Техника гравирования на дереве и линолеуме

Обновлено: 14.05.2024

К практическому изучению гравюры на дереве обычно приступают после того, как достаточно хорошо познакомятся с гравированием на линолеуме. Линолеум – материал не только самый распространенный и доступный, но и самый удобный и легкий для работы. Он не нуждается в сложном процессе подготовки доски. Линолеум легко режется хорошо наточенным инструментом; резец без усилия проводит штрих любой ширины и формы. Сам характер материала, его консистенция, не слишком твердая и несколько зернистая, не позволяют делать очень тонкие и частые штрихи, а заставляют гравировать лаконично и обобщенно, не измельчая форму. Все эти качества делают линолеум незаменимым материалом для первого знакомства с высокой (выпуклой) гравюрой, для понимания основных, общих для всех ее видов закономерностей.

И в то же время линолеум – великолепный материал для вполне особой самостоятельной области гравюры. На нем можно делать гравюры очень большого размера. Хотя основная область линолеума – станковый эстамп, он может быть разносторонне использован и в полиграфии – от книжной и газетной иллюстрации до плаката. Важное качество линогравюры – оперативность. На линолеуме можно гравировать гораздо быстрее, чем на дереве, не беречь материал и в случае неудачного начала переходить на другую доску. Это дает гравюре свежесть исполнения, легкость и непосредственность графического языка. Наконец, на линолеуме легче, чем на дереве, гравировать прямо с натуры, без предварительного рисунка, свободно «рисуя» инструментом по зачерненной поверхности. Такой способ требует особой продуманности, экономности и точности каждого штриха и лучше всего развивает чувство материала, то есть непосредственную связь движения резца с рождением пластической формы. Вообще осязательный момент, ощущение плавного движения руки и мягкого сопротивления податливого материала присутствуют и художественно осмысливаются при работе на линолеуме, может быть, больше, чем в других видах гравюры. Для гравирования лучше всего употреблять линолеум толщиной 5 мм, с гладкой поверхностью, не пересохший (чтобы он не ломался и не крошился при резьбе), но и не слишком мягкий (в этом случае он бывает вязким и штрихи не выходят четкими). Линолеум тоньше 3-2,5 мм мало пригоден для работы. Совсем не пригоден тонкий, гнущийся материал с блестящей поверхностью на тканевой основе, а также так называемый «релин» –мягкий и вязкий материал, на котором вынутая резцом стружка не отделяется в конце штриха. Полихлорвиниловый пластик для пола, выпускаемый как в рулонах, так и квадратами 30х30 см, режется легко теми же инструментами, что и линолеум. Кроме того, на нем можно получать и очень мелкий штрих, особенно на более твердых его сортах, где можно применять даже штихели для торцовой гравюры.

Перед началом работы линолеум всегда шлифуют. Удобнее всего это делать пемзой, натуральной или искусственной. Кусок натуральной пемзы распиливают пополам и трут одну половинку о другую, чтобы сгладить поверхность. Если нет пемзы, мож-но шлифовать наждачной бумагой. Шлифуют до тех пор, пока не получится ровная матовая поверхность. После шлифовки следует протереть линолеум скипидаром, он укрепляет поверхность. Затем линолеум наклеивают на твердый картон или фанеру. О переводе рисунка достаточно сказано в описании гравюры на дереве. Все способы, описанные там, применимы и для линолеума. Можно лишь добавить еще один быстрый и удобный способ: рисунок на бумаге или на кальке обводится по контуру литографским карандашом или литографской тушью, «стеклографом» или даже очень мягким графитным карандашом, затем кладется на линолеум, только что протертый скипидаром, и притирается косточкой, можно перенести его и на позолотном прессе или офортном станке.

Переведенный рисунок обязательно прорисовывается тушью, потом линолеум тонируется слегка разведенной бензином печатной краской или разведенной тушью. Гравирование по зачерненной доске в линогравюре – такое же принципиально важное условие, как и в гравюре на дереве. Это с самого начала должно быть твердо усвоено и войти в привычку.

Инструменты для гравирования на линолеуме – те же самые угловые и полукруглые стамески, какие употребляются для продольной гравюры на дереве и описаны там же. Линогравюра режется в основном этими инструментами. Употребляется и нож для точной обрезки мелких деталей, шрифта и т.п. Раньше выпускались небольшие школьные наборы резцов, штампованных наподобие перьев, к которым приложена ручка. Этими резцами вполне можно работать, если для каждого из них приспособить отдельную ручку, хотя бы обычную писчую.

В смысле техники резьбы линогравюра ближе к торцовой гравюре, чем к продольной. Как и на торце, на линолеуме одним движением резца вынимается белый штрих; резец одинаково свободно и легко движется во всех направлениях. Но если для торца характерна тонкая тональная нюансировка, то на линолеуме отношения гораздо контрастнее, штрих более массивен, нагружен цветом. Главное из того, что говорилось о гравировании на дереве, относится и к линогравюре. Но есть и существенные особенности: от продольной гравюры линогравюру отличает большая тонально-цветовая насыщенность, «живописность»; от торцовой – то, что вместо тоновой штриховки в линогравюре пользуются по преимуществу контрастными отношениями черного и белого, даже если решается чисто тональная задача, например постановка против света. Изобразительные средства здесь лаконичны: черное и белое пятно, очень ограниченная штриховка, воспринимаемая тоже как цвет, черная и белая контурная линия. При этом все время надо думать о пространственном звучании черного и белого: что впереди, что сзади. Надо, чтобы черный цвет, как и белый, выглядел везде по-разному.

Следует работать над всей гравюрой сразу: выделяя белым цветом светлые места, постепенно идти в глубину зачерненной доски (линолеума), пользуясь отношениями черного и белого, уточнять форму и строить общий пространственный рельеф. Гравируя детали, надо все время представлять целое. В описании продольной гравюры достаточно говорилось о необходимости «беречь черное». Не следует, как это часто делают начинающие, сразу же обводить все белым контуром одинаковой толщины. Это путает цветовые отношения и с самого начала разрушает цельность гравюры. Белый контур, так же, как и черный, должен звучать везде – по-разному, в зависимости от задачи.

Как общее правило следует твердо усвоить, что никогда гравюра не должна буквально повторять эскиз, иными словами, никогда не надо делать эскиз «под гравюру». Окончательное решение всегда подсказывает сам материал в процессе гравирования. Печатать линогравюру можно вручную притиркой, как и гравюру на дереве. Но чаще (особенно при работах большого размера) ее печатают на позолотном прессе или на специальном станке для линогравюры. И на том и на другом можно получать хорошие оттиски даже очень больших гравюр. При печатании на прессе или станке следует пользоваться «папкой», сделанной из двух листов фанеры или плотного картона. Линолеум в папке может быть укреплен уголками, так же, как и бумага. В качестве декеля употребляют картон и макулатуру. Папка позволяет регулировать давление на форму (делать приправку), а при цветной печати обеспечивает совпадение красок. Иногда печатают линогравюру на офортном станке; для этого поверх формы с бумагой и макулатурой накладывают тонкий металлический лист или твердый картон.

Печатают линогравюру теми же красками, что и гравюру на дереве. Черная краска (литографская или типографская) может быть несколько слабее (более жидкой), особенно при печатании на станке. Цветные краски применяются как литографские, так и обычные масляные после соответствующей подготовки. Цветные гравюры можно печатать акварельными красками, добавляя глицерин и крахмальный клейстер. Такой способ был разработан и применен в эстампной мастерской Изогиза на основе изобретенной И.Н.Павловым акватипии.

Перед печатанием на станке линолеум лучше снять с картона или фанеры, если они недостаточно ровны. Давление и накатку краски лучше отрегулировать так, чтобы не раздавливались тонкие штрихи и пропечатывались черные плашки. Неровно вынутый фон при печатании на станке оставляет следы. Если это не входит в замысел художника, фон надо выровнять плоской стамеской. Если следы все же остаются, как обычно бывает при тонком линолеуме, то в таких местах прорезают линолеум насквозь. Краску с линолеума можно смыть любым разбавителем. После пробного оттиска линогравюру корректируют теми же способами, что и гравюру на дереве. Испорченное место вырезают целиком, лучше по белому контуру, чтобы не было заметно шва, и вклеивается новый кусок.

Тиражеустойчивость линогравюры зависит от качества линолеума и от того, как награвирована работа (есть ли тонкий черный штрих). В наиболее благоприятных случаях линогравюра может выдержать тиражи, близкие к тиражам торцовой гравюры (до ста тысяч) при печатании на плоскопечатных машинах.

Гравюра на картоне

Гравюра на картоне – особая графическая техника. По способу печати ее чаще относят к выпуклой гравюре. Изобрел гравюру на картоне в 1924 году советский художник К.В.Кузнецов. Использование дешевого материала, получение с одной печатной формы абсолютно разных оттисков, богатство и разнообразие изобразительных средств, способствовали распространению этой графической техники. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности, но лучше всего пользоваться твердым, с гладкой поверхностью, например, оргалитом. Гравируют на картоне ножом или офортной иглой, другие инструменты больше рвут, чем прорезают поверхность. Особенность работы заключается в том, что картон можно косо срезать или срывать его верхний слой на разную глубину; разрушать его иглой, ножом, наждачной бумагой; соскабливать и выжигать; делать сквозные прорезы; наклеивать аппликационно другие материалы и т.п. В оттиске получаются пятна разной фактуры и насыщенности.

По технике исполнения гравюра на картоне сходна с ксилографией, но обладает особыми, присущими только ей свойствами. Если гравюра на дереве позволяет художнику получать большое количество одинаковых оттисков с одной печатной формы, то в гравюре на картоне каждый отпечаток различен и уникален. К тому же, эта техника позволяет добиться необычайного фактурного богатства. Гравюра на картоне по технике исполнения доступна для широкого круга любителей графики, позволяет художнику получать переходы от белого до глубокого черного цвета. При удачном выборе приемов гравирования получают мягкий, живописный оттиск.

В гравюре на картоне многое зависит от накатки краски при печати. Оттиски обычно выходят неодинаковые. Качественных оттисков, отвечающих замыслу художника, бывает очень мало, печатная форма быстро забивается краской. Этого можно избежать, если после каждого оттиска смывать бензином остаток краски.

Чтобы сделать форму более стойкой, ее покрывают клеем или лаком. Но все равно этот вид высокой гравюры остается менее всего тиражным и более всего зависит от мастерства графика. В этом отношении гравюра на картоне приближается к монотипии.

Гравюра на картоне может быть интересно применена в цветной печати.

Обладая специфическими свойствами и возможностями использования дешевого материала и неограниченным диапазоном изобразительных средств, гравюра на картоне распространяется в учебной практике. Ее можно осваивать при самых минимальных затратах средств и времени на организацию и проведение занятий.

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Вячеслав Низамов

Как-то купила в букинистическом магазине старую и редкую книгу.

Я думаю, есть люди, которым интересно искусство гравюры по дереву и гравюры по линолеуму. Графика в этих техниках традиционная, сложная и очень выразительная. Сейчас, наверное, мало художников, которые владеют этими видами искусства. Тем ценнее литература, рассказывающая о них, сохраняющая секреты технологии и мастерства.

Книга Ивана Павлова и М. В. Маторина "Техника гравирования на дереве и линолеуме".

Под редакцией М. П. Сокольникова. Государственное издательство "Искусство", Москва, Ленинград, 1938 год.

Эта книга уникальная. Тираж был 5000 экз., и это 1938 год!

Она отличается простотой и подробностью изложения, замечательным полиграфическим исполнением, прекрасными многочисленными примерами и репродукциями. Имеется даже цветная вкладка с изображением досок для многоцветной гравюры.

Авторы книги - выдающиеся советские мастера гравюры.

Содержание книги:

Краткий очерк развития граверного искусства

Техника гравирования . Материалы для гравирования.

Инструменты для гравирования. Перевод рисунка на доску.

Первый опыты гравирования.

Гравирование на дереве.

Гравирование с натуры.

Гравирование на линолеуме.

Краткие сведения по обрезной гравюре.

Анализ техники мастеров гравюры.

Вот одна из первых иллюстраций, показывающая исторический интерьер гравёрной мастерской.

Вот ещё два разворота из книги с красивейшими примерами произведений.

Приведу отрывок из книги.

«Среди различных видов изобразительного искусства гравюра издавна занимает почетное место как самый демократичный, самый массовый вид художественного творчества. Создать гравюру — значит дать возможность одновременной жизни художественному графическому произведению в массе подлинных его копий, то есть, иными словами, дать большое количество одноименных произведений совершенно одинаковой качественной значимости.

Гравюра уже давно прочно вошла в историю искусства, тесно переплетаясь с историей книгопечатания, полиграфией и издательским делом. Однако самый термин «гравюра» имеет обычно расширительное толкование, и мы должны объяснить ero, прежде чем начать говорить о роль этого вида искусства.

Гравирование — искусство вырезания рисунков на деревянных или металлических досках От слова «гравировать» произошла и понятие гравюра, которое имеет двоякий смысл. Гравюра есть доска, металл или камень, в котором вырезано изображение рисунка для отпечатания; но гравюрой также называется и оттиск на бумаге (или ином материале) подобной доски, металла или камня. Когда мы говорим о призведении того или иного мастера, сделанном способами гравирования, мы такое произведение также называем гравюрой. Различают гравюру выпуклую и углублённую. При печатании с выпуклой гравюры краской покрывается рельефная часть, которая и дает отпечаток. В углублённой гравюре краска заполняет выемки (углубленные места) и счищается с рельефа; печать с таких гравюр передает лишь линии и тон глубины материала, а не его поверхность. Для углублённой гравюры основным материалом является медь, почему она называется также гравюрой на меди. »

Цветные вкладки в книге воспроизводят последовательность печатания гравюры с нескольких цветных досок.

Расширяем горизонты применения талантов: рассказываем про необычные техники и приёмы творческого самовыражения. Сегодня поговорим о линогравюре.

Линогравюра — это техника высокой печати, когда краска переносится на бумагу с выступающих участков печатной формы, а места, которые бумаги касаться не должны, углубляются. Линогравюра или Гравирование на линолеуме — самая молодая из основных графических техник.

Из глубины веков

Ксилография — гравюра на дереве — зародилась в Китае, по некоторым источникам, уже в VI - VII веках. Самая ранняя, из дошедших до нас китайских гравюр, датирована 868 годом. Фрагменты ксилографических книг на арабском языке, относящихся к периоду между X и XIV веками, были найдены в Египте.

Первые европейские ксилографии появились на рубеже XIV - XV веков. Историки связывают появление гравюры с началом производства бумаги в европейских странах. Самая раняя датированная ксилография относится к 1418 году. Именно в эпоху раннего Возрождения гравюра развивается как самостоятельный вид искусства и как средство массовой печати.

Линогравюра возникла на рубеже XIX - XX веков: в 1860-х годах появился линолеум как строительный материал. А после уже нашёл применение и как основа для гравюры. Одними из первых мастеров, использовавших линолеум вместо дерева, были художники-экспрессионисты немецкой группы «Мост», когда им потребовалось отпечатать плакаты большого формата и обои.

Первыми в России мастерами линогравюры стали Иван Павлов, Николай Шевердяев и Вадим Фалилеев. Примечательно, что Павлов способствовал широкому внедрению линогравюры в книжное дело.

В технике линогравюры работали даже такие великие художники как Пабло Пикассо и Анри Матисс. Пикассо фактически изобрел метод гравировки одного куска линолеума для всех цветов: наложив очередной цвет на бумагу, художник чистил пластину и срезал уже отработанные фрагменты, оставляя те, на которые ещё нужно нанести краску.

Материалы и инструменты

Освоить линогравюру можно даже самостоятельно. Главное желание и правильные инструменты :)

Например, для новичков или для детского творчества продаются специальные наборы для линогравюры, в которые входит всё необходимое для создания отпечатка.

Для начала выбираем материал — можно приобрести специальный линолеум для линогравюры, а можно воспользоваться и бытовым линолеумом — однотонным и без фактуры, толщиной 3-5 мм.

Так же понадобится набор резцов , лезвие которых бывает разной формы: радиусная, плоская, коробчатая, уголковая (есть и в художественных, и в хозяйственных магазинах).

Следующий этап: выбираем краски . В продаже есть специальные краски для линогравюры , а можно взять типографскую краску, гуашь или акрил . Можно даже воспользоваться краской для текстиля и перенести изображение на ткань. Главное, чтобы краска была умеренно густая и не слишком быстро сохнущая.

Для нанесения краски на основу потребуется валик. Это может быть полиграфический вальцмассовый валик или обычный резиновый для обоев.

Материал для оттиска — бумага, картон, ткань .

Пресс — в домашних условиях это может быть валик, ложка или обыкновенная скалка. Такое точно есть дома у каждого ;)

Начинаем творить и вытворять

Если линолеум недостаточно гладкий, нужно тщательно отшлифовать.

Сначала создаётся эскиз . Необходимо хорошо продумать все детали, разобрать, где будет свет, а где тень. Это очень ответственный этап работы. За счёт штрихов, их толщины, частоты, размеров, направлений передаётся не только форма предметов, но и разница в материалах. Готовый эскиз переносится на линолеум.

Проще всего при помощи карандаша перевести рисунок на кальку, положить под кальку на линолеум копировальную бумагу и обвести рисунок карандашом. Или вообще нарисовать эскиз тушью сразу на линолеуме. Важно помнить, что изображение на линолеуме должно быть зеркальным .

Рисунок на линолеуме делается резцами различных профилей и размеров. При работе с острыми инструментами помните о технике безопасности!

Когда печатная форма готова, на неё валиком наносится краска. Важно следить за её количеством, чтобы не залить мелкие штрихи или наоборот не оставить непрокрашенные участки.

Теперь можно переносить изображение. На прокрашенную поверхность кладут лист бумаги или картона и прижимают прессом или вручную. Главное при печати — хорошо прижать печатную форму к материалу, но не переусердствовать, чтобы не смять тонкие штрихи .

Линогравюра — это один из видов высокой печати. В отличие, например, от ксилографии (гравюры на дереве), линолеум обладает приятной мягкостью и не сильно сопротивляется, резать его одно удовольствие. Каждый отпечаток может стать уникальным, если экспериментировать с количеством краски и силой давления при переносе на лист. Так что совсем не обязательно нести свою работу в типографию, вы можете сами напечатать тираж, в котором каждый оттиск будет обладать своей ценностью. Предпочтение линогравюре отдавали многие художники, например, у немецких экспрессионистов вы найдете немало работ в этой технике. Но и сейчас, в эпоху 3D-принтеров, современные художники продолжают резать линолеум. Сегодня у нас мастер-класс по линогравюре.

«Типацеха» — это команда четырех иллюстраторов, выпускников Британской высшей школы дизайна. Нина Стадник, Света Муллари, Лена Четверик и Кристина Колесникова работают вместе как независимое издательство, среди их проектов — ежеквартальный журнал графических работ «Бумажно», независимые журналы, календари, комиксы, а также принты в разных техниках ручной печати. «Типацеха» проводят мастер-классы по иллюстрации и созданию собственных книг, в том числе и в технике линогравюры. Мы встретились с ними в принт-мастерской Британской Высшей школы дизайна, где проследили за процессом создания принта.

Для того, чтобы печатать линогравюру, вам понадобятся:

1) Линолеум. В художественном магазине можно купить специальный, для линогравюры, а можно приобрести обычный в строительном магазине. Важно, чтобы он был не пористым и не слишком мягким, иначе резать его будет сложно. Можно взять с собой в магазин штихель (специальный нож для линогравюры) и попробовать.

2) Штихели или резцы. Их также можно купить в художественном магазине. Они отличаются по толщине — более толстый позволит вам снимать большие куски линолеума, тонкий — вырезать тонкие линии. В таком ноже главное острота.

3) Краска. Подходит офортная или специальная краска для линогравюры на водной основе. Отличительная особенность этих красок — они не засохнут раньше, чем оттиск окажется на бумаге, что может произойти, например, с акрилом.

5) Тряпки, чтобы сохранять чистоту и эстетичность процесса.

7) Бумага, на которой вы собираетесь печатать. Это, кстати, может быть не только бумага, но и ткань.

При создании эскиза важно четко понять, что именно будет черным, а что белым. В линогравюре хорошо работает пятно с мелкими деталями, поэтому линейный рисунок — не самый подходящий вариант. И по этой же причине лучше рисовать эскиз материалами, которые позволяют работать пятном (тушью или маркером). Проверьте все пересечения и переходы в рисунке — отрезать лишнее будет обидно, поэтому лучше заранее все продумать. Место серого в линогравюре обычно занимают ритмичные штрихи, их направление также имеет значение. Зато, решив все сложные вопросы до вырезания, в процессе сможете расслабиться и почувствовать весь кайф этой техники.

Перевод эскиза на линолеум

Тут самое важное помнить, если вы решили сразу нарисовать эскиз на линолеуме, то при печати изображение получится зеркальным! Существует небольшой трюк, как просто перевести эскиз с бумаги на линолеум и получить то, что вы задумали. Для начала обведите свой эскиз очень мягким графитным карандашом, после этого положите его на линолеум и пройдитесь по обратной стороне карандашом.

Нужно применить усилие, чтобы ваш эскиз оказался в итоге на линолеуме. Он будет выглядеть зеркально, но оттиск на бумаге получится, как надо.

Теперь начинается самое интересное. Во-первых, нужно помнить про меры осторожности: резак — это острое оружие, и не стоит класть вторую руку по направлению реза. Вырезать вы будете те места, которые хотите оставить белыми. Можно даже заштриховать черным маркером все то, что вырезать не нужно, чтобы не запутаться. Если вы не уверены, стоит ли резать дальше — всегда можно сделать отпечаток и, уже глядя на него, решить. И еще, не обязательно точь-в-точь повторять ваш эскиз. У линий, которые дает штихель, есть свое очарование, можно доверять им и смотреть на то, что получается.

Перед тем как наносить краску, ее нужно валиком раскатать на стекле (или на толстом пластике), добиваясь равномерного слоя. Затем, также при помощи валика, нанести краску на линолеум.

Читайте также: