Свайно ленточный фундамент для гаража своими руками

Обновлено: 30.04.2024

Работы по его заложению могут выполняться своими силами. Чем руководствоваться при выборе опорной конструкции, как сделать основание самостоятельно и что нужно подготовить для работы — читайте далее.

Выбор основания

Требования к основанию типичны для закрытых, но не отапливаемых построек – конструкция должна выдерживать вес стен гаража без смещения и защищать их от подсоса грунтовой влаги. К конструктивным особенностям относят потребность в воротах (нагрузка на фундамент может быть неравномерной), заложении смотровой ямы и достаточном воздухообмене в нижней зоне.

Решение о типе основания принимается исходя из:

Непосредственное влияние грунтов

Параметры грунта оказывают прямое влияние на вид и глубину размещения основания под бокс. В частности:

  • На скальных и плотных грунтах без посторонних включений гаражные постройки в принципе не нуждаются в фундаменте и могут закладываться поверх цокольных лент или незаглубленных плит.
  • На грунтах с крупнообломочными включениями, не имеющих цельной структуры фундамент имеет ленточное или плитное исполнение и углубляется ниже нулевой отметки на 40-50 см.
  • На сыпучих, но не пластичных песчаных грунтах тип и глубина фундамента зависят от УГВ и весовых нагрузок. Такие грунты считаются самыми распространенными, уплотняемыми, но не пучинистыми. При низком УГВ углублять основание нет необходимости, оптимальный фундамент подбирается исходя из веса и площади гаража.
  • Грунты с высокой долей чешуек глины склонны к усыханию или разбуханию при разной влажности, что в свою очередь приводит к смещению конструкций при смене сезонов.

Расчет ширины и глубины

Полученное значение сравнивается с несущими способностями грунта, при необходимости тип или габариты фундамента корректируются.

Минимальная ширина ленты, цоколя или ростверка зависит от толщины стен и закладывается на 30% больше. При копке траншеи к этому значению добавляют около 5 см на опалубку.

При расчете глубины заложения основным ориентиром служат ожидаемые нагрузки и состав грунта. На плотных, сухих и устойчивых породах фундаменты под гараж имеют среднюю глубину в 40-50 см при толщине подушки в 10-20 см.

Обратите внимание! При высоком УГВ, пучинистых или слабых грунтах опоры углубляют ниже линии промерзания (от 1,1-1,5 м), вплоть до достижения пород с однородной структурой и плотностью.

Материалы и инструменты

В большинстве случаев фундамент под гараж выполняется монолитным, из ж/б. Для заложения таких конструкций потребуются:

Требования к арматуре перед заливом бетона

Из-за малого заглубления и повышенных требованиях к надежности фундамент под гараж всегда армируется объемным каркасом. Отдельные элементы соединяются хомутами или проволокой и размещаются равномерно, с шагом не более 20 см по вертикали, 30-40 – по горизонтали.

Важно! Правила бетонирования предполагают заложение 5 см отступа металлопроката от краев конструкций, при частом контакте фундамента с влагой предпочтение отдается композитным маркам.

Пошаговая инструкция по возведению

В целях упрощения работ строительство фундамента выполняется поэтапно, начиная с подготовительных и земляных работ и заканчивая уходом за залитым бетоном и гидроизоляцией набравших прочность конструкций. При этом:

Ленточный

Разметку этого типа оснований выполняют с помощью длинных колышков и шнура, с отклонениями по диагонали на внутренних и наружных углах не более ±2 см.

Справка. Рекомендуемая ширина траншеи под ленту составляет 40-50 см, глубина – 50-70.

Песчаная подсылка под будущее основание засыпается лишь после выравнивания и трамбовки дна и обновления разметки. Опалубку и армокаркас чаще всего закладывают одновременно.

В случае ленточных фундаментов каркас выполняется объемным, связанным, усиленным хомутами и перехлестами на стыках. С учетом возвышения ленты выше уровня грунта стоит заранее позаботится о подпорках или стяжки выступающих частей опалубки. К заливке бетона приступают после исключения рисков перекоса, свежезалитые конструкции накрываются пленкой.

Как сделать ленточный фундамент под гараж, показано в видео ниже:

Столбчатый

Из-за низких несущих способностей столбчатые основания строятся лишь на сухих и плотных грунтах, при малом весе постройки. Опоры размещаются с шагом в пределах 1 м по углам и по периметру несущих стен и по возможности обвязываются готовыми ЖБИ или металлом. По аналогии с предыдущим основанием под их подошвами засыпается и трамбуется песок и щебень.

Комбинированные конструкции

При необходимости увеличения несущих способностей столбчато-ленточного фундамента без существенного увеличения его массы и габаритов лента утепляется, расширяется у основания (Т-образная пятка или трапециевидное сечение) или усиливается столбчатыми опорами по углам несущих стен гаража. Последний вариант считается оптимальным при внесении в план ямы, ведении строительства на сложных грунтах или неровных участках.

Функции дополнительных опор выполняют столбы с сечением не менее 15 см, заглубляемые на 1-2 м в заранее выкопанные лунки. Каркасы столбчатых и ленточных частей связываются, после набора бетоном прочности владельцы получают монолитную и устойчивую конструкцию, хорошо выдерживающую сезонные подвижки грунта.

Свайный

Порядок работ зависит от типа свай (буронабивных, забивных или винтовых), в большинстве случаев они проводятся с привлечением спецтехники. Исключение делают для опор ТИСЭ или металлических винтовых свай небольшой длины, при желании закладываемых своими силами, с помощью ручных буров или рычагов.

Обратите внимание. Вне зависимости от типа свайные основания под гаражи обвязываются ростверком – висячим или частично углубляемым.

Пошаговый видео-обзор возведения свайного фундамента для гаража:

Плитный

Плитный фундамент под гараж чаще всего выполняют малозаглубленным, силы морозного пучения компенсируют 10-20 см песчаной и 10 см щебневой подушкой. Рекомендуемая глубина котлована составляет 40 см, при высоте самой плиты от 20 см и более, двурядном армировании (допускается использование готовых сеток с ячейками не более 20х20 см) и защите конструкций по бокам.

Поверхность плиты тщательно разглаживается, до окончательного набора прочности фундамент поливается водой. При выборе такого исполнения в гараже не предусматривается заложения ямы или подвала, но само помещение и транспорт лучше защищаются от влаги.

Из видео узнаете, как сделать фундамент «шведская плита» под гараж:

Частые ошибки и советы по строительству

Главной ошибкой новичков является экономия. Уменьшение глубины заложения или сечения конструкций, отказ от армирования или изоляции, заливка растворов с малой маркой прочности приводит к перекосам и деформации фундамента и стен гаража. Помимо этого, к ошибкам относят:

  • Строительство сборных или не имеющих монолитной обвязки оснований под гаражами из блочных материалов.
  • Отсутствие цоколя и горизонтальных изоляционных отсечек. Гаражные постройки относятся к неотапливаемым и нуждаются в надежной защите от грунтовой и внутренней влаги. Заглубленное в землю основание или низкий цоколь, отсутствие гидроизоляционных или утепляющих прослоек между грунтом, фундаментом и стенками гаража приводят к накоплению конструкциями влаги и последующему разрушению.
  • Попытки поднятия высоты цоколя за счет кирпичного пояса при высокой пористости материала стенок гаража. Данные действия не считаются серьезным нарушением, но при возведении гаража из газобетона кирпичная кладка не обеспечивает достаточную ровность и не защищает стены от подсоса влаги в отличие от 2 см слоя цементного раствора или мастики.
  • Заложение монолитных конструкций без вентиляционных продухов или отверстий под коммуникации.
  • Игнорирование потребности в проеме. Способы укрепления ворот и обустройства проезда продумываются заранее, прямое давление транспорта на фундамент допускается, но не желательно.

Во избежание таких ошибок тип и параметры фундамента обосновываются расчетом, после уточнения планировки гаража и условий его эксплуатации.

Совет. Расчет конструкций и армокаркаса лучше выполнить с помощью строительного калькулятора или доверить профессионалам.

Заключение

В заключение стоит отметить, что оптимальным типом фундамента под гараж по ряду причин признана монолитная лента, с цоколем от 20 см. При отсутствии возможности заложения цельной конструкции из ж/б ленточный фундамент выполняют бутобетонным.

Одна из технологий сооружения фундамента под гараж – применение винтовых свай . Качество и прочность основания непосредственно влияет на срок службы и безопасность эксплуатации гаража или любого другого здания. Традиционно сооружают блочный или ленточный фундамент. Но, эти методы не всегда можно применить. Свайно-винтовая основа под гараж зачастую является единственным возможным решением.

Конструктивные особенности

Основная отличительная характеристика такого гаража заключается в технологии изготовления его фундамента, он монтируется из винтовых свай. Это специальные трубовидные конструкции с лопастями , которые заглубляют в землю путём завинчивания и вдавливания. На них, как правило, монтируют каркасные конструкции из дерева и металлического профиля. Более монолитное здание построить на таком основании обычно невозможно, поскольку оно может не выдержать высокую нагрузку.

Особенность также заключается в конструкции въезда в гараж . Как правило, его делают наподобие небольшой эстакады, поскольку сама постройка немного возвышается над землёй. Высота возвышения зависит от особенностей рельефа. По этой же причине отсутствует возможность оборудования подвала и смотровой ямы. Хотя иногда яму всё же можно оборудовать. За счёт возвышения над грунтом, из него не будет поступать холод в гараж, что позволяет сэкономить на утеплении.

Гаражи на свайно-винтовых фундаментах, как правило, возводят на местах со сложным рельефом . Выравнивание местности не всегда представляется возможным или требует значительных финансовых вложений. Если рядом находятся подземные коммуникации и грунтовые воды, зачастую обычный фундамент возвести невозможно. У свайно-винтовых конструкций достаточно много преимуществ, благодаря которым они достаточно часто применяются в гаражном строительстве.

  • Доступная стоимость . Фундамент на винтовых сваях обычно обходится значительно дешевле традиционных аналогов. Но, конечная стоимость может значительно варьироваться. На цену влияет глубина заложения, вес и габариты гаража. Обычно экономия составляет не менее 20-40% в сравнении с ленточным фундаментом.
  • Лёгкость и простота монтажа . Свои можно устанавливать и без применения специальной техники, особенно при небольшой глубине заложения. Смонтировать фундамент сможет бригада из нескольких человек. Сам гараж возводится очень быстро, поскольку имеет каркасную конструкцию. Как правило, на установку винтовых свай уходит 1-2 дня. Остальные виды фундамента сооружаются гораздо дольше.
  • Возможность возведения на участке с уклоном . Винтовые сваи – одно из лучших решений для участков со значительными перепадами рельефа. Даже при значительном уклоне можно обустроить прочное и долговечное основание, на котором затем построить гараж практически любых размеров. Железобетонный фундамент зачастую невозможно смонтировать на участке с перепадом в несколько метров. Сваи можно устанавливать, даже если перепад превышает 5 метров. Можно прибегнуть и к ленточной технологии, но итоговая цена такого гаража будет в несколько раз выше.
  • Строительство в любое время года . Работать со сваями можно даже зимой. Не нужно прогревать бетон и использовать специальные присадки для защиты от низких температур. Даже в сильные морозы можно продолжать монтаж фундамента из винтовых свай. Конструкция готова к эксплуатации сразу после монтажа. Поэтому после заглубления свай можно приступать к сборке каркасного гаража.
  • Возможность модернизации и ремонта . Если в дальнейшем возникнет необходимость изменения размеров гаража, это можно сделать без значительных затрат. Фундамент легко наращивается путём добавления новых винтовых свай. При неправильной сборке гаража или установке основания можно быстро произвести ремонт.

Основные недостатки

Несмотря на массу преимуществ, у данной технологии строительства гаража есть и важные минусы. Они также обусловлены особенностями свайно-винтового основания под здание.

К самым важным недостаткам относятся:

  • Ограниченная сфера использования винтовых свай . Они могут применяться в качестве фундаментной основы под лёгкие каркасные строения. Поэтому соорудить гараж из кирпича не получится или бетонных плит.
  • Сваи нельзя устанавливать в некоторые типы почвы . Способ не подходит для строительства на скалистом участке. Каменные породы не позволят заглубить сваи на достаточную глубину.
  • Невозможность обустройства подвала и смотровой ямы.
  • Металл, из которого изготовлены сваи, постепенно разрушается из-за коррозии . Изделия имеют антикоррозионное покрытие, но оно может повредиться при заглублении в грунт.
  • В заболоченной местности сваи могут начать шататься , особенно весной из-за оттаивания грунта. Это негативно влияет на надёжность и безопасность гаража.

Многие риски можно полностью исключить при условии правильного монтажа конструкции. Важно сделать не только надёжный фундамент, но и усилить само строение. Особенно важно правильно обустроить пол, для чего применяют прочный швеллер. Если конструкция получится цельной, она будет устойчиво стоять на свайной основе.

Полезные рекомендации

Не следует чрезмерно экономить на количестве свай, особенно если здание возводится на неустойчивом грунте. Закупать сами изделия нужно только у проверенных производителей , поскольку часто встречается брак, который может стать причиной полного разрушения постройки. Особое внимание следует уделить целостности металла и качеству антикоррозионного слоя.

Перед возведением гаража нужно разработать детальный проект , учитывающий все особенности местности и последующей эксплуатации. Зачастую требуется анализ почвы, чтобы определить оптимальный размер и вид винтовых свай. Их прочности должно быть достаточно для предполагаемой нагрузки.

Если планируется сооружение капитального здания для длительной эксплуатации (как минимум несколько десятилетий), обязательно нужно прокладывать швеллеры. Основание можно сделать и не полным, установив сваи только по периметру. Такой гараж получится менее прочным и долговечным, но более дешёвым и с возможностью обустройства смотровой ямы.

Вывод:

В целом гараж, возведённый на основании из винтовых свай, является надёжным, практичным и долговечным сооружением. Сваи гарантируют надёжную защиту от пучения грунта. Благодаря этому срок службы составит не менее нескольких десятков лет. При необходимости всегда можно провести даже полную реконструкцию объекта.

Ленточный фундамент гаража используют в качестве основы для сооружения капитальных гаражей. Кроме того если проект предусматривает погреб в гараже, то в этом случае также имеет смысл остановиться на монолитном ленточном фундаменте. Он строится, если речь идет о бетонном или кирпичном гараже.

Отдельный вопрос – какому типу фундамента отдать предпочтение при строительстве гаража из блоков. В частности это может быть пеноблочный гараж или гараж из шлакоблока. Почему мы акцентируем внимание на этих типах гаражей?
С одной стороны, пеноблок и шлакоблок легкие строительные материалы. Стены из них не создают большой нагрузки на фундамент гаража. К тому же, как правило, крыша гаража из таких материалов делается из дерева или шифера. С этой точки зрения фундамент гаража из блоков можно сделать плитным.

С другой стороны, гараж из блоков, который можно отнести к категории капитального гаражного строительства, достаточно часто дополняет подвал. Если погреб в гараже входит в проект строительства, то однозначно стоит остановить свой выбор на монолитном ленточном фундаменте.
Монолитный ленточный фундамент гаража, несмотря на большую трудоемкость гораздо более универсальное решение, на котором мы рекомендуем остановить выбор.
Важный нюанс. При строительстве гаража своими руками стоит учитывать, что обустройство ленточного фундамента требует достаточного количества времени. Для того чтобы бетон полностью застыл и приобрел необходимую прочность требуется 1-2 месяца. Это время стоит учитывать при планировании работ.


Как сделать ленточный фундамент. Пошаговый алгоритм
Шаг No1. Проведение земляных работ

Строительство ленточного фундамента рытье траншеи
Для того, чтобы построить монолитный ленточный фундамент первоначально подготавливают площадку и выкапывают траншеи. Траншея должна проходить по всему периметру гаража. Если проект предусматривает погреб в гараже, то первоначально отрывается яма для погреба и обустраиваются его стены и пол.

Ширина траншеи определяется следующим образом – толщина стены гаража плюс по 15% от нее с каждой стороны. Этот зазор позволит удобно работать и в тоже время сведет в минимуму лишние земляные работы.
Важный нюанс. Если ленточный фундамент гаража строится с использованием опалубки, то ширина траншеи должна быть шире.
Глубина траншеи определяется исходя из точки промерзания грунта или по достижению слоя глины. Как показывает практика самостоятельного гаражного строительства в наших условиях достаточно углубиться в землю на 80-100 см. Для необходимых расчетов очень удобно пользоваться таблицей глубин промерзания грунта, которая представлена на нашем сайте. С ней можно ознакомиться на этой странице.
Строительство ленточного фундамента.

Шаг No2.Подготовка дна траншеи

После того как траншея под фундамент отрыта на необходимую глубину необходимо подготовить ее дно. Для этого делают подушку из песка. На дно укладывают слой песка 25-30 см, увлажняют и тщательно утрамбовывают. Эту процедуру необходимо проделать несколько раз. Затем по такой же технологии делается второй слой песчаной прокладки. Затем, непосредственно на него устанавливается опалубка для ленточного фундамента.

Шаг No3. Армирование

Строительство ленточного фундамента армирование опалубки
После установки опалубки делают армирование придонной области траншеи. Для этого изготавливается сетка из арматуры, которая подвешивается по всему периметру траншеи на высоте 5-10 см от песчаной подушки. Такой зазор позволит избежать коррозии прутьев решетки. Концы арматурных прутьев должны перекрываться на расстояние 20-25 см.

Важный нюанс. Прутья, из которых делается арматурная решетка, удобно скручивать проволокой или прихватывать электросваркой. Это облегчит работу.


Шаг No4. Заливка бетона

Строительство ленточного фундамента заливка бетона
После обустройства песчаной подушки, опалубки и подвески арматуры траншея заливается бетоном. Часто рекомендуют устанавливать дополнительные вертикальные армирующие пруты с шагом один метр по всему периметру. Они повышают прочность фундамента гаража и связывают его со стенами. Хотя, как показывает практика самостоятельной постройки гаража без этого вполне можно обойтись.
После окончания работ по заливке бетона и застывание верхнего слоя весь фундамент гаража просыпают опилками и накрывают рубероидом. Это позволит избежать неравномерного застывания бетона. Если строительство ленточного фундамента гаража ведется летом, то необходимо периодически проливать застывающий бетон водой. Вот в этом случае и пригодится слой опилок, который задерживает в себе влагу и более равномерно распределяет ее по всей поверхности фундамента гаража.

После того как бетон полностью застыл и отстоялся можно переходить к следующему этапу – строить цоколь гаража.

Как залить фундамент под гараж: тонкости и особенности процесса

От прочности и качества основания зависит срок и удобство эксплуатации любого строения. Стоит разобраться, как залить фундамент под гараж, чтобы он прослужил как можно дольше. Внимания заслуживает технологические особенности выполнения работ и требования, предъявляемые к используемым материалам. Читайте до конца, чтобы познакомиться с основными разновидностями оснований, а также понять, какой фундамент выбрать для вашего гаража.

Необходимость наличия фундамента

Отказ от возведения фундамента может показаться хорошей возможностью для экономии семейного бюджета. По некоторым подсчётам на его формирование может потребоваться треть от всей суммы, направляемой на строительство. Между тем его наличие продиктовано необходимостью таких действий:

  • равномерно распределить нагрузки, создаваемые стенами гаража, на грунт;
  • защитить цоколь от неблагоприятных факторов, включая влагу;
  • обеспечить естественную вентиляцию цоколя;
  • предотвратить разрушения строения из-за движения грунта.

Виды фундаментов

Разбираясь, как сделать фундамент под гараж, стоит сначала определиться с его разновидностью. Выбор делается с учётом расположения участка и характеристик грунта. При возведении гаража в качестве основания используют такие типы фундаментов:

  • свайный либо столбчатый;
  • ленточный;
  • монолитный или плитный.

Каждый из них имеет свои отличительные особенности и преимущества. Выбирая подходящий, стоит познакомиться с характеристиками каждого.

Ленточный

Фундамент ленточного типа формируется непосредственно в земле – по контуру возводимого гаража и внешне напоминающая ленту. Получил широкое распространение из-за простоты выполнения монтажных работ и продолжительного периода эксплуатации.

На заметку! Ленточный фундамент, залитый с соблюдением технологических требований, способен прослужить более века.

Особенности ленточного основания:

  • Позволяет организовать подвальное помещение непосредственно под гаражом. В качестве стен у погреба используется само основание.
  • Способно сохранить целостность при значительных температурных колебаниях.
  • Может заливаться под гаражами, возводимыми из различных строительных материалов.

В зависимости от материалов, используемых при заливке, фундамент бывает бутовым, бетонным, бутобетонным. Первый самый дешёвый. Для его изготовления используется бросовый материал, что существенно снижает затраты на производство.

Для формирования бутобетонного фундамента используется смесь, состоящая из щебня, бута и гравия. Это несколько снижает затраты на заливку основания.

Бетонный фундамент заливается с использованием соответствующего раствора. Для обеспечения достаточных прочностных характеристик в состав рабочего раствор вводятся специальные добавки. Они повышают прочностные характеристики готовой конструкции.

Монолитный

По своему исполнению монолитный фундамент – сплошная плита, выступающая в качестве основания и служащая полом для возводимого гаража. Выбор в пользу монолитной плиты делается при эксплуатации строения в сложных условиях:

  • на участке с болотистой почвой;
  • при близком расположении грунтовых вод;
  • в случае пучения почвы.

Сформированная специалистами основа обладает высокими прочностными характеристиками и способна выдержать значительную эксплуатационную нагрузку. Однако из необходимости значительных финансовых затрат на формирование, монолитный фундамент находит ограниченное применение. Для обеспечения достаточной эффективность основы предварительно выполняется технический расчёт будущей конструкции.

Это важно! Прежде чем выбрать монолитный фундамент, следует оценить свои финансовые возможности, так как это самый дорогостоящий вариант из всех.

Столбчатый

Фундамент формируется путём заглубления в землю асбестоцементных или металлических столбов, воспринимающих нагрузку в процессе эксплуатации. Для возведения основания требуется немного времени и минимальные физические усилия при наличии специализированного оборудования и инструмента.

В качестве опор используются различные элементы: сваи, асбестовые трубы, заполненные бетоном, дерево и другие. Это оптимальный вариант для участков, где грунтовые воды находятся близко к основанию. Монтаж столбчатого фундамента может производиться на глубину 3,5 м и более.

На заметку! При устройстве столбчатого фундамента гараж получается без подвала.


Начальные мероприятия

Чтобы правильно залить фундамент под гараж, надо грамотно подготовиться к выполнению работ. К перечню обязательных предварительных действий стоит отнести такие:

  • Разработку эскиза. Самый первый этап, требующий пристального внимания. При разработке эскиза внимание уделяется не только самому гаражу, но и наличию коммуникаций, месту их прокладки и глубине заложения. Если этого не сделать, в процессе выполнения работ возникнут конфликтные ситуации с соседями либо коммунальными службами;
  • Расчёт массы возводимого строения. Это позволит определить величину эксплуатационной нагрузки, а также понять, какое основание будет её воспринимать без разрешения;
  • Разработку чертежа. При его наличии можно будет рассчитать требуемое количество материалов и составить смету на выполнение работ;
  • Выбор площадки. Месторасположение строения влияет на требования к основанию. Стоит хорошенько подумать, как разметить фундамент под гараж, чтобы в процессе его эксплуатации не возникало трудностей. Ворота должны располагаться в месте, обеспечивающим свободный заезд и выезд транспортных средств. Исследуют характеристики почвы в выбранной зоне. Геологические исследования позволят понять, на какой глубине залегают грунтовые воды. Это поможет определиться с типом основания и глубиной его залегания;
  • Разметку территории. Для выделения определённых зон традиционно используются колышки и верёвка. Если концентрация влаги в грунте достаточно большая, предусматривают дренажную систему, чтобы снизить вероятность растрескивания поверхностного слоя основы.

Это важно! Грамотно выполненная подготовка позволяет существенно сократить время и финансовые затраты на устройство фундамента.

Расчёт геометрический параметров фундамента

Чтобы строение получилось прочным и надёжным, важно не только разобраться, как правильно сделать фундамент под гараж, но и рассчитать геометрические параметры. Для большинства подобных построек заливается небольшое основание, рассчитанное на относительно небольшую нагрузку. Если же строение двухэтажное, предусматривают мероприятия по укреплению основы.

Видео описание

Следующее видео позволит разобраться, как можно выполнить расчёт:


Средняя ширина формируемой основы 0,4 – 0,6 м. Такой фундамент используют в случае, если для возведения стен выбран профнастил, металлопрофиль, сэндвич-панели. Их геометрические параметры хорошо согласуются с размерами основы.

Габариты бруса, пеноблоков либо бруса могут несколько отличаться. Размеры фундамента согласуют с параметрами основания. Стены из кирпича, железобетонных и бетонных плит, шлакоблоков, кирпича оказывают более существенное воздействие на груз. Для обеспечения должного сопротивления эксплуатационной нагрузке ширину фундамента делают 1,5 м.

Технологические особенности

Качественно сделать фундамент для гаража самостоятельно сможет не каждый. Существует множество нюансов, заслуживающих пристального внимания в процессе формирования основания. Нарушение технологии приведёт к появлению трещин и существенному снижению несущей способности фундамента.

Заливка ленточного фундамента

После того, как территория будет размечена, выкапывается траншея. Её размер соотносят с габаритами будущего фундамента.

Далее работы выполняются в следующей последовательности:

  • Устройство песчано-щебневой подушки, которую тщательно утрамбовывают. Для обеспечения необходимой плотности песок смачивают водой перед последующим уплотнением;
  • Установка опалубки. Конструкция может быть одноразовой и многоразовой. Опалубка должна быть герметичной, чтобы не допустить вытекание бетонного раствора. Все щели тщательно заделываются;
  • Армирование. По всей траншеи размещается арматура, основное назначение которой – обеспечение достаточной прочности формируемого фундамента;
  • Заливка бетонного раствора. Действовать следует осторожно, чтобы не допустить смещение армирующих элементов.

Сформировав основание, обеспечивают его правильную сушку. Для предотвращения появления трещин поверхность периодически смачивается водой и накрывается полиэтиленом.

Внимание! Для полного застывания заливаемого основания и набор прочности требуется месяц. Только после этого можно приступать к строительству гаража.

Иногда заливку бетона проводят в несколько этапов. В этом случае последовательно заливаются слои толщиной 20 – 30 см. После того, как предыдущий слой подсохнет, производят заливку следующего.

Видео описание

Посмотрите видео, чтобы разобраться, как выполняются работы:


Заливка бутобетонного фундамента

Определившись с тем, как правильно разметить фундамент под гараж, готовят необходимые материалы. Потребуется бутовый камень, цемент М400, песок и щебень. Работы выполняют в следующей последовательности:

  • Выкапывается траншея. Её формируют вдоль выполненной разметки;
  • Засыпается и утрамбовывается песчано-щебневая подушка;
  • Бутовый камень укладывают на дно траншеи;
  • Заливается песчано-цементный раствор. Его количество должно быть достаточным, чтобы полностью закрыть камни. Далее повторно выкладывается ряд камней, который также заливают раствором. Это повторяется до тех пор, пока траншея не будет полностью заполнена.

Видео описание

Посмотрите следующее видео, чтобы узнать, как производится заливка бутобетонного основания:

Устройство столбчатого основания

Монтаж столбчатого фундамента имеет некоторые особенности. После выполнения разметки формируются ямы под каждую опору. Угловые столбы располагают таким образом, чтобы они на 0,5 – 1 м. были глубже промежуточных. Последние располагают с шагом 1,5 – 2 м.

Порядок монтажа может выполняться двумя способами:

  • В подготовленную яму устанавливают арматуру, а затем в неё заливают бетонный раствор для формирования опоры;
  • В яму застилается рубероид, устанавливается труба либо деревянная опалубка. Закладывается арматура. Заливается бетонный раствор М300 – М400. Формируется опорная плита длиной минимум 100 мм. После этого производится бетонирование столбов.

Заливка бетонной плиты

Заливать бетонную плиту надо после предварительной подготовки площадки, на которой возводится гараж. Для этого:

  • Роется котлован, конфигурация которого должна соответствовать контурам будущего гаража. Обычно прямоугольной формы.
  • Готовится песчаная подушка. Поверхность тщательно утрамбовывается.
  • Монтируется армирующий каркас сетчатого типа для обеспечения необходимой прочности основы гаража.
  • Заливается бетонный раствор, имеющий подходящую прочность. Количество смеси должно быть достаточным, чтобы арматура полностью погрузилась в раствор.
  • Поверхность тщательно выравнивается.

После того, как бетонный раствор полностью застынет, начинают выполнять гидроизоляционные работы.

Видео описание

Более подробно с процессом заливки плиты позволит познакомиться следующее видео:


Особенности установки опалубки

Прежде чем заливать бетонный раствор, надо правильно установить опалубку, обеспечив герметичность. Для её изготовления используются:

  • Обрезные строганые доски.
  • Водостойкая фанера, имеющая толщину более 12 мм.
  • ДСП.
  • Листовой металл.
  • Цементно-стружечная плита.

Допустимо использование и других плоских материалов с гладкой поверхностью. Для обустройства несъёмной опалубки используется бетонный профиль.

Монтаж опалубки начинается с выполнения гидроизоляционных работ. Чаще всего для этой цели используют рубероид, который укладывают в два слоя. Для ввода коммуникаций в гараж в опалубку устанавливается труба с подходящим размером поперечного сечения. Для этой цели используется пластиковая либо асбоцементная плита.

Установку опалубки выполняют следующим образом:

  • Вдоль разметки в дно траншеи вбивается брус, который будет играть роль стоек.
  • К стойкам крепятся щиты либо плиты достаточной толщины.
  • Выполняется усиление смонтированной конструкции с помощью укосин либо поперечных перемычек. В качестве опор для укосин используется грунт либо предварительно вбитый анкерный дюбель.

На заметку! Количество укосин зависит от жёсткости используемых щитов.


Коротко о главном

Перед возведением гаража следует позаботиться о наличии фундамента с подходящими техническими характеристиками. Он будет воспринимать эксплуатационную нагрузку, существенно увеличивая срок службы возводимого строения. Но только в том случае, если при выполнении монтажных работ соблюдена технология и используются качественные материалы.

В зависимости от планируемых вложений можно выбрать один из видов фундаментов – столбчатый или свайный, ленточный или монолитный.

Самостоятельно сформировать качественное основание будет достаточно сложно. Каждый вид фундамента имеет свои особенности и предъявляет определённые требования к выполнению монтажных работ.

Конструктивные особенности ленточно-свайного фундамента и его применение

Опорное основания для любого здания необходимо подбирать грамотно. От его конструктивного исполнения и качества будет зависеть долговечность строения и его надежность. Рассмотрим, что собой представляет такое решение, как ленточно-свайный фундамент. Ознакомимся с актуальностью такой технологии, действиями, которые необходимо провести на этапе обязательного проектирования. Читайте до конца, и Вы узнаете об особенностях реализации проекта по возведению того или иного решения.

Общее описание

Ленточно-свайный фундамент – это одно из конструктивных решений по устройству опорного основания под то или иное строение. Оно включает вертикальные элементы, которые погружаются в грунт до уровня твердых пластов. Вершины столбов между собой объединяются бетонной лентой с армирующим каркасом внутри. Все составляющие представляют собой единую надежную систему, что обеспечивает равномерное распределение нагрузки на почву со стороны здания.

Конструктивно ленточно-свайный фундамент схож с ростверковым, поэтому их часто путают начинающие мастера. Однако между ними существует технически обоснованная разница. Ростверк связывает между собой сваи, распределяет между ними нагрузку от строения. Монолит дополнительно принимает часть давления на себя и передает на грунт. То есть ленточный тип основания является более выносливым.

Актуальность

Одной их главных причин возведения ленточно-свайного фундамента для дома является сложный тип грунта (пучинистый, рыхлый, слоистый, с перепадами высот до 2-х метров по уровню). Здесь можно было бы ограничиться монолитом, но так придется выкапывать глубокие траншеи, заливать большую кубатуру бетона. В случае с дополнением конструкции точечными опорами понадобится меньше трудозатрат и ресурсов. Здесь не нужно заглублять ленту (достаточно 25% от полной высоты), так как риски ее деформации из-за сезонного движения почвы устраняются за счет глубоко погруженными сваями. В результате экономия по смете может достигать 30%.

Технической прочности опорного основания достаточно, чтобы построить коттедж с небольшим подвалом. Материал для возведения несущих стен выбирается на усмотрение владельца участка. Это могут быть деревянные срубы, блочные или кирпичные здания. Но чаще по аналогии с финскими застройщиками (технология возведения ленточно-свайного фундамента впервые была там применена) все сводится к двухэтажным деревянным домам с небольшим подпольным помещением.

Достоинства и недостатки

Относительно бюджетный вариант фундамента для сложного и рельефного грунта кроме прочего можно считать быстрым по монтажу. К плюсам также относится возможность использования готовых свай или их устройства на стройплощадке. Для конструкции не страшны пучение, высокий уровень грунтовых вод.

Независимо от надежности опорного основания под дом важно грамотно составить проект со всеми исследованиями участка и инженерными расчетами. Также внимание нужно уделить выбору типа и количества локальных опор, их глубины погружения, места расположения, защите от агрессивных условий эксплуатации в земле. Но главным недостатком ленточно-свайного фундамента считается невозможность устройства цокольного этажа или полноценного подвального помещения. Также из-за близкого расположения пола к грунту необходимо перекрытие утеплять и изолировать от влаги.

Технические особенности

Конструктивно фундамент представлен сваями и бетонной лентой. Первые располагаются по проектным точкам вдоль центральной оси монолита. Второй обязательно заливается по всему периметру будущего строения и под возведение перегородок с целью усиления опорного основания. Между собой все элементы конструкции связываются арматурой и бетонным раствором. Рассмотрим, какие сваи могут быть использованы для устройства комбинированного фундамента, что необходимо учитывать на этапе проектирования дома.

Типы свай

Изначально в качестве опорных столбов в свайно-ленточном фундаменте для дома использовался деревянный массив. Это были заготовки с поперечным сечением 250-350 мм, которые при необходимости сращиваются по ширине либо длине. Нижняя часть опор заостряется, для ее защиты устанавливается так называемый «башмак».

Сегодня наряду с традиционным материалом в качестве сваи под ленточный фундамент рассматриваются варианты из металла и бетона. Первые – это заготовки диаметром 250-1000 мм из цельнотянутых труб. Наконечник изготавливается в виде резьбы, чтобы проще было погружать (завинчивать) изделия в грунт. После установки опор в землю их внутренняя полость для надежности заливается цементным раствором.

Монолитные сваи могут быть изготовлены в заводских условиях либо непосредственно на строительной площадке. Железобетонные готовые опоры с целью увеличения прочности на изгиб отливаются с квадратным или прямоугольным сечением. Погружаемый торец имеет заостренную форму и по аналогии с деревянным массивом защищаются «башмаком». Верхняя часть для устойчивости к ударной нагрузке во время монтажа усиливается многослойным металлическим каркасом.

Для проведения работ с самостоятельным возведением свай используется бетон с марочной прочностью не ниже М200 В15. Здесь предварительно пробуривается скважина, при необходимости устанавливается обсадная стальная труба. Далее полость с армирующим каркасом заливается раствором.


Проектирование

Перед началом любых строительных работ составляется проект. В него входят план мероприятий, смета на те или иные расходы, проводятся различные исследования и расчеты. В случае с проектированием ленточно-свайного фундамента должны быть выполнен ряд следующих действий:

Геодезические исследования подразумевают проведение анализа почвы на предмет состава, плотности, наличия и расположения грунтовых вод. Так определяется несущая способность грунта и выясняются различного рода риски, которые необходимо исключить.

Здесь имеется в виду суммарное давление со стороны, например, дома из газобетона на свайный фундамент, наполняющих его объектов включая людей. Также учитываются снежный покров, ветровая нагрузка.

Это свойство рассматривается применительно к фундаменту. Важно, чтобы опорная конструкция дома была способна выдержать все учтенные нагрузки. При этом обязательно добавляется к расчетному плану тот или иной запас.

По результатам вычислений нагрузки и несущей способности фундамента определяется размер и количество опорных столбов, их точки расположения. Здесь же выполняется проверка надежности выполненных инженерных расчетов. В частности, на сколько устойчивы будут выбранные сваи к горизонтальным сдвигам, вертикальным и давлению со стороны сезонного движения почвы.

Здесь также проводятся инженерные расчеты. По их результатам монолит должен в достаточной строительства дома степени сопротивляться пучению почвы, выдерживать нагрузку со стороны здания. То есть одними из главных рассматриваемых параметров являются прочность ленты на изгиб и сжатие.

На практике лучшим способом проверки актуальности инженерных расчетов является тестовый монтаж свай. То есть устанавливается выбранная опора с соблюдением всех технологических требований и вычислений. Далее готовую конструкцию испытывают на надежность с помощью специального оборудования. По результатам мероприятия в составленный проект вносятся все необходимые изменения.

Глубина залегания

В случае со сваями глубина погружения зависит от пролегания в грунте твердых пластов. Для ленты рассматривается три варианта. Если местность болотистая или почва сильно пучинистая, то лучше возвести ростверк над уровнем земли. Поверхностное расположение ленточного фундамента на винтовых сваях или незначительное заглубление монолита актуально для строительства заборов, легких зданий типа гаража, бани или небольшого дачного дома. Третий вариант – погружение монолита на глубину порядка полуметра. На таком фундаменте можно возводить блочные здания, срубы в 1-2 этажа.

Шаг между вертикальными опорами

Расстояние между опорными точками под ленточный фундамент можно определить с помощью специальных формул. Другой вариант – ориентир на существующие стандарты. Например, есть такие 4 варианта:

Такой подход актуален для возведения даже легких домов на слабом грунте. Здесь соблюдается между опорными точками примерно 1 метр. При этом рассматривается весь периметр будущего здания и основные перегородки.


В этом случае усилению подлежат зоны, которые будут подвергаться нагрузке превышающей среднее значение по проекту. Это могут быть участки с каминами, печами, бассейном. Так будет снижен риск проседания фундамента из-за неравномерного давления на грунт.

Здесь шаг между винтовыми и иными сваями, например, для дома из газобетона сокращается до полуметра. Такой вариант актуален при строительстве дома с применением тяжелых материалов. Например, двухэтажный коттедж с мансардой, кирпичное здание или с монолитными стенами. Здесь за равномерность распределения нагрузки на грунт и фундамент отвечают перекрытия.

Здесь расстояние между сваями может достигать 3-х метров. Располагаются они обязательно по углам будущего легкого здания и в местах пересечения несущих стен с перегородками. Пример постройки – каркасный дом.

Излишне редкое или частое расположение свай имеет свои негативные стороны. Так, если установить недостаточное количество опор, то повышается вероятность проседания фундамента или его локального разрушения. Лишние опоры – это хорошо для строения, но смета будет с превышением оптимальной суммой как на материалы, так и на трудозатраты.

Порядок проведения монтажных работ

Независимо от того фундамент ленточный со сваями планируется возвести или иную конструкцию начинается рабочий процесс с нанесения разметки. Здесь важно все сделать точно в соответствии с проектом. Любое отклонение впоследствии отразится не только на ровности опорной части, но и всего дома в целом.

Следующий шаг – земляные работы. Здесь нужно устранить плодородный слой почвы, выкопать траншею под ленту и сформировать лунки под сваи. Важно выполнить работу с максимальной ровностью по горизонтали и соблюсти проектную глубину. При этом учитываются подложки и уплотненное состояние грунта. После этого можно приступать к устройству самого фундамента.

Установка свай

Мероприятие выполняется в соответствии с выбранной технологией. С металлическими заготовками и железобетонными все просто. Здесь используется специализированное оборудование, техника. Винтовые сваи также можно устанавливать вручную. Процесс трудоемкий, но выполнимый.

Видео описание

В этом видео специалист в области строительства объясняет причины отказа от винтовых свай для возведения каркасных домов:

Если запланировано изготовление монолитных опор на строительной площадке, то под них, как правило, пробуриваются лунки диаметром 150 мм. Чаще глубина скважин составляет 600 мм. Расстояние выбирается под одноэтажный дом в пределах 1,5 метров. При этом все углы остаются в обязательном порядке.

На дно сформированной лунки засыпается песок, который далее уплотняется. Чтобы добиться лучшего результата, масса увлажняется водой. Для гидроизоляции бетонных элементов ленточного фундамента в земле вдоль стенок скважины размещается втулка из сшитого леской рубероида. После этого внутрь помещается армирующий каркас из металлических стержней с поперечным сечением 10-12 мм.

Между собой арматура должна быть предварительно связана. Чаще это тонкий прут согнутый в опоясывающий круг, который приваривается к 4-м горизонтальным элементам. Последние должны выступать над проектируемой поверхностью, чтобы их связать с каркасом ленты. Далее конструкция заливается раствором.


Формирование монолитной ленты

Процесс устройства ленточного фундамента над сваями начинается со сборки опалубки. Для работы понадобятся опорные бруски и щиты. Первые могут быть из металла и дерева, вторые из обрезной доски, фанеры и прочего листового материала. Главное, что все было прочным, так как бетон в сыром виде очень тяжелый и оказывают большую давящую нагрузку на стенки формующей конструкции.

С внутренней стороны опалубки прокладывается полиэтиленовая пленка. Она здесь выступает в роли гидроизоляционной прослойки, которая защитить деревянные щиты и будет препятствовать излишне быстрой водоотдаче раствора. Дополнительно будет впоследствии упрощен процесс разборки опалубки. А материал будет чистым и пригодным для повторного использования в различных целях.

Армирование выполняется, как правило, из железных стержней. Диаметр чаще составляется 10-12 мм. Существуют формулы для вычисления поперечного сечения. Например, при строительстве свайного фундамента для дома из газобетона размер арматуры составляет 0,1% от поперечной площади проектируемой ленты.

Упрочняющий каркас собирается из двух армопоясов для нижней и верхней части монолита. Между собой они скрепляются вертикальными прутками с поперечным сечением 6-8 мм. Для скрепления используется вязальная проволока.

Завершающий этап – заливка созданной конструкции. Технически правильно выполнить мероприятие в один заход, чтобы исключить последующее расслоение. Марка раствора выбирается М200-М400. В процессе заливки массу необходимо уплотнять с помощью специального вибратора или путем многократного протыкания палкой, арматурой. После выравнивания поверхности будущей ленты конструкция подлежит укрыванию технической полиэтиленовой пленкой.

В жаркую погоду бетон нужно периодически смачивать в течение первых дней. В холодную погоду рекомендуется предпринять меры по утеплению. Опалубка демонтируется примерно через 2 недели. Дальнейшее строительство можно начинать не раньше, чем через 28 дней-35

Видео описание

В этом видео мастер детально рассказывает и показывает весь процесс устройства ленточного фундамента на сваях:

Видео описание

В этом видео разобраны 7 распространенных ошибок, которые совершаются в процессе устройства свайно-ростверкового фундамента на примере конкретного объекта:

Изоляционные мероприятия

На этапе возведения опорного основания под здание перед его заливкой можно заранее выполнить утепление и гидроизоляцию ленточного фундамента. Для этого проще использовать экструдированный пенополистирол. Здесь достаточно плиты уложить вдоль стенок опалубки с внутренней стороны.

Видео описание

В этом видео представитель одной из строительных компаний рассказывает про свайно-ростверковый фундамент, его плюсы и минусы:


Коротко о главном

Ленточно-свайный фундамент – это монолитная конструкция по периметру здания, которая локализовано опирается на металлические либо железобетонные столбы.

Применяется ленточный фундамент со сваями для строительства домов частного характера из 1-2-х этажей.

Относительно грунта рассматриваются любые варианты включая участки со сложным рельефом.

Один из главных недостатков такой опорной конструкции для дома заключается в невозможности устройства цокольного этажа или полноценного подвала.

В качестве свай могут быть использован деревянный массив, металлические и железобетонные заготовки либо опоры отливаются из бетона непосредственно в подготовленных скважинах на строительной площадке.

Порядок действий при строительстве ленточно-свайного фундамента включается следующее: проектирование (желательно с испытанием свай), установка или подготовка скважины под сваи, сборка опалубочной конструкции и армирующего каркаса, изоляция будущей ленты и заливка бетона с периодическим уплотнением.

Читайте также: