Ткп укладка тротуарной плитки

Обновлено: 05.05.2024

Технологическая карта рекомендована к внедрению в строительном производстве.

1. Область применения

1.1. Технологическая карта составлена на производство работ по устройству сборных покрытий тротуаров .

1.2. Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.3. При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.
2. Технология строительного процесса

2.2. Конструктивная схема по устройству тротуаров со сборным покрытием состоит из следующих элементов:

песчаного подстилающего слоя;

основания: из песка; цементно-песчаной смеси; бетона; щебня;

покрытия из сборных плит.

Варианты конструктивных схем приведены на листе 1.

2.3. Устройство покрытий тротуаров, площадок и дорожек осуществляют из сборных тротуарных плиток прямоугольной и фигурных форм, изготовляемых заводами Главмоспромстройматериалов. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров приведена на листе 2.

2.4. До начала работ по устройству тротуара должны быть выполнены следующие работы:

геодезические разбивочные работы;

подготовка земляного полотна;

доставка в зону работ механизмов, материалов, приспособлений и инструмента.

2.5. Работы производятся в следующей технологической последовательности:

выполняется земляной ящик под бортовой камень;

устанавливается бортовой камень (если предусмотрено проектом);

устраивается подстилающий слой;

укладываются плиты покрытия;

заполняются швы между плит.

Схемы организации работ приведены на листах 3, 4.

Тротуары могут быть как с бортовым камнем, так и без него.

Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.

2.6. Основание под тротуарные покрытия из сборных плит выполняют из песка; песка, стабилизированного цементом; щебня; цементобетона и др.

2.7. Устройство земляного ящика под бортовой камень необходимо выполнять экскаватором «Беларусь» или автогрейдером, оборудованным откосником.

2.8. Бортовой камень устанавливается вручную с использованием специальных захватов и обетонированием его с обратной стороны тротуара вручную.

2.9. Подстилающий слой из песка выполняется следующим образом:

при тротуаре с бортовыми камнями песок подается на место укладки автокранами в бункерах или специальным автопогрузчиком, оборудованным ковшом, разравнивается и уплотняется. Для уплотнения используются малогабаритные уплотняющие машины или электротрамбовки;

при тротуаре без бортового камня песок подвозится непосредственно на место работ автосамосвалом или автопогрузчиком, разравнивается экскаватором «Беларусь». Для уплотнения используются также уплотняющие машины или электротрамбовки.

2.10. Устройство основания тротуара с бортовыми камнями необходимо выполнять с использованием автокрана и бункеров для приема и подачи материалов, автобетононасосов, виброрейки; если же тротуар без сортового камня, материалы подвозятся и разгружаются непосредственно на рабочем месте.

2.11. Покрытие из плит размером сторон до 60 см можно укладывать специальным вакуумом-захватом конструкции треста Гордорсгрой-1 Главмосинжстроя или вручную (лист 5).

2.12. Фигурные элементы мощения укладываются в покрытия вручную.

2.13. Укладку плит следует осуществлять в соответствии с ВСН 26-76 поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

2.14. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

2.15. Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5 ¸ 8 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3 : 1.

2.16. При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

Приспособления для контроля ширины швов приведены на листе 5.

2.17. Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

2.18. При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее до наступления устойчивых заморозков подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие.

2.19. Работы, выполняемые в зимнее время. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его раствором хлористого кальция CaCl2 из расчета один литр на квадратный метр. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем, а также нагретым до температуры 180 - 200 °С горячим песком, который укладывают слоем толщиной 5 - 7 см, с последующим его удалением и использованием для других целей.

По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают выравнивающий слой, подогретый до 35 °С, из цементно-песчаной смеси толщиной до 20 мм.

Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 °С не разрешается.

Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их подогретой до 35 °С цементно-песчаной смесью.

2.20. При укладке тротуарных плит обламывание их кромок не допускается.

2.21. При поступлении плит с заводов они должны тщательно осматриваться, поврежденные отбраковываться.

2.22. Передвижение механизмов по уложенным тротуарным плитам не допускается, если это не оговорено проектом.

2.23. Допускаемые отклонения от проектных приведены в приложении 1.

2.24. Работы по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняются составом звена, приведенном в графике производства работ (приложение 2).

2.25. Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 3.

2.26. Операционный контроль качества работ по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН 47-74 и др. Схема операционного контроля приведена в приложении 4.

2.27. При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80, системе стандартов безопасности труда, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

ТКП 45-3.02-7-2005* (02250) Благоустройство территорий. Дорожные одежды с покрытием из плит тротуарных. Правила устройства (с изменениями №1-2)

Утвержден и введен в действие Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 июня 2005 г. № 150.
Разработан Техническим комитетом по техническому нормированию и стандартизации в строительстве «Производство работ» (ТКС 11) при научно-проектно-производственном республиканском унитарном предприятии «Стройтехнорм» (РУП «Стройтехнорм»).
Введен впервые.
Переиздание (май 2014 г.) с Изменением № 1 (введено в действие с 01.07.2009 приказом Минстройархитектуры от 22.04.2009 № 131), Изменением № 2 (введено в действие с 01.12.2013 приказом Минстройархитектуры от 11.11.2013 № 417).
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Технические требования к производству работ
5 Подготовительные работы
5.1 Общие положения
5.2 Инженерно-изыскательская, проектная и технологическая документация
5.3 Инженерная подготовка
5.4 Геодезическая разбивка
5.5 Очистка территории, охрана окружающей среды
5.6 Устройство поверхностного водоотвода
6 Сооружение земляного полотна
7 Устройство слоев оснований
7.1 Общие положения
7.2 Устройство дополнительных слоев оснований
7.3 Устройство оснований из щебеночно-гравийно-песчаных смесей, гравийно-песчаных смесей, асфальтогранулята и песка
(Измененная редакция, Изм. № 1)
7.4 Устройство оснований из щебеночно-песчаных, гравийно-песчаных, щебеночно-гравийно-песчаных смесей и песчаных грунтов,
укрепленных неорганическими вяжущими
7.5 Особенности применения сухих щебеночно-песчаных, гравийно-песчаных, щебеночно-гравийно-песчаных смесей и песчаных грунтов, укрепленных цементом
7.6 Устройство оснований из фракционированного щебня, обработанного в верхней части песком, укрепленным цементом, методом перемешивания или методом пропитки-вдавливания
7.7 Устройство монолитных бетонных оснований
8 Установка бортового камня и устройство сборного покрытия из плит тротуарных
8.1 Установка бортового камня
8.2 Устройство сборного покрытия из плит тротуарных
9 Устройство узлов примыканий и сопряжений сборного покрытия из плит тротуарных
9.1 Устройство обрамления люков колодцев инженерных коммуникаций
9.2 Примыкание пешеходной зоны к фундаментам зданий
9.3 Устройство примыканий декоративных камней к сборному покрытию из плит тротуарных
10 Правила технического содержания дорожных одежд
Приложение А (обязательное) Пробное уплотнение грунта
Библиография

Настоящий технический кодекс распространяется на проектирование дорожных одежд пешеходных путей и зон со сборным покрытием из тротуарных плит и устанавливает основные требования по проектированию и расчету земляного полотна и дорожных одежд, требования к материалам, к конструкциям узлов сопряжений и примыканий с выступающими элементами благоустройства.

Конструирование дорожной одежды и земляного полотна

Дорожную одежду пешеходных зон с покрытием из тротуарных плит следует проектировать совместно с земляным полотном как единое целое, так как прочность и долговечность дорожной одежды в значительной степени зависит от состояния грунтов земляного полотна. При проектировании конструкций дорожной одежды и земляного полотна следует учитывать местные природные и грунтово-гидрологические условия, предусматривать широкое применение местных материалов и максимально использовать опыт эксплуатации пешеходных зон со сборным покрытием в районе строительства.

При проектировании земляного полотна необходимо вывести зону промерзания из зоны капиллярного увлажнения за счет возвышения низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых вод. В зависимости от вида грунтов земляного полотна возвышение низа дорожной одежды следует принимать в соответствии с СНБ 3.03.02. Расчетный уровень грунтовых вод по данным разовых измерений его величины в период изыскания следует определять на основе статистического метода в соответствии с Пособием П 3.03.01 к СНиП 2.05.02. Коэффициент уплотнения грунта земляного полотна должен быть не менее 0,98. При использовании в верхней части земляного полотна сильнопучинистых и чрезмернопучинистых грунтов необходимо устройство морозозащитного слоя из стабильных грунтов и материалов. Толщину морозозащитного слоя следует принимать в соответствии с Пособием 3.03.01 к СНиП 2.05.02. Для предотвращения переувлажнения земляного полотна, а также для осушения дорожной конструкции следует назначать дренирующий слой из материалов с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сут. Дренирующий слой проектируется в зависимости от места расположения пешеходной зоны на профиле улицы, то есть условий ее увлажнения, грунтов земляного полотна и коэффициента фильтрации материала. Минимальные толщины дренирующего слоя в зависимости от размещения пешеходных зон, коэффициента фильтрации материала дренирующего слоя и вида грунта земляного полотна приведены в таблице 4.1 кодекса и составляют 20-40 см. Для отвода воды из дренирующего слоя следует предусматривать мероприятия в соответствии с требованиями СНБ 3.03.02. В качестве материалов дренирующего слоя применяют песок по ГОСТ 8736, песчано-гравийную смесь по ГОСТ 23735, а также щебеночно-песчано-гравийные смеси по ГОСТ 25607. Если по гидрогеологическим условиям или технико-экономическим показателям целесообразно снизить требования по возвышению поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, то следует предусмотреть специальные мероприятия по снижению уровня грунтовых вод или защите верхней части земляного полотна от избыточного увлажнения, как-то: использование непучинистых и слабопучинистых грунтов для сооружения верхней части земляного полотна, находящегося в зоне промерзания, устройство дренажей, устройство капилляропрерывающих или изолирующих прослоек.

Конструкции дорожных одежд следует проектировать в соответствии с требованиями СНБ 3.03.02, установленными для дорожных одежд облегченного типа. Прочность дорожных одежд пешеходных зон шириной 2,25 м и более должна обеспечивать восприятие нагрузки от проезда тяжелой уборочной и поливочной техники. Типовые конструкции дорожных одежд пешеходных зон, принимаемые в зависимости от материала основания с дополнительным дренирующим слоем из песка, приведены в альбоме серии Б3.020.1-2.99, выпуск 0 «Плиты тротуарные. Материалы для проектирования и указания по применению изделий». Тротуарные плиты для мощения пешеходных зон должны соответствовать требованиям СТБ 1071. Расчет тротуарных плит и всей конструкции дорожной одежды на прочность приведены в разделе 5 обсуждаемого кодекса. Основание под сборным покрытием должно обеспечивать прочность и устойчивость от действия расчетных нагрузок. Коэффициент уплотнения каждого слоя основания должен быть не менее 0,98. В качестве материалов основания следует применять природные песчано-гравийные смеси, обогащенные до оптимального состава по ГОСТ 25607, с наибольшим размером зерен (Д) 40; готовые смеси оптимального состава в соответствии с требованиями ГОСТ 25607 №С1, №С2, №С6, №С7, №С8; готовые щебеночно-песчаные смеси из шлаков по ГОСТ 3344 марок С3 и С4; щебень фракций 5 (3) — 10 мм; свыше 10 — до 20 мм; свыше 20 — до 40 мм, обработанный пескоцементной смесью (ПГ, ПК, ПС) марки М20 по СТБ1521; песок, обработанный цементом (ПГ, ПК, ПС) в соответствии с требованиями СТБ 1521; бетон класса В15 по ГОСТ 26633; пески крупные, гравелистые и среднезернистые по ГОСТ 8736. Морозостойкость материала цементобетонного основания должна быть не ниже F75, морозостойкость других видов материалов для основания — не ниже F50. Между покрытием и основанием следует предусматривать не уплотняемый до укладки плит выравнивающий слой толщиной 2-4 см из песка естественной влажности, песка, обработанного цементом по ГОСТ 23558 (марки М10), или цементно-песчаной смеси, приготовленной на песке естественной влажности, который обеспечивает выравнивание слоя основания и осадку плит после уплотнения их виброуплотняющей площадкой. Выравнивающий слой в качестве конструктивного слоя не рассматривается и в расчетах не учитывается. Материал основания устанавливается проектом в зависимости от действующей на покрытие транспортной нагрузки. Минимальная толщина основания из различных материалов указана в таблице 1.

В ТКП приведены варианты конструкций дорожных одежд с конструктивными слоями из различных материалов, а также варианты деталей сопряжений сборных покрытий пешеходных зон с другими элементами улиц и проезжей частью городских дорог. В качестве материала выравнивающего слоя в конструкциях дорожных одежд с неукрепленными основаниями применяют, как правило, песок средний (ГОСТ 8736), с укрепленными основаниями — песок, обработанный цементом марки М10 (ГОСТ23558). При примыкании сборного покрытия к цоколю зданий и на откосах круче 1:5 в качестве материала выравнивающего слоя следует применять цементно-песчаную смесь, приготовленную на песке естественной влажности, при соотношении между цементом и песком, аналогичным принимаемому при подборе состава строительного раствора марки по прочности М50, марки по подвижности Пк2 (СТБ 1307).

Расчет дорожной одежды и земляного полотна
Расчет дорожных одежд необходимо выполнять с учетом надежности, то есть вероятности безотказной работы конструкции в течение всего периода между капитальными ремонтами. Количественным показателем служит уровень надежности, представляющий собой отношение протяженности прочных, не требующих капитального ремонта участков дорожных одежд к их общей протяженности. При выполнении расчета дорожных одежд уровень надежности (Кн) и соответствующий ему коэффициент прочности (Кпр) следует принимать в зависимости от транспортной нагрузки и материала основания. Расчет дорожной одежды с покрытием из тротуарных плит на прочность производят из условия восприятия нагрузок от проезда уборочной и поливочной техники. В качестве расчетных нагрузок приняты нормированные СНиП 2.05.02 нагрузки, приведенные в таблице 2.

Расчет прочности покрытия

где r –радиус круглой плиты, радиус равновеликой по площади квадратной или многоугольной плиты или полудлина прямоугольной (м), h — толщина плиты (м), Е — модуль упругости бетона (МПа), Е0 — эквивалентный модуль упругости основания. Плиты, у которых отношение r/h < 2,5, относят к категории абсолютно жестких и покрытие из них на прочность не рассчитывают. Толщину плит тротуаров, на которых отсутствует транспортная нагрузка, не рассчитывают и принимают равной 5 см.

Условия прочности плит покрытия с конечной жесткостью задаются соотношением Kпр • s ptри, где Kпр — коэффициент прочности, определенный в зависимости от транспортной нагрузки, R расч ри— расчетная прочность бетона плит на растяжение при изгибе (МПа), s pt — расчетное напряжение растяжения при изгибе, возникающее в плите покрытия от действия нагрузки и изменений температуры по толщине плиты (МПа). Расчетная прочность бетона плит на растяжение при изгибе определяется по формуле [pic]= В tb·Кнп, где Вtb — класс бетона на растяжение при изгибе (МПа), Кнп — коэффициент увеличения прочности бетона со временем; Кнп = 1,2. Расчетное напряжение растяжения при изгибе ( s pt) определяется по формуле s pt = 60 · Р · Кусл(МА + 0,255)/ к h2, где Р — нагрузка на колесо (кН), Кусл — коэффициент, учитывающий условия работы; Кусл = 0,80; МА — безразмерный единичный момент, определяемый по таблице в зависимости от жесткости плиты, к — коэффициент, учитывающий конфигурацию плит (к = 1 для круглых и квадратных плит). Независимо от результатов расчета минимально допустимая толщина тротуарных плит не должна быть меньше указанной в таблице 3.

Расчетные характеристики материалов дорожных одежд и грунтов земляного полотна приведены в приложении к рассматриваемому кодексу.

Расчет основания и земляного полотна на прочность (на сдвиг)

где р — действующая нагрузка на покрытие, МПа.

Вычисляют отношение Тдоп/Т. Если Тдоп/Т > Кпр (где Кпр — коэффициент прочности дорожной одежды), то требование по сдвигу обеспечено. В противном случае необходимо изменить конструкцию дорожной одежды (увеличить толщину вышележащих слоев или их прочность).

Расчет земляного полотна по условиям осушения или обеспечения необходимой морозоустойчивости производят по Пособию П 3.03.01 к СН и П 2.05.02. В трех приложениях к кодексу приведены варианты деталей сопряжений сборных покрытий пешеходных зон с другими элементами улиц и проезжей частью городских дорог, расчетные характеристики материалов дорожных одежд и грунтов земляного полотна и примеры расчета дорожных одежд с покрытием из тротуарных плит.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ

Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 2005 год в рубрике материалы и технологии

Плавающий

Чертежи и проекты


Разделы АС, АР, КЖ, КМ, КМД и т.д.


Разделы ЭМ, ЭС, ЭО, ЭОМ и т.д.


Разделы ОВ, ОВиК, ТМ, ТС и т.д.


Разделы ПС, ПТ, АПС, ОС, АУПТ и т.д.


Разделы ТХ и т.д.


Разделы ВК, НВК и т.д.


Разделы СС, ВОЛС, СКС и т.д.


Разделы АВТ, АВК, АОВ, КИПиА, АТХ, т.д.


Разделы АД, ГП, ОДД т.д.


Чертежи станков, механизмов, узлов


Базы чертежей, блоки

Подразделы


для студентов всех специальностей


Котлы и котельное оборудование

Десяток чертежей из раздела Архитектурные решения рабочего проекта торгового центра

Курстық жұмыс энергетика облысындағы басты тақырыптарың бірі бейдәстүрлі және жаңғыртылатын энергия көздеріне , соның ішінде ыстық сумен қамтамасыз етудің күндік жүйесінің негізгі параметрлерін бағалауға арналған.

Язык Казахский

Тіркелгеннен кейін doc форматында жүктеуге болады

Заполненный дневник практики по специальности сестринское дело.

Квалификация (степень) «Бакалавриат» 2 курс

Раздел: Профилактическая работа

Полный заполненный дневник можно скачать в формате doc (MS Word) после регистрации

В настоящее время при благоустройстве городских территорий широкое применение нашли бетонные тротуарные плиты. Разработанный Технический кодекс установившейся практики ТКП 45-3.02-7-2005 «Благоустройство территорий. Дорожные одежды с покрытием из плит тротуарных. Правила устройства» устанавливает технические требования к конструктивным элементам дорожной одежды и регламентирует технологические правила производства работ. Вышеназванным техническим кодексом вводится термин «пешеходная зона с покрытием из тротуарных плит». Пешеходная зона с покрытием из тротуарных плит — это часть территории населенного пункта с покрытием из тротуарных плит, предназначенная для передвижения пешеходов и включающая тротуары, посадочные площадки общественного транспорта, пешеходные площади, улицы и бульвары, пешеходные переходы через транспортные пути, а также садово- парковые дорожки. Данная часть территории выделяется путем обозначения соответствующими дорожными знаками, разметкой или бортовым камнем, а также другими видами ограждений. Требования, установленные Техническим кодексом к видам работ и конструктивным элементам дорожной одежды с покрытием из тротуарных плит, являются обязательными. Параметры, которые необходимо контролировать при производстве работ по благоустройству, изложены в четвертом разделе ТКП. При этом для отдельных параметров 5% результатов определений могут отличаться от допускаемых отклонений проектных значений.

Земляное полотно является одним из основных конструктивных элементов дорожной одежды. Чем выше его прочность и устойчивость, тем больше срок службы дорожной одежды и тем надежнее работает вся конструкция дорожной одежды, обеспечивая требуемые эксплуатационные характеристики при заданных проектировщиком нагрузках. Прочностные характеристики связаны с плотностью грунтов, что в значительной степени сказывается на ровности покрытий. Плотность грунта характеризуется коэффициентом уплотнения. Коэффициент уплотнения грунта — это отношение плотности скелета грунта в конструкции к максимальной плотности скелета того же грунта при стандартном уплотнении по ГОСТ 22733-77 «Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности». Для повышения надежности дорожных одежд при сооружении земляного полотна предусматривают регулирование его водно- теплового режима с целью уменьшения инфильтрации и поступления подземной воды. Наиболее эффективный способ подобного регулирования — повышение плотности грунтов. Чем выше плотность грунтов, тем меньше влажность, а следовательно, меньше морозное пучение. При этом модуль упругости, наоборот, выше. При сооружении земляного полотна нужно добиваться, чтобы влажность его верхней части не превышала оптимального значения в течение всего года.

Проект благоустройства территории по улице В. Хоружей от Комаровского рынка до торгового центра «Импульс» (часть объекта «Реконструкция благоустройства территории, прилегающей к Комаровскому рынку в границах ул. Куйбышева — ул. Кульман — Я. Коласа — В. Хоружей») включал первый и второй пусковые комплексы (проектный институт «Минскпроект»). Подрядчики первого пускового комплекса — ОАО «Трест №15 «Спецстрой» и «Стройтрест №1». Подрядчики второго пускового комплекса — ряд неустановленных организаций, выполнивших благоустройство от угла магазина «Мебель» до подземного пешеходного перехода. При устройстве корыта для конструкции дорожной одежды специалистами треста №15 было выявлено, что грунты земляного полотна на отдельных участках не соответствуют проектным данным и имеют торфяные включения. При уплотнении земляного полотна виброкатком массой 10 т требуемый коэффициент уплотнения (0,98) не достигался. По согласованию с проектной организацией была произведена замена грунтов земляного полотна на песок и гравийно-песчаную смесь, после чего требование проектной документации было выполнено, и коэффициентом уплотнения земляного полотна было достигнуто значение, равное 0,98. Опыт строительства объектов в центре Минска показал, что грунты земляного полотна в основном неоднородные и имеют различные, в том числе и гумусовые, включения, остатки бывших строений. Такие грунты даже при уплотнении тяжелой виброуплотняющей техникой с поливом не достигают требуемого коэффициента уплотнения — их необходимо заменять. Если имеют место пучинистые грунты, то их необходимо заменять на глубину промерзания. Часто проектная организация не имеет возможности провести гидрогеологические исследования в полном объеме, и решать вопрос о замене грунтов приходится после разрытия корыта во время строительства. Основание на всем объекте «Реконструкция благоустройства территории, прилегающей к Комаровскому рынку в границах ул. Куйбышева — ул. Кульман — Я. Коласа — В. Хоружей» запроектировано из смеси оптимального состава, замены по материалу основания не производились. Выравнивающий слой выполнен из песка. Благоустройство данной пешеходной зоны производилось в 2001-2002 гг. Работы на вышеупомянутом втором пусковом комплексе выполнялись в 2002 г. По состоянию на сентябрь 2005 г. дорожная одежда, срок эксплуатации которой не превысил трех лет, в ряде мест деформирована. Причины деформации дорожной одежды — неуплотненное земляное полотно, наличие пучинистых или торфяных грунтов в земляном полотне, попадающих в зону промерзания и не замененных при разработке выемки под конструкцию дорожной одежды, а также неуплотненное основание (основной и дополнительный слой). Кроме того, материал основания не соответствует требованиям ГОСТ 25607-94 и требованиям проекта. Нарушения подрядчиками технологических правил проведения работ и требований проекта через три года эксплуатации привели конструкцию дорожной одежды пешеходной зоны в аварийное состояние, которое требует ремонта. Просадки и пучения дорожной одежды, которые наблюдаются на объекте в настоящее время, в течение зимнего периода приведут тротуарные плиты к разрушению от действия внешней нагрузки (уборочных машин), так как схема работы всей конструкции дорожной одежды и тротуарных плит покрытия не соответствует расчетной схеме. Данный пример говорит о том, что от правильности выполнения работ по устройству земляного полотна зависит состояние всей конструкции дорожной одежды. Следует обратить особое внимание на пешеходные зоны, расположенные в центре Минска и других больших городов с интенсивным пешеходным движением, с развитой системой подземных коммуникаций, а также с ежедневной уборкой улиц поливочной и уборочной техникой, с возможным заездом строительных вышек для ремонта фасадов зданий и другой тяжелой техники. Грунты земляного полотна должны обладать несущей способностью, превосходящей удельную нагрузку, передающуюся от воспринимаемых покрытиями внешних усилий.

Работы по благоустройству проспекта Независимости в районе магазина «Спорт Юниор» выполнялись в 2001 г. Эти работы выполнены подрядчиком в соответствии с проектом и с соблюдением технологии производства работ — согласно типовым технологическим картам. После разрытия корыта грунт земляного полотна уплотнялся катками до коэффициента уплотнения 0,98. Контроль плотности грунта осуществлялся в процессе уплотнения и при приемке земляного полотна по акту на скрытые работы. Дополнительный (дренирующий) слой основания выполнен из песка толщиной 0,35 м и уплотнен до коэффициента уплотнения 0,98. При уплотнении слой песка увлажнялся до оптимальной влажности. Контроль плотности дополнительного слоя основания производился во время процесса уплотнения и при его приемке по акту на скрытые работы. В соответствии с Техническим кодексом ТКП 45-3.02-7-2005 материал дополнительного слоя основания, который выполняет функцию дренирующего и морозозащитного слоя, должен иметь коэффициент фильтрации не менее 1 м/сутки. Коэффициент фильтрации материала определяется по ГОСТ 25584-90 «Грунты. Метод лабораторного определения коэффициента фильтрации». Величина этого коэффициента должна быть указана в документе о качестве, сопровождающем материал дополнительного слоя. Заказчиком материала это требование должно быть оговорено в заказе. На данном объекте основание выполнено из смеси оптимального состава С6 по ГОСТ25607-94. Толщина основания — 0,25 м (при указании номера смеси и нормативного документа нельзя давать свой гранулометрический состав материала — это нарушение ТНПА). Качество уплотнения основания из смесей оптимального состава следует проверять штамповыми испытаниями. При использовании одной техники можно воспользоваться схемой пробного уплотнения, то есть определить количество проходов, необходимое для уплотнения слоя определенной толщины определенного материала. Косвенным признаком окончательного уплотнения основания служит отсутствие на поверхности уплотняемого слоя следа после прохода катка массой не менее 13 т и отсутствие волны перед вальцом. При проектировании дорожных одежд с покрытием из тротуарных плит в условиях городской застройки с большим количеством коммуникаций наиболее эффективны смеси оптимального состава. Что же касается объекта, о котором идет речь, то выравнивающий слой в данном случае был выполнен из песка, стабилизированного цементом (10% массы смеси). Сегодня конструкция не нуждается в ремонте.

При благоустройстве площади Я. Коласа на отдельных участках было использовано старое бетонное основание, прослужившее 20 лет. После того, как были сняты плиты старого покрытия, автор проекта пришел к выводу, что можно использовать прежнее бетонное основание. При принятии решения об использовании существующего основания следует произвести его обследование путем штампового испытания и получить заключение аккредитованной лаборатории о его прочности и несущей способности. Названный объект благоустройства не требует ремонта, просадок и других деформаций на покрытии не наблюдается. Архитектурное решение площади предусматривало сложную подрезку и укладку архитектурного рисунка площади. Подрезка выполнена очень качественно. Если благоустройство пешеходной зоны производится в новых районах застройки, грунты обычно бывают более однородными, и проектная организация имеет полную информацию о гидрогеологических условиях строительства. Следующий пример — благоустройство территории жилых домов по ул. Одинцова. Дома сданы в 2003-2005 гг. Работы по благоустройству выполнены с отступлением от проектных вертикальных отметок. Лоток для стока воды заложен, а уклона к лотку нет. Грунты земляного полотна смешаны с материалом основания и недостаточно уплотнены. Пешеходная дорожка не имеет транспортных нагрузок, кроме таковых от детских колясок, тем не менее, отдельные плиты покрытия имеют трещины. Швы между плитами не соответствуют требованиям нормативного документа, что позволяет поверхностной влаге проникать в конструкцию дорожной одежды и сокращать срок службы плит покрытия.

В разделе 8 Технического кодекса ТКП 45-3.02-7-2005 регламентируются правила установки бортового камня и устройства сборного покрытия из тротуарных плит. Обязательно следует обращать внимание на характеристики бетона для устройства основания под бортовой камень. В местах сопряжения тротуаров с проезжей частью высота поднятия борта не должна превышать 0,05 м. Для качественного выполнения работ по выполнению сопряжений тротуаров с проезжей частью необходимо применять аппарельные бортовые камни и дорожные низкие бортовые камни. При устройстве сборного покрытия из тротуарных плит следует обращать внимание на устройство выравнивающего слоя. Толщина выравнивающего слоя, особенно из цементно- песчаной смеси, не должна превышать 40 мм. В Техническом кодексе на проектирование указывается оптимальная толщина выравнивающего слоя для оснований из различных материалов. К сведению подрядчиков и проектировщиков: если вся конструкция дорожной одежды выполнена в соответствии с требованиями ТНПА, выравнивающий слой из цементно-песчаной смеси не может оказать влияние на прочность и надежность дорожной конструкции, но песок естественной влажности, смешанный с цементом, может повлиять на ровность сборного покрытия. Если привезенный материал пойдет в работу через какой-то промежуток времени, то цемент может схватиться с влажным песком. Тогда произвести осадку плит будет сложнее. Требования к ровности покрытия и перепадам высот между смежными элементами не изменились по сравнению с ранее действовавшими. В разделе 9 Технического кодекса ТКП 45-3.02-7-2005 регламентируется устройство узлов примыканий и сопряжений сборного покрытия с люками смотровых колодцев, фундаментами зданий, декоративными камнями. Наиболее часто разрушения наблюдаются у люков смотровых колодцев. Основной их причиной является морозное пучение дорожной одежды при промерзании земляного полотна. В процессе оттаивания грунт деформируется, и образуются просадки. Дополнительно имеет место инфильтрация влаги из соединений трубопроводов. В разделе 9 Технического кодекса регламентируется устройство дорожной одежды вокруг колодца с учетом глубины промерзания грунта земляного полотна.

УП «ЦНТУС» разработаны рабочие чертежи серии Б 3.020.1-2.99, выпуск 4.04 на плиты обрамления люков колодцев, которые позволяют исключить подрезку плит по радиусу. Главное при устройстве примыканий сборного покрытия пешеходной зоны к фундаментам зданий — обратить внимание на гидроизоляцию фундаментов, иначе все подвалы будут залиты водой. Отмостку следует выполнять обязательно с уклоном не менее 30% и с устройством гидроизоляции. Порядок устройства примыканий к фундаментам зданий приведен в подразделе 9.2. При устройстве примыканий декоративных камней к сборному покрытию необходимо обращать внимание на то, что земляное полотно и подстилающий слой пешеходной зоны включают размеры основания для декоративных камней. К устройству бетонного основания под декоративный камень следует приступать после сооружения и принятия земляного полотна и дополнительного слоя основания дорожной одежды. В разделе 10 Технического кодекса ТКП 45-3.02-7-2005 излагаются правила технического содержания дорожных одежд. Покрытия дорожных одежд должны иметь сопротивляемость износу и сохранять ровность поверхности, необходимую для удобства пешеходов, а также шероховатость или фрикционные свойства, обеспечивающие требуемый коэффициент сцепления в любую погоду. О том, что поверхность плит в зимний период не обладает фрикционными свойствами, известно всем. С гололедом следует бороться, но не разрушая плит покрытия. К сожалению, качество плит покрытий очень часто не соответствует требованиям нормативного документа СТБ 1071-97 «Плиты бетонные и железобетонные для тротуаров и дорог».

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ

Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2005 год в рубрике материалы и технологии

Читайте также: