Темперамент это биологический фундамент личности

Обновлено: 24.04.2024

Тема: Личность. Этапы её развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операции.

Цель занятия: сформировать представление об уникальности каждой личности, условиях её становления.

углубить понятие о психологических особенностях человека: темпераменте и характере;

ознакомить учащихся с одной из методик изучения темперамента;

проследить за формированием способностей.

Тип занятия: ознакомительный.

Вид занятия: семинар

1. Изучение нового материала.

Личность – это уровень развития, достигаемый отнюдь не каждым индивидом. Основу личности составляет её структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

Психологи в качестве ведущего компонента структуры личности, выделяют направленность. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим всё поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Учитель обращается к схеме (на доске).

Структура личности (по К.К. Ковалёву).

Определяет отношение к действительности. Включает свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, установок. Доминирующая направленность определяет всю психологическую деятельность личности.

Включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Определяет стиль поведения личности в социальной среде.

В нём проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяют моральные и волевые качества.

Обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий, поступков жизни и деятельности

Характер и темперамент. В характере личность раскрывается со стороны её содержания, в темпераменте – со стороны своих динамических проявлений.

Сторона содержания личности.

Целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.

Возникает и формируется в обществе.

Динамическая сторона личности.

Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности и поведения.

Врождённая особенность человека.

Четыре основных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Первые описания различий между людьми сделаны в древнем Китае в 8 веке до нашей эры. Древнекитайские медики сравнивали людей с животными – неуравновешенных и подвижных подобно обезьянам, смелых и храбрых подобно тигру, медлительных и неповоротливых подобно панде.

Гиппократ (460-370 до н.э.) считал, что в организме есть 4-е основные жидкости или 4-е жизненных состояния, т.е. от соотношения этих четырёх жидкостей главным образом и зависят особенности психики и поведения человека.

Слово «темперамент» ввёл Клавдий Гален.

Типы высшей нервной деятельности.

В основе темперамента лежат особенности функционирования нервной системы, поэтому современное понимание темперамента связано с учением И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности человека.

Типы нервной деятельности характеризуются процессами, протекающими в нервной системе: возбуждение, торможение, а также учитываются свойства этих процессов: сила, скорость, уравновешенность.

Павлов выделил 4 типа нервной деятельности:

Слабый тип (меланхолик) – слабые процессы торможения и возбуждения.

Сильный неуравновешенный тип – (холерик) возбуждение преобладает над торможением.

Сильный уравновешенный тип (сангвиник) торможение = возбуждению.

Сильный уравновешенный тип – (флегматик) инертный.

Павлов особо подчёркивал, что слабость нервной системы не является отрицательным качеством, да и вообще о темпераменте невозможно судить «хорошо» или «плохо». Сильная нервная система хорошо справляется с одними жизненными задачами, слабая – с другими.

Понятие темперамента. Типы темпераментов.

Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности индивида. Выражается в силе, скорости, ритме, темпе всех психомоторных проявлений человека: его практических действий, речи, выразительных движений. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда поворот или движение головы, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают тот динамический аспект личности, который составляет темперамент.

Активность – энергетический потенциал организма.

Эмоциональность – интенсивность реакций на происходящее.

Социолабильность – лёгкость установления контактов с окружающими.

Импульсивность – склонность действовать по первому побуждению.

В 70-х годах двадцатого века американские учёные психолог А. Басс и генетик Р. Полмин выявили пять критериев, которым должно отвечать свойство психики, чтобы оно относилось к темпераменту:

Любое свойство темперамента генетически обусловлено и передаётся по наследству.

Темперамент проявляется в поведении уже в раннем детстве.

Темперамент неизменен на протяжении всей жизни.

Темперамент есть у животных.

Свойства темперамента адаптивны, то есть, направлены на успешное приспособление человека к окружающей среде.

Знакомство с типами темпераментов.

САНГВИНИК – сильный тип хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Часто предлагает свои какие-то идеи и добивается осуществления. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным, целеустремлённым, не теряя при этом чувства юмора. Хорошо умеет сдерживать свои эмоции. Речь быстрая, громкая с живыми интонациями и мимикой.

ХОЛЕРИК – это вспыльчивый безудержный тип. «Шуток не понимает. Всех терпеть не может», - так характеризует его Чехов. Подвижен, инициативен, но, в отличие от уверенного в себе сангвиника, самоуверен. Поэтому его идеи, подчас интересные, недодуманы до конца. Нетерпелив, и если увлечётся, то его трудно остановить. Ожидание способно вывести его из себя. Неудачи – тоже, и он или лихорадочно действует, или впадает в апатию Для него вообще характерно подобное непостоянство. То чересчур разговорчив – не остановить, то слова из него не вытянешь. Быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу. Схватывает информацию на лету, быстро запоминает, даже не успев осознать.

ФЛЕГМАТИК – спокоен и невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчёте. Говорит в основном про еду, не любит пустословия. Ему не чужда предприимчивость, однако предлагать новую идею склонен только после тщательного взвешивания всех «за» и «против». Никакая неудача не способна вывести его из себя. Для него это вполне рядовые жизненные неприятности. Способен работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Прежде чем действовать, подумает о возможных помехах, о том, как их преодолеть. Он стратег и постоянно сверяет свои действия с перспективой. Уравновешен, его трудно обидеть или вывести из себя. Умеет ждать. Его речь спокойна, без эмоций.

МЕЛАНХОЛИК – это слабый тип, для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Меланхолик пассивен и обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Голос у него тихий, речь замедленная. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.

Вывод: темперамент характеризует то, как мы действуем, а не то, что мы делаем.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ .

Разыграйте сценку, в которой один из персонажей сангвиник, меланхолик, флегматик или холерик.

Угадайте тип темперамента по предложенному описанию.

«Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота оказались заперты и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везёт, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, ещё и дождь пойдёт», - приговаривал он сквозь слёзы. «Чего тут торчать, вышибем ворота, и все дела!», - горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождём, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в неё пролезем», - взял в руки инициативу четвёртый». (Из книги Круга «Торопись не спеша»).

Изучение типов темперамента и характера школьников (личностный опросник Ханса Дж. Айзенка).

1. Определение индивидуального типа темперамента.

Школьникам предлагается ответить на 48 вопросов, разделённых на 2 блока. Отвечать на поставленные вопросы следует только в форме «ДА» или «НЕТ» (напротив номера вопроса поставьте «+» или «-«).

Первый блок, состоящий из 24 вопросов, помогает определить принадлежность к экстравертам или интровертам. Проявление экстраверсии характеризуется обращённостью личности на внешний мир. Экстравертам свойственны индивидуальность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Интроверсия – направленность личности на явления своего собственного внутреннего мира (свойство, полярное экстраверсии). Интровертам свойственны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение в формировании контактов и социальной адаптивности.

Второй блок из 24 вопросов помогает определить наличие состояния невротизма – эмоциональной неустойчивости, тревожности, понижения самочувствия или стабильности – уверенности, эмоционального комфорта.

1.Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?

2.Часто ли бывает у вас беспокойное чувство, впечатление того, что вы знаете, чего хотите?

3.Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4.Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой либо причины?

5.Держитесь ли вы обычно «в тени» на вечеринках и в компании?

6. Бывает ли, что вы «дуетесь» на кого-нибудь?

7. Предпочитаете ли вы прекратить ссору молчанием?

8. Общительный ли вы человек?

9. Любите ли вы быть среди людей?

10.Часто ли вы теряли сон из-за тревог?

11. Могли бы вы назвать себя беспечным

12. Часто ли вы решаетесь на что-нибудь, когда уже слишком поздно?

13. Любите ли вы работать в одиночестве?

14. Часто ли вы чувствуете себя равнодушным и усталым без серьёзной причины?

15. Подвижный ли вы человек?

16. Часто ли вам что-либо так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?

17. Вы чувствуете себя неловко в новой нарядной одежде?

18. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточится на чём-то внимание?

19. Можете ли вы быстро переложить ваши мысли в слова?

20. Часто ли вы бываете в рассеянном забытьи?

21. Любите ли вы каверзные шутки?

22. Часто ли вы думаете о прошлом?

23. Вы очень любите вкусную еду?

24. Когда вы чем-то раздражены, нуждаетесь ли в понимающем человеке, чтобы выговорится?

25. Если вам по серьёзной причине будут нужны деньги, согласитесь ли вы лучше продать что-нибудь из своих вещей, чем занять деньги?

26. Чувствительны ли вы иногда к некоторым вещам?

27. Предпочли бы вы остаться в одиночестве, чем пойти на скучную вечеринку?

28. Бываете ли вы так возбуждены, что не можете усидеть на месте?

29. Любите ли вы планировать действия заранее?

30. Бывает ли у вас головокружение?

31. Делаете ли вы обычно вещи лучше, обдумывая их в одиночку, чем обсуждая с другими?

32. Случается ли у вас одышка, хотя вы не делали никакой тяжёлой работы?

33. Являетесь ли вы беспечным человеком, которого не волнует вопрос «сделать как нужно»?

34. Подводят ли вас нервы?

35. Нравится ли вам планировать больше, чем делать?

36. Нервничаете ли вы, когда находитесь в лифте или в тоннеле?

37. Делаете ли вы обычно первые шаги к сближению, когда с кем-то знакомитесь?

38 Бывают ли у вас сильные головные боли?

39. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придёт в норму?

40. Трудно ли вам заснуть ночью?

41. Говорили ли вы иногда первое, что придёт в голову?

42. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?

43. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей

44. Часто ли вам случаются неприятности из-за того, что вы поступаете не подумав?

45. Любите ли вы шутить и рассказывать забавные истории друзьям?

46. Застенчивы ли вы в присутствии старших?

47. Считаете ли вы, что стоит рискнуть, даже если шансы не в вашу пользу?

48. Часто ли у вас «сосёт под ложечкой» перед важным делом?

Учитель зачитывает номера вопросов с ответами. В случае совпадения номер ответа по первому блоку обводится в кружок. Ответы «ДА»: 1, 3, 7, 9, 11. 15, 19, 21, 23, 33, 37, 39, 41, 47.

«НЕТ»: 5, 13, 17, 25, 27, 29, 31, 35, 43.

В случае совпадения ответа по второму блоку номер обводится в квадрат. Ответы «ДА»: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48.

Сравнение полученных результатов с «кругом Айзенка» (см. рисунок), в котором представлены отличительные свойства личности и черты характера, присущие определённому типу темперамента.

Темперамент — это те врожденные особенности чело­века, которые обусловливают динамические характеристи­ки интенсивности и скорости реагирования, степени эмо­циональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Известно 4 типа темперамента.

Холерик — это человек, нервная система которого оп­ределяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необду­манно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчи­вость, необузданность, несдержанность. Неуравновешен­ность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-ни­будь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощают­ся, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичнос­ти с отрицательными циклами спада, депрессии, обуслов­ливают неровность поведения и самочувствия, его повы­шенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, под­вижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чемуегохарактеризует высокая сопротивляемость трудностям жиз­ни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктив­ный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуман­но защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, нераз­говорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассер­дить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раз­дражителям, трудностям, но не способен быстро реагиро­вать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запомина­ет все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, рас­порядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно при­спосабливается к новым условиям. Настроение стабиль­ное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражи­телям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности мелан­холика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утом­лению и падению работоспособности (требуется более дли­тельный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подав­лен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвиж­ность нервных процессов). Среди пожилых людей, наобо­рот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате вос­питания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинно­го темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Продуктивность работы человека тесно связана с осо­бенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напро­тив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамичес­кие, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «вели­кая» и социально-ничтожная личность.

Известный английский психолог Г. Айзенк считает, что основу темперамента составляет сочетание двух типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм).

Нейротизм — это эмоционально психологическая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчи­вости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс, они долго переживают конфликты, «не могут взять себя в руки», часто подавлены, огорчены, раздражитель­ны, тревожны, круг их друзей обычно сужается. Эти чер­ты довольно стойкие и могут быть сглажены в процессе упорного самовоспитания.

Экстраверсия– это открытость, общительность, ориентация в принятии решений на внешние факторы, мнение других людей.

Экстраверсия в сочетании с повышенным нейротизмом обусловливает проявление тем­перамента холерика; «интроверсия + нейротизм» опреде­ляет темперамент меланхолика; противоположность нейротизма — эмоциональная стабильность, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинистический темперамент, в сочетании с интроверсией как флегматик. (См. рис. 1.)

Тест- опросник Г.Айзенка на определение типа темперамента

Вопросы теста (зачитываются преподавателем на занятии)

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям и ощущениям?

2. Часто ли вы нуждаетесь в том, чтобы вас ободрили или утешили?

3. Легко ли вы обычно отвлекаетесь от своих забот?

4. Часто ли вы испытываете чувство тревоги, отвечая другим “нет”?

5. Долго ли вы размышляете, перед тем как что-либо предпринять?

6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно вам это или нет)?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъёмы настроения без особой причины?

8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Бываете ли вы печальны без достаточных на то причин?

10. Любите ли вы рискованные поступки?

11. Возникает ли у вас внезапно чувство робости и смущения, когда вы хотите

вступить в разговор?

12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?

13. Обычно вы действуете мгновенно под влиянием момента?

14. Часто ли вы волнуетесь, что сделали или сказали что-то, чего не следовало

бы делать или говорить?

15. В свободное время предпочитаете ли вы обычно чтение книг общению с

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

19. Бывают ли у вас иногда так, что избыток энергии внезапно сменяется

20. Предпочитаете ли вы обычно общаться с узким кругом хорошо известных

21. Часто ли вы мечтаете о несбыточных, нереальных вещах?

22. Если на вас кричат, вы отвечаете мгновенно?

23. Испытываете ли вы иногда вину без какой-либо причины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы “расслабиться” и во всю повеселиться в компании?

26. Считаете ли вы себя человеком ранимым и чувствительным?

27. Вы человек очень живой и подвижный?

28. После того, как вы сделали какое-нибудь важное дело, часто ли вы

испытываете чувство тревоги, что сделали его хуже, чем могли бы?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Часто ли вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если вы хотите что-то узнать, вам легче искать нужные сведения в книгах,

чем расспрашивать людей?

33. Случаются ли у вас внезапно сильные сердцебиения?

34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас длительного внимания и большой сосредоточенности?

35. Бывают ли у вас от волнения приступы дрожи в руках или в ногах?

36. Всегда вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались

37. Приятно ли вам находиться в большой компании, где подшучивают друг

38. Раздражительны ли вы?

39. Легко ли вам выполнять дела, требующие мгновенной активности?

40. Вы склонны преувеличивать в своём воображении неприятные события,

которые могли бы произойти?

41. Ваши движения обычно медленны и неторопливы?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся тяжёлые кошмары?

44. Вы так любите поговорить с людьми, что постараетесь не упустить случая

побеседовать с новым человеком?

45. Часто ли вас беспокоят боли?

46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

47. Можете ли назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

49. Легко ли вы вступаете в общения с людьми?

50. Легко ли обижаетесь, когда люди указывают на ваши личные недостатки и

недостатки в вашей работе?

51. Вам мало доставляет настоящего удовольствия участие в вечеринке?

52. Часто ли вас беспокоит чувство собственной неполноценности?

53. Способны ли вы легко внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Испытываете ли вы чувство тревоги за своё здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Часто ли у вас бывает длительная бессонница?

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Поиск по сайту

Свойства нервной системы - ее природные, врожденные особенности, влияющие на индивидуальные различия в формировании способностей и характера (Павлов) Многолетнее изучение условных рефлексов позволило Павлову выделить три основных свойства нервных процессов, которые определяют индивидуальные особенности поведения животных, их темпераменты. Первое свойство – сила процессов возбуждения и торможения, характеризующая работоспособность корковых клеток. Это свойство определяется предельной силой раздражения, на которую могут быть образованы положительные и отрицательные условные рефлексы. Второе свойство – соотношение, или баланс, силы процессов возбуждения и торможения, иными словами, их уравновешенность. У одних собак одинаково легко образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы, у других сила процессов возбуждения и торможения неодинакова. Если процесс возбуждения превалирует над процессом торможения, то наряду с быстрым образованием положительных условных рефлексов наблюдается трудность выработки дифференцировок, особенно тонких; уже имеющиеся дифференцировки легко растормаживаются. Третье свойство –подвижность процессов возбуждения и торможения, т.е. скорость, с которой они могут сменять друг друга.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь, обусловливает темперамент человека,. Но неверно было бы думать, что во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы его проявления личностью. Например, в последние десятилетия биологическое и физиологическое созревание человека ускорилось, акселерация привела к раннему становлению его темперамента, в то время как социальное формирование его несколько замедлилось вследствие увеличения продолжительности обучения, что задержало включение в значимые социальные контакты. Человек вступает в мир как индивид, наделенный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем разовьются в определенные способности. Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера [227]. Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.

К свойствам темперамента можно отнести те индивидуальные отличия человека, которые определяют собой динамические аспекты всех видов его деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Перечислим их:

1) сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции;

2) реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон – даже звук);

3) активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания);

4) соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений;

5) пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность);

6) темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, быстрота ума);

7) экстраверсия – интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);

8) эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

В последние годы к основным составляющим темперамента относят две характеристики поведения – энергетический уровень и временные параметры. Первая описывается через активность и реактивность, вторая – через подвижность, темп и ритмичность реакций. Реактивность человека тем выше, чем слабее раздражитель, способный вызывать реакцию. Она показывает, насколько сильно разные люди реагируют на одинаковые стимулы: высокореактивные – сильно возбудимы, но обладают низкой выносливостью при воздействии сильных или часто повторяющихся раздражителей. Соотношение реактивности и активности показывает, что сильнее воздействует на человека: случайные факторы (события, настроение и т. д.) или постоянные и долгосрочные цели.

Стреляу описывает основные типы темперамента с учетом склонности к определенной эмоциональной реакции следующим образом.
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. У него живая мимика и выразительные движения. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладает повышенной активностью. Это человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточить свое внимание, дисциплинирован. Его можно научить сдерживать проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, скорее экстраверт.
Флегматик. Это человек с высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью. Он обладает малой чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны, медленный темп движений и речи. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.
Меланхолик. Этот человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Среди меланхоликов большинство – интроверты.
Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер – но о характере речь пойдет в следующей нашей лекции). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

На главную Лекции и практикум по психологии Справочный материал. Вопросы и ответы Социализация: от темперамента – к личности

Социализация: от темперамента – к личности
Лекции и практикум по психологии - Справочный материал. Вопросы и ответы

Какова динамика типа нервной системы на протяжении жизни?

В более поздних своих высказываниях Павлов достаточно резко подчеркивал, что тип нервной системы вовсе не является чем-то неизменным, а может изменяться под влиянием жизненного воспитания, и что «окончательная наличная нервная деятельность» живого существа определяется не только прирожденным типом нервной системы, но и всей историей жизни, теми влияниями, «которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания и обучения в самом широком смысле этих слов».

Полученные в лабораториях Павлова данные о возможности укрепления относительно слабого процесса торможения у холерика и слабой нервной системы меланхолика путем тренировки изменили его взгляды на оценку типологических особенностей этих темпераментов. «Для человеческой личности открыты чрезвычайные возможности не только изменять, направлять и совершенствовать свои привычки, но в значительной степени регулировать прирожденную силу или слабость нервной системы. Это сейчас я вижу в моих лабораторных исследованиях…».
Темперамент человека может измениться под влиянием жизненных обстоятельств, возраста, болезней (особенно болезней нервной системы). При благоприятных условиях жизни прирожденный тип нервной деятельности и связанные с ним психические черты темперамента изменяются медленно и малозаметно. При резких изменениях условий жизни человека перемены в темпераменте более резко выражены.
Нужно учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте – своя специфика активности, эмоциональности и моторики. Так, в младшем школьном возрасте характерные черты активности – легкость пробуждения интереса, готовность обратить внимание на любые внешние раздражители и недостаточная длительность состояния сосредоточенности – связаны с относительной слабостью, чувственностью нервной системы детей.

Влияют ли социальные условия на темперамент?

Динамические особенности деятельности неизбежно зависят от конкретных взаимоотношений индивида с окружением; могут быть одними в адекватных для него условиях и другими в неадекватных. Поэтому принципиально неправомерны попытки дать учение о темпераментах, исходя лишь из физиологического анализа нервных механизмов вне соотношения у животных с биологическими условиями их существования, у человека – с исторически развивающимися условиями его общественного бытия и практической деятельности.
Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. «Темпы моей деятельности,– пишет С.Л.Рубинштейн, – будут, очевидно, различными в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде».
Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных общественных слоев обусловливает в известной мере и темп, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих общественных слоев.
Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей.
Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе органическими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т.п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка – хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического – на внутренний строй личности, на ее темперамент.
Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека.

Как взаимообусловлены темперамент и личность?

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма – как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого тонуса органической жизнедеятельности). Однако динамические свойства деятельности человека не сводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных особенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, не отрывного от развития личности в целом.
Темперамент – не свойство нервной системы или нейроконструкции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.
Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, однако он изменяется в онтогенезе. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности, поскольку темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.
Нельзя отрицать значения природных качеств типа нервной системы для человеческой личности, в особенности силы и уравновешенности нервных процессов. Однако надо учитывать и то, что между природными особенностями типа высшей нервной деятельности и социальной ценностью личности нет прямой связи.
Социальные достижения человека определяются не столько прирожденным типом высшей нервной деятельности, сколько направленностью, моральными качествами, силой воли. При наличии таких качеств ценные социальные достижения личности возможны при любом типе нервной системы, при любом темпераменте.
Неверно было бы думать, что во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления личностью.
Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.
…Динамика психических процессов не является чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач, которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее важных для него взаимоотношений с окружающими. Темперамент – пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь.

Как изменяются динамические свойства индивида под влиянием мотивационной сферы личности?

Несводимы к органической жизнедеятельности и действия человека, поскольку они представляют собой не просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные предметы и преследуют те или иные цели. Поэтому никак нельзя свести динамические особенности действий человека к динамическим особенностям органической его жизнедеятельности, взятой в себе самой; сам тонус его органической жизнедеятельности может быть обусловлен ходом его деятельности и оборотом, который она для него получает.
Так, сколь значительную роль ни играют во впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического и центрального аппарата, все же впечатлительность к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными раздражителями, а явлениями, предметами, лицами, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его вкусами, привязанностями, убеждениями, характером, мировоззрением. В силу этого сама чувствительность или впечатлительность оказывается опосредованной и избирательной.
Впечатлительность опосредуется и преобразуется потребностями, интересами, вкусами, склонностями и т.д. – всем отношением человека к окружающему и зависит от жизненного пути личности.
Точно так же смена эмоций и настроений, состояний эмоционального подъема или упадка у человека зависит не только от тонуса жизнедеятельности организма. Изменения в тонусе, несомненно, тоже влияют на эмоциональное состояние, но тонус жизнедеятельности опосредован и обусловлен взаимоотношениями личности с окружающими и, значит, всем содержанием ее сознательной жизни. Все сказанное об опосредованности, впечатлительности и эмоциональности сознательной жизнью личности еще в большей мере относится к импульсивности, поскольку импульсивность включает и впечатлительность, и эмоциональную возбудимость и определяется их отношением с мощью и сложностью интеллектуальных процессов их опосредующих и контролирующих.

Как взаимообусловлены темперамент индивида и характер человека?

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.
Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, – от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так на основе импульсивности как свойства темперамента, в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути, могут выработаться различные волевые качества характера: в одном случае на основе большой импульсивности у человека, который не приучился контролировать свои поступки размышлением над их последствиями, может легко развиться необдуманность под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели.
В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом – на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем – чувствительность в смысле сентиментальность. Формирование характера не базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.
Итак, темперамент – динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Какие черты характера и свойства личности могут развиваться на основе определенного типа темперамента?

Управление темпераментом неотделимо от воспитания характера. Научиться управлять своим темпераментом можно лишь в том случае, если человек обладает целеустремленным, волевым высоконравственным характером. При наличии такого характера человек – холерик – способен сдерживать природную неуравновешенность и вспыльчивость, флегматик преодолевает свою медлительность, сангвиник – импульсивность, а меланхолик – застенчивость.
Сказанное имеет прямое отношение и к самовоспитанию, управлению собственным темпераментом. При правильном воспитании, когда учитываются слабые и сильные стороны данного темперамента в постановке задач, в обеспеченности заинтересованности в их решении и соответствующем стимулировании, у флегматика легко формируются такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Однако в неблагоприятных условиях могут развиться такие отрицательные черты, как безразличие, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, пассивность, лень.
Так, например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность, энтузиазм и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, раздражительность. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных обстоятельствах.
При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность сангвиника может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность, непостоянность склонностей. Так может сформироваться личность человека, на которого нельзя слишком полагаться.
Существует вероятность формирования таких черт личности, как доверчивость и легковерность, склонность к тому, чтобы строить проекты, но вскорости их бросать. Его поступки могут оказаться не всегда обдуманны. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное восприятие, у учащихся может проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей. При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, активное участие в общественной жизни. Его стремление к частой смене впечатлений трансформируется в способность легко и быстро отзываться на окружающие события, широкую общительность.
Легкая переключаемость сангвиника с одного объекта деятельности на другой при неблагоприятных условиях может привести к формированию невнимательности как черты личности; при благоприятном же педагогическом воздействии это динамическое свойство может стать основой продуктивной деятельности, требующей частого переключения внимания.
Меланхолик – это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Человек меланхолического темперамента – очень впечатлительный, застенчивый, склонный к робости, неуверенности, уединению. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.
Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен, часто и легко теряется. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. При правильном воспитании обнаруживаются ценные качества личности: тактичность, чуткость.
Представитель меланхолического типа должен использовать положительные черты своего темперамента (мягкость, отзывчивость) и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость и нерешительность.

Какой инструментарий может использовать практический психолог для диагностики темперамента?

Литература

Источник: Н.Я.Мороз Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005.

Читайте также: