Свет в окне родительского дома

Обновлено: 16.05.2024

Красивые стихи про Окна светят на различные темы: о любви, стихи поздравления, короткие стихи, для детей и многие другие вы найдете в ленте поэтических публикаций нашего сайта.

Какие стихи вы предпочитаете?

Стихи - Окна светят

Стихи - Родного дома окна светят

Родного дома окна светят.
В нём я живу с семьёй своей.
Меня теплом всегда в нём встретят.
Мне нет людей ,что в нём ,родней.

Квартира скромная ,простая.
В ней те ,к кому душой стремлюсь.
И где б я не был, твёрдо знаю.
Сюда назад всегда вернусь.

Родной мой дом, как остров счастья.
Ты для меня в краю чужом.
В дни непогоды и ненастья.
Согреешь ты меня теплом.

Родной мой дом — мой смысл жизни.
Пока он есть ,живу и я.
В нём никогда не буду лишним.
Ведь в нём живёт любовь моя.

Стихи - Свет в окне

Свет в окне - это божественно
Душа открыта - так торжественно..

Я открываюсь в каждой точке,
Я отрываюсь до многоточия..

Стихи - Свет на серебро

Бледная звезда
Загляни в окно,
Свет на серебро,
Тени на глаза.

Сонная звезда
Распишись огнем,
Свет на серебро,
Плачут образа.

Черная звезда,
Где твоя свеча,
Вьюга да печаль,
Серебро Христа.

Звездная хандра,
Бледная капель,
Вьюга да метель,
Мера ты моя.

Стихи - Светит мне фонарь в окно

Светит мне фонарь в окно,
На ветру качается.
Ночь безлунная темно,
Дождик начинается.

Капли в свете фонаря,
Как тюль-занавеска.
Не стучи в окно дождь зря,
Нет тебе здесь места.

Ночь промокшая сердита,
Звёзд не дарит свет с небес.
Луна тучею прикрыта,
За дорогой тёмный лес.

Спать пора, да мне не спится,
Светит мне фонарь в окно.
Непогод он не боится,
Ко всему привык давно.

Что ж мешаете мне спать,
Дождик с фонарём.
Хватит мне в окно стучать,
И светить лучом.
Марковцев.

Стихи - Окно

Окно открыто, свет горит,
А ветер дует, пух летит…
Луна… На небе, солнца нет
И тускло светит лунный свет.
Сидит девчонка на балконе
И грустно смотрит в никуда,
Храня в себе святое горе,
И светлым ручейком слеза..
Бежит по милому лицу,
Что превосходит ликом солнце,
Загадочностью… да, – луну.
Настало утро, шесть часов
Сонливо люди, вставши рано,
Выходят из своих домов
Труду на встречу неустанно.
Но мало кто свои главы,
Свой взгляд поднимет на балкон,
Где свет очей моих и снов.

Стихи - Светятся окна в ночи маяками

Светятся окна в ночи маяками,
Тем, кого любят за ними и ждут.
Тем, для кого Любви искренней пламя,
Люди им милые в сердце зажгут.

Окна нам эти, в пути сердце греют,
Мыслью о том что нас любят и ждут.
Жизнь нашу сделав, в дороге светлее,
Силы придав, в трудный час нас спасут.

Рушатся здания, окна в них гаснут,
Звёзды и те Вечность делает тьмой.
И лишь Любви, ей огонь не подвластен,
Вечности дал он начало собой.

Этот огонь зажигает и воду,
Не испаряясь, она горит в нём.
В людях.

Так и с Церковью. Какой только не предстает она порой в наших разговорах-дебатах-мнениях!… Неповоротливо-громоздкой в быстро меняющемся мире , слишком «уставной» , косной и равнодушной к человеку, его личности и запросам, к модным веяниям политики, науки, искусства и пресловутым «вызовам времени», порой — почти лишенной сакральности, обыденно-привычной, само- собой- разумеющейся…


Мы порой привыкаем к Церкви. Нам иногда становится в ней слишком привычно, а то даже и скучно, и мы перестаем искать вдохновений в ее таинствах, обрядах и строе жизни, книги отцов-богословов зарастают пылью на наших полках, и мы не чаем найти в них новых откровений. Братья и сестры чаще тяготят нас, чем радуют, и мы простираем свои мечты куда-то еще, за пределы церковных стен.

Священнику иногда полезно стать странствующим священником – оторванным от прихода, от привычного «благословите, батюшка», от кадила-кропила-требника. Даже не то что «полезно»… промыслительно, как народ говорит. Заштатный священник, ищущий себе места, отошедший от всего такого, казалось бы, привычного, раз-навсегда-данного, отпущенный в свободный полет домашний гусь Мартин (помните сказку про Нильса и диких гусей?), смотрит сверху на птичий двор, и сердце его сжимается: да, я получил чего хотел, вот она свобода, полет, свист ветра в маховых крыльях – но родной мой двор, какой же он с этой высоты маленький и какой огромный, сколько места , оказывается, занимает в моем сердце…

«Куда меня несет? Где обрящуся аз? Где завтра – самое-то главное! – приклоню главу свою, сиречь – буду ( и буду ли?…) служить Литургию, самое главное, без чего не могу жить ни духовно, ни телесно, никак…»

Трясясь в неторопливой электричке «Москва – Клин», вслушиваясь в названия станций, чтоб не пропустить нужную, измотанный дорогой и сменой часовых поясов, думал я, с тревогой, тоской и унынием, и об этом, и обо всем, о чем помянул выше. За окном – серый теплый день, снега и снега, низкое ватное небо пристегано к земле «на живульку», косовато, но прочно, белыми мелкими стежками…

Все эти наши суетные планы и мечты, помыслы о своих трудах и талантах (сомнительных) , пользе, причиняемой Церкви нашим служением (пользе опять же сомнительной)… Да не нуждается в нас, в этом смысле, Церковь, это мы нуждаемся в ней, и чтоб это понять, надо иногда, чтоб привычная жизнь повернулась к нам – нет, не «скорбями и испытаниями», по большому-то счету, бывают у людей настоящие скорби, такие, что нам и не снились – а так, какой-то гранью голой своей экзистенции, чтоб остались мы на минуту в одиночестве среди бескрайних заснеженных полей, под серым небом зимы… И тогда, глядя в эту снежную муть, я почувствовал: а ведь там, за снегом и тучами – звезда. Она уже там, потому что скоро Рождество.

Нет, тот, кто потянулся ко Христу, больше никогда не останется один. Он рождается в мир именно для этого – верный Сын Божий, Слуга и Домоправитель, Он строит для нас дом, Бет-Лехем, Дом Хлеба Жизни, строит Церковь, и в окне дома зажигает рождественский огонек, чтоб мы видели этот свет и всегда знали в странствиях, куда идти сквозь зиму. Церковь – это семья, это тот самый родительский дом, жизнь в котором не только празднична, но и буднична и трудна, дом, становящийся порой привычным и тесным для нас, откуда мы иногда уходим в поисках того и сего, по тысяче разных причин – но всегда знаем, куда вернуться, потому что Вифлеемский свет в окне не погаснет никогда.

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание об отношении детей к родителям, родному дому.

Просмотр содержимого документа
«Общешкольное родительское собрание "Свет в окнах дома моего"»

Общешкольное родительское собрание

«Свет в окнах дома моего»

способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям, развитию доброты и взаимопонимания в семьях учащихся, показать, что атмосфера семьи – главный фактор благополучия, счастья и здоровья ребёнка.

Оборудование:

Проектор, экран: презентация.

Песня «Родительский дом»

Предварительная подготовка:

Анкеты для детей «Моя семья – это…»

Сочинение «Послание моей семье»

Исследование «Что у меня на сердце»

Ход собрания.

Песня «Родительский дом»

Народная мудрость гласит:

“У доброго семени не бывает плохого племени”,

“Семья – ключ к счастью”,

“Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе”,

“На что и клад, коли в семье лад”,

“Счастлив тот, кто счастлив дома”

Первые уроки общения дети получают в семье. Поэтому очень важна та атмосфера, в которой ребенок эти уроки усваивает.

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети, есть одна общая проблема: отношения взрослых и детей.

С помощью небольшой анкеты мы посмотрели, как дети относятся к своей семье. Им было предложено закончить фразу: Моя семья – это…

Вот что они написали.

Моя семья – это…

Мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка,

мои родные, близкие

доверие, любовь, честность

родители и дети

моё счастье, моя сила

самая лучшая во Вселенной

Мои родители – это…

Люди, которые дали мне жизнь

Самые близкие люди

Самое любимое, что у меня есть

Всё хорошее, что можно в жизни иметь

Самые умные люди

Добрые и хорошие люди

Моя опора и поддержка

Самые лучшие учителя

То, без чего я не смогу жить

Люди, которые учат меня жить

Пример того, как я должна вести себя в своей семье

Может быть не все дети говорят такие слова открыто, но вы видите, что они так думают. Родители служат примером для своих детей, родители учат детей жить.

Притча (инсценируют дети)

Папа с сыном пошли однажды на горы, и сын, ударившись о камень, крикнул:

- ААААААА.
И с удивлением слышит:
- ААААААА.
Мальчик спросил:
- Кто ты?
А ему в ответ:
- Кто ты?
Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:
- Трус!
А ему в ответ:
- Трус!
Мальчик спрашивает у отца: "Что происходит"?
Отец улыбнулся и говорит: "Слушай меня внимательно".
Отец кричит горе:
- Я тебя уважаю!
Ему в ответ:
- Я тебя уважаю!
- Ты лучший.
Ему отвечают:
- Ты лучший.

Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил: "Это явление называют "эхо" но, по правде, это называется жизнь. Она тебе отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь".

А предложение «Больше всего мои родители боятся, что…» дети продолжили так,

Больше всего мои родители боятся, что…

Со мной что-нибудь случиться

Мне будет плохо

Мы уедем и не вернёмся

Я буду в дурной компании

Я с братом буду плохо учиться

Я заболею опасной болезнью

Я не создам своё будущее

Я выберу неправильный путь в жизни

А что говорят дети об атмосфере в семье? Что у них на сердце? Мы провели маленькое исследование. Все дети получили сердечки из бумаги. Они должны были их раскрасить в тот цвет, какой соответствует состоянию их сердца. А на обратной стороне нужно было написать, отчего у них так на сердце.

Слайд 11 (сердечки)

Сердечки ваших детей оказались раскрашены чистыми яркими красками. А значит, атмосферу в ваших семьях вам удалось создать комфортную.

А вот что написали дети:

Мне радостно, весело - 7

У меня всё хорошо в семье - 12

Грустно, что –то не получается в учёбе, поссорилась с подругой, другом - 3

Мне радостно, потому что есть лучший друг - 1

Светло и легко на сердце - 3

Радость, любовь, надежда, вера, мир - 2

Я сегодня добрый и хороший -1

Светит солнце, скоро каникулы и Новый год - 4

День не прошёл напрасно, хочется беззаботного детства, а не подростковых проблем - 3

Небольшая тревога за здоровье – 5

И если мы затронули здоровье, значит поговорим о безопасности на дорогах, на водоёмах и об использовании пиротехнических средств.

Выступление учителя ОБЖ

Существует такая притча.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из виду береговую линию.

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжёг их жильё и всё имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повёл. Жена возмутилась: «муж, мы потеряли всё, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу»

Свет в окне дома… какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слёзы очищения: «Ну вот я и дома». Раздражение – «Ну, что им надо, чего им не спится?». Боязнь – « Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала?»

Свет в окнах дома моего-это…

Счастье моей семьи

Красота моих дней

Значит, что мы готовы принять любого человека

Радость родных людей

Значит все дома

Это значит мы все вместе

Послание родителям.

Готовясь к собранию, дети писали сочинение «Послание моей семье». Вот некоторые слова, посланные вам, самым дорогим для них людей. ( звучит запись под музыку)

Послание моей семье

Для меня семья – это самое главное в жизни любого человека. Ведь дороже семьи ничего и никого нет. Вы – самое дорогое, что у меня есть.

Все мои победы – это победы нашей семьи. Где так поймут, как не в семье? Все горести и печали нужно переживать вместе. Вместе легче, вместе всё возможно…

Желаю, чтобы у нас был большой и просторный дом…

Я хочу, чтобы мы не ссорились…

Желаю маме радоваться жизни, а папе – не болеть…

Желаю, чтобы моей семье всегда светило солнце…

Я желаю своим родителям прожить до ста лет, сестре закончить два института с красным дипломом….

Я хочу, чтобы вы были радостны всю свою жизнь…

Пусть мы никогда не будем ссориться и у нас не будет несчастий…

Мама, папа, знайте, что я вас никогда не забуду и не брошу.

Родители, я уверяю вас, что не стану плохим человеком.

Если б вас не было, я остался один. Без вас мне тоскливо.

Я желаю своей семье счастья, везенья, любви, чтобы моя семья купалась в солнечных лучах, желаю здорового образа жизни, веселья и подруг!

Спасибо за любовь, которую вы мне дарите, улыбку, от которой и другим хочется улыбаться. Я буду вас любить всегда. Можете не сомневаться!

Я желаю вам, чтобы мечты ваши сбывались, а я вам помогу, как и вы мне помогаете.

Я вас очень люблю и хочу, чтобы вы были со мной. Благодаря вам я живу, благодаря вам у меня всё есть, а главное –вы.

Для меня семья, как берег реки, к которому я могу вернуться, на котором – мои близкие люди…

Я хочу пожелать моей семье здоровья, любви и веры в себя.

Желаю своей семье жить без бед.

Мне кажется, что мама –солнышко, которое греет, а папа – Луна, которая светит в ночи.

Я желаю своей семье, чтобы счастье не проходило мимо…

Вы меня воспитали и за это вам большое спасибо…

У нас всегда всё будет отлично!

Желаю на Новый год исполнения всех желаний, счастья и любви…

Я очень люблю вас, мои мама и папа…

Ведь вы у меня одни…

Известные слова из стихотворение звучат так:

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому

Родители пример ему…

Я желаю вам, чтобы ваша семья всегда служила примером поведения, образа жизни для ваших детей и чтобы свет в окне вашего дома был им маяком в жизни, который в трудную минуту, в минуту радости позовёт в родительский дом. (родителям вручают памятки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание об отношении детей к родителям, родному дому.

Просмотр содержимого документа
«Общешкольное родительское собрание "Свет в окнах дома моего"»

Общешкольное родительское собрание

«Свет в окнах дома моего»

способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям, развитию доброты и взаимопонимания в семьях учащихся, показать, что атмосфера семьи – главный фактор благополучия, счастья и здоровья ребёнка.

Оборудование:

Проектор, экран: презентация.

Песня «Родительский дом»

Предварительная подготовка:

Анкеты для детей «Моя семья – это…»

Сочинение «Послание моей семье»

Исследование «Что у меня на сердце»

Ход собрания.

Песня «Родительский дом»

Народная мудрость гласит:

“У доброго семени не бывает плохого племени”,

“Семья – ключ к счастью”,

“Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе”,

“На что и клад, коли в семье лад”,

“Счастлив тот, кто счастлив дома”

Первые уроки общения дети получают в семье. Поэтому очень важна та атмосфера, в которой ребенок эти уроки усваивает.

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети, есть одна общая проблема: отношения взрослых и детей.

С помощью небольшой анкеты мы посмотрели, как дети относятся к своей семье. Им было предложено закончить фразу: Моя семья – это…

Вот что они написали.

Моя семья – это…

Мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка,

мои родные, близкие

доверие, любовь, честность

родители и дети

моё счастье, моя сила

самая лучшая во Вселенной

Мои родители – это…

Люди, которые дали мне жизнь

Самые близкие люди

Самое любимое, что у меня есть

Всё хорошее, что можно в жизни иметь

Самые умные люди

Добрые и хорошие люди

Моя опора и поддержка

Самые лучшие учителя

То, без чего я не смогу жить

Люди, которые учат меня жить

Пример того, как я должна вести себя в своей семье

Может быть не все дети говорят такие слова открыто, но вы видите, что они так думают. Родители служат примером для своих детей, родители учат детей жить.

Притча (инсценируют дети)

Папа с сыном пошли однажды на горы, и сын, ударившись о камень, крикнул:

- ААААААА.
И с удивлением слышит:
- ААААААА.
Мальчик спросил:
- Кто ты?
А ему в ответ:
- Кто ты?
Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:
- Трус!
А ему в ответ:
- Трус!
Мальчик спрашивает у отца: "Что происходит"?
Отец улыбнулся и говорит: "Слушай меня внимательно".
Отец кричит горе:
- Я тебя уважаю!
Ему в ответ:
- Я тебя уважаю!
- Ты лучший.
Ему отвечают:
- Ты лучший.

Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил: "Это явление называют "эхо" но, по правде, это называется жизнь. Она тебе отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь".

А предложение «Больше всего мои родители боятся, что…» дети продолжили так,

Больше всего мои родители боятся, что…

Со мной что-нибудь случиться

Мне будет плохо

Мы уедем и не вернёмся

Я буду в дурной компании

Я с братом буду плохо учиться

Я заболею опасной болезнью

Я не создам своё будущее

Я выберу неправильный путь в жизни

А что говорят дети об атмосфере в семье? Что у них на сердце? Мы провели маленькое исследование. Все дети получили сердечки из бумаги. Они должны были их раскрасить в тот цвет, какой соответствует состоянию их сердца. А на обратной стороне нужно было написать, отчего у них так на сердце.

Слайд 11 (сердечки)

Сердечки ваших детей оказались раскрашены чистыми яркими красками. А значит, атмосферу в ваших семьях вам удалось создать комфортную.

А вот что написали дети:

Мне радостно, весело - 7

У меня всё хорошо в семье - 12

Грустно, что –то не получается в учёбе, поссорилась с подругой, другом - 3

Мне радостно, потому что есть лучший друг - 1

Светло и легко на сердце - 3

Радость, любовь, надежда, вера, мир - 2

Я сегодня добрый и хороший -1

Светит солнце, скоро каникулы и Новый год - 4

День не прошёл напрасно, хочется беззаботного детства, а не подростковых проблем - 3

Небольшая тревога за здоровье – 5

И если мы затронули здоровье, значит поговорим о безопасности на дорогах, на водоёмах и об использовании пиротехнических средств.

Выступление учителя ОБЖ

Существует такая притча.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из виду береговую линию.

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжёг их жильё и всё имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повёл. Жена возмутилась: «муж, мы потеряли всё, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу»

Свет в окне дома… какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слёзы очищения: «Ну вот я и дома». Раздражение – «Ну, что им надо, чего им не спится?». Боязнь – « Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала?»

Свет в окнах дома моего-это…

Счастье моей семьи

Красота моих дней

Значит, что мы готовы принять любого человека

Радость родных людей

Значит все дома

Это значит мы все вместе

Послание родителям.

Готовясь к собранию, дети писали сочинение «Послание моей семье». Вот некоторые слова, посланные вам, самым дорогим для них людей. ( звучит запись под музыку)

Послание моей семье

Для меня семья – это самое главное в жизни любого человека. Ведь дороже семьи ничего и никого нет. Вы – самое дорогое, что у меня есть.

Все мои победы – это победы нашей семьи. Где так поймут, как не в семье? Все горести и печали нужно переживать вместе. Вместе легче, вместе всё возможно…

Желаю, чтобы у нас был большой и просторный дом…

Я хочу, чтобы мы не ссорились…

Желаю маме радоваться жизни, а папе – не болеть…

Желаю, чтобы моей семье всегда светило солнце…

Я желаю своим родителям прожить до ста лет, сестре закончить два института с красным дипломом….

Я хочу, чтобы вы были радостны всю свою жизнь…

Пусть мы никогда не будем ссориться и у нас не будет несчастий…

Мама, папа, знайте, что я вас никогда не забуду и не брошу.

Родители, я уверяю вас, что не стану плохим человеком.

Если б вас не было, я остался один. Без вас мне тоскливо.

Я желаю своей семье счастья, везенья, любви, чтобы моя семья купалась в солнечных лучах, желаю здорового образа жизни, веселья и подруг!

Спасибо за любовь, которую вы мне дарите, улыбку, от которой и другим хочется улыбаться. Я буду вас любить всегда. Можете не сомневаться!

Я желаю вам, чтобы мечты ваши сбывались, а я вам помогу, как и вы мне помогаете.

Я вас очень люблю и хочу, чтобы вы были со мной. Благодаря вам я живу, благодаря вам у меня всё есть, а главное –вы.

Для меня семья, как берег реки, к которому я могу вернуться, на котором – мои близкие люди…

Я хочу пожелать моей семье здоровья, любви и веры в себя.

Желаю своей семье жить без бед.

Мне кажется, что мама –солнышко, которое греет, а папа – Луна, которая светит в ночи.

Я желаю своей семье, чтобы счастье не проходило мимо…

Вы меня воспитали и за это вам большое спасибо…

У нас всегда всё будет отлично!

Желаю на Новый год исполнения всех желаний, счастья и любви…

Я очень люблю вас, мои мама и папа…

Ведь вы у меня одни…

Известные слова из стихотворение звучат так:

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому

Родители пример ему…

Я желаю вам, чтобы ваша семья всегда служила примером поведения, образа жизни для ваших детей и чтобы свет в окне вашего дома был им маяком в жизни, который в трудную минуту, в минуту радости позовёт в родительский дом. (родителям вручают памятки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

подготовить учащихся к написанию сочинения по личным наблюдениям путём обращения к литературным, музыкальным и живописным произведениям и жизненному опыту на основе воссоздающего воображения.

художественные тексты В. Набокова, И.Бунина, М.Цветаевой, Д.Гранина, Ю.Казакова, Н.Матвеевой, видеофильм с изображениями окон, репродукции картин Конст. Васильева "Ожидание”, "Встреча”, романс В. Дашкевича "Вот опять окно”, современная инструментальная музыка.

(Звучит инструментальная музыка, демонстрируется видеоролик с изображением окон.)

Вступительное слово учителя

Бывали ли у вас в жизни моменты, когда вы после долгой разлуки возвращались в родной дом? Помните, как родное окно приветливо и весело, как старому другу, подмигнуло вам? А у вас внезапно сильно сжало горло от волны нахлынувших чувств. И вы впервые поняли, как много значит для вас дом, свет родных окон и какой страшной и недопустимой кажется сама мысль, что этот жизненный маячок может когда-нибудь погаснуть навсегда.

А можно вообразить, что где-то далеко бредёт в темноте, сумраке ночи усталый, обессиленный путник, сбившийся с пути. И вдруг неожиданный мгновенный проблеск. Это окно протянуло страннику сквозь бурю и тьму свои спасительные лучи: " Держись! Не пропадём!” А за окном Она, чья любовь и молитвы спасают его. На протяжении всей жизни будут сопровождать нас такие окна. И не только такие.Разные.

Ученица читает стихотворение М.Цветаевой "Вот опять окно”.

Учитель. Итак, сегодня мы готовимся к сочинению по личным наблюдениям – "Свет в твоём окне”. На этом необычном уроке нам будут помогать литература, музыка и живопись. Пусть строчки цветаевского стихотворения станут эпиграфом к нашему уроку.

Специально к этому уроку вы собирали материалы из художественной литературы, обращались к Толковому словарю и даже наблюдали за окнами.

Ученик читает словарную статью, посвящённую слову "окну”.

Учитель. Благодаря переносному значению - "место, через которое можно выйти куда-нибудь, увидеть что-нибудь, нести свет”, - это многозначное слово может приобретать метафорический смысл, становиться словом-образом, словом-символом. Поэтому попытаемся определиться с символикой этого слова и возможными подходами в раскрытии темы.

Ученица читает стихотворение Н. Матвеевой "Окно”.

Окно открыто в сад весенний и дневной. Блеск подоконника разглажен тишиной. Толчками, точками в окно влетают пчёлы. В нём гибко сцеплены жасмин, горошек, мак. От пламенности дня в глазах весёлый мрак – Секунда слабости весёлой.

До красных кирпичей дотронулся вьюнок, Как тонкое жабо до грубых красных щёк. В тени камней стены ещё дымится влага. Окно не высоко, и есть упор для ног, А там – прогретый путь и долгий день для шага.

Учитель. Это был взгляд из окна, который подсказывает один из возможных подходов к нашей теме.

1. Запись на доске: Взгляд из распахнутого окна – путь в широкий мир, символ дороги, символ свободы.

Учитель. А ещё ведь люди часто смотрят на окна. Вдумайтесь в смысл стихов поэта, пожелавшего остаться неизвестным! Какой в нём подход к теме?

Свет в окне, как много это значит Для того, кто верит, любит, ждёт. Свет в окне – как путнику удача В той звезде, которая взойдёт.

Самый тёплый свет в твоём окошке. Твой знакомый милый силуэт. Просто надо подождать немножко – И счастливый выпадет билет.

Если любишь, так ведётся сроду – Мимо дома ты пройдёшь не раз. В дождь ли, в снег, в хорошую погоду, А любовь ведёт под окна нас.

Учитель. Какое недавно прочитанное произведение вам это напомнило?

Ученики. Рассказ о первой любви - "Голубое и зелёное” Ю.Казакова.

Учитель. Верно! Герой идёт на первое в жизни свидание, ждёт любимую девушку во дворе, глядя на окна. Когда любишь человека, всё кажется значительным, дорогим, важным. А Лиля не любит. Как вы догадались? Какие слова помогли?

Ученик. Она "странно смотрит” на окна, когда свидание закончилось. Но герой, влюблённый, взволнованный, не замечает этого.

Ученик. Приходит на память строчка "московских окон негасимый свет”. Жаль героя, и так хочется, чтобы любовь тоже была негасимой и взаимной.

2. Запись на доске: Взгляд на окно – отражение чувства смотрящего, отражение характера хозяина окна; окно - символ надежды, любви, света.

Учитель. Есть ещё один подход, и его вы могли невольно реализовать при подготовке к сочинению, когда наблюдали за окнами. Но будет лучше, если он останется лишь художественным приёмом.

Чтение отрывка из рассказа Д, Гранина "Свет в окне”.

"Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке приятно-домашний маячок в деревянном домике. Я представлял маленькую комнату со стеллажами, заставленными старыми книгами, письменный стол, абажур лампы и ещё кого-то тихого, в старческих морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг. Но кто же это был? Учёный? Писатель? Но однажды что-то случилось. Окно в домике не горело, А на следующий день женщина с мужским лицом стояла у окна и курила, сердито глядя на меня. И дом, и свет в окне показались мне ложными, чужими. Я ощутил себя ограбленным собственным воображением, почувствовал боль утраты давнего друга, родного по духу человека, которого мне так не хватало.”

Учитель. Кто на самом деле жил в квартире? Почему погас свет? Кто эта женщина? Подвело рассказчика его воображение или нет? Эта история, на мой взгляд, может иметь несколько сюжетов- разгадок. Тем интереснее поразмышлять, пофантазировать!

3. Запись на доске: Взгляд в чужое окно - в таинственный мир человеческих судеб, способ постижения тайны.

Учитель. А теперь обратимся к стихотворению Вл. Набокова "Окно”, посвящённому главной теме писателя – жизнь художника и собственно процесс творчества, человек-творец и его дар.

При луне, когда косую крышу лижет металлический пожар, из окна случайного я слышу сладкий и пронзительный удар музыки; и чувствую, как холод счастия мне душу обдаёт; кем-то ослепительно расколот лунный мрак; и медленно в полёт собираюсь, вынимая руки из карманов, трепещу, лечу, но в окне мгновенно гаснут звуки, и меня спокойно по плечу хлопает прохожий: "Вы забыли, - говорит, - летать запрещено”. и, застыв, в венце из лунной пыли, я гляжу на смолкшее окно.

Отмечается, что стихотворение можно рассматривать как развёрнутую метафору - изображение процесса творчества в тот момент, когда творца "требует к священной жертве Аполлон”. Под творцом подразумевается не только одарённый писатель, музыкант, художник, но и одарённый читатель, зритель, слушатель. Это мгновение духовного прорыва, приближения к тайне. Смысл стихотворения неоднозначен. Искусство – окно для полёта человека.

4. Запись на доске: Окно, которое всегда с тобой, - дар, талант, символ творческого начала в человеке.

Проверка домашнего задания

Учитель. Специально к этому уроку вы подготовили творческую работу "Какие ассоциации возникают у меня, когда я слышу слово "окно”?” Говорят, что первые ассоциации, впечатления чаще всего бывают самыми яркими. Вполне возможно, что именно эта работа ляжет в основу вашего будущего сочинения. Итак, кто желает поделиться?

Чтение творческих работ.

Учитель. Внимательно посмотрите на репродукции картин художника Конст. Васильева.

С какой картиной созвучны ассоциации в одной из работ?

Учащиеся называют картину "Ожидание”, отмечают взгляд из окна и взгляд на окно одновременно.

Учитель. Пленительный образ прекрасной девушки. Кого она ждёт? Почему у окна со свечой?

Пофантазируйте! Кстати, свеча – это излюбленный приём художника. Это образ – символ.

Вспомните рассказ "Свечечка” уже упомянутого сегодня Ю.Казакова. Каковы символические значения у слова "свеча”?

Учащиеся. Это символ веры, надежды, любви, верности, тепла, домашнего очага, памяти, молитвы, хрупкости жизни, бесстрашия перед жизнью.

Учитель. Молодцы! И эта картина воссоединяет два близких символа: окно и свечу. И от этого сила воздействия на зрителей удваивается.

Картина "Встреча у окна” не менее интересна! Сцена из деревенской жизни. Кажущаяся пустынной и безлюдной улица, если бы не молодая пара.Безлюдье обманчиво, герои сдерживают душевные порывы, чувствуя пристальные взгляды из окон. В этом окне мы видим чьё-то недремлющее око.

Кстати, "око” и "окно” – слова родственные. А как называют часть, украшающую окно? Правильно! Наличник. "Наличник” и "лицо” - вот вам ещё пара однокоренных слов. Так в языке нашло отражение стремление человека одухотворить своё жилище.

Индивидуальная работа на местах с карточками.

Задание 1. Подготовиться к выразительному чтению стихотворения И.Бунина "Вечер”. Задание 2. Найти интересные изобразительные приёмы. Задание 3. Какие строчки звучат афористично? Как ты понимаешь их значение? Задание 4. Как связано стихотворение с темой урока?

Выразительное чтение стихотворения "Вечер”

О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно – Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним.Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне. Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Учитель. Это стихотворение по праву называют шедевром философской лирики, сокровищем в миниатюре. Поэт сумел удивительно просто и ясно сказать об очень сложных вещах.

Ученики. Сначала герой исследует зримый мир за окном, а потом – незримый, внутренний мир.

Взгляд в окно становится взглядом внутрь себя.

Учитель. Какая же истина открывается герою?

Ученики. Счастлив тот, кто понимает, что источник счастья заключён в самом человеке.

Человек может видеть, слышать и, значит, чувствовать себя частью божественного замысла. И в этом счастье. А всё остальное – суета сует.

Запись на доске:

5. Открытое окно – это окно в Космос, связующее звено между ним и внутренним миром человека, символ гармонии.

Взгляд на мир в открытое окно – взгляд внутрь себя.

Учитель. Мне хочется, чтобы не только литература и живопись, но и музыка помогла вам в работе над сочинением. Ведь ей под силу передать, тончайшие движения души человека, его настроение. Послушайте слова Дм. Кабалевского о том, как надо слушать музыку.

А теперь слушаем инструментальную музыку "Облака” в исполнении бельгийского гитариста Ф.Гойи. Что увидели? Что почувствовали? Какие картины возникли в вашем воображении?

Чтение нескольких мини-сочинений.

Рецензирование одного чернового варианта сочинения.

Заключение. Подведение итогов.

Учитель. Хочу закончить наше общение строчкой из Бунина: "Я вижу, слышу, счастлив, всё во мне”. Всё увидеть, прочувствовать и, добавлю от себя, поведать об этом другим людям - вот такая, оказывается, формула счастья. Воспользуйтесь материалами урока! Из множества обозначенных подходов выберите наиболее близкий вам. Творческих удач вам и открытий!

Читайте также: