Театральный уголок оформление стены

Обновлено: 18.05.2024

Как творчески и грамотно оформить театральный уголок в детском саду

Развитие духовного мира ребёнка зависит от богатства эмоциональных впечатлений, которые он получает в процессе занятий, игр. Театрализованная деятельность открывает широкие возможности для получения первых уроков:

• распознавания человеческих чувств;

• усвоения нравственных категорий (добро — зло, любовь — неприязнь, хорошо — плохо);

• умения выстраивать отношения с окружающими.

Для полноты реализации задач духовного развития малышей в театрализации организация уголка (центра) ряженья:

• расширяет представления о мире вокруг;

• даёт возможность примерить на себя разные социальные роли;

• перевоплотиться, то есть обогащает жизненный опыт детей;

Цели и задачи создания уголка

Зона для перевоплощения в группе создаё тся с целью:

• стимулирования интереса к сюжетно-ролевым играм (детей привлекают яркие, забавные костюмы)

• формирования коммуникативных навыков в процессе игры

• развития подражательности, фантазии, креативных способностей малышей

• поощрения инициативности детей

• создания положительного эмоционального настроя

Задачи для младшего дошкольного возраста

1. Знакомство с настольным театром (пальчиковые и перчаточные куклы, театром теней, картинок, петрушек.

2. Развитие мелкой моторики посредством застёгивания пуговиц, завязывания лент.

3. Формирование навыков самообслуживания (дети учатся переодеваться самостоятельно или с минимальной помощью взрослых).

4. Приобщение к творчеству (например, после прослушивания сказки, воспитатель предлагает малышам примерить маски персонажей, повторить какие-то отдельные фразы из текста).

Как оформить центр переодеваний

Уголок ряжения оформляется и наполняется в соответствии с определёнными правилами, обозначенными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

1. Доступность. Все объекты центра ряжения должны быть понятны детям конкретного возраста. Так, малышам первой и второй младших групп будет непонятным назначение большой ширмы, потому что они знакомятся только с настольным театром, театром теней, картинок, петрушек, для которых достаточно настольной. Для костюмированных представлений, происходящих в едином антураже и одежде, перегородка для переодевания и смены декораций тоже не нужна.

Настольная ширма — самый доступный элемент центра театра ещё и потому, что её можно сделать своими руками, представив в виде универсальной декорации — домика

2. Разнообразие материалов. Прежде всего, это требование касается выбора кукол для разных видов театра (пальчиковые, перчаточные, и пр.). Кроме того, в уголке должно быть достаточно костюмов и для мальчиков, и для девочек. А также обязательным элементом являются наглядные пособия о характерных особенностях разных видов театра, правилах поведения во время просмотра постановок (для малышей, не умеющих читать, эта информация может быть представлена в виде картинок).

3. Безопасность. Всё оснащение уголка ряжения должно быть безопасным для жизни и здоровья. В младших группах лучше обойтись без бус, а также элементов, надевающихся на шею (галстуков, бабочек). Кроме того, одежда для отрицательных персонажей не должна нести откровенно негативного посыла. То есть даже чёрные лохмотья Бабы-Яги можно украсить «прилипшей» зелёной травой из ткани или торчащими из карманов фантиками от конфет.

4. Актуальность. Материалы, которые размещаются в центре театрализованной деятельности, должны быть созвучны интересам ребят.

5. Креативность. Оформление уголка ряжения требует от педагога оригинального подхода к украшению, выбору объектов.

6. Средства для оформления

Организация материалов в уголке ряжения обычно происходит по стандартной модели:

• шкаф с открытыми полочками для хранения разных видов кукол, элементов костюмов и пр. ;

• вешалка или стойка под плечики для развешивания костюмов;

• коробки для содержания бросового материала (ниток, кусочков ткани, пуговиц)

• книги (кроме красочно иллюстрированных текстов сказок, рассказов, стихотворений, в младших и средней группах это ещё и книжки-панорамки, где объёмные изображения позволяют малышам увидеть манеру движений персонажей, отметить какие-то характерные черты, определяющие характер героя).

Куклы для театрального центра

В уголке ряжения дети не только примеряют на себя тот или иной образ, но и знакомятся с куклами разных видов театра :

• театра на руке – в первой, второй младших группах;

• верхового театра (куклами на ложках, би-ба-бо, тростевыми, на гапите) – в средней группе;

• настольного (картинок, баночного, на кружках, магнитного, вязанного) – в младшей, средней группах;

• стендовым (теневым, на фланелеграфе) – в младших группах;

• напольным (марионетками) – в старшей группе;

• живых кукол (ростовыми, на фартуке, театром масок) – в старшей, подготовительной группе.

Это интересно. Деление видов кукольных театров по возрастным группам условно, так как во многом определяется не готовностью малышей к знакомству с тем или иным видом кукольных представлений, а материально-технической базой. Так, например, тростевые куклы, куклы на гапите или марионетки есть не во всех детских садах.

Пальчиковый театр используется во всех группах: малыши смотрят, как педагог разыгрывает сказку, а ребята постарше сами пробуют силы в такого рода постановках.

Театральный уголок

Театральный уголок Фотоотчет "Театральный уголок"В этом учебном году, в год театра, многие дошкольные учреждения проводили конкурсы – смотры театральных уголков.

Как оформить уголок памяти к Дню Победы

Как оформить уголок памяти к Дню Победы В мае 2020-го года наша страна и весь мир будет отмечать грандиозную дату - 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Дата торжественная.

Театральный уголок

Театральный уголок Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов.

Театральный уголок в старшей группе

Театральный уголок в старшей группе Театральный уголок в старшей группе. Бастова А. А. Театр в детском саду пользуется у дошкольников большой любовью. Дети всегда с радостью.

Театральный уголок в младшей группе

Театральный уголок в младшей группе 2019 год объявлен годом театра. В младшей группе я оформила два уголка по данной теме: информационный уголок в приемной и театральный уголок.

Уголок ПДД в детском саду

Уголок ПДД в детском саду Огромную роль в воспитании детей имеет знание правил дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная.

Театральный уголок

Театральный уголок С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству, поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств.

Уголки различных видов активности являются местом организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности

Игровая и исследовательская деятельность — ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.

Цели создания и работы уголков в детском саду: роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).

Девочка в тематическом уголке

Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства

С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад — это второй дом малышей.

В уголке отдыха

В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома

Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.

В игровой зоне

Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода

Задачи тематических уголков в детском саду

1. Образовательные задачи:

  • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
  • ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
  • формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
  • подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
  • знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).

В космическом уголке

Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства

2. Развивающие задачи:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
  • совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
  • формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
  • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
  • развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно — в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
  • развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
  • развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
  • формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).

В уголке рисования

В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения

3. Воспитательные задачи:

  • создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
  • воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
  • воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
  • воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
  • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
  • формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).

В православном уголке

Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников

Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности — предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.

В игровом уголке

Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей

К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков — для девочек и для мальчиков.

«Салон красоты» в игровом уголке

Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек

В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).

В математическом уголке

Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;
  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
  • эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Оформление уголков в помещении группы

Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

Паспорт уголка в детском саду

Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи работы уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы и инструменты, их количество;
  • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
  • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

Паспорта уголков

В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование

Оформление уголка своими руками

Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

  • рисование тематических стенгазет и плакатов;
  • создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
  • создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
  • оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
  • выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
  • подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
  • изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
  • рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
  • разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.

Библиотечный уголок

Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей — сказочных гномов

Оборудование уголка в детском саду

Развивающий уголок

В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр

Уголок «Библиотека»

Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам

Физкультурный уголок

Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий

Уголок экспериментирования

В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов

Театральный уголок

Навесные полки рекомендуется заполнять материалами для рассматриваниями, выставками

Игровая зона

Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки

Уголок уединения

В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например

Основные средства оформления уголка

  • Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;

Стенд в музыкальном уголке

На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников

Эмблемы уголков в детском саду

Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле

Уголок опытно-экспериментальной деятельности

Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов

Стенгазета «Здоровое питание»

Уголок здоровья может быть оформлен статьями и стенгазетами на важные темы

Представляю Вашему вниманию тематическое оформление театрального уголка во второй младшей группе. На основе детской сказки можно создать любой игровой театр. В данном случае была создана сказка "Заюшкина избушка".

Оформление театрального уголка во второй младшей группе

Работа выполняется довольно таки легко. Берём картонную коробку из-под обуви, обклеиваем её само клеящейся плёнкой (в данном случае нейтрального цвета под дерево). Далее выбираем сказку и героев. В данном примере, "Заюшкина избушка". Создаём соответствующий антураж из фоновой картинки данной сказки, бумажных героев и некоторых атрибутов (синтепон-снег, картонные ёлочки и книжка данного произведения).

Данное оформление помогает детям не только увидеть саму сказку,но и поучаствовать в ней. Театральная деятельность развивает, обучает, воспитывает всесторонне. Игры и непосредственная деятельность в театральном уголке позволяют детям развивать и речь и мелкую моторику, помогают также познать окружающий мир и жить в гармонии с ним.

Оформление физкультурного и ИЗО уголка в группе

Оформление физкультурного и ИЗО уголка в группе Оформила уголок изо в группе. Карандаши из цветного картона,на просторах интернета куча мастер классов. К стене мрилеплены на двойнлй скотч. На.

Оформление физкультурного уголка в 1 младшей группе

Оформление физкультурного уголка в 1 младшей группе В 1 младшей группе "Солнечные лучики" воспитатели совместно с родителями оформили физкультурный уголок. Называется он "Здоровей - ка". Каких.

Оформление учебного уголка в подготовительной к школе группе

Оформление учебного уголка в подготовительной к школе группе Незаметно пролетело время и наши ребята уже воспитанники подготовительной группы. Шестилетний возраст- это период,когда формируется психологическая.

Оформление уголка ПДД в средней группе детского сада.

Оформление уголка ПДД в средней группе детского сада. Оформление уголка ПДД в средней группе детского сада. Очень важный и нужный в группе сектор, рассказывающий о безопасности дорожного движения.

Оформление уголка по ПДД «Для взрослых и детей» во второй младшей группе

Оформление уголка по ПДД «Для взрослых и детей» во второй младшей группе Оформление уголка по ПДД «Для взрослых и детей» во второй младшей группе. За 11 месяцев текущего года — с января по ноябрь — на территории.

Оформление уголка в группе «Мир творчества и искусства»

Оформление уголка в группе «Мир творчества и искусства» Хочу поделиться опытом, как можно оформить уголок творчества из самых простых материалов которые всегда под рукой. Начну с оформления стены. Берём.

Оснащение театрального уголка в нашей группе

Оснащение театрального уголка в нашей группе Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас! Мы на спектаклях умираем,.

Работа с родителями по оснащению театрального уголка в группе

Работа с родителями по оснащению театрального уголка в группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 183 "Детский сад присмотра и оздоровления". г. Кемерово. Воспитатели: Исаева.

Театральный уголок в группе

Театральный уголок – важный объект развивающей среды. Поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятие добра и зла.


Робкий ребёнок станет более смелым и решительным, застенчивый преодолеет неуверенность в себе.


Я хочу представить вашему вниманию театральный уголок в своей старшей группе.


У меня в театральном уголке собраны разнообразные виды кукол. Здесь есть пальчиковый театр «Семья» (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы (представлены в виде резиновых кукол, это театр «Кошкин дом», «Дюймовочка», «Красная шапочка», «Бременские музыканты».


Настольный театр «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»(все персонажи и атрибуты лес, избушка представлены в виде вязаных фигурок).


Куклы «Би-ба-бо» (каждая кукла одевается на руку) театр по сказке «Три медведя», «Курочка ряба», «Маша и медведь».Есть кукла марионетка «клоун» .Самодельный театр на бумажных стаканчиках «Три поросенка».Сделанный совместно с детьми театр на прищепках и на ложках «Морские жители» ,театр сделан в виде коллажа из рисунков журнала. а каждый персонаж прикреплен на прищепку. Также самодельный театр на палочках по сказке «Рукавичка». Самодельный театр на дисках сделанный совместно с детьми (сказочный персонаж вырезается и приклеивается на диск, диск ставим на прищепки).В театрализованном уголке есть художественная литература, сказки, загадки, поговорки по театрализованной деятельности. Также в уголке есть театр масок покупные и самодельные. В уголке ряжения есть костюмы и шапочки с изображением сказочных персонажей. Ну и конечно ширма которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным.


Театральный уголок

Театральный уголок Фотоотчет "Театральный уголок"В этом учебном году, в год театра, многие дошкольные учреждения проводили конкурсы – смотры театральных уголков.

Предметно развивающая среда «Театральный уголок» во второй младшей группе

Предметно развивающая среда «Театральный уголок» во второй младшей группе Предметно развивающая среда во второй младшей группе "Театральный уголок" В нашей группе был создан центр театральной деятельности который.

Как творчески и грамотно оформить театральный уголок в детском саду

Как творчески и грамотно оформить театральный уголок в детском саду Развитие духовного мира ребёнка зависит от богатства эмоциональных впечатлений, которые он получает в процессе занятий, игр. Театрализованная.

Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду

Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду «Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду» В детском саду малыши-дошкольники проводят большую.

Фотоотчет «Театральный уголок»

Фотоотчет «Театральный уголок» Хотим поделиться с вами своим опытом создания театрального уголка в нашей средней группе. уголок создан для обеспечения в группе театральных.

Театральный уголок

Театральный уголок Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов.

Театральный уголок в старшей группе

Театральный уголок в старшей группе Театральный уголок в старшей группе. Бастова А. А. Театр в детском саду пользуется у дошкольников большой любовью. Дети всегда с радостью.

Театральный уголок в младшей группе

Театральный уголок в младшей группе 2019 год объявлен годом театра. В младшей группе я оформила два уголка по данной теме: информационный уголок в приемной и театральный уголок.

Театральный уголок

Театральный уголок С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству, поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств.

Оформление театрального уголка в детских садах

Детский сад – место, в котором малыши проводят значительное количество своего времени. Поэтому то, как оформлен детский сад и обставлено пространство в нем, принципиально важно. Например, дизайн формирует эстетические представления детей. Каждый предмет интерьера должен быть тщательно продуман. Поэтому нужно подойти к оформлению театрального уголка предельно внимательно.

Театрализация в детском саду – цель

Под театрализацией понимается один из видов игровой деятельности, применяющийся с целью раскрыть максимально глубоко творческий потенциал, имеющийся у каждого ребенка. При театрализации применяются драматические приемы (иными словами, сюжетно-ролевая игра) и различные упражнения, направленные на развитие навыков актерского мастерства у детей.


От оформления многое зависит

К сведению. Ценность театрализации заключается в том, что она помогает развивать монологическую и диалогическую речь ребенка и как следствие – улучшает уровень его коммуникативных способностей.

В театрализацию входят следующие элементы:

  • совершенствование выразительности реплик героев;
  • развитие как активного, так и пассивного вокабуляра;
  • работа над развитием речи.


Уголок развивает мышление

Помимо этого, применение театрализации преследуют следующие цели:

  • познакомить ребенка с окружающим его миром;
  • способствовать развитию творческих способностей;
  • развивать эмоциональную составляющую;
  • сформировать интерес к чтению, а также к искусству;
  • развивать режиссерские навыки;
  • учить воплощать характер персонажа через собственные действия.

К сведению. Театрализация считается одним из наиболее действенных способов приобщения ребенка к эстетике, культуре и морали.

Театральный уголок в детском саду и его оформление

Театральный уголок — составляющая общей обстановки группы, созданная с целью сплочения детей и формирования у них новых навыков и компетенций.

Классический уголок театрализации состоит из нескольких компонентов:

  • иллюстрации, фотографии, картины и т. д.;
  • игрушки;
  • ширмы (которые применяются в качестве декораций, а также занавеса);
  • дополнительный реквизит (бубенчики, колокольчики, машинки);
  • декоративные элементы;
  • наряды и маски;
  • демонстрационные стенды;
  • библиотечный сектор.


Иллюстрации и игрушки важны в уголке

Театральный уголок должен быть оснащен таким образом, чтобы сделать занятия по театрализации эффективными.

К сведению. При оформлении театрального уголка принципиально важно брать во внимание возрастную группу детей, учитывать групповые и личностные особенности детей, их интересы и стремления.

Младшая группа

В яслях и первой группе садика лучше уделить внимание пальчиковому театру. Для него нужны куклы, которые надеваются на каждый пальчик ребенка и хорошо развивают мелкую моторику.

Для изготовления таких кукол можно использовать практически любой материал. Им может оказаться ткань, фетр, бумага, полимерная глина.

Следующим этапом, происходящим на уровне младшей группы, является обучение детей правильной игре с игрушками на поверхности стола, а также развитие навыков пальчикового театра. Задачей этого этапа является тренировка координации движений ребенка и дальнейшее развитие у него мелкой моторики рук.

К сведению. Для того чтобы сделать такой реквизит самостоятельно, потребуются конусы, материалом которых является твердая бумага или картон. Ко всему прочему, целесообразным в этом возрасте выглядит использование бибабо (набор перчаточных кукол).

Детям этой возрастной группы стоит заниматься:

  • пальчиковым театром;
  • настольным театром;
  • театром мягких и вязаных игрушек;
  • театром игрушек-конусов.

Средняя группа

Все полученные ранее навыки детям нужно оттачивать, поэтому занятия, начатые в прошлые годы, прерывать не стоит. Вместе с тем требуется вводить новые разновидности театрализации. На этом этапе детского развития целесообразен театр ложек. Для «приготовления» героев постановок здесь используется обыкновенная пластиковая посуда. Одновременно начинает использоваться театральная ширма.

К сведению. Можно познакомить детей с куклами на гапите. Гапит представляет собой деревянный стержень. Такой реквизит поможет малышам приобщиться к основам кукловодства.

Перед детьми средней группы в ходе занятий централизации ставится уже более сложная задача. Им необходимо привести в согласие собственные движения и сюжет постановки. Театр начинает представлять собой действо, которое имеет четкую сюжетную линию и смысл. Это требует от малыша выхода на новый уровень развития координации и моторики.

Для детей средней группы подходят варианты:

  • пальчикового театра;
  • настольного театра;
  • кукол на гапитах;
  • перчаточных кукол.

Старшая группа детсада

Во время обучения в старшей группе в ходе занятий по театрализации рекомендовано приступать к использованию кукол-марионеток. Эти куклы характеризуются необычным способом приведения их в состояние движения. Специальный ниточный держатель (крестовина) отвечает за этот процесс. Именно к нему снизу и привязывается непосредственно «тело» игрушки.

К тому же особое внимание стоит уделить процессу озвучки героев, ведь целью занятий по театрализации на этом этапе является то, чтобы научить детей использовать голосовые интонации для передачи эмоций.

Оптимальными являются варианты:

  • пальчикового театра;
  • перчаточных кукол;
  • марионеток.

В подготовительной группе

На этом этапе ребенок становится уже «настоящим» актером. Он должен осуществить перевоплощение в своего героя путем воспроизведения его манеры двигаться, говорить, вести себя. Ребенок должен научиться имитировать голос, правильно выражать эмоции и переживания героя. Для более точного и реального перевоплощения дети переодеваются в сценические костюмы.


Ростовые куклы хорошо развивают

В этом возрасте возможно использование реквизита широкого спектра, например:

  • пальчиковых кукол;
  • перевертышей;
  • перчаточных кукол;
  • марионеток;
  • ростовых кукол;
  • тростевых кукол.

Вместе с тем стоит учитывать определенную условность представленного выше распределения занятий в кружке театрализации в зависимости от возрастной группы ребенка.

К сведению. Нужно учитывать общий уровень группы, специфику ребенка, наличие интереса к определенному виду театрализованной деятельности.

Совершенно нормальной практикой является участие в костюмированных постановках детей возраста средней и старшей групп. Перчаточные куклы вполне могут успешно применяться при театрализации даже детей 5–6 лет.

Как сделать паспорт театрального уголка

Уголок театрализации, вернее, оформление такового, должен осуществляться согласно федеральным государственным образовательным стандартам (сокращенно ФГОС). Оформление по ФГОС театрального уголка в детском саду требует соблюдения некоторых стандартов.

ФГОС предписывает, что уголок театрализации должен обеспечивать:

  • развитие возможностей к запоминанию информации;
  • развитие мыслительных процессов ребенка;
  • выработку у детей социокультурных понятий;
  • усиление речевых возможностей;
  • физиологическое развитие;
  • приобщение к культуре поведения в обществе;
  • познание себя как личности.

В паспорт по ФГОС включено восемь позиций. При этом в стандарте представлено подробное описание каждой из них:

  • Надпись полного названия детского учреждения.
  • Обозначение группы и название театрализованного уголка.
  • Авторы, осуществившие оформление уголка.
  • Наименование и описание зон, являющихся частями проекта. Обязательными элементами являются ширма и костюмерная. Зонирование же иных частей происходит по усмотрению компетентных лиц. Всего можно выделить костюмерную, гримерную, мастерскую, зрительный зал, библиотеку (в том числе наличие видео- и аудиоматериалов), ширму, шкафы для хранения реквизита, участок, посвященный результатам и достижениям детишек в сфере театрализации (стенд).
  • Наполняемость каждой из имеющихся зон.
  • Возрастные показатели воспитанников.
  • Список видов деятельности, реализующихся на конкретном возрастном этапе в ходе занятий по театрализации.
  • Различные методические разработки, рекомендации, шаблоны и презентации. Под ними понимаются советы относительно частоты соответствующих занятий, их временной продолжительности. Также туда включаются задачи, ставящиеся перед конкретной группой, перечень упражнений, которые обязательны для выполнения в ходе занятий по театрализации для представителей конкретной группы.

Материалы оформления театрального уголка

Очень важно правильно продумать, как оформить театральный уголок. Частично элементы оформления можно приобрести в уже готовом виде, другую же часть можно изготовить своими руками.

При использовании настольного театра игрушки для него можно изготовить довольно легко. Для «тела» игрушки отлично подойдут бумага или картон, потом их можно установить на пластиковую, деревянную или картонную подставку. В качестве альтернативы можно предложить изготовление куклы посредством приклеивания изображения к конусу или цилиндру.

Кукол, которые будут использоваться в пальчиковом театре, можно делать, используя такие материалы, как бумага или ткань. Для их украшения подойдут нитки, пуговицы или тесьма.

Вручную можно сшить и перчаточных кукол. Для этого потребуется обыкновенная перчатка, которую с изнаночной стороны нужно будет прошить на уровне пальцев. Затем перчатка выворачивается, набивается каким-либо мягким материалом. Подойдут вата или синтепон. Перчатка украшается декоративными элементами.

В случае использования марионеток делать их тело нужно из картона, при этом разные части тела должны делаться по отдельности. Когда все составляющие готовы, их надо скрепить между собой, используя нитки или проволоку.

Бибабо готовятся из простых женских чулок или гольфов, сделанных из капрона.

Для театра ложек используются обыкновенные столовые приборы, причем они могут быть как пластиковыми, так и деревянными. На них наносится драпировка, которая впоследствии украшается с использованием акриловых красок, пластилина и т. п.

Напольные куклы в технике своего шитья ничем не отличаются от обыкновенных. Если кукла будет высокой, в нее лучше вставить каркас.

Для того чтобы сделать платковую куклу своими руками, нужно взять основу из картона, сверху к голове приделать ленту. Внизу же пришивается либо платок, либо платье.

В целом, большинство декораций на уровне детского сада можно также сделать самостоятельно. Самым распространенным материалом для них служит твердый картон. Из него можно вырезать и солнце, и звезды, и деревья, и дома, а также многое другое.

Для изготовления занавеса потребуется гофрированная бумага. В случае отсутствия таковой, ее можно заменить на обычную ткань.

Из картона можно изготовить и ширму. В качестве более прочной альтернативы можно выбрать дерево.

Билеты — обязательный атрибут театра, и не стоит ими пренебрегать. Их несложно сделать, используя разноцветные картон, бумагу. Можно использовать и белый материал, тогда его будет нужно красиво раскрасить, что также будет полезно для детей.

Театрализация является очень интересной и действенной методикой развития детей дошкольного возраста. Кружки по театрализации можно проводить с детьми всех групп, обучающихся в детском саду, моделируя вид и содержание занятия в зависимости от возраста, групповых и индивидуальных детских особенностей.

К сведению. Для того, чтобы занятия по театрализации были максимально эффективными, их нужно проводить с использованием специального реквизита в помещении, оборудованном с учетом специфики кружка.

В настоящий момент оформление такового регулируется на уровне ФГОС. При соблюдении всех требований кружок театрализации поможет детям развить координацию и моторику, повысить коммуникативность, расширить вокабуляр, приобщиться к культурно-нравственным ценностям, побороть застенчивость и неуверенность в себе.

Читайте также: