Толщина слоя асфальтобетона в зависимости от размера щебня

Обновлено: 13.05.2024

Министерство строительства и развития территорий

Министерство регионального развития

Агентство по строительству и архитектуре при Правительстве

4 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 апреля 2010 г. N 62-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2011 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные смеси и асфальтобетон, применяемые для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий в соответствии с действующими строительными нормами. Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог, городских улиц и аэродромов приведена в приложениях А, Б и В.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11503-74 Битумы нефтяные. Метод определения условной вязкости

ГОСТ 11504-73 Битумы нефтяные. Метод определения количества испарившегося разжижителя из жидких битумов

ГОСТ 11505-75 Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 16557-2005* Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Технические условия

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52129-2003.

ГОСТ 18180-72 Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 23735-79 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на территории государства по соответствующему указателю стандартов и классификаторов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

3.2 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь.

4 Классификация

4.1 Асфальтобетонные смеси (далее - смеси) и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют на:

4.2 Смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на:

- горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120 °С;

- холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5 °С.

4.3 Смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на:

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2019 г.

Введение

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к изготовлению асфальтобетонных смесей и асфальтобетона, полимерасфальтобетонных смесей с применением полимерно-битумных вяжущих на основе блоксополимеров типа СБС и полимерасфальтобетона из этих смесей.

Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон применяют для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог, городских улиц и аэродромов приведена в приложениях А, Б и В.

Полимерасфальтобетонные смеси и полимерасфальтобетон применяют для устройства верхних и нижних слоев покрытий автомобильных дорог, аэродромов, мостов, городских улиц и площадей в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Область применения полимерасфальтобетонов при устройстве слоев покрытий автомобильных дорог, городских улиц и аэродромов приведена в приложениях И, К, Л.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 17.2.3.02-2014 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 400-80 Термометры стеклянные для испытаний нефтепродуктов. Технические условия

ГОСТ 4333-2014 Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле

ГОСТ 577-68 Индикаторы часового типа с ценой деления 0,01 мм. Технические условия

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 3399-76 Трубки медицинские резиновые. Технические условия

ГОСТ 6613-86 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9533-81 Кельмы, лопатки и отрезовки. Технические условия

ГОСТ 10197-70 Стойки и штативы для измерительных головок. Технические условия

ГОСТ 11022-95* Топливо твердое минеральное. Методы определения зольности

* В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 55661-2013.

ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11503-74 Битумы нефтяные. Метод определения условной вязкости

ГОСТ 11504-73 Битумы нефтяные. Метод определения количества испарившегося разжижителя из жидких битумов

ГОСТ 11505-75 Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 16557-2005 Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Технические условия**

ГОСТ 18180-72 Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 23735-2014 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 28840-90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования

ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

3.2 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь.

3.3 полимерно-битумное вяжущее; ПБВ: Вяжущее на основе вязких дорожных битумов, полученное введением полимеров - блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол, пластификаторов и поверхностно-активных веществ (ПАВ).

3.4 полимерасфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка), взятых в регламентированных настоящим стандартом соотношениях, с ПБВ и перемешанных в нагретом состоянии.

Технические рекомендации
по устройству и ремонту дорожных конструкций с применением асфальтобетона

Дата введения 2007-06-01

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ: Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли Дмитриевым А.Н.

Настоящие технические рекомендации представляют собой практическое руководство для дорожно-строительных организаций, выполняющих работы по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.

Технические рекомендации разработаны ГУП "НИИМосстрой" (д-р техн. наук А.В.Руденский, канд. техн.наук Л.В.Городецкий)

Рекомендации подготовлены с учетом отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации городских дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями.

Рекомендации согласованы с ОАО "Инждорстрой" и ОАО "АБЗ N 1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорожные конструкции с асфальтобетонными покрытиями являются основным типом конструкций проезжей части улиц и магистралей в г.Москве.

Повышение эффективности сооружения асфальтобетонных покрытий, обеспечение их высоких транспортно-эксплуатационных показателей, продление сроков их службы является важной технико-экономической задачей, поскольку состояние асфальтобетонных покрытий оказывает существенное влияние на эффективность работы автомобильного транспорта и на надежность функционирования городской дорожной сети.

Технология строительства асфальтобетонных покрытий включает следующие основные этапы: подготовка исходных материалов и приготовление асфальтобетонных смесей, доставка асфальтобетонных смесей к месту производства работ, укладка и уплотнение асфальтобетонной смеси, контроль качества материалов и готового асфальтобетонного покрытия. Технологические особенности процесса устройства асфальтобетонного покрытия определяются требованиями условий строительства и характеристиками используемого технологического оборудования.

Для устройства асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов наряду со стандартными смесями (т.е. отвечающими требованиям стандарта) применяются различные специальные составы асфальтобетонных смесей, использование которых может быть оправдано специальными требованиями или технико-экономическими соображениями. Специальные асфальтобетонные смеси обычно применяются в соответствии со специально разрабатываемыми техническими условиями, отражающими особенности применяемых смесей или их компонентов.

Так, например, широко известно применение литых асфальтобетонных смесей (литого асфальта), имеющих практически нулевую остаточную пористость и не требующих уплотнения после их укладки. Применение таких смесей получило распространение в ряде стран.

Другим типом асфальтобетонных смесей, широко применяемых в последнее время за рубежом, являются так называемые щебеночно-мастичные асфальтобетоны и асфальтобетоны с повышенным содержанием щебня более 65% (до 75-90%).

Имеется опыт использования различных нестандартных компонентов в составе асфальтобетонных смесей. В составе асфальтобетонов вместо традиционного нефтяного битума применяют альтернативные органические вяжущие, например, природный битум, различные битумные композиции, битумные эмульсии, сланцевые битумы и др. К числу широко известных битумных композиций относятся такие комплексные органические вяжущие, как нефтяные битумы с добавкой природного тринидадского асфальта, полимербитумные и битумокаучуковые композиции, резинобитумные вяжущие, композиции битума с серой и др.

Известен опыт применения в составе асфальтобетонных смесей вместо карбонатного минерального порошка различного рода порошкообразных отходов промышленности (отсевов дробления горных пород, зол уноса ТЭС, пыли уноса цементных заводов), а также разного рода волокнистых наполнителей.

В качестве щебня или гравия применяются нестандартные искусственные каменные материалы (керамзит, аглопорит и др.), малопрочный щебень, получаемый дроблением известняков, ракушечника или битумсодержащих пород, цементобетона, стеклянного боя и других материалов.

Выбор того или иного вида асфальтобетона для дорожного покрытия, его состава и компонентов определяется требованиями, зависящими от категории дороги, климатических и эксплуатационных условий, технико-экономических факторов (наличие ресурсов, сроки строительства, требования надежности и др.).

Толщина асфальтобетонного покрытия, укладываемого в один слой, составляет 3-6 см. Покрытия большей толщины обычно укладывают в 2-3 слоя асфальтобетонной смесью с раздельным уплотнением каждого из слоев. При этом толщина верхнего слоя принимается в пределах 3-5 см, а толщина каждого из нижних слоев асфальтобетонного покрытия составляет 4-8 см.

Наряду с традиционной технологией послойного устройства асфальтобетонного покрытия известна технология устройства однослойного покрытия с толщиной слоя - 9-20 см и более. Тонкослойные покрытия толщиной 1,5-2,5 см устраивают обычно из асфальтобетонных смесей специального состава для обеспечения шероховатости поверхности.

Разнообразие видов асфальтобетонов и битумоминеральных (асфальтовых) смесей, а также материалов, используемых для устройства дорожных оснований, обуславливает значительное разнообразие конструкций дорожных одежд.

Для повышения долговечности асфальтовых дорог устраивают асфальтобетонные основания, т.к. конструктивные слои, выполненные из обработанных органическими вяжущими минеральных материалов, обладают большей стабильностью по сравнению со слоями из материалов, вяжущими не связанных.

Настоящие "Технические рекомендации" предназначены для использования дорожно-строительными организациями при проведении работ по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Производство работ по устройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями городских улиц и магистралей осуществляется в соответствии с нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации. При проведении работ следует руководствоваться СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".

1.2 Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями включают указания по выполнению комплекса подготовительных работ, по обеспечению производственной, санитарной и противопожарной безопасности, требований охраны окружающей среды, рациональному выбору состава асфальтобетона с учетом категории дороги и условий эксплуатации, технологии производства асфальтобетонных смесей, их укладки и уплотнения, контролю качества работ и приемки готового покрытия.

1.4* Конструкция дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием и толщины конструктивных слоев определяются проектом в зависимости от категории улиц и дорог. Разработка проекта осуществляется с учетом альбома типовых конструкций для г.Москвы, действующих СНиП и ТР.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

1.5 Дорожная конструкция формируется последовательной укладкой на уплотненное и подготовленное земляное полотно песчаного дренирующего слоя, на который укладываются слои дорожного основания и покрытия.

1.6 Асфальтобетонное покрытие представляет собой верхнюю часть дорожной конструкции, состоящую из одного или нескольких слоев, уложенных на подготовленное дорожное основание, в т.ч. асфальтобетонное. Асфальтобетонные покрытия в зависимости от применяемых асфальтобетонных смесей относятся к капитальным или облегченным типам дорожных конструкций.

1.7 Основные типы дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями следующие:

- вариант 1 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на слой щебеночного (или гравийного) основания, или непосредственно на подготовленное земляное полотно;

- вариант 2 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание, нижний слой которого устраивается из необработанного вяжущим щебня или гравия, а верхний слой - из обработанного органическим вяжущим щебня или гравия;

- вариант 3 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание из укрепленных неорганическими вяжущими щебеночных материалов или на бетонное основание.

2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1 Подготовительные работы включают:

- ознакомление с требованиями задания на строительство (реконструкцию) участка дороги и условиями контракта (договора) на устройство асфальтобетонного покрытия;

- ознакомление с требованиями проекта строительства участка дороги и указаниями по организации производства работ;

- составление проекта производства работ в соответствии с нормативными документами (СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", ГОСТ 21.101-97 "Система проектной документации для строительства") с последующим утверждением.

2.2 Ознакомление с требованиями проекта строительства включает определение категории дороги, ширины и толщины слоев асфальтобетонного покрытия, наличия разделительных полос, мест стоянок транспорта и площадок отдыха, величины продольных уклонов, указаний по выбору типа асфальтобетона.

2.3 Составление проекта производства работ включает определение источников получения сырьевых дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, объемов потребности пунктов размещения асфальтобетонных заводов, дальности транспортирования материалов и готовой асфальтобетонной смеси, наличия и потребности в дорожно-строительных машинах и оборудовании, автотранспорте. На основании полученных данных составляется календарный график и технологические схемы производства работ, определяются необходимые мероприятия по обеспечению безопасности работ.

2.4 Устройство дорожного основания

2.4.1 Дорожное основание представляет собой часть дорожной одежды, непосредственно воспринимающее вертикальные нагрузки и передающее их на грунт земляного полотна. Дорожное основание состоит, как правило, из двух слоев: нижний слой - подстилающий, верхний слой - технологический. Назначение подстилающего слоя - отвод свободной воды, поступающей в основание в расчетный период, и временное размещение ее в порах дренирующего слоя до начала работы водоотводных устройств. Технологический слой, устраиваемый по подстилающему слою, обеспечивает движение и маневрирование асфальтоукладчика и транспорта, подвозящего дорожно-строительные материалы.

2.4.2 До начала работ по устройству подстилающего слоя должны быть выполнены все работы, предусмотренные проектом: прокладка подземных коммуникаций, устройство дренажа с засыпками и устройство закрытой водосточной сети, вынос, усиление и ремонт существующих подземных коммуникаций, засыпка песчаным грунтом, уплотнение траншей и котлованов, планировка и уплотнение корыта земляного полотна.

2.4.3 Для устройства подстилающего слоя используются пески, отвечающие требованиям ГОСТ 8736-93*, с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут. При "чистых" песчаных грунтах земляного полотна с коэффициентом фильтрации более 3 м/сут подстилающий слой не устраивается.

2.4.4 Подстилающий слой следует уплотнять при влажности песка, близкой к оптимальной , но не более 1,3 . Коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.

2.4.5 Для устройства технологического слоя применяются: фракционированный щебень, щебеночные, гравийно-песчаные материалы, обработанные и не обработанные органическими вяжущими. В конструкциях с использованием бетонных смесей для устройства технологического слоя применяются песчано-цементные смеси. Рекомендуемый гранулометрический состав щебеночной и гравийно-песчаной смеси приведен в таблице 1. Толщина технологического слоя принимается в пределах от 0,12 до 0,18 м.

Рекомендуемый зерновой (гранулометрический) состав минеральной части смесей
для устройства технологического слоя основания

Минимальная толщина асфальта

Толщина асфальта — тот самый критерий, от которого зависит надежность будущего покрытия. Большинство отечественных дорог находится в неблагоприятных условиях: повышенная влажность, большая глубина промерзания. Поэтому соблюдение технологии и правильный выбор толщины укладки асфальта имеют ключевое значение. Предлагаем разобраться, какие параметры считаются минимальными и когда целесообразно их увеличить.

Строение асфальтового покрытия

Дорога состоит из двух частей: самого асфальта и основания. Верхняя часть испытывает повышенные нагрузки, поэтому ее необходимо укладывать четко по инструкции. Однако не меньшее значение имеет подложка. Если она собрана качественно, срок службы шоссе увеличивается.

Факторы, которые влияют на толщину асфальта

Чтобы понять, какая должна быть толщина асфальта, нужно определить специфику дороги и интенсивность движения. Нагрузка определяет параметры укладки и вид смеси, который вам подойдет:

  • На проезжей части
    Укладываются материалы первого класса, способные выдержать максимально высокие нагрузки. Технология предполагает, что в состав входит минеральный наполнитель диаметром до 4 см. Такое покрытие рассчитано на обустройство автобанов, по которым ежедневно передвигаются большегрузы.
  • На тротуарах
    Используется покрытие второго класса, самые крупные включения в которых составляют 25 мм. Площади, тротуары, пешеходные дороги — все поверхности со средними нагрузками покрываются такими составами.
  • На парковках
    Толщина асфальта для парковки, которая редко используется массивным транспортом, будет минимальной. В приоритете — пластичные смеси третьего класса на основе минеральных частиц до 15 мм величиной. Помогают добиться максимального прилегания состава. Применяются при создании дорожек и площадок на частных территориях, спортплощадках, в школах, больницах, университетах.

Взаимосвязь нагрузки на полотно и толщины асфальта, нормы

Чем выше транспортные нагрузки, тем толще должно быть дорожное полотно, чтобы их выдержать:

  • Нагрузка на пешеходные дорожки, тротуары, тропинки, а также площадки, по которым не перемещается транспорт, оказывается небольшая. Достаточно будет минимальной толщины асфальта — одного трехсантиметрового слоя. ( 4 см. лучше указать)
  • Подъездные пути к дому, местам стоянок, а также пригаражные территории — от 6 см.
  • Дороги второстепенного значения, по которым ездит легковой транспорт, делаются трехслойными — до 12 см.
  • Дороги, по которым регулярно проходят большегрузы, — 18 см.
  • Крупные магистрали и автобаны, по которым движется большое количество большегрузов, требуют повышенной прочности покрытий, а значит, и большей толщины асфальта на проезжей части. Дорога может иметь четырех- или пятислойное строение. Но обычно толщина не превышает 30 см.

Толщина покрытия и расход материалов будут разными в зависимости от ситуации.

Для справки! Если вы намерены укладывать дорогу в несколько слоев, для ее укрепления используйте битум или битумную эмульсию. Расход материала — 0,5–0,8 л/кв. м. Благодаря ему серьезно возрастает адгезия. А для укрепления автобанов рекомендуется использовать геосетку, которая распределит нагрузку равномерно по поверхности дороги.

Функции основания

Основание обеспечивает прочность будущего покрытия, а вместе с ним отведение дождевых и грунтовых вод.

Основание создается из щебня, бетона и кирпичного боя. Чем хуже материал, тем толще нужен асфальт. Поскольку кирпичный бой или щебень не такие твердые, как бетон, придется использовать больше материала.

Один слой

Подходящая толщина асфальта для тротуара, пешеходных дорожек, стоянок у магазинов, которые используются только легковых транспортом. Может применяться при создании шоссе, в основании которых лежит бетон. Если дорога относится к второстепенным, единичного слоя достаточно.

Два слоя

Необходимое решение, если в основе лежит кирпичный бой или щебенка. Подходит для автодорог, по которым ездят легковые автомобили, а также для площадок возле крупных зданий.

Если материал кладется на бетон, такая толщина асфальта по нормативу подойдет для дорог, по которым перемещаются среднетоннажные грузовики и автобусы.

Три слоя

Трехслойное строение — оптимальный вариант для междугородних трасс. Такие покрытия достаточно крепкие, чтобы выдержать большой поток легковых автомобилей и небольших грузовиков. Однако для большегрузного транспорта этого будет недостаточно.

Трехслойная укладка актуальна, когда в основании лежит все та же щебенка и кирпичный бой. Базовый слой обязан быть довольно большим — не менее 30 см. Тогда покрытие получится крепким, прочным, износостойким.

Четыре слоя

Четырехслойное покрытие обычно кладется на бетон, а также щебенку. В обоих случаях основание получается достаточно выносливым. По нормам такая толщина укладки асфальта подходит для трасс, по которым постоянно движется поток разноформатных машин, в том числе тяжелых грузовиков.

Ситуации, в которых нужно сменить покрытие

Верхняя часть трассы регулярно изнашивается, поэтому периодически нуждается в ремонте и замене. Это происходит, когда на поверхности дорожного покрытия появляются неровности, ямы, истирания. Верхняя часть дорожного полотна может трескаться. Иногда грунтовые воды вымывают часть дорожной подушки, и дорога проседает.

Проблему можно решить несколькими способами: закатать поверхность новым асфальтобетоном или провести ямочный ремонт, который поможет временно устранить появившиеся проблемы.

В завершение

Дорожное покрытие имеет два слоя: основание и асфальт. Каждая прослойка имеет важное значение и выполняет свои задачи.

Тип дороги и интенсивность нагрузок определяют, какой будет минимальная толщина асфальта на проезжей части по нормам. Если перед нами тротуар или детская площадка, допускается минимальный слой материала — 4 см. Если по трассе будет ездить множество большегрузов, то целесообразно укладывать до 30 см покрытия.

Если в основание кладется кирпичный бой или мелкофракционная щебенка, асфальта придется класть больше. В случае с основой из бетона можно обойтись минимальными значениями.

Обращайтесь в компанию «Альфа-Асфальтирование», чтобы узнать о параметрах асфальта и ГОСТах подробнее. Мы специализируемся на теме асфальтирования, поэтому предлагаем своим клиентам:


Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные смеси, применяемые для устройства покрытий и оснований авто­мобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий, а также на асфальтобетон (уплот­ненную асфальтобетонную смесь).

Асфальтобетонную смесь приготовляют смешением в смеси­тельных установках в нагретом состоянии щебня (гравия), при­родного или дробленого песка, минерального порошка и нефтя­ного дорожного битума, взятых в соотношениях, определяемых требованиям и настоящего стандарта.

Область прим енения асфальтобетонных смесей приведена в р еком ен дуемых пр иложен иях 2—4.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Асфальтобетонны е смеси (далее — смеси) подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные.

1.2. Смеси в завис имост и от вязкости битума и условий при­менен ия подразделяют на виды:

горячие — приготовляемые с использованием вязких битумов и применяемые непосредственно после приготовления с темпера­турой не ниже 120 ° С;

теплые — приготовляемы е с использованием как вязких, так и жидк их битумов и применяемые непосредственно после приго­товл ен ия с т емп ературо й не ниже 70 ° С ;

холодные — приготовляемые с использованием жидких биту­мов, допуска емые к длительному хранению и применяем ые с температурой не ниж е 5 ° С.

1.3. Горячи е и теплые смеси в зависимости от наибольшего размера зер ен минераль ных материалов подразделяют на:

крупнозернисты е — с зер нами размером до 40 мм;

мелкозернистые » » » » 20 мм;

песчаные » » » » 5 мм.

Холодные смеси подраздел яют на мелкозернистые и песчаные.

1.4. Асфальтобетоны из горяч их и теплых смесей в зав исимо­сти от значения остаточ ной пор истости подразделяют на:

плотные с остаточной пористостью от 2 до 7% включ.;

пористы е с остаточ ной пористостью с в. 7 до 12% включ .:

высокопористые с остаточной пористостью св. 12 до 18% включ.

1.5. Щебеночные и гравийные смеси в зависимости от содер­жания в них щебня или гравия, и песчаные смеси, в зав ис имости от вида песка подразделяют на типы, указанные в табл. 1.

Горячие и теплые для плотного асфальто-бетона

Количество щебня (гравия),

Св. 50 до 65 включ. щебня

Св. 35 до 50 включ. щебня или гравия

Св. 20 до 35 включ. щебня или гравия

Дробленный или отсевы дробления

1.6. Горяч ие и теплые смеси типа А в зависимости от качест­венных показат ел ей подразделяют на две марки: I и II, типов Б, В и Г — на тр и марк и: I, II и III, типа Д — на две марки: II и III.

Х оло дные смес и т ипов Бх и Вх подразделяют на две марк и: I II, типа Гх могут быть только I марки, типа Дх — только II марк и.

Горяч ие и теплы е смес и для пор истых и высокопористых асфальтобетонов подразделяют на две марки: I и II.

Нормы для асфальтобетонов из смесей марок

для дорожно-климатических зон

1. Предел прочности при сжатии, Мпа (кгс/см 2 ), при температурах:

а) 20 ° С, не менее, для асфальтобетонов всех типов

б) 50 ° С, не менее, для асфальтобетонов типов:

в) 0 ° С, не более, для асфальтобетонов всех типов

2. Коэффициент водостойкости, не менее

3. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее

4. Набухание, % по объему, не более

Примечание. В числителе даны требования к асфальтобетону из горячих смесей, в знаменателе ¾ из теплых смесей.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Смеси должны изготовлять в соответствии с требования­ми настоящего стандарта по т ехнолог ическому регламенту, ут­вержденному в установленном порядке.

2.2. Показател и физико-механических свойств плотных асфальтобетонов из горячих и теплых смесей, в зависимост и от ма­рок смесей и дорожно-климатической зоны, должны соответст­вовать указанным в табл. 2.

2.3. Пористость минерального остова плотных асфальтобето­нов из смесей типов А и Б должна быть 15—19% по объему, ти­пов В, Г и Д — 18—22% по объему.

2.4. Остаточная пористость и водонасыщение плотных асфальтобетонов, в зависимости от дорожно-климатической зоны, должны соответствовать указанным в табл. 3.

для дорожно-климатических зон

Водонасыщение, % по объему, для асфальтобетонов типов:

Остаточная пористость, % по объему

2.5. Показатели физико-механических свойств пористых и высокопористых асфальтобетонов из мелкозернистых и песчаных теплых и горячих смесей в зависимости от марок смесей должны соответствовать указанным в табл. 4.

Нормы для асфальтобетонов

из смесей марок

1. Предел прочности при сжатии, не менее, Мпа (кгс/см 2 ), при температурах:

2. Коэффициент водостойкости, не менее

3. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее

2.6. Пористость минерального остова пористых асфальтобето­нов не должна быть более 23% по объему, щебеночных (грави й­ных) высокопористых — более 24%, песчаных высокопористых — более 28% по объему.

2.7. Водонасыщение пористых асфальтобетонов не должно быть более 12% по объему, высокопористых — более 18%.

2.8. Набухание пористых и высокопористых асфальтобетонов из смесей I марки не должно быть более 1,0% по объему, из сме­сей II марки — более 2,0% по объему.

2.9. Показатели физико-механических свойств асфальтобето­нов из холодных смесей в зависимости от марок смесей должны соответствовать указанным в табл. 5.

Нормы для асфальтобетонов

из смесей марок

1. Предел прочности при сжатии при температуре 20 ° С, Мпа (кгс/см 2 ), не менее:

а) до прогрева для асфальтобетонов типов:

б) после прогрева для асфальтобетонов типов:

2. Коэффициент водостойкости, не менее:

б) после прогрева

3. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее:

б) после прогрева

4. Набухание, % по объему, не более

2.10. Пористость минерального остова асфальтобетонов из хо­лодных смесей типа Бх не должна быть более 18% по объему, ти­па Вх — более 20%, типов Гх и Дх — более 21% по объему.

2.11. Остаточная пористость асфальтобетонов из холодных сме­сей должна быть 6—10% по объему.

2.12. Водонасыщение асфальтоб етонов из холодных смесей должно быть 5—9% по объему.

2.13. Слеживаемость холодных смесей не должна быть более 10 по числу ударов.

2.14. Смеси должны выдерживать испытан ие на сцепление б и­тума с минеральной частью смесей. При отсутствии сцеплен ия следует применять поверхностно-активные вещества (ПАВ).

2.15. Зерновые составы минеральной части горячих и теплых смес ей должны соответствовать требованиям, установле нным в табл. 6 и табл. 7, холодных смесей — табл. 8.

Зерновые составы минеральной части горячих и теплых смесей

для плотных асфальтобетонов, применяемых в верхних слоях покрытий

Наименование и тип

Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм

Непрерывные зерновые составы

Прерывистые зерновые составы

Наименование и тип

Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм

Непрерывные зерновые составы

Плотные крупнозернистые типов:

Прерывистые зерновые составы

Плотные крупнозернистые типов:

Непрерывные зерновые составы

Пористые и высокопористые крупно- и мелкозернистые

Прерывистые зерновые составы

Пористые и высокопористые крупно- и мелкозернистые

Зерновые составы холодных смесей, применяемых в верхних слоях покрытий

Наименование и тип

Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм

Рекомендуемое содержание битума в смесях пр ив едено в приложении 1.

2.16. В составы горячих и теплых смесей для плотных асфальтобетонов и холодных смес ей марок I и II, содержащих отсе вы продуктов дроблен ия изверженных горных пород, следу ет вклю­чать минеральны е порошк и, отвечающи е п. 3.5 настоящего стан­дарта, в таком кол ичестве, чтобы содержание з ер ен эт их порош­ков мельче 0,071 мм составляло не менее 50% по масс е этой фракции.

2.17. В составы горячих и теплых смесей для плотных асфальтобетонов марки II и холодных смесей марки II, содержащих продукты дробления гравия и применяемых в IV и V дорожно-климатических зонах, допускается не включать минеральный поро­шок при условии, если в зернах мельче 0,071 мм содержание кар­бонатов кальция и магния (СаСО3 + М g СО3) составляет не менее 40% по массе.

2.18. В составы смесей для плотных асфальтобетонов марки III и для пористых и высокопористых асфальтобетонов марок I и II, содержащих отсевы продуктов дробления, допускается не включать минеральные порошки.

2.19. В составы горячих и теплых смесей типа Г для улучше­ния удобоукладываемости допускается вводить природный песок в количестве не более 30% по массе.

2.20. В составы холодных смесей марок I и II, содержащих продукты дробления карбонатных горных пород, допускается не включать минеральные порошки.

2.21. Допускаемая погрешность дозирования компонентов при приготовлении смеси не должна превышать для щебня (гравия) и песка ±3%, для минерального порошка и битума ±1,5% мас­сы соответствующего компонента.

2.22. Температура смесей при выпуске из смесителя и уклад­ке в конструктивный слой должна соответствовать указанной в табл. 9.

Температура смесей, ° С

в асфальтоукладчике при укладке в конструктивный слой, не ниже

2.2 3 . При п рим ене нии активиро ва нных мин ераль ны х поро шков или ПАВ температура г ор яч их смесе й с б итумам и м арок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90 и БН 90/130 долж­ на быть на 20 ° С н иже; с битумам и марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 130/200 и БН 200/300 —на 10 ° С н иже по сра внен ию с указанной в табл. 9.

2.24. Т ем пература горяч их смесей можэет быть на 10 ° С выше указанной в табл. 9, есл и их укладка осу ществляется при темпе­ратуре окружающего воздуха ниже 5 ° С.

3. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

3.1. Би тум

3.1.1. Для пр иготовлен ия горячих смесей сле дует пр име нять вязк ие нефтяные дорожные б итумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130 по ГОСТ 22245—76, а для т еп­лых смесей — вязк ие битумы марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 1 30/200, БН 200/300 по ГОСТ 22245—76, а также ж идкие б и­тумы марок СГ 1 30/200, МГ 130/200 и МГО 130/200 по ГОСТ 11955—82.

Для пр иготовлен ия холодных смесей следует применять ж ид­к ие н ефтяные дорожные битумы марок СГ 70/130, МГ 70/130 и МГО 70/130 по ГОСТ 11955—82.

Для холодных смесей марки I следует применять жидк ие б и­тумы класса СГ. Допускается также пр именение б итумов классов МГ и МГО при услов ии использования активированных м инеральных порошков или предварительной обработки м инераль ных ма­тер иалов смесью б итума с поверхностно-акт ивным и в еществам и.

Для холодных смес ей марки II следу ет применять ж идкие б и­тумы классов СГ, МГ и МГО.

3.1.2. Марку б итума выбирают в зав исимости от вида смеси, климатических услови й и категор ии дороги и аэродрома в соот­ ветствии с рекоменду емыми прилож ен иями 2—4.

3.2. Щебень и грав ий

3.2.1. Для приготовл ения смесей сл еду ет пр име нять щеб ень из естестве нного кам ня, получаемый дроблением горных город по ГОСТ 8267—82, а также щ ебень из грав ия по ГОСТ 10260— 82, щебень из металлург ическ их шлаков по ГОСТ 3344—83, гравий по ГОСТ 8268—82.

Не до пускается пр им енять щебень из гл инистых (мергелистых) известняков, глинистых песчан иков и глинистых сланцев.

3.2.2. Д ля пр иготовлен ия смесей следует пр именять щебень или грав ий следующих фрак ций: от 5 до 10; св. 10 до 20; св. 20 до 40 мм. Доп ускается пр име нять щеб ень и гравий в виде смес и смежных фрак ций.

3.2.3. Нал ич ие зер ен пласт инчато й (лещадной) формы в щебне не должно превышать для смесей т ипа А — 15% по массе, Б, Бх — 25 %, В, Вх — 35 %.

3.2.4. Мар ка по прочности и другие показат ел и с войств щебня и грав и я, в зависимости от марки, типа и вида смесей, должн ы соответствовать указанным в табл. 10.

3.3. П есок

3.3.1. Для пр иго товл ен ия см есей следует пр именять природные и дробленые песк и, отв ечающ ие требован иям ГОСТ 8736— 85.

3.3.2. До пускается пр именять отсевы продуктов дроблен ия гор­ных пород и грав ия, соответствующи е требован иям нормативно-те хнической документац ии, утвержденной в установленном по­рядке.

3.3.3. Показат ел и свойств дробленых песков и отсевов продуктов дроблен ия горных пород и гравия в за висимост и от марк и, типа и вида смесей должны соответствовать указанным в табл. 11 .

3.4. Песчано-гравийная смесь

3.4.1. Для приготовле ния смесей следует применять песчано-грав ийные смеси, отвечающ ие требованиям ГОСТ 23735—79.

3.4.2. Грав ий, входящий в состав песчано-гравийной см еси, долже н отвечать тр ебованиям табл. 10.

3.5. М инерал ь ный порошок

3.5.1. Для приготовления смес ей сл еду ет пр им енять активированные и неактивированные минераль ные порошк и, отв ечающ ие требованиям ГОСТ 16557 —78.

Читайте также: