Связь специальной психологии с философией как мировоззренческим фундаментом и методологической базой

Обновлено: 09.05.2024

В связи с этим при исследовании проблем специальной педагогики выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии:

онтологический — место специального образования в структуре бытия;

гносеологический — определение связи обучения и познания;

аксиологический — приоритеты и ценностные предпосылки специального образования;

фшюсофско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

историко-фшюсофский — реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику;

социально-фшюсофский — изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте.

2. Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание.

✓ "Болезнь делает приятным и благим здоровье";

✓ "Цель человеческой жизни — освобождение от страданий". Платон:

✓ "Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание";

✓ "Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела";

✓ "Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг";

✓ "Больной человек бесполезен и для себя, и для общества";

✓ "Детей следует отбирать по их способностям". Аристотель:

"Добродетель состоит в обладании серединой";

"Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми

являются испорченность, злобность, тупость и др."

✓ "От уродливых и болезненных детей следует избавляться". Марк Аврелий:

✓ "Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души".

✓ "Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств".

3. Философские концепции отклонений:

✓ "Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" — И. Кант;

✓ "Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" — Г.В.Ф. Гегель;

✓ "Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" — Ф. Энгельс;

✓ "Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" — А. Шопенгауэр;

✓ "Исправление человека противоестественно и бесполезно; надо стремиться к превосходству, преодолевать болезненные симптомы" — Ф. Ницше.

4. Современные западные философы, идеи которых повлияли на развитие специальной педагогики:

✓ представители экзистенциализма — К. Ясперс, А. Камю, Ж.П. Сартр;

✓ психоаналитики — 3. Фрейд, А. Адлер, КГ. Юнг;

✓ постмодернисты — М. Фуко, Ж. Делез и др. Экзистенциализм:

✓ патологические явления имеют бытийный смысл, избавление от этих явлений — движение к подлинному существованию;

✓ подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти.

✓ невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры);

✓ процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности.

✓ между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ.

5. Отечественные философы о проблемах специального образования:

✓ "формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное — форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" — Э.В. Ильенков;

✓ "становление человеческого сознания совершается в общении и деятельности людей" — Ф. Т. Михайлов;

✓ "ребенок, отягощенный недостатком, — объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач общей и специальной школ" — JI. С. Выготский.

6. Ведущие направления построения новой парадигмы специальной педагогики:

✓ интеграция. Гуманизация:

цель специального образования:

✓ сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями;

включение в социальные отношения;

✓ поддержка становления индивидуальности;

✓ целостность человеческой жизнедеятельности;

✓ концепция непрерывного образования.

✓ переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии;

✓ философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения;

✓ отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер.

✓ выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками;

✓ наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями. Использованные источники:

Становление и развитие специальной психологии и коррекционной педагогики. Основные понятия и термины, цели и задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. Место специальной психологии и коррекционной педагогики в системе научных дисциплин. Их связь с медицинскими, психологическими, педагогическими науками, с лингвистикой, правом. Связь с философией как мировоззренческим фундаментом и методологической базой.

Предметом специальной психологии является изучение феноменологии и закономерностей нарушенного психического развития.

Задачи специальной психологии.

1. изучение объективных закономерностей психического развития детей с особыми потребностями;

2. определение возможных методов воздействия, направления коррекции и компенсаторных возможностей психики детей;

3. изучение жизнедеятельности детей с особыми потребностями в социальной среде;

4. разработка наиболее эффективных средств профилактики нарушений развития.

Основная задача специальной психологии – социализация ребенка, приспособление к жизни в обществе, усвоение норм, получение необходимого запаса знаний, умений и навыков, насколько это возможно при тяжести нарушения. Невозможно изучение специфического развития без данных медицинских наук: психиатрии, педиатрии и др.

Специальная психология наиболее тесно связана с общей, педагогической психологией, нейропсихологией, возрастной анатомией и физиологией.

Определение понятия «психическое здоровье».

Согласно положению Всемирной Организации Здравоохранения, "здоровье - это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие ". В этом определении говорится о состоянии здоровья как результате достижения соответствующего благополучия. По сути, здоровье - это и есть состояние благополучия. Но здесь не указаны процесс достижения такого благополучия и качество этого благополучия, а также то, какие способности требуются для достижения такого благополучия. Сам же термин "благополучие" неоднозначен и требует уточнения. Л. Леви считает, что благополучие относится к субъективным критериям здоровья и требует психологического объяснения. Благополучие, по определению Леви, - есть состояние ума, который устанавливает некую психическую гармонию между способностями, потребностями, ожиданиями человека и требованиями, которые предъявляет ему среда.

Таким образом, благополучие - это психологическая характеристика, которая в основном зависит от субъективных факторов. Состояние же субъективного здоровья - это психологическая проблема и, в самом широком смысле, предмет психологии здоровья. Психология здоровья - это область психологии и новое направление в медицине, которая позволяет, с психологической точки зрения, осмыслить психологию и поведение здорового человека, его способы успешно справляться с болезнями и поддерживать свое здоровье. С точки зрения большинства специалистов, психология здоровья - это не только преодоление болезни, но и недопущение ее, что и является одним из признаков здоровья и характеризует здоровое поведение человека. По ранее данному определению, здоровье необходимо трактовать как целостность и сохранность. Нездоровье - это нарушение или отсутствие целостности человека как организма, индивида и личности.

Психическое здоровье - одна из наиболее активно обсуждаемых проблем в психологии, теоретической и практической психотерапии, психиатрии. Однако, несмотря на многочисленные теоретические и практические разработки категории здоровья, ее статус на сегодняшний день весьма неоднозначен.

И.В. Дубровина конкретизировала различие категорий: "психическое здоровье", по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; "психологическое здоровье" характеризует личность в целом и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа, позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья, в отличие, например, от медицинского. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Если психическое здоровье имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то психологическое здоровье относится к личности в целом.

1. Специальная педагогика объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания.

тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой — незрячие и слабовидяшие;

сурдопедагогика - глухие, слабослышащие, позднооглохшие;

тифлосурдопедагогика — слепоглухие; 1/ логопедия - нарушения развития речи;

олигофренопедагогика — лица с нарушениями интеллекта;

специальное образование с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

специальное образование лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

педагогическая помощь хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.

Постоянно возникают и развиваются новые области специальной педагогики.

2. Специальная педагогика тесно связана с другими науками, к которым относятся:

• физиология; медицина; социология; лингвистика и т. д.

Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции.

В связи с этим при 'исследовании проблем специальной педагогики выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии:

онтологический — место специального образования в структуре бытия;

гносеологический — определение связи обучения и познания;

аксиологическиц — приоритеты и ценностные предпосылки специального образования;

философско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности; историко-философский — реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику; социально-философский — изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте. 2. Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание.

"Болезнь делает приятным и благим здоровье";

"Цель человеческой жизни — освобождение от страданий".

"Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание";

"Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела";

'Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг"; / "Больной человек бесполезен и для себя, и для общества"; / "Детей следует отбирать по их способностям".

"Добродетель состоит в обладании серединой"; ' "Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др."

"От уродливых и болезненных детей следует избавляться". Марк Аврелий:

"Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души".

"Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств". Философские концепции отклонений: "Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" — И. Кант; "Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" — Г.В.Ф. Гегель; "Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" — Ф. Энгельс;

"Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" — А. Шопенгауэр;

"Исправление человека противоестественно и бесполезно; стремиться к превосходству, преодолевать болезненные птомы" Ницше.

Современные западные философы, идеи которых повлияли развитие специальной педагогики:

представители экзистенциализма — К. Ясперс, А. Ка Ж.П. Сартр;

психоаналитики - 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг; постмодернисты - М. Фуко, Ж. Делез и др.

подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти.




невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры); процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности.

между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ.

Отечественные философы о проблемах специального образования:

"формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное — форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" - Э.В. Ильенков;

"становление человеческого сознания совершается в общении к деятельности людей" — 0.7! Михайлов;

"ребенок, отягощенный недостатком, - объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач обшей и специальной школ" — Л.С. Выготский.

Ведущие направления построения навои парадигмы специальной педагогики:

цель специального образования:

сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями;

включение в социальные отношения;

поддержка становления индивидуальности;

целостность человеческой жизнедеятельности;

концепция непрерывного образования.

Фундаментализмом: переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии;

философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения;

отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер. Интеграция:

выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками;

наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии

История и философия специальной педагогики и психологии

Реферат по теме:

«Философия как методологическая основа специальной педагогики».

студентка 1 курса, группа 8061з

Учускина Надежда Анатольевна

2016-2017 учебный год

«Философия как методологическая основа специальной педагогики».

1. Мировоззренческие аспекты в специальной педагогике.

Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции. В связи с этим, при исследовании проблем специальной педагогики, в соответствии с разделами философии, выделяются следующие мировоззренческие аспекты:

онтологический — место специального образования в структуре бытия;

гносеологический — определение связи обучения и познания;

аксиологический— приоритеты и ценностные предпосылки специального образования;

философско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

историко-философский — реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику;

социально-философский — изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте.

2. Воззрения великих мыслителей на здоровье и воспитание.

Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский говорил: «Болезнь делает приятным и благим здоровье», «Цель человеческой жизни — освобождение от страданий».

Другой древнегреческий философ Платон был убеждён, что «Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание», «Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела», «Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг», «Больной человек бесполезен и для себя, и для общества», «Детей следует отбирать по их способностям».

Ученик Платона, древнегреческий философ Аристотель, считал, что «Добродетель состоит в обладании серединой», «Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др.».

Древнегреческий философ, биограф и моралист Плутарх и римский философ Луций Анней Сенека заявляли, что «От уродливых и болезненных детей следует избавляться».

Римский император Марк Аврелий считал, что «Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души».

Французский философ-просветитель Дени Дидро утверждал, что «Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств».

3. Философские концепции отклонений в развитии.

Свои мысли в виде философских концепций выдвигали великие мыслители прошлого:

«Слабоумие - "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся» ( Иммануил Кант - немецкий философ) ;

«Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство» ( Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Гегель - один из творцов немецкой классической философии) ;

«Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся» ( Фридрих Энгельс - немецкий философ, политический журналист) ;

«Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены» ( Артур Шопенгауэр - немецкий философ) ;

«Исправление человека противоестественно и бесполезно; надо стремиться к превосходству и преодолевать болезненные симптомы» ( Фридрих Вильгельм Ницше - немецкий мыслитель).

4. Идеи современной западной философии.

Идеи современных западных философов имели огромное влияние на развитие специальной педагогики. Среди них:

представители экзистенциализма - Карл Ясперс (немецкий философ, психолог, психиатр), Альберт Камю (французский писатель, публицист, философ), Жан-Поль Сартр (французский философ, писатель, драматург, педагог);

представители психоаналитикиЗигмунд Фрейд (австрийский психолог, психиатр, невролог), Альфред Адлер (австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии), Карл Густав Юнг (швейцарский психолог, психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии);

представители постмодернизмаМишель Поль Фуко (французский философ, историк), Жиль Делёз (французский философ, постструктуалист), Вольфганг Вельш (современный немецкий философ) и др.

Идеи экзистенциализма :

патологические явления имеют бытийный смысл, избавление от этих явлений — движение к подлинному существованию;

подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти.

Идеи психоаналитики:

невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры);

процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности.

Идеи постмодернизма:

между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ.

5. Отечественные философы о проблемах специального образования.

Проблемой специального образования интересовались и отечественные философы, высказывая свои мысли:

Эвальд Васильевич Ильенков (советский философ, доктор философских наук):

«формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры»;

«идеальное — форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества».

Феликс Трофимович Михайлов (российский и советский психолог, философ, педагог, профессор, доктор философских наук):

«становление человеческого сознания совершается в общении и деятельности людей».

Лев Семёнович Выготский (известный советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии):

«ребенок, отягощённый недостатком, - объект дефектологии»;

«дефект даёт импульс к выработке социальной компенсации»;

«в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты»;

«общность социальных целей и задач общей и специальной школ».

6. Направления построения новой парадигмы специальной педагогики.

Ведущими направлениями построения новой парадигмы специальной педагогики являются:

цель специального образования: сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями;

включение в социальные отношения;

поддержка становления индивидуальности;

целостность человеческой жизнедеятельности;

концепция непрерывного образования.

Фундаментализация:

переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии;

философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения;

отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер.

выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками;

наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями.

Инклюзия (наиболее современный термин):

включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, который выражается в реформировании школ и перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей;

обучение организовано по принципу, когда все воспитанники учатся совместно со своими сверстниками в образовательном учреждении по месту жительства;

разнообразию потребностей учащихся с ОВЗ соответствует такая образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей;

не проводится различие между «общим образованием» и «специальным», оно реорганизовано таим образом, что все дети учатся вместе и программы обучения подобраны согласно их возможностям.

Философия по отношению к специальному образованию выступает:

- как мировоззренческий фундамент;

- как методологическая основа, которая предполагает применение универсальных принципов и способов при изучении процесса специального образования.

В соответствии с разделами философии в исследовании проблем специальной педагогики выделяют основные аспекты:

1) онтологический (место специального образования в структуре бытия);

2) гносеологический (связь обучения и познания);

3) аксиологический (установление пед. приоритетов и ценностных предпосылок специального образования);

4) философско-антропологический (обобщении научных данных о человеке с ограниченными возможностями для стимуляции углубленного познания внутреннего мира, своеобразия жизнедеятельности и социализации).

5) историко-философский (реконструкция взглядов философов прошлого на специальную педагогическую проблематику);

6) социально-философский (явление специальной педагогики в социально-культурном аспекте).

Ключевые проблемы специального образования настолько сложны, что могут быть решены лишь на основе междисциплинарного подхода. Проблемы существования, лечения, обучения людей, отягощенными болезнями и отклонениями в развитии, с давних пор привлекали философов.

Платон различал телесные болезни и душевные недуги (сумасшествие, невежество), причиной которых являются дурные свойства тела или неудавшиеся воспитание. В основе его концепции воспитание лежит идея различения и отбора детей по их способностям (философское осмысление диагностики). В этическом учении Аристотеля испорченность, злобность, тупость считаются отклонениями и расцениваются как избыток или недостаток присущий порочности. В аристотелевской философии берет начало осмысление профилактики отклонений в развитии человека. В работах античных авторов Плутарха, Сенеки встречаются отдельные упоминания о традиции избавляться от уродливых и болезненных детей.

С развитием практики лечения и обучения детей, которые имеют недостатки развития в эпоху нового времени, философский анализ отклоняющегося развития становится более последовательным, перестраивается с умозрительной теоретизации на систематизацию опытных данных.

Д. Дидро выделил особенности человеческих ощущений, опираясь на факты жизни слепорожденных и слепых, показал, что интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека связаны с устройством его тела и состоянием органов чувств. Э. Кант заложил основу философской классификации отклонений, построив классификацию слабости , где слабоумие рассматривал как отсутствие души. И. Кант обосновал необходимость государственной благотворительной помощи бедным инвалидам и больным. В системе Гегеля разбираются формы помешательства , которые возникают в тех случаях, когда объективная необходимость вступает в противоречие с человеческой субъективностью.

Ф. Энгельс с позиций материализма раскрыл роль социально-экономических факторов в этнологии отклоняющегося патологического развития. А. Шопенгауэр негативно относился к коррекционно-педагогической помощи , т.к. считал, что сущность и характер человека практически неизменны и не м.б. исправлены. Так же высказывался Ницше, который осуждал методы исправления как противоестественные и бесполезные. Однако, идеи системы о стремлении к превосходству и преодолению болезненных симптомов подготовили почву для изучения возможностей компенсации нарушенного развития.

В начале 20 века, в связи с социальными переживаниями увеличивается количество лиц с отклонениями в развитии, особое внимание приобретают проблемы школьного образования и развития. Наибольшее внимание этим проблемам уделяется представителями трех направлений западной современной философии: экзистенциализм; психоанализ; постмодернизм, экзистенциализм. Избавление от патологических явлений связано с движением к подлинному существованию. Условием подлинности существования человека является его самоосуществление, основанное на согласовании его свободы со свободой других людей и эти идеи оказ0али большое влияние на развитие ПТ практики.

Психоанализ считает возникновение невротических симптомов результатом подавления бессознательных импульсов под давлением репрессивных запретов культуры, а излечение неврозов достигается в ходе их осознания. В специальной литературе получила развитие идея Адлера о развитии ребенка с дефектом, как процесс, направленном на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности.

В постмодернизм (Фука, Дилес) – акцент на отсутствии границ между нормой и патологией. На основе анализа медицинских тестов отмечаются трудности распознавания данных явлений в клинической практике, раскрывается явление иррадиации патологии в разные пласты бытия и сознания. Постмодернистские идеи косвенно обосновывают тенденцию критики коррекционной деятельности.

В отечественной философии получили освещение лишь некоторые проблемы специального образования:

1. Спиркин А.Г. проанализировал такие аномалии сознания как патологическая субъективность и состояние нарушенного сознания.

2. Ильенков и Михайлова проанализировали успешный эксперимент Соралянского и Мещерякова по обучению слепоглухих посредством «совместно разделенной» деятельности пришли к выводу, что формирование человеческой психики происходит через специфическую человеческую деятельность.

3. Выготский Л.С. – «единство общих и особенных черт в развитии нормальных и анормальных детей».

В настоящее время в основе построения философии специальной педагогики лежат идеи гуманизации, фундаментализации и интеграции.

Фундаментализация – переосмысление и уточнение основоположных положений специальной психологии.

Разработка философских основ специальной психологии – одна из ее актуальных проблем.

Социально-культурные основы специального образования

Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями распространялась до оформления в кон. 19 – нач. 20в под влиянием философии ценностей (Штерн, Лессер, Риппер). Например, «уважение к различиям между людьми», парадигма – «в обществе люди с ограниченными возможностями являются членами общества». Во основе лежала идея о социальной полезности, согласно ей школа обязана воспитать активную и социально полезную обществу личность, но ребенок с нарушениями не должен стать обузой для общества. Такие люди приспосабливались к нуждам общества . В 20-е годы в странах Зап. Европы и США эта концепция была усилена идеями расовой биологии, расовой гигиены, социального дарвинизма. Были законы о принудительной стерилизации лиц, которые являются носителями опасных нежелательных для общества дефектов умственного, физического, психического развития в США, Канаде, Дании, Швейцарии, Германии.

Большой вклад в реализацию этой идеи сделали фашисты. Фашисты идеологически обосновали необходимость физического уничтожения социально бесполезных неполноценных людей. Они развернули широкую компанию по уничтожению Рейха и воспитанию подрастающего поколения в духе разработанной ими идеологии одновременно шло планомерное уничтожение людей, которые попадали в категорию социально бесполезных. Преследованием подвергались и психологи-дефектологи. Система специального образования за годы войны была разрушена.

В советской социальной практике: концепция социальной реабилитации лиц удачно соединилась с концептуальными основаниями современной теории о воспитании социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. Признание приоритета общества над личностью, ее интересами фактически узаконило статус социальной малоценности применительно к таким людям.

Современные социально-культурные условия приводят людей с ограниченными возможностями к воспроизведению культуры бедности, к их стойкой маргинализации (вынужденное сужение возможности участия в социальной жизни).

Это приводит к выработке иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью и усиливает их маргинализацию.

В послевоенный период колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека привели одному демократическому и научно-освободительному движению. Их целью было признание смысла существования всего общества для жизни человека. Новый взгляд на социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями – эта идея достижения его максимальной самостоятельности и независимости. Устанавливается приоритет интересов личности над интересами общества не зависимо от того может ли человек принести пользу обществу или нет. Независимая жизнь – эта материальная независимость, отсутствие зависимости при передвижении, общении, быту. Это право законодательно закреплено, экономически обеспечено.

Общественно полезный труд и социальная полезность человека неглавное и не единая цель современной концепции реабилитации. Главное – это ликвидация социально-экономического и нравственно-этического притеснения, маргинализации человека с ограниченными возможностями со стороны здоровых людей, общественных институтов, общественного сознания. Безусловно, для достижения статуса общества действительно равных возможностей обществу приходится затрагивать больше ресурсов на лиц с ограниченными возможностями. Специальный психолог и специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором впоследствии будет строиться стиль и образ жизни человека с ограниченными возможностями.

Необходимо сформировать у детей с отклонениями в развитии базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации (умение организовывать свой отдых, свое свободное время). Объективные ограничения возможностей участия в различных формах досуга не должны означать их полной изоляции от участия в творческой деятельности. Специальные формы досуговой деятельности способствуют развитию социальных навыков в рамках субкультуры.

Отечественная система специального образования постепенно осваивает новую для нее концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями. Наше общество находится в начале длинного пути перехода от культуры полезности к культуре достоинства, при которой ведущая ценность – личность человека.

Экономические основы специального образования

Источником экономики отечественного специального образования на Руси служила мощная система церковной благотворительности. С 996 г. указом князя Владимира было установлено, что 1/10 казны передается церкви на содержание «убогих». В эпоху Петра1 благотворительность распространяется и на светскую жизнь. В дальнейшем эта традиция развивалась.

В США со времен Авраама Линкольна президент является патроном первого в мире ВУЗа для неслышащих Галлоудет-колледж (1864г.). в России более 100 лет (до 1917 г.) существовало ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (Мариинское ведомство), в котором были сосредоточены капиталы, состоявшие из пожертвований частных лиц и членов императорского дома. В 1806 г. – первая школа в Павловске для глухих. К концу 19 века насчитывалось более 200 школ Мариинского ведомства. Научная интеллигенция оказывала помощь в проведении диагностики, консультации, оказывала медицинскую, психиатрическую, консультационно-педагогическую помощь.

Купец Третьяков построил здание Московского училища для глухих детей и в течение 25 лет финансировал его. Его дочь в 1900 г. помогла материально созданию в Москве первого в России детского сада для глухих детей. В России специальное образование не было включено в государственный сектор финансирования и существовало на средства благотворительности.

В первые годы Советской власти были приняты поспешные решения в области социальной помощи и специального образования. Специальная школа лишилась поддержки церкви и благотворительных организаций.

Только к 1937 г. восстановлена та сеть специальных учреждений, которая была в 1914 г. материальное положение специального образования было тяжелым. Зарплата учителей очень низкой, низок был и социальный статус учителя такой школы.

Особенно благоприятными для специального образования были 60-70 года. С конца 70-х, когда появилась скрытая инфляция, поддержка специального образования снизилась. Со второй половины 80-х годов вошла в период кризиса, который не преодолен и до сих пор.

В настоящее время финансирование системы специального образования передано в ведение регионов и местных бюджетов.

Формируется новое общественное сознание, происходит возврат к духовным и нравственным ценностям. Специальное образование получает материальную помощь от международных благотворительных организаций.

Правовая основа специального образования

С 90-х годов действует Федеральная целевая программа «Дети России», в которой подпрограмма «Дети-инвалиды» предусматривает финансирование потребностей детей с ограниченными возможностями.

В 1992 г. был принят «Закон РФ об образовании» - предусматривает финансирование каждого человека, введено государственное именное образовательное обязательство - именной документ, устанавливающий обязанность органов власти осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями при обучении их в образовательных учреждениях. Тем самым ребенок и его родители получают право выбора образовательного обучения.

Еще одна важная проблема системы специального образования – деинституализация специального образования, т.е. родители обучают ребенка на дому.

Подлинная интеграция дороже специального образования. Более выгодным является финансирование системы ранней помощи и дошкольного образования детей с проблемами в развитии.

Для развития системы специального образования на основе гуманистических принципов необходимо:

- гарантировать ее государственное финансирование;

-интеграция государственного и общественного финансирования;

- экономическое обеспечение полноценного включения человека с ограниченными возможностями в общество;

- адресность и вариативность, гибкость финансирования системы специального образования в различных условиях.

Защита прав и свобод человека, социальная защита населения и механизм ее реализации базируется на конституционно-правовых и международных актах о правах и свободах человека. Особенно значительным является право на образование. Право всех детей на образование закреплено в ряде международных документов: «Всеобщая Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» и находит отражение в законодательных актах РФ, гарантируется государством в главном законе – Конституции. На современном этапе совершенствуется нормативно-правовая база страны на основе принятых международных документов через их конкретизацию и адаптацию к реальным условиям.

q «Всеобщая Декларация прав человека»;

q «Декларация о правах инвалидов»;

q «Декларация о правах умственно отсталых лиц»;

q «Конвенция о правах ребенка».

q Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

В соответствии с принципами и целями провозглашенными в этих документах люди с ограниченными возможностями любой категории могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, но и пользоваться ими на равных условиях с другими людьми.

Основные положения «Конвенция о правах ребенка» сводятся к 4 важным требованиям, обеспечивающим права детей:

- обеспечение активного участия в жизни общества.

Статья 23 посвящена детям с ограниченными возможностями.

«Декларация о правах инвалидов» (1975 г.) провозглашает равенство граждан. Принятие политических прав лиц с ограниченными возможностями и возможность пользоваться особыми правилами в предоставлении им специальных услуг для достижения ими максимального проявления своих возможностей и ускорения их интеграции в общество.

«Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971 г.) провозглашает, что УО Д имеет право на признание его Д. Настоящее и будущее этих людей должно быть основано на соблюдении обществом тех же самых прав, которые принадлежат и всем людям.

Выводы:

- принцип равенства прав отражается во всех рассматриваемых документах и предоставляет людям с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям;

- лица с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав

- особые права лиц с ограниченными возможностями представлены не в одном , а во многих документах.

Законодательная поддержка РФ направлена на то, чтобы постепенно привести существующие в стране законодательные акты в соответствие с международными, поэтому в 90-х годах были приняты меры по ратификации и реализации международных документов.

Основным правовым документом в нашей стране является Конституция РФ 1993 года.

Читайте также: