Сваи деревянные для моста

Обновлено: 16.05.2024

ДЕРЕВЯННЫЕ МОСТЫ, мосты, основным материалом которых служит дерево. В настоящее время деревянные мосты строятся из сосны, лиственницы, ели. Дуб применяется преимущественно для подушек, нагелей, иногда - для свай и прогонов. Лесной материал д. б. зимней рубки, прямостойный, с небольшим числом сучьев, без круговых и радиальных трещин (морозобой, метик, отлуп), без синевы и гнили. Предпочитается так называемая рудовая сосна , т. е. выросшая на сухих песчаных холмах.

В деревянных мостах под обыкновенную дорогу ширина ездового полотна: на полевых проселочных дорогах - от 3 м; для прогона скота 4,5—6,5 м; на шоссейных дорогах 4,7—6,4 м; на дорогах важного значения и в городах до 12 м и более. Настил, образующий ездовое полотно, укладывается на поперечины; последние - на балки или т. н. прогоны, ординарные или составные. Расстояние между прогонами зависит от назначения моста, его конструкции (в связи с этим) и размеров материала. Прогоны поддерживаются опорами из свай или стоек. В мостах солидной конструкции применяется двойной настил. Верхний ряд досок настила предназначается для предохранения нижнего ряда от истирания. Толщина досок верхнего ряда 5—7 см, нижнего 8—10 см. Доски верхнего ряда укладывают или вдоль моста, или поперек, или под углом (в елку). При расположении досок вдоль моста получается более ровное, но более скользкое полотно; этот способ заслуживает предпочтения при преобладающем легковом движении; при преобладающем грузовом движении лучше укладывать доски настила поперек моста. Нижний ряд досок настила иногда делается из пластин, уложенных поперек моста, и заменяет собой поперечины.

Вместо устройства езды по дощатому настилу можно применить щебеночную кору на одиночном настиле из пластин или накатника.

Простейшим типом моста под обыкновенную дорогу является балочный мост, состоящий из опор и пролетных строений, перекрывающих пролеты (промежутки между опорами) моста. Каждая опора состоит из ряда свай, связанных поверху насадкой (горизонтальным бревном), для чего на головах свай нарубают шипы, а в насадке выдалбливают гнезда. По насадкам укладываются, как выше указано, прогоны, поперечины и настил. В простейших случаях поперечный дощатый настил прикрепляют с боков прижимными брусьями или так называемыми пажилинами , используемыми обыкновенно для установки на них перил . При значительной высоте моста или глубине воды опоры ставят реже, т. е. с большими пролетами.

Значительные пролеты могут вызываться также требованиями судоходства. В этих случаях применяется подкосная (фиг. 1) система, или шпренгельная (фиг. 2), или комбинированная (фиг. 3).

Наилучший угол наклона подкосов в этих системах 40—45°, от которого по местным условиям иногда приходится сильно уклоняться. Для поддержания стыков прогонов применяются под ними так называемые подбалки .

В шпренгельной системе брус под прогоном, в который упираются верхние концы подкосов, называется ригелем и делается длиной около 0,4 расстояния между опорами.

Ряды свай в опоре соединяются горизонтальными (продольными и поперечными) и диагональными схватками из пластин, брусьев или досок (фиг. 4).

Арочная система (фиг. 5) позволяет перекрывать пролеты до 20—25 м и больше.

В деревянных мостах под железную дорогу рельсы укладывают на поперечинах. Настил состоит из двух досок, уложенных между рельсами, и 4—5 досок - с одной или с обеих сторон пути. На случай схода поезда с рельсов укладывают охранные брусья . Для небольших пролетов пригодны балочная и подкосная системы. Шпренгельная система для железнодорожных мостов менее применима вследствие значительных деформаций, возможных в этой системе при большой временной нагрузке. Балочная система имеет пролеты в 2—4, реже до 6 м. При этом в соответствии с давлением на свайную опору располагают один или два ряда свай. Если высота железнодорожной насыпи превышает 8 м, ряды свай в опоре раздвигают на 1,5—2 м ось от оси и соединяют крестообразными схватками и тяжами (фиг. 6).

Мера эта имеет целью увеличить продольную жесткость конструкции. То же назначение имеют и продольные схватки. В части моста, которая заходит в насыпь, соединяют пролеты горизонтальными схватками и подкосами, что создает как бы устой. В поперечном направлении необходимая жесткость опоры достигается забивкой подкосных свай, постановкой подкосов и схваток (фиг. 7).

Под каждый рельс в состав прогона назначается от 1 до 6 брусьев или бревен. В подкосной системе подкосы образуют одну или несколько промежуточных опор для прогонов, что позволяет при том же числе и тех же размерах брусьев в прогонах увеличить расстояние между опорами. Пример моста подкосной системы показан на фиг. 8.

Важным элементом деревянных мостов подкосной системы является затяжка , т. е. горизонтальный брус, или бревно, или пластина, соединяющие соседние опоры в уровне нижних концов подкосов. Назначение затяжки - принять на себя горизонтальную составляющую давления подкосов, т. н. распор . Здесь, безусловно, необходимо иметь достаточное число врубок, через которые передается горизонтальная составляющая давления подкосов на затяжку, а вертикальная составляющая - на сваи. Если грунт не допускает забивки свай, применяют ряжевые опоры или опоры на лежнях .

Выбор системы деревянных мостов (балочный, подкосный, шпренгельный, арочный) зависит преимущественно от высоты железнодорожной насыпи, глубины воды, судоходных требований, ледохода и других местных условий. Согласно утвержденным НКПС правилам, величины наименьших судоходных пролетов для деревянных мостов следующие: на реках малосудоходных (4-я категория) - 25 м, на реках со сплавом россыпью и в плотах (5-я категория) - 15 м, на реках со сплавом только россыпью (6-я категория) - 6 м. При невысоких железнодорожных насыпях уместны балочные мосты. С технической стороны балочная система, как наиболее простая и имеющая наименьшее число глубоких врубок, - наилучшая и наиболее долговечная.

Для перекрытия больших пролетов (от 20 до 40 м и более) в деревянных мостах применяют фермы . Фермы делаются из брусьев, бревен или досок. Различают системы, в которых все основные части сделаны из дерева, и системы с металлическими тяжами. К последней группе относится система Гау, а к первой группе - фермы из досок системы Тауна и Лембке. Мосты с фермами Гау под железную дорогу м. б., в зависимости от местных условий, с ездой поверху и с ездой понизу. В мостах с ездой поверху полотно моста укладывают на фермы сверху. При небольшом расстоянии между фермами (2—2,5 м) часто расположенные подрельсовые поперечины могут опираться непосредственно на фермы. Если расстояние между фермами большое, применяют тяжелые и редко положенные на фермы поперечные балки, которые поддерживают продольные балки, уложенные в расстоянии около 2 м друг от друга и служащие основанием для подрельсовых поперечин. В мостах с ездой понизу наличие тяжелых поперечных и продольных балок обязательно. На фиг. 9 показана ферма Гау с ездой поверху.

Ферма состоит из верхнего и нижнего поясов, из прямых и обратных перекрещивающихся раскосов и из вертикальных железных тяжей. Места присоединения раскосов к поясам называются узлами ; расстояние между узлами - панелью . Верхний пояс работает на сжатие, нижний же - на растяжение; восходящие раскосы считая от концов фермы к ее середине, являются главными и подвержены сжатию, обратные раскосы у концов фермы служат для поддержания главных сжатых раскосов против выпучивания; в середине же при проходе поезда работает то одна система раскосов, то другая, в зависимости от положения нагрузки. Для удобства пересечения раскосы одного направления делают двойными, а другого - одиночными; присоединение раскосов - посредством подушек из дуба или чугуна, впритык.

Стыки поясов перекрывают металлическими планками со шпонками, стянутыми болтами. Между фермами ставят в горизонтальных плоскостях верхние и нижние и в вертикальных плоскостях - поперечные связи, составленные из перекрещивающихся диагоналей и железных болтовых стяжек. По мере увеличения пролета фермы Гау принимают более сложный вид: число систем раскосов увеличивается. В фермах Тауна как пояса, так и раскосы составлены из досок (фиг. 10).

Раскосы работают на растяжение и на сжатие; пояса - как обычно: верхний - на сжатие, нижний - на растяжение. Раскосы прикрепляются нагелями и болтами. Толщина досок 5—7 см, ширина 25—30 см. Нагели представляют собой дубовые цилиндры, диаметром 3—6 см. В досках высверливают дыры диаметром несколько менее диаметра нагеля. Между фермами располагают, как указано выше, поперечные и продольные связи. Нагрузка передается на фермы продольными и поперечными балками или поперечинами, уложенными на верхние пояса. Фермы Лембке (фиг. 11) похожи по конструкции на фермы Тауна.

Различие в том, что в фермах Лембке доски раскосов поставлены вплотную друг к другу. Получается ферма со сплошной стенкой. Стенка ферм, во избежание выпучивания раскосов, обжимается вертикальными, а при высоте ее более 2 м - кроме того, и горизонтальными брусками. Недостаток ферм Тауна и в особенности Лембке - быстрое загнивание досок. В последнее время находят применение для деревянных мостов фермы, в которых соединение частей выполнено при помощи металлических колец Тухшерера . Подобного рода фермы, в виде балки, усиленной шпренгельной системой из досок, для пролетов в 20 м применялись, между прочим, германской концессией «Мологолес».

Число ферм в железнодорожных мостах с ездой поверху - 2 или 3, в зависимости от пролета; с ездой понизу - 2. Расстояние между крайними фермами определяется из условия устойчивости пролетного строения на опрокидывание ветром и для достаточной боковой жесткости пролетного строения должно быть не менее 1/12 пролета. Коэффициент запаса на опрокидывание ≥1,40. В мостах под обыкновенную дорогу с ездой поверху число ферм и расстояние между ними зависят от ширины полотна, от перекрывающей способности поперечных балок и из экономических соображений. Наиболее употребительные расстояния 2—2,5 м. В мостах с ездой понизу расстояние между фермами обусловлено габаритом, шириной проезда. Большое расстояние между осями ферм требует особо сильных поперечных балок. Применяются шпренгельные балки. Высота ферм назначается от 1/4,5 до 1/9 длины пролета и должна быть согласована с углом наклона раскосов в 45—50°.

Вес пролетных строений с фермами Гау, спроектированных под декапод (паровоз с давлением на ось 16 т, общим весом 16x5 + 10 т), дан в табл. 1.

Вес пролетных строений с фермами Тауна под ту же нагрузку дает табл. 2. Езда - поверху.

Вес пролетных строений с фермами Лембке, рассчитанными на нормальный поезд 1907 года (20 т на ось паровоза), приводится в табл. 3.

Опоры деревянных мостов с фермами делаются свайные, рамные, ряжевые или каменные. В последнем случае деревянное пролетное строение укладывается временно вместо металлического или железобетонного. Свайная опора состоит из нескольких рядов свай. Для придания устойчивости служат боковые подкосы и схватки. Ряж представляет собой ящик с вертикальными стенками и сквозным полом. Все стены ряжа образованы венцами из горизонтально уложенных бревен, скрепленных в углах врубками; верхние и нижние постели этих бревен стесаны для достижения большей плотности швов. Стенки ящика соединяют горизонтальными распорками, образующими как бы вертикальные сквозные перегородки. Для укрепления стен ряжа ставят стойки. Ряж заполняют камнем.

Для предохранения опор от действия ледохода устраивают ледорезы . Ледорез состоит из наклонно положенного на сваи бревна (ребра) и двух сходящихся к ребру под углом плоскостей. Плоскости образованы досками или брусьями, поддержанными системой стоек, подкосов и свай. Уклон ребра от 1:1 до 1:2. Этот тип ледореза называется шатровым. При слабом ледоходе и тонких быках ледорезы имеют более простую конструкцию: один ряд свай с наклонным ребром (плоские ледорезы), или кусты свай (палы).

Расчет железнодорожных деревянных мостов долговременного типа, согласно «Техническим условиям проектирования и сооружения железнодорожных деревянных мостов», производится на наиболее тяжелый состав, который может обращаться на данной линии в период предположенной работы моста, но во всяком случае на нагрузку не ниже схемы О-1925 г. в отношении схем паровоза и тендера и не ниже 7 т на п. м. в отношении вагонной нагрузки. Для расчета временных деревянных мостов на срок не свыше 3 лет принимается самый тяжелый состав, который будет фактически обращаться по мосту. Давление ветра считается равным 250 кг/м 2 в отсутствии поезда и 150 кг/м 2 при наличии на мосту поезда. Деревянные мосты под обыкновенную дорогу рассчитываются на нагрузку, специально установленную для этих мостов. Допускаемые напряжения для деревянных мостов даны в табл. 4.

Допускаемые напряжения для железных частей в деревянных мостах: а) на растяжение в болтах, одиночных тяжах и накладках - 900 кг/см 2 , б) на растяжение в тяжах при 2, 3 и 4 тяжах, работающих совместно, - 750 кг/см 2 , в) на растяжение тяжей со стяжными муфтами - 600 кг/см 2 , г) на срез заклепок и болтов 0,8x900 = 720 кг/см 2 . При расчете на одновременное действие вертикальной нагрузки и ветра допускаемые напряжения повышаются на 15%. Для временных сооружений - повышаются на 20%.

Сжатые части проверяются на устойчивость, причем коэффициент уменьшения допускаемого напряжения вычисляется по формуле:

для значений l/i > 5 и < 100, и по формуле:

для значений l/i > 100.

В этих формулах: l - длина стержня, i - радиус инерции, Е - модуль упругости дерева (Е = 110000 кг/см 2 для сосны и дуба), kd - допускаемое напряжение на простое сжатие, s=5 - коэффициент надежности. Свободная длина сжатых раскосов в фермах Гау = μ·l, где

I0 - момент инерции основного сжатого раскоса, I1 - момент инерции обратного раскоса. Прогоны рассчитываются или как свободно лежащие балки или как неразрезные. При расчете составных балок на шпонках коэффициент понижения прочности принимается равным 0,70 для двух брусьев и 0,5 для трех. Давление на опоры определяют в предположении, что прогоны разрезаны на опорах. При расчете сложных ферм, с несколькими пересечениями раскосов, допускается разложение их на простые системы с делением нагрузки на число систем. Сваи как стойки должны быть проверены на продольный изгиб. Наибольший допускаемый отказ (е) в см определяется по формуле:

где n - число ударов в залоге, которое составляет для ручного копра 20, для машинного и парового - 10, F - площадь поперечного сечения сваи в см 2 , Q - вес бабы в кг, Р - расчетная нагрузка на сваю в кг, Н - высота подъема бабы в см и q - вес сваи в кг (с подбабком, если таковой применяется).

Срок службы деревянных мостов 8—15 лет. Для предохранения от загнивания применяют осмолку горячей древесной смолой, пропитку разными составами или окраску.

Примерная стоимость деревянных мостов указана в табл. 5 и 6.

Стоимость мостов под обыкновенную дорогу: небольших отверстий 9—20 руб. на м 2 полотна, больших отверстий (200—300 м) - 25—50 руб. на м 2 полотна (по ценам до 1914 года).

Свайные опоры из пропитанной древесины

Деревянные сваи широко применяются для постройки гидротехнических сооружений и железнодорожных эстакад. Кроме того, их применяют для уплотнения оснований под тяжелыми зданиями, большими опорами мостов, подпорными стенами и др.

Рис. 5. Свайные опоры из пропитанной древесины на эстакаде длиной 1 035 м

Сваи, входящие в конструкцию пристаней, доков, эстакад (рис. 5), при достаточных размерах и устройстве соответствующих связей могут выдержать нагрузку до 15— 20 т. Необходимо обращать внимание на горизонтальные силы, действующие на сваи и способные вызвать изгиб последних. Необходимо также учитывать относительную прямолинейность сваи, поскольку внецентренное приложение вертикальной силы вызовет в ней напряжения изгиба.
Сваи, применяемые в основаниях, должны быть пропитаны, если нет уверенности, что окружающий их грунт всегда будет увлажнен.
Деревянные сваи, входящие в состав конструкции, можно время от времени обновлять. Не следует упускать из виду, что свайные фундаменты под сооружениями должны служить весьма длительное время, а их усиление и ремонт связаны с весьма крупными затратами, если не являются совершенно невозможными.
При стыковании свай в деревянных эстакадах необходимо учитывать следующие факторы: а) состояние свай в грунте; б) высоту и длину моста; в) густоту движения, вес и скорость проходящих поездов; г) положение моста в профиле и плане; д) предстоящий срок службы сооружения. В благоприятных условиях можно рекомендовать ремонт отдельных свай заменой их частей, пришедших в негодность. Обеспечивая продление срока службы опоры, такой прием более экономичен, чем замена целых свай и свайных опор.
Деревянные сваи, погруженные в воду или в сырой грунт, могут бесконечно долго сопротивляться гниению. Сваи, не защищенные от гниения на открытом воздухе, выходят из строя в течение нескольких лет.
Для свай надо применять лес прочных пород, не размочаливающихся от ударов свайного молота и способных оказать наибольшее сопротивление разрушающему воздействию природных факторов. Наиболее подходящими для этого являются белый дуб, кипарис и длиннохвойная желтая сосна. Можно применять также канадскую сосну и тсугу; в западной части США успешно используется тамарак.
Каждая свая изготовляется из ствола отдельного дерева, и длина ее обычно колеблется от 6,1 до 18,3 м. Однако в особых случаях, когда местные геологические условия диктуют необходимость погружения свай на очень большую глубину, длина свай может быть увеличена как за счет применения длинномерного леса, так и за счет стыкования двух или более бревен или брусьев. Последний метод применялся для образования свай длиной до 36,6 м с деревянными стыковыми накладками.

Диаметры сва

РЕКОМЕНДАЦИИ AREA
Изданы приводимые ниже Технические условия AREA по применению деревянных свай.
А. Основные положения
Пределы применения. Настоящие ТУ распространяются на деревянные сваи как непропитанные, так и пропитанные одним из проверенных методов.
Породы леса. Для изготовления свай можно применять любые породы леса, допускающие забивку и способные поддерживать покоящуюся на них нагрузку. Обычно применяются следующие породы: кедр, кипарис, дугласова пихта, тсуга, западная лиственница, дуб, сосна, ель и тамарак.
Б. Классификация свай
1. Классы. В зависимости от качества сваи разделяются на сваи 1-го и 2-го классов, В зависимости от назначения сваи 1-го класса делятся на две группы.
группа. Сваи, пригодные для использования в железнодорожных мостах и других ответственных сооружениях. Наименьший диаметр торца допускает применение насадок шириной 35 см.
группа. Сваи, пригодные для использования в автодорожных мостах, доках, набережных, ответственных фундаментах, зданиях и капитальных сооружениях. Наименьший диаметр торца допускает применение насадок шириной 30 см.
Примечание. Сваи II группы могут применяться для железнодорожных мостов при условии устройства стальных или железобетонных насадок.
Сваи 2-го класса используются в перемычках, подмостях, временных сооружениях, легких основаниях и других легких сооружениях.
В. Общие требования ко всем сваям
Общие требования к качеству. Все сваи должны быть изготовлены из здоровой древесины, свободной от дефектов, способных понизить их прочность и долговечность, например: гнили, красной гнили или повреждений насекомыми. Сваи из кедра и кипариса допускаются с кольцевой или сердцевинной гнилью диаметром не более 3,8 см. В кипарисовых сваях допускаются включения смолы такого же диаметра. Сваи с засмолками, не поврежденными насекомыми, могут быть допущены к употреблению. Наличие в сечении больше одного сучка не допускается. Сумма размеров всех сучков, расположенных на протяжении 30 см длины сваи, не должна превосходить удвоенного диаметра наибольшего допускаемого сучка. Диаметр сучка измеряется перпендикулярно к длине сваи. Диаметры сучков ограничиваются для каждого класса свай. Сваи должны быть обрезаны выше уровня грунта и иметь непрерывный и постоянный сбег от верхнего торца к концу.
Сердцевина. Сваи, не требующие пропитки, должны иметь высокое содержание сердцевинной древесины диаметром в верхнем торце не менее 0,8 общего диаметра.
Заболонь. Сваи, подвергаемые пропитке, должны иметь заболонь толщиной не менее 2,5 см в верхнем торце.
Мелкозернистость. Если для свай из мягких пород древесины требуется мелкозернистость, то в наружном слое верхнего торца толщиной 7,6 см на каждые 2,5 см, измеряемые по радиусу, должно приходиться не менее шести годовых колец. Дугласова пихта и сосна считаются мелкозернистыми, если на каждые 2.5 см диаметра в среднем приходится 5 — 6 годовых колец при содержании не менее 1/3 летней древесины.
Отделка. Все сучки и ветви должны быть стесаны или обрезаны заподлицо с поверхностью сваи. Концы свай должны быть отпилены перпендикулярно к оси сваи.
Окорение. В зависимости от степени удаления коры сваи разделяют на чистоокоренные, грубоокоренные и неокоренные.
В чистоокоренных сваях требуется удаление всей коры и не менее 80% луба; оставшиеся полосы луба должны быть не шире 13 мм и не длиннее 20,5 см; между каждой парой таких полос должно быть не менее 2,5 см чистой древесины. С грубоокоренных свай должна быть полностью удалена кора. С неокоренных свай кору можно не удалять.
В процессе удаления коры заболонь не следует повреждать без необходимости.
Сваи, предназначенные для защитной пропитки, должны быть чисто окорены.
Длина. В соответствии со спецификацией сваи должны
поставляться следующей длины: при длине от 4,8 до 12, через каждые 61 см; выше 12,2 м — через каждые 1,52 м. Д отдельных свай может отличаться от оговоренной в спецификации на ±30 см при длине менее 12,2 м и на 61 см при более 12,2 м. Средняя длина свай в каждой партии не должна
быть меньше оговоренной в спецификации.
Косослой. Отклонение волокон от прямого направления, измеренное в середине длины сваи, не должно превосходить половины длины ее окружности на каждые 6,1 м
Таблица 1

9. Диаметры. Диаметры свай, измеренные без коры, должны соответствовать указаниям табл. I. Может быть разрешен отрицательный допуск 1,3 см не более чем в 25% свай данного диаметра, входящих в партию.
Сваи, сечение которых существенно отличается от круглого, могут быть забракованы.
Г. Специальные требования а сваям 1-го класса
Прямолинейность. Прямая линия, соединяющая центры торцов по концам сваи, не должна выходить из тела сваи. В сваях 1-го класса не должно быть местных односторонних или разносторонних искривлений, в которых расстояние от центра сечения в любом месте до оси, проходящей через центры сечений по концам искривления, превосходит 4% длины искривленной части. Эти указания относятся к искривлениям, имеющим место на длине, не превосходящей 1,5 м; сваи, имеющие искривления на большей длине, должны удовлетворять требованиям, изложенным в начале настоящего параграфа.
2. Сучки. В сваях 1-го класса не допускаются сучки диаметром более 10 см, или более 1/а диаметра сваи. В остальном должны быть удовлетворены все общие требования раздела В.
3 Отверстия. В сваях I-го класса допускаются отверстия средним диаметром 13 мм при условии, что сумма диаметров всех отверстий в каждом квадратном дециметре поверхности сваи не превосходит 4 мм.
4. Продольные трещины и отлупы. В сваях 1-го класса продольные трещины не должны быть длиннее диаметра верхнего торца.
Общая длина луночек или отдельной луночки, измеренная по годовому кольцу, не должна превосходить 2/3 длины окружности в верхнем торце сваи.
Д. Специальные требования к сваям 2-го класса

  1. Прямолинейность. Ось, проведенная через центры противоположных торцов, может выходить из тела сваи, но наибольшее расстояние от этой линии до края сваи не должно превосходить 1/3% Длины сваи и не должно быть больше 7,в см. В сваях 2 го класса не должно быть местных односторонних или разносторонних искривлений, в которых расстояние от центра любого сечения до оси, проходящей через центры сечений по концам искривления, превосходит 4% длины искривленной части. Эти указания относятся к искривлениям на длине, не превосходящей 1,5 м; сваи, имеющие искривления на большей длине, должны удовлетворять требованиям, изложенным в начале настоящего параграфа.
  2. Сучки. В сваях 2-го класса не допускаются сучки диаметром более 12,7 см или более половины диаметра сваи. В остальном должны быть удовлетворены все общие требования раздела С.
  3. Отверстия. В сваях 2-го класса допускаются отверстия средним диаметром 13 мм при условии, что сумма диаметров всех отверстий в каждом квадратном дециметре поверхности сваи не превосходит 8 мм.
  4. Продольные трещины и отлупы. Длина продольных трещин не должна быть более 1,5 диаметра верхнего торца.

Общая длина луночек или отдельной луночки» измеренная по годовому кольцу, не должна превосходить половины длины окружности в верхнем торце сваи.
Е Запросы и заказы
Каждый запрос или заказ свай по настоящим ТУ должен содержать следующие сведения:

Устройство деревянных мостков и причалов: варианты конструктивных решений

Строительство деревянных мостков и причалов всегда организуется с целью обеспечения удобного и безопасного доступа людей к воде. С течением времени к способам возведения данных надводных сооружений, добавляются новые технологии, основанные на применении современных строительных материалов. Сейчас можно выбирать, построить деревянный причал на свайном фундаменте, который прослужит не один год, или возвести за пару дней понтонную конструкцию для сезонного использования. На выбор конструкции причала и способа ее возведения оказывают влияние особенности грунта в прибрежной зоне водоема, рельеф береговой линии, скорость течения реки, а также нагрузки, создаваемые в весенний период таящим ледовым панцирем. Габариты сооружения зависят от его назначения и интенсивности эксплуатации.

Пристани и причалы можно использовать для купания и загорания, швартовки маломерных судов (весельных и моторных лодок, катамаранов, водных мотоциклов, катеров), романтического отдыха на воде в беседках, установленных прямо на деревянном настиле.

Участок берега водоема, оборудованный специальными приспособлениями для швартовки маломерных судов, а также их стоянки, ремонта и технического обслуживания, называют причалом. С точки зрения инженерного устройства данные сооружения подразделяются на следующие подвиды:

  • причальные стенки, возводящиеся вдоль берега водоема из габионов и железобетонных изделий;
  • понтонный причал, устраивающийся на плавучей платформе из пластиковых бочек, труб, специальных емкостей;
  • причал на деревянных или металлических винтовых сваях, вбитых или вкрученных в дно водоема;
  • пирс – причал, располагающийся перпендикулярно к береговой линии водного объекта.

Оформление спуска к водоему

Оформление спуска к водоему с помощью сооружения пристаней и причалов увеличивает привлекательность места отдыха и обеспечивает необходимый уровень безопасности

Строительство причалов на свайном фундаменте

В русских деревнях, раскинувшихся по берегам полноводных рек, можно увидеть деревянные причалы для рыбацких лодок, построенных на свайном фундаменте. Ранее в качестве свай использовались твердые породы дерева. Чаще всего в ход шли лиственничные, дубовые или ольховые бревна. В настоящее время предпочтение больше отдается металлическим сваям, которые могут быть забивными и винтовыми. Данные виды свай отличаются друг от друга строением, а также способом установки.

Забивные сваи изготавливают в виде стальных труб, снабженных заостренным наконечником. В грунт данные сваи забиваются копрами (сваебойными машинами). Подобный способ монтажа может негативно отразится на состоянии металла. Сваю может «повести» и даже скрутить спиралью. В случае такой деформации металла свая не дойдет слоя твердого грунта, а значит, не сможет быть полноценной опорой для сооружаемого причала. Не всегда спецтехника может подъехать к месту строительства причального сооружения. Поэтому при устройстве свайного фундамента своими руками используют винтовые сваи.

Винтовая свая, как и забивная, изготавливается из металлической трубы. Около ее нижнего конусообразного конца приваривается лопасть определенной конфигурации, а на другом конце – оголовок, необходимый для крепления основы будущего причала. Благодаря этой лопасти-винту свая легко вкручивается в донный грунт, при этом не приходится прикладывать слишком больших физических усилий. Во время плавного вращения винтовая свая равномерно входит в грунт. Риск деформации стенок трубы при этом минимален. Длина винтовых свай может достигать 11 м. При необходимости труба может наращиваться или, наоборот, обрезаться.

Монтаж причала в зимнее время

Монтаж деревянного причала сложной формы в зимнее время существенно упрощает ведение работ. По льду можно легко добраться до любого места строительства

Чем большую нагрузку должна выдерживать свая, тем больше должен быть диаметр ее ствола. При этом имеет значение и толщина ее стенок.

Правила монтажных работ

Перед началом монтажных работ необходимо рассчитать точное количество свай, подобрать нужный диаметр с учетом нагрузки. Вычислить минимальное расстояние между соседними сваями, при котором материал ростверка не будет провисать. Длина свай подбирается исходя из типа грунта и глубины его промерзания в данной местности.

После завинчивания винтовой сваи на определенную глубину в полость ее ствола заливают бетон (марка М300 и выше). Этот прием увеличивает несущую способность опорного элемента. При монтаже свайного фундамента в зимнее время в бетонный раствор добавляют специальные присадки. Кстати, установку свай для причала предпочтительнее проводить зимой. На льду гораздо удобнее и дешевле проводить работы, чем в воде. Если грунт неоднороден по структуре, то сваи устанавливают на различную глубину, после чего выравнивают по заданному уровню.

Схематичное изображение причала на свайном фундаменте

Схематичное изображение деревянного причала, построенного на свайном фундаменте. Длина винтовых свай определяется методом пробного бурения, во время которого можно узнать глубину залегания твердых слоев грунта

Винтовые сваи подходят для многоразового использования. Их можно вкручивать, а при необходимости демонтажа надводной конструкции – выкручивать. Правда, при этом заливать бетоном ствол сваи не рекомендуется. Прослужить винтовые сваи могут несколько десятилетий, особенно, если их поверхность обработана специальным химическим составом. Это значит, что причал, возведенный на свайном фундаменте, можно будет эксплуатировать в течение длительного времени.

Отдельно стоящие сваи объединяют в единую конструкцию с помощью швеллера, приваренного к их оголовкам. Иногда в качестве связующего звена используется брус. Все сварочные швы нуждаются в обработке специальной составом, изготовленным на основе эпоксидной смолы, эмали или краски. Данное покрытие защищает швы, находящиеся во влажной среде, от коррозии.

На грунтах из скальных пород монтаж свайного фундамента произвести невозможно. В этом случае рассматриваются иные варианты устройства причалов и пирсов.

В качестве материалов, используемых для укладки настилов на причалах и пирсах, применяется водостойкая древесина ценных пород (лиственница, акация, ипе, кумару, гарапа, бангирай, массарандуба, мербау). Каждый сорт дорогостоящей древесины обладает своим неповторимым цветом и особенной текстурой. Удешевить строительство можно за счет использования современных водоотталкивающих полимерных и древесно-полимерных материалов, на основе которых изготавливаются специальные палубные и террасные доски. Эти материалы идеально подходят для строительства надводных сооружений, так как:

  • не поддаются процессу гниения и разложения от воздействия влажности и атмосферных осадков;
  • не подвержены деформации, потому что не усыхают, не разбухают, не выгибаются и не перекашиваются, не коробятся и не растрескиваются (в отличие от многих сортов натуральной древесины);
  • способны без потерь декоративных качеств переносить значительные перепады температур, воздействие ультрафиолетового излучения;
  • обладают высокой стойкостью к истиранию;
  • выдерживают большие ударные нагрузки;
  • имеет нескользящую рифленую поверхность, позволяющую безопасно передвигаться по причалу во время или после дождя.

Полимерная палубная доска, используемая для монтажа настилов на причалах и пирсах, не нуждается в защите лаками и маслами, что значительно упрощает уход за ее поверхностью.

Монтаж деревянного настила

Монтаж деревянного настила на жесткий каркас, закрепленный на свайном фундаменте. Обработка досок защитными составами, предохраняющими их от преждевременного износа

Монтаж деревянного настила проводят путем использования технологии скрытого крепежа. При отделке готового причала устанавливают перильные ограждения, спуски в воду, а также швартовые кранцы и другие приспособления, необходимые для эксплуатации маломерных судов.

Пример сборки простейшего понтонного причала

Для построения небольшого причала понтонного типа приобретают деревянный брус, строганные доски, гвозди, саморезы, металлические уголки, 200-литровые бочки и веревки для их закрепления. Квадратный каркас конструкции собирают из бруса сечением 100 на 50 мм на берегу. Длина стороны квадрата равна 2,5 метра. Рама усиливается по углам с помощью деревянных брусков, устанавливаемых дополнительно. Углы рамной конструкции должны быть прямыми (90 градусов).

Сборка понтонного причала

Конструкция, собранная из деревянного бруса и герметичных бочек, является примером простейшего причала понтонного типа, обеспечивающего подход к водоему

Плавучесть причала обеспечивается четырьмя 200-литровыми бочками, используемыми ранее для хранения нефтепродуктов. Бочки должны быть абсолютно герметичными. Для обеспечения этого требования вокруг пробок наносят герметик или силикон, предотвращающий попадание вовнутрь емкостей воды. Для лучшего крепления бочек к рамной конструкции используйте дополнительные бруски (50 на 50 мм), которые прикрепите к основному каркасу с помощью металлических уголков. В данных брусках сверлят отверстия, через которые протягивают веревки для надежного закрепления бочек, расположенных по обеим сторонам каркаса, параллельно друг другу.

Перевернутая рама, готовая к спуску на воду

Перевернутая рама, готовая к спуску на воду, переносится в водоем без настила, который утяжелит ее вес в несколько раз

Затем деревянную раму прямоугольной формы переворачивают, при этом бочки оказываются снизу сооружения. В таком положении конструкция устанавливается в водоеме около берега. Для ее крепления используется якорная система. Можно также привязать конструкцию к свае, ввинченной в грунт на берегу водоема, или столбу, вкопанному в землю и забетонированному. На последнем этапе прибивается к каркасу настил из строганных досок. Также сооружается небольшой мостик, обеспечивающий доступ к причалу с берега водоема.

Окончательный вид понтонного причала

Окончательный вид понтонного причала, используемого в летний период. С наступлением холодов надводное сооружение разбирается и убирается на хранение до следующего сезона

Еще один вариант устройства мостков

Из грузовых автошин, отработавших свой срок, сооружают столбы. Для этого резиновые покрышки связывают друг с другом тросами или прочными веревками. Затем связанные шины закатывают в воду и устанавливают на дно водоема. Импровизированные столбики должны торчать из воды. Устойчивость столбов в воде обеспечивается с помощью речных булыжников, закидываемых внутрь покрышек. Затем на сооруженные столбы устанавливают деревянные мостки.

Что делать, если ваш причал уплыл?

Простые надводные сооружения владелец участка, выходящего к реке или озеру, может построить своими силами. Пирсы, уходящие на несколько метров от берега вглубь водоема, должны возводить компании, располагающие компетентными специалистами и профессиональным оборудованием. Если сэкономить на проектировании и строительстве причала, пригласив сомнительные фирмы для выполнения работ, то можно «потерять» надводное сооружение. Оно просто уплывет от берега.

Фундамент на железобетонных сваях для частного дома: разновидности и этапы монтажа

Основой любой конструкции является фундамент – он связывает воедино всю постройку, придает ей устойчивость и защищает от деформаций. На выбор фундамента влияют не только параметры будущего жилья, но и показатели грунта (тип почвы) на участке. Очень часто поведение грунта преподносит сюрпризы, которые не назовешь приятными.

Многие типовые проекты рассчитаны на любые условия (исключая, правда, районы с вечной мерзлотой). Такой запас прочности фундамента обходятся недешево и не всегда оправдан; логичнее заказать индивидуальные инженерно-геологические изыскания. Если анализ выявит нестабильный грунт, только фундамент на забивных сваях сможет стать основой беспроблемного строительства и долголетней эксплуатации жилья.

О свайном фундаменте

Строительство дома — затратное предприятие и многие предпочитают сократить расходы, отказавшись от исследования грунта. Практичные хозяева рассматривают геологические работы как инвестицию на будущее, предохраняющую от крупных разочарований. В плывучих, песчаных, болотистых и торфяных почвах (с высокими грунтовыми водами и низкой плотностью) даже дорогое монолитное основание не может считаться надежным. В таких условиях выбор фундамента под частную постройку предопределён. В современном загородном строительстве популярны различные свайные технологии. Их различают по таким параметрам:

Способам погружения

Способ выбирают, исходя из результатов геологии и конструктивных характеристик будущего дома. Чтобы правильно распределять нагрузку, ж/б сваи для фундамента должны погрузиться на глубину пролегания плотного, устойчивого слоя. Опоры заглубляются разными способами:

  • Забивным. Распространенный метод; забивные сваи углубляются в породу при помощи механизма с гидро- или пневмомолотом.
  • Методом вдавливания (используется статическое давление).
  • Вибрационным заглублением. На место вынутого грунта помещаются полые сваи-оболочки, заливается бетон.

Забивные сваи для частного дома заливают по одной из технологий:

  • Буронабивной. В пробуренную скважину помещается опалубка (например, труба), устанавливаются арматурные пруты, заливается бетон.
  • Буроинъекционной. В скважину под давлением подается бетонная смесь, затем устанавливается арматурный каркас.
  • Грунтоцементной. В скважину подается смесь грунта и цемента. Содержание цемента, стоимость и прочность такой сваи в 2 раза меньше, чем у цементнобетонной.

Видам опор

На выбор материала сваи влияет:

  • Расчетная нагрузка, передаваемая ей при эксплуатации.
  • Предполагаемый срок службы дома.
  • Размер опор.

В малоэтажном строительстве распространены опоры:

  • Железобетонные сваи для фундамента. Самый распространенный и доступный вариант, способный выдерживать значительные нагрузки и рассчитанный на 70-100 лет службы. Используются сваи с квадратным сечением, укрепленные арматурой, с одним заостренным концом. Для изготовления используется бетон с водопроницаемостью не меньше W и с морозостойкостью не ниже F 150.
  • Стальные. Монтаж таких изделий (винтовых) проходит быстро и потому достаточно привлекателен. В роли свай выступают разнообразные прокатные изделия (трубы, швеллеры, рельсы); их используют для небольших построек хозяйственного назначения, срок службы ограничен 40-60 годами.
  • Деревянные. Постепенно выходят из массового использования. Деревянные изделия оправданы при строительстве легких построек, чей срок эксплуатации не превышает 30-40 лет. Могут применяться при возведении деревянных и каркасных домов, если изготавливаются из древесины твердых пород (дуба, сосны, лиственницы).

Онлайн калькулятор фундамента

Чтобы узнать примерную стоимость фундамента типа «ростверк на сваях», воспользуйтесь следующим калькулятором:

Устройство основания на забивных сваях

В частном строительстве используются несущие основания на ж/б забивных сваях двух вариантов — плитные и ленточные. Плитный фундамент хорошо проявляют себя на сложном грунте, склонном к горизонтальным подвижкам. Ленточное основание — стандартное для малоэтажного строительства. Они имеют разную площадь опоры, но при грамотном расчете гарантируют устойчивое положение частного строения. Установка свай происходит несколькими способами:

  • Одиночными сваями. Опоры размещаются в определенных проблемных точках.
  • Рядами. Сваи забиваются под будущими стенами и перегородками.
  • Полем. Такой порядок используется для обустройства свайно-плитного фундамента; свайное поле реже применяется в малоэтажном строительстве.


Видео описание

Какие плюсы и минусы свайно винтового фундамента? Можно ли за небольшие деньги сделать качественный фундамент? Смотрите в этом видео:

Принцип использования ростверка

Фундамент на ЖБ сваях объединяется в общую конструкцию верхней частью, бетонной лентой (ростверком). Монтаж ростверка выполняется несколькими способами:

  • Высоким (висячим). Между нижней частью ленты и землей остается свободное пространство. Способ используется при возведении беседок и бань.
  • Незаглубленным. Лента погружается в грунт на незначительную глубину.
  • Заглубленным. Фундамент обретает дополнительную прочность.

Ростверк не является обязательным элементом. При строительстве небольших легких конструкций (летних домиков) в висячем варианте часто применяют решетку из профильного металлопроката (двутавра или швеллера). Металл находится снаружи, вероятность быстрой коррозии уменьшается.

Требования к забивным сваям; расчет их количества

На практике чаще всего используются ж/б сваи квадратного или круглого сечения (от 200 до 300 мм), с заостренным с одной стороны концом. Качественные изделия изготавливаются в цеховых условиях из армированного бетона.

Чтобы фундамент на ж/б сваях надежно справлялся с нагрузкой, предварительно рассчитывают количество свай и глубину их забивки, которая может составлять от 3 до 10 м. Для определения параметров фундамента учитывают:

  • Тип почвы. Точнее всего его определит геологическое исследование, но можно воспользоваться и справочником.
  • Вес дома. Определяется, исходя из потраченных на постройку материалов (в кубометрах) и массы 1 кубометра (табличное значение). Вес крыши, перекрытий, бетонного ростверка и отделочных материалов высчитывается отдельно. К сумме добавляется вес мебели (ориентировочно, 7-10 т).

Расчеты всегда ведутся с запасом прочности, поэтому итоговую сумму увеличивают на 30%. Пусть вес конструкции получился 180 тонн. Ж/б свая длиной 4 метра удерживает усредненную нагрузку в 20 тонн (для суглинистых почв); следовательно, 9 свай смогут равномерно и безопасно распределить всю нагрузку строения.


Преимущества и недостатки применения забивных ж/б свай

Фундамент на забивных ж/б опорах используют как для жилых частных домов (из дерева, кирпича и бруса), так и для хозяйственно-бытовых конструкций (беседок, бань, гаражей, сараев, ограждений и летних кухонь). Основанием для выбора забивных свай служит не только проблемный грунт, но и особенности рельефа (склоны, овраги, ямы). Преимуществами фундамента из забивных свай являются:

  • Эффективность. Часто являются единственным подходящим способом (на участках с уклоном, болотистых). Единственное ограничение — скалистые грунты.
  • Скорость. Основание возводится за 1 день (на обустройство обычного основания тратится 5-7 дней). Строительство можно продолжать в день возведения (после заливки обычного фундамента приступать к возведению стен можно через 20-25 дней от заливки).

Видео описание

О плюсах и минусах свайных фундаментов на видео:

  • Экономичность нулевого цикла. Минимальный объём земляных работ снижает стоимость фундамента на 20-25%. Расход бетона сокращается на 20-30%; работы могут вестись круглогодично, что не повлияет на качество фундамента.
  • Несущая способность. Высокая; нагрузка на 1 сваю достигает 40-50 т. Прочность дополнительно усиливается ростверком, который помогает распределять нагрузку конструкции.
  • Долговечность. Гарантируется срок эксплуатации от 100 лет.

Фундамент на сваях для частного дома по забивной технологии имеет свои минусы:

  • Ограничения в проекте частного дома. Наличие свайного основания не предполагает обустройство подвала или цокольного этажа.
  • Ограничение расстояния до ближайшего строения. Согласно требованиям СНиП 3.02.01-87 имеются ограничения для использования легкого молота (весом до 7 т) на приусадебном участке.
  • Техническое оснащение. Без специализированной техники не обойтись.
  • Ошибку изысканий. Небрежная геологическая разведка (или ее отсутствие) иногда оборачивается деформацией фундамента.

Видео описание

О свайно-забивном фундаменте на видео:


Свайно-забивные фундаменты под ключ

Фундамент из железобетонных свай является распространенным конструктивным решением, целесообразным при строительстве на участке с неровным рельефом и неустойчивым грунтом. Заказ в строительной организации фундамента под ключ выгоден по многим причинам:

  • Сроки. Выполнение работ и срок сдачи оговаривается в договоре.
  • Разумные цены. В стоимость входит доставка опор к месту строительства и использование сваебойной машины. После установки и выравнивания опор можно сразу приступать к устройству ростверка.
  • Условия. Работы по подготовке территории, разметке и забивке проводятся опытными специалистами, на чью работу предоставляется гарантия.

Стоимость

Стоимость транспортировки и забивки опор нивелируются экономией материала и времени. Для дома площадью 200 м2 (Московский регион) цена на:

  • Свайный фундамент. Установка свай — 380-400 тыс. руб., обвязка ростверком — от 750 тыс. руб., комплексный пакет (вместе с ж/б перекрытием) — от 1100 тыс. руб.
  • Монолитный плитный. 1500-1600 тыс. руб.
  • Ленточный. 1600-1750 тыс. руб.

Цена на забивку ж/б сваи зависит от ее размера:

  • Сечение 0,2х0,2 м, длина 3 м — 6-7 тыс. руб.
  • Длина 4 м — 7,5-8,3 тыс. руб.
  • Длина 5 м — 8,5-9,5 тыс. руб.
  • Длина 6 м — 9,5-11,5 тыс. руб.

Видео описание

О фундаменте с ростверком для частного дома на видео:

Этапы возведения

После заключения договора и определения параметров свайно-ростверкового фундамента начинаются полевые работы:

  • Подготовка. Участок застройки выравнивается и очищается от мусора, подвозятся материалы.
  • Разметка. Проектное положение опор выносится в натуру с помощью геодезических инструментов (теодолит, нивелир).
  • Проба. Забивается пробная свая (оценивается грунт).
  • Забивка. Забивные сваи для частного дома устанавливается в нужную точку, выводится в вертикальное положение и погружается в грунт на нужную глубину.
  • Обрезка. Используя нивелир (прибора для измерения относительных высот) верхние части опор размечают по одной высоте и срезают.
  • Обустройство ростверка. Вокруг опор собирается опалубка, в которой вяжется и закрепляется арматурный скелет; в подготовленную форму заливается бетон.

Профессиональное оборудование

Несколько десятилетий назад технология обустройства свайно-забивного фундамента была дорогой и громоздкой процедурой. Для загородных домов применялись альтернативные варианты — винтовые и буронабивные сваи, менее надежные и долговечные.

Сегодня в частном строительстве используются разнообразные сваебойные машины на колесном и гусеничном ходу. Они эффективно справляются с забивкой свай под фундаменты для загородных дачных домов и коттеджей, используя специальное гидравлическое оборудование. Такие механизмы не деформируют сваи и работают на всех типах грунтов.


Заключение

Появление в частном строительстве фундамента на ж/б забивных сваях позволило создавать надежные дома любого размера там, где раньше это было невозможно или затруднено. Фундамент на забивных сваях, обустроенный по современной технологии и с учетом характеристик грунта, способен служить надежной опорой для загородного дома любого типа.

За сотни лет до наших дней назначение свай из дерева для организации фундамента под жилые дома не изменилось совершенно. И в наше время сваи из дерева используют для того, чтобы под простые жилые дома делать фундамент.

сваи из дерева в воде

Сваи из дерева в воде

Кроме того, таким образом фундамент делают для дачных домиков, дач, усадеб. Этажность является ограничением по части применения. Максимальной нагрузкой на сваи из дерева можно назвать двухэтажный дом (речь идёт именно о конструкциях из дерева). Под кирпичные дома, или конструкции, сделанные из панелей, для устройства фундамента дерево использовать не принято.

фундамент из дерева

Деревянный фундамент

Чем же обусловлено ограничение по этажности? Тут всё дело в пределах нагрузки на материал. Если в устройстве фундамента нагрузки ожидаются слишком большие – применять следует бетон и сталь. Существует и другое ограничение, которое, скорее, является рекомендацией о целесообразности использования свай из дерева. С экономической точки зрения есть смысл использовать деревянные сваи там, где традиционно произрастают дубовые рощи или хвойные леса. Это имеет самое прямое отношение к традиции применять древесину при строительстве домов (устройство фундамента – не исключение). Да и просто элементарная логистика, которую нельзя недооценивать.

Какие породы деревьев подходят для сооружения деревянных свай?

Чтобы изготовить деревянные сваи, преимущественно выбирают древесину хвойных пород. Чаще всего это ель, сосна, пихта, лиственница. Самыми лучшими качествами, и соответственно – плюсами в использовании, отличается лиственница. Это легко объяснить: в составе клетчатки данной древесины самое большое количество смол, если сравнивать с прочими хвойными деревьями. Смола является природным консервантом, обеспечивает дереву защиту от гниения. На прочности свай также положительно сказывается то, что все они имеют поперечное сечение.

лиственница

Лиственница – лучший вариант для свай из дерева. На фото брус из лиственницы.

Чуть реже выбирают дуб для того, чтобы делать сваи. Морёный дуб могли бы использовать гораздо чаще, но осуществлять его заготовку нецелесообразно – себестоимость слишком высока. Применяют лишь то, что находят в природе – к примеру, стволы, которые лежали в воде много лет. Впрочем, у этого материала исключительная твёрдость, которую можно сопоставить, разве что, с грантом.

Есть народный способ для того, чтобы обезопасить древесину от гниения – концы брёвен следует обжечь. Это делают в глубину на три сантиметра. За счёт этого материал становится прочнее (бензопила будет брать с большим трудом, далеко не сразу получится пропил). Защитное действие от гниения гарантируется минимум на 25 лет.

Процесс установки деревянных свай.

Сваи деревянные принято классифицировать на ряд видов:

  • Есть из одного бревна;
  • Есть также срощенные (то есть, которые скрепили по длине);
  • Существуют также шпунтовые и пакетные.

Как правило, чаще всего используют первые два вида. Если говорить про второй вариант (сваи срощенные), по количеству брёвен в монтаже есть ограничения – допускается использование не более двух. Хотя, нередко это правило нарушается и применяют большее количество (но не более четырёх – это факт). Чтобы между собой скрепить брёвна (Сделать стяжки), применяются хомуты, нередко также используют накладки на болтах. Обрезки стальных труб также выбирают часто для скрепления – за счёт этого монтаж становится более надёжным и прочным.

забивка деревянных свай

Забивка деревянных свай в зимнее время года

Важно, чтобы цельные брёвна имели диаметр не менее 18 см, а если говорить про пакетные – то там не менее 16 см. Для одиночной сваи норматив длины находится в интервале 4-12 м. Важно, чтобы брёвна были очищены от сучьев и коры. Нижний конец заостряют у цельных свай из одного бревна (придают ему или четырёхугольную, или треугольную форму), затем сюда набивают башмак из стали (если фундамент обустраивается в плотном грунте, или же грунт содержит большой процент нерудных материалов, например – гравий и проч.). Верхний конец называется комель. Его армируют бугелем, чтобы молотом не расплющивало. Бугель – это стальная полоска, толщина которой составляет 12 мм, а длина – около 70 мм. Обруч надевают тогда, когда он раскалён – а когда он остывает, комель сваи обхватывается очень плотно, что и требуется строителям.

Чтобы вбивать сваи, используется паровоздушный молот, также нередко для такой работы выбирается вибромолот. Вибропогружателем тоже пользуются часто, но при необходимости вы всегда можете использовать самую простую кувалду. Кто-то применяет пресс – это нормально.

Деревянные сваи – недостатки и достоинства

Во-первых, учтите – дом, который стоит на сваях – это достаточно прочная конструкция. У сваи из дерева есть три серьёзных преимущества, по сравнению с изделиями из бетона и стали:

  • Обладают малым весом (при этом несущие характеристики более высокие, чем у свай из железобетона);
  • Материал для производства повсеместно доступен;
  • Сам материал является очень дешёвым, процесс устройства такого фундамента также стоит не дорого.

Если при строительстве соблюдаются все правила – можете не сомневаться, такой фундамент из древесины будет служить вам десятилетиями. Но для этого сваям надо обеспечить защиту от гниения. Конечно, их всегда можно пропитать креозотом или же специальными соединениями меди, но стоимость процесса сразу из-за этого увеличится.

Деревянные сваи

На фото подгнившие сваи из дерева — последствия долгого использования в воде

При строительстве фундамента проще всего располагать головки свай ниже, чем находится уровень грунтовых вод (не менее, чем на 50 см). Сваи не боятся пресной воды, но в морской воде виной разрушений является не в такой степени соль, как древоточцы. Поперечного намокания и высыхания свай допускать не следует.

Читайте также: