Строительство стены в палестине

Обновлено: 02.05.2024

О Стене Плача слышали наверняка все, но точно сказать где она находится и почему так называется может не каждый. В еврейском квартале Храмовой горы в Старом городе Иерусалима находится место, куда каждый год едут миллионы людей.

Попасть на территорию Храмовой горы можно бесплатно в любое время суток, лучше с утра в будний день - и очереди будут поменьше и посмотреть успеете побольше.

Западная стена

Очень давно в западной части Храмовой горы на горе стояло всего два храма - Первый Иерусалимский и Храм Соломона. Кроме легенд и руин от них ничего не осталось, только упоминания в исторических книгах, что они были и Навуходоносор их разрушил.

Печально знаменитый царь Ирод (если будете путешествовать по Израилю, узнаете, что он был на самом деле великим строителем) восстановил Храм, который получил название Второй Иерусалимский. Так вот стена, о которой идет речь - это часть западной стены защитно-опорных сооружений, окружавших Храм. Строили эти стены 11 лет.

Впоследствии и Второй Храм был разрушен, а Западная стена - это всё что осталось. Поскольку она была ближе всего к Храму, она стала величайшей святыней еврейского народа и считается местом шехины - Божественного присутствия.

Стена состоит из 45 слоев камней - 28 над уровнем земли и 17 слоев под ней. Камни, которые использовали в ее строительстве одни из самых больших в мире - один из камней больше 15 метров в длину!

Место молитвы и праздников

Площадь перед Стеной разделена пластиковым забором на две части - мужскую и женскую (женская часть ощутимо меньше!) для того, чтобы никто и ничего не отвлекало во время молитвы. А евреи приходят сюда не только молиться, а еще по любому значимому поводу - Бар-митцва у мальчиков, День освобождения Иерусалима, День независимости Израиля. Новобранцы ЦХАЛ и парашютисты Нахаль приносят у Стены присягу.

Кстати, государственные и другие праздники, которые проводят в этом месте, проводятся только на мужской "половине" - женщинам веселиться не полагается, они должны молиться за мужей и сыновей.

Откуда взялось название

Как утверждают римские хроники, после повторного разрушения Храма евреи приходили к остаткам Стены оплакивать разрушенную святыню. И до сих пор евреи всего мира оплакивают утерянные храмы и молятся о возрождении величия Израиля.

Еще одна версия связана с тем, что ортодоксальные евреи во время молитвы раскачиваются (это помогает сосредоточиться на собственных мыслях) и со стороны может показаться, что они плачут.

На иврите это место называется "Западная Стена" и только в других языках называется "место стенаний" или более распространённое "Стена Плача".

Записки

Откуда появилась традиция писать записки и оставлять их в щелях Стены сейчас никто точно сказать не может. Как нам рассказывал гид, в древние времена евреи, отправляясь в дальнюю поездку забивали в Стену гвоздь, а возвращаясь этот гвоздь из Стены вынимали - оставляли что-то своё на родной земле. Некоторые высекали на камнях Стены имена родственников (их и сейчас можно увидеть на некоторых камнях), за которых приходили молиться. Со временем все это переросло в более гуманную традицию оставлять записки.

В наше время записки с просьбами оставляют в основном туристы, экскурсанты из других городов Израиля, последователи иных религий и другие неевреи. У ортодоксальных евреев на это счет есть мнение, что с Богом нужно разговаривать, а не переписываться. Два раза в год записки из Стены вынимаются и их закапывают на склоне Масличной горы.

Именно с записками был связана скандальная история во время посещения Храмовой горы Бараком Обамой: как только президент США (теперь уже бывший) и его свита удалились, один предприимчивый семинарист записку эту выковырял и продал задорого в газету.

Сейчас можно передать свое послание к Стене из любой точки мира - для этого существуют специальные онлайн-сервисы. Гид рассказал, что очень много писем приходит просто так, через почту с надписью на конвертах вместо адреса: Израиль, Иерусалим, Богу и волонтеры такие письма тоже передают к Стене.

Что взять с собой:

  • лист бумаги и ручку, если планируете оставить записку
  • головной убор или платок на голову
  • одежду, прикрывающую руки до локтя и колени

Для меня это место особенное. Мне бы хотелось возвращаться сюда не раз, и не только для того, чтобы ощутить эту намоленную веками атмосферу. Это один из величайших памятников истории человечества и древность нашего мира ощущается здесь как нигде больше.

Исполняются ли просьбы которые оставляют у Стены? Гид сказал что это самый популярный вопрос у туристов, которые сюда едут)

Идея строительства разделительного барьера была впервые выдвинута премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином в 1992 году, после убийства террористом из Газы 15-летней жительницы Бат-Яма Хелены Рапп. Тогда Рабин отметил, что Израиль должен «отделить Газу от Тель-Авива», однако реальных шагов по строительству стены не последовало.

Одной из основных проблем израильской безопасности является малая территория государства, не позволяющая создать широкую буферную зону в приграничных регионах, что ставит под угрозу существование государства в случае массированной атаки по суше. Можно сказать, что вся стратегически важная инфраструктура Израиля находится в приграничном регионе. Понимание этой проблемы было отражено в военной доктрине Израиля, разработанной в 1949 году генералом Хаимом Ласковым. На протяжении более чем сорока лет существования государства основным методом решения данной проблемы были превентивные удары по таким элементам военной инфраструктуры противника как аэропорты, танковые полигоны, пусковые установки для реактивных ракет, а также аннексия территорий с целью отодвижения границ. К началу 90-х годов Израиль контролировал Синайский полуостров, Голанские высоты, Западный берег реки Иордан и Сектор Газа. Но после подписания мирных договоров с Египтом и Иорданией Израиль вернул Синайский полуостров Египту и начал создание Палестинской автономии на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа. Территория Западного берега разделена на три зоны (зону «А» контролирует Палестинская администрация, зона «В» находится под совместным контролем Израиля и Палестинской администрации, а зона «С» полностью контролируется Израилем). Что касается Сектора Газа, то в 2005 году там было проведено одностороннее размежевание, в результате которого вся его территория перешла под контроль Палестинской администрации. В результате этого для еврейского государства и его населения возникли следующие угрозы:

Проникновение арабских террористов на основную территорию Израиля.

Нападения на израильские автомобили, проезжающие по территории Палестинской автономии и по приграничным с ней районам.

Снайперские обстрелы со стороны арабов.

Подготовка агентурной базы арабских террористов в Израиле.

Организация диверсий на территории Израиля.

Идея строительства разделительного барьера была впервые выдвинута премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином в 1992 году, после убийства террористом из Газы 15-летней жительницы Бат-Яма Хелены Рапп. Тогда Рабин отметил, что Израиль должен «отделить Газу от Тель-Авива», однако реальных шагов по строительству стены не последовало.

Следует отметить, что одним из официальных названий израильского заградительного барьера является словосочетание «забор безопасности». Несмотря на то, что в русском языке слово «забор» не используется по отношению к крупным приграничным укреплениям, в иврите это допустимо.

В октябре 1994 года во время переговоров в Осло на фоне новой вспышки террора Рабин заявил: «Мы должны принять решение о разделении как философии. Там должна быть четкая граница. Без демаркации линии будет только поглощение Израилем 1,8 млн арабов, что просто принесет большую поддержку для ХАМАСа». В том же году был построен первый участок стены вдоль границы поселений Тулькарм и Бат-Хефер на северо-западе Западного берега реки Иордан.

В 1995 году, после теракта на перекрестке Шарон недалеко от Нетании, в результате которого погибло 22 человека, Рабином были высказаны конкретные цели строительства заградительного барьера: «Этот путь должен привести к разделению, хотя и не по границам до 1967 года. Мы хотим достичь разделения между нами и ими. Мы не хотим, чтобы большинство еврейских жителей государства Израиль, 98 % из которых живут в пределах границ суверенного Израиля, в том числе в едином Иерусалиме, стали объектами терроризма».

К началу второй интифады (сентябрь 2000 года) разделительная стена была построена вдоль границы с Сектором Газа, и то, что все теракты второй интифады были совершены именно с территории Западного берега, дало понять – разделительный барьер себя оправдывает.

К 2005 году строительство забора безопасности вокруг Западного берега реки Иордан было завершено. В результате терактов, совершенных террористами с Западного берега, в 2003 году в районах, защищенных забором, погибло 46 человек, а 221 был ранен. В том же году в незащищенных районах было убито 89 человек, а 411 получили ранения. В 2004 году потери Израиля от действий террористов были на 33% меньшими, чем в 2003 и на 80% меньшими, чем в 2002 году. И если в 2005 году в результате действий террористов в Израиле произошло 8 взрывов, то в 2006 году – 3 взрыва, в 2007 году – 1 взрыв, в 2008 году – 1 взрыв, в 2009 и 2010 годах взрывов не было, в 2011 году – 1 взрыв, в 2012 году – 1 взрыв, в 2013 году – ни одного взрыва.

Израильский разделительный барьер проходит не по «зеленой черте» (так называемой «границе 1967 года»), а заходит на несколько километров вглубь Западного берега реки Иордан и охватывает стратегически важную для Израиля территорию (в общей сложности — более 10% площади Западного берега). Это вызывает возмущение палестинской стороны и некоторых представителей международных организаций. Однако в целом международное сообщество относится к заградительному барьеру с пониманием и не видит в нем проблемы для урегулирования Ближневосточного конфликта.

Высокая эффективность заградительных барьеров вокруг Палестинской автономии привела к тому, что Израиль возвел еще несколько стен. 2 января 2013 года состоялось торжественное завершение строительства заградительного барьера на границе с Египтом. Основная «миссия» этого сооружения – сокращение нелегальной миграции в Израиль из Судана и Эритреи, а также снижение опасности со стороны маргинальных террористических группировок, которые в настоящее время процветают на формально демилитаризованном Синайском полуострове. Бюджет строительства составил около 430 миллионов долларов, длина забора – 230 километров. По данным МИД Израиля, с начала активной нелегальной эмиграции из Африки в Израиль (ее начало пришлось на середину 2000-х годов) на территорию еврейского государства проникло 59 858 таких мигрантов. После возведения забора на границе с Египтом этот поток был остановлен. «В течение семи месяцев в города Израиля не проникло ни одного нелегального иммигранта. Нам удалось полностью остановить поток незаконно пересекающих границу иностранных граждан, мы обязательно преуспеем и в нашей следующей миссии, состоящей в возвращении десятков тысяч людей в страны исхода», – заявил Биньямин Нетаньяху на церемонии открытия забора безопасности.

Летом 2012 года был построен небольшой забор безопасности на израильско-ливанской границе в районе ливанской деревни Киле. Его протяженность составила 1,2 километра, а высота – 7 метров. Официальный Иерусалим утверждает, что именно из этой деревни во время эскалаций конфликта между двумя государствами ведутся наиболее интенсивные обстрелы израильской территории.

Еще одна разделительная стена строится сейчас на границе с Сирией. Эта территория начала укрепляться израильтянами еще в 1967 году, сразу после аннексии Голанских высот, и возведенные там фортификационные сооружения сейчас надежно защищают Израиль от военного вторжения. Но после начала гражданской войны в Сирии Израиль начал опасаться потока беженцев и заявил о своем намерении построить на Голанах сплошной заградительный барьер.

6 июня 2011 года была предпринята попытка штурма проволочного барьера на Голанских высотах. В роли «штурмовиков» выступили потомки палестинских беженцев, проживающие в Сирии. Сирийские СМИ сообщили о 20-ти погибших и более 300-х раненых. Израильские власти не подтвердили, но и не опровергли эту информацию. Позиция Иерусалима по этому вопросу такова: штурм барьера – это испытание заградительных сооружений на прочность, а также попытка президента Асада отвлечь внимание от происходящего в Сирии.


Потомки палестинских беженцев штурмуют забор безопасности на Голанских высотах
Источник: www.kp.ua

В настоящее время Израиль планирует начать строительство заградительного барьера и на границе с Иорданией — на протяженности от Мертвого моря до Эйлата. В отличие от остальных проектов, эти планы подвергаются серьезной критике со стороны общественности, так как Иордания – наиболее дружественное Израилю соседнее государство. К тому же, многие подозревают «строительную мафию» в стремлении заработать на новом масштабном проекте. Впрочем, даже такая серьезная проблема как коррупция нисколько не снижает эффективность стен безопасности в защите еврейского государства.

арабо-израильский конфликт · психология тоталитаризма и народных протестов

Сбылась мечта махровых националистов-шовинистов - вопросы решаются радикально. Если два народа не могут жить вместе - их нужно разделить.
А если они живут излишне рядом - построить между ними стену. Самую всамделишную, железобетонную.

Именно так, отчаявшись вопрос решить иначе, и поступили на Ближнем Востоке. Ныне Израиль и Палестину, государства еврейское и арабское, разделяет стена, общей длиной более 700 километров. С периметром, вышками и возможностью получить пулю.

Как можно поделить народы, живущие столь невыразимо тесно?
Проложить стену прямо через каждый двор и песочницу?

Стена легла через дворы, поделив их. Через улицы, через города.
Израиль и Палестина живут рядом, на расстоянии плевка, но параллельно.

Глазом видно - но не надо обольщаться за легкостью взора.
Визуально картинка выглядит неотличимо, евреи и арабы, что бы они о себе ни воображали, живут в однотипных городах.

Но всегда надо помнить - с какой стороны стены ты сейчас находишься.

Это дорога Израиля. Но все дома за ней - это уже Палестина. Меж ними стена, так просто не пройти.

Это Палестина. Но там сразу за стеной Израиль, другое государство. Стена прошла прямо по двору, по улице.

А здесь вообще изумиться - тоннель сквозь скалу израильский - а Палестина , с обрамляющей стеной, расположена прямо сверху.
Израиль с Палестиной поделились не только на плоскости, но и в глубину, в разных измерениях.

Это реальность, отказывающаяся укладываться в мозгу - как так?! На дворе 21-й век, рухнула Берлинская стена - а тут пещерная дикость, апартеид как он есть.

Мальчики налево, девочки направо - ну то есть евреи налево, арабы направо.

Причем за фактор идёт именно что национальность - будь ты араб-христианин, образа жизни совершенно светского - всё равно, твое место за стеной, в Израиль без специального пропуска тебе не попасть.

Впрочем у израильтян отношения с Палестинскими Территориями тоже сложные - Палестина делится на три зоны, в первой за израильтянами контроль, во второй поровну с палестинцами, в третьей - израильтянам вход заказан. Там никто не поручится за их сохранность.
Это очень странное ощущение - я как турист могу совершенно легко перемещаться что по Израилю, что по Палестине, не вызывая излишних расспросов - а туземцы не могут. Я в их стране имею гораздо больше возможностей перемещения, чем они сами.

Палестинцы в Израиль едут ясно зачем - это несоизмеримо более богатая страна, в ней работы и зарплаты. Можно сколько угодно ненавидеть еврея - но зарабатывать ехать к нему же.

А зачем, спрашивается, израильтянам в Палестину?

А, дорогие мои, это ж Ближний Восток, тут чёрт ногу давно сломал, и больше не суется.
Дело в том, что прямо посреди палестинских, арабских земель, расположены еврейские поселения. И живут там евреи, привыкшие обороняться, но не желающие никуда уезжать.

Да, прямо посреди Палестины вдруг встречаются острова, окруженные бетонным забором с вышками - и это еврейские поселения посреди арабского моря.

И ситуация нерешаема. Как арабские радикалы мечтают вернуть себе Иерусалим, а евреев сбросить в море - точно так же и еврейские радикалы мечтают о Великом Израиле от Лиссабона до Владивостока, ой простите - от Западного берега реки Иордан, до моря.
А арабы? А арабов в утиль.

А трагедия палестинских арабов именно в этом и есть - они никому не нужны.
Ладно, ясное дело, они не нужны Израилю - но ведь и братьям-арабам они тоже не нужны.
В создании независимого Палестинского государства не заинтересованы прежде всего арабские страны - им проще держать неустроенную, кровоточащую Палестину как инструмент давления на евреев.
Даже Иордания , король которой подарил часть современных палестинских земель, с формулировкой "будущему Палестинскому государству", так и тот, мне кажется, больше откупился от проблемы, нежели возжелал ее решить.

А что остается палестинцам? Только продолжать быть униженными. На вечном статусе изгнанников.
Множество ведь семей, живущих сразу за стеной, были некогда изгнаны из Иерусалима - и сейчас лагеря беженцев уже превратились в новые города, в которых выросли новые поколения, но позор и унижение остались.

Военная история государства Израиль напоминает детективно-приключенческий роман. В нем есть место и дерзкому угону катеров из французского порта, и истории о том, как Голда Меир в арабской одежде поехала на встречу к королю Иордании, и операции «Весна молодости», когда загримированные под женщин израильские коммандос приплыли для ликвидации террористов в Ливан на резиновых моторных лодках.

«Отец государства Израиль» Давид Бен-Гурион выразился об этом так: «Не ООН-шмоон, а дерзость евреев создала государство Израиль!» Об одной такой дерзости мы расскажем в этой статье.

В 1936 году в находящейся под Британским колониальным мандатом Палестине разразилось арабское восстание. Предпосылки к нему были заложены еврейской эмиграцией в Палестину, начавшейся в 1882 году. До этого в Палестине проживало примерно 30 тыс. евреев, а к 1936 году эта цифра увеличилась в 10 раз. К 20–30-м годам XX века часть арабского населения Палестины стала выражать крайнее недовольство растущей экономической ролью евреев в регионе. В 1920 году в Палестине прошли первые серьезные еврейские погромы, в результате которых 5 евреев погибло, 216 было ранено, большое количество домов и хозяйственных построек было разрушено. Зачинщик погромов аль-Хусейни был арестован, но позже отпущен на свободу и назначен верховным муфтием Иерусалима. Это назначение еще сильнее радикализировало арабское население, и уже в 1921 году в Палестине появились боевые группы, атаковавшие евреев и еврейские поселения в районе Яффо, Туль-Карема и Хадеры.

Конфликты то разгорались, то затухали вплоть до 1936 года, когда по всей Эрец-Исраэль заполыхало настоящее восстание. Британские колониальные власти, которых первые сионисты раздражали порой сильнее, чем в свое время Фидель Кастро США, запретили евреям строительство новых населенных пунктов. Но параллельно с этим в Палестине все еще действовал сохранившийся со времен Османской империи закон, запрещавший разрушать любое поселение, имеющее стену и башню.

Поэтому евреи перешли к тактике, которая так и называлась: «Стена и башня». Автором этой идеи был выходец из Украины Шломо Гур. Она была весьма проста в исполнении, но довольно хитра по своей задумке – за одну ночь закрепиться на определенной территории, возведя там сторожевую башню и оборонительную стену до прихода британских войск и полиции. Все постройки изготавливались заранее, привозились после заката солнца на место будущего укрепления и сразу же монтировались. Впервые эта тактика была применена 10 декабря 1936 года на возвышенности Тель-Амар. Эксперимент увенчался успехом, и к началу Второй мировой войны с помощью этого метода было основано 53 поселения.


Строительство нового поселения по методу
"Стена и башня". Фото автора, музей Ган
Ха-Шлоша (Израиль)

Ограниченное количество ресурсов не позволяло палестинским евреям расточительно относиться к возведению подобных укреплений. Поэтому большая часть из них совмещала военные и экономические функции. 37 из 53 созданных поселений были кибуцами. С первого же дня сионисты превращали близлежащую территорию в сельскохозяйственные наделы.

Простые на первый взгляд военные укрепления были буквально нашпигованы различными хитростями, «переселившимися» туда со всех уголков земного шара. Пресловутая «Стена» состояла из двух слоев, между которыми насыпался гравий. «Башня» же оснащалась мощным прожектором, питавшимся от электрогенератора. Он был аналогом сигнальных костров запорожских казаков, создававших примитивную информационную цепь на случай нападения татарских отрядов. Дозорный на вершине башни устно передавал информацию вниз по специальной стальной трубе. Это позволяло не привлекать внимание окружающих и сохранять секретность. Острая нехватка огнестрельного оружия, а также вероятность проникновения лазутчиков внутрь поселения заставляла сионистов спать в обнимку с деревянной палкой.


Реконструированные военные хитрости
евреев: "труба-телефон". Музей первого
поселения, посстроенного по методу
"Стена и башня", национальный парк Ган
Ха-Шлоша (Израиль). Фото автора


Реконструированные военные хитрости
евреев: палка. Музей первого
поселения, посстроенного по методу
"Стена и башня", национальный парк Ган
Ха-Шлоша (Израиль). Фото автора

«Звездным часом» этой тактики стала ночь с 5 на 6 октября 1946 года, когда на исходе Йом-Кипура в пустыне Негев появилось 11 новых поселений, созданных по принципу «Стена и башня». Операция по их созданию носила название «Одиннадцать точек». В ходе ее проведения было задействовано около 1000 людей и 300 грузовых машин.

К тому времени стало ясно, что решение вопроса о создании государства Израиль не за горами. Также было очевидно, что вне зависимости от вердикта ООН последует провозглашение независимости, а вслед за этим война. Палестинские евреи заранее стали укреплять территорию будущего государства. Во многом именно расположение еврейских кибуцев и определило границы, предложенные ООН, а впоследствии – границы, установившиеся после перемирия 1949 года.

Операция «Одиннадцать точек», как и любое строительство поселения по методу «Стена и башня», была действительно дерзким и крайне своевременным с точки зрения будущих военных действий мероприятием. 11 кибуцев, возникших в результате этой операции, сыграли большую роль в отражении египетского наступления во время Войны за независимость 1947-49 годов. Руководитель операции, уроженец Киевской губернии Леви Эшколь (Лев Школьник), впоследствии стал четвертым по счету премьер-министром Израиля. Сегодня его именем назван округ, граничащий с сектором Газа, в котором расположена часть кибуцев, созданных во время операции «Одиннадцать точек».

Из этих 11-ти поселений сегодня существуют 10. Кибуц Кфар-Даром расположен в секторе Газа, поэтому он был эвакуирован в 1948 году перед началом египетской оккупации Газы, восстановлен в 1989, однако снова эвакуирован в 2005 году, во время так называемого «одностороннего размежевания».

Создание государства Израиль завершило эпоху поселений, построенных по принципу «Стена и башня». Необходимость в установлении превентивного контроля над спорной территорией отпала. Сектор Газа был оккупирован Египтом, Иудея и Самария – Иорданией. Период относительно мирных авантюр сменился тяжелым временем арабо-израильских войн, и вместо строителей стен и башен на авансцену боевых действий вышли танкисты, летчики, артиллеристы и пехота.



Главное не стойте близко к краю! Все же 4 этажа - больно приземляться
!

За несколько дней до поездки мои разумом овладел интересный альтернативный путеводитель по Иерусалиму. Оппсс. чуть не забыл. Дорогие израильские друзья, то что я расскажу дальше не всем придется по вкусу. Ибо я не намерен петь оды тому, что не считаю благом. Равно как и не стану умалчивать о том, что считаю неприемлемым. Таким образом, кому то может показаться, что я открываю перед потенциальными туристами то, что надо бы скрывать. Пусть так. Но это история сего места, и история эта была не всегда образчиком справедливости и человеколюбия. Итак, вот какой необычный путеводитель написали итальянцы про Иерусалим Decode Jerusalem.

Это не про Крещение Христа и не про Стену Плача. Увы, это более близкое к нам. Это путеводитель о том, где можно воочию увидеть, как уживаются арабы и евреи в Вечном городе. Там можно прочитать про то, где израильская стена безопасности отрезала школы от учеников, мечеть от прихожан и кладбище от родственников. Там же рассказывается о том, в каких условиях живут жители Восточного Иерусалима. Весьма необычное и увлекательное чтиво.

Вот я и задумал пройтись тропами упомянутого путеводителя и увидеть своими глазами, что люди делят в этом городе, и почему над всеми этими святынями так и веет злоба и ненависть всех ко всем. Согласитесь, задача чрезвычайно жизнеутверждающая, не так ли? Сразу же подчеркну, что не ставлю своей целью давать экскурсы в историю и навязывать свое видение происходящего. Ограничусь фотографиями и краткими комментариями для общего понимания картины. Итак -

Часть первая. Великая израильская стена.

Признаюсь, когда я впервые узнал про строящуюся стену, то порадовался. Наконец-то евреи отделятся от палестинцев и наступит долгожданный мир на Ближнем Востоке. Друзья, не торопитесь прозвать меня наивным. Конечно же я не верил ни в какой мир. Ведь для мира нужно желание всех сторон конфликта. А на Ближнем Востоке такого желания и воли нет ни у кого, включая сам Израиль. Поэтому, когда стена стала разрастаться, стало ясно,что строят ее не с целью изолировать враждующие стороны. А с целью усугубить конфликт. Стена, которая по крайней мере изначально строилась с целью воспрепятствовать проникновению в Израиль палестинских боевиков, странным образом "влезла" вглубь собственно палестинских территорий, и фактически присоединила к Израилю густонаселенные палестинские анклавы.

Еще раз подчеркну - стена не отделила евреев от арабов, нет! Более того, стена даже не присоединила к Израилю каких-либо стратегических высот. Дико извиваясь змеем, стена прошла через центры арабских городов, разделив их на две части. Таким образом, на израильской стороне стены оказались сотни тысяч палестинских арабов, не являющихся гражданами Израиля. Посмотрите как это выглядит в районе Иерусалима -


Видите мечеть за стеной? Так вот я фотографирую из центра арабского пригорода Абу-Дис, находящегося на израильской стороне. За стеной - вторая половина городка, которая стала частью Палестинской автономии. Иными словами, палестинцы и там, и здесь. Евреями же на многие километры не "пахло" ни там (за стеной), и не тут. В чем смысл?



Фотография сделана на восток, с часовни евангелистской церкви Августы-Виктории, что на Оливковой горе. Вдали на горизонте израильский город Маале Адумим, еще дальше (в дымке) - Мертвое море. Внизу - стена, разделившая арабский городок Эль-Азария надвое. Проще говоря, еврейский город Маале Адумим фактически отделен от Иерусалима плотным кольцом арабских пригородов. Теперь эти пригороды обнесли стенами.



Мощный КПП между Израилем и палестинскими территориями в районе Абу-Диса, через который основная часть палестинцев попадает на израильскую сторону стены, где живут такие же арабы, как и они.




Еще один вид на стену, петляющую по горам. Обратите внимание на дома сразу же за церковью (кстати, это церковь Св.Петра в Галиканту)
. Это арабские дома, такие же точно, как и за стеной.

Теперь немного отвлечемся от стен и заборов. Обратите внимание на фотографии ниже. Да, там есть несколько симпатичных ракурсов. Но сейчас речь немного не о том. Обратите внимание на черные баки на крышах арабских домов -



Не буду мучить читателя загадками. Черные баки это вода. Обычная водопроводная вода. Дело в том, что подача воды в Восточный Иерусалим налажена плохо. К примеру, в еврейской части города отключения и перебои с водой это нонсенс. Зато в арабской части - повседневность. Посему, не имеющие иного выбора жители стали устанавливать баки на своих крышах - когда есть вода, бак наполняется. Когда воды нет - пользуются той, что в баке. Спрашивается, почему так, ведь вроде бы израильтяне говорят, что Иерусалим это вечная и неделимая столица Израиля? Сложный вопрос.

Подробнее про перебои с водой в Восточном Иерусалиме можно почитать на ряде официальных израильских сайтов, например Ассоциация гражданских прав Израиля (ACRI), или на официальном сайте Международной организации здравoхранения (WHO).

Столица - да, бесспорно, по крайней мере технически. Пусть и пока не признанная ни одной страной мира. Зато Кнессет в Иерусалиме и все министерства. А вот что касается вопроса неделимости - тут дела обстоят еще хуже.

Город не только разделен как никогда, но и его фактическое разделение активно проводится в жизнь самой же администрацией. Покойный Тедди Колек, бессменный мэр Иерусалима в течении почти 25 лет, как то в сердцах заметил ". Мы и водопровод то провели им [арабам] только потому, что появились случаи холеры, и мы опасались что это перекинется на еврейскую часть города".

А вот еще пример. Мой отель расположен в пригороде Силуан, напротив стен Старого города. А прямо внизу, в Кидронском ущелье, отделяющем Силуан от Иерусалима, вовсю идут строительные работы. Возводится археологический парк "Город Давида". Будет много зелени, будет гуляльная улица, будут доведенные до ума памятники архитектуры. Казалось бы, где тут засада? А вот где засада. Жители 85(!) домов Силуана получили предписания о сносе их жилищ. Вот, посмотрите на фото ниже -


Видите, внизу расширяют дорогу? Так вот, в ширину комплекс будет 150-200 метров, и в длину около полутора километров. Снесены будут все здания, что попадают в эту зону. Иными словами все те, что внизу, и два яруса вверх. Хочется задать сакраментальный вопрос - будут ли палестинцы в восторге от нового парка?

Несколько видов Иерусалима










Часть вторая. Евреи отрицающие Холокост и сам Израиль.

В большинстве стран Европы приняты законы, исходя из которых отрицание Холокоста приравнено к уголовному преступлению. Излишне говорить, что любой поставивший под сомнение геноцид евреев во время войны считается нацистом, расистом и фашистом. И это, вне всякого сомнения, справедливо. Тем более удивительно, что религиозные иудеи, жители иерусалимского квартала Меа Шеарим, открыто отрицают Холокост, и призывают к исчезновению Израиля как государства. Более того, они же являются активными участниками всех возможных антисемитских сходок. Взять организованный Ахмадинеджадом в Тегеране симпозиум по обсуждению "преступлений сионизма". Ортодоксы из Меа-Шеарим были там полноправными гостями.Как такое может быть, спросит читатель? Почему эти люди не в тюрьме?

Ситуация такова. Есть веяние в иудаизме, называемой Натурей Карта (их официальный сайт). Оно возникло в 1935 году в венгерском местечке Сатмар (Санта Мария). Раввины его самым категорическим образом отказывались поддержать идею возвращения евреев в Эрец Исраэль, а также сионизм. Члены этой общины поэтому не поддерживают никакой связи с государством Израиль и его официальными учреждениями. Они не признают израильские гражданские суды, не принимают участия в муниципальных и всеобщих выборах, их дети учатся в особых школах и не служат в армии. Они не пользуются ивритом в качестве языка повседневного общения.

Они отказываются получать деньги от государства (несмотря на то, что большинство из них исправно платят налоги), а для некоторых День независимости Израиля является днем траура. Будучи в Иране, иудаистские ортодоксы заявили, что Израиль должен разоружиться, ибо от него сегодня исходит главная опасность для стран Ближнего Востока. «Мы хотим не возвращения государства к границам 1967 года, - подчеркнул они при этом, - а возвращения страны палестинцам, чтобы мы могли жить с ними вместе».

Более того, выступая перед иранскими студентами, раввины говорили о необходимости проведения четкой границы между «иудаизмом и сионизмом, чтобы ярость против «оккупантов в Палестине» не обращалась против тех, кто хочет мирно жить под мусульманским правительством, как это было в прошлом». «Сионисты замешаны почти во всех преступлениях на Земле, - считают раввины, - и, к несчастью, они называют себя представителями еврейского народа».

По их мнению, сионизм был рожден «воспаленным воображением Герцля». Не обошли раввины стороной и Холокост, полностью поддержав самых жестких антисемитов. На той самой конференции в Тегеране, они завили, что «Мусульмане чувствуют несправедливость: почему можно оскорблять пророка Мухаммада и рисовать на него карикатуры, а отрицать холокост нельзя?», - говорится в их заявлении. «Сионисты используют холокост ради своих выгод». Вот такие вещи можно встретить в упомянутом ортодоксальном районе Меа Шеарим -


Ну а в целом, если абстрагироваться от описанного выше, то Меа Шеарим (Сто Врат) это крайне колоритный квартал, куда несомненно стоит сходить. Там вы увидите традиционный уклад жизни еврейского гетто, как это было 100 лет назад, и 200 и 300. Словно назад на машине времени -







Квартал буквально залеплен вот такими вот воззваниями "Одевайтесь скромно". Непосредственно этот плакат я снял на входе в самый обычный банк. Посетителей призывают одеваться скромно и не броско. И даже комментируют как именно следует идти получать ипотеку, или снимать наличные в банкомате "Длинные рукава, закрытая рубашка, не обтягивающее".


Обращение к проходящим через квартал "Не мешайте нам вести еврейский образ жизни".

Часть третья. Разделенный город.

Думаете, я буду опять о стене, отделяющей еврейские кварталы от палестинских? Нет. Не о том. Все гораздо более интересно, и уходит корнями в 1948 год. Израиль завершил свою первую войну, Войну за Независимость, довольно успешно, закрепившись на более выгодных позициях, чем перед войной. Но непосредственно в Иерусалиме успехи были куда скромнее. Старый город со всеми его святынями так и остался под контролем Иордании. До 1967 года, когда Израиль в течении 6 дней захватил Синай у Египта, Голанские высоты у Сирии и Западный берег с Иерусалимом у Иордании.



До 1967-го года здесь была не улица. Тут тянулся пограничный забор с Иорданией

Неподалеку от Байт Турджман располагался единственный в городе КПП между Израилем и Иорданией, называвшийся Mandelbaum Gate, что не может не напомнить о берлинском Brandenburger Tor, где тоже был КПП во времена Холодной войны. Cейчас от израильского перехода остался лишь маленький монумент, а раньше, до 1967 года, это выглядело вот так -




А израильские пограничники иногда угощали иорданских коллег сигаретами, что приятно удивляет, не одним же пулям летать туда-сюда.

Так или иначе, но все же недолго израильтяне и иорданцы угощали друг-друга сигаретами. Иорданский король Хуссейн (ныне покойный) обьявил Израилю войну в качестве поддержки Сирии и Египту, с которыми Иордания имела соответствующее соглашение о взаимной обороне. В своей автобиографии Хуссейн потом, уже в 1974 году, напишет "Конфронтация с Израилем была ошибкой. Мы могли избежать кровопролития. Мы вступили в войну движимые идеями Пан-арабизма, и наши братья нас предали".

Очевидно, что Хуссейн под предательством подразумевает тот факт, что Гамаль Абдель Насер ввел его в заблуждение относительно происходящего на фронте. Хуссейн, будучи уверенным что израильская армия разгромлена, решил вступить в войну и урвать и себе часть территорий. На самом же деле, ситуация оказалась абсолютно иной. Разгромленными оказались армии Египта и Иордании, и перебросив войска с синайского фронта, израильтяне в течении двух дней разделались вдобавок и с Иорданией.

В ответ на мощный артобстрел со стороны иорданцев, израильтяне в ночь с 5-го на 6-ое июня 1967 года предприняли атаку на иорданские позиции в Иерусалиме. Самые тяжелые бои имели место в северной части города, на холме, получившем название "Гиват Ха'тахмошет" (Оружейная горка). Здесь располагался мощный иорданский укрепрайон, откуда простреливалась большая часть города.

В наши дни, гуляя среди окопов и бункеров, несложно представить, что задача у израильтян была не из легких. Они взяли высоту силами 55-ой десантной бригады, но ценой 182 солдат, здесь погибших в ту ночь. Сейчас на этом месте впечатляющий мемориал и музей, где несомненно стоит побывать всякому интересующемуся военной историей Ближнего Востока. Кстати, у них есть сайт с русской версией. Ниже несколько фотографий снятых на Гиват Хатахмошет -

Читайте также: