Существует несколько видов углубленной гравюры протравливание доски сквозь поры

Обновлено: 15.04.2024

(итал. acquatinta, от acquaforte - офорт и tinto - окрашенный, тонированный), вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для цветной печати. Акватинту применяют в сочетании со штриховым офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков. Встречаются и примеры "чистой" акватинты без офортных штрихов (отдельные листы графической серии "Капричос" Ф. Гойи).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

(итал. acquatinta – окрашенная вода), метод гравирования, разновидность офорта. Основан на протравливании кислотой поверхности металлической доски с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесённым с помощью кисти кислотоупорным лаком. Изобретён в 1765 г. французским художником Ж. Б. Лепренсом. Первоначально акватинта предназначалась для воспроизведения (репродукции) рисунков тушью и акварелью. Создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку. Великий испанский мастер Ф. Гойя использовал технику акватинты в сочетании с офортом в знаменитой серии «Капричос» (1797—98). В кон. 18 в. появилась цветная акватинта, в которой использовалась печать с нескольких досок (Ж. Ф. Жанине, Л. Дебюкур). В нач. 19 в. в Англии выпускались целые альбомы гравюр, исполненные в технике цветной акватинты. Среди русских художников 20 в. выдающимися мастерами акватинты были Е. А. Кибрик и И. И. Нивинский.

Л. Ф. Дебюкур. «Утреннее прощание». Цветная акватинта. 1787 г.


Л. Ф. Дебюкур. «Утреннее прощание». Цветная акватинта. 1787 г.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Полезное

Смотреть что такое "Акватинта" в других словарях:

акватинта — акватинта … Орфографический словарь-справочник

АКВАТИНТА — (итал. aqua tinta окрашенная вода) гравирование на стали и меди тушевальным способом, так что рисунки сделаны как бы подкрашенной водой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКВАТИНТА ит. Собственно:… … Словарь иностранных слов русского языка

АКВАТИНТА — (итальянское aquatinta, буквально окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку … Современная энциклопедия

Акватинта — (дат.) наз. гравирование на меди или стали тушевальнымспособом, подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретениеангличанина Gilpui. Такое гравирование производилось различным образом.По одному способу, металлическая доска, на которой… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Акватинта — (от ит. acquatinta, от лат. aqua вода + ит. tinta тон, оттенок) вид гравюры, полученной путем травления кислотой металлической пластины в промежутках между частицами прилипшей к ней асфальтовой или канифольной пыли. Она создает эффект, близкий к… … Реклама и полиграфия

Акватинта — (итальянское aquatinta, буквально окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АКВАТИНТА — (итал. acquatinta) метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком … Большой Энциклопедический словарь

акватинта — сущ., кол во синонимов: 1 • гравюра (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

акватинта — Вид углубленной гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины. Рисунок, выполненный на кальке, переносят на пластину, как правило, накалыванием и слегка травят, затем припудривают порошком смолы с канифолью и подогревают. При… … Справочник технического переводчика

Акватинта — (от лат. aqua вода + итал. tinta тон, оттенок) разновидность офорта, при которой на печ. форме получают ровные плоскости различной силы тона. Применяется как самостоятельный прием или в комбинации с обычным офортом … Издательский словарь-справочник

Жан Клод Ришар, аббат де Сен-Нон (с оригинала Юбера Робера). Вид парка на Вилле Мадама под Римом. 1765. Акватинта

Виды и техники углубленной гравюры

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Виды и техники углубленной гравюры отключены

В зависимости от того, каким способом наносится углубленный рисунок на поверхность гравировальной доски, определились основные разновидности глубокой гравюры:

• гравюры, выполненные с печатных досок, гравированных механическим способом, без использования процесса травления, это:

— резцовая гравюра,
— меццо-тинто,
— пунктирная манера,
— гравюра сухой иглой,
— частично карандашная манера.

• гравюры, выполненные с использованием процесса травления:

— травлёный штрих,
— акватинта,
— резерваж,
— лавис,
— мягкий лак
— и в отдельных случаях карандашная манера, в которой сочетаются приемы кислотного и механического гравирования.

Все эти манеры (разновидности) глубокой печати, каждая в отдельности или в сочетании друг с другом, могут быть использованы в создании цветной углубленной гравюры с одной или с нескольких досок. Распознавание такого оттиска заключается в определении манеры или сочетания манер, используемых в гравировании, в определении количества досок (печатных форм), используемых при печати, и характера набивки этих досок офортной краской.

Из трех видов художественной печати, характеризующих различные техники гравюры, глубокая печать вобрала в себя наибольшее количество манер, отличающихся друг от друга специфическими особенностями гравирования печатной формы. Предваряя подробный разбор и описание характерных признаков каждой манеры в отдельности, необходимо отметить, что их специфика определяется не способом гравирования (что их отличает друг от друга), а, главным образом, особенностями глубокой печати с металла (что их объединяет в одну группу).

Приступая к определению и распознаванию техники оттиска, в первую очередь необходимо выявить признаки, по которым данная гравюра может быть отнесена к произведениям, выполненными в технике глубокой печати.

Если сравнить оттиск глубокой печати с литографией (плоская печать) и ксилографией (высокая печать), то можно сразу отметить, что офорт (глубокая печать) отличается глубиной тона, особой бархатистостью поверхности, очень широким тональным диапазоном изображения. Краска, вынутая из глубины формы влажной бумагой под большим давлением валов офортного станка, ложится на поверхность выпуклыми штрихами и точками, она возвышается небольшим рельефом над уплотненной поверхностью бумаги, что особенно заметно при боковом освещении. В зависимости от глубины штрихов и количества их на поверхности печатной формы, на оттиск переносится разный по толщине слой краски, что создает графический рельеф, характерный только для этой техники. Внешне это можно определить, осветив боковым светом оттиск или на ощупь, почувствовав толщину слоя краски кончиком упругой иглы.

Характерным признаком, определяющим глубокую печать, является отдавливание на бумаге краев офортной доски. В процессе подготовки печатной формы к работе после полирования поверхности металла края гравировальной доски отпиливаются под острым углом к оборотной стороне.

Это обеспечивает плавный наезд вала офортного станка на форму, предохраняет бумагу от разрыва по периметру, в результате чего границы оттиска обрамляются четко отдавленными фасками. Фактура бумаги на поверхности оттиска резко отличается от фактуры полей, не раздавленных металлом. На изобразительной плоскости бумага гладкая и плоская, в то время как на полях гравюры она шероховатая и рыхлая. Красивая шероховатая фактура полей образует естественное обрамление оттиску. Как правило, художники стремятся сохранить этот изысканный контраст, прибегая к оформлению в паспарту лишь в крайних случаях, когда испорчены поля гравюры или они имеют недостаточную ширину.

Перечисленные признаки характеризуют гравюру, выполненную в технике глубокой печати. В пределах этой техники существуют различные способы и приемы гравирования печатной формы, которые открывают широкие возможности использования изобразительных средств углубленной гравюры для создания художественного произведения. Эти разновидности одной графической техники называются манерами. У каждой манеры существуют свои способы гравирования, которые при печати раскрывают присущие только им характерные внешние признаки. По этим признакам специалисты определяют, к какой манере можно отнести ту или иную гравюру.

Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка отключены

Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.

Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания оттисков.

Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.

Виды гравюры:

  • Выпуклая гравюра — гравюра на дереве, или ксилография, гравюра на линолеуме и рельефная гравюра на металле;
  • Углубленная гравюра — все другие разновидности гравюры на металле;
  • Плоская гравюра — литография и ее разновидности.

Поскольку ответ на вопрос ограничивается только гравюрой на металле и механическим нанесением рисунка на собственно металл, рассматривать здесь я буду только это. Развернутую статью о гравюре, видах и техниках сделаю позже и в другом месте. С преферансом и профурсетками иллюстрациями.

Механические способы создания печатной формы:

  • резцовая гравюра,
  • «сухая игла»,
  • меццо-тинто
  • пунктир пунсонами или рулеткой

Химические способы нанесения рисунка (травлением изображения кислотой):

  • офорт,
  • «мягкий лак»,
  • лавис,
  • пунктир, полученный травлением
  • акватинта
  • карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой

Механика

Углубленная гравюра:

Резцовая гравюра — появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году — «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером.

Процесс гравирования резцовой гравюры заключается в том, что штихелем (резцом), представляющим собой чаще всего четырехгранный стальной стержень с косо заточенным концом, имеющим сечение в виде ромба, вставленным в специальную грибовидную ручку, — вырезают штрихи рисунка на гладко отполированной поверхности металла. Для этого обычно употребляется медная пластинка толщиной 2-3 мм. Кроме меди, для этой цели могут быть использованы латунь или сталь.

Гравер создает изображение комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек, врезанных в толщу металла. При печати они заполняются краской. Для этого всю доску набивают тампоном краской и затем стирают накрахмаленной марлей. Краска при этом остается только в углублениях. Притиснутая к печатной форме валами металлографского станка, увлажненная бумага принимает на себя краску из этих углублений.

Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

Для повышения тиражности можно награвированную медную пластину осталивать гальванопластическим способом. Гравюра на стали выдерживает несколько десятков тысяч экземпляров. Иногда для увеличения тиража изготавливали гальванокопии с оригинальной печатной формы, и печать производили с нескольких одинаковых печатных форм.

Резцовая гравюра характерна большим физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но кроме законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.

Сухая игла — Медная или цинковая доска процарапывается непосредственно офортной иглой, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Благодаря тому, что линии при гравировании иглой часто неглубокие, а барбы при стирании краски и давлении при печати сминаются, тираж такой гравюры невелик — до 100 оттисков.

Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Эти барбы задерживают краску, когда ее наносят на форму, чем создается особый эффект на оттиске.

Особой популярностью техника сухой иглы пользовалась в XVII веке. Часто эта техника применялась в сочетании с офортом для достижения богатства тональных оттенков (Рембрандт широко использовал возможности сухой иглы). Ею пользовались А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Ропс, Дж. М. Уистлер и др.; из советских мастеров — Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин.

Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген. Специальным инструментом — «качалкой» на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон.

Качалка представляет собой стальную пластину с закругленной нижней стороной, на которой нанесены мелкие зубцы. Пластина эта укреплена в ручке, и весь инструмент похож на широкую короткую стамеску с дугообразным лезвием. Нажимая зубцами на поверхность металла и покачивая инструментом из стороны в сторону, проходят в разных направлениях по всей поверхности пластины до тех пор, пока будущая печатная форма не покроется частыми и равномерными зазубринками. Если такую доску набить краской, то при печати она даст ровный бархатистый черный тон. Дальнейшая обработка доски состоит в том, что гладилкой (стальной стержень со скругленным ложкообразным концом) выглаживают зернение доски на светлых местах рисунка. Полностью выглаженные, не имеющие шероховатостей места не задержат краску и при печати дадут в оттиске белый тон, там, где зернение доски немного сглажено, будет серый тон, а места, не тронутые гладилкой, дадут черный тон. Таким образом создается тоновое изображение.

Доски, награвированные способом меццо-тинто, при печати дают всего 60-80 полноценных оттисков. При дальнейшем тиражировании шероховатости печатной формы быстро сглаживаются и изображение становится серым, контрастность его снижается. Общее число оттисков — до 200.

Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми.

Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Меццо-тинто передает тональные переходы от густо-черного до белого.

Персоналии: Ричард Ирлом, Мауриц Корнелис Эшер, Иоганн Питер Пихлер, Жан Франсуа Жанине, Джон Фарбер (старший).

Пунктир пунсоном, рулеткой. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пуансонами.

Пунсон — стальной стержень, имеющий с одной стороны коническое острие. Противоположный же конец тупой, и по нему ударяют гравировальным молотком. Пунсон врезается в поверхность металла и оставляет углубление, дающее при печати черную точку. Из сочетания таких точек, то плотно расположенных в темных местах, то редко в светлых, получается изображение.

Рулетки — различной формы колесики с зубцами, укрепленные на ручке. Такими колесиками наносят целую полоску из точек-углублений.

Матуар — инструмент для гравирования на металле. Имеет вид стального пестика с шаровидным или булавовидным утолщением с шипами, которыми наносятся на гравировальную доску углубления (точки и чёрточки).

Стипль — инструмент для гравирования на металле пунктирной манерой. Имеет вид стального резца с круто загнутым концом, оставляющего на поверхности металла точки треугольной формы или короткие угловатые штрихи. Системой точек, полученных при работе С., достигается особенно мягкая, живописная проработка листа. Школой стипля часто называют школу английских гравёров 18 в., работавших в пунктирной манере.

Гравюры, исполненные в пунктирной технике, отличаются мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Техника пунктирной манеры известна с конца 15 в., а получила распространение в 18 в. (Ф. Бартолоцци, Т. Бёрк, У. Райленд — в Англии; Г. И. Скородумов — в России)

Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

вид гравюры (См. Гравюра), основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. А. создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для цветной печати. А. применяют в сочетании со штриховым Офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков. Встречаются и примеры «чистой» А. без офортных штрихов (отдельные листы графической серии «Капричос» Ф. Гойи (См. Гойя)).

Ф. Гойя. «За то, что была чувствительна». Акватинта. Лист из серии «Капричос». 1790-е гг.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Акватинта" в других словарях:

акватинта — акватинта … Орфографический словарь-справочник

Акватинта — (итал. acquatinta, от acquaforte офорт и tinto окрашенный, тонированный), вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создаёт эффект, близкий к… … Художественная энциклопедия

АКВАТИНТА — (итал. aqua tinta окрашенная вода) гравирование на стали и меди тушевальным способом, так что рисунки сделаны как бы подкрашенной водой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКВАТИНТА ит. Собственно:… … Словарь иностранных слов русского языка

АКВАТИНТА — (итальянское aquatinta, буквально окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку … Современная энциклопедия

Акватинта — (дат.) наз. гравирование на меди или стали тушевальнымспособом, подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретениеангличанина Gilpui. Такое гравирование производилось различным образом.По одному способу, металлическая доска, на которой… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Акватинта — (от ит. acquatinta, от лат. aqua вода + ит. tinta тон, оттенок) вид гравюры, полученной путем травления кислотой металлической пластины в промежутках между частицами прилипшей к ней асфальтовой или канифольной пыли. Она создает эффект, близкий к… … Реклама и полиграфия

Акватинта — (итальянское aquatinta, буквально окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АКВАТИНТА — (итал. acquatinta) метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком … Большой Энциклопедический словарь

акватинта — сущ., кол во синонимов: 1 • гравюра (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

акватинта — Вид углубленной гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины. Рисунок, выполненный на кальке, переносят на пластину, как правило, накалыванием и слегка травят, затем припудривают порошком смолы с канифолью и подогревают. При… … Справочник технического переводчика

Акватинта — (от лат. aqua вода + итал. tinta тон, оттенок) разновидность офорта, при которой на печ. форме получают ровные плоскости различной силы тона. Применяется как самостоятельный прием или в комбинации с обычным офортом … Издательский словарь-справочник

Ксилография — это гравюра на дереве, разновидность тиражной графики, техника высокой печати на бумаге посредством оттиска зеркального изображения с гравированной деревянной доски. Название термина ксилография происходит от двух греческих слов (xýlo — дерево и grapho — пишу).

Ксилография. Альбрехт Дюрер. «Снятие пятой и шестой печати», 1498

История ксилографии

Ксилография — древнейший технический прием тиражного (массового) размножения изображений, история этого вида графического искусства насчитывает, по самым скромным подсчетам, свыше 1500 лет.

Ксилография возникла в Древнем Китае в VI веке нашей эры и оттуда проникла в соседние государства (Корею и Японию). Наиболее древний образец этой техники — печатный буддийский текст с рисунками «Алмазная сутра», датированный 868 годом нашей эры, сегодня хранится в архиве Британской библиотеки.

Ксилография. «Алмазная сутра», 868 год нашей эры

В Европе ксилография появилась значительно позже, лишь в конце XIII века, когда итальянские мастера научились изготавливать бумагу промышленным методом. Из Италии техника печати с использованием рельефных деревянных досок распространилась в другие страны Европы.

После изобретения книгопечатания в 1445 году ксилография быстро становится основным способом создания черно-белых иллюстраций к книгам. Но уже в начале XVI века ее начинает вытеснять офорт — новая техника глубокой печати с использованием металлических пластин.

Ксилография. Лукас ван Лейден. «Грехопадение», 1519

В России в XVII веке появился и быстро распространился особый вид печатной графики на основе ксилографии — лубок. Его отличительная особенность — раскраска вручную печатного оттиска на бумаге. Вплоть до середины XIX века лубки массово использовали для изготовления ярких картинок на различные тематики:

  • религиозную и философскую;
  • сказочную и историческую;
  • былинную и патриотическую;
  • пропагандистскую и юридическую.

Ксилография. Лубок. «Мыши кота погребают», 1725

В конце XVIII века англичанин Томас Бьюик (Thomas Bewick) изобрел торцевую или поперечную ксилографию. С этого времени техника высокой печати с деревянных досок снова обретает былую популярность. Ее начинают использовать не только для создания иллюстраций, но и для изготовления высококачественных репродукций картин известных художников.

Ксилография. Урс Граф. «Голая скрипачка со старым шутом», 1523

В конце XIX — начале XX века с появлением новых полиграфических технологий (офсетной и трафаретной) ксилография утрачивает широкое практическое значение. В настоящее время лишь немногие художники-энтузиасты используют эту древнюю печатную технику для создания оригинальных произведений искусства.

Виды ксилографии и их особенности

По общепринятой в графическом искусстве классификации ксилографию разделяют на две основных разновидности: продольную и торцевую. Каждая из них имеет свои отличительные особенности.

Ксилография. Ганс Гольбейн младший. «Аббат», 1525

Техника продольной или обрезной ксилографии основана на древнем способе изготовления набоек (набивок) для печати узоров на ткани. На гладко отполированную плоскую продольную поверхность доски из древесины мягких пород (липы или груши) наносили рисунок. Затем линии рисунка с двух сторон обрезали острым ножом. Большие углубления фона картинки создавали с помощью стамесок различной ширины.

Изготовленную форму использовали для печати изображения на бумаге под прессом. Линии рисунка на оттиске получались черными, а вырезанные участки — белыми.

Ксилография. Йост Амман. «Резчик за работой», 1568

Недостатки данной техники — очевидны. Это — узкий линеарный диапазон и малый срок службы готовой печатной формы. На продольном срезе мягкой древесины невозможно отобразить тонкие переходы тона и мелкую штриховку исходного рисунка. Кроме того, под давлением печатного пресса древесина быстро деформировалась. С помощью техники продольной гравюры на дереве можно изготовить лишь несколько сотен качественных оттисков.

Ксилография. Йост Уильям Блейк. «Иллюстрации к поэме Вергилия», 1821

Торцевая ксилография лишена указанных выше недостатков. При изготовлении форм для этого способа печати используют поперечный срез доски из дерева твердых пород (самшита). Такой исходный материал хорошо поддается тонкой обработке специальными резцами — штихелями. Изготовленные формы легко выдерживают тиражирование десятков тысяч оттисков.

Ксилография. Хокусай. «Большая волна», 1832

Особое место в истории ксилографии занимает техника кьяроскуро (усовершенствованной гравюры по дереву). Ее изобрел в начале XVI века итальянец Уго да Карпи (Ugo da Carpi). Он предложил использовать для создания оттисков несколько готовых форм. На каждой из них художник вырезал часть общей композиции, а затем последовательно делал отпечатки на бумаге красками разных оттенков. Из плавного сочетания и контрастов цветовых пятен получались оригинальные гравюры небольшого тиража.

Ксилография. Кьяроскуро. Уго да Карпи. «Диоген», 1527

Область применения ксилографии

Различные техники ксилографии на протяжении многих столетий издатели использовали в печатном деле при создании:

  • иллюстраций к книгам;
  • репродукций живописных произведений;
  • городских листков с новостями (объявлений);
  • календарей;
  • игральных карт;
  • книжного декора (буквиц, заставок, экслибрисов).

Ксилография. Томас Бьюик. «Иллюстрация к Истории Британских птиц», 1847

Шедевры древнего искусства ксилографии сегодня представляют большую культурную и историческую ценность. Многие из них занимают видные места в экспозициях музеев и частных собраниях искусства меценатов. А портал Very Important Lot предоставляет коллекционерам всего мира уникальную возможность принять участие в аукционах и приобрести предметы антиквариата. На нашем сайте также можно недорого купить картины, скульптуры, графику современных художников без посредников.

Читайте также: