Свайные опоры деревянных мостов бывают

Обновлено: 17.04.2024

1. В сборнике даны нормы на устройство и ремонт деревянных мостов, ледорезов и ряжевых опор.

2. Нормами и расценками настоящего сборника предусмотрены автодорожные деревянные мосты с габаритом Г-7 и шириной тротуаров 1 м, сооружаемые по типовым проектам.

В случае отклонений от типовых проектов в связи с индивидуальными решениями (изменение элементов сечения, длины или количества установленных конструктивных элементов сооружения и т.п.) нормы с § В20-1 по § В20-4 должны корректироваться.

3. Нормами настоящего сборника предусмотрено производство работ с применением лесоматериалов хвойных пород (сосна, ель и т.п.). При применении лесоматериалов других пород Н. вр. и Расц. умножать:

дуба, бука, граба и т.п. при обработке - на 1,5 (ВЧ-1), а при сборке с частичной обработкой деталей - на 1,2 (ВЧ-2);

лиственницы, березы и т.п. при изготовлении деталей - на 1,25 (ВЧ-3), а при сборке - на 1,1 (ВЧ-4).

4. Нормами предусмотрено изготовление элементов мостов из обработанных лесоматериалов, за исключением случаев, оговоренных в составах работ и примечаниях.

5. Кроме указанных в составах работ основных операций, нормами учтены все вспомогательные и подготовительные работы, являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса, как например, подготовка рабочего места и приведение его в порядок в конце смены; получение материалов, инструмента и мелких приспособлений с подноской их к месту работ и сдачей, после окончания работ, антисептирование сопряжений, точка и правка инструментов, уход за инструментами и механизмами в процессе работы, контроль качества работ, переходы рабочих с одного места работы на другое в пределах одного объекта, подноска материалов, за исключением особо оговоренных случаев, на расстояние до 30 м.

6. Работы по устройству основных подмостей и антисептирование поверхностей конструктивных элементов мостов, за исключением оговоренных случаев, нормами настоящего сборника не предусмотрены и нормируются дополнительно.

7. При изготовлении и сборке элементов пролетных строений мостов сверление отверстий предусмотрено электродрелью.

8. Качество работ, выполняемых рабочими, должно удовлетворять требованиям действующих технических условий на производство и приемку соответствующих работ. Работы, выполняемые с нарушением требований технических условий, считаются браком.

9. Нормами предусмотрено выполнение работ в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

В военных мостах применяются свайные, рамные и свайно-рамные опоры, которые могут быть плоскими (однорядными) и башенными (двухрядными), а так же клеточные опоры.

В типовых свайных, рамных и свайно-рамных опорах мостов всех категорий грузоподъемности принято четыре сваи (стойки) с расстоянием между осями 1,2x1,8x1,2 м. Сечение элементов свайных и рамных опор приведено в таб. 4.1.

Свайные опоры являются основным типом промежуточных опор. Они возводятся при скорости течения до 2,5 м/с, при наличии сваебойных средств и когда грунт позволяет производить забивку свай.

Свайные опоры состоят:

- горизонтальных и диагональных схваток;

Высота плоских свайных опор принимается до 6 метров.

Свайные опоры в зависимости от их высоты и глубины воды имеют различные схемы и конструкцию. Cвайная опора высотой до 2 м. состоит только из свай и насадки.

При возвышении опоры над водой на 1,2 м. и более и глубине воды до 2,5 м. с каждой стороны опоры устанавливаются надводные горизонтальные и диагональные схватки. При глубине воды более 2,5 м., а также при возвышении опоры над водой менее 1,2 м. независимо от глубины воды устанавливаются подводные диагональные схватки.

Опоры высотой более 5 метров имеют откосные сваи, укосины, устанавливаемые с уклоном 3:1.

Сваи погружаются в грунт до расчетного отказа, который определяется по таблице 8.1, на глубину не менее 2,5 м. Отказ принимается равным величине погружения сваи в грунт от десяти последних ударов молота. Если требуемого отказа при четырех сваях в опоре достичь невозможно, применяются плоские опоры с шестью сваями или башенные опоры с четырьмя (шестью) сваями в каждом ряду.

При шести сваях в опоре расстояние между их осями принимается 0,6x0,6x1,8x0,6x0,6 м.

При недостаточной длине бревен для свай их наращивают вполдерева с постановкой нагелей и болтов. При этом длина забиваемой сваи на должна быть более 9 м.

Насадка выполнена из бревна, опиленная на канты, шириной не менее половины диаметра бревна в узком конце. Длина насадки 5,2 м. Концы насадок должны выпускаться за оси крайних свай не менее чем на 50 см. Для крепления насадок к сваям в них заранее просверливаются отверстия по четыре против каждой сваи.

Крепится штырями d=16-18 мм. и l=450 мм. через отверстия, ближайшие к центру сваи. Кроме того, насадка к крайним сваям крепится скобами d=16-18 мм. и l=400 мм., забиваемыми со стороны, противоположной месту примыкания диагональной схватки.

При отсутствии для насадки бревен необходимого диаметра увеличивается количество свай в опоре или применяются спаренные, а также деревометаллические насадки.

Надводные схватки свайных опор изготавливаются из необрезных досок толщиной 5 см. и шириной в узком конце не менее 16 см. Схватки крепятся гвоздями d=5-6 мм. и l=120-150 мм.: горизонтальные двумя гвоздями к каждой свае и диагональные четырьмя гвоздями к насадке и двумя - к каждой свае, при этом горизонтальные схватки располагаются на 10-15 см. выше уровня воды. В местах примыкания схваток к свае снимается кора, а при необходимости подтесывается и свая. В свайных опорах, располагаемых на суходолах и мелководных участках глубиной не более 30 см., горизонтальные схватки можно не устанавливать.

Подводные схватки изготавливаются из круглого леса диаметром с тонкого конца 10-12 см. или из необрезных досок толщиной 8 см. и шириной в узком конце не менее 16 см. Схватки из круглого леса в местах примыкания к сваям подтесываются на величину не более 1/3 диаметра, а у свай снимается кора.

Длину схваток принимают по графику.

Укосины изготавливаются из бревен d=16-18 см. Нижним концом их врубают в откосные сваи, а верхним упирают в крайние сваи и низ насадки. Концы укосин с насадкой соединяют штырями d=16 мм. и l=450 мм., а со сваями скобами d=16 мм. и l=400 мм.




Рамные опоры применяются при строительстве мостов через суходолы, а также через водные преграды глубиной до 1 м., cо скоростью течения до 1 м/с. при каменистых, гравелистых или других плотных грунтах дна и когда забивка свай затруднена или невозможна.

Рамная опора состоит из:

- подкладок под лежень (при средних и слабых грунтах);

Высота плоских рамных опор принимается от 1,2 м. до 5 м.

В рамных опорах стойки располагаются вершинами к насадке. Концы насадок (лежней) должны выпускаться за оси крайних стоек не менее чем на 50 см. Для крепления насадок (лежней) к стойкам в них заранее просверливаются отверстия по одному против каждой стойки. Насадка и лежень крепятся к стойкам только штырями. В целях сокращения времени на изготовление насадок (лежней) их высоту по возможности берут равной высоте прогонов. Диагональные схватки крепятся к насадкам и лежням четырьмя, а к стойкам двумя гвоздями. Длина схваток принимается по графику. Рамные опоры при всех грунтах, кроме каменистого, устанавливаются на бревенчатые или дощатые подкладки.

Подкладки изготавливаются из опиленных на два канта бревен d=16-18 см. Длину подкладок принимают 100-160 см.

Они располагаются по две под каждой стойкой и по одной по концам лежня. При слабых грунтах, подкладки укладывают сплошным рядом по всей длине лежня.

Дощатые подкладки предварительно объединяются в два-три щита брусками или досками и укладываются по всей длине лежня.

Подкладки из бревен прикрепляются к лежню штырями d=12-16 мм., а щиты из досок гвоздями d=5-6 мм. в пяти-шести местах по длине лежня.

Подкладки в башенных опорах делают общими под обе рамы.

Рамные опоры высотой более 2,5 метров могут выполняться из двух блоков. Эти блоки на месте строительства моста объединяются между собой одной горизонтальной, двумя диагональными схватками и дополнительным лежнем.

Свайно-рамная опора применяется в тех же случаях, что и свайные, но при расположении пролетного строения на большой высоте над горизонтом воды и когда для получения требуемой высоты опоры длина свай недостаточна.

Свайно-рамная опора состоит:

- свайного основания; (насадку которого располагают на 50-70 см выше уровня воды;

Высота свайно-рамной опоры принимается до 8 м.

Лежень рамной надстройки соединяют с насадкой свайного основания пятью штырями d=16-18 мм. и l=450 мм.

При высоте опоры более 5 м, свайное основание устраивается из шести свай и с обеих сторон рамной надстройки ставят укосины из бревен диаметром 16-18 см. Нижний конец укосины врубается в лежень рамы на глубину не более 1/4 его диаметра, а верхний упирается в крайнюю стойку рамы и низ насадки.

В башенных свайно-рамных опорах рамная надстройка устанавливается на продольные окантованные бревна, которые располагаются на насадках свайного основания по два над каждым продольным рядом свай.

Продольные бревна окантовываются на ширину не менее половины диаметра тонкого конца стоек. Продольные бревна крепятся к насадкам штырями, а к лежням-обратными скобами.

Башенные опоры применяются:

- для сопряжения пролетных строений различных по конструкции или высоте и замыкании моста;

- для обеспечения продольной устойчивости моста на свайных и свайно-рамных опорах при величине пролетов более 5 метров;

- при слабых грунтах, когда требуется увеличение количества свай в опоре.

Башенная опора состоит из:

- двух плоских опор, объединенных горизонтальными и диагональными схватками, установленными с наружной стороны опоры;

Высота башенной опоры принимается до 8 метров.

Расстояние между поперечными рядами свай (стоек0 должно бать:

- при высоте опоры до 5 м - 0,6-1 м;

- при высоте опоры более 5 м - 1,6 м.

В башенных опорах на насадки (над сваями, стойками) укладываются продольные бревна, на которые устанавливаются один или два лежня для укладки концов прогонов смежных пролетов.

При укладке на башенную опору пролетных строений различных типов лежни могут быть различной высоты или насадки могут располагаться в разных уровнях.

Клеточные опоры применяются обычно на суходолах и мелководных участках со скоростями течения до 1 м/с при достаточно плотных грунтах дна. Клеточная опора состоит из нескольких уложенных друг на друга взаимоперпендикулярных и скрепленных между собой рядов окантованных бревен или брусьев. Высота клеточной опоры принимается не более 1,2 м.

Клеточные опоры возводятся из опиленных на два канта бревен шириной стенки d0/2 с тонкого конца или из брусьев.

Бревна верхнего ряда опоры, на которых лежит лежень, должны иметь диаметр с тонкого конца не менее 26 см., а бревна остальных рядов - не менее 18 см. Расстояние между осями длинных бревен принимается 80 см., коротких – 105 см. Длина бревен принимается: продольных – 520 см, поперечных – 120 см.

На верхний ряд поперечных бревен по оси опоры укладывается лежень и крепится к ним штырями. Размеры лежня принимаются такие же, как и насадки свайных опор.

Нижний ряд бревен делается сплошным и крепится к лежащим на нем бревнам опоры штырями. Бревна по углам и в середине опоры скрепляются между собой обратными скобами.

ДЕРЕВЯННЫЕ МОСТЫ, мосты, основным материалом которых служит дерево. В настоящее время деревянные мосты строятся из сосны, лиственницы, ели. Дуб применяется преимущественно для подушек, нагелей, иногда - для свай и прогонов. Лесной материал д. б. зимней рубки, прямостойный, с небольшим числом сучьев, без круговых и радиальных трещин (морозобой, метик, отлуп), без синевы и гнили. Предпочитается так называемая рудовая сосна , т. е. выросшая на сухих песчаных холмах.

В деревянных мостах под обыкновенную дорогу ширина ездового полотна: на полевых проселочных дорогах - от 3 м; для прогона скота 4,5—6,5 м; на шоссейных дорогах 4,7—6,4 м; на дорогах важного значения и в городах до 12 м и более. Настил, образующий ездовое полотно, укладывается на поперечины; последние - на балки или т. н. прогоны, ординарные или составные. Расстояние между прогонами зависит от назначения моста, его конструкции (в связи с этим) и размеров материала. Прогоны поддерживаются опорами из свай или стоек. В мостах солидной конструкции применяется двойной настил. Верхний ряд досок настила предназначается для предохранения нижнего ряда от истирания. Толщина досок верхнего ряда 5—7 см, нижнего 8—10 см. Доски верхнего ряда укладывают или вдоль моста, или поперек, или под углом (в елку). При расположении досок вдоль моста получается более ровное, но более скользкое полотно; этот способ заслуживает предпочтения при преобладающем легковом движении; при преобладающем грузовом движении лучше укладывать доски настила поперек моста. Нижний ряд досок настила иногда делается из пластин, уложенных поперек моста, и заменяет собой поперечины.

Вместо устройства езды по дощатому настилу можно применить щебеночную кору на одиночном настиле из пластин или накатника.

Простейшим типом моста под обыкновенную дорогу является балочный мост, состоящий из опор и пролетных строений, перекрывающих пролеты (промежутки между опорами) моста. Каждая опора состоит из ряда свай, связанных поверху насадкой (горизонтальным бревном), для чего на головах свай нарубают шипы, а в насадке выдалбливают гнезда. По насадкам укладываются, как выше указано, прогоны, поперечины и настил. В простейших случаях поперечный дощатый настил прикрепляют с боков прижимными брусьями или так называемыми пажилинами , используемыми обыкновенно для установки на них перил . При значительной высоте моста или глубине воды опоры ставят реже, т. е. с большими пролетами.

Значительные пролеты могут вызываться также требованиями судоходства. В этих случаях применяется подкосная (фиг. 1) система, или шпренгельная (фиг. 2), или комбинированная (фиг. 3).

Наилучший угол наклона подкосов в этих системах 40—45°, от которого по местным условиям иногда приходится сильно уклоняться. Для поддержания стыков прогонов применяются под ними так называемые подбалки .

В шпренгельной системе брус под прогоном, в который упираются верхние концы подкосов, называется ригелем и делается длиной около 0,4 расстояния между опорами.

Ряды свай в опоре соединяются горизонтальными (продольными и поперечными) и диагональными схватками из пластин, брусьев или досок (фиг. 4).

Арочная система (фиг. 5) позволяет перекрывать пролеты до 20—25 м и больше.

В деревянных мостах под железную дорогу рельсы укладывают на поперечинах. Настил состоит из двух досок, уложенных между рельсами, и 4—5 досок - с одной или с обеих сторон пути. На случай схода поезда с рельсов укладывают охранные брусья . Для небольших пролетов пригодны балочная и подкосная системы. Шпренгельная система для железнодорожных мостов менее применима вследствие значительных деформаций, возможных в этой системе при большой временной нагрузке. Балочная система имеет пролеты в 2—4, реже до 6 м. При этом в соответствии с давлением на свайную опору располагают один или два ряда свай. Если высота железнодорожной насыпи превышает 8 м, ряды свай в опоре раздвигают на 1,5—2 м ось от оси и соединяют крестообразными схватками и тяжами (фиг. 6).

Мера эта имеет целью увеличить продольную жесткость конструкции. То же назначение имеют и продольные схватки. В части моста, которая заходит в насыпь, соединяют пролеты горизонтальными схватками и подкосами, что создает как бы устой. В поперечном направлении необходимая жесткость опоры достигается забивкой подкосных свай, постановкой подкосов и схваток (фиг. 7).

Под каждый рельс в состав прогона назначается от 1 до 6 брусьев или бревен. В подкосной системе подкосы образуют одну или несколько промежуточных опор для прогонов, что позволяет при том же числе и тех же размерах брусьев в прогонах увеличить расстояние между опорами. Пример моста подкосной системы показан на фиг. 8.

Важным элементом деревянных мостов подкосной системы является затяжка , т. е. горизонтальный брус, или бревно, или пластина, соединяющие соседние опоры в уровне нижних концов подкосов. Назначение затяжки - принять на себя горизонтальную составляющую давления подкосов, т. н. распор . Здесь, безусловно, необходимо иметь достаточное число врубок, через которые передается горизонтальная составляющая давления подкосов на затяжку, а вертикальная составляющая - на сваи. Если грунт не допускает забивки свай, применяют ряжевые опоры или опоры на лежнях .

Выбор системы деревянных мостов (балочный, подкосный, шпренгельный, арочный) зависит преимущественно от высоты железнодорожной насыпи, глубины воды, судоходных требований, ледохода и других местных условий. Согласно утвержденным НКПС правилам, величины наименьших судоходных пролетов для деревянных мостов следующие: на реках малосудоходных (4-я категория) - 25 м, на реках со сплавом россыпью и в плотах (5-я категория) - 15 м, на реках со сплавом только россыпью (6-я категория) - 6 м. При невысоких железнодорожных насыпях уместны балочные мосты. С технической стороны балочная система, как наиболее простая и имеющая наименьшее число глубоких врубок, - наилучшая и наиболее долговечная.

Для перекрытия больших пролетов (от 20 до 40 м и более) в деревянных мостах применяют фермы . Фермы делаются из брусьев, бревен или досок. Различают системы, в которых все основные части сделаны из дерева, и системы с металлическими тяжами. К последней группе относится система Гау, а к первой группе - фермы из досок системы Тауна и Лембке. Мосты с фермами Гау под железную дорогу м. б., в зависимости от местных условий, с ездой поверху и с ездой понизу. В мостах с ездой поверху полотно моста укладывают на фермы сверху. При небольшом расстоянии между фермами (2—2,5 м) часто расположенные подрельсовые поперечины могут опираться непосредственно на фермы. Если расстояние между фермами большое, применяют тяжелые и редко положенные на фермы поперечные балки, которые поддерживают продольные балки, уложенные в расстоянии около 2 м друг от друга и служащие основанием для подрельсовых поперечин. В мостах с ездой понизу наличие тяжелых поперечных и продольных балок обязательно. На фиг. 9 показана ферма Гау с ездой поверху.

Ферма состоит из верхнего и нижнего поясов, из прямых и обратных перекрещивающихся раскосов и из вертикальных железных тяжей. Места присоединения раскосов к поясам называются узлами ; расстояние между узлами - панелью . Верхний пояс работает на сжатие, нижний же - на растяжение; восходящие раскосы считая от концов фермы к ее середине, являются главными и подвержены сжатию, обратные раскосы у концов фермы служат для поддержания главных сжатых раскосов против выпучивания; в середине же при проходе поезда работает то одна система раскосов, то другая, в зависимости от положения нагрузки. Для удобства пересечения раскосы одного направления делают двойными, а другого - одиночными; присоединение раскосов - посредством подушек из дуба или чугуна, впритык.

Стыки поясов перекрывают металлическими планками со шпонками, стянутыми болтами. Между фермами ставят в горизонтальных плоскостях верхние и нижние и в вертикальных плоскостях - поперечные связи, составленные из перекрещивающихся диагоналей и железных болтовых стяжек. По мере увеличения пролета фермы Гау принимают более сложный вид: число систем раскосов увеличивается. В фермах Тауна как пояса, так и раскосы составлены из досок (фиг. 10).

Раскосы работают на растяжение и на сжатие; пояса - как обычно: верхний - на сжатие, нижний - на растяжение. Раскосы прикрепляются нагелями и болтами. Толщина досок 5—7 см, ширина 25—30 см. Нагели представляют собой дубовые цилиндры, диаметром 3—6 см. В досках высверливают дыры диаметром несколько менее диаметра нагеля. Между фермами располагают, как указано выше, поперечные и продольные связи. Нагрузка передается на фермы продольными и поперечными балками или поперечинами, уложенными на верхние пояса. Фермы Лембке (фиг. 11) похожи по конструкции на фермы Тауна.

Различие в том, что в фермах Лембке доски раскосов поставлены вплотную друг к другу. Получается ферма со сплошной стенкой. Стенка ферм, во избежание выпучивания раскосов, обжимается вертикальными, а при высоте ее более 2 м - кроме того, и горизонтальными брусками. Недостаток ферм Тауна и в особенности Лембке - быстрое загнивание досок. В последнее время находят применение для деревянных мостов фермы, в которых соединение частей выполнено при помощи металлических колец Тухшерера . Подобного рода фермы, в виде балки, усиленной шпренгельной системой из досок, для пролетов в 20 м применялись, между прочим, германской концессией «Мологолес».

Число ферм в железнодорожных мостах с ездой поверху - 2 или 3, в зависимости от пролета; с ездой понизу - 2. Расстояние между крайними фермами определяется из условия устойчивости пролетного строения на опрокидывание ветром и для достаточной боковой жесткости пролетного строения должно быть не менее 1/12 пролета. Коэффициент запаса на опрокидывание ≥1,40. В мостах под обыкновенную дорогу с ездой поверху число ферм и расстояние между ними зависят от ширины полотна, от перекрывающей способности поперечных балок и из экономических соображений. Наиболее употребительные расстояния 2—2,5 м. В мостах с ездой понизу расстояние между фермами обусловлено габаритом, шириной проезда. Большое расстояние между осями ферм требует особо сильных поперечных балок. Применяются шпренгельные балки. Высота ферм назначается от 1/4,5 до 1/9 длины пролета и должна быть согласована с углом наклона раскосов в 45—50°.

Вес пролетных строений с фермами Гау, спроектированных под декапод (паровоз с давлением на ось 16 т, общим весом 16x5 + 10 т), дан в табл. 1.

Вес пролетных строений с фермами Тауна под ту же нагрузку дает табл. 2. Езда - поверху.

Вес пролетных строений с фермами Лембке, рассчитанными на нормальный поезд 1907 года (20 т на ось паровоза), приводится в табл. 3.

Опоры деревянных мостов с фермами делаются свайные, рамные, ряжевые или каменные. В последнем случае деревянное пролетное строение укладывается временно вместо металлического или железобетонного. Свайная опора состоит из нескольких рядов свай. Для придания устойчивости служат боковые подкосы и схватки. Ряж представляет собой ящик с вертикальными стенками и сквозным полом. Все стены ряжа образованы венцами из горизонтально уложенных бревен, скрепленных в углах врубками; верхние и нижние постели этих бревен стесаны для достижения большей плотности швов. Стенки ящика соединяют горизонтальными распорками, образующими как бы вертикальные сквозные перегородки. Для укрепления стен ряжа ставят стойки. Ряж заполняют камнем.

Для предохранения опор от действия ледохода устраивают ледорезы . Ледорез состоит из наклонно положенного на сваи бревна (ребра) и двух сходящихся к ребру под углом плоскостей. Плоскости образованы досками или брусьями, поддержанными системой стоек, подкосов и свай. Уклон ребра от 1:1 до 1:2. Этот тип ледореза называется шатровым. При слабом ледоходе и тонких быках ледорезы имеют более простую конструкцию: один ряд свай с наклонным ребром (плоские ледорезы), или кусты свай (палы).

Расчет железнодорожных деревянных мостов долговременного типа, согласно «Техническим условиям проектирования и сооружения железнодорожных деревянных мостов», производится на наиболее тяжелый состав, который может обращаться на данной линии в период предположенной работы моста, но во всяком случае на нагрузку не ниже схемы О-1925 г. в отношении схем паровоза и тендера и не ниже 7 т на п. м. в отношении вагонной нагрузки. Для расчета временных деревянных мостов на срок не свыше 3 лет принимается самый тяжелый состав, который будет фактически обращаться по мосту. Давление ветра считается равным 250 кг/м 2 в отсутствии поезда и 150 кг/м 2 при наличии на мосту поезда. Деревянные мосты под обыкновенную дорогу рассчитываются на нагрузку, специально установленную для этих мостов. Допускаемые напряжения для деревянных мостов даны в табл. 4.

Допускаемые напряжения для железных частей в деревянных мостах: а) на растяжение в болтах, одиночных тяжах и накладках - 900 кг/см 2 , б) на растяжение в тяжах при 2, 3 и 4 тяжах, работающих совместно, - 750 кг/см 2 , в) на растяжение тяжей со стяжными муфтами - 600 кг/см 2 , г) на срез заклепок и болтов 0,8x900 = 720 кг/см 2 . При расчете на одновременное действие вертикальной нагрузки и ветра допускаемые напряжения повышаются на 15%. Для временных сооружений - повышаются на 20%.

Сжатые части проверяются на устойчивость, причем коэффициент уменьшения допускаемого напряжения вычисляется по формуле:

для значений l/i > 5 и < 100, и по формуле:

для значений l/i > 100.

В этих формулах: l - длина стержня, i - радиус инерции, Е - модуль упругости дерева (Е = 110000 кг/см 2 для сосны и дуба), kd - допускаемое напряжение на простое сжатие, s=5 - коэффициент надежности. Свободная длина сжатых раскосов в фермах Гау = μ·l, где

I0 - момент инерции основного сжатого раскоса, I1 - момент инерции обратного раскоса. Прогоны рассчитываются или как свободно лежащие балки или как неразрезные. При расчете составных балок на шпонках коэффициент понижения прочности принимается равным 0,70 для двух брусьев и 0,5 для трех. Давление на опоры определяют в предположении, что прогоны разрезаны на опорах. При расчете сложных ферм, с несколькими пересечениями раскосов, допускается разложение их на простые системы с делением нагрузки на число систем. Сваи как стойки должны быть проверены на продольный изгиб. Наибольший допускаемый отказ (е) в см определяется по формуле:

где n - число ударов в залоге, которое составляет для ручного копра 20, для машинного и парового - 10, F - площадь поперечного сечения сваи в см 2 , Q - вес бабы в кг, Р - расчетная нагрузка на сваю в кг, Н - высота подъема бабы в см и q - вес сваи в кг (с подбабком, если таковой применяется).

Срок службы деревянных мостов 8—15 лет. Для предохранения от загнивания применяют осмолку горячей древесной смолой, пропитку разными составами или окраску.

Примерная стоимость деревянных мостов указана в табл. 5 и 6.

Стоимость мостов под обыкновенную дорогу: небольших отверстий 9—20 руб. на м 2 полотна, больших отверстий (200—300 м) - 25—50 руб. на м 2 полотна (по ценам до 1914 года).

… … – это временное, периодически действующее сооружение для переправы подвижного состава через водную преграду.

… – это мостовое сооружение на переходе водовода через овраг, ущелье, дорогу.

… сооружают взамен больших насыпей на подходах к мостам через реку с широкими поймами.

Пересечение путей в разных уровнях называют …

Тема 03Классификация мостов по эксплуатационным данным

Длина моста через реку зависит от … …

Высота моста через реку зависит от уровня высоких вод, ледохода и … …

Расстояние между центрами опорных частей пролетного строения называется … …

Тема 04. Основные конструктивные элементы моста

… опорные части обеспечивают закрепление конца пролётного строения против смещения как в продольном, так и в поперечном направлениях.

… … опорная часть используется при длине пролётов более 25 м. В зависимости от опорной реакции число катков может меняться от одного до четырёх.

ВЫБОРприменяется при длине пролётов 10-25 м - на металлических и на железобетонных - 10-20 м.

Раздел 2. Деревянные мосты

Тема 01. Конструкции деревянных мостов

Системы деревянных мостов бывают:

По конструктивным особенностям, каких деревянных мостов не бывает …

в– с пакетными пролётными строениями

в–со сквозными фермами

в+со сплошными стенками

Название конструкции опоры, представленной на рисунке …


в+ рамно-лежневая опора

Деревянные мосты по конструктивным особенностям бывают …

в–с пакетными пролётными строениями

в–со сквозными фермами

Опоры деревянных мостов бывают …

Опоры деревянных мостов бывают …

Мостовое полотно деревянных мостов бывает …

Основные элементы мостового полотна:

В+ перила тротуара

В+ настил тротуара

В+ охранный брус

Основные элементы мостового полотна:

В+ путевой рельс

в+ балластное корыто

Свайные опоры деревянных мостов бывают …

в–с наклонными сваями

Конструкции пакетных пролетных строений бывают:

В+из простых пакетов

в+из составных пакетов с призматическими шпонками

в+из составных пакетов с пластинчатыми металлическими шпонками

в–из сложных пакетов

Мостовое полотно с ездой на балласте, что лишнее …

в–настил из досок

Рамно-свайные опоры бывают:

В+с продольным расположение рам

В+с поперечным расположением рам

В–с наклонным расположением рам

Ряжевые опоры состоят из:

Ледорез шатрового типа состоит из:

Раздел 2. Деревянные мосты

Тема 01. Конструкции деревянных мостов

Сроки службы деревянных мостов без антисептирования … – … лет (цифры).

Сравнительная простота изготовления элементов, невысокая стоимость по сравнению с мостами из других материалов, является … деревянных мостов.

Неоднородность материала (сучки и т. п.), пороки древесины; набухание, растрескивание при избыточной влажности является … деревянных мостов.

Мосты из антисептированной древесины служат . – …лет (цифры).

При устройстве мостов в сухих местах и при наличии грунтов, не допускающих забивку свай – применяют … – … опоры.

При устройстве мостов, когда дно реки имеет скальный или каменистый грунт, не позволяющий забивать сваи, а глубина значительна, применяют … опоры.

Для защиты опор от ударов льда перед ними с верховой стороны реки устраивают …

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Поиск по сайту

В опорах временных мостов чаще всего применяются рамные надстройки. В зависимости от типа фундамента опоры с такими надстройками называются рамно-свайные, рамно-лежневые, рамно-ряжевые.

Деревянные рамные надстройки могут быть плоскими и про­странственными.

Плоские состоят из одной или двух рядом расположенных плоских рам.

Пространственные - из двух и более рам.

Пространственные надстройки образуются из двух или большего числа рам объединением их в жесткую пространственную конструкцию, способную передать на фундамент не только вертикальные и поперечные горизонтальные, но и продольные горизонтальные силы. Такие надстройки применяются в промежуточных опорах и устоях. Промежуточные опоры с пространственными надстройками в форме башен называются башенными.

Плоские надстройки из одной рамы (однорядные) и двурядные применяются в мостах эстакадного типа и в малых мостах. При этом однорядные надстройки сочетаются с пролетными строениями из деревянных или металлических прогонов; двухрядные применяются, как правило, под разрезные пакетные пролетные строения. В мостах с однорядными надстройками высотой более 3,5м между опорами ставятся продольные горизонтальные схватки. В эстакадах длиной более 35 м для восприятия тормозных сил не реже чем через 20 м устраиваются башенные опоры. При однорядных нaдcтpoйкaх они обычно образуются постановкой продольных горизонтальных и диагональных схваток между соседними плоскими опорами.

В мостах с пролетами более 8 м существующие типовые проекты предусматривают деревянные надстройки только пространственной конструкции.

Деревянные рамные надстройки делаются сборными. Они собираются в основном из пространственных или плоских монтажных блоков. Сборке монтажных блоков производится как прави­ло, из типовых, главным образом плоских, сборочных элементов, изготавливаемых на полевых заводах (базах) или полигонах.



Вес и размеры, монтажных блоков определяются в соответствии с характеристикой имеющихся для их установки кранов. В зависимости от местных условий и средств, используемых для транспор­тировки, погрузки и выгрузки монтажных блоков, они могут собираться в местах изготовления типовых сборочных элементов, на монтажных площадках в районе восстанавливаемого моста или непосредственно у него. Возможно также расчленение монтажных блоков на более мелкие транспортабельное блоки с укрупнительной сборкой их непосредственно у моста. Доставленные к месту установки монтажные блоки устанавливаются краном на заранее подготовленный фундамент и соединяются с ним и между собой. Собираемые таким образом надстройки получили наименование блочных.

В отдельных случаях (при отсутствии типовых сборочных элементов, невозможности сборки из них надстроек требуемого размера и др.) могут быть применены надстройки, монтаж которых осуществляется из нетиповых плоских рам, собранных из линейных элементов. Монтаж таких надстроек требует выполнения работ по так называемой обстройке, т.е. постановке линейных элементов, объединяющих отдельные рамы в жесткую пространственную конструкцию, линейные элементы, применяемые для сборки рам и их обстройки, не являются типовыми. Они изготовляются в соответствии к конкретными размерами надстроек для данного моста. Такие конструкции надстроек называют надстройками из не типовых элементов.

Деревянные опору имеют следующие преимущества и недостатки:

преимущества - простата и жесткость

недостатки - трудоемкость, большие сроки, нельзя организо­вать ра­боту на широком фронте.

преимущества - минимальные сроки, сборность, широкий фронт работ

недостатки - меньшая жесткость

преимущества - возможность создать опору не допускающую забивку свай

недостатки - стеснено живое течение (подмыв), велик расход лесоматериалов, трудоемкость, потребность в квалифицированных специальностях

недостатки - большие остаточные и упругие деформации.

УСТАНОВКА НАДСТРОЕК ОПОР НА ФУНДАМЕНТЫ

Для монтажа деревянных надстроек применяются как правило автомобильные, пневмоколесные, гусеничные крану грузоподъемно­стью 6-16-25TH (К-67, 8Т-210, К-162, КС-5363, РДК и т.д.) Краном К-67, 8T-2I0 собираются надстройки массой до 5т и высотой до 6м, а при наличии удлиненной стрелы до 12м из блоков массой до 2тн и высотой до 10м.

Краном К-162 собираются надстройки из блоков массой до 14т и высотой до 8м, а при наличии удлиненной стрелу до 10 м - из блоков массой до 8т и высотой до 16м.

Для монтажа надстройки опоры, расположенной на суше или в пойменной части реки и состоящей из среднего и двух боковых блоков кран устанавливается вдоль оси поста вплотную к фундаменту.


На фундамент краном устанавливаются прокладки, подушки, затем первый блок (треугольный), средний блок и второй боковой блок. После установки пространственных блоков, устанавливаются верхние насадки и опорные брусья.

Если вес надстроек опор и высота подъема кранов позволяет, то надстройка может устанавливаться в собранном виде. В рамно-эстакадных мостах плоские двухрядные рамы устанавливают целиком в собранном виде автокраном.

При отсутствий автомобильных кранов, или в условиях не позволяющих их применение, надстройки опор можно поднимать с помощью тяговых лебедок:

а) с помощью падающей стрелы;

б) лебедкой, установленной на соседней опоре.

Установка с помощью « падающей стрелы»


При установке или монтаже надстроек опор в русле реки применяются следующие способы:

― установка (монтаж) надстроек автомобильными кранами, установленными на плавсредства;

― установка надстроек в собранном виде плавучими кранами ПРК 30/40, ПРК-50;

― установка надстроек опор консольными кранами;

― установка надстроек краном ПКК;

― установка надстроек путем накатки в вертикальном положении по эстакадам с берега;

― установка надстроек в вертикальном положении с применением пантонов;

― установка надстроек с использованием ранее установленной опоры с применением пантонов.

Для монтажа надстройки опоры в русле реки автомобильный кран на плашкоут закрепляется к фундаменту опоры или якорями. Блоки надстройки транспортируются к опоре наплаву или грузовыми паромами.

При установке крана K-162 со стрелой 18м на плашкоут, имеющий в плане форму буквы "Г" полезный вылет стрелы крана от борта понтона до оси грузового полиспаста при весе блока 8 т и высоте до 16м не должен превышать 2,5м, а при установке крана на плашкоут, имеющий в плане форму буквы "Т" вылет должен быть не более 3,2м.

Для ускорения монтажа опор, при большой высоте надстроек, а следовательно и весе ее опоры могут собираться плавающими кранами ГРК 30/40 и ПРК-50. Для этой цели опоры собираются на берегу в месте, где может взять ее плавучий кран. Собранную надстройку краном или плавсредствами транспортируются к месту установки. Там плавучим краном собранная надстройка устанавливается на фундамент.

При наличии подъездов по воде глубиной не менее 1,75м надстройки можно монтировать в целом виде в вертикальном положении на сборных площадках у берега, откуда их надвигают по эстакадам или грузят при помощи кранов на пантоны и устанавливают на фундамент.

Опускание на ростверк производится путем загрузки пантонов водным балластом. Сборку опор из пространственных блоков или из рам можно также производство консольными кранами.

Рамы доставляются к консольному крану по земле и по воде (в пролете), а затем после строповки надвигаются.


Основными сборочными элементами блочных надстроек являются плоские конструкции, названные в практике проектирования рамами. В конструкциях из пиленого леса рама состоит из двух стоек, крестовых подкосов между ними и стягивающие стойки стальных тяжей Ø=25мм со стяжными муфтами. Для сборки и транспортировки рам по их концам ставятся еще временные распорки. Типовыми проектами предусматриваются два основных типа рам, различающиеся по ширине: у одного она равна 1,8м, у другого 2,6м; длина рам обоих типов 6,3м. Из основных типов рам разрезкой могут быть получены дополнительные типы рам длиной 4,15; 2,15; 2,0 м, а при обрезке концов стоек еще длиной 6; 4 и 2м. В рамах, предназначение для разрезки, вместо одного тяжа между крестами ставятся два, по одному с каждой стороны от линии разреза.

Стойки рам обоих типов выполняются, как правило, из окантованных с четырех сторон бревен диаметром 26см, имеющих в нижнем конце сечение бруса 22х22см без обзолов, а выше такое же сечение, но с обзолами до 4см в верхнем конце. Подкосы из брусьев 15x22 см сопрягаются со стойками лобовой врубкой и вполдерева между собой. Кроме того, подкосы скрепляются стойками болтами Ø=19мм, а между собой - гвоздями. Для удобства сборки конструкций надстроек из рам все головки тяжей и болтов, расположенные с наружных сторон стоек, утапливаются, т.е.не выводят из пределов их сечения. Для временных распорок применяются брусья 10х22см; со стойками они скрепляются скобами.

Рама из круглого леса состоит из стоек, крестовых подкосов и парных схваток. По типу стоек эти рамы подразделяются на двух- и четырехстоечные.

В двухстоечных рамах каждая стойка состоит из одного бревна диаметром 26см. Расстояние между осями стоек 1,74м; длина рам 3,0; 4,5; 5,5; 6,5м. Обрезкой концов стоек рамы трет последних типов могут быть укорочены до 4; 5 и 6м.

Из двухстоечных рам длиной 4,5; 5,5; 6,5м присоединением к ним с наружной стороны бревен диаметром 26см получаются такой же длины четырехстоечные рамы. Соединяя по длине типовые одностоечные рамы и присоединяя к ним наружные бревна диаметром 26см так, чтобы они перекрывали стыки стоек рам, можно получить серию четырехстоечных рам длиной более б,5м, изменяющейся с интервалом 1,0м, В типовых проектах такие рамы предусмотрены длиной 8,4; 13,4; 12,6 и 16,6м. Кроме того, запроектирована еще четырехстоечные рамы с расстоянием между осями стоек 2,85м длиной 16,6м. Рамы длиной 16,6м перевозятся полурамами. Наружные бревна длиной 3,7м, перекрывающие стыки полурам, ставятся на месте работ.

Со стойками схватки сопрягаются врубкой "в чашку". Все сопряжения элементов на врубках закрепляются болтами.

Бревна в стойках четырехстоечных рам притесываются друг к другу так, чтобы расстояние между их осями было по всей длине постоянным и равным 26см. Стыки стоек в четырехстоечных рамах длиной более 6,5м устраиваются торцами впритык с постановкой штыря, ни перекрываются с одной стороны вторым бревном стойки, а с другой - стальной планкой длиной 630мм. Стыкуемые элементы с перекрывающими их бревном и планкой соединяются болтами. Крестовые подкосы рам из бревен диаметром 22см. Сопряжение их методу собой выполняет­ся вполдерева, а со стойками - из пластин, полученные распиловкой бревен диаметром 22см.

Кроме рам, сборочными элементами в конструкциях надстроек служат: брусья сечением 22x22 и 15х22см; окантованные с четырех сторон бревна диаметром 26см, имеющие в комле сечение бруса 22х22см; окантованные с двух сторон бревна диаметром 30-32см; бревна диаметром 16,22 и 24см; пластины из бревен диаметром 22см. Возможно применение леса и с другими размерами поперечна сечений.

Литература

1. Справочник офицера ЖДВ, ч. 1 Воениздат, Москва 1974Ш.Н. Жижилашвили

2. Руководство для ЖДВ. Восстановление железнодорожных мостов и труб. Воениздат, Москва 1969

3. Восстановление искусственных сооружений, ч. 1 МИИТ, Москва 1965 Ред. Гольденберга

Читайте также: