Теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука

Обновлено: 24.04.2024

Экология как наука является теоретической основой охраны природы. Под охраной природы следует понимать систему государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармонического взаимодействия общества и природы, обеспечивающего сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов и среды обитания. Термин “охрана природы” допускает некоторую неоднозначность трактовки, так как не совсем понятно, до какой степени ее нужно охранять. Любая человеческая деятельность каким-то образом влияет на природу. Запретить же всякую хозяйственную деятельность нельзя. Необходимо вести ее рационально. Более корректным термином следует признать “рациональное природопользование”. Это режим использования природных ресурсов, позволяющий получать максимальную пользу для человечества, причинив при этом минимальный возможный для данного типа природопользования ущерб природной среде. Одной из новых ветвей рационального природопользования, возникшей в последнее время, стала экологическая безопасность. Под этим термином понимается комплекс мер, направленных на предотвращение экстремальных ситуаций в природе, обусловленных как естественными, так и антропогенными причинами.

В основе охраны природы и рационального природопользования лежат эколого-философские представления В. Вернадского, Г. Гаузе и других ученых.

Известна попытка американского эколога ХХ века Б. Коммонера сформулировать в афористической форме правила использования природных ресурсов. Эти афоризмы называют “Законами Барри Коммонера”. Приведем их.

1. “Все связано со всем”. Это положение отражает существование сложнейшей сети взаимодействий в биосфере и призвано предостеречь человека от необдуманного воздействия на природу, что может привести к необдуманным последствиям.

2. “Все должно куда-то деваться”. Это положение заставляет серьезно смотреть на проблему отходов материального производства. Огромные количества вещества извлечены из Земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде без учета того фактора, что все куда-то девается. В результате большое количество веществ нередко накапливается в тех местах, где по законам природы их не должно быть.Особенно актуально это положение звучит сейчас, когда западная цивилизация производит фантастическое количество одноразовых упаковок и изделий, которые “должны куда-то деваться”.

3. “Природа знает лучше”. Действительно, организация природных систем, выработанная миллионами лет биологической эволюции, совершенна. Данный закон заставляет во всем слушаться природы.

4. “Ничто не дается даром”. Это положение, имеющее также философский и этический смысл, объединяет предыдущие три, ибо, как пишет Б. Коммонер, “глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения. Все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено”.

Понятие экологического фактора классификация экологических факторов.

Условия и ресурсы. Комплексные градиенты.

Экологические факторы – отдельные свойства среды воздействующие на живые организмы.С экологических позиций среда –комплекс окружающих условий, влияющих на жизнедеятельность организмов. Окружающая организм среда характеризуется огромным разнообразием, слагаясь из множества динамичных во времени и пространстве элементов, явлений, условий, которые рассматриваются в качестве факторов.

Следует отметить, что в природе экологические факторы действуют комплексно.

Факторы : периодические (повторяются во времени –приливы и отливы), непериодические (факторы действуют неожиданно – извержение вулкана).

Классификация 2. Факторы : первичные (когда не было жизни на земле – приливы отливы, вторичные )

Классификация 3.экологические факторы:

1) абиотические (неорганические условия – химические и физические, такие, как состав воздуха, воды, грунта, температура, свет, влажность, радиация, давление и т.п.);

2) биотические (формы взаимодействия между организмами);

3) антропогенные (формы деятельности человека).

Орографические факторы связанные с рельефом.

Эдофические факторы связанные с почвой.

Условия и ресурсы среды - взаимосвязанные понятия. Они характеризуют среду обитания организмов. Условия среды обычно определяют как экологические факторы, оказывающие влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ.




Комплексные графиенты –взаимодействие факторов.

Комплексные градиенты, как правило, формируются косвенными факторами, подобными высоте над уровнем моря, географической широте или расстоянию от океана. Могут взаимодействовать и объединяться в комплексные градиенты и прямодействующие экологические факторы.

Комплексные градиенты, которые влияют на состав и структуру экосистем в большей степени, чем другие, называются ведущими. В составе таких ведущих градиентов всегда есть лимитирующий фактор, т.е. условие, или ресурс, которое находится в минимуме или максимуме и в большей степени, чем другие условия, влияет на состояние организмов, популяций или состав целой экосистемы

Понятие экологическая ниша. Фундаментальная и реализованные ниши

Экологи́ческая ни́ша — место, занимаемое видом в биоценозе, включающее комплекс его биоценотических связей и требований к факторам среды.

Термин введён в 1914 году Дж. Гриннеллом , он говорил о пронственной нише. В 1927 году Элтоном о говорил о пищевой нише. По Хатчинсону – это многомерное пространство, где на организм действует много факторов. Хатчинсон предложил 2 ниши.

фундаментальной —все в оптимуме, не действуют хищники (определяемой сочетанием условий и ресурсов, позволяющим виду поддерживать жизнеспособную популяцию) ;

реализованной — реально оценивается положение вида, взаимодействие с другими видами.

Типы взаимодействий популяций в сообществах. Конкуренция: определение,типы.

Понятие круговорота веществ. Основные характеристики круговорота. Примеры круговоротов.

Круговорот веществ – многократное участие химических элементов в разнообразных процессах, идущих в атмосфере, литосфере, гидросфере.

Основые характеристики круговорота:

1. Постоянный приток энергии

Большой геологический круговорот – между сушей и океаном – круговорот веществ, движущей силой которого явля­ются экзогенные и эндогенные геологические процессы.

Эндогенные процессы (процессы внутренней динамики) про­исходят под влиянием внутренней энергии Земли. К эндогенным процессам относятся: тек­тонические движения, землетрясения, магматизм, метамор­физм.

Экзогенные процессы (процессы внешней динамики) про­текают под влиянием внешней энергии Солнца. Экзогенные процессы включают выветривание горных пород и минера­лов, удаление продуктов разрушения с одних участков земной коры и перенос их на новые участки, отложение и накопле­ние продуктов разрушения с образованием осадочных пород.

Круговорот воды – гидрологический цикл. В этом цикле вода может находиться в трех состояниях. Вода испаряется и воздушными течениями переносится на расстояния. Выпадая на поверхность суши в виде осадков, она способствует разрушению горных пород, делает их доступными для растений и микроорганизмов, размывает верхний почвенный слой и вместе с растворенными химическими соединениями уходит в моря и океаны. Циркуляция воды между океаном и сушей – важное звено в поддержании жизни на Земле.

Малый биологический в пределах биогеоценоза - круговорот веществ, движущей силой которого является деятельность живых организмов. В отличие от большого геологического малый биогеохимичес­кий круговорот веществ совершается в пределах биосферы. Главным источником энергии круговорота является солнеч­ная радиация, которая порождает фотосинтез. В экосистеме органические вещества синтезируются автотрофами из неорганических веществ. Затем они потребляются гетеротрофами. В результате выделения в процессе жизнедеятельности или после гибели организмов (как автотрофов, так и гетеротрофов) органические вещества подвергаются минерализации, то есть превращению в неорганические вещества. Эти неоргани­ческие вещества могут быть вновь использованы для синтеза автотрофами органических веществ..

Биогеохимические циклы – это непрерывно повторяющийся под воздействием солнца процесс взаимосвязанного перемещения веществ, имеющий замкнутый путь, по которому циркулируют химические элементы из внешней среды в организмы и обратно во внешнюю среду. В последнее время круговорот веществ происходит не только с участием живых организмов, но его также очень сильно изменяет человек.

Экология-теоретическая основа рационального природопользования

Экология как наука является теоретической основой охраны природы. Под охраной природы следует понимать систему государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармонического взаимодействия общества и природы, обеспечивающего сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов и среды обитания. Термин “охрана природы” допускает некоторую неоднозначность трактовки, так как не совсем понятно, до какой степени ее нужно охранять. Любая человеческая деятельность каким-то образом влияет на природу. Запретить же всякую хозяйственную деятельность нельзя. Необходимо вести ее рационально. Более корректным термином следует признать “рациональное природопользование”. Это режим использования природных ресурсов, позволяющий получать максимальную пользу для человечества, причинив при этом минимальный возможный для данного типа природопользования ущерб природной среде. Одной из новых ветвей рационального природопользования, возникшей в последнее время, стала экологическая безопасность. Под этим термином понимается комплекс мер, направленных на предотвращение экстремальных ситуаций в природе, обусловленных как естественными, так и антропогенными причинами.

В основе охраны природы и рационального природопользования лежат эколого-философские представления В. Вернадского, Г. Гаузе и других ученых.

Известна попытка американского эколога ХХ века Б. Коммонера сформулировать в афористической форме правила использования природных ресурсов. Эти афоризмы называют “Законами Барри Коммонера”. Приведем их.

1. “Все связано со всем”. Это положение отражает существование сложнейшей сети взаимодействий в биосфере и призвано предостеречь человека от необдуманного воздействия на природу, что может привести к необдуманным последствиям.

2. “Все должно куда-то деваться”. Это положение заставляет серьезно смотреть на проблему отходов материального производства. Огромные количества вещества извлечены из Земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде без учета того фактора, что все куда-то девается. В результате большое количество веществ нередко накапливается в тех местах, где по законам природы их не должно быть.Особенно актуально это положение звучит сейчас, когда западная цивилизация производит фантастическое количество одноразовых упаковок и изделий, которые “должны куда-то деваться”.

3. “Природа знает лучше”. Действительно, организация природных систем, выработанная миллионами лет биологической эволюции, совершенна. Данный закон заставляет во всем слушаться природы.

4. “Ничто не дается даром”. Это положение, имеющее также философский и этический смысл, объединяет предыдущие три, ибо, как пишет Б. Коммонер, “глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения. Все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено”.




3. С каким домом «, где живёт человек, экология имеет дело?

А) биосферой В) атмосферой

Б) литосферой Г) гидросферой

4. Живая оболочка Земли, т. е. система живых организмов и среды, которые функционирует и развивается как единое целое — это

А) гидросфера В) атмосфера

Б) биосфера Г) литосфера

5. Кто из живых организмов более других пытается изменить природу, используя и приспосабливая её к своим нуждам?

А) человек В) растения

Б) животные Г) паразиты

6. Какая наука считается междисциплинарной?

А) биология Б) энергетика В) геология Г) экология

7. Экология требует знания каких наук?

А) технических В) естественных Б) социальных Г) всех перечисленных

8. Теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука …

В) биология Г) геология

9 За сколько поколений до нас появилось земледелие?

А) 10 — 20 В) 50 — 60

Б) 100 — 300 Г) более 600

10. Этим « рычагом человек овладел всем живым веществом на планете …». Каким?

А) земледелием Б) промышленностью В) торговлей Г) скотоводством

Вариант 2

1. Какой учёный в России был страстным поборником эволюционной теории Ч. Дарвина и последователем Э. Геккеля?

Б) К. А. Тимирязев

В) В. В. Докучаев Г) В. Н. Сукачёв

2. Кто ввёл понятие биоценоза (1877г.) ?

А) А. Северцев Б) Э Геккель

Б) Ч. Дарвин Г) К. Мебиус

3 Закономерное сочетание разных организмов, обитающих в определённом биотопе — это …А) биоценоз В) биота

Б) биом Г) бентос

4 Биотоп — совокупность условий среды, в которых обитает …

А) биом В) бентос

4. Кто создал учение о лесе?

А) Г. Ф. Морозов Б) А. Северцев В) биоценоз

5. Что изучает взаимодействия совокупности популяций с внешней средой?

А) синэкология Б) и не то, и не другое В) аутэкология

6. Какой главный труд (книга) В. И. Вернадского?

А) «Биосфера» В) Литосфера Б) Гидросфера» Г) «Атмосфера «

7 В отечественной научной литературе представление об экосистемах появились в 1942 г.

А) В. Н. Сукачёва В) Г. Ф. Морозова

Б) К. А. Тимирязева Г) В. В. Докучаева

8 В 1956 году под редакцией кого издаётся 4 — томный труд Жизнь пресных вод » ?

А) В. Н. Сукачёва В) Г. Ф. Морозова

Б) К. А. Тимирязева Г) В. И. Жадина

9. К какому периоду истории экологии относится современная экология?

10. Кем были выдвинуты идеи о влиянии среды на здоровье людей?

А) Аристотелем В) Линнеем

Б) Гиппократом Г) Левенгук

Ответы на тест

Экологические основы природопользования. Тест 1

1. Одно из первых международных соглашений, подписанных Россией, США и Японией в 1897 г., касалось охраны…..
2. Разработка и внедрение в практику научно обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм, регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде, называется:
3. Получение лицензии на водопользование требуется при осуществлении водопользования для:
4. Предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок с учетом экологической обстановки территории, представляет собой .
5. Лицензия является элементом ____________________ регулирования природопользования.

ОТВЕТЫ: 1• морских котиков; 2-стандартизацией; 3- промышленности;

4- лимит на размещение; 5-• административно-правового

Экологические основы природопользования. Тест 2

1. Одним из основных загрязнителей атмосферы по массе является:
2. В современном газовом составе атмосферы содержится по объему 78% .
3. Возникшее под воздействием деятельности человека изменение химического состава почв, вызывающее снижение их плодородия и качества, называется:
4. Источники ресурсов различного вида, расположенные на определенной целостной территории и объединенные в рамках единого производственно-территориального комплекса, называются:
5. Уникальное Хибинское апатито- нефелиновое месторождение находится в ____________________ области.




ОТВЕТЫ:1–СО2; 2-• азота; 3-• химическим загрязнением; 4-• природно-ресурсный потенциал; 5-• Мурманской

Промежуточная аттестация по дисциплине Биология

Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 25вопросов и заданий на соответствиесоставляет 36баллов

Время выполнения работы: 90 мин.

Оценка «5» - 31-36 баллов

Тест не пройден - до 19 баллов

Вопросы к дифференцированному зачету по биологии

Тестовые задания

Часть 1

Одно из положений клеточной теории –

1) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению
2) новые клетки образуются при делении исходных клеток
3) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды
4) клетки способны к росту и обмену веществ

О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них

1) ядра
2) пластид
3) оболочки из клетчатки
4) вакуолей с клеточным соком

Ферментативную функцию в клетке выполняют

1) белки
2) липиды
3) углеводы
4) нуклеиновые кислоты

Главным компонентом ядра являются

1) рибосомы
2) хромосомы
3) митохондрии
4) Хлоропласты

Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза

1) ферментами
2) витаминами
3) молекулами АТФ
4) нуклеиновыми кислотами

Мейоз отличается от митоза наличием

1) интерфазы
2) веретена деления
3) четырех фаз деления
4) двух последовательных делений

К автотрофным организмам относят

1) мукор
2) дрожжи
3) пеницилл
4) хлореллу

При партеногенезе организм развивается из

1) зиготы
2) вегетативной клетки
3) соматической клетки
4) неоплодотворенной яйцеклетки

Парные гены гомологичных хромосом называют

1) аллельными
2) сцепленными
3) рецессивными
4) доминантными

У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.

1) AaBb
2) aabb
3) ААBb
4) AABB

Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,

1) носит обратимый характер
2) передается по наследству
3) характерна для всех особей вида
4) является проявлением нормы реакции признака

В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

1) скрещивают особей двух чистых линий
2) скрещивают родителей с их потомками
3) кратно увеличивают набор хромосом
4) увеличивают число гомозиготных особей

Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

1) использование солнечной энергии при фотосинтезе
2) неограниченный рост в течение всей жизни
3) синтез органических веществ из неорганических
4) выделение кислорода в атмосферу

У насекомых с полным превращением

1) личинка похожа на взрослое насекомое
2) за стадией личинки следует стадия куколки
3) во взрослое насекомое превращается личинка
4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей

Ядовитые вещества, попавшие в организм человека с пищей, обеззараживаются в

1) почках
2) печени
3) толстом кишечнике
4) поджелудочной железе

К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?

1) экологическому
2) генетическому
3) морфологическому
4) географическому

Исходным материалом для естественного отбора служит

1) борьба за существование
2) мутационная изменчивость
3) изменение среды обитания организмов
4) приспособленность организмов к среде обитания

Направляющий фактор эволюции –

1) дрейф генов
2) видообразование
3) естественный отбор
4) географическая изоляция

Формирование приспособленности у организмов происходит в результате

1) освоения видом новых территорий
2) прямого воздействия среды на организм
3) дрейфа генов и увеличения численности гомозигот
4) сохранения отбором особей с полезными признаками

К социальным факторам антропогенеза относят

1) прямохождение
2) появление речи
3) мутационный процесс
4) борьбу за существование

Сигналом к осеннему перелету птиц служит

1) понижение температуры воздуха
2) увеличение количества осадков
3) наступление первых заморозков
4) сокращение длины светового дня

Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания:

листовой опад ® …… ® еж ® лисица?

1) крот
2) кузнечик
3) дождевой червь
4) плесневые грибы

о служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?

Фундаментальная экология включает в себя следующие подразделы:

аутоэкология - анализ действия различных факторов (температуры, света, солености воды и др.) на отдельный организм, а также изменение организмов под действием различных факторов;

демэкология (популяционная экология) - наука о структуре и закономерностях функционирования биологических популяций, изменений популяций под действием различных факторов;

синэкология (экология сообществ и экосистем, биоценология) - наука о структуре, закономерностях функционирования экологических систем. Частью синэкологии является глобальная экология, объект изучения которой - уникальная экологическая система, а именно вся биосфера Земли. Несколько обособленным направлением синэкологии является биогеоценология, изучающим экосистемы определенного пространственного масштаба.

Прикладная экология - это приложение знаний, полученных в рамках изучения фундаментальной экологии, к анализу системы “общество-природа”. Структура прикладной экологии еще не устоялась; обычно в ней выделяют следующие основные направления:

промышленная экология - анализ воздействия разных отраслей промышленности (горной, металлургической, пищевой и других), коммунального хозяйства и сферы услуг на природу;

химическая экология (экологическая токсикология) - изучение действия токсических химических веществ на организмы, популяции и экосистемы, анализ закономерностей миграции токсикантов в природных средах;

радиоэкология - изучение миграции в природе и действия на живые организмы естественных и искусственных радиоактивных веществ;

инженерная экология - создание различных инженерных сооружений (системы очистки промышленных выбросов и сбросов, системы доочистки питьевой воды, изменение технологических циклов производства), направленных на охрану окружающей среды и минимизации вредных последствий для здоровья людей;

медицинская экология - анализ влияния различных неблагоприятных факторов на здоровье населения;

сельскохозяйственная экология - изучение функционирования искусственных экологических систем (поля, сады, агроландшафты), оптимизация управления такими системами;

охрана окружающей среды - комплексная дисциплина, направленная на разработку мер по снижению отрицательных последствий деятельности человека (разработка природоохранных законодательных актов и экономических механизмов рационального природопользования, развитие сети особо охраняемых природных территорий); включает в себя также экологическую экспертизу (разработка заключений о состоянии природных комплексов), экологическое прогнозирование (создание прогнозов развития ситуаций при различных сценариях воздействия), экологическое нормирование (разработка нормативов предельных экологических нагрузок, экологический мониторинг (разработка систем постоянного слежения за изменением природных комплексов).

Социальная экология рассматривает разнообразные аспекты взаимодействия человеческого социума и природы (частичное перекрывание с охраной окружающей среды); включает в себя экологическую психологию и экологическую социологию (анализ восприятия человеком и обществом природы), экологическое воспитание и экологическое образование (формирование экологического мышления и поведения).

Развитие экологии в настоящее время продолжается. И главной целью этого развития является решение главной экологической проблемы на Земле – это сохранение жизни. Решение же экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука экология. Только знание экологических законов – законов развития природных и социальных процессов – позволит поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Природоохранные мероприятия не обоснованные научно, бесполезны, а часто даже вредны, так как могут входить в противоречие с законами природы.

Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука экология. Только знание объективных законов развития природных, техногенных и социальных процессов позволит поладить с природой и разрешить социальные конфликты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Выдающиеся учёные и основные положения их учений……………………4
1.1 Зарождение основ экологии……………………………………………. 4
1.2 Появление науки экологии……………………………………………..15
2 Современные учёные экологи. Направления исследований……………….19
2.1 Современное развитие учения о ноосфере
В.И. Вернадского……………………………………………………………..…23
2.2 Современная экологическая ситуация.
Причины и время ее возникновения…………….……………………………..28
Заключение……………………………………………………………………. 34
Литература………………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

контрольная по экологии.doc

Важным шагом на пути становления экологии следует считать введение в 1877г. немецким гидробиологом К. Мебиусом понятия биоценоза. Биоценоз (гр. bios - жизнь, koinos - сообщество) - закономерное сочетание разных организмов, обитающих в определенном биотопе. Биотоп (гр. bios - жизнь, topos - место) - совокупность условий среды, в которых обитает биоценоз (Ф. Даль, 1903).

Значительный вклад внесли в развитие экологии русские ученые А.Н. Бекетов (1825 - 1902), Н.А. Северцев (1827 - 1885) и др.

В самом конце ХIХ века с призывом развернуть междисциплинарные комплексные исследования природных систем выступил выдающийся русский ученый-почвовед В.В. Докучаев (1846 - 1903). Именно закономерная связь между «силами», «телами» и «явлениями», между «мертвой» и «живой» природой, растительными, животными и минеральными царствами, с одной стороны, и человеком, его бытом и духовным миром - с другой, и составляет сущность познания «естества», - считал он. Практическое осуществление этих идей связано с именем Г.Ф. Морозова (1867 - 1920) - создателя учения о лесе. Он подчеркивал, что лес и его территория должны сливаться для нас в единое целое, в географический индивидуум. В 1925 г. эти идеи реализовались немецким гидробиологом А. Тинеманом, который рассматривал озера как целостную систему, где биоценоз и биотоп образуют органическое единство.

Во второй половине ХIХ — начале ХХ вв. большое внимание уделяли изучению влияния отдельных факторов (главным образом, климатических) на распространение и динамику организмов. К догеккелевскому периоду развития экологии относят, в частности, работы ученого-агронома Ю. Либиха, который сформулировал известное правило «лимитирующего фактора».

В начале ХIХ века оформились экологические школы ботаников, зоологов, гидробиологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки: экология животных, экология растений, экология микроорганизмов, экология насекомых, экология озера, экология леса и т. п.

Основное внимание стало уделяться анализу плотности, рождаемости, смертности, возрастной структуре, взаимодействию групп организмов и их взаимосвязям с окружающей средой.

Этот период, по сравнению с предыдущим, был более прогрессивным. Благодаря ему в экологии зародилось научное направление - популяционная экология, приоритетной проблемой которой являются биотические взаимодействия в биоценозе. Недостаток этого направления в том, что даже при изучении сообщества суть явлений сводится к функционированию отдельных популяций, т.е. к разложению биоценоза на составляющие элементы.

Представления о целостности природных систем, объединяющих сообщества живых организмов и условия их обитания в единую функциональную структуру, сформулированные а трудах одиночек, не стали господствующими взглядами в научных кругах конца ХIX века. Системный подход к изучению биоценоза и биотопа как единого целого возник в экологии позже.

2 Современные учёные экологи. Направления исследований

Современная экология базируется на основной концепции содержания этой науки - системной концепции, которая зародилась в конце ХIX столетия и сформировалась лишь к середине ХХ столетия.

Четвертый период истории экологии связан с особым интересом мировой ученой общественности к работам русского геохимика В.И. Вернадского (1863—1945). Учение В.И. Вернадского о биосфере сыграло важную роль в подготовке целостного восприятия природных процессов как системы. Изучение общепланетарных процессов развернулось после выхода в свет в 1926 г. книги В.И. Вернадского «Биосфера», где рассмотрены свойства «живого вещества» и его функции в формировании, как современного лика Земли, так и всех сред жизни на планете (водной, почвенной и воздушной). Предшественником и единомышленником В.И. Вернадского был В.В. Докучаев (1846—1903), создавший учение о почве как о естественноисторическом теле.

В.И. Вернадский обосновал роль живого вещества как наиболее мощного геохимического и энергетического факторов — ведущей силы планетарного развития. В его работах ясно прослеживается значение для космоса жизни на планете Земля, а также значение космических связей для биосферы. Впоследствии эта космическая линия в экологии была развита в трудах А.Л. Чижевского, основателя современной науки гелиобиологии. В.И.Вернадский раскрывает ведущую роль живых организмов в аккумуляции солнечной энергии и преобразовании веществ, слагающих оболочки Земли: «По существу биосфера может быть рассматриваема, как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действенную земную энергию», - писал он. «Живое вещество» производит огромную «геохимическую» работу, формируя состав и структуру поверхности Земли. Глины, известняки, доломиты, железняки, бокситы - это все породы органического происхождения.

В.И. Вернадский проследил эволюцию биосферы и пришел к выводу, что деятельность современного человека, преобразующего поверхность Земли, по своим масштабам стала соизмерима с геологическими процессами на планете. В результате стало ясно, что использование природных ресурсов планеты происходит без учета закономерностей и механизмов функционирования биосферы.

В 1927 г. Ч. Элтон выпустил первый учебник-монографию по экологии. В нем было описано своеобразие биоценотических процессов, дано понятие экологической ниши, обосновано «правило экологических пирамид», сформулированы принципы популяционной экологии. Вскоре были предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействия (В. Вольтерра, А. Лотка), проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей (Г.Ф. Гаузе). Таким образом, в 20—30-е годы сформировалось направление экологии популяций, в 30-е годы — понятие экосистемы. С особой убедительностью эти выводы были сформулированы английским геоботаником А. Тэнсли, которому принадлежит честь введения в 1935г. термина для обозначения экологической системы - экосистема. Под экосистемой понимали совокупность организмов и неживых компонентов среды их обитания, при взаимодействии которых происходит более или менее полный биотический круговорот (с участием продуцентов, консументов и редуцентов).

В отечественной научной литературе представления об экосистемах появились в 1942 г. в работах В.Н. Сукачева (1880—1967),который обосновал концепцию биогеоценоза (синоним термина «экосистема»), имевшую большое значение для развития теоретической базы экологии. В 50-е годы сформировалась общая экология, основное внимание в которой уделяется изучению взаимодействия организмов и структуры образуемых ими систем.

Середина ХХ века была отмечена расширением комплексных исследований экосистем (В.И. Жадин, Г.Г. Винберг, Р. Линдеман, Г. Одум и Ю. Одум, Р. Маргалеф и многие другие). В 1956 г. под редакцией В.И. Жадина издается 4-томный труд «Жизнь пресных вод»; в 1961 г. выходит монография В.И Жадина и С.В. Герда «Реки, озера и водохранилища СССР». В этих работах описываются особенности водных экосистем. В 1964 г. коллективом авторов под руководством В.Н. Сукачева была опубликована книга «Основы лесной биоценологии».

В ХХ в. в рамках экологии сформировалось самостоятельное направление физиологии, посвященное исследованию механизмов адаптации. В нашей стране представителями этого направления, достигнувшего расцвета в 60—70-х годах ХХ столетия, были Н.И. Калабухов, А.Д. Слоним, а в последние годы — акад. И.А. Шилов.

Однако эффективная реализация методологии системного подхода к изучению экосистем стала возможной лишь в начале 70-х годов ХХ столетия, когда в распоряжение экологов поступили мощные ЭВМ и были разработаны методы моделирования динамических систем, которые в совокупности с экспериментами и наблюдениями получили название системного анализа.

Пятый период истории экологии - это современная экология. В последние два десятилетия изменился взгляд на экологию как на сугубо биологическую науку. Уже с начала века в экологии, помимо антропоцентрического (гр. anthropos - человек) направления, рассматривающего человеческое сообщество как отдельное царство, возвышающееся над царствами минералов, растений и животных, появилось биоцентрическое направление. Представители последнего считают человека продуктом эволюции биосферы; люди, как и другие млекопитающие, подчиняются законам природы, и их развитие идет параллельно с развитием остальных организмов. Поэтому сейчас Homo sapiens (Человека разумного) со всей его многообразной деятельностью включают в сферу интересов науки экологии.

Современная экология не только изучает законы функционирования природных и антропогенных экосистем, но и ищет оптимальные формы взаимоотношения природы и человеческого сообщества.

Эта точка зрения стала доминантной в современном обществе, которое осознало опасность экологического кризиса, катастрофических преобразований планетарной системы. Предотвратить разрушение биосферы можно только на основе экологических знаний, которые помогают рационально эксплуатировать природные ресурсы, управлять естественными, аграрными, техногенными и социальными системами в соответствии с объективными законами природы. «И нет силы на Земле, - писал В.И.Вернадский (1940), - которая могла бы удержать человеческий Разум в его устремлении» . Он верил, что течение событий будущего может быть определено волей и разумом человека, планета вступит в новый этап эволюции - ноосферу (гр. noos - разум, sphaira - область) - эру, управляемую человеческим разумом, гарантирующим прогрессивное развитие на основе экологически грамотного использования и приумножения природных ресурсов. «Все человечество, взятое вместе, представляет ничтожную долю массы планеты. Мощь его связана не с материей, а с его мозгом. В истории биосферы перед человечеством открывается огромное будущее, если оно не будет употреблять свой разум и труд на самоистребление»(цит. по кн.: «В.И. Вернадский». М., 1994).

Основная задача современной экологии - найти пути сохранения биосферы и управления природными, антропогенными системами и человеческим обществом в соответствии с законами природы, а не вопреки им, найти гармонию между экономическими и экологическими интересами человека.

2.1 Современное развитие учения о ноосфере В.И. Вернадского

В наши дни отмечается значительный интерес к научному и философскому наследию В.И.Вернадского, его фундаментальным постулатам (например, биогеохимическим принципам Вернадского, закону биогенной миграции атомов, закону константности, закону максимума биогенной энергии), концепциям биосферы и ноосферы. Созданы и развиваются вернадскология (биосферология), проблемно-ориентированный научный комплекс учения о ноосфере В.И.Вернадского – ноосферизм и др. Развитие учения о ноосфере и ноосферогенезе сегодня приобретает масштабы «вернадскианской революции» и становится, по образному выражению А.И.Субетто, своеобразным фокусом, в котором пересекаются «токи» напряженной мысли человечества по поводу поиска выхода из того тупика, в котором оно оказалось в конце ХХ века.

В.И.Вернадский фактически был одним из создателей глобальной экологии, сформулировав основные философские принципы этой науки и создав учение о биосфере. Свое видение биосферы и законы ее существования до того момента, когда развитие общества, еще не привело к ее антропогенной трансформации, было изложено им в книге «Биосфера» в 1926 г. (издана в 1967) и 5 февраля 1928 г. на заседании Ленинградского общества естествоиспытателей в виде следующих исторических тезисов (цит. по В.Б.Сапунову, 2002):

Удивительно, но ни В.И.Вернадский, ни Ле Руа, ни де Шарден не создавали теории (учения о ноосфере) в том понимании, как это иногда трактуется нашими современниками. Заслуга В.И.Вернадского в том, что, сформулировав основные законы существования биосферы, он заявил о том, что человечество в ХХ веке стало геологической силой. «Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию… . Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно даст ему наука», - спрашивал он в 1922 г. и делал вывод: ученые должны связать свою работу с лучшей организацией человечества. Труды В.И.Вернадского способствовали пониманию того, что чем большими разрушительными силами овладевает человечество, тем совершеннее должны стать механизмы социального контроля над этими силами. Совершенствование этого контроля невозможно без философской платформы, которая и должна была возникнуть в рамках теории ноосферного развития. В.И.Вернадский размышлял о законах ноосферы. Создание теории ноосферы – первоочередная задача науки ХХI века (Сапунов, 2002).

И сегодня ЮНЕП объединила свои усилия с почти 1 тыс. специалистов и 40 организациями мира, чтобы оценить глобальную экологическую перспективу в рамках Всемирного саммита по устойчивому развитию. Современное развитие учения о ноосфере В.И.Вернадского обращено к осознанию новых принципов управления качеством окружающей среды и экономическим развитием, неразрывной связи между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды, невозможности решения экологических проблем изолированно, в отрыве от общего процесса социально-экономического развития. Поиск синтеза в решении экологических, социальных и экономических проблем стал ядром «Декларации Рио-92» и «Повестки дня нa XXI век» – Глобального плана действий по переходу к сбалансированному развитию (чаще пользуются уже устоявшимся термином – устойчивое развитие), такому развитию, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Фактически речь идет о длительном, непрерывном, сбалансированном (фактически ноосферном по В.И.Вернадскому) развитии, согласованном с состоянием природы и ее законами, о развитии исключающем негативные воздействия на окружающую среду. То же мы находим у Н.Н.Моисеева в его концепции коэволюции биосферы и общества, которую должны обеспечить воля и желание людей и последующим переходом коэволюции в эволюцию новой системы – ноосферы, в которой совокупный разум человечества, отдельных обществ, по А.И.Субетто, превращается в биосферный разум.

Каждое поколение сегодня заявляет о желании жить в условиях, которые характеризуются высоким качеством жизни людей (а стало быть, и окружающей человека среды) и требует сохранения потенциальной емкости экологических систем, обеспечивающих жизнь (это также требование экологов). Экономисты и социологи при этом добавляют, что социально-устойчивое развитие, это такое развитие, при котором валовой экономический рост не должен выходить за пределы несущей способности (потенциальной емкости) территории и систем жизнеобеспечения. Если же валовой экономический рост превышает потенциальные возможности экосферы и ассимиляционную емкость экосистем, то неизбежны состояния неустойчивого развития, которые в большей или меньшей степени характеризуются проявлением социально-экономической и экологической напряженности и несбалансированного, кризисного развития.

Мы приходим к тому, что сравнительно недавно (в 1994 г) названо О.Ф.Садыковым принципом ноосферосовместимости – необходимости обеспечения нефиналистических направлений саморазвития природных комплексов, нацеленных на формирование нооценозов – элементарных ячеек будущей биосферы, естественные и техногенные элементы которых гармонично и пропорционально соорганизованы в систему организменного уровня целостности.

В настоящее время человечество переживает едва ли не самый критический момент за всю историю своего существования. Современное общество находится в глубоком кризисе, хотя этого не скажешь, если ограничиваться некоторыми внешними проявлениями. Мы видим, что экономика развитых стран продолжает расти, пусть даже не такими бурными темпами, как было совсем недавно. Соответственно продолжают увеличиваться объемы добычи полезных ископаемых, что стимулируется ростом потребительского спроса. Наиболее заметно это опять-таки в развитых странах. Вместе с этим социальные контрасты в современном мире между развитыми в экономическом отношении и развивающимися государствами становятся все более выраженными и в некоторых случаях достигают 60-кратного разрыва по величине доходов населения этих стран.

Файлы: 1 файл

Пара 1.docx

Лекция 1 Введение в предмет социальной экологии

«Кончилось детство человечества, когда мать-природа ходила и убирала за нами. Наступил период зрелости. Теперь надо убирать самим, а вернее научиться жить так, чтобы не сорить. Отныне вся полнота ответственности за сохранение жизни на Земле ложится на нас» (Олдак, 1979).

В настоящее время человечество переживает едва ли не самый критический момент за всю историю своего существования. Современное общество находится в глубоком кризисе, хотя этого не скажешь, если ограничиваться некоторыми внешними проявлениями. Мы видим, что экономика развитых стран продолжает расти, пусть даже не такими бурными темпами, как было совсем недавно. Соответственно продолжают увеличиваться объемы добычи полезных ископаемых, что стимулируется ростом потребительского спроса. Наиболее заметно это опять-таки в развитых странах. Вместе с этим социальные контрасты в современном мире между развитыми в экономическом отношении и развивающимися государствами становятся все более выраженными и в некоторых случаях достигают 60-кратного разрыва по величине доходов населения этих стран.

Быстрая индустриализация и урбанизация, резкое увеличение численности населения планеты, интенсивная химизация сельского хозяйства, другие виды антропогенного давления на природу существенно нарушили круговорот веществ и естественные энергетические процессы в биосфере, повредили механизмы ее самовосстановления. Это поставило под угрозу здоровье и жизнь современного и будущего поколений людей и в целом дальнейшее существование цивилизации.

Экологический кризис в современном мире существует как глобальная проблема, проявляющаяся в кризисе человеческого существования, человеческого общения с миром, а ее решение требует и предполагает понимание окружающего мира и формирование такого представления о месте человека в нем, которое бы сделало возможным постоянное пребывание человека в мире. Экологический кризис — это отчуждение человека от того, из чего он черпает свою силу. «Человек становится ничьим, потому что не живет в согласии со своим миром. Экологический кризис — это одновременно «причина и следствие». Бесконечная экспансия в весьма ограниченном мире с необходимостью ведет к катастрофе. Ее нельзя предотвратить только путем развития техники и технологии, а лишь путем переосмысления и изменения отношения людей к природе как к среде, из которой не только берут начало истоки человеческого существования, но которая и есть условие самого существования человека.

Мнение, будто природа может выдержать бесконечную экспансию, использоваться без ограничений (насколько это допускают производительные силы), наиболее полно проявилось в период промышленного производства, целью которого является не удовлетворение подлинных человеческих потребностей, но достижение возможно большей прибыли на основе бесплатного использования природных ресурсов. В этом смысле уже сделан вывод, хотя и запоздалый, что экологический кризис является результатом индустриализма, гоняющегося за прибылью. Он — результат «экспансии производственной мощи, цель которой — не удовлетворение подлинных человеческих потребностей, а достижение прибыли или государственного накопления. Важнейший ее принцип — «прибыльная рентабельность», достигаемая в конкурентной борьбе таким образом, что бесцеремонно используется доступное природное сырье, при этом не заботятся о его восстановлении, не заботятся о побочных результатах воздействия технологий, уничтожающих природу». Загрязнение природы касается всего наследия человечества, и оно, если не будет предотвращено, демонстрирует собой «беспрецедентный образец безответственного отношения к будущим поколениям». Поэтому для устранения причин экологического кризиса недостаточно лишь усовершенствовать средства производства, техники и технологии. Необходимо изменить отношение людей, общества к природе и на основе познания и осознания ограниченности природных ресурсов ввести экологический критерий в оценку производства, стимулировать развитие технологий, щадящих природные ресурсы и не загрязняющих природу. Принцип прибыльной рентабельности должен быть заменен принципом экологической рентабельности, т.е. стремлением к сохранению экологического равновесия, обеспечивающего существование человеческого рода на Земле.

Сохранение экологического равновесия, т.е. решение проблем, вызванных экологическим кризисом, должно способствовать гуманному общественному развитию. В процессе этого развития должны быть созданы условия, в которых все индивиды будут иметь одинаковые возможности для проявления своих потенциальных творческих способностей. Существует соответствие между активной этичностью и способом восприятия мира. В контексте такого подхода к рассмотрению экологических проблем необходимо отказаться от непродуманной (или недостаточно продуманной) ориентации на развитие по пути количественного роста. «Подлинный прогресс не следовало бы понимать как ускоренное и бесконечное накопление материального богатства и услуг, а как совершенствование жизни людей за счет удовлетворения разумных и истинных потребностей» «Выражение «количественный» используется в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении одной стороны жизни — о достижении все большего материального благополучия. Выражение «качественный» употребляется для измененного человека по отношению ко многим сторонам и аспектам жизнедеятельности. Эти два противоположных принципа лежат в основе двух противоположных концепций прогресса: доминирующей силы и потребления, с одной стороны, и творческой силы и самопознания — с другой».

При количественном прогрессе люди вступают в конфронтацию с природной средой. Этот прогресс предполагает неограниченные источники материальных богатств, а мы знаем, что они ограниченны, малы и в большинстве своем невосстановимы. Качественный образ жизни и жизнедеятельности в меньшей мере зависим от наличия ограниченных источников материальных богатств. Однако стремление к ограничению количественного подхода не означает стремления к отказу от промышленной цивилизации. Более того, принцип экоразвития предполагает развитие техники, которое должно способствовать усилению человеческого и природного общества, что соответствует интересам индивида. Для современного экономического и общественного развития необходимо и комплексное (интегральное) развитие человека.

При глобальном восприятии экологических проблем требуется и универсализация ответственности за решение. С развитием техники возросла не только способность человека безгранично вмешиваться в природу, но и появилась потребность в ответственности человека за последствия, вызываемые этим вмешательством. Ответственность людей за экологическое равновесие в природе и решение экологических проблем, обусловленных его нарушением, становится вопросом выживания как человека, так и человечества, т.е. людского рода на Земле.

Природа представляет собой чрезвычайно сложную систему, от которой зависит как человеческая деятельность, так и сама жизнь.

В 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель ввел в науку термин "экология", получивший всеобщее признание в конце XX в. Он назвал этим словом новый раздел биологии, изучающий совокупность всех взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды, который по мере накопления новых знаний превратился в самостоятельную фундаментальную науку. экология имеет дело с величайшим из них - биосферой. Биосфера - это система живых организмов и среды, функционирующая и развивающаяся как единое целое. Организмы не только приспосабливаются к среде обитания, но и приспосабливают среду к себе, образуя вместе сложную систему регуляции условий, обеспечивающих жизнь на планете. Именно организмы сыграли основную роль в формировании геохимической среды Земли, благоприятной для их существования.

Эволюция природных процессов и явлений, в том числе и человека, в конечном счете привела мировое сообщество к озабоченности судьбой биосферы, представляющей собой в настоящее время нераздельное единство природных, техногенных и духовных элементов. Поэтому угроза существованию земного дома связана с угрозой разрушения и дома духовного. Экологические проблемы - общечеловеческие проблемы, так как биосфера не признает государственных границ. Общечеловеческие проблемы порождают и общечеловеческие задачи, важнейшей из которых является сохранение жизни на Земле.

Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука экология. Только знание экологических законов - законов развития природных и социальных процессов - позволит поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Природоохранные мероприятия, не обоснованные научно, бесполезны, а часто даже вредны, так как могут входить в противоречие с законами природы. Значение экологии как науки очень велико в современном мире.

В современном понимании экология – наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования.

Анализируя сложившуюся ситуацию, многие специалисты прихо¬дят к выводу, что в настоящее время человечеству угрожают две смер¬тельные опасности:

1) сравнительно быстрая гибель в огне глобальной ракетно- ядер¬ной войны и

2) медленное вымирание вследствие ухудшения качества жизненной среды, которое вызвано разрушением биосферы из-за нерациональной хозяйственной деятельности.

Вторая опасность, по-видимому, более реальна и более грозна, так как для ее предотвращения недостаточно одних лишь дипломатических усилий. Необходим пересмотр всех традиционных принципов природопользования и коренная перестройка всего хозяйственного механизма в большинстве стран мира.

Поэтому, говоря о современной ситуации, все должны понимать, что современный кризис охватил не только экономику и природу. В кризисе находится, прежде всего, сам человек с его веками сложившимися образом мыслей, потребностями, привычками, способом жизни и поведения. Кризисное положение человека заключается в том, что весь его образ жизни противостоит природе. Выйти из этого кризиса можно только в том случае, если человек преобразуется в существо, дружественное с природой, понимающее ее и умеющее находиться в согласии с ней. Но для этого люди должны научиться жить в согласии друг с другом и проявлять заботу о будущих поколениях. Всему этому должен научиться каждый человек, где бы ему ни пришлось работать и какие бы задачи ему ни предстояло решать.

Научной основой такой деятельности должна стать новая отрасль знания – социальная экология. Социальная экология возникла на стыке социологии, экологии, философии и других отраслей науки, с каждой из которых она тесно взаимодействует. Для того чтобы определить положение социальной экологии в системе наук, необходимо иметь в виду, что под словом «экология» подразумевается в одних случаях одна из экологических научных дисциплин, в других – все научные экологические дисциплины. Социальная экология является связующим звеном между техническими науками (гидротехника и др.) и общественными науками (история, правоведение).

Предмет социальной экологии, экологические проблемы, экологический взгляд на мир

Социальная экология – наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека. Иными словами, предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы.

Социальную экологию можно определить как отраслевую социологию, предметом изучения которой являются специфические связи между человеком и окружающей средой, влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни как естественно-общественного существа

Предмет социальной экологии — отношения в системе «общество — человек — техника — природная среда». В этой системе все элементы и подсистемы однородны, а связи между ними обусловливают его неизменность и структуру.

В связи с этим возникает необходимость более строгого объяснения их использования при разработке метода социальной экологии. Это тем более необходимо, что термины «система» и «комплекс» часто употребляются как синонимы.

Термин «система» чаще всего употребляется в двух значениях: как множество элементов, соединенных в некоторое сложное или единое целое; как согласованная и методологически отлаженная (по логическим критериям) совокупность или перечисление фактов, данных, законов, знаний, тезисов и т.д., относящихся к определенной отрасли знания или науки. В современной методологической литературе, относящейся в первую очередь к исследованию экологической проблематики, понятие системы уточняется. В частности, отмечается возможность включения в систему однородных объектов, которым предписываются различные функции, выявляются различные свойства, делающие их разнородными. В этом смысле подчеркивается, что в системе могут быть только элементы и подсистемы одного вида, что в широком смысле означает: не могут существовать системные связи между материальным и духовным, тем, что имеется объективно, и тем, что идеально. Следовательно, при таком подходе элементы одной системы могут быть либо только материальными, либо только идеальными.

Понятие «комплекс» (в широком смысле) означает некую целостность элементов (частей). По сути понятие «комплекс» означает взаимосвязь различных частей в едином целом, в котором есть центральный носитель связи. В современной методологической литературе по сравнению с понятием «система» целостность комплекса обеспечивается за счет функциональных связей, общих для всех его частей, а непосредственные связи между ними не являются необходимыми. В то время как система требует нивелирования множества объектов, сходства или различия между которыми не обязательны, для комплекса внутреннее множество не имеет значения, так как он отличается разнообразием охватываемых им элементов.

При исследовании предмета социальной экологии не следует отказываться ни от системного, ни от комплексного подхода. Наоборот, для научного исследования и познания ее предмета необходимо соотношение этих подходов. Применение системного и комплексного подходов позволит открыть закономерности сложного взаимоотношения «человек — общество — природа». Окружающая среда — природная, материальная — со всем разнообразием элементов как комплекс представляет массу, которую нельзя соединить в целое вне общего отношения к человеку как к фактору существования, она отличается функциональной целостностью только в данном аспекте. Но общество и природа — это два полюса системы, противоречащие друг другу, так как общество относится к высшей социальной форме движения материи, а природа — к досоциальной, где присутствуют химическая, геологическая и биологическая формы движения материи. Общество в известной степени как раз и представляет собой (по отношению к человеку) продукт развития природы, специфическую часть материального мира. Фактически общество и природа — диалектические системы, пронизывающие и исключающие друг друга (но их элементы могут образовывать комплексы), что, в частности, проявляется и в том, как природная среда, будучи динамичной суперсистемой, изнутри представляет собой упорядоченное целое; поэтому она и выступает по отношению к обществу в роли системы партнера.

Читайте также: