкости, указанное в спецификациях, измерялось при 20 °С. Если температура лака сильно отличается, то и вязкость будет иной, поэтому храните и используйте лак при комнатной температуре. Для измерения вязкости воронка погружается в лак, затем вытаскивается — в этот момент засекают время до полного вытекания лака из воронки (прерывания лаковой «нити», выходящей из воронки). Важно, чтобы в воронке не было пены, иначе результат будет неверным. УФ-лаки реагируют на температурные колебания сильнее, чем воднодисперсионные.

Валики | Обрезинивание всех валиков, контактирующих с УФ-лаками и смывочными средствами, должно быть из специального материала (рекомендуется на основе EPDM), стойкого к агрессивным составляющим УФ-лаков и смывок. Выбор валиков согласовывайте с поставщиком.

Очистка | Во время чистки используйте перчатки, поскольку смывки для УФ-лаков агрессивны.

Нанесение лака через офсетное резинотканевое полотно | Используйте только специальные полотна, стойкие к УФ-лакам. Не применяйте резинотканевые полотна для традиционных материалов, которые набухают при использовании их с УФ-лаками.

Нанесение лака фотополимерными формами | Используйте только стойкие к УФ-лакам формы.

Решения проблем при лакировании

Проблемы закрепления | Проверьте рабочий ресурс ламп, сопоставив со спецификацией производителя. Каждую смену ламп документируйте. Производительность лампы контролируется вольтметром или амперметром. Проблемы с закреплением возникают также при истечении срока годности лака.

Степень закрепления лака проверяется быстрым тестом: возьмите салфетку, смоченную ацетоном, и без усилия потрите лаковую поверхность. Хорошо закрепившийся лак должен выдержать 10 трущих движений. Строгий тест: на проверяемую поверхность капните 0,2 мл ацетона, спустя 10 с промокните хлопчатобумажной салфеткой. Степень повреждения поверхности оценивается от 0 до 5.

0 - нет видимых изменений (всё в порядке);
1 - можно обнаружить еле видимые изменения глянца (изменений в процесс лакирования не требуется);
2 - лёгкие изменения в глянце (увеличьте мощность УФ-ламп, если заметно общее уменьшение глянца);
3 - сильные изменения в глянце, но структура поверхности лака не нарушена (увеличьте мощность УФ-ламп и немного уменьшите скорость транспортировки);
4 - сильные изменения в глянце, структуре поверхности лака (проверьте УФ-лампы, возможно, необходима замена части ламп);
5 - структура поверхности лака сильно изменена или разрушена (замените лампы, проверьте весь процесс; работу продолжать нельзя).

Нарушение растекания лака | Проверьте, соответствует ли вязкость лака рекомендациям производителя оборудования. Перед лакированием стапель должен быть акклиматизирован. Позитивно влияет на растекание лака повышение температуры, например, внешний нагрев лака до 40 °С или дополнительное воздействие ИК-излучателей в лаковом модуле. Неравномерность растекания возникает из-за воздействия лакируемого материала (поверхность материала, печатные краски, противоотмарывающий порошок, остаточная влажность). При смене запечатываемого материала рекомендуется предварительное тестирование. Если повышение температуры не помогает, добавьте средство, улучшающее растекание. Минимальная дозировка — 0,1%, при необходимости увеличьте, но не более 1% (передозировка может привести к пенообразованию и т. н. «апельсиновой корке»).

Плохое смачивание поверхности | Проверьте поверхностное натяжение подложки, оно должно быть не ниже 34-36 дин/см. Печатные краски с повышенным содержанием воска, противоотмарывающий порошок с силиконовым покрытием, неправильно подобранный праймер — причины нарушения смачивания. Если это предусмотрено конструкцией машины, лучше включить коронный разряд или ИК-облучатели перед нанесением лака. Смачиваемость повышает соответствующая добавка. Передозировка негативно влияет на гладкость поверхности лака, возможно образование пены. Если в конструкции машины не предусмотрена предварительная обработка лакируемой поверхности коронным разрядом или ИК-излучателями, попробуйте пропустить весь стапель (3000-4000 листов) без лака через УФ-сушку и так активировать поверхность. Затем сразу те же листы вторым проходом залакируйте УФ-лаком.

При устранении дефектов смачивания надо одновременно контролировать стойкость к царапинам и возможность бигования. Вариант устранения плохого смачивания — подобрать другой праймер.

Недостаточный глянец | Предпосылка оптимального глянца — максимально гладкая поверхность. Для этого обеспечьте достаточное расстояние между лаконаносящим устройством и УФ-сушкой, подходящую вязкость, температуру лака и скорость машины. Или просто увеличьте количество лака.

Стойкость к истиранию и царапинам | Проверяется ногтем. Если лак легко сцарапывается, причина в ломкости и хрупкости лаковой плёнки. Хрупкость лака появляется, если плёнка лака слишком сильно отверждена. Ещё одна причина — недостаточная адгезия к запечатываемому материалу. При отверждении УФ-лаков лаковый слой усаживается, так как объём наносимого жидкого лака меньше, чем высохшая лаковая плёнка. При усадке возникают напряжения, и только хорошая адгезия лака к запечатываемому материалу гарантирует устойчивость к царапинам. Краски, содержащие воск, и любые другие, содержащие поверхностно-активные вещества, плохо подходят для последующего УФ-лакирования. Решение — праймеры, обеспечивающие необходимую адгезию между красочным слоем и плёнкой УФ-лака.

Противоотмарывающие порошки | Негативно влияют на УФ-лакирование. Их количество должно быть минимизировано, а лучше вообще от них отказаться. Например, наносить праймер методом «сырое по сырому» в офсетной машине. Если это невозможно, перед УФ-лакированием следует снять порошок с отпечатанных листов.

Впитывание лака в подложку | При лакировании отличных по степени впитываемости запечатываемых материалов УФ-лак впитывается по-разному.

Температура стапеля | Должна быть минимальной. При проведении предварительных тестов добейтесь оптимального закрепления лака при минимальных производительности и количестве ламп. При замене ламп контролируйте их мощность. Оптимальная температура в стопе — 35-38 °С.


Двустороннее лакирование бумаги | Лучше применять специальные лаки.

Разбрызгивание, лаковый туман | Проверьте вязкость лака — скорее всего, именно в этом причина дефекта. Мелкие брызги лака попадают в дыхательные пути и наносят вред здоровью.

Запах | В случае недостаточного высыхания лака может оставаться несильный запах акрилатов или фотоинициатора.

Образование пены | Если лак сильно пенится, что хорошо видно в ванне или в зазоре между валиками, добавьте пеногаситель. Лёгкое вспенивание в канистре неопасно. Вводите как можно меньше добавок (0,1–0,3%) — передозировка нарушает лаковую плёнку.

Одностороннее лакирование на двустороннем мелованном материале | Из-за нагрева в УФ-сушке мелованный слой на обратной стороне бумаги может стать термопластичным и в стапеле под давлением склеится с лаковым слоем. Применяйте только специальные лаки для таких видов бумаги и контролируйте температуру стапеля.

Требования к краскам и запечатываемому материалу

Выбирайте краски, стойкие к щёлочи и смеси растворителей согласно DIN 16524. Если их использовать нельзя, проинформируйте поставщика лаков, и он подберёт подходящий. Праймер и УФ-лак должны согласоваться друг с другом.

Матовые УФ-лаки

Проблемы сходны с воднодисперсионными лаками. Низкий уровень матовости, частый дефект в виде неровной поверхности — рисунок древесины. Необходимо тщательно перемешать лак, так как матирующие добавки имеют склонность к осаждению.

УФ-лаки, воспринимающие клей

Существуют УФ-лаки, позволяющие дальнейшую склейку. Если планируете перед лакированием применять праймер, на места склейки его лучше не наносить. Не забудьте поставить в известность поставщика клея, что планируете применять УФ-лак. Для качественного склеивания УФ-лак желательно наносить прямо на картон, места склейки не запечатывать.

УФ-лаки для тиснения фольгой

Здесь недостаточно применять лаки со специальными свойствами, надо ещё проверить на совместимость остальные параметры. Для хорошего взаимодействия фольги с запечатываемым материалом лучше под УФ-лак применять Tesa-стойкий праймер, а после этого — УФ-лак, предназначенный для последующего тиснения фольгой. В описании, их сопровождающем, есть список оптимальных по результатам испытаний марок фольги. В лаки для последующего тиснения фольгой запрещено добавлять вспомогательные средства (смачиватель, пеногаситель и проч.).

УФ-лакирование в линию в машинах с двойной лакировальной секцией

Для достижения высокого глянца лучше, чтобы первая и вторая лакировальные секции были оснащены камер-ракельной системой. Оптимальны ячейки анилокса большого объёма — 20 смЁ/м?. Особенно высокий глянец достигается при анилоксах с углом наклона ячеек 45°. Во время перехода из первой секции во вторую праймер должен успеть максимально высохнуть, поэтому желательно оснащение машины промежуточной сушкой (инфракрасной или тёплым воздухом). Праймер и УФ-лак должны согласоваться друг с другом.

УФ-лаки на катионной основе

Среди лаков, закрепляющихся под действием УФ-излучения, катионные образуют особое семейство. Речь о лаках на основе кислотоотверждаемых эпоксидных систем. Фотоинициаторы для них — специальные соединения (четвертичные ониевые соли кислот Льюиса, например, триарилсульфониевые соли), которые под воздействием УФ-облучения распадаются с образованием активного катиона, инициирующего полимеризацию. В качестве связующего-плёнкообразователя выступают эпоксидные смолы — обычно низковязкие алифатические эпоксиды, полимеризующиеся по катионному механизму с раскрытием эпоксидного цикла.

Главные особенности катионных УФ-лаков — низкая чувствительность к кислороду и дальнейшая полимеризация даже в темноте. Начальный мощный импульс УФ-облучения необходим для высокого выхода инициирующих катионов. Скорость катионных композиций закрепления ниже, чем у радикальных, зато внутренние напряжения в отверждённом полимере успевают релаксировать за счёт конформационных перегруппировок макромолекулярных цепей. Поэтому катионные УФ-материалы имеют очень высокую адгезию, в т. ч. к проблемным субстратам.

Применение катионных композиций целесообразно, только когда требуется очень высокая адгезия к пластикам и металлам или при жёстких требованиях к термостойкости и химической устойчивости отлакированного оттиска. Ещё одно достоинство катионных систем — отсутствие проблем с раздражающим действием и запахом, которые присущи радикальным лакам.

Меры безопасности

Акрилаты, входящие в состав УФ-лаков, как правило, маркируются по классу опасности Xi — при контакте с УФ-лаками могут раздражаться дыхательные пути, глаза и кожа. При прямом контакте есть опасность проникновения опасных веществ под кожу. Факторы R маркируются в зависимости от раздражаемых органов:
R36 — глаза;
R37 — органы дыхания;
R38 — кожа;
R43 — дополнительное раздражение при контакте с кожей.

Акрилаты имеют разную маркировку, в зависимости от агрессивности.

Только выполняя все правила охраны труда и мероприятия по защите окружающей среды, можно работать с УФ-технологиями без всякого риска. Необходима хорошая вентиляция. При контакте лака с кожей немедленно смойте его водой с мылом и замените испачканную одежду. Следы лака на коже ни в коем случае не удаляйте органическими растворителями — нарушается естественная защита кожи, и молекулы акрилатов могут легко проникнуть под неё. Естественную защиту кожи усилит крем для рук, наносимый после каждого мытья. При попадании в глаза промойте их под струёй воды и обратитесь к окулисту. При раздражении органов дыхания выйдите на свежий воздух.

При недомогании или головокружении немедленно обратитесь к врачу!

Контроль и тестирование при УФ-лакировании в линию

1) Нанесение праймера на запечатываемый материал - проверка высыхания праймера.
2) Нанесение Уф-лака на запечатываемый материал - проверка закрепления УФ-лака: ацетоновый тест, проверка ногтем на стойкость к царапинам.
3) Нанесение праймера и УФ-лака на запечатываемый материал - проверка закрепления: ацетоновый тест, проверка ногтем на стойкость к царапинам.

Измерение глянца: в зависимости от запечатываемого материала он должен быть 75–90 единиц.

Пункты 1–3 выполняются без предварительного запечатывания красками, на чистый материал.

4) Печать красками: нанесение праймера - проверка смачиваемости и сушки.
5) Печать красками: нанесение праймера, нанесение УФ-лака - проверка смачиваемости: проверка на закрепление и стойкость к царапинам на чистых, незапечатанных участках (ацетоновый тест и проба ногтем).
6) Поверхность лака должна быть сухой, так как процесс закрепления идёт только под воздействием УФ-излучения.
7) Ацетоновый тест и проба ногтем на незапечатанных участках должны быть всегда положительны.
8) Стойкость к царапинам на запечатанных участках всегда проверяется после полного закрепления краски.
9) Производительность ламп нужно устанавливать так, чтобы всегда гарантировать оптимальное закрепление. Во вторую очередь надо учитывать температуру стапеля.
10) Первый стапель с залакированной продукцией нужно контролировать на отмарывание и склеивание. Они могут быть связаны со свойствами мелованного слоя на обратной стороне листа.
11) Во время производства температура стапеля должна контролироваться штыковым термометром, особенно в нижней части стапеля.

Читайте также: