Технология устройства бетонного покрытия

Обновлено: 02.05.2024

1.1. Технологическая карта разработана на производство работ по устройству бетонных покрытий полов в одной секции здания на площади пола 500,4 м2.

1.2. При привязке карты к конкретным условиям уточняются объем работ, калькуляция трудовых затрат, график выполнения работ и технико-экономические показатели.

2. Организация и технология строительного процесса

2.1 Устройство бетонной подготовки под полы

Общие указания

Нежесткие подстилающие слои (гравийные, щебеночные, асфальтобетонные, песчаные, шлаковые) допускается применять в производственных зданиях при условии их уплотнения механическими катками.

В полах, которые в процессе эксплуатации могут подвергаться воздействиям агрессивных жидкостей, веществ животного происхождения и органических растворителей любой интенсивности либо воды, нейтральных растворов, масел и эмульсий из них средней и большой интенсивности следует применять бетонный подстилающий слой.

Толщину подстилающего слоя следует устанавливать расчетом в зависимости от действующей на пол нагрузки, применяемых материалов и свойств грунта основания. Толщина подстилающего слоя должна быть не менее, мм:


песчаного.
60


шлакового, гравийного и щебеночного.
80


бетонного:



в жилых и общественных зданиях .
80


в производственных помещениях .
100

Для бетонного подстилающего слоя надлежит применять бетон класса по прочности на сжатие не ниже В22,5.

В случаях, когда по расчету напряжение растяжения в подстилающем слое толщиной 100 мм из бетона класса В22,5 получается меньше расчетного, следует применять бетон более низкого класса (но не ниже В7,5) исходя из обеспечения несущей способности подстилающего слоя.

Деформационные швы в полах должны совладать с деформационными швами зданий, а в полах с уклонами для стока жидкостей - с водоразделом полов.

Основания под полы на водонасыщенных и ненасыщенных, макропористых (осадочных) и безосадочных, насыпных и естественных грунтах выполняют до устройства подстилающих слоев пола.

При устройстве грунтовых оснований снимают растительный грунт (или торф), понижают уровень грунтовых вод и просушивают насыщенные водой глинистые, суглинистые и пылевидные грунты до восстановления их проектной несущей способности. Пучинистые грунты при устройстве полов в неотапливаемых зданиях защищают от деформации в соответствии с требованиями проекта против их деформации. Макропористые грунты закрепляют или заменяют на грунт с малой осадкой. Грунты насыпные или с нарушенной структурой перед устройством полов очищают от примесей древесно-строительного мусора и уплотняют механическими трамбовками ИЭ-4502 или ИЭ-4505. производительностью соответственно 45 и 13 м: з/ч. Если применение механических трамбовок может вызвать повреждение или смещение сборных фундаментов или других примыкающих конструкций, грунт насыпают толщиной по 10 см и уплотняют ручными трамбовками.

Поверхность грунта планируют по профилю и уровню проектных отметок. При этом в соответствии с требуемым уровнем нижней поверхности основания грунт выравнивают, при необходимости подсыпают и уплотняют. Планируют и уплотняют только талый грунт, без примеси мерзлого грунта, снега и льда.

При использовании грунтовых смесей, состав которых приводится в проекте, их равномерно укладывают по выровненному основанию слоями толщиной по 50-75 мм и уплотняют каждый слой.

Подстилающий сдой из песка выполняют по выровненному основанию, укладывая песок сплошным ровным слоем толщиной 5-10 мм и уплотняя его. Для повышения степени уплотнения песок увлажняют до 7-10%.

Подстилающие слои из щебня укладывают по выровненному основанию грунта. Смесь подбирают по гранулометрическому составу и предварительно увлажняют до 5-7%. Смесь укладывают сплошными равномерными слоями толщиной 80-200 мм, разравнивают и уплотняют ручными, а при больших объемах работ - механическими катками массой до 8 т. Щебеночную смесь уплотняют до получения ровного плотного слоя, позволяющего равномерно распределять нагрузку от элементов пола на грунт. Если толщина подстилающего слоя превышает 200 мм, по первому слою укладывают следующий, который также уплотняют катками.

Подстилающие слои из гравия и шлака выполняют также по выровненному основанию соответственно из гравийно-песчаных смесей или доменных шлаков. Требования к их влажности такие же, как к щебеночным смесям; толщина одного укладываемого слоя - 100-200 мм. Уложенную смесь уплотняют ручными катками. Масса механизированных катков не должна превышать 5 т при устройстве подготовок из шлаков и 12 т - при уплотнении гравийно-песчаных смесей.

Подстилающие слои из глинобитных смесей укладывают по выровненному основанию равномерным слоем толщиной до 100 мм. Каждый слой уплотняют до появления влаги на его поверхности. При устройстве многослойной подготовки пола каждый последующий слой укладывают после отверждения предыдущего. При этом для улучшения сцепления между слоями подготовки нижележащий слой смачивают водой. Для предотвращения появления трещин в готовой подготовке ее поверхность также смачивают водой в течение нескольких суток после укладки глинобитной смеси.

На рабочую площадку бетонную смесь транспортируют самосвалами, тележками, бадьями или бетононасосами. Если пол не армируют, смесь укладывают с самосвала или тележками непосредственно в центре секции, подлежащей заливке. Если пол армируют, смесь сгружают опрокидыванием вбок, либо при этом используют мостки.

При укладке смеси нельзя сдвигать с места арматуру, запрещается перемещаться по ней или устанавливать на нее опоры мостков. При этом может потребоваться регулировка установки арматурной сетки.

При укладке бетонной смеси с помощью крана и бадьи следует равномерно распределить смесь на поверхности, не прибегая к помощи глубинного вибратора. Наиболее просто и быстро подавать смесь бетононасосами, которые обеспечивают распределение бетонной смеси.

Полосы бетонируют через одну, при этом сначала бетонируют полосы наиболее удаленные от проезжей части и последовательно приближаются к ней. После затвердения бетона в смежных полосах, уложенных между маячными досками, бетонируют промежуточные полосы.

Боковые грани забетонированных плит, образующих деформационные швы, перед бетонированием промежуточных полос обмазывают горячим битумом слоем 1,5-2 мм.

Усадочные швы образуют заглублением в свежеуложенный бетон металлической полосы шириной 80-100 и толщиной 4-5 мм, заглубляют ее на 1/3 толщины бетонной подготовки. Полоса остается в бетоне на 20-40 мин. после чего ее извлекают. После затвердения бетона образованные усадочные швы заполняют горячим битумом или цементным раствором.

При устройстве бетонных подготовок около фундаментов, приямков, каналов бетонировать их отдельными участками необходимо с очередностью, обеспечивающей наименее трудоемкую подачу бетонной смеси к этим участкам, ее разравнивание, укладку и уплотнение.

Маячные рейки изготовляют из досок толщиной 4-6 см и шириной, равной высоте бетонируемой подготовки и крепят к основанию деревянными колышками, забиваемыми на глубину не менее 30 см. Расстояние между колышками должно быть не более 1,5 м. В качестве маячных реек могут быть применены инвентарные многооборачиваемые металлические конструкции, например швеллеры.

Требуемый проектом уклон бетонной подготовки обеспечивают планировкой основания или самим подстилающим слоем, в последнем случае верхнюю или нижнюю грань маячных досок срезают по уклону.

При бетонировании подготовки отдельными участками следует изготовлять сборно-разборные инвентарные деревянные или металлические маячные опалубки. Соединения элементов таких опалубок должны быть надежными и обеспечивать быструю и легкую сборку и разборку опалубки у места ее установки.

При малых объемах бетонирования подготовок рекомендуется выполнять этот процесс по простейшей схеме. Самосвал или автобетоновоз при этом может заезжать для выгрузки смеси в пределы бетонируемой полосы или подъезжать сбоку и выгружать смесь за маячные доски. Автобетоносмеситель может подъезжать за маячные доски и выгружать смесь на бетонируемую полосу через лоток.

Схема бетонирования подготовок под полы с помощью автобетононасоса, оснащенного шарнирно-сочлененной стрелой, принципиально не отличается от схемы бетонирования с помощью самоходного ленточного бетоноукладчика.

При использовании бетононасосов для устройства монолитных бетонных подготовок желательно организовать:

- ритмичное обеспечение насоса бетонной смесью, исключающее потери времени на очистку бетоновода и подготовку насоса к работе;

При устройстве бетонных подготовок с помощью бетононасосов необходимо учитывать, что бетононасосы предназначены для перекачивания бетонных смесей с осадкой конуса 6-8 см, в то время как для подготовок под полы подвижность укладываемой бетонной смеси должна составлять 0-1 см. В перекачиваемой бетонной смеси должно быть повышенное содержание в песке пылевидных и мелких частиц. Все это приводит к повышенному расходу цемента и водосодержанию. Уменьшение водосодержания и расхода цемента при сохранении требуемой подвижности смеси может быть достигнуто за счет применения пластифицирующих добавок.

2.2 Устройство гидроизоляции из рулонных материалов

Общие указания по устройству гидроизоляции

Гидроизоляцию от проникания сточных вод и других жидкостей следует предусматривать только при средней и большой интенсивности воздействия их на пол:

3 способа устройства бетонного чернового пола в частном доме

В области частного домостроения технологии постоянно развиваются, а на рынке появляются новые материалы. Рассмотрим, как сделать пол в частном доме путем устройства стяжки сразу на грунтовом основании. Ознакомимся с различными схемами, конструктивными особенностями, рекомендуемыми и нормативными требованиями из действующих СНиП. После прочтения статьи Вы сможете еще на этапе проектирования продумать устройство пола на грунте, самостоятельно выбрать нужные группы материалов, рассчитать толщину утеплителя для конкретного помещения и типа стяжки.

Коротко о грунтовом основании

Перед тем, как принимать решение сделать полы в доме своими руками с нуля дешево, необходимо продумать варианты защиты пола от естественного воздействия земли. Сюда относятся перепады влажности с температурой, сезонное движение пласта на глубине промерзания, газовыделение.

С первыми двумя фактами практически каждый человек ознакомлен. Здесь в качестве основной защиты устраивается минеральная подложка, гидробарьер и теплоизоляционное полотно. О газах нередко забывают.

Химические процессы в недрах земли происходят непрерывно. Среди них – расщепление радиоактивных веществ, которые также содержатся в песке, глине, щебенке. В результате образуется газ радон – инертное вещество, которому свойственно оказывать облучающее воздействие. Так как он имеет плотность выше, чем у воздуха, наблюдается накопительный эффект внутри замкнутого пространства. Бетон воздухопроницаем, поэтому важно создавать защитные преграды для вредного вещества.

Обзор возможных схем устройства чернового пола на грунте

Технически решений, как сделать пол в доме на первом этаже с земляным покрытием всего два: с опорой на природное основание или на несущие опоры. В первом случае подразумевается формирование напольного покрытия на предварительно возведенную подложку и стяжку (можно без нее). Во втором создается перекрытие с вентилируемым пространством, которое монтируется на несущих конструкциях: стены, ленточный фундамент, бетонный ростверк на таких же сваях по технологии ТИСЭ, система лаг с перемычками (если требуются).

Плюсы и минусы подобных решений

Главный недостаток, который заставляет усомниться в устройстве пола на грунте – отсутствие подвального помещения. Однако у плюсов наблюдается существенный перевес. Например:

  • допустимость ко всем помещениям на первом этаже (от пристройки до гаража);
  • простота реализации проекта (можно выполнить самостоятельно);
  • низкая себестоимость на фоне устройства подпольного помещения или цокольного этажа.

Также имеется положительный момент по отношению к фундаменту. По технологии под черновым полом нужно устроить многослойную подушку. Эта засыпка не замерзает, имеет всегда температуру выше нуля градусов по Цельсию. То есть грунт на участке, в том числе под фундаментом, промерзает в меньшей степени, чем вокруг дома. Это снижает степень сезонного движения почвы, а значит механическое давление на опорную часть здания также уменьшается.

К минусам можно отнести еще два момента. Смета близка или превышает расходы на устройство подвала и пола, если требуется заполнить грунтом пространство высотой свыше 0,6 м. Невозможно выполнить работу в доме со свайным, столбчатым фундаментом, ростверком, который установлен над землей.

Коротко о схемах пола на грунте

Решения устройства перекрытий на первом этаже сводятся к деревянному настилу на лагах и как залить бетонный пол в частном доме на грунте. Первый вариант включает создание опорного основания в виде стяжки или столбов, крепление бруса к стенам.

Второй – формирование монолитной плиты, которая может быть опорной частью здания («подвесной» тип), располагаться поверх фундамента или между вертикальными конструкциями без привязки к ним.

Главные задачи любого из решений:

  • теплоизоляция помещения;
  • защита жилого пространства от влаги и радона;
  • заглушение механических вибраций.

Также в доме должно быть комфортно. Внутри конструкции риск образования конденсата сводится к нулевому. А значит обеспечивается здоровая обстановка относительно биологической активности (грибковые образования, бактерии, насекомые).

Как сделать бетонный пол на грунте в деревянном доме своими руками

Поэтапное соблюдение технических требований – простое решение как правильно залить пол в доме на землю. Необходимо выполнить следующие действия: устройство подушки, изоляционные мероприятия, формирование чернового и чистового основания. На этапе проектирования нужно учесть нормативы, которые прописаны в СНиП 2.03.13 от 1988 года. В таблице представлены основные требования.

Критерий Норматив Ограничения
Тип грунта Высокий уровень грунтовых вод допустим если поднять пол, установить усиленный гидробарьер под черновой стяжкой. В условиях пучинистого грунта понизить грунтовые воды на 0,8 м относительно глубины промерзания почвы, утеплить пол или заменить грунт минеральной засыпкой. Создается подушка из гравия слоем от 40 мм (кроме случая со скалистым грунтом). Исключения: торф, чернозем и прочие растительные грунты.
Грунтовая засыпка Минимальная естественная усадка, сезонное расширение при увлажнении. Недопустимо использовать как основание, если не выполнено уплотнение по СНиП 3.02.01 от 1987 года.
Бетонная прослойка Толщина определяется проектной нагрузкой на подстилающий слой с максимальными значениями. Допустимые отклонения по горизонтали Исключено применение бетона классом ниже В22,5.
Гидроизоляция Битумные полотна настилают в 2 слоя, полимерные – достаточно одного. В условиях близкого расположения грунтовых и сточных вод количество удваивается. Нахлест на стены составляет 30 см от нижней точки основания пола. Формирование цементной стяжки поверх оклеечной битумной гидроизоляции нельзя выполнять без дополнительной прослойки из смеси аналогичной мастики с песком фракции 1,5-5 мм.
Теплоизоляция В жилом секторе обязательно укладывается вдоль смежных с полом вертикальных конструкций и фундаментом. Цель – компенсация температурного расширения горизонтального полотна. Исключены к применению органические материалы, неустойчивые к воздействию влаги, плотностью свыше 1200 кг/куб.м.
Чистовая стяжка Выравнивающий или укрывной слой (для защиты инженерных коммуникаций) формируется бетоном класса В12,5 или ЦПС прочностью 150 кгс/кв.см. Применение асфальтобетона ограничено штучным шпунтованным паркетом.


В СНиП 3.02.01 от 1987 года полезны выдержки про уплотнение естественного грунта и грунтовой подушки. Например, если проводятся работы зимой, то почва не должна быть мерзлой, а для засыпки допустимо использовать массу с 15 %-ным содержанием застывших комков размером до 15 см. Температура воздуха в среднем может быть не ниже -10 градусов по Цельсию.

Грунтовая подушка

Начинается работа с удаления верхнего плодородного пласта земли. Это необходимо для исключения роста растений и их гниения. Также таким образом снижается вероятность осадки возведенной конструкции пола. Полученная плоскость должна быть ровной и плотной.

Для засыпки применяются материалы, которые легко трамбуются и не поддаются сезонному пучению. Традиционно это песок, щебень, гравий или песчано-гравийная смесь. Если дом построен на почве с низким уровнем грунтовых вод, то используется суглинок или супесь. Дешевле будет засыпать массу, которая осталась после устройства фундамента, септика или колодца. Исключение – чернозем и торф.

На этом этапе нужно соблюсти несколько требований и рекомендаций от специалистов как сделать полы в частном доме с нуля:

  1. Послойное устройство. Так как подушка должна быть максимально плотной, стоит ее создавать в несколько заходов. Проще трамбовать засыпку толщиной до 15 см с периодическим увлажнением чистой водой.
  2. Фракция камней. Между крупными зернами щебня или гравия образуются пустоты, которые впоследствии могут оказаться незаполненными. Эти участки будут заполняться водой, пропускать газы. Чтобы минимизировать эти процессы и осадочное явление, стоит использовать минералы мелкой фракции.
  3. Толщина подушки. Рекомендованный показатель находится в пределах 30-60 см. При любом уплотнении усадку полностью исключить невозможно. Но если превысить 0,6 м, пол будет оседать дольше, в большей степени и неравномерно.
  4. Защита от радона. Здесь можно использовать щебень или керамзит. В рабочей массе не должно быть свыше 10 % зерен размером до 4 мм. Уплотненный каптажный слой формируют толщиной 20 см.

Устройства минерального барьера для радона не достаточно. Газ хорошо проникает сквозь песок, бетон, дерево. Чтобы защитить жилое пространство, можно создать условия для вентилирования подпола или создать надежный паронепроницаемый гидробарьер. Стоит отметить, что полиэтиленовая пленка с защитой от радона не справляется. Хорошие варианты: пароизоляционная мембрана, битумные материалы.

Изоляционные мероприятия

Перед тем, как залить полы в доме на землю, нужно позаботиться о защите бетона от влаги со стороны грунта. Также необходимо предотвратить излишне быстрый уход влаги из бетонного раствора. Поверх грунтовой подушки в результате можно ограничиться настилом полиэтиленовой пленки толщиной 150 микрон. Здесь также нужно сделать нахлест полотна на стены высотой больше толщины последующей стяжки.

К изоляции также относятся полоски теплоизоляции толщиной 20-30 мм. Ширина определяется общей высотой напольного пирога за исключением грунтовой подушки. Это разделительный элемент, выполняющий роль демпферной ленты и заполнителя мостиков холода вдоль стен.

Перед дальнейшими изоляционными работами нужно сформировать подстилочный слой армированного бетона. Раствор можно использовать классом от В7,5 с гравием фракцией 5-20 мм. Толщина черновой базы составляет 50-80 мм. В качестве арматуры подойдет стальная либо стеклопластиковая сетка с ячейками 10*10 см. Погружение полотна должно быть минимум на 30 мм. Другой вариант армирования – стальная стружка размером 0,3-1*50-80 мм, которую добавляют в раствор во время замешивания.

На затвердевшую сухую плиту можно наплавлять или наклеивать гидроизоляционное полотно. Это может быть битумный кровельный материал либо полимерный аналог. Нахлест соблюдается от 10 см на стены и между кромками соседних полотнищ. Стыки должны быть загерметизированы. Например, клеящей мастикой или двухсторонним скотчем на основе битума.

На готовый гидробарьер укладывают жесткий утеплитель. Оптимальным сегодня вариантом по цене и качеству считается экструдированный пенополистирол с выступающими монтажными кромками. Также в качестве альтернативы для жилого помещения можно использовать пенопласт плотностью от ПСБ 35, для гаража ПСБ 50. Главный недостаток стирольных материалов – разрушение под воздействием щелочной среды (цемент) и от контакта с нефтяным битумом. Предотвратить негативные последствия можно с помощью технического полиэтилена толщиной от 100 микрон.


Коротко о расчете толщины утеплителя

Здесь отправной точкой для определения теплоизоляционного слоя является нормированное тепловое сопротивление (R) всей конструкции. Значение для конкретного региона или города можно найти в официальных таблицах. Нужно искать информацию по перекрытиям.

Далее применяется формула d=R*k. Но прежде, чем выяснять толщину утеплителя, нужно вычислить недостающее значение сопротивления, которое материал будет компенсировать. Например, в Москве требуется достичь показателя 4,15 кв.м*℃/Вт. Конструкция состоит из двух железобетонных стяжек и керамогранита, которые в сумме дают примерно 0,6 единиц. То есть для компенсации 3,55 кв.м*℃/Вт понадобится ЭППС (k=0,03 Вт/кв.м*℃) толщиной 10 см.

Видео описание

На чем допустимо удешевление пола с соблюдением технологии рассказывается в видео:

Черновой бетонный пол

Перед тем, как залить пол в доме, поверх утеплителя нужно сформировать сплошное гидроизоляционное полотно. Это может быть техническая пленка с герметичными стыками. Нахлест на стены также сохраняется высотой не менее толщины стяжки (от 60 мм). Раствор здесь применяется классом от В22,5. Для армирования используется сварная стальная сетка.

Дополнительно перед заливкой нужно учесть:

  • прокладка инженерных коммуникаций в теле утеплителя, их защита металлическим кожухом;
  • установка системы «теплый пол» в стяжку с учетом рекомендаций от производителя конкретной серии.

В зависимости от планируемой чистовой отделки рассматривается решение о состоянии поверхности бетона. Например, под настил на лагах или керамическую облицовку достаточно будет пропитать основание упрочняющим праймером. Если далее будет укладываться ламинат, паркет либо линолеум, то нужно будет залить пол самовыравнивающимся составом. При этом важно учесть допустимый слой от 3 см.

Как сделать пол в деревянном доме по методике сухой стяжки

Решая, из чего лучше сделать черновой пол в деревянном доме, многие стали склоняться к сухой стяжке. Это хороший вариант для самостоятельного исполнения, так как технология проста, оборудование специальное не требуется, материалы доступны и легкие. Плюс такого подхода также в том, что финишную отделку можно начинать сразу после укладки основания.

Но здесь имеется один существенный недостаток. Сухая стяжка недопустима для устройства в подвале, ванной, котельной. Причина – низкая влагостойкость используемых материалов. Поэтому методика применима в качестве альтернативы традиционной заливки армированного основания из бетона под финишную отделку.

Инструкция по монтажу выглядит так:

  • устройство подушки, прокладка утеплителя по периметру (ширина 80 см, толщина по расчету), заливка бетонной прослойки слоем от 8 см, настил гидроизоляции;
  • прокладка и утепление труб, установка защитного кожуха;
  • засыпка поверхности керамзитовым или кварцевым песком без трамбования слоем от 1,5 см, создание ровной горизонтальной плоскости;
  • формирование жесткого настила из специальных листов ГВЛ или ГВЛВ (например, для системы Knauf), древесных плит (фанера, ДСП, ОСП) слоем порядка 20 мм.

Дополнительно под твердым настилом можно разместить плиты ЭППС с монтажными кромками или каменную вату. Для обеспечения высокой жесткости основания плиты (ГВЛ или древесные) укладываются в шахматном порядке в два слоя с перекрытием нижних стыков.


Вариант бетонного пола на грунте без аналогичной прослойки

Прослойка из бетонного раствора чаще устраивается для устройства гидробарьера из рулонных или обмазочных материалов. Можно выполнить ту же задачу без возведения армированного монолита в качестве подосновы. Достаточно сформировать плотную засыпку из песка и постелить полимерную мембрану с профилированной поверхностью.

Технические характеристики материала:

  • состав – полиэтилен высокого давления;
  • поверхность – выступы 7-20 мм в виде усеченного конуса или полусфер;
  • плотность – 400-1000 гр/кв.м;
  • долговечность – от 60 лет;
  • размеры – 0,5-3 × 20 м.

Укладывают полотно профилем вниз, за счет чего выполняется фиксация материала в песчаном основании. Стыки делают внахлест, герметизируют мастикой. Стелить утеплитель либо заливать бетонную плиту можно сразу на гидробарьер.

Видео описание

В сюжете продемонстрировано поэтапное устройство пола в неотапливаемой части дома:

Устройство бетонной плиты на грунте и фундамент

Если черновое основание под напольное покрытие формируется до возведения несущих стен, то актуально решение как сделать пол в доме с опорой на монолитный фундамент. Здесь основной плюс заключается в нагрузке плиты не на грунт, а на опорные элементы здания.

Такой подход способствует решению двух проблем, с которыми может столкнуться владелец. Если дом строится на торфянике или высота грунтовой подушки превышает 0,6 м. Так сводится к минимальной вероятность усадки и деформации «подвесной» конструкции из-за движения грунта.

Другой вариант – устройство плитного или сплошного фундамента. Такой монолит изначально может служить черновым основанием под пол. Здесь достаточно будет выполнить утепление, гидроизоляцию и залить выравнивающую стяжку.

Видео описание

В видео рассказано про технологию устройства бетонного пола на грунте и про часто совершаемые ошибки:

Видео описание

Еще одно видео с разъяснениями о 8 главных ошибках при монтаже пола по грунту:


Коротко о главном

Пол в частном доме можно устроить сразу на грунте, если он не торфяной или черноземный.

Черновая бетонная плита может быть фундаментом, опираться на стены или располагаться между ними.

Традиционный вариант: грунтовая подсыпка высотой до 0,6 м, бетонная прослойка, гидроизоляция, утеплитель, стяжка.

Вместо прослойки может быть использована профилированная гидроизоляционная мембрана из ПВД.

В качестве утеплителя и засыпки можно применять керамзит фракцией от 4 мм.

Толщину утеплителя нужно вычислять, чтобы было достаточно тепло и не переплачено за материал.

Устройство бетонного покрытия - советы специалистов

При строительстве бетонной подъездной дороги особое внимание следует уделять качеству грунта находящегося под ней. От этого будет зависеть как долго, дорога вам прослужит.

Если посмотреть послойно, то конструкция бетонной дороги состоит из основного бетонного слоя толщиной 150-200 миллиметров, затем идет гравийное основание, прослойка камней (толщина 200-300 мм) со средним диаметром фракции 40 мм и наконец так называемая «постель» которой служит утрамбованный грунт.

Толщина слоев при строительстве бетонной дороги зависит от основания, на котором она будет расположена. Самым подходящим основанием является гравийный или песчаный грунт так как он обеспечит естественный отвод воды, из под нашей конструкции.

Но геологические условия везде разные и возможно вам попадутся глинистые, торфяные и другие виды грунтов хорошо задерживающие влагу. В таких ситуациях придется производить выемку грунта под строительство бетонной дороги и далее производить подсыпку.

Дренаж при строительстве дороги обеспечивают выемкой грунта с последующей засыпкой. Чем лучше вы сделаете основание тем меньше придется производить работ по проектированию профиля дороги.

Для того чтобы вода не задерживалась, требуется выдержать уклон бетонной дороги от дома. В местах где сложно организовать, делают кювет с отводом воды от участка.

Устройство основания при строительстве бетонного покрытия

Устройство бетонного покрытия - советы специалистов

До начала работ по устройству основания дороги необходимо определить подходит ли нам существующий грунт.

Для этого берем гладкий стальной прут диаметром около 1 см и втыкаем его в землю, если грунт имеет достаточное необходимое нам уплотнение, то он с одинаковым усилием, плотно входит на глубину около 600 мм.

Если же стальной стержень с усилием проходит лишь первые 200 мм, а затем «проваливается», то это означает что под верхним слоем находится рыхлый, не уплотненный грунт, который со временем и под воздействием построенной бетонной дороги начнет проседать, что в свою очередь ведет к образованию трещин.

В таком случае необходимо произвести работы по выемку грунта до прочного естественного основания, и далее производить засыпку грунта с послойным уплотнением (то есть необходимо производить засыпку толщиной 150 мм и производить трамбовку) до необходимой отметки.

Также необходимо помнить, что основание должно выполнять и функцию дренажа и не давать влаге проникать и накапливаться под бетонным основанием дороги, так как это может привести к пучению грунта.

Поэтому необходимо сделать прослойку из гравия толщиной 200-300 мм. После того как все слои уложены основание трамбуют и производят конечную нивелировку.

Устройство бетонной плиты покрытия

Устройство бетонного покрытия - советы специалистов

Уклон при строительстве бетонной дороги задается установленной опалубкой. Опалубка монтируется из досок размером 50х100 или 50х150 мм, в зависимости от толщины бетонной плиты. Доски крепятся на забитые в основание металлические колышки, так называемые «вешки».

После того как опалубка установлена мы углубляем края дороги на несколько сантиметров и укладываем туда два стержня арматуры, это позволит нам увеличить площадь опоры плиты на грунт, и избежать эрозии грунта находящегося под бетонной дорогой.

Немаловажным элементом при строительстве бетонной дороги являются температурные швы, которые дают двигаться плите в горизонтальной и вертикальной плоскости при различных температурных режимах. Такие швы разделяют различные секции заливки.

Для примера температурные швы организуют между основной дорогой и подъездной, подъездной бетонной дорогой и пешеходной, площадкой гаража.

Температурный шов делается из легко деформирующегося материала, часто используют, например, пропитанною в битуме пластину деревоплиты, но можно применять и другие материалы, такие как пластик, резина и другие.

Швы бетонной плиты дороги располагают на расстоянии не большем чем 12 метров друг от друга.

Для армирования бетонной плиты дороги использую металлическую сварную сетку с толщиной проволоки 5 мм. и ячейкой 150х150 мм ( она так и называется «дорожная»).

Металлическая сварная сетка позволяет предотвратить расширение бетонного полотна дороги в горизонтальном направлении и, как следствие, избежать образования трещин.

Сетка должна быть уложена или до начала заливки бетона в опалубку, путем установки ее на фиксаторы на высоте около 45 мм от нижнего основания бетонной плиты, или установлена вовремя заливки на той же высоте, для этого сначала заливают нижний слой бетона толщиной 35-40 мм, укладывают металлическую сварную сетку, а затем доливают оставшийся слой бетона.

Итак, все готово для принятия бетона. Марку бетона подбираем в зависимости от нагрузки, возлагаемой на строящуюся бетонную дорогу, но производители бетона советуют марку не ниже М200.

Бетоновоз с помощью желоба имеет возможность подавать бетон на необходимые участки дороги, далее в ручную происходит распределение и уплотнение смеси на всю площадь захватки.

После того как бетон заполнил весь объем опалубки необходимо разровнять поверхность бетона, для этого используем «правило», которое сделано обычно из доски 5х150 и имеет длину чуть больше чем ширина самой дороги.

«Правилом» проводим вдоль опалубки, таким образом, что бы разровнять и согнать все излишки бетона. После этого завершаем выравнивание поверхности, пройдя по ней гладилкой (широкая гладкая доска, прикрепленная на длинной палке).

После нее должна остаться гладкая поверхность с выступившей влагой. После этого остается только ждать набора прочности плиты, после чего приступать к отделке.

После того как бетон уложен не забывайте ухаживать за бетоном, укрывать его пленкой и проливать водой, что бы избежать быстрой потери влаги, и как следствия появления усадочных трещин (о дополнительных мероприятиях по недопущению образования усадочных трещин мы поговорим далее).

Отделка бетонной плиты покрытия

Устройство бетонного покрытия - советы специалистов

После того как бетон наберет немного прочности и будет способен выдерживать нагрузку от человека, мы можем приступать к отделке. Первое что необходимо сделать - это прорезать на поверхности бетонной плиты дороги усадочные швы.

Они необходимы для того, чтобы избежать растрескивание бетона из-за его усадки в результате высыхания. В результате трещины будут образовываться вдоль шва, а не там где придется.

Для расчета шага, с которым необходимо прорезать усадочные швы используется легкая формула. Шаг равен толщине плиты умноженной на 30. Глубину шва делают не менее чем одна четвертая от толщины плиты.

Работы выполняются специальным инструментом называемым «расшивкой». Технология устройства усадочного шва выглядит так. Сначала отмеряется расстояние на котором необходимо прорезать шов, после чего натягивается шнур и отбивается риска на еще влажном бетоне.

Потом вдоль этой риски, расшивкой прорезается необходимый нам шов. Если толщина плиты большая, то придется прибегать специализированному инструменту, роль которого выполняет дисковая пила для не набравшего прочность бетона.

Так как бетон при устройстве швов еще совсем свежий, то необходимо позаботиться о том, что бы, не испортить верхний слой бетона при производстве работ. Для этого используют наколенники, сделанные из фанеры с размером примерно 500х500, они позволяют распределить вес рабочего.

Для придания дороге привлекательного вида и лучшего сцепления поверхность бетонной дорогу при строительстве обрабатывают дорожной щеткой. Она придает поверхности шершавую текстуру. А делается это после затирки, путем обработки поверхности дорожной щеткой от центра к наружной грани.

После этого остается только ждать, когда бетон окончательно наберет прочность (как известно бетон набирает прочность в течение 28 суток) и сможет полноценно воспринимать нагрузки от машин и пешеходов. Удачи в устройстве бетонного покрытия!


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО БЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству покрытия из тяжелого, монолитного бетона кл. В25 с железнением, толщиной слоя h=0,10 м и h=0,12 м.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по устройству покрытия из тяжелого, монолитного бетона кл. В25 с железнением, толщиной слоя h=0,10 м и h=0,12 м, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству покрытия из тяжелого, монолитного бетона кл. В25 с железнением, толщиной слоя h=0,10 м и h=0,12 м.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству покрытия из тяжелого, монолитного бетона кл. В25 с железнением, толщиной слоя h=0,10 м и h=0,12 м, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

- площадь покрытия толщиной слоя h=0,10 м

- S=124 м;

- площадь покрытия толщиной слоя h=0,12 м

- S=625 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству покрытия из тяжелого, монолитного бетона кл. В25 с железнением, толщиной слоя h=0,10 м и h=0,12 м.

2.2. Работы по устройству покрытия из тяжелого, монолитного бетона кл. В25 с железнением, толщиной слоя h=0,10 м и h=0,12 м, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве покрытия из тяжелого, монолитного бетона кл. В25 с железнением, толщиной слоя h=0,10 м и h=0,12 м, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разбивка слоя покрытия;

- транспортировка и приемка на объекте бетонной смеси;

- укладка смеси автомобильным краном;

- проверка ровности поверхности, поперечного профиля с исправлением дефектов;

- уплотнение и заглаживание уложенной смеси.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобильный стреловой кран КС-45717 (грузоподъемность Q=25 т); автобетоносмеситель CБ-159А (V=4,5 м); поворотная бадья БП "Туфелька" (V=1,0 м); виброрейка QX из одинарного профиля, (=1,5-3,0 м, Р=12,0-17,0 кг); заглаживающая машина LEVEL 60/63 (=630 мм, Р=64 кг); передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (N=11 кВт, 380/220 В, m=150 кг), нарезчик швов в бетоне DiStar RS 17 B (=450 мм, h=170 мм, Р=102 кг).

Рис.1. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-45717

Рис.2. Автобетоносмеситель CБ-159А

Рис.3. Бадья поворотная

Рис.4. Виброрейка QX

Рис.5. Заглаживающая машина LEVEL 60/63

Рис.6. Электростанция Honda ET12000

Рис.7. Нарезчик швов DiStar RS 17 B

2.6. Работы по устройству покрытия из тяжелого, монолитного бетона кл. В25 с железнением, толщиной слоя h=0,10 м и h=0,12 м, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Технические рекомендации
по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей

Дата введения 2004-05-03

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 30 декабря 2003 г.

"Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей разработаны кандидатами технических наук Л.В.Городецким, Р.И.Бега, научным сотрудником А.М.Балашовым, инженером В.Ф.Деминым, (лаборатория дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой")

В технических рекомендациях обобщены научно-технические разработки ГУП "НИИМосстрой", НИИЖБ, СоюздорНИИ, ВНИИжелезобетона, зарубежных фирм, а также учтен опыт дорожно-строительных организаций. Технические рекомендации разработаны на основе научно-исследовательских и экспериментально-производственных работ лаборатории дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой", обобщения отечественных и зарубежных исследований, а также опыта строительства и эксплуатации дорожно-строительных организаций Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города по строительству и эксплуатации городских дорожных одежд, построенных с применением литых бетонных смесей.

Технические рекомендации согласованы с ОАО "Гордорстрой", ОАО "Инждорстрой", ОАО "АБЗ-1".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие технические рекомендации распространяются на строительство монолитных бетонных покрытий и оснований из литых бетонных смесей, в том числе с продуктами переработки бетона, железобетона, асфальтобетона, изношенных автопокрышек частично взамен природных заполнителей при строительстве магистральных улиц районного значения, тротуаров, отмосток, площадок различного назначения, внутриквартальных дорог как при двухстадийном строительстве в районах новой жилой застройки, так и одностадийном при благоустроительных работах в жилых комплексах, у детских и учебных заведений.

На участках дорог с затяжными подъемами и спусками с продольным уклоном более 40‰, на остановках общественного транспорта и в зонах интенсивного торможения подвижного состава, местах сопряжений с дождеприемными смотровыми колодцами и бортовыми камнями, а также в условиях сжатых сроков строительства и во всех случаях при повышенных требованиях к эксплуатационным показателям улиц и дорог рекомендуется использовать в конструкциях бетонные смеси, армированные металлическими фибрами.

1.2. Технические рекомендации разработаны с учетом действующих нормативных документов и альбомов типовых проектов "Конструкции дорожных одежд для г.Москвы часть I и II СК 6101-97 "Конструкции дорожных одежд с использованием продуктов переработки промышленных и строительных материалов" СК 6117-00".

1.3. Литую бетонную смесь получают из жесткой или малоподвижной смеси путем введения добавки-суперпластификатора. Суперпластификатор вводится в бетонную смесь полностью или частично в заводских условиях, на строительном объекте, непосредственно перед ее укладкой в конструкцию.

1.4. Доставка бетонной смеси к месту укладки должна осуществляться автобетоносмесителями.

1.5. Технология строительства конструкций из литых бетонных смесей отличается от технологии строительства из пластичных смесей необходимостью предварительной установки опалубки или бортовых камней, отсутствием распределяющих механизмов, особенностями в устройстве температурных швов и в некоторых других конструктивных и технологических деталях.

1.6. Литьевая технология устройства дорожных конструкций может применяться при положительной и отрицательной (до -15 °С) температуре наружного воздуха.

При отрицательных температурах строительство конструкций выполняется из бетонной смеси, модифицированной комплексными добавками на основе противоморозных и суперпластификаторов.

2. КОНСТРУКЦИИ УЛИЦ И ДОРОГ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

2.1. Дорожные конструкции различного назначения с цементно-бетонными покрытиями и основаниями из литой смеси, в том числе с использованием продуктов переработки, цементно- и асфальтобетонных конструкций, изношенных автопокрышек, металлических фибр, а также известняков слабых пород, должны устраиваться с учетом требований проектов, альбомов СК 6107-97, СК 6117-00 и настоящих технических рекомендаций.

2.2. Конструкции улиц и дорог различного назначения (Приложение 1) с использованием литых бетонных смесей включают следующие элементы:

- песчаный подстилающий слой;

- технологический слой (в случае необходимости);

- основание из литой смеси, в том числе модифицированной продуктами промышленных отходов или с использованием известняков местных слабых пород;

- полиэтиленовую пленку, пергамин в случае укладки литой смеси по песку или щебню;

- покрытие из литой смеси, в том числе, дисперсно-армированной или с использованием резиновой муки.

2.3. Вариант совмещенной конструкции дороги, тротуара и отмостки с покрытием из литой бетонной смеси представлен на рис.2.1.

Рис.2.1. Дорожные конструкции с покрытием из литых бетонных смесей:

1 - бетонное покрытие тротуара; 2 - бортовой камень; 3 - бетонное покрытие дороги;
4 - пергамин, полиэтиленовая пленка; 5 - песок; 6 - бетонная отмостка

Примечание: В случае устройства основания под бетонное покрытие из щебня, укатываемого бетона или литой бетонной смеси, в т.ч. с использованием продуктов отходов промышленности или известняков, пергамин или полиэтиленовая пленка не укладывается.

2.4. Варианты конструктивных слоев дорог различных категорий, выполненных из литых бетонных смесей, в том числе модифицированных продуктами промышленных отходов, металлическими фибрами, а также с использованием известняков местных слабых пород приведены в приложениях 2 и 3.

2.5. Конструкции, предназначенные для движения построечного транспорта, а также магистральные районного значения и внутриквартальные дороги рассчитывают на автомобильную нагрузку Н-30; конструкции, устраиваемые при благоустроительных работах у жилых зданий и учреждений соцкультбыта, а также тротуаров и отмосток, рассчитывают на Н-10.

Толщина конструктивных слоев в зависимости от категории дороги принимается по проекту или в соответствии с требованиями альбомов СК 6101-97, СК 6117-00.

2.6. Основные характеристики дорожных бетонов из литых цементно-бетонных смесей, в том числе с использованием продуктов промышленных отходов и известняков слабых пород, металлических фибр должны быть не ниже приведенных в табл.2.1.

Нормативные характеристики дорожных бетонов из литых цементно-бетонных смесей

Читайте также: